Даргомыжский даты. Александр сергеевич даргомыжский биография

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицкое Тульской губернии. Первые четыре года своей жизни он находился вдали от Петербурга, но именно этот город оставил наиболее глубокий след в его сознании.

В семье Даргомыжских было шестеро детей. Родители заботились о том, чтобы все они получили широкое гуманитарное образование. Александр Сергеевич получил домашнее воспитание, он никогда не обучался ни в одном учебном заведении. Единственным источником его знаний были родители, многочисленная семья и домашние учителя. Они были той средой, которая формировала его характер, вкусы и интересы.

Александр Сергеевич Даргомыжский

Особое место в воспитании детей в семье Даргомыжских занимала музыка. Родители придавали ей большое значение, считая, что она является началом, смягчающим нравы, действующим на чувства и воспитывающим сердца. Дети учились играть на различных музыкальных инструментах.

Маленький Саша в 6 лет стал учиться игре на фортепьяно у Луизы Вольгеборн. Через три года его учителем стал знаменитый в то время музыкант Андриан Трофимович Данилевский. В 1822 году мальчика начали учить игре на скрипке. Музыка стала его страстью. Несмотря на то что он должен был учить много уроков, Саша примерно в 11 – 12 лет уже начал сам сочинять небольшие фортепьянные пьески и романсы. Интересен тот факт, что учитель мальчика, Данилевский, был категорически против его сочинительства, и даже бывали случаи, когда он рвал рукописи. Впоследствии для Даргомыжского был нанят знаменитый музыкант Шоберлехнер, который завершил его образование в области игры на фортепьяно. Кроме этого, Саша брал уроки вокала у учителя пения по фамилии Цейбих.

В конце 1820-х годов стало окончательно ясно, что Александр имеет большую тягу к сочинению музыки.

В сентябре 1827 года Александр Сергеевич был зачислен в контроль министерства Двора на должность канцеляриста, но без жалования. К 1830 году весь Петербург знал Даргомыжского как сильного пианиста. Не зря Шоберлехнер считал его своим лучшим учеником. С этого времени юноша, несмотря на департаментские обязанности и занятия музыкой, стал все больше внимания уделять светским развлечениям. Неизвестно, как сложилась бы судьба Даргомыжского-музыканта, если бы провидение не свело его с Михаилом Ивановичем Глинкой. Этот композитор сумел угадать настоящее призвание Александра.

Познакомились они в 1834 году на квартире у Глинки, весь вечер оживленно беседовали и играли на фортепьяно. Даргомыжский был поражен, очарован и ошеломлен игрой Глинки: такой мягкости, плавности и страсти в звуках он не слышал никогда. После этого вечера Александр становится частым гостем в квартире Глинки. Несмотря на разницу в возрасте, между двумя музыкантами установились тесные дружеские отношения, которые длились 22 года.

Глинка старался помочь Даргомыжскому как можно лучше овладеть композиторским мастерством. Для этого он отдал ему свои конспекты по теории музыки, которую ему преподавал Зигфрид Ден. Александр Сергеевич и Михаил Иванович познакомились как раз в то время, когда Глинка работал над оперой «Иван Сусанин». Даргомыжский очень много помогал своему старшему другу: доставал нужные для оркестра инструменты, разучивал партии с певцами и репетировал с оркестром.

В 1830-е годы Даргомыжский написал множество романсов, песен, дуэтов и пр. Поэзия Пушкина стала основополагающим моментом в художественном формировании композитора. На стихи гениального поэта были написаны такие романсы, как «Я вас любил», «Юноша и дева», «Вертоград», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья». Помимо этого, Александр Сергеевич писал и на гражданские, социальные темы. Ярким примером этого может служить песня-фантазия «Свадьба», которая стала одной из любимых песен студенческой молодежи.

Даргомыжский был завсегдатаем различных литературных салонов, часто появлялся на светских вечеринках и в художественных кружках. Там он много играл на фортепиано, аккомпанировал певцам, а иногда сам пел новые вокальные пьесы. Помимо этого, он иногда участвовал в квартетах в качестве скрипача.

В это же время композитор задумал написать оперу. Ему хотелось найти сюжет с сильными человеческими страстями и переживаниями. Именно поэтому он остановил свой выбор на романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». К концу 1841 года работа над оперой была завершена, о чем было сообщено в газете «Разные новости». В небольшой заметке автор писал о том, что Даргомыжский окончил оперу «Эсмеральда», которую у него приняла дирекция петербургских театров. Было также сообщено о скорой постановке оперы на сцене одного из театров. Но прошел один год, потом другой, третий, а партитура оперы так и лежала где-то в архиве. Уже не надеясь на постановку своего сочинения, Александр Сергеевич в 1844 году решил уехать за границу.

В декабре 1844 года Даргомыжский прибыл в Париж. Целью его путешествия было познакомиться с городом, его жителями, образом жизни, культурой. Из Франции композитор писал множество писем своим родственникам и друзьям. Александр Сергеевич регулярно посещал театры, в которых чаще всего слушал французские оперы. В письме своему отцу он писал: «Французскую оперу можно сравнить с развалинами превосходного греческого храма… а между тем храма уже не существует. Могу вполне убедиться, что французская опера могла сравниться и превзошла всякую итальянскую, но все-таки сужу по одним обломкам».

Через полгода Даргомыжский вернулся в Россию. В эти годы на родине обострились общественно-политические противоречия. Одной из основных задач искусства стало правдивое раскрытие непримиримых разногласий между миром богатых и простых людей. Теперь героем многих произведений литературы, живописи и музыки становится человек, вышедший из средних и низших слоев общества: ремесленник, крестьянин, мелкий чиновник, бедный мещанин.

Александр Сергеевич также посвятил свое творчество показу жизни и быта простых людей, реалистичному раскрытию их душевного мира, обличению социальной несправедливости.

Не только лирика звучит в романсах Даргомыжского на слова Лермонтова «И скучно, и грустно» и «Мне грустно». Для того чтобы в полной мере понять и постичь значение первого из вышеназванных романсов, нужно вспомнить, как прозвучали в эти годы данные стихи Лермонтова. Композитор же стремился подчеркнуть в произведении значительность и весомость не только каждой фразы, но чуть ли не каждого слова. Этот романс представляет собой элегию, которая напоминает положенную на музыку ораторскую речь. Подобных романсов еще не было в русской музыке. Вернее было бы сказать, что это монолог одного из лирических лермонтовских героев.

Другой лирический монолог Лермонтова – «Мне грустно» – построен по тому же принципу сочетания песенности и декламации, что и первый романс. Это не размышления героя наедине с самим собой, а обращение к другому человеку, наполненное задушевным теплом и лаской.

Одно из наиболее важных мест в творчестве Даргомыжского занимают песни, написанные на слова поэта-песенника А. В. Кольцова. Это песни-зарисовки, показывающие жизнь обыкновенных людей, их чувства и переживания. Например, лирическая песня-жалоба «Без ума, без разума» повествует о судьбе крестьянской девушки, которую насильно выдали замуж за нелюбимого. Почти такая же по характеру и песня «Лихорадушка». Вообще, большая часть песен и романсов Даргомыжского посвящена рассказу о тяжелой женской доле.

В 1845 году композитор начал работу над оперой «Русалка». Он трудился над ней в течение 10 лет. Работа шла неравномерно: в первые годы автор был занят изучением народного быта и фольклора, затем он перешел к составлению сценария и либретто. Хорошо продвигалось написание произведения в 1853 – 1855 годах, а вот в конце 1850-х годов работа почти остановилась. Этому было много причин: новизна задачи, творческие трудности, напряженная общественно-политическая обстановка той эпохи, а также равнодушие к творчеству композитора со стороны дирекции театров и общества.

Отрывок из романса «Мне грустно» А. С. Даргомыжского

В 1853 году Александр Сергеевич писал В. Ф. Одоевскому: «По силе и возможности я в „Русалке“ своей работаю над развитием наших драматических элементов. Счастлив буду, если успею в этом хотя вполовину против Михайлы Ивановича Глинки…»

4 мая 1856 года был дан первый спектакль «Русалки». На представлении присутствовал тогда еще молодой Л. Н. Толстой. Он сидел в одной ложе с композитором. Опера вызвала широкий интерес и обратила на себя внимание не только музыкантов, но и разночинного слушателя. Однако спектакль не удостоился посещения особами царской фамилии и высшего петербургского общества, в связи с чем с 1857 года его стали давать реже и реже, а потом и вовсе сняли со сцены.

В журнале «Русская музыкальная культура» появилась статья, посвященная опере Даргомыжского «Русалка». Вот что в ней высказал автор: «„Русалка“ – первая значительная русская опера, появившаяся после „Руслана и Людмилы“ Глинки. Вместе с тем это опера нового типа – психологическая бытовая музыкальная драма… Раскрывая сложную цепь взаимоотношений между действующими лицами, Даргомыжский добивается особенной полноты и многосторонности в обрисовке человеческих характеров…»

Александр Сергеевич, по словам современников, впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности, т. е. способность человека быть разным в определенных обстоятельствах. П. И. Чайковский очень высоко оценил это произведение, сказав, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки.

1855 год стал переломным в жизни российского народа. Только что была проиграна Крымская война, несмотря на 11-месячную оборону Севастополя. Это поражение царской России выявило слабость крепостного строя и стало последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. По России прошла волна крестьянских бунтов.

В эти годы наибольшего расцвета достигла журналистика. Особое положение в ряду всех изданий занимал сатирический журнал «Искра». Почти с момента создания журнала членом редакционной коллегии являлся Даргомыжский. Многим в Петербурге было известно о наличии у него сатирического дарования, а также о его социально-обличительной направленности в творчестве. Многие заметки и фельетоны о театре и музыке принадлежали перу Александра Сергеевича. В 1858 году он сочинил драматическую песню «Старый капрал», которая представляла собой одновременно монолог и драматическую сцену. В ней прозвучало гневное обличение общественного строя, который допускает насилие человека над человеком.

Большое внимание русская общественность уделила также комической песне Даргомыжского «Червяк», в которой рассказывается о мелком чиновнике, пресмыкающемся перед сиятельным графом. Яркой образности композитор достиг и в «Титулярном советнике». Это произведение – не что иное, как маленькая вокальная картинка, показывающая неудачную любовь скромного чиновника к надменной генеральской дочери.

В начале 60-х годов Александр Сергеевич создал целый ряд сочинений для симфонического оркестра. Среди них можно назвать «Украинского казачка», который перекликается с «Камаринской» Глинки, а также «Бабу Ягу», являющуюся первым в русской музыке программным оркестровым сочинением, содержащим в себе острые, витиеватые, иногда просто комические эпизоды.

В конце 60-х годов Даргомыжский взялся за сочинение оперы «Каменный гость» на стихи А. С. Пушкина, которая, по его мнению, стала «лебединой песней». Остановив свой выбор на этом произведении, композитор поставил перед собой огромную, сложную и новую задачу – сохранить в неприкосновенности полный текст Пушкина и, не сочиняя обычных оперных форм (арий, ансамблей, хоров), написать на него музыку, которая бы состояла из одних речитативов. Такая работа была по плечу тому музыканту, который в совершенстве владел способностями музыкального перевоплощения живого слова в музыку. Даргомыжский справился с этим. Он не только представил работу, обладающую индивидуальным музыкальным языком для каждого персонажа, но и сумел при помощи речитатива изобразить повадки героев, их темперамент, манеру речи, смену настроений и пр.

Даргомыжский не раз говорил своим друзьям, что если он умрет, не дописав оперы, то допишет ее Кюи, а инструментирует Римский-Корсаков. 4 января 1869 года в первый раз исполнилась Первая симфония Бородина. Александр Сергеевич в это время был уже тяжело болен и никуда не выходил. Но он живо интересовался успехами нового поколения русских музыкантов, хотел слышать об их работах. Пока шли репетиции Первой симфонии, Даргомыжский всех, кто приходил навестить его, расспрашивал о ходе подготовки к исполнению произведения. Он хотел первым услышать о том, как ее приняла широкая публика.

Этого шанса судьба ему не дала, потому что 5 января 1869 года Александр Сергеевич умер. 15 ноября 1869 года опера «Каменный гость» была полностью показана на обычном вечере у его друзей. По завещанию автора Кюи и Римский-Корсаков забрали рукопись оперы сразу после его смерти.

Даргомыжский был смелым новатором в музыке. Он первым из всех композиторов запечатлел в своих сочинениях тему большой социальной остроты. Поскольку Александр Сергеевич был тонким психологом, отличавшимся замечательной наблюдательностью, он смог создать в произведениях широкую и разнообразную галерею человеческих образов.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Меншиков Александр Сергеевич Меншиков (Александр Сергеевич, 1787 – 1869) – адмирал, ген.-адъютант, светлейший князь. Сначала вступил в дипломатический корпус, затем перешел в военную службу и был адъютантом графа Каменского. В 1813 г. находился в свите императора Александра I и

Из книги Самые знаменитые поэты России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Александр Сергеевич Пушкин Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем, Восторгом чувственным, безумством, исступленьем, Стенаньем, криками вакханки молодой, Когда, виясь в моих объятиях змией, Порывом пылких ласк и язвою лобзаний Она торопит миг последних содроганий. О,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) Родился Александр Сергеевич Даргомыжский 14 февраля 1813 года в Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Петербург. Родители будущего

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Александр Сергеевич Даргомыжский Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицкое Тульской губернии. Первые четыре года своей жизни он находился вдали от Петербурга, но именно этот город оставил наиболее глубокий след в его сознании.В семье

Из книги автора

ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). Русский драматург, поэт, дипломат. Автор комедии «Горе от ума», пьес «Молодые супруги», «Студент» (в соавторстве с П. Катениным), «Притворная неверность» (в соавторстве с А. Жандром), «Своя семья, или

Из книги автора

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837). Русский поэт, писатель, драматург, создатель современного русского литературного языка. Заслуги А. С. Пушкина перед русской литературой и русским языком невозможно переоценить, перечисление даже самых

Где дети получают возможность творческого развития. А кто такой Даргомыжский и каким образом он связан с Вяземской землей, можно узнать, познакомившись с его биографией.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – русский композитор, который оставил значимый след в развитии музыки, создавая одно из новых направлений - реалистичное. Даргомыжский Александр Сергеевич в автобиографическом письме писал как-то: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» и это у него прекрасно получалось, ведь не зря же его Мусоргский назвал «учителем музыкальной правды».

Александр Сергеевич Даргомыжский краткая биография

Начинается жизненный путь Даргомыжского и его краткая биография с рождения. Это произошло в феврале 1913 года. Именно тогда мир увидел маленький мальчик, который родился в семье дворян, а назвали его Александром, славная биография которого началась в Троицком селе Тульской области. Сразу, как войска Наполеона были изгнаны с территории России, Даргомыжские селятся в имении, что досталось по наследству матери Даргомыжского, в имении Твердуново, в Вяземском районе. Там прошли первые четыре года будущего композитора, после чего все семейство, переезжает в Петербург. Там Александр Сергеевич Даргомыжский занимается музыкальным образованием. Он учится игре на скрипке, фортепиано, учится пению, пробовал себя в написании первых своих романсов, пьес для фортепиано.

Среди его знакомых, было много литераторов, среди которых был Лев Пушкин, Жуковский Василий, Петр Вяземский. Большую роль в судьбе Даргомыжского сыграла встреча и знакомство с Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский создавал музыку и первая его большая работа была работа над оперой «Эсмеральда», которую не сразу поставили на сцене, а когда автор добился ее выхода, то после премьеры и вовсе быстро сошла со сцены и редко ставилась. Такая неудача болью и переживаниями отразилась на душевном состоянии Даргомыжского, но он продолжает создавать и пишет ряд романсов.

Русалка история создания

Композитор Даргомыжский уезжает за границу, так сказать, для вдохновения. Там знакомится с музыковедами, мировыми композиторами, а вернувшись на родину, Александр стал увлекаться фольклором, чьи отзвуки прослеживаются во многих его работах, в том числе в знаменитом его произведении, которое принесло автору большую популярность. И это работа Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» на сюжет трагедии Пушкина «Русалка». Если говорить о работе Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» и его истории создания, то стоит сказать, что для написания произведения композитора ушло около семи лет. Начал ее писать в 1848 году, а завершил работу в 1855 году.

Следующая опера, которую задумал Даргомыжский, была опера «Каменный гость», но пишется она медленно из-за испытываемого автором творческого кризиса, который был вызван выходом из репертуара театров его работы «Русалка». Опять за вдохновением Даргомыжский едет за границу. По прибытии берется вновь за «Каменного гостя», но завершить его не смог.

Опера А.С.Даргомыжского Русалка

Александр Сергеевич Даргомыжский музыка

Даргомыжский - Мельник, ноты

Меланхолический вальс А. Даргомыжский

В 1869 году Даргомыжский покидает наш мир. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств.

Александр Сергеевич Даргомыжский интересные факты из жизни

Изучая биографию Александра Сергеевича Даргомыжского, можно отметить такой интересный факт его жизни, как завершение оперы «Каменный гость», которую закончил Цезарь Кюи.
После себя Даргомыжский оставил множество произведений, а это и оперы, и камерно-вокальные произведения, и песни социально-бытового содержания, и романсы, и произведения для фортепиано.

За свою жизнь Даргомыжский так и не встретил ту единственную, с которой он бы создал семью и воспитал детей. В Вязьме, рядом со школой искусств, А.С. Даргомыжскому установлен памятник, и недавно появилась .

Ну а вам предлагаем познакомиться ближе с композитором. Посмотрев фото Даргомыжского Александра Сергеевича, а также можете прикоснуться к творчеству Александра Сергеевича Даргомыжского, слушая его произведения.

Ранний период .

В 40-е гг. Даргомыжский работает в рамках сложившихся традиций. Обращается к текстам Пушкина – «Я вас любил», «Юноша и дева», «Слеза», «Ночной зефир». В отличие от Глинки, работая с текстом, он стремился к мелодике не обобщённого плана, выделяя отдельные слова, акцентируя отдельные моменты. Вокальная мелодия как бы соткана из отдельных мелодических фраз и пауз.

Начало 50-х гг.

Использует тексты Лермонтова («И скучно, и грустно», «Мне грустно»). Стиль романсов – речитативно-ариозный. Возрастает критическая направленность интересов Даргомыжского – это ярко отразилось в песне-сценке «Мельник».

Е гг.

Вокальное творчество этого периода насыщено социально-обличительным началом («Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник»). Этому способствовало сотрудничество в сатирическом журнале «Искра» с Курочкиным, Вейнбергом. Одно из главных достижений в вокальных жанрах Даргомыжского: он обогатил исполнительскую манеру элементами драматической игры – мимика, поза, жест, интонация. Линию Даргомыжского в вокальной музыке в дальнейшем продолжат Мусоргский, Прокофьев, Шостакович.

3 курс инструменталисты

Русская музыка 50-70-х годов. Могучая кучка.

Общая характеристика времени.

К середине XIX века идея освобождения народа от крепостной зависимости встала во весь рост. Главным выразителем прогрессивной мысли стал Чернышевский. В трактате «Об отношении искусства к действительности» он призывает творческую интеллигенцию к правдивой обрисовке жизни народа; предметом искусства должна стать сама жизнь и человек. Чернышевский: «Искусство есть средство для беседы с людьми».

2. Образное содержание искусства.

а) народность – народные типы, образы, персонажи. В литературе их выразителями стали Толстой, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Тургенев, Достоевский. В изобразительном искусстве – Крамской;

б) историческое прошлое – Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем историю, чтобы она рассказала нам о нашем прошлом, объяснила настоящее, намекнула на будущее». Толстой «Князь Серебряный», «Смерть Ивана Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович». В живописи – Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына», Репин «Иван Грозный убивает своего сына», Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». В музыке – Бородин опера «Князь Игорь», Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Римский-Корсаков «Псковитянка», «Царская невеста»;



в) народные предания, сказки, былины – Виктор Васнецов «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке». В музыке это ярче всего проявилось у Бородина, Римского-Корсакова;

г) антивоенная тематика – в живописи ярче всего выразилась у Верещагина «Апофеоз войны», «Подавление индийского восстания англичанами»;

д) социально-бытовые сюжеты – Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь»;

е) народные пейзажи – Шишкин, Куинджи, Саврасов.

Развитие музыкального искусства.

Музыка становится гораздо шире по обхвату тем, сюжетов, жанров, выразительный средств. Сохраняются 3 линии симфонизма + программный (Балакирев «Тамара», Римский-Корсаков «Садко», «Шехеразада», Мусоргский «Ночь на Лысой горе», Чайковский «Манфред»).

Опера обогащается новыми жанрами:

Лирическая (Рубинштейн «Демон»);

Историческая (Р.-К. «Псковитянка»);

Народно-музыкальная драма (Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»);

Лирико-комедийная (Чайковский «Черевички»);

Эпическая (Бородин «Князь Игорь»);

Лирико-психологическая (Р.-К. «Царская невеста», оперы Чайковского).

Камерная музыка – её прочная основа была заложена в струнных квартетах Бородина и Чайковского. К вокальным жанрам обращались практически все композиторы данного периода.

Творческие принципы Могучей кучки.

Состав: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков. Идейным вдохновителем «балакиревского кружка» был известный критик и писатель Стасов. Творческие принципы Могучей кучки сложились под влиянием эстетики Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Белинского. Композиторов кружка при всём различии их творческих индивидуальностей объединяла одна цель: продолжать дело, начатое Глинкой, создавать музыку русскую, неразрывно связанную с искусством самого народа. Вместе с тем они выступали как смелые новаторы.

Общественная деятельность.

До 60-х годов очагами исполнительской культуры оставались в основном частные аристократические салоны, рассчитанные на небольшой круг слушателей. В 1859 году в Петербурге, а в 1860 в Москве открылось Русское музыкальное общество (РМО), инициатором и организатором создания которого был А.Г. Рубинштейн. Консерватории в Петербурге и Москве открылись в 1862 и 1866 гг. растёт признание музыки русских композиторов за рубежом.

3 курс инструменталисты

М.П. Мусоргский (1839-1881). Биография и творчество.

Вступление.

Мусоргский – один из самых дерзновенных новаторов 19 в., гениальный композитор, далеко опередивший своё время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным реализму, и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их. Полное призвание композитора придёт только в 20 веке, его новаторские принципы найдут отражение в произведениях Шостаковича, Равеля и Дебюсси.

Биография.

а) детство – провёл в с. Карево (ныне Псковская обл.) в помещичьей усадьбе, крестьянский быт. В 7 лет под руководством матери он уже играл на фортепиано несложные пьесы Листа. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Духовое созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что «был удостоен особенно любезным вниманием императора»; был желанным участником вечеров, где разыгрывал польки и кадрили. В то же время изучал иностранные языки, историю, литературу, искусство, брал уроки фортепианной игры у педагога Герке, посещал оперные спектакли;

б) раннее творчество – в 1856 г. Мусоргский был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк. Знакомство с Балакиревым, Кюи, Даргомыжским. В 1858 г. подал прошение об отставке. Делает наброски опер «Царь Эдип», «Саламбо» (по Флоберу), «Женитьба» (по Гоголю), симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», песни «Калистрат», «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке», «Сиротка», «Семинарист»;

в) зрелое творчество – этот период начинается с создания оперы «Борис Годунов» (1868-1870 гг.) – вершина творчества композитора. В 1870 г. дирекция императорских театров отклонила оперу из-за отсутствия женской партии и сложности речитативов. После доработки в 1874 г. опера наконец была поставлена, но с большими купюрами. Замысел оперной трилогии: 2 ч. – «Хованщина», 3 ч. – «Пугачёвщина». С 1868 г. Мусоргский становится чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ. Параллельно с «Хованщиной» работает над комической оперой «Сорочинская ярмарка». 1874 г. – фортепианный цикл «Картинки с выставки», 1872 – вокальные циклы «Детская», 1874 - «Без солнца», 1877 – «Песни и пляски смерти»;

г) последние годы жизни – летом 1879 г. вместе с певицей Леоновой совершает большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, свою собственную. В феврале 1881 г. Мусоргского поместили в Николаевский госпиталь, где через месяц он скончался.

Архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил «Хованщину», осуществил редакцию «Бориса» и добился их постановки на оперной сцене. «Сорочинскую ярмарку» завершил Лядов.

3 курс пианисты

Призыв Чернышевского черпать сюжеты из жизни среди композиторов Могучей кучки наиболее последовательно был воплощён Мусоргским. В его романсах и песнях, в его оперных шедеврах нашли отражение острые социальные конфликты русской общественности 60-70-х гг.

В музыкальном искусстве исторические сюжеты воплотились в операх трёх молодых композиторов: почти одновременно появились «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Опричник» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского. Все три оперы раскрывают переломные этапы в истории, борьбу царской власти и народных масс. С появлением «Бориса Годунова» русский оперный театр обогатился новым жанром – народной музыкальной драмой, создателем которой является Мусоргский.

Народ и Борис;

Внутренний конфликт Бориса;

Раскрытие конфликтов в опере происходит при помощи лейтмотивов и ярко очерченных интонационных сфер, присущих каждому образу. Помимо этого, Мусоргский применяет принцип монотематизма. Так, оркестровая тема вступления, её интонации, рисующие многострадальный, горестный образ народа, встречаются в хоре «На кого ты нас покидаешь», песне Варлаама «Как во городе», хоре «Расходилась, разгулялась».

В опере три интонационных сферы:

1) сфера народных сцен.

2) вторая сфера связана с образом Бориса.

хоровую сцену хоровой речитатив

Кроме хоровых сцен, образ народа представлен и отдельными персонажами, каждый из которых является выразителем определённых черт народа. Строго индивидуализирован и музыкальный язык каждого. Так, монах-летописец Пимен характеризуется 2-мя лейтмотивами, его речь нетороплива, величава. Пимен – воплощение объективности, мудрости.

Иной народный тип – Варлаам с буйным и непокорным нравом. Его речитативы необычайно красочны, пронизанные лукавым юмором и выразительными прибаутками. Кульминацией образа Варлаама является его песня «Как во городе было, во Казани». Характер песни удалой и стихийный. Быстрый темп, плясовой ритм, обилие выразительных оркестровых деталей в куплетах-вариациях. Варлаам – это показ мощи и неудержимости народной стихии.

Юродивый являет собой воплощение извечного народного горя и крайней нищеты. Музыкальная характеристика Юродивого дана в его песенке «Месяц едет». Она пронизана интонациями плача-причета в сопровождении и вокальной партии. Бессмысленная в начале песня Юродивого во 2-м куплете содержит конкретное и трагическое пророчество: «Плачь, плачь, русский люд, скоро враг придёт и настанет тьма», эти слова прозвучат и в конце оперы. Тема вечно обманутого народа и его веры в справедливую власть рождает гениальное окончание оперы.

Образ народа как главного действующего лица оперы разработан Мусоргским подробно и тщательно. Добиваясь единства и цельности образа, композитор объединяет узловые моменты единством мелодических интонаций, ладовой общностью (фригийский минор – хор в прологе, песня Варлаама, хоры «Хлеба!» и «Расходилась»).

Уже отмечалось огромное жанровое разнообразие и творческое претворение народных песенных традиций, использование цитат и их концентрации в кульминации развития образа народа. Интересный и смелый финал оперы: в нарушение традиций отсутствует финальный хор, а одинокий и печальный голос Юродивого возвращает к эмоциональному состоянию вступления в опере. Таким образом, круг замыкается, ибо по выражению самого Мусоргского: «Пока сам народ не захочет, чтобы то или то с ним состряпали – там же!».

3 курс инструменталисты

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов».

Могучий подъём передовой общественной мысли, охвативший Россию в середине 19 века, нашёл яркое отражение в искусстве того времени. В литературе, живописи, музыке шли активные поиски тем, жанров, выразительных средств, с помощью которых художники могли ярче и полнее выразить тот огромный круг интересов, которыми жила страна.

В романсах и песнях Мусоргского, в его оперных шедеврах нашли отражение острые социальные конфликты русской общественности 60-70-х гг. С появлением «Бориса Годунова» русский оперный театр обогатился новым жанром – народной музыкальной драмой, создателем которой является Мусоргский.

В «Борисе» композитор проявил себя как выдающийся драматург, сумевший ярко воплотить целый узел конфликтов, заложенных в пушкинской трагедии:

Народ и Борис;

Внутренний конфликт Бориса;

Борьба за престол, то есть конфликт между Борисом и Шуйским;

Конфликт Бориса и Самозванца, выходящий на уровень конфликта между Россией и Польшей.

Следует вспомнить, что Мусоргский, создавая либретто, значительно развил образ народа, сделал его более действенным, выпуклым, чем у Пушкина.

Раскрытие конфликтов в опере происходит при помощи лейтмотивов и ярко очерченных интонационных сфер, присущих каждому образу. Помимо этого, Мусоргский применяет принцип монотематизма. В опере три интонационных сферы:

1) сфера народных сцен. Здесь преобладает опора на разнообразные песенные фольклорные жанры: плач, стенания, скорбная протяжная, плясовая, эпически-былинный сказ;

2) вторая сфера связана с образом Бориса. Здесь нет непосредственных связей с русской песенной культурой. Сосредоточенная в трёх монологах, эта сфера приобретает национальный облик за счёт широты интонаций, национально-своеобразного речитатива, натуральных ладов, плагальных оборотов, интонаций православного песнопения, колокольного звона, очерчивающего вехи в жизни царя;

3) польская, дана Мусоргским в традиционном для русской музыки плане – через танцевальные жанры.

В опере есть две ведущие драматургические линии: Борис и народ. Долгое время они развиваются параллельно, а в прямой конфликт вступают лишь в 4 д. – в сцене у собора Василия Блаженного. Лишь здесь устами Юродивого народ высказывает своё отношение к царю Борису.

Создавая народную музыкальную драму, Мусоргский в разработке образа народа пошёл значительно дальше своих предшественников: Глинки (хоры величаво-статичны, хоровой портрет) и Даргомыжского (хор в качестве фона). В «Борисе» образ народа дан в динамике, в напряжённом и последовательном развитии.

Мусоргский, как истинно демократический художник, сумел среди этой толпы разглядеть и показать отдельные лица, персонажи, группы и происходящие между ними диалоги. То есть Мусоргский создаёт полную жизненной правды хоровую сцену . В хоровых сценах композитор применил новаторский приём – хоровой речитатив , благодаря которому музыкальная речь стала более выразительной, живой, правдивой, приближённой к разговорной интонации.

Кроме хоровых сцен, образ народа представлен и отдельными персонажами, каждый из которых является выразителем определённых черт народа. Строго индивидуализирован и музыкальный язык каждого. Пимен – воплощение объективности, мудрости.

Иной народный тип – Варлаам с буйным и непокорным нравом. Его речитативы необычайно красочны, пронизанные лукавым юмором и выразительными прибаутками. Кульминацией образа Варлаама является его песня «Как во городе было, во Казани». Варлаам – это показ мощи и неудержимости народной стихии.

Юродивый являет собой воплощение извечного народного горя и крайней нищеты. Музыкальная характеристика Юродивого дана в его песенке «Месяц едет». Она пронизана интонациями плача-причета в сопровождении и вокальной партии. Бессмысленная в начале песня Юродивого во 2-м куплете содержит конкретное и трагическое пророчество: «Плачь, плачь, русский люд, скоро враг придёт и настанет тьма», эти слова прозвучат и в конце оперы.

Интересный и смелый финал оперы: в нарушение традиций отсутствует финальный хор, а одинокий и печальный голос Юродивого возвращает к эмоциональному состоянию вступления в опере. Таким образом, круг замыкается, ибо по выражению самого Мусоргского: «Пока сам народ не захочет, чтобы то или то с ним состряпали – там же!».

Мусоргский «Борис Годунов»

Пролог 1 картина:

Тема подневольного народа

Тема пристава

Хор «На кого ты нас покидаешь»

Хоровая сцена «Митюх, а, Митюх»

2 картина:

Сцена коронации

Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»

Первый монолог Бориса «Скорбит душа» - л/м угрызений совести

Действие 1 картина

Тема письма Пимена

монолог Пимена «Ещё одно последнее сказанье», 2й л/м Пимена

сцена Пимена и Гришки «Ты всё писал»

ариозо Гришки Отрепьева «Борис, Борис», л/м царевича Димитрия

Картина

Сцена Варлаама, Мисаила и Гришки

Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

Сцена с приставами

Действие

Второй монолог Бориса «Достиг я высшей власти», л/м угрызений совести, л/м несбывшихся надежд на счастливое царствование, л/м родительской любви

Сцена Бориса с Шуйским

Сцена с курантами «Ежели в тебе пятно единое»

Действие 2 картина

Дуэт Марины Мнишек и Гришки Отрепьева «О, царевич, умоляю»

Действие 1 картина

Песня Юродивого «Месяц едет, котёнок плачет»

Хор «Хлеба»

Картина

Сцена Бориса с боярами «Я созвал вас, бояре»

Третий монолог Бориса «Прощай, мой сын» л/м угрызений совести, л/м родительской любви

Картина

хор «Не сокол летит по поднебесью»

хор «Расходилась, разгулялась»

песня Юродивого «Лейтесь, лейтесь»

«Борис Годунов» - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана - на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них-песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта-драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого

3 курс инструменталисты

М.П. Мусоргский. Вокальное творчество.

К жанрам вокального творчества композитор обращался на протяжении всей жизни, поэтому с лёгкостью можно проследить эволюцию от первых романсов «Где ты, звёздочка», «По-над Доном сад цветёт» до драматических песен последних лет жизни (вокальные циклы «Без солнца», «Песни пляски смерти», баллада «Забытый» на слова Голенищева-Кутузова). Творческая установка «жизнь, где бы не сказалась, правда, как бы не была солона» определила направление и в вокальном творчестве. Мусоргского волновала и судьба народа, и отдельного человека.

В своих песнях композитор создал огромную галерею реалистических правдивых образов. Стремясь полнее выразить социальные противоречия общества, он использовал тексты передовых поэтов: Некрасова, Шевченко, Островского, Голенищева-Кутузова, Пушкина, Лермонтова, Мея, Толстого, а также свои собственные. Жанровый диапазон:

Лирические романсы;

Героико-эпические песни;

Героическая баллада;

Традиционные жанры бытового музицирования – русская песня, застольная, молитва, вальс;

Фантазия-импровизация;

Музыкальный рассказ.

В раннем периоде (середина 50-х – середина 60-х гг.) Мусоргский стремился постигнуть «народное». Лирический романс он избавил от салонности, ввёл сценическое действие в народную песню, драматизировал бытовую песню. Создаются романсы и песни, которые Мусоргский определил как «народные сценки». В большинстве случаев он опирается на традиции колыбельной, плача, выразительно-речевой интонации. Национальный характер музыки определяется благодаря применению диатоники, характерных метров, подголосочной полифонии. Наряду с этими произведениями композитор создаёт острохарактерные монологи и сценки бытового характера. Здесь мастерски применяется мелодизированный речитатив, который передаёт не только особенности речи, но и внешние повадки («Озорник», «Сиротка», «Светик Савишна»).

Середина 60-х гг. – в полную силу расцветает сатирический талант композитора. Сатира – в различных своих оттенках: от насмешки, юмора («Семинарист», «Гопак») до острого шаржа, пародии («Козёл», «Классик», «Раёк», «Спесь»), гротеск («Блоха»).

Последний период 1874-1881 гг. – особо выделяются драматические песни на слова Голенищева-Кутузова. В их основе лежат два контрастных начала – жизнь и смерть. В «Песнях и плясках смерти» интересный приём – сознательное несоответствие жанров содержанию песни.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель мероприятия (урока): знакомство с основными жизненными этапами и крупными творческими достижениями великого русского композитора А.С.Даргомыжского.

Оборудование: компьютер, проектор, аудиоаппаратура.

Ход мероприятия

Слайд 3

“Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды” - писал А.С. Даргомыжский в одном из своих писем. Эти слова стали творческой целью композитора.

Александр Сергеевич Даргомыжский - выдающийся русский композитор, чьё творчество оказало огромное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века, один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и “Могучей кучки”. Он считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Один из них - М.П. Мусоргский назвал Даргомыжского “великим учителем музыкальной правды”.

Слайд 4

Отец будущего композитора, Сергей Николаевич Даргомыжский, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в Смоленской губернии.

Если бы судьба не сыграла с семьей Александра Даргомыжского злую шутку, то известный композитор носил бы фамилию Ладыженский или Богучаров.

Эта история семьи Даргомыжских начинается с деда композитора, дворянина Алексея Ладыженского. Блестящий молодой человек, военный, он был женат на Анне Петровне. У супругов было трое сыновей. Так случилось, что Алексей Петрович страстно влюбился в гувернантку своих детей Анну фон Штофель и вскоре у них родился сын Сережа - будущий отец Даргомыжского. Он родился в 1789 году в деревне Даргомыжка тогда еще Белевского уезда (в настоящее время Арсеньевского района).

Узнав об измене мужа и не простив предательства, Анна Петровна ушла от него. Чуть позже она вышла замуж за дворянина Николая Ивановича Богучарова. Алексей Ладыженский не мог (а может, не захотел) дать мальчику ни своей фамилии, ни даже отчества. Он был военным, дома практически не бывал и воспитанием мальчика не занимался. Маленький Сережа до 8 лет рос, как былинка в поле.

В 1797 году Анна Ладыженская и Николай Богучаров совершили поступок, который и в наше время редкость: они усыновили несчастного Сережу.

После смерти Николая Ивановича опекуном Сережи стал его брат, Иван Иванович Богучаров.

В 1800 году, когда Сереже исполнилось 11 лет, Алексей Ладыженский, будучи подполковником в отставке, вместе с Иваном Богучаровым поехал в Благородный пансионат при Московском университете с целью пристроить Сережу учиться. Вместе с инспектором пансионата они придумали мальчику отчество Николаевич (по имени первого отчима), и фамилию Даргомыжский - по деревне Даргомыжка, в которой он родился. Так появился Сергей Николаевич Даргомыжский. Так что фамилия Даргомыжский - придуманная.

В 1806 году Сергей Николаевич Даргомыжский закончил учебу в пансионате и устроился работать на московский почтамт. В 1812 году он посватался к княжне Марии Борисовне Козловской и получил от родителей невесты отказ: хоть и дворянин, но без состояния! Тогда, Сергей Николаевич, недолго думая, выкрал свою Машеньку и увез в имение Козловских в Смоленскую губернию. Так, мать Александра Сергеевича Даргомыжского, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е - 30-е годы, живо интересовалась французской культурой.

А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. В семье Даргомыжских было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Виктор, Людмила и Эрминия. Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.

Брат Даргомыжского, Эраст, играл на скрипке (ученик Бёма), одна из сестёр (Эрминия) - на арфе, а сам он интересовался музыкой с ранних лет. Тёплые дружеские отношения между братьями и сёстрами сохранились в течение многих лет. Так, Александр, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова.

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения.

В 1817 году семья переселилась в Петербург, где его отец получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Его первой учительницей фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским.

Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Саши был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Александр начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке (обучал его крепостной музыкант Воронцов). Даргомыжский в качестве скрипача играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Прослушивание фрагмента одного из ранних фортепианных сочинений, например, “Меланхолического вальса”

Осенью 1827 года, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов.

Весной 1835 года А.С. Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, с которым музицировал на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка помог Даргомыжскому с изучением музыкально-теоретических дисциплин, передав ему конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена.

Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки “Жизнь за царя”, Даргомыжский задумал самостоятельно написать своё первое крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго “Лукреция Борджиа”. Однако создание оперы продвигалось медленно и в 1837 году, по совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России - “Собор Парижской Богоматери”. Композитор использовал оригинальное французское либретто, написанное самим В. Гюго для Луизы Бертен, чья опера “Эсмеральда” была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название “Эсмеральда” и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение “Эсмеральды”, эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась.

Переживания композитора по поводу неудачи “Эсмеральды” усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано. Некоторые из них были изданы и стали весьма популярными, например “В крови горит огонь желанья...”, “Влюблён я, дева-красота...”, “Лилета”, “Ночной зефир”, “Шестнадцать лет” и другие.

Прослушивание фрагмента одного из вокальных сочинений, например романса “Шестнадцать лет”

В 1843 году композитор уходит в отставку, а вскоре (1844) уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекся изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: “Душечка-девица”, “Лихорадушка”, “Мельник”, а также в опере “Русалка”, которую композитор начал писать в 1848 году.

В 1853 году состоялся приуроченный к сорокалетию композитора торжественный концерт из его произведений. В завершении концерта все его ученики и друзья собрались на сцене и преподнесли Александру Сергеевичу инкрустированный изумрудами серебряный капельмейстерский жезл с именами почитателей его таланта.

В 1855 году была закончена опера “Русалка”. В творчестве композитора она занимает особое место. Написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А.С. Пушкина, она создавалась в период 1848-1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера “Русалки” состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в “Театральном музыкальном вестнике” (её объём был столь велик, что она была напечатана по частям в нескольких номерах). Эта статья помогла опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавила творческой уверенности ему самому.

Через некоторое время композитор сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала “Искра”, пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина. В 1859 году его избирают в руководство только что основанного Петербургского отделения Русского музыкального общества. Он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милей Алексеевич Балакирев (эта группа позднее станет “Могучей кучкой”).

Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Однако в поисках сюжета отвергает сначала “Полтаву” Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане. Выбор композитора останавливается на третьей из “Маленьких трагедий” Пушкина - “Каменном госте”. Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за начавшегося у композитора творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров “Русалки” и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов.

В 1864 году композитор вновь едет в Европу: посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса “Казачок”, а также фрагменты из “Русалки”. Одобрительно отзывается о его творчестве Ференц Лист.

Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение “Каменного гостя”. Язык, который он выбрал для этой оперы - почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением - заинтересовал композиторов “Могучей кучки”, и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства.

Прослушивание фрагмента оперы “Каменный гость, например, второй песни Лауры “Я здесь, Инезилья” из 2 картины 1 действия

Однако назначение композитора на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы-балета “Торжество Вакха”, написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора.

5(17) января 1869 года он умер, оставив оперу “Каменный гость” неоконченной. По его завещанию, она была завершена Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым. В 1872 году композиторы “Могучей кучки” добились постановки оперы “Каменный гость” на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

В течение долгих лет имя композитора связывалось исключительно с оперой “Каменный гость” как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры). Она целиком построена на “мелодических речитативах” и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение “драматической правды”, но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского - “Борисе Годунове” и особенно ярко в “Хованщине”.

Другая опера Даргомыжского - “Русалка” - также стала значительным явлением в истории русской музыки - это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

Две оперы относительно раннего периода творчества композитора - “Эсмеральда” и “Торжество Вакха” - ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах - испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений этого жанра ярко проявился комический талант композитора (“Червяк”, “Титулярный советник” и др.).

Для оркестра композитором создано четыре произведения: “Болеро” (конец 1830-х), “Баба-Яга”, “Казачок” и “Чухонская фантазия” (все - начало 1860-х). Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

Прослушивание фрагмента одного из симфонических произведений, например, “Казачок” (основную тему)

В XX веке интерес к музыке возродился: оперы А.Даргомыжского ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в “Антологию русской симфонической музыки”, записанную Е.Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А.Н. Дроздов и М.С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

Список использованных информационных ресурсов

  1. Канн-Новикова Е. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском/Рассказы о музыке для школьников. – 1976. – 128 с.
  2. Козлова Н. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. - М.: “Музыка”, 2002.- с.66-79.
  3. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2008. – с.97-127.
  4. Даргомыжский Александр Сергеевич. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии . Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.
Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене . Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии . Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн . В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья").

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа", по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда" также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи . В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно", "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка".

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии : "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал","Червяк", "Титулярный советник".

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка").

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене "Ария Мельника и князя" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации