Типология институтов. Социальные институты: понятие и типология

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).


31. Государство и общество.

По своей природной сущности государственное управление, будучи частью социального управления, есть институт общественный, тесно связанный с человеком, его деятельностью.

Государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности,

Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Система призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений,

Демократический характер, целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широких гражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинается с голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которые готовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянии общественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан в государственном управлении выражается и во многих других самых разнообразных формах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам поддерживать общественный порядок, и др.

Мотивами для определения целей государственного управления являются национальные интересы - устойчивые или вновь возникающие потребности всех элементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всех своих граждан потребности, то особых проблем в определении целей государственного управления не возникало (рис. 1).

Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждый член общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности и желания,

Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества.

Социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы -- решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

В процессе государственного управления происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп многих людей. С точки зрения институциализации, представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самым условия для их нормального сосуществования.

Во взаимодействии государства и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности:

* общественные;

* государственные;

* региональные;

* национальные;

* профессиональные;

* корпоративные;

* частные (индивидуальные) .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Научное определение термина "социальный институт". Роль социальных институтов в обществе. Функции, дисфункции и структурные элементы основных институтов общества, их базовые характеристики и типология. Институционализация и институциональный кризис.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные институты как ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье. Эволюция социальных институтов, их типология, функции, дисфункции.

    Понятие социального института

    Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

    Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты .
    Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

    Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

    Типология социальных институтов

    Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
    1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
    2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
    3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
    4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
    5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

    Структура социальных институтов

    Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

    Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
    - возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
    - осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
    - выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
    - появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
    - установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
    - создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
    В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
    - набор социальных ролей и статусов;
    - социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
    - совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
    - необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

    Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

    Функции социальных институтов

    Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

    Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

    Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

    Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

    Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

    Дисфункции социальных институтов

    Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией .

    Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

    В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

    Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

    План

    1. Понятие социальных институтов; типология, функции..……..3
    2. Понятие социальной группы; классификация…………….………10

    Список использованных источников……………………………………….…….17

    1. Понятие социальных институтов; типология, функции

    Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.

    Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

    Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

    Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных.

    По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

    Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

    В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

    Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

    Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

    Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

    Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    Формальную и неформальную организацию;

    Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    Обособленный комплекс социальных действий.

    Таким образом мы видим, что термин «социальный институт» может иметь разные определения:

    Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.

    Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    Типология социальных институтов.

    Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

    Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

    Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

    Экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

    Политические – институты власти;

    Семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

    Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

    Религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

    Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

    Потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).

    Потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).

    Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

    Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

    К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

    Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

    Функции и дисфункции социальных институтов.

    Функция(от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

    Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

    Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

    Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

    Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

    Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др.

    Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

    На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

    Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

    Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

    К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.

    Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

    Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.

    Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

    Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

    Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

    Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

    Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

    Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

    К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

    Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.

    Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

    2. Понятие социальной группы; классификация

    Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек. К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

    Традиционно выделяют первичные и вторичные группы.

    Первичная группа – это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. В первичных группах превалируют экспрессивные связи; мы рассматриваем своих друзей, членов семьи, возлюбленных как самоцель, любя их такими, какие они есть. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей; здесь индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. В качестве примера можно привести наши взаимоотношения с продавцом в магазине или с кассиром на станции обслуживания. Иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной группы. Такие случаи нередки. Между сослуживцами часто возникают близкие взаимоотношения, потому что их объединяют общие проблемы, успехи, шутки, сплетни.

    Ряд условий способен повысить вероятность образования первичных групп. Во-первых, значение имеет размер группы. Нам трудно завязать личное знакомство с каждым человеком в большой группе, а в маленьких группах шансы завязать личные контакты и установить доверительные отношения возрастают. Во-вторых, близкие контакты позволяют оценить людей по достоинству. Если люди ежедневно видят друг друга и общаются один на один, между ними могут возникнуть утонченные близкие отношения, делающие возможным доверительный обмен идеями и чувствами. В-третьих, вероятность налаживания отношений, характерных для первичной группы, возрастает, если имеют место частые и регулярные контакты. Часто наши связи с людьми углубляются с течением времени, и подобное постоянное общение постепенно приводит к появлению общих привычек и интересов.

    Термин «первичный» используется для обозначения проблем или вопросов, которые считаются важными и насущно необходимыми. Несомненно, это определение подходит для первичных групп, поскольку они составляют основу взаимоотношений между людьми в обществе. Во-первых, первичные группы играют решающую роль в процессе социализации индивида. В рамках таких первичных групп младенцы и маленькие дети постигают основы общества, в котором они родились и живут. Такие группы – своего рода учебные площадки, на которых мы приобретаем нормы и принципы, необходимые в дальнейшей общественной жизни. Социологи рассматривают первичные группы как мосты, соединяющие отдельных индивидов с обществом в целом, поскольку первичные группы передают и интерпретируют культурные модели общества и способствуют развитию в индивиде чувства общности, столь необходимого для социальной солидарности.

    Во-вторых, первичные группы имеют фундаментальное значение, потому что обеспечивают ту среду, в которой удовлетворяется большая часть наших личных потребностей. В рамках этих групп мы испытываем такие чувства, как взаимопонимание, любовь, безопасность и ощущение благополучия в целом. Неудивительно, что прочность первичных групповых связей оказывает воздействие на функционирование групп. К примеру, чем прочнее первичные групповые связи войсковых частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

    Во время Второй мировой войны успех немецких боевых подразделений объяснялся не нацистской идеологией, а в большей степени способностью германского военного руководства воспроизвести в пехотных частях те близкие товарищеские связи, которые характерны для гражданских первичных групп. Вермахт являл собою грозную силу, потому что в отличие от американской армии немецкие солдаты, проходившие вместе боевую подготовку, воевали тоже вместе. Кроме того, американские боевые единицы постоянно пополнялись по мере того, как отдельные солдаты выбывали из строя, а германские подразделения сражались одним составом едва ли не «до последнего», а затем отводились в тылы для переформирования в качестве новых боевых единиц. А командование израильской армии обнаружило, что боевые подразделения, сразу брошенные в бой до того, как в них успели завязаться тесные дружеские связи, хуже воюют и менее устойчивы психически, чем подразделения с прочными товарищескими связями.

    В-третьих, первичные группы имеют фундаментальное значение, поскольку являются мощными инструментами социального контроля. Члены этих групп держат в руках и распределяют многие жизненно необходимые блага, придающие смысл нашей жизни. В том случае, когда поощрения не достигают своей цели, члены первичных групп зачастую способны добиться послушания путем порицания или угрозы подвергнуть остракизму тех, кто уклоняется от общепринятых норм. К примеру, в некоторых религиозных культах применяется «бойкот» в отношении ослушников (нарушитель не изгоняется из общины, но прочим членам запрещено общаться с ним) как средство воздействия на индивидов, чье поведение выходит за рамки групповых норм. Еще более важным представляется то, что первичные группы определяют социальную реальность, «организуя» наш опыт. Предлагая определения для различных ситуаций, они добиваются от членов группы поведения, соответствующего представлениям, выработанным в группе. Следовательно, первичные группы выполняют роль носителей социальных норм и одновременно их проводников.

    Внутренние и внешние группы.

    Мощное влияние на нас оказывают не только группы, которым мы непосредственно принадлежим, но и группы, в которые мы не входим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние – как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают «чужакам» проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

    Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается наше сознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп в ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества. Объектами исследования Шерифа были мальчики 11-12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря, где мальчиков разделили на две группы.

    В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих группах поближе познакомились друг с другом, выработали неписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемой фазы интеграции, Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность между группами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний повод для соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций, в которых две группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели (при аварийном ремонте лагерного водопровода). Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых границах, работа для достижения общей цели уменьшила враждебность к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

    Референтные группы.

    Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.

    Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, например: революционер – выходец из аристократических кругов; католик – вероотступник; профсоюзный деятель – реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой они являются.

    Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то группе), мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы “культивируем в себе” соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой мы оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Однако не все референтные группы являются положительными. Мы используем также негативные референтные группы – социальные единицы, сравнением с которыми мы стремимся подчеркнуть различия между нами и другими.

    Список использованных источников

    1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
    2. Захаров, М.А.Социология: курс лекций/ М.А. Захаров. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – 168с.
    3. Ковалева А.И. «Личность и общество»: лекции по социологии. Уч. пособие. М.: Социум, 2001 г

    Типология социальных институтов

    Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

    1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

    2) распределительные (или экономические);

    3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

    Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

    В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков , под которыми подразумеваются главные институты:

    ü семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

    ü политический – институты власти;

    ü экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

    ü военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

    ü образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

    ü религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

    Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

    Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

    Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

    К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

    Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

    К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

    Неглавные институты называют еще общественными практиками илиобычаями .

    Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

    Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

    С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

    Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

    Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

    Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

    Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией .

    Латентные (скрытые) функции и дисфункции , в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

    Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.

    Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

    Институт семьи

    В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке.

    Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

    Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим орасширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.



    В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитает неолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

    Общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

    Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

    Попытка упразднить институт брака была предпринята после Октябрьской революции. Большевики решили объявить всеобщее равенство, отменить церковный брак и заменить его гражданским. Была предельно упрощена процедура развода, кодекс о браке 1926г. фактически приравнивал незарегистрированный брак к зарегистрированному, который стали гордо именовать "свободным союзом". Некоторые из теоретиков-большевиков предлагали пролетариям жить коммуной, в которой уход за детьми и их воспитание будет общим делом. Согласно "новой идеологии", каждый может и должен удовлетворять свои половые желания, а половое воздержание квалифицируется как мещанство. Впервые большевистское руководство проявило озабоченность "половым вопросом" в 1926г. после громкого случая группового изнасилования в Ленинграде 20-летней крестьянки, некоторые участники которого были приговорены к расстрелу. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники - Маркс и Энгельс против половой распущенности. К тому времени на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. В 1936г. в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

    Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия (от греч. exo – вне, gamos – брак) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

    Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов.

    Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

    Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена. Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

    Полигиния – форма брака, распространенная во многих африканских и азиатских странах. Это связано с влиянием исламской традиции. Однако большинство мусульманских семей – моногамны, потому что лишь немногие мужчины могут позволить себе содержать несколько жен и еще большее число детей. Полиандрия – редкая форма брака, которая встречается на Тибете, в горном регионе, где занятие сельским хозяйством требует больших усилий. В тамошних условиях полиандрия предотвращает деление земли на участки, слишком маленькие для того, чтобы они могли прокормить семью, и распределяет обязанности крестьянского труда между многими мужчинами. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата.

    Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций.

    1. Продолжение рода. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению.

    2. Социализация. Вырастить из детей “правильных” взрослых – насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с “большим” миром.

    3. Регулирование сексуальной активности. Нормы общества регулируют сексуальное поведение людей, определяя, кто с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения. Ни в одном из известных обществ людям не предоставляется полная свобода “сексуального самовыражения”. Хотя примерно 70% всех обществ допускают некую форму сексуальной свободы, но даже в этих обществах рождение детей вне брака обычно не одобряется – это норма законнорожденности (как и все прочие нормы, она иногда нарушается, а нарушающие ее люди обычно наказываются). Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание. В случае нарушения этой нормы возникает множество социальных осложнений.

    4. Забота, защита и эмоциональная поддержка. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

    5. Придание статуса. При рождении ребенка дети наделяются социальной идентичностью родителей, они приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

    С позиции парадигмы социального конфликта семья рассматривается как социальная структура, в которой одни люди выигрывают за счет других. Они уделяют большое внимание таким негативным аспектам семьи, как господство мужчин и насилие в семье.

    Институт религии

    Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное (сакральное) – это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.

    Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии.

    Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

    Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.

    В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм. Тотемизм – поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман . Анимизм - это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

    Три монотеистических религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

    Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, илипророки, исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную.

    Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией , что по древнееврейски означало “помазанник” (соответствующее греческое слово - “Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

    Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет отчасти общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

    На востоке наибольшее распространение получила политеическая религия индуизм. Индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Он представляет собой чрезвычайно сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях.

    К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм . В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

    В современном обществе ученые выделяют несколько основных типов религиозных организаций . Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем. Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

    Секта (от лат. secta - школа, направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты.

    Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Церкви склонны привлекать людей с высоким социальным статусом, а секты – преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами.

    Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех “классиков” социологии: Маркса, Дюркгейма и Вебера. С точки зрения К. Маркса, “Религия - это "сердце бессердечного мира", прибежище от жестокой повседневной реальности” . Религия, согласно Марксу, имеет сильно выраженный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении.

    Э. Дюркгейм особое внимание проявлял к вопросам религии малых традиционных обществ. Книга Дюркгейма “Элементарные формы религиозной жизни”, впервые опубликованная в 1912 г., оказала, может быть, самое серьезное влияние на социологию религии. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает. Вместе с тем он заявляет, что в определенном смысле можно говорить о том, что в измененной форме религия, вероятно, сохранится. Это выразится в появлении т.н. «гражданских религий» или в функциональных эквивалентах религии. К их числу, например, относятся политические партии.

    К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.

    Масштабное исследование существующих в мире религий предпринял М. Вебер. Его внимание прежде всего было сосредоточено на изучении, как он их называл, “мировых религии" , то есть привлекающих наибольшее число верующих и оказавших решающее воздействие на ход мировой истории. Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В “Протестантской этике и духе капитализма”, впервые опубликованной в 1904-1905, и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада. Вебер занят в первую очередь исследованием взаимосвязи между религиозными и социальными изменениями.

    Вебер, в отличие от Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой; напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе. Проанализировав восточные религии, Вебер пришел к выводу, что они стали непреодолимой преградой развития промышленного капитализма западного образца. Это случилось не потому, что другие цивилизации по сравнению с западными являются отсталыми, просто их ценности отличаются от тех, что господствуют в Европе.

    Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

    1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.

    2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.

    3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).

    4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

    5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом.

    6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

    7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

    Можно выделить дисфункциональные, разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации