Основные идеи фашизма. Определение

Фашизм (от итальянского fascio - фаши - пучок, связка, объединение) - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.

Фашизм – это идеология и практика господства международного империализма над миром.

Субъективно: фашизм – это эгоизм людей, их стремление к глобальному господству.

Неофашизм – крайне реакционное политическое течение, отражающее взгляды наиболее агрессивных, милитаристских и шовинистских кругов крупной монополистической буржуазии. Подобно фашизму 20 – 40-х гг., Неофашизм представляет собой порождение государственно-монополистического капитализма. Вместе с тем социальную базу Неофашизма, так же как и нацизм в Германии и фашизм в Италии, находит в среде мелкой и средней буржуазии, люмпен-пролетариата. Неофашистские партии и группировки обычно тесно связаны с теми или иными кругами правящего класса, которыми они финансируются и политическим интересам, которым они, в конечном счёте, служат.

Для идеологии Неофашизма характерны: антикоммунизм, национализм, расизм, социальная демагогия.

Неофашисты – ярые противники разрядки международной напряжённости, поборники милитаризма, гонки вооружений. В политической борьбе они широко используют насилие и террор, направленный в первую очередь против революционных сил.

Неонацистские организации имеют прочные международные связи с историческими ревизионистами.

Исторический ревизионизм – распространенная историческая школа, отрицающая массовое уничтожение евреев во время правления Гитлера. Эти люди пытаются подкрепить антисемитизм научными доказательствами.

Например: химический состав, который возникал после использования ЦИКЛОНА-Б, газа использованного фашистами для уничтожения людей, и, должен был быть найден в стенах газовых камер Освенцима. Но послевоенные исследования этого не подтвердили. Ревизионисты выдвинули теорию о сушилках для одежды, а не газовых камерах. Но в 1998 году правительство запретило провести опыт и узнать убивало ли то количество газа людей. Версия того, что людей вешали, чтобы не плодить диких собак, крыс и других разносчиков инфекций. Историки, пртиворечащие подобным изысканиям, так же не предоставляют фактов, а просто упирают на количество жертв.

Ведущие ревизионисты: Дэвид Ирвинг, Эрнст Зандель, Роберт Фаурисссон, Ахмед Рами, Фис Христопхерсен, Отто-Эрнст Ремер.

Они и подобные им, продолжают делать попытки реабилитировать или отрицать преступления, совершенные режимом нацистской Германии в года Второй Мировой Войны.

Идеология

Нацисты, фашисты, расисты являются ультарнационалистами, которые враждебны демократии, укрепленные в законах и фундаментальных правах человека. Систематически провозглашают идеи ненависти против тех, чей цвет кожи, культура, религия, проявления образа жизни, сексуальной ориентации или образ мышления – иной.

Объединяет нацистские и фашистские движения общая идеология : ксенофобной (нетерпимой) расистской и антисемитской ненависти, базирующеся на “расовой науке”. Истрически нацисты видят эпическую мистическую борьбу между белой “арийской” расой и евреями, которым предъявляется счет за все беды. Для нацистов евреи – источник всего известного зла. Коммунизм и капитализм объявлены еврейскими.

Фашисты верят, что иерархия демократического порядка и идеи всеобщего равенства - опасны. Они антикоммунисты и антисоциалисты, не верят в равные права всех людей. Торговые союзы и любые демокократические независимые организации должны быть разрушены, парламенты распущены. Они провозглашают потребность общества в авторитарном правлении. Они восхищаются индивидуальным героизмом, жестким лидерством, жертвенностью и смелостью. Также происходят постоянные иррарициональные обращения к “душе нации и расы”.

Основные варианты идеологии не совсем попадающих под вышеописанные, но являющиеся не менее опасными:

1. Истрический ревизионизм. Отвергает нацистский геноцид евреев во время Второй Мировой Войны. Сообщает, что 6 млн. евреев не были убиты и, нацистские газовые палаты Освенцима и других лагерей никогда не существовали. Существует во многих европейских странах. Основная организация – Институт истрического обзора в Америке.

2. Стронники “Третьего Пути” представляют третий путь между капитализмом и коммунизмом. Они “национальные революционеры”. Сторонники “Третьего Пути” смешивают “социализм” и “национал-социализм”. Основной организацией “Интренациональный Третьий Путь”, “Национальный Фронт” в Германии (запрещенный), ACCION RADICAL в Испании и частично VAM в Швеции.

3. Парламентские нацисты используют выборную тактику для получения поддержки масс. FN во Франции, VB в Бельгии, DV и DLFVH в Германии, MCI в Италии и многие другие держат различные места на европейском национальном и локальном парламентском уровне. Представляют собой наиболее опасную часть праворадикольных организаций.

4. Молодежная неонацисткая культура распространяется через международную с музыкальную сцену “Бритоголовых”. Основная организация – Британская BLOOD & HONOUR, которая реализует компакт-диски, футболки, атрибутику, плакаты, литературу и другой материал на международном уровне. Музыкальные группы, такие как, SKREWDRIVER, NO REMORSE, STORKRAFT, ULTIMA THULE и SKULLHEAD, ROCK O-RAMA и REBELLES, EUROPEENS.

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией.

Социальной базой фашистских движений является мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не озна­чает, что при установлении фашизма к власти прихо­дит мелкая буржуазия. Мелкобуржуазное происхождение многих фашистских вождей (Муссолини - сын кузнеца, Гитлер - сын са­пожника, ставшего затем таможенным чиновником), наличие выходцев из этой среды на важных постах в механизме фашистской диктатуры никак не меняет ее сущности. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического ка­питала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, бур­жуазия проводит серию подготовительных мероприя­тий.

Фашизм превратил страну в государство. Это позволило проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения.

Фашизация политического режима осуществляется по следующим основным направлениям:

От­крытое нарушение буржуазно-демократи­ческих прав и свобод;

Преследование и запрещение коммунистических и рабочих партий, а также профсоюзов и общественных организаций;

Слияние государственного аппарата с монополиями;

Милитаризация государственного аппарата;

Упадок ро­ли центральных и местных представительных учреж­дений;

Рост дискреционных полномочий исполнитель­ных органов государственной власти;

Сращивание пар­тий и профсоюзов с государственным аппаратом;

Консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций;

Возникновение различного рода правоэкстремистских движений ("Национальный фронт во Франции, Итальянское социальное движение и т. д.).

Опыт Италии и Германии наглядно раскрывает предпосылки, которые благоприпятствуют его появлению и установлению соответствующего политического режима :

Общенациональный кризис, затрагивающий в той или иной мере все общественные слои и группы и обостряющий до предела социальные, в том числе межэтнические, противоречия;

Ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса;

Oслабление международных позиций страны, вплоть до ее национального унижения, как это имело место в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев;

Наличие влиятельных левых партий (коммунистической, социал-демократической), устрашающих революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества;

Наличие фашистского движения во главе с искусным лидером-демагогом, умело играющим на общественных противоречиях, манипулирующим массой и обещающим вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий;

Поддержка фашистов различными социальными и политическими слоями, в том числе крупной буржуазией, рассчитывающими использовать фашистские организации в качестве удобного временного орудия в борьбе с соперниками и врагами; кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях; нестабильность, питающая националистические, милитаристические и завоевательные настроения.

Одновременное наличие всех этих факторов позволило фашизму приобрести такой размах в Европе в 20-30-х годах.

Первые фашистские организации - “фаши ди комбаттименто” (отсюда название всего течения) - появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”) Б. Муссолини занял пост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилось в 1926 году.

В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название - национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности фашизма - нацизм. В январе 1933 года нацисты пришли к власти в Германии. С их приходом были свернуты все демократические институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена.

Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы концентрационные лагеря, куда без указания срока заключения ссылали граждан, подозреваемых в действиях против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных в них людей составляло около миллиона человек.

Была создана индустрия смерти в концентрационных лагерях: рабский труд, крематории, газовые камеры, эксперименты над людьми.

Война фашистов против СССР была войной на истребление.

Главным источником, в соответствии с которым шло планомерное истребление огромных масс населения, является план “Ост”. По своей жестокости и цинизму этот документ уникален в истории человечества. План содержит в себе ужасающие подробности уничтожения советских людей. В него включались такие средства, как уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого уровня, а также искусственное сокращение рождаемости.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обещание гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии - оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Фашизм обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.

Он не только целиком уничтожает буржуазную демократию, но и теоретически “обосновывает” необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалируют над интересами отдельных личностей.

Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает антисоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью «национального социализма». Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей «социальную функцию». Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации.

Именно социальная демагогия и «национальный социализм» отличают фа­шизм от иных авторитарных режимов, при которых также ликвидируется буржуазная демократия, но де­лается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами.

Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.

Фашизм может быть следствием действий маньяков, пользующихся неустойчивым равновесием сил между классами или другими особенностями социально-политической ситуации и устанавливающих фашистский режим под прикрытием лозунгов надклассового характера.

Фашисты могут приходить к власти вместе с революционным движением угнетенных классов, подчинить их себе и установить фашистский режим под прикрытием "революционной" идеологии. Наконец, фашисты в своих действиях, направленных на захват власти, могут сочетать, комбинировать все вышеперечисленные варианты в зависимости от конкретных политических ситуаций, в которых они действуют.

Наиболее глубоко законспирированные фашистские образования возникают в тех случаях, когда та или иная организационно-идеологическая структура деградирует и превращается по сути в фашистскую, но внешне сохраняя при этом прежние идеологические признаки. Христианство в средние века пережило подобную трансформацию. Аналогичные процессы мощно по сей день идут в некоторых мусульманских государствах. Подобную деградацию испытало и коммунистическое движение.

Следует особо подчеркнуть: законспирированность фашистов в таких случаях чрезвычайно высока во многом по той причине, что практически все они искренности считают себя "христианами", "мусульманами", "коммунистами" и так далее.

В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. Однако достаточно широкое распространение получили различного рода тира­нические режимы.

Неонацизм и расизм в 90- х годах не только не исчез, а наоборот получил дальнейшее развитие во многих направлениях. Увеличение количества партий и движений, их численности, не смотря на запрещение многих из них, не привели к искоренению этой опасной идеологии. Неонацисты продолжают побеждать на выборах в разных странах Европы.

Продолжаются террористические акции, совершаемые наиболее экстремистски настроенными представителями этих движений, гибнут люди, оскверняются кладбища, сжигаются дома. Вероятно, причины возрастания активности неонацистов и увеличения их числа кроется в социальной неустроенности людей во всем мире. Необходима также общая мощная законодательная база, которой сейчас во многих странах отсутствует.

В современной Европе существует огромное множество по количеству и численности праворадикальных движений. Под термином праворадикальный, имеются в виду только те организации, партии, движения, союзы, военно-спортивные группы и.т.д. (в том числе запрещенные), действия которых строятся на философии превосходства одной расы (нации) над другой, ксенофобии, антисемитизме («анти» – против, семиты – группа близких по языкам народов юго-западной Азии и северной Африки), которые нарушают многочисленные права человека, закрепленные во множестве законов во всех цивилизованных странах. В этой части работы говорится о политических партиях исповедующих подобную идеологию.

Сейчас международные нацисты имеют четыре международные организации : NSDAP-AO, EURO-RING, NEW EROREAN ORDER и WORLD UNION OF NATIONAL SOCIALISTS.

В Скандинавии большое количество различных организаций праворадикальной направленности. Многие из них запрещены. На их счету – многочисленные убийства, ограбление банков, нападения на полицейские участки и армейские склады с целью получения оружия.

VAM находится в близких контактах с германской нацистской организацией- GDNF, американской NSDAP-AO и норвежской HVITT ARISKT MOTSTAND, с британскими террористами – COMBAT18 и BLOOD & HONOUR, в также, с организацией бывших ветеранов ВАФФЕН-СС (ХИАГ).

В Швеции существуют организации другой направленности, например, KREATIVISTENS KYRKA. Эта организация (“Церковь Создателя”) является своеобразной религиозной организацией, исповедующей смесь северного язычества, христианства, индуизма. Остальные организации в Швеции имеют террористическую направленность.

Дания является игровой площадкой для наиболее известных в Европе идеологически крупных нацистских и расистских партий.

В Финляндии праворадикальное движение немногочислено, но имеют представителей в органах власти.

Антикоммунизм, патриотизм, антииммиграция, страх перед Россией, из-за которого предлагает создать национальную гвардию, тренируя членов гвардии со школы.

В Испании рекордное количество подобных крупных объединений – 11.

МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Основным неонацистским молодежным движением, является движение “Бритоголовых”. Оно возникло в Британии в конце 60-х годов. Первоначально, движение не было расистским, а включало в себя увлечение определенной формой одежды, футбольными матчами и концертами. Но в 1997 году возникло новое поколение “бритоголовых”, которые стали основной молодежной движущей силой международного неонацизма.

Издается многчисленная литература: журналы, газеты, фанзины музыкальных групп, листовки, изготавливается атрибутика, нашивки, майки и другие материалы, несущую в себе ярко выраженную неонацистскую символику. Выходят компакт-диски и кассеты многих запрещенных музыкальных групп, осуществляются международные контакты.

Идеология и субкультура во всех странах одинакова. Патриотизм, национализм, расизм, антисемитизм и враждебное восприятие любого проявления мышления, отличного от “идеалов”.

Фашизм не был исключением из правила или случайностью. Это закономерный феномен развития человечества, который совподает по теории возраста Культур с жестоким предподростковым возрастом. Насилие рождает сопротивление, которое рождает еще больше насилия. Главный урок разгрома фашизма - нельзя неправедными средствами достичь благополучия. Противоестественность, античеловечность и непродуманность этих идей привели фашизм к разгрому.

Интересные факты:

В Италии правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов. Вместе с покровительством протекают деньги.

В ноябре 1926 года “якобы” за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно

а) платили взносы в профессиональный союз;

б) уплачивали налог в размере не менее 100 лир;.

в) держали ценные бумаги (государственные или банковские);

г) Принадлежали к церковному клиру;

В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал “сам” Муссолини; он же возглавил министерство корпораций.

- «национал социалистической рабочей партией» Германии возвещала создание нового немецкого «рейха», великой империи, построенной на костях всех ненемецких народов, «искоренение марксизма и коммунизма», физическое истребление евреев.

В ночь на 28 февраля 1933 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог гонений на компартию.

В 1925 году в Японии вводится «всеобщее» мужское избирательное право, при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, на не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий.

Были и некоторые отличия:

а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

В Болгарском законе “Об охране государства” предусматривалось уголовное наказание «за коммунистический образ мыслей».

"Фашизм - идейно-политическое течение, возникшее в 1919 г. в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, "классовой гармонии" (теории "народного сообщества" и "корпоративности"), вождизма ("фюрерства"), всевластия геополитики (борьба за жизненное пространство). Для фашизма характерны автократический политический режим, применение крайних форм и средств подавления демократических прав и свобод, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на националистические идеи и социально-демагогические установки. Внешняя политика фашизма - политика империалистических завоеваний"3.

Когда 23 марта 1919 г. в одном из помещений Ассоциации торговцев и лавочников Милана собралось несколько десятков человек самых разнообразных политических взглядов и ориентации - республиканцев, социалистов, анархистов, не поддающихся классификации бунтарей и бывших солдат во главе с недавним солдатом и начинающим журналистом Бенито Муссолини - и назвали себя фашистами (от ит. fascio - связка, объединение; "фасции" ликторов - символ власти в Древнем Риме), никто не мог представить, что этим собранием положено начало идейно-политическому движению, а затем и политическому режиму, который стал черным знаком XX в.

Фашизм не был злым умыслом одиночек или масс людей, хотя люди-одиночки встали во главе его, а массы поддержали их. Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества: экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах; интеллектуальный и духовный кризис, порожденный современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей4. Однако не везде он пришелся ко двору. Ответом на вызов времени в США, например, стал "новый курс" президента Рузвельта.

В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма. Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как "величайший позор" германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что Германия "превыше всего" и "превыше всех". Фашистские лидеры успешно использовали этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.

Основываясь на исследованиях по электоральной социологии, американский ученый С.М. Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в 1932 г. в Германии нацистов; самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в небольшом поселении, протестант, ранее голосовавший за какую-то центристскую или регионалистскую партию, враждебно относящийся к крупной промышленности. Пройдет немного времени, и не только тысячи обывателей, описанных Липсетом, но и многие тысячи других представителей немецкого народа превратятся в отзывчивую на фашистскую пропаганду массу.

Фашизм как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др. Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии.

Так, для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархический принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание "жизненного пространства" для переселенной страны. Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об "аграрной стране Германии". Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства. Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в ней теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии. А также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией.

Так, книга Гитлера "Моя борьба" круто замешана на национализме и расизме. Гитлер говорил о немцах как о высшей, избранной нации. Только немец по своей природе является истинным человеком, наиболее типичным представителем человечества; только немецкий народ сумел сохранить свою первозданную чистоту языка и крови. Еще в XII в. в Германии возникла теория, согласно которой Адам и Ева говорили на немецком языке. Язык германцев появился раньше языка других народов, он чист, тогда как другие языки представляют собой смесь разнородных элементов.

"Реализация расистских концепций в расистском государстве, - писал Гитлер, - позволит нам вступить в период процветания: вместо улучшения породы собак, лошадей или кошек люди займутся улучшением собственной породы; в эту эпоху истории человечества одни, познав истину, молча совершат акт самоотречения, другие с радостью принесут себя в дар нации. Немецкий народ не имеет иного будущего, кроме мирового господства"5. Истинное отношение к немецкому народу он выразил в январе 1942 г. после поражения под Москвой: "Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть"6.

В отличие от немецкого национал-социализма, стремившегося создать "тысячелетний рейх", итальянский фашизм спекулировал на идее воссоздания Великой Римской империи. В 1936 г. Муссолини объявил всем итальянцам о великом историческом событии - завоевании итальянскими войсками африканской страны Абиссинии. "У Италии есть империя!" - возвестил он. Режим Муссолини, помня о дохристианском Риме, имитировал режим цезарей и времена язычества.

Одна из основных идей итало-фашизма - идея корпоративного государства. "Наше государство не является ни абсолютным, ни тем более абсолютистским, отстраненным от людей и вооруженным только непреложными законами, какими и должны быть законы. Наше государство - это органическое, человечное государство, самым тесным образом связанное с реальной жизнью", - писал Муссолини в книге "Корпоративное государство"7. В корпоративной системе экономика организована в контролируемые государством ассоциации труда и капитала, все трудятся "в согласии" с помощью однопартийной диктатуры. Корпоративная система исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. Муссолини ввел в политический язык понятие тоталитаризма, когда сказал, что фашистское государство тоталитарно, т.е. не допускает никакой ассоциации или ценностей, кроме себя.

В семействе фашистских идеологий несколько особняком стоит идеология, связываемая с именем Антониу Салазара - португальского диктатора, правившего страной с 1932 г. до конца 60-х гг. Чтобы представить себе ситуацию в стране до Салазара, достаточно сказать, что с момента провозглашения республики в 1910 г. и до военного мятежа 1926 г., т.е. за 16 лет, в Португалии произошло 16 переворотов.

Салазар был профессором Коримбского университета. Ввиду бедственного положения страны ему были предложены чрезвычайные полномочия. Используя их, ему удалось постепенно добиться оздоровления экономики. "Один из моих принципов, которому я всегда следую, - отмечал он, - заключается в следующем: никто не может оспаривать правоту главы государства, что означает, что в урегулировании политических проблем есть только один верховный арбитр, чье просвещенное решение является обязательным для всех".

Фашизм - сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением.

  • 1. Каковы основные принципы "классического" либерализма?
  • 2. Чем отличается неолиберализм от "классического" либерализма?
  • 3. Каковы отличительные черты консерватизма и неоконсерватизма?
  • 4. Охарактеризуйте сущность социал-демократических концепций. Что представляет собой концепция "демократического социализма"?
  • 5. Какова роль политических идеологий в обществе и политике?

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) ? праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике .

«Классические» образцы фашизма? это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма? воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм? непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась .

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения , а Гитлер? полную приверженность идеям нации . Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

· Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция? путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества» .

· Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно? «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений .

· Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших» .

· Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

· Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

· Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» ? писал Гитлер . Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

· Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

· Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе? «Drag Nach Osten» . Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона? поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль? как символ тупой и рабской покорности» [цит. по: 9, с.284].

· Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР .

· Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования -- быть полезными для нас в экономическом отношении» [цит. по: 9, с.58], остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев? Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» [цит. по: 9,с.12] ? считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

· Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война? признак жизненной силы нации, смысл истории» [цит. по: 31, с.203] провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование» [цит. по: 9, с.193].

· Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии .

· Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе? на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества .

Литература

1. Гаджиев, К.С. Политология [Текст]: основной курс: учебное пособие для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2008.

2. Кравченко, А.И. Политология [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008.

3. Ирхин, Ю. В. Политология [Текст] : учеб. для студ. вузов по спец. "Политология" / Ю. В. Ирхин – М. : Экзамен, 2007.

4. Пугачев, В. П. Введение в политологию [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Политология" / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – М. : Аспект Пресс, 2007.

5. Политология: Учебник /Под. Ред. М.А. Василика [Текст] / М.А. Василик. – М., Гардарики, 2006.

1. Понятие политической идеологии, ее функции и уровни.

Слово «идеология» происходит от греческого idea – идея и logos – учение, т.е. этимологически означает «учение об идеях». Политическая идеология – это определенное учение, оправдывающее притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям .

Наряду с экономической и политической властью идеологию можно назвать духовной властью над обществом.

Функции идеологии :

· Овладение общественным сознанием и внедрение в него своих критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

· Создание системы ценностей и ориентаций человеческой деятельности.

· Организация целенаправленных действий общества по достижению поставленных задач.

· Объединение и сплочение общества на основе определенных целей и ценностей.

Любая идеология провозглашает цели и идеалы, которые людям предполагается принимать на веру. Назначение идеологии – обслуживать реальную государственную политику, ее основная задача – идеализировать действительность . Политическая идеология претендует на универсальную значимость, поэтому она стремится к подавлению других идеологий, заявляет о своем призвании изменить мир к лучшему. Она требует от своих сторонников приверженности ценностям, нормам, которые она культивирует.

Идеология тесно связана с пропагандой, но их надо различать. Идеология является формой существования политических представлений, а политическая пропаганда является средством их распространения. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партии, элит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному образу действий. Пропаганда осуществляет «контроль за умами людей», для этого используются СМИ, которые стали «четвертой властью». Из СМИ общество в основном черпает должные представления о происходящих процессах в политике, и очень часто направленное истолкование реальных событий подменяет информацию о реальных событиях. Это служит предпосылкой для политического манипулирования, которое является способом управления политическим сознанием и поведением людей, формирования у них готовности к определенным политическим действиям.


Важно различать реальные факты, которые необходимо точно устанавливать, и их истолкование в тех или иных политических целях. Определенное истолкование фактов и есть цель политической идеологии.

Политическое манипулирование основано на систематическом внедрении в массовое сознание политических мифов, иллюзий, представлений, предписывающих определенные стандарты поведения, ценности и нормы, воспринимаемые на веру.

Массовое сознание наиболее подвержено манипулированию в условиях переходных периодов, когда необходимо на основе лжи, полуправды, подтасовки фактов сформировать представления, оторванные от действительности. Так, в начале перестроечных реформ в России культивировался миф о привлекательности капитализма, полной несостоятельности социализма и о срочности ломки сложившихся экономических отношений в пользу рынка и конкуренции. В преддверии выборов обычно начинается массовое вдалбливание в сознание общества идей о преимуществе того или иного лидера, и при этом используются всевозможные способы, чтобы создать идеальную картинку.

Если идеология влияет на все общество и способна повлиять на мировоззренческий уровень, она является тотальной. Если же идеология направлена на частичное изменение форм правление, систем выборов, функций государства и не способна повлиять на мировоззренческие представления граждан, то она выступает как частная. Падение влияния идеологии на общественное мнение говорит о повышении общей культуры населения.

Основные идеологические течения:

Либерализм .

Понятие «либерализм» вошло в политический лексикон в начале 19 века. Оно сформировалось на базе политических идей английских просветителей Джона Локка, Томаса Гоббса, А. Смита в конце 17-18 веке. Это было время формирования капиталистических отношений и буржуазии как класса. Поэтому несмотря на все различия во взглядах этих мыслителей, общим для них были идеи, направленные на осознание необходимости пересмотра устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению социально-экономических и политических проблем, на перестройку общественно-политических и государственных институтов.

Поворотным событием в формировании либерализма явилась Великая Французская революция 18 в. Основные идеи либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и конституции 1791 г. Либерализм оказал огромное влияние на формирование государственных систем многих западных стран. В России либеральное мировоззрение укоренилось в к. 19-н. 20 века.

В целом либеральную идеологию можно поделить на классический либерализм и неолиберализм.

Идеи классического либерализма .

1. В основе либерализма лежит признание идеала индивидуальной свободы личности. Каждый человек имеет неотъемлемое право на духовные, политические и экономические свободы. Свобода означает уничтожение внешних ограничений в экономической, физической, интеллектуальной сфере деятельности. Провозглашается равенство всех людей в своем естественном праве на самореализацию. Либерализм объявляет потерявшими силу все формы наследственности и сословных привилегий. Провозглашаются идеалы частной собственности, конкуренция, рынок, предпринимательство. Эти идеалы становятся основой экономического и политического развития общества.

2. Пересматриваются отношения между государством и обществом, государством и личностью. Государство не должно контролировать экономическую, социальную, религиозную сферы деятельности общества. Провозглашается плюрализм политических течений и идеологий, их терпимость друг к другу, приоритет личности по отношению к обществу и государству. Провозглашается принцип невмешательства государства в частную жизнь. Основная задача государства это гарантия прав и свобод личности, контроль за соблюдением законов, порядка в обществе и защита страны от внешней опасности.

3. Либерализм положил основу формирования принципов гражданского общества, конституционализма, парламентаризма и правового государства. Была сформулирована идея разделения власти на три ветви – законодательную, исполнительную, судебную. В государстве должны властвовать не отдельные личности, а законы, и задача государства сводится к регуляции отношений свободных граждан на основе законов.

Данные идеи приводят к тому, что личность получает возможности для самореализации в любой сфере деятельности и прежде всего в экономике. Каждый получает шанс продвижения по социальной лестнице, что стимулирует предприимчивость, трудолюбие, риск. Все это позволяет стать капитализму эффективной, динамичной системой, способствует развитию личности и общества.

Но надо сказать, что классический тип либерализма является лишь неким идеалом и не совсем отражает реальную действительность. Конец 19-начало 20 столетия – это своеобразный рубеж либерализма, в это время обнаруживаются как его сильные, так и слабые стороны.

Так, свободная конкуренция привела к подавлению более сильными слабых конкурентов, происходит концентрация и централизация производства в руках небольшого количества корпораций и финансовых магнатов (Карнеги, Рокфеллер, Херст). Это приводит к резкой поляризации общества на богатое меньшинство и беднейшее большинство. Несостоятельность многих идей классического либерализма продемонстрировал мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов. В результате либерализм претерпел существенные изменения и предстал в обновленном виде как неолиберализм, главным политическим выразителем его стал американский президент Франклин Рузвельт.

В основе неолиберализма сохраняются, с одной стороны, некоторые «вечные» ценности либерализма, но, с другой стороны, вводятся новые идеи. Например, были приняты законы, усиливающие регулирующую роль государства, был введен принцип вмешательства государства в экономику. Право на частную собственность, хоть и остается главным, но перестает быть основополагающим, так как реально для огромной части общества оказываются более важными другие права. Например, для трудящихся, основным является право на работу, а для бедных – право на прожиточный минимум.

Современный либерализм признает неудовлетворительной классическую концепцию свободы и равенства возможностей, при которой государство не должно вмешиваться в экономическую и социальную сферу жизни общества. В реальности «стартовые возможности» индивидуумов зависят от разных причин, например, от семейного происхождения. Так, выходцы из богатых семей автоматически получают шанс на гораздо лучшее образование, воспитание, медицинское обслуживание, не говоря уже о явных преимуществах в виде наследуемой недвижимости и финансов. Поэтому государство не может устраняться от участия в социально-экономической сфере жизни общества. Оно должно обеспечить возможность реализации индивидуальных способностей представителям разных слоев, в том числе обязано обеспечить бесплатный доступ к образованию, медицинское обслуживание и т.д. для тех, кто в силу своего происхождения и материального положения не может самостоятельно обеспечить себе равные стартовые возможности.

В современной либеральной идеологии важное место занимает концепция социальной справедливости. Речь идет не о социальном равенстве, так как либералы отрицают идею механического уравнительства и отстаивают идею вознаграждения за инициативу и таланты, а о принципе государственного перераспределения национального богатства для ликвидации крайностей неравенства, обеспечения прожиточного минимума и социальной защиты всем гражданам, для достойного вознаграждения тех социальных категорий, которые заведомо оказываются исключенными из рыночных механизмов, например, учителей, врачей, работников социальной сферы.

Итак, основная идея неолиберализма – личность должна иметь возможность для саморазвития на основе своих талантов, способностей, здоровой конкуренции, но государство должно смягчать негативные последствия рыночной системы.

Консерватизм .

Возникновение консерватизма как политической идеологии также связывают с эпохой Просвещения и Великой Французской революцией 18 века . Консерватизм стал реакцией на исходившую от революции угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей. Первоначально это была идеология дворянства, но постепенно к ней примкнули и более широкие слои. В целом это идеология среднего класса и тех социальных слоев, которые в первую очередь страдают от различного рода преобразований в обществе.

Идеологом консерватизма считается английский политический деятель и философ Эдмунд Бёрк. В 1790 г. выходит его книга «Размышления о революции во Франции» , в ней были впервые сформулированы основные принципы консерватизма: общественная жизнь должна основываться на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Для обеспечения будущего общество должно быть стабильно, уравновешено и обновляться постепенно.

Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор», с тех пор данный термин широко используется для обозначения определенного образа мышления, умонастроений, стиля поведения и т.д. Но чаще всего под консерватизмом понимают политическую идеологию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей и противостоящую резкому обновлению общества .

За двести лет своего существования консерватизм претерпел большие изменения, существует множество подходов к типологизации консерватизма. Но мы поделим весь консерватизм на классический и неоконсерватизм.

Классический вариант .

Консерваторы считают, что у реального мира существует некое неизменное жизненное начало, и человек в силу ограниченности своего разума не должен браться за переустройство мира, так как может разрушить это жизненное начало, что приведет к разрушению самих устоев общества.

В консерватизме отрицается сознательный прогресс в обществе. Социальный прогресс есть результат проб и ошибок, в ходе его накапливается и передается из поколения в поколение опыт, который воплощается в учреждениях и ценностях. Эти учреждения и ценности не создаются сознательно и целенаправленно, потому что их природу в принципе нельзя понять.

Общество – это совокупность институтов, норм, моральных убеждений, обычаев, традиций, восходящих к глубокой истории. Их взаимосвязь и единство – это чудо истории, его нельзя объяснить рациональными доводами, т.е. нельзя объяснить почему все существует именно в таком виде, а не в другом. Поэтому уже сложившимся институтам и связям всегда надо отдавать предпочтение перед любыми новациями, какими бы они не казались совершенными с рациональной точки зрения.

Конституция рассматривается как проявление высших принципов, которые не могут произвольно изменяться человеком, провозглашается принцип верховенства закона и гражданского законопослушания.

В процессе общественного развития многие принципы консерватизма претерпели существенные изменения. В Западной Европе возникает неоконсерватизм, как реакция на экономический кризис 1973-1974 гг. В данном течении сочетаются многие идеи и ценности классического консерватизма с идеями либерализма. Например, была воспринята идея общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, идея демократизации политики и социальных отношений. Политическими выразителями неоконсерватизма стали Маргарет Тетчер и Рональд Рейган.

Современные ускоренные темпы жизни, нарушение духовного и экологического равновесия приводит к нестабильности общества, к растерянности людей. В этих условиях неоконсерватизм предложил возврат к традиционным ценностям и идеалам, например, к приоритету семьи и религии, социальной стабильности, основанной на моральной взаимной ответственности граждан и государства, уважении права, провозглашается крепкий государственный порядок и стабильность. Т.е. во главу угла в обществе, измученном безработицей, инфляцией, потерей духовности, сексуальной революцией и т.д., были поставлены универсальные нравственные законы и мораль как основа общества.

Ответственность за сохранение этих устоев возлагалась на самого индивида, который должен рассчитывать прежде всего на свои силы, свою инициативу и жизнестойкость. И не рассматривать государство как «дойную корову». Но человек не был оставлен на произвол. Государство должно обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия, предоставлять возможность образовывать политические ассоциации. Государство должно также поддерживать и развивать институты гражданского общества.

Хотя неоконсерватизм не смог решить многие проблемы экономики, но он дал опору для стабильности общества, смог защитить человека, духовную сферу его жизнедеятельности в индустриально развивающемся обществе. Неконсервативной идеологии придерживаются в современном мире многие крупные политические партии западных стран, например, республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии, влияние данной идеологии очень велико в западном обществе.

Социал-демократия .

Социал-демократия возникает на определенной стадии развития буржуазного общества в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Эта идеология выражает интересы рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Теоретические основы социал-демократизма были заложены в работе Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Основные идеи социал-демократизма были сформулированы на конгрессе социал-демократов во Франкфурт-на Майне в 1951 г.

Главными ценностями провозглашаются идеи свободы, справедливости, солидарности. Свобода означает право каждого на самоопределение. Равенство всех в своих правах и свободах означает справедливость. Солидарность означает взаимопомощь, взаимоподдержку.

Для идеологии социал-демократизма характерны следующие черты :

1. Выдвижение концепции демократического социализма. Но социализм понимается не как тип общества, а как процесс, направленный на реализацию основных ценностей социал-демократии.

2. Большая роль отводится профсоюзному движению.

3. Также большое значение придается политическому договору и соглашению при решении различных проблем. Преобразование общества должно происходить через постепенные реформы.

4. Признается приоритет развития социальной сферы, а не достижение максимальной экономической прибыли. Задачами социал-демократов является создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания. Важное место занимает решение экологических проблем.

В экономической сфере социал-демократы выступают за смешенный тип экономики. Ключевые отрасли промышленности должны обобществляться или находиться под контролем государства. В тоже время важным является общественный контроль над инвестициями, участие трудящихся в совместном принятии решений на уровне компаний и профсоюзных объединений в разработке национальной экономической политики, поощряются самоуправляемые кооперативы рабочих и фермеров, государственные предприятия с демократическими формами контроля и управления и т.д.

В современном мире социал-демократическая идеология представлена разными партиями – социал-демократическими, социалистическими, лейбористскими, рабочими. В целом насчитывается около 80 подобных партий, которые объединяют около 20 мил. человек, за эти партии голосует более 200 мил. избирателей. Во многих западных странах (Англия, Германия) основная политическая борьба развертывается между партиями социал-демократического типа и между партиями неоконсерваторов.

Коммунизм.

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма – учения, возникшего в Западной Европе в средине 19 века. Основоположники – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм разработал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, с отчуждением человека от власти, от собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Носителем данной идеологии стал пролетариат .

Марксизм является радикальной идеологией, главную роль он отводит насильственным способам преобразования старого общества и революционным методам построения нового общества. Марксизм признает возможность научного познания окружающей действительности, объективных общественных законов, и неуклонный прогресс общества.

Тип общества, согласно марксизму, определяется главным образом уровнем развития, производительных сил, но также и культурных, психологических, духовных и других факторов. Исторический прогресс заключался в смене общественно-экономических формаций: от рабовладельческой к феодальной, а затем к капиталистической. Все три формации основаны на частной собственности, на эксплуатации классов и непримиримости их интересов. Экономической основой коммунистической формации, как идеала, к которому стремится развитие общества, является общественная собственность. Но к коммунистической формации и ее первой фазе, социализму, можно перейти только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, цель которой – экспроприация частной собственности и передача ее в руки трудящихся.

Коммунистическое общество предполагает формирование нового человека, который ориентируется прежде всего на моральные стимулы труда (вымпел или переходящий флажок), труд на благо общества и т.д. В построении нового государства упор делался на ведущую роль коммунистической партии, которая срасталась с властными структурами государства. Но предполагается, что в последующем развитии государство и его органы будут заменены на систему общественного самоуправления.

Фашизм .

Переводится с латинского как пучок, связка, объединение. Фашизм – это феномен 20 века, это реакция общества на проблемы и противоречия в различных сферах общества. Фашизм черпает свои силы в массовом движении протеста. Массовое движение нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, низвержение которого откроет путь к успеху. Идеология фашизма апеллирует к страстям, врожденным инстинктам, низменным чувствам человека.

Для возникновения фашизма подойдет не просто кризис в обществе, а кризис затянувшийся, который потряс всю социальную структуру общества, его моральные устои, нарушил экономические процессы, вызвал всеобщее разочарование в официальной идеологии и т.д.

Основные идеи фашизма.

1. Высокомерно негативное отношение к человеческой личности как существу, подверженному всяческим порокам, «сосуду греха», нуждающемуся в постоянной узде и твердой направляющей руке.

2. Признается неспособность человеческого разума к познанию мира. Разум является источником заблуждений и разочарований.

3. Основной упор в историческом развитии человечества делается на нацию. В основе смены уровней развития общества лежат взаимоотношения между нациями, духовный подъем и упадок наций.

Надо сказать, что сами по себе эти ценности могут быть основой не только фашистских идеологий, но вместе с тем не существует фашистских движений, которые не опирались бы на эти идеи.

Пренебрежительное отношение к личности, трактовка человека как «сосуда зла» обосновывают систему жесткого контроля над обществом со стороны той его части, которая, по мнению фашистских теоретиков (Муссолини, Гитлер), благодаря биологической наследственности и самоусовершенствованию, поднимается над средним человеческим уровнем (концепция Ницше «сверхчеловека» и «аристократии духа»). Чтобы деятельность общественных институтов была эффективной, требуется руководство на основе единой воли. Отсюда – естественная потребность в вожде, реализующем эту волю. А чтобы различные процессы в обществе не ослабляли единую сильную волю, оправдывается насилие, которое должно применяться не только как ответная реакция на действия, но и как реакция на намерения.

Провозглашение нации движущей силой общественного развития решает две проблемы. Во-первых, выдвигается идея борьбы за спасение, укрепление, расширения своей нации, которая является носителем позитивного начала и способна осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: «Немецкий дух – весь мир оздоровит»). А во-вторых, появляется конкретный враг, на счет которого можно отнести все неудачи и беды, это другая нация – носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, злоумышленник, строящий зловещие планы. Например, им может быть объявлено определенное национальное меньшинство. Такой враг полезен для внутренней политики, так как на него можно направлять недовольство для ослабления внутренней напряженности общества. Этот враг полезен и для внешней политики, для объяснения неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.д.

Итак, цель фашизма – возрождение и оздоровление в своей стране «титульной», т.е. основной, нации. Приоритет государственных интересов, жесткая система управления, замыкающаяся на личности вождя, исключается оппозиция. Методы фашизма – организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, унификация общественной жизни, подавление любыми способами противодействия.

Например, в Германии был создана фашистская идеология на основе мифа о превосходстве некоего народа «ариев», и была провозглашена политика поддержки государством «культурно созидающих рас», к которым относились, немцы, англичане; ограничения жизненного пространства для этносов, «обслуживающих культурные расы», к таким этносам относились славяне, жители некоторых государств Востока и Латинской Америки; и провозглашалось беспощадное уничтожение «культуроразрушающих» народов, в них зачислялись негры, евреи, цыгане.

Фашистская идеология была распространена в Германии, Италии (30-40 годах), Испании и Португалии (1943-1960-е). Греции в 60-х годах, Бразилии, Чили. В современной России фашистская идеология присутствует в лице партий ЛДПР и РНЕ.

Фашизм (итал. fascismo, fascio – пучок, связка, объединение) – политическое и идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. xx в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Отрицает как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма. Политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга , а также руководителей фашистского движения А. Гитлера («meine kampf» – «Моя борьба») в Германии и Б. Муссолини в Италии.

Основные идеи фашизма:

– необходимость применения крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;

– антикоммунизм;

– шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;

– националистические геополитические концепции;

– широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

– всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);

– максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

– вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;

– захватническая и агрессивная внешняя политика.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Вторая мировая война , развязанная фашистскими государствами – Германией, Италией и другими, принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по фашизму и содействовал возрождению демократических государств.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации