Не всякая демократия одинаково полезна. Пропорциональная система противоречит демократии Что по мнению автора отличает истинную демократию


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
1/8
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2
содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам
в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других
дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
КИМ
1
Характеристики человека
ПОНЯТИЯ
Индивид
Бланк
Ответ: МОРАЛЬ.
Ответ:
Ответ:
...
2 3
Ответ: 125.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

2
А Б В Г Д
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Производственный кооператив, хозяйственное общество, адвокатская
палата, юридическое лицо, общественный фонд.
3 2 3 1 1
Ответ: ___________________________.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение,
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное
мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить
свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более
привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Копирование не допускается
3
Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа
дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление
монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов
граждан.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу

Ответ:

Единый государственный экзамен
4
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
2/8
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми
они указаны.
6
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие,
представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки,
связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение
внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие
познаваемых объектов на органы чувств.
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники
в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных
свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное
общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение
работы.
4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.
технологии
являются
важнейшим
фактором
5) Информационные
производства.
6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие
отрасли производства.
Ответ: ___________________________.
Ответ: ___________________________.
5
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры:
к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) влияние на социализацию индивида
Б) разнообразие используемых средств
В) отсутствие ярко выраженной
коммерческой направленности
Г) сложность содержания
Д) развлекательный характер
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) только массовая культура
2) только элитарная культура
3) и массовая,
и элитарная культура

Ответ:
А Б
В Г Д
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
7
Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят
от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по
ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые
взносы и оплату охраны.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
8
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Установите соответствие между факторами и типами экономического роста:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ФАКТОРЫ
внедрение новых технологий
переподготовка работников
увеличение площади предприятий
увеличение численности
обслуживающего персонала
Д) дополнительное капиталовложение
в приобретение сырья
А)
Б)
В)
Г)
Вариант 107
3/8
10
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА
1) интенсивный
2) экстенсивный
Какие из перечисленных факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9
А Б
1)
2)
3)
4)
5)
6)
пенсия
заработная плата
земельный налог
проценты по кредиту
страховые взносы
проценты по вкладу
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
уменьшение стоимости кормов для коров
ожидания роста потребления молочной продукции
банкротство нескольких молочных ферм
повышение цен на энергоносители
строительство новых заводов молочной продукции
Ответ: ___________________________.
В Г Д
Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила
наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите,
другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна
Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из
перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
На рисунке отражено изменение предложения
молочных продуктов на соответствующем рынке:
линия предложения S переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
11
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют
отличные, только им присущие признаки (социальное положение,
интересы, ценностные ориентации).
2) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
3) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило,
основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
4) Принадлежность к различным социальным группам определяет
положение человека в обществе.
5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
12
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
4/8
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им
предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов
в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа
отвечавших) приведены на диаграмме.
13
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно
утверждённым источником власти в любом государстве.
2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.
3) К основным функциям политической элиты относят производство
и потребление материальных благ.
4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую
и контрэлиту.
5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную
самостоятельную группу, способную принимать политические решения.
Ответ: ___________________________.
14
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество
отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем
в стране Y.
2) Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине
больше импортных продуктов.
Доля
тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z
3)
больше, чем в стране Y.
4) В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее
популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.
5) В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов,
популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.
Ответ: ___________________________.
Установите
соответствие
между
полномочиями
и
субъектами
государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) объявляет амнистию
Б) осуществляет управление федеральной
собственностью
В) принимает федеральные законы
Г) разрешает споры о компетенции между
субъектами государственной власти РФ
и субъектов РФ
Д) осуществляет исполнительную власть
в РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
1) Правительство РФ
2) Государственная Дума
3) Конституционный Суд РФ
А Б
В Г Д

Единый государственный экзамен
15
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
5/8
В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из
приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало
правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.
17
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных
норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике
гарантии прав и свобод личности.
2) Утверждена республиканская форма правления.
3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей
власти.
4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.
5) На выборах победила консервативная партия.
6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
А) охрана исключительно силой
общественного мнения и (или)
внутренними убеждениями человека
Б) мера общественно значимого поведения
В) формальная определённость
Г) общеобязательность для всего населения,
проживающего на территории
определённого государства
Д) регулирование общественных отношений
Ответ: ___________________________.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ
НОРМ
1) и правовые, и моральные
нормы
2) только правовые нормы
3) только моральные нормы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам
(свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
право участвовать в отправлении правосудия
право на жизнь
право на защиту своей чести и доброго имени
право быть избранным в органы государственной власти
право на тайну переписки, телефонных переговоров
Ответ: ___________________________.
18
А Б
В Г Д
Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу.
Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно
прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять
лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому
контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
дискриминация
уголовное право
потерпевший
заявление в отдел полиции
иск в суд
трудовое право
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
19
Прочитайте приведённый ниже
обозначено определённой буквой.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
текст,
каждое
положение
которого
(А) Понятие «политическая система общества» вошло в научный оборот
во второй половине ХХ в. (Б) Политическая система регулирует
производство и распределение благ между социальными общностями
на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за
неё. (В) Системообразующая категория, интегрирующая данные элементы
в единую политическую систему, – категория «политическая власть».
(Г) Политическая власть – способность одного человека или группы лиц
контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из
общенациональных или общегосударственных задач. (Д) Сущность
политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ:
А Б
Вариант 107
6/8
В Г Д
20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей,
основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной
________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс
важнейших для существования общества функций: ________(В) людей;
передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г),
установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация
домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены
семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной
семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая
государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной,
определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) брак
2) контроль
3) институт
4) взаимоответственность
5) норма
6) семья
7) мобильность
8) супружество
9) репродукция
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами
слова.
Ответ:
А Б
В Г Д Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
7/8
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
21
Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст
назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое
различие между ними отмечает автор?
22
В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение
избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя
обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное
последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».
23
Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей
степени защищает сильные политические партии? Используя текст
и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита.
Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию
политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.
24
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни,
приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для
функционирования и развития демократического государства.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют
собой политические системы, в которых определённые люди получают
доступ к власти и право принимать решения в результате свободных
всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и
формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от
национальной формы правления…
При президентской республике власть передаётся посредством прямых
выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике.
Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской
либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее:
ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на
прямых выборах.
Ещё одно различие политических систем состоит в способе
голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти:
пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При
мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один
депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший
наибольшее
количество
голосов.
Системы
пропорционального
представительства предполагают распределение мест в парламенте
в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным
спискам) голосов…
Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать,
руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют,
руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не
тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения
проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно
прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих
кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной
борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями
и пристрастиями каждого голосующего.
(М. Уоллерстайн)
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении
глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее
любое одно негативное проявление глобализации.
26
Назовите любые три позитивные формальные
и проиллюстрируйте примером каждую из них.
27
Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для
автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту
своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет
уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую
информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности
налогоплательщика.
28
социальные
Вариант 107
8/8
санкции
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её
функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том
содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью
выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
(29.1–29.5).
29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл
в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты
поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной
темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания, соответствующие
понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух
примеров из различных источников.)
29.1
Философия
«Революция
(Ж. Жорес)

варварская
форма
прогресса».
29.2
Экономика
«Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится
не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
29.3
Социология,
социальная
психология
«Юность – весеннее время человека, в которое
засеваются семена на будущие годы жизни».
(Я. Княжнин)
29.4
Политология
«Политическая культура – проявление того, как
люди воспринимают политику и как они
интерпретируют увиденное». (С. Верба)
29.5
Правоведение
«Закон не может делать людей свободными: сами
люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3

Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов граждан.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

5

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6

Учёные исследуют социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономического кризиса

2. выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3. теоретическое обоснование полученных данных

4. разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5. описание случаев социальной дифференциации населения

6. оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

7

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.

2. Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.

3. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.

4. Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.

5. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.

8

Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. заработная плата

3. земельный налог

4. проценты по кредиту

5. страховые взносы

6. проценты по вкладу

10

На рисунке отражено изменение предложения молочных продуктов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. уменьшение стоимости кормов для коров

2. ожидания роста потребления молочной продукции

3. банкротство нескольких молочных ферм

4. повышение цен на энергоносители

5. строительство новых заводов молочной продукции

11

Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры. под которыми они указаны.

1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.

2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.

5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

12

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: "Почему снижается воспитательный потенциал семьи?" Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.

5. Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

2. Утверждена республиканская форма правления.

3. Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

4. Граждане поддерживают проведённые преобразования.

5. На выборах победила консервативная партия.

6. Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

16

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право участвовать в отправлении правосудия

2. право на жизнь

3. право на защиту своей чести и доброго имени

4. право быть избранным в органы государственной власти

5. право на тайну переписки, телефонных переговоров

17

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами) и видом (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. дискриминация

2. уголовное право

3. потерпевший

4. заявление в отдел полиции

5. иск в суд

6. трудовое право

19

Выберите верные суждения о правах и обязанностях супругов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К личным правам супругов относится право на общую, совместную собственность.

2. При заключении брака супруги могут добавить к своей фамилии фамилию супруга, если добрачная фамилия не была двойной.

3. К общему имуществу, в частности, относится посуда, мебель, бытовые электроприборы, автомобиль, жилье, а также доходы каждого из супру​гов от трудовой деятельности.

4. При расторжении брака ставится вопрос о разделе всего имущества супругов.

5. Не подлежат разделу вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. контроль

3. институт

4. взаимоответственность

7. мобильность

8. супружество

9. репродукция

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

Показать ответ

элементы :

2) Названы две разновидности республиканской формы правления: Президентская и парламентская республики

3) При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а при парламентской - в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии.

В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Названо одно из «соображений»:

2. Названы одно негативное и одно положительное последствия:

Негативное последствие: есть вероятность, что к власти придёт руководитель, не способный решить острые политические проблемы государства. Положительное последствие: люди, делающие выбор таким методом, заранее испытывают симпатию к этой власти и поддерживают её, а значит не будет недовольств, революционных вспышек и т.д.

Могут быть написаны другие положительные и отрицательные последствия.

Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Ответ на первый вопрос: Пропорциональная.

2. Дано объяснение, в чём проявляется защита партий: Эта защита проявляется в том, что при пропорциональной избирательной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Следовательно, сильные политические партии получают большее количество голосов.

3. Названа и проиллюстрирована примером функция политических партий, которая проявляется в избирательном процессе: В избирательно процессе проявляется электоральная функция политических партий (например, Партия D выступила с предвыборной программой на ТВ).

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы :

1) демократическое государство основано на народовластии, а выборы - это один из каналов, который позволяет принимать гражданам непосредственное участие в политической жизни;

2) выборы гарантируют смену устарелых кадров на более новые, заинтересованные в решение острых проблем государства;

3) демократическое выборы являются общедоступными, а значит, каждый гражданин имеет возможность попасть в верховную власть.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое одно негативное проявление глобализации.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об одном из проявлений глобализации в экономической сфере: Одним из проявлений развития тенденций глобализации является господство в мировой экономике транснациональный корпораций.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об одном из проявлений глобализации в экономической сфере.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса одно из негативных проявлений глобализации, например: К негативным проявлениям глобализации относят рост числа вооружённых конфликтов; проявление сепаратизма, терроризма.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса одно из негативных проявлений глобализации.)

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие позитивные формальные социальные санкции:

1. Премии (Например, начинающему маркетологу Р. вручили премию за разработку перспективной стратегии продаж).

2. Государственные награды (Например, МВД РФ объявило награду Сотрудникам ФСБ (благодарственные письма, грамоты и часы) за раскрытие убийства семьи полицейского под Сызранью).

3. Допуск к высоким должностям и почётным функциям (Например, Ген. директор крупной компании Т.Ш. был избран председателем правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Могут быть названы другие позитивные формальные социальные санкции, приведены другие примеры.

Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности налогоплательщика.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) дан ответ на первый вопрос, обоснование ответа:

Да, налоговые органы обязаны предоставить информацию налогоплательщику об уплачиваемых им налогах. Согласно ст.21 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики имеют право на полную и точную информацию о налоговом законодательстве, о представляемых им законами правах и размерах налогов.

2) Названия любых двух обязанностей налогоплательщика:

1. налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги в полном размере и в указанный срок;

2. обязан вести в установленном порядке учёт доходов, расходов, объектов налогообложения;

3. обязан устранять выявленные налоговыми органами нарушения.

Могут быть названы другие обязанности налогоплательщика.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:


1. Понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики.


2. Основные виды конкурентной борьбы:


а) конкуренция продавцов; конкуренция покупателей;

б) совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция;

в) внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;


г) ценовая (явная и скрытая) и неценовая конкуренция.


3. Функции конкуренции в рыночной экономике:


а) стимулирование роста эффективности производства; 


б) снижение цен и повышение качества;


в) обеспечение нацеленности на запросы потребителя.

4. Положительные стороны:


а) способствует развитию Научно-технического прогресса;

б) чутко реагирует на изменение спроса.

5. Отрицательные стороны:


а) ведёт к дифференциации доходов;

б) создаёт условия для безработицы, инфляции.

6. Защита конкуренции со стороны государства от монополизации в рыночной экономике (Антимонопольное законодательство). 


В ответе возможны другое количество и иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. 
Отсутствие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2. Экономика «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

29.3. Социология, социальная психология «Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

29.4. Политология «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

29.5. Правоведение «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

3. Соотнести каждое приведённое положение с определениями факта и суждения (см. с. 39).

Положения А и Б фиксируют только факты, т. е. соответствуют цифре 1. В двух других положениях В и Г выражены отношение и оценка. Речевые обороты «считается» (положение В), «на наш взгляд» (положение Г) позволяют легко определить оценочный ха@ рактер последних двух суждений, т. е. их соответствие цифре 2.

4. Установить верную комбинацию цифр - 1122.

5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи@ ровав приведённый текст.

6. Записать ответ - 1122 - разборчиво, без пробелов, запя@ тых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В5, начиная с первой клеточки.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. (4.5.) «Демократия по сути своей - средство, утилитарное приспо@

собление для защиты социального мира и свободы личности. Как та@ ковая, она не безупречна, не надёжна сама по себе. Не следует за@ бывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не де@ мократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из дик@ татур.

Обращать внимание на то, что демократия находится под угро@ зой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда про@ исходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока выс@ шая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а её ограни@ чение является надёжным средством от произвола. Демократичес@ кий контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правила@ ми, она неизбежно вырождается в деспотию.

Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, ка@ кие угольные шахты целесообразно оставить действующими или по@ чём продавать в магазинах ботинки,- все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз и навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меня@ ющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходит@

ся всё время иметь в виду сложный баланс интересов различных ин@ дивидов и групп. В конце концов, кто@то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает не@ равенство, навязанное правительственным аппаратом...

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа, предоставив индиви@ дам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и време@ ни, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятель@ ства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды мог@ ли сознательно строить планы, у них должна быть возможность

предвидеть действия правительства, способные на эти планы вли@ ять» (Ф. Хайек).

C1 Какую роль в регулировании общественной жизни в усло@

C2 Какие три угрозы для демократии назвал автор?

C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной

жизни, приведите три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в дик@ татуру.

ты... свободы личности». Приведите три аргумента, подтверждаю@ щие этот тезис.

Алгоритм выполнения заданий

и вопросы к нему.

2. Определить тематическую принадлежность предложенного текста. В данном случае речь идёт о демократии (раздел курса обще@ ствознания «Политика»).

3. Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящён этот текст?»). Глав@ ной идеей приведённого текста являются условия, способствующие сохранению демократии.

4. Выполнить задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёр@

тому (С4)):

- выполнение задания С1 (Какую роль в регулировании обще@ ственной жизни в условиях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?)

Напоминаем: задание С1 является двусоставным: не забывайте о выполнении второй части задания

Выявить ключевые слова в задании. Таковыми являются «роль государства в регулировании общественной жизни», «свобода инди@ видов».

Соотнести ключевые слова с текстом. Последний абзац пред@ лагаемого фрагмента содержит в самом общем виде ответ на постав@ ленный вопрос: «Государство должно ограничиться разработкой об@ щих правил, применимых в ситуациях определённого типа». При от@ вете на вторую часть задания следует обратиться к фразе, содержащейся в том же последнем абзаце: «... только индивиды мо@ гут знать в полной мере эти обстоятельства (места и времени) и при@ спосабливать к ним свои действия». Ответы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

С1, а затем ответ на него.

- выполнение задания С2 (Какие три угрозы для демократии назвал автор?)

Выявить ключевое словосочетание в задании. Таковым являет@ ся «три угрозы для демократии».

Соотнести ключевое словосочетание с текстом. Во фрагменте названы следующие угрозы демократии: «правление однородного, догматического большинства»; власть, «не ограниченная твёрдо ус@ тановленными правилами»; существование привилегий у отдельных членов общества, неравенство.

Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст.

Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С2, а затем ответ на него.

- выполнение задания С3 (Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру).

Внимательно прочитать текст и на его основе сформулировать примеры «твёрдо установленных правил демократии». Таковыми яв@ ляются: «демократический контроль», «разработка государством общих правил, применимых в ситуациях определённого типа», «пре@ доставление индивидам свободы во всём, что связано с обстоятель@ ствами места и времени».

Соотнести примеры, содержащиеся в тексте, с примерами, от@ ражающими личный опыт и факты общественной жизни и предста@ вить их в обобщённом виде: признание народа источником власти; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; выборность основных государственных органов власти; уважение прав меньшинства. Могут быть приведены другие примеры.

Выбрать три (как требуется в условии задания) примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру.

Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи@ ровав приведённые примеры.

Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания -

С3, а затем ответ на него.

Проанализировать представленный тезис автора: демокра@ тия - средство «для защиты... свободы личности».

Подобрать три аргумента, подтверждающие предложенный те@ зис (как требуется в условии задания). Они могут быть следующие: в демократической стране ветви власти подконтрольны обществу; в условиях демократии обеспечивается политический и идеологичес@ кий плюрализм; благодаря разделению властей гражданин может быть защищён от произвола со стороны государства. Могут быть приведены другие аргументы.

Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи@ ровав приведённые аргументы.

Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С4, а затем ответ на него.

C5 (4.8.) Укажите четыре отличия политического движения

от политической партии.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать условие задания и определить, что и в каком коли@ честве требуется назвать (перечислить, указать и т. д.). В данном случае необходимо указать отличия политического движения от по@ литической партии в количестве четырёх.

2. Определить тематическую принадлежность задания. В нашем случае говорится о политическом движении (раздел курса обще@ ствознания «Политика»).

3. Вспомнить сущность понятий «политическое движение», «по@ литическая партия». Сравнить их, определив общее и различия.

Политическая партия -

это организованная груп" па единомышленников, вы" ражающая интересы опре" делённых социальных слоёв и стремящаяся к достиже" нию определённых полити" ческих целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществ" лении)

4. На основании определений понятий «политическое движе@ ние» и «политическая партия», а также используя знания общество@ ведческого курса, сформулировать отличия политического движения от политической партии. К ним относятся следующие:

- стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть

в нужном для него направлении;

- ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей;

- имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством;

- зависит в большей степени от своего лидера, чем от чёткости программных установок.

Отличия могут быть указаны в иных, близких по смыслу форму@ лировках.

5. Выбрать из пяти отличий политического движения от полити@ ческой партии четыре (как требуется в условии задания).

6. Проверить правильность своего ответа, отбросив его сомни@ тельные варианты.

7. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С5, а затем ответ на него.

C6 (4.7.) Приведите три примера норм, регулирующих поло@

жение политической элиты в демократическом обществе.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о нормах, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе (раз@ дел курса обществознания «Политика»).

2. Сформулировать сущность социального объекта, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «нормы, регулирую@ щие положение политической элиты в демократическом обществе».

Напоминаем:

Нормы, регулирующие положение политической элиты в демократическом обществе - это установленные в демокра" тическом обществе правила поведения, которые состоят в от" крытой системе отбора политической элиты на основе выбор" ности и чётко прописанных правовых регламентов

3. Определить оптимальный тип фактического материала, кото@ рый можно использовать в качестве примеров. В нашем случае це@ лесообразно использовать факты современной социальной жизни в качестве примеров норм, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе.

4. Привести три примера норм, регулирующих положение поли@ тической элиты в демократическом обществе: наличие в России избираемости народных представителей (депутатов) и главы госу@ дарства - Президента РФ; создание в 2005 г. Общественной пала@ ты РФ как элемента гражданского общества в качестве органа экс@ пертного контроля за исполнительной и законодательной властью, за соблюдением свободы в СМИ; существование в России законода@ тельства о СМИ, закрепляющего свободу массовой информации.

Могут быть приведены другие примеры.

5. Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованием задания.

6. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С6, а затем ответ на него.

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверж@ дение.

1) За обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод человека в качестве наиболее значимой функции политического лидера высказалось больше жен@ щин, чем мужчин.

2) Мнение о том, что выработка политического курса, отражаю@ щего тенденции прогресса и потребности общества, в качестве на@ иболее значимой функции политического лидера, разделяет подав@ ляющее меньшинство опрошенных женщин.

3) Четверть опрошенных указала на инициирование необходи@ мых изменений с помощью создания развитых стимулов для населе@ ния в качестве наиболее значимой функции политического лидера.

4) Третье место по популярности среди опрошенных заняла вы@ работка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности общества, в качестве наиболее значимой функции по@ литического лидера.

4. (*) В стране Д. социологической службой в 2000 г. и 2010 г. был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какую внешнюю функцию государства Вы считаете наиболее зна@ чимой в современных условиях?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

48% 45%

22% 24%

12% 6%

Развитие

ствление

тельство

ственной

отношений

торговли

техничес@

кого опыта

государств

В средствах массовой информации были представлены различ@ ные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые

мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опи@ рается на информацию, содержащуюся в гистограмме?

1) Подавляющее большинство населения страны Д. считает, что государство должно проводить агрессивную политику, вмешиваясь в дела других государств.

2) По сравнению с 2000 г. ситуация на границе страны Д. в 2010 г. значительно обострилась.

3) За период с 2000 г. по 2010 г. количество ратовавших за ис@ пользование научно@технического опыта в стране Д. резко сократи@ лось.

4) Четвёртое место по популярности среди опрошенных в 2000 г.

и 2010 г. заняла защита государственной границы в качестве наибо@ лее значимой внешней функции государства.

5. (4.12.) Верны ли следующие суждения о политическом учас@ тии?

А. Политическое участие может приобретать конфликтную форму.

Б. Политическое участие может осуществляться принудительно или под воздействием определённых стимулов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. (4.8.) Запишите слово, пропущенное в таблице.

Политические партии

Наименование партии

Её сущность

Массовая

Многочисленное объединение со сложной органи@

зационной структурой, постоянным членством

Немногочисленное объединение, формируемое

вокруг группы лидеров и характеризуемое аморф@

ностью партийной организации, отсутствием фик@

сированного членства

2. (4.15) Установите соответствие между видами субъектов РФ и принципами их образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2) территориальный

Г) область

Д) республика

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. (4.6.) Найдите в приведённом ниже списке черты гражданско@ го общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) доминирование государства над обществом

2) экономическая самостоятельность граждан

3) господство одной идеологии

4) реализация принципа федерализма

5) правовое оформление и государственная защита прав и сво@ бод граждан

6) невмешательство государства в частную жизнь граждан

4. (4.2.) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе@ ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Принцип конфедерализма, по мнению экспертов, объеди@ няет самостоятельные государства, которые, строго говоря, не являются государствами. (Б) Считается, что это временные объ@ единения, создающиеся для решения каких@либо актуальных про@ блем. (В) Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распадаются вовсе, либо трансформируются в федерации.

(Г) США с момента образования в 1776 г. были конфедерацией 13 штатов, но затем, в 1789 г., трансформировались в федерацию

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой - мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству - с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения.

Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними.

Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком.

(Турэн Алэн «Что означает демократия сегодня?»)

С1

Какие два необходимых условия для осуществления демократии отмечает автор? Укажите их, опираясь на текст.

С2

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Указаны угрозы : 1) непосредственная (напрямую) смычка частных убеждений и национальной приверженности, «избавляясь от среднего положения гражданского состояния»; 2) принудительное утверждение единства общества и нежелание допускать наличия разнообразия интересов; 3) наличие разнообразных групп давления, не способных заниматься общими интересами и лоббирующих только собственный интерес. Могут быть приведены иные формулировки ответа.
Указаны три угрозы
Указаны две угрозы
Указана одна угроза или угрозы указаны неверно
Максимальный балл 2
С3

Автор подчеркивает, что демократия обязана быть представительной. Как понимает сущность представительной демократии автор? Раскройте авторское понимание с опорой на текст. Приведите два проявления представительной демократии в развитии политической системы современного общества.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Раскрыто авторское понимание представительной демократии,допустим: - Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями; 2) Приведены проявления представительной демократии, например: - выборы депутатов законодательного собрания (парламентариев); - всенародные выборы главы государства - президента; - выборы депутатов местных законодательных собраний; - выборы глав местных администраций (мэров городов, губернаторов); - выборы в органы местного самоуправления (депутатов муниципальных собраний и глав муниципальных образований). Могут быть приведены и иные верные проявления.
Раскрыто авторское понимание сущности представительной демократии, приведены два проявления
Раскрыто авторское понимание сущности представительной демократии, приведено одно проявление ИЛИ авторское понимание не раскрыто, но приведены два проявления
Раскрыто авторское понимание, проявления не приведены ИЛИ авторское понимание не раскрыто, но приведено одно проявление
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С4

Автор пишет, что «демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения». Приведите три аргумента в подтверждение авторского вывода.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Приведены аргументы , допустим: 1) Гражданское состояние состоит, в частности, в умении согласовывать свой частный интерес с интересами коллектива, общества в целом; 2) Гражданин не может быть безучастен к жизни сообщества, государства, а ведь именно участие граждан в политике, принятии решений и составляет сущность демократии; 3) Для духа и сущности демократии важна атмосфера доверия и уважения между отдельным гражданином и обществом, партнерские отношения гражданина с властными органами. Могут быть приведены и иные верные аргументы
Приведены три аргумента
Приведены два аргумента
Приведен один аргумент
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С5.1

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политические ценности» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политических ценностях.

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия , например: - духовные ориентиры, установки, на которые граждане ориентируются в своем политическом поведении и оценке политических явлений и процессов. 2) два предложения с информацией о политических ценностях, опирающейся на знания курса, например: - «политические ценности современного государства основаны на уважении суверенитета народа, незыблемости его прав и свобод». - «политические ценности опираются на исторические традиции народа, особенности национального менталитета». - В разных режимах различны - Их перечислить - плюрализм. Разделение властей. Демокр выборы и др Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политических ценностях.
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2
С5.2

Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическими режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Указаны признаки,например: 1) Проведение выборов на альтернативной основе, когда кандидаты представляют различные политические силы и программы; 2) Свободное и открытое освещение хода выборов в СМИ; 3) Равный доступ к СМИ для всех политических сил, участвующих в выборах; 4) Гарантированность законами деятельности оппозиционных сил; 5) Регулярность проведения выборов; 6) Выборы должны носить всеобщий характер, никто не должен быть дискриминирован в избирательных правах; 7) Выборы должны быть равными (один избиратель - один голос); 8) Должен осуществляться общественный контроль за процедурой голосования. Могут быть указаны и иные правильные признаки.
Указаны три признака
Указаны два признака
Указан один признак ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2
С6

Проиллюстрируйте тремя примерами деятельность «четвертой власти», средств массовой информации в политической жизни современного демократического государства.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) указана основная цель деятельности СМИ - информирование граждан о событиях и фактах политической жизни, представление широкого спектра оценок этих событий и фактов специалистами-политологами и обществом; 2) цель раскрыта с помощью примеров , например: - средства массовой информации размещают материалы о форумах политических партий, принимаемых программах, основных событиях партийной жизни; - средства массовой информации публикуют выступления и интервью государственных лидеров и оценки этих выступлений профессиональным сообществом политологов и гражданами; - средства массовой информации публикуют материалы о выборах, выборных кампаниях, дают информацию о результатах выборов. Освещение предвыборной агитации Цель деятельности СМИ может быть раскрыта на других примерах.
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на трех примерах
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на двух примерах
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на одном примере
Цель деятельности СМИ не указана при любом количестве приведенных примеров, ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3
С7

В одной из развитых стран мира депутату законодательного собрания группа бизнесменов приподнесла в подарок дорогие швейцарские часы. Факт стал известен благодаря информации в печати. Какие последствия для депутата может иметь подобная ситуация в правовом государстве ? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) дан правильный ответ: - депутат может лишиться своего парламентского мандата, будет вынужден подать в отставку, так как данный факт нарушает депутатскую этику и законы о лоббизме; 2) приведены два аргумента , например: - в правовом государстве существуют специальные законы, которые запрещают носителям государственной власти принимать подобные подарки; - в правовом государстве подобное явление рассматривается как факт подкупа депутата, факт коррупции; - в правовом государстве депутаты представительных органов долны взаимодействовать с представителями бизнеса строго на формальных, законных основаниях. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Дан правильный ответ, приведены два аргумента
Дан правильный ответ, приведен один аргумент, ИЛИ ответ присутствует в неявном виде, но качество двух приведенных аргументов позволяет сделать вывод о том, что выпускник знает ответ на вопрос и на него опирается при аргументации
Дан правильный ответ без аргументов, ИЛИ приведен один аргумент, позволяющий сделать вывод о том, что выпускник знает ответ на вопрос и на него опирается при аргументации
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С8

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Гражданское общество - совокупность самодеятельных инициатив граждан. 2) Признаки гражданского общества: а) самодеятельность и инициатива граждан; б) высокий уровень политической культуры; в) ответственность граждан за происходящее в стране; г) признание ценности прав и свобод личности. 3) Партнерские отношения гражданского общества и правового государства. 4) Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства: а) защита прав и свобод граждан; б) природоохранная деятельность; в) защита интересов предпринимателей и работников; г) развитие демократических институтов и традиций; д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры. 5) Тенденция расширения позиций гражданского общества как особенность развития современной политической системы. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

Политика «История — это политика, которую уже нельзя исправить. Политика — это история, которую еще можно исправить». (З. Графф)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.
Максимальный балл 5

(М. Уоллерстайн )

Прочитайте текст и выполните задания

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

    С опо­рой на текст на­зо­ви­те две раз­но­вид­но­сти рес­пуб­ли­кан­ской формы правления.

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Таким об­ра­зом, при вы­бо­ре пре­зи­дент­ской либо пар­ла­мент­ской мо­де­ли нужно ис­хо­дить из того, что пред­по­чти­тель­нее: ори­ен­ти­ро­вать­ся на пар­тии или на от­дель­ных кан­ди­да­тов, по­бе­див­ших на пря­мых вы­бо­рах.

Ещё одно раз­ли­чие по­ли­ти­че­ских си­стем со­сто­ит в спо­со­бе го­ло­со­ва­ния для из­бра­ния кан­ди­да­тов в выс­шие ор­га­ны вла­сти: про­пор­ци­о­наль­ном или ма­жо­ри­тар­ном (прин­цип боль­шин­ства). При ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме от каж­до­го из­би­ра­тель­но­го окру­га из­би­ра­ет­ся один де­пу­тат. По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство го­ло­сов. Си­сте­мы про­пор­ци­о­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ства пред­по­ла­га­ют рас­пре­де­ле­ние мест в пар­ла­мен­те в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством по­лу­чен­ных на вы­бо­рах (по пар­тий­ным спис­кам) го­ло­сов...

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации