Социал демократы и эсеры таблица. Партия социалистов-революционеров

Историческая игра как метод активной формы обучения прочно вошла в практику учителей истории. Ребёнок воспринимает игровые моменты на уроках с удовольствием и активно включается в игровую деятельность в силу своих возрастных психофизиологических особенностей. Ребёнок перевоплощается в ходе игры в другого человека, мобилизуя все свои способности, знания и умения, расширяя и совершенствуя их. При этом знания и умения, приобретаемые в игре, становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, “почувствовать” изучаемую эпоху. В ходе игры развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию, прочно закрепляется интерес к прошлому и его изучению.

В современной методологии уже накоплен большой опыт проведения различных обучающих, развивающих игр, среди которых особое место занимают ролевые игры. Ролевая игра моделирует историческую ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий.

Целями урока является формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905–1907 гг., определение особенностей их политических программ, различия политических задач и позиций, выявление социальных групп, на которые они опирались и чьи интересы выражали, позволяет развивать умение публичных выступлений, умение слушать, выбирать значимое из полученной информации. Также урок способствует формированию личного мнения, определяет позицию ученика по отношению к событиям революции.

Оборудованием урока может быть карта “Революция 1905–1907 гг.”, фотоизображения революционных событий, портреты лидеров политических партий и политических деятелей России начала ХХ века, символика Российской империи и революции, таблица “Политические партии России в революции 1905–1907 гг.”.

Проведение урока-митинга требует предварительной подготовки. Речи митингующих составлены заранее. Несколько учащихся получают творческое задание – составить речь выступления на митинге как представителя политической партии. Необходимо остановить выбор на наиболее значимых политических партиях (кадеты, октябристы, эсеры, эсдеки, Союз русского народа). В речи должны содержаться: программные требования, лозунги, критика противников, позиция партии в революционных событиях. Остальные учащиеся также должны познакомиться с политическими партиями и подготовить вопросы представителям разных партий. Учащимся предоставляется список рекомендуемой литературы(А. В. Ушаков. Демократическая интеллигенция периода трёх революций в России, М.: Просвещение, 1985; А.А.Данилов. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996; Политические партии в российских революциях в начале ХХ века. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М.: Наука, 2005; Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX век. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 и др.)

Первый этап урока. Вводный

Изучая события первой русской революции, мы с вами начали изучать политические партии России, процесс их оформления и становления в ходе революции. Число партий быстро росло и насчитывалось более 30-ти. Каждая партия отличалась программой, социальной опорой, методами борьбы, лидерами. Вспомним наиболее значительные из политических партий России.

В ходе фронтальной беседы начинается заполнение таблицы “Политические партии России в революции 1905 – 1907 гг.”. В таблицу вносятся названия партий, время их оформления, к какому политическому лагерю относились, учащиеся получают информацию о примерной численности партий, в ходе работы с портретами определяются лидеры партий

Политические партии России в революции 1905–1907 гг.
(начало)

Название партии Конституционно-
Партия социалистов-
революционеров (эсеры)
РСДРП(б) (социал-
демократы)
1. Когда основана 1905 г. 1905 г. 1900-1902 гг. 1898-1903 гг. 1905 г.
2. Политический лагерь Либеральный Либеральный Революционный Революционный Монархический
3. Лидеры П. Н. Милюков А.И. Гучков В.М. Чернов В. И. Ленин А.И. Дубровин
4. Численность (в тыс.) 50–100 50–60 50–65 30–35 Около 400
5. Чьи интересы выражали
6. Методы борьбы
7. Цели и задачи

Второй этап урока. Митинг

Учащимся предлагается принять участие в митинге времен революции 1905 – 1907 гг. и в процессе митинга закончить заполнение таблицы, цели и задачи, методы борьбы и социальную опору каждой партии.

Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы в 1905 году. На улицах Санкт-Петербурга шествуют рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где-то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это – митинг.

Предлагаю речи составленные учениками. В ходе выступлений участники митинга задают вопросы, которые возникли на уроке или были подготовлены заранее представителям партий.

1. Представитель партии эсеров.

Товарищи! Прежде всего, я обращаюсь к вам с той целью, чтобы вы поняли нас, социалистов-революционеров, и поддержали!

Мы защищаем интересы трудового народа – крестьянства, пролетариата, учащихся. Наша программа предусматривает, товарищи, экспроприацию капиталистической собственности и организацию общества на общинно-социалистических началах. Крестьяне сотни лет терпели эксплуатацию, работая на барина. Поэтому мы считаем, что необходимо произвести социализацию земли, которая предусматривает ликвидацию революционным путём помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам. Вы только представьте себе, как будет здорово, если никого не будут ущемлять. Каждый будет жить плодами своего труда.

Я хочу, товарищи, познакомить с некоторыми предложениями лидера нашей партии В. М. Чернова, и с некоторыми нашими требованиями. Во-первых, это установление демократической республики, автономии областей, политических свобод, всеобщего избирательного права. Во-вторых, введение рабочего законодательства, установление 8-часового рабочего дня. В-третьих, признание неотъемлемыми прав человека и гражданина – свободы совести, слова, печати, собраний и союзов, свободы передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов (свобода стачек), неприкосновенности личности и жилища.

В вопросах переустройства земельных отношений, товарищи, мы стремимся опереться на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности, на распространённое среди Вас, крестьян, убеждение, что земля ничья, и право на пользование ею даёт лишь труд.

Способы достижения наших целей – индивидуальный террор и социальная революция. Хватит надеяться на реформы! Чтобы построить новое, надо обязательно разрушить старое. Новый лист не растёт на дереве из старого, новый дом не строится на старом. Человек не живёт вечно, он умирает и передаёт свои знания молодым. Это такая закономерность. Чтобы жить новой жизнью, надо разрушить старую. Революция – разрушение, но она благо.

Да здравствует социальная революция!

2. Представитель партии кадетов.

Господа! Граждане!

В бесконечных муках рождается национальное самосознание. На пути у него стоят два врага и два близнеца, друг друга питающие и стремящиеся сожрать друг друга: бюрократия и сектантская партийность. Они обе стремятся к диктатуре и стремятся сделать невозможными те необходимые соглашения, в которых и создаётся нация, а анархия и реакция будут возведены в закон революцией! Мы – представители конституционно-демократической партии России против революции! Мы делаем ставу на реформы и компромисс, отрицая крайности. Мы видим нашу послереволюционную Родину как конституционную монархию, с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Считаем необходимостью увеличение земельной площади крестьянских наделов за счёт государственных земель, отмену сословных привилегий, равенство всех перед законом, установление свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод. Мы признаём права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Право каждого участвовать в местном самоуправлении. Мы поборники русского национального государства, но не за счёт унижения и умаления роли других народов. Таковы наши основные требования, господа! Голосуйте за нас! Вступайте в партию кадетов! И тогда вы увидите всю силу и мощь Российской державы, узнаете, что значит быть её полноправным гражданином!!

3. Представитель партии монархистов.

Люди! Не слушайте этих словоплётов в белых воротничках. Они никогда не поймут нас, так как живут в другом мире и не знают наших нужд. Вам просто задуривают головы! Никогда Россия не жила без царя, который всегда был народным заступником, православным христианином!

Евреи и другие инородцы стремятся посеять смуту и разрушить империю, единство царя и народа! Поэтому нужно разделить население империи на русских, которые считаются православными и на всех остальных, которые представляют угрозу нашему Отечеству. Россия только для русских!

Для процветания России надо сохранять основы русской православной жизни, порядки, завещанные нам отцами и дедами. Пусть каждый крестьянин сам владеет своей землёй без общины и вмешательство в его жизнь разных интеллигентишек.

Будущее России только с царём-батюшкой – самодержцем! За веру, царя и Отечество!

4. Представитель партии октябристов.

Граждане!

Мы стоим на позициях известного Манифеста. Он лёг в основу программных требований нашей партии. Мы не идём ни на какие значимые контакты с левыми и занимаем последовательно антисоциалистические позиции. Также выступаем против идеи созыва Учредительного собрания, потому что считаем, что создание Думы поставило Россию на путь конституционных преобразований. Мы выступаем за эволюционное, постепенное совершенствование “Основных законов” Российской империи. Наша партия считает, что через Думу можно легально провести необходимые для страны реформы, которые превратят Россию в наследственную конституционную монархию и позволят России стать правовым государством. Власть монарха должна быть чётко ограничена законом.

Мы добиваемся свободы предпринимательства, торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею. Наша партия против отчуждения помещичьих земель, но за всемерное поощрение зажиточных крестьянских хозяйств, за освобождение от оков общины. В рабочем вопросе мы выступаем за попечительскую политику – сокращение рабочего дня, страховое законодательство, частичное разрешение стачек. В национальном вопросе мы поддерживаем идею общерусского начала. Самоопределение и националь-культурная автономия способны разрушить империю. Россия для нас едина и неделима! Мы намерены сочетать активную экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Граждане! Давайте бороться за экономическую свободу и политические реформы конституционными методами!

5. Представитель партии социал-демократов.

Товарищи! Рабочие и крестьяне!

Я представляю российскую социал-демократическую рабочую партию. В условиях революции мы призываем вас бороться с самодержавием. Только уничтожив власть помещиков и буржуазии, можно создать справедливое общество.

Наша программа состоит из первейших задач в этой революции и задач на будущее. Сейчас наша первичная цель – свержение самодержавия и установление демократической республики. Законодательная власть должна перейти в руки Законодательного собрания, составленного из представителей народа при всеобщем равном избирательном праве. В будущем демократическая республика сможет перерасти в социалистическую при руководстве хорошо организованной рабочей партии с железной дисциплиной, способной установить диктатуру пролетариата. Широкое местное самоуправление поможет сделать будущее государство рабочих и крестьян справедливым.

В этой революции мы за отмену сословий и полное равноправие всех граждан! За неприкосновенность личности и жилища, за неограниченную свободу передвижения. Каждый человек имеет право на справедливый суд с представителями от народа!

Мы за замену постоянного войска вооружением народа! Отделение церкви от государства! Мы за обязательное образование, снабжение нищих детей и беспризорников пищей, одеждой за счёт государства! Мы за равные возможности для всех!

Всё это будет возможно в будущем социальном государстве, которое сможет обеспечить только диктатура пролетариата при поддержке рабочих других стран!

Да здравствует революция!

Третий этап урока. Заключительный

Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников.

  • Какая политическая партия была наиболее убедительной?
  • Чем она вас привлекла?
  • Какую политическую партию вы бы поддержали в ходе революции и почему?
  • А какую политическую партию поддержали народы России в революции?
  • Выясним, какая партия набрала больше всего сторонников путём открытого голосования.

Политические партии России в революции 190 –1907 гг.

Название партии Конституционно-
демократическая партия (кадеты)
“Союз 17 октября” (октябристы) Партия социалистов-
революционеров (эсеры)
РСДРП(б) (социал-
демократы)
Союз русского народа (черносотенцы)
1. Когда основана 1905 г. 1905 г. 1900 - 1902 гг. 1898 - 1903 гг. 1905 г.
2. Политический лагерь Либеральный Либеральный Революционный Революционный Монархический
3. Лидеры П. Н. Милюков А.И. Гучков В.М. Чернов В. И. Ленин А.И. Дубровин
4. Численность (в тыс.) 50 – 100 50 – 60 50 – 65 30 – 35 Около 400
5. Чьи интересы выражали Буржуазии, части интеллигенции Крупной буржуазии, помещиков, военных Крестьян, части интеллигенции Рабочих, части интеллигенции Мещан, мелких чиновников, помещиков
6. Методы борьбы Легальные методы, парламентская борьба Террор, государственный переворот, революция Стачка, восстание, революция Террор
7. Цели и задачи Учредителное собрание, развитие системы местного самоуправления, единство России. Равенсво всех перед законом, отмена сословий, политические и демократические свободы. Отмена смертной казни. Свобода союзов, право на стачки, 8- часовой рабочий день, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих. Предоставление малоземельным и безземельным крестьянам части помещичьих и государственных земель Сохранение единства и нераздельности России в виде конституционной монархии. Всеобщее избирательное право. Гражданские права, неприкосновенность личности и собственности. Продажа государственных и удельных земель безземельным и малоземельным крестьянам. Развитее местного самоуправления, свобода рабочих союзов и стачек. Бессословный независимый суд. Развитие системы кредита, железных дорог, научных знаний Уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, установление народовластия, федеративное устройство, право наций на самоопределение. “Социализация земли” - передача всей земли общинам и раздача по трудовым нормам всем, кто её обрабатывает, 8-часовой рабочий день, государственное страхование, установление минимума зарплаты Народовластие, созыв законодательного собрания на основе всеобщего избирательного права, политические свободы (минимум), установление диктатуры пролетариата (конечная цель - максимум). Неприкосновенность личности, свобода передвижений, ликвидация сословий, образование на родном языке, отделение церкви от государства, 8-часовой рабочий день, бесплатное обязательное образование Сохранение и укрепление самодержавия. Сохранение традиционных основ экономической и политической жизни, возврат к дореформенному времени. Борьба с либералами и революционерами всеми доступными методами

Вопрос о программе начал обсуждаться в эсеровской среде еще ле­том 1902 г., а ее проект (четвертый вариант) был опубликован лишь в мае 1904 г. в № 46 “Революционной России”. Проект с незначитель­ными изменениями был утвержден в качестве программы партии на ее первом съезде в начале января 1906 г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего ее существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путем. Однако в народническую доктрину об особом пути России к социализму эсеры внесли суще­ственные коррективы, обусловленные теми изменениями, которые произошли как в России, так и в мировом социалистическом движении к началу XX в. Отвергнув марксистский принцип материалистического монизма, считавший уровень развития производительных сил за “пер­вопричину”, “конечный счет” всех других общественных явлений, ав­торы программы придерживались при ее составлении метода эмпириокритицизма, сводившегося к выявлению взаимозависимости и функциональных связей между всей совокупностью фактов и явлений. В эсеровской программе можно выделить четыре основных блока. Первый из них посвящен анализу тогдашнего капитализма; второй - противостоящему ему международному социалистическому движению; в третьем - давалась характеристика своеобразных условий развития социалистического движения в России; в четвертом - обосновывалась конкретная программа этого движения с последовательным изло­жением пунктов, затрагивавших каждую сферу общественной жизни: государственно-правовую, хозяйственно-экономическую и культурную.

При анализе капитализма особое внимание обращалось на соот­ношение его отрицательных (разрушительных) и положительных (созидательных) сторон. Этот пункт был одним из центральных в эсе­ровской экономической доктрине. Отрицательные стороны связывались с функцией “собственно капиталистической формы эксплуатации производительных сил”, а положительные - с функцией “самого со­держания”, т. е. с ростом самих производительных сил. Соотношение этих сторон считалось более благоприятным в области индустрии и в индустриально развитых странах и менее благоприятным - в зем­леделии и в аграрных странах. Согласно этой теории, чем бла­гоприятнее было названное соотношение, тем более творческую, созидательную роль играет капитализм, тем активнее он обобщест­вляет производство, подготавливает материальные предпосылки для будущего социалистического строя, содействует развитию и объединению промышленного пролетариата. Российский капитализм, по мнению эсеров, характеризовался наименее благоприятным соот­ношением “между творческими, исторически прогрессивными и тем­ными, хищнически-разрушительными тенденциями”. В российской деревне разрушительная роль капитализма считалась преобладающей. Как нетрудно заметить, старонародническая догма о регрессивности капитализма в России в итоге не отрицалась, а лишь корректирова­лась, ее применимость сужалась областью земледелия.

И группировка социальных сил в стране определилась, как считали эсеры, неблагоприятным соотношением положительных и отрицатель­ных сторон капитализма, существованием самодержавно-полицейского режима, сохранением патриархальности. В отличие от социал-демок­ратов эсеры видели в этой группировке не три, а два лагеря. Один из них, под эгидой самодержавия, объединял дворянство, буржуазию и высшую бюрократию, другой - промышленный пролетариат, тру­довое крестьянство и интеллигенцию.

Дворянско-землевладельческий класс определялся как первая и главная опора русского самодержавия. Он сохранял за собой все былые привилегии первенствующего сословия, за исключением права владеть живыми душами. Тем не менее в пореформенный период почва постоянно ускользала из-под его ног. Он терял свое основное богатство - землю, уменьшалась его численность, падала, его роль в экономике, культуре, идейной жизни общества. Лучшие, более или менее прог­рессивно настроенные его представители уходили из этого класса” В его среде приобретали все больший политический вес крайне реакционные элементы, так называемые “зубры”. Дворянско-земле-владельческий класс все более превращался в “почетных государст­венных нахлебников и приживальцев”, становился объектом презрения и ненависти общественных сил, стремившихся к переменам. Чувствуя свою историческую обреченность, он все теснее льнул к деспотической власти, поддерживал и вдохновлял ее реакционную политику.

Принадлежность к вышеназванному, первому, лагерю буржуазии, ее консервативность эсеры объясняли прежде всего ее сравнительной исторической молодостью, политической незрелостью и особенностями происхождения. В Европе абсолютизм был во многом обязан буржу­азии своей победой над феодализмом; в России же, наоборот, бур­жуазия всем была обязана абсолютизму: ни в одной стране, кроме России, правительственная политика “фабрикации фабрикантов” не достигала столь большого размаха. Буржуазия была поистине баловнем власти. Ей предоставлялись различные привилегии: субсидии, пособия, вывозные премии, гарантии доходности, казенные заказы, пок­ровительственные пошлины и т. д. С самого своего зарождения российская буржуазия отличалась чрезмерной концентрированностью, что служило основой для появления у нее олигархических тенденций, вело к обособлению ее в особый, замкнутый, оторванный даже от мел­кой бужуазии социальный слой.

Синдицирование промышленности, пришедшее вместе с иностран­ным капиталом, укрепило связи организаций буржуазии с правитель­ством. На экспертизу и заключение этих организаций нередко передавались правительственные законодательные предположения. Таким образом, у торгово-промышленной верхушки было некоторое подобие своей “неписаной конституции”, которая в экономическом плане была даже выгоднее, чем конституция для всех. Этими обсто­ятельствами во многом объяснялся аполитизм этого слоя, стремление не конфликтовать с правящим режимом. Сказывалось и то, что внут­ренний рынок был сравнительно узким. На внешнем рынке российский капитал не мог свободно конкурировать с капиталом развитых стран. На новых территориях он мог чувствовать себя спокойно лишь тогда, когда они оказывались в составе Российского государства, под защитой его высоких таможенны пошлин. Империалистические же аппетиты российской буржуазии могли быть осуществлены только военной мощью самодержавия. Консервативность русской буржуазии опреде­лялась и тем, что очень активно вел себя пролетариат, выступавший к тому же с самого начала под социалистическим знаменем.Опорой самодержавия, его непосредственным воплощением явля­лась высшая бюрократия. Она не была чуждой ни для дворянства, ни для буржуазии. Ее элитарный слой сливался с земельной аристок­ратией. Буржуазия, хорошо понимая значение “личной унии”, широко привлекала в правление своих предприятий, особенно крупных, акционерных, титулованных лиц, занимавших высокие посты в бю­рократической верхушке. При таком раскладе сил, учитывая ине­ртность и инфантильность, преобладавшие в среде дворянства и буржуазии, роль опекуна-диктатора играло самодержавие.

Для эсеров основным принципом деления общества на классы явля­лось не отношение к собственности, а источник дохода. В итоге в одном лагере оказывались те классы, для которых таким источником служила эксплуатация чужого труда, а в другом - классы, живущие своим тру­дом. К последним относились пролетариат, трудовое крестьянство и трудовая интеллигенция.

Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеровской теории и практики, так как по своей численности и экономическому значению оно было, по мнению эсеров, “немного не всем”, в то время как по своему правовому и политическому положению - “чистым ничем”. “Все его отношения с внешним миром,- считал Чернов,- были окрашены в один цвет - данничества”. Впрочем, положение кре­стьянства было действительно настолько тяжелым, что признавалось всеми. Эсеровская оригинальность заключалась не в оценке положения крестьянства, а прежде всего в том, что эсеры в отличие от марксистов не признавали крестьянские трудовые хозяйства мелкобуржуазными; эсеры не разделяли догму, что крестьянство может прийти к соиализму только через чистилище капитализма, через диффе­ренциацию на буржуазию и пролетариаты. Эсеры унаследовали в своей теории положения классиков народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств, об их способности противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств. Эти постулаты и являлись исходными в эсеровской теории некапиталистической эволюции тру­дового крестьянства к социализму.

Упрощенным является распространенное в марксистской литера­туре мнение о том, что якобы эсеры, подобно старым народникам, считали крестьян социалистами по природе. В действительности эсеры лишь признавали, что “общинно-кооперативный мир деревни выра­батывал в ней своеобразное трудовое правосознание, легко смыкаю­щееся с идущей от передовой интеллигенции проповедью аграрного социализма”. На этом представлении основывался пункт эсеровской программы о необходимости пропаганды социализма не только среди пролетариата, но и крестьянства.

Каким же виделся эсерам российский пролетариат? Они прежде всего отмечали, что но сравнению с голью и нищетой деревни городские рабочие жили лучше, но их уровень жизни был гораздо ниже, чем западноевропейского пролетариата. Российские рабочие не имели гражданских и политических прав; отсутствовали и законы, предус­матривавшие улучшение их положения. В связи с этим любые вы­ступления экономического характера приводили, как правило, к столкновению с властями, перерастали в политические. Поскольку у рабочих не было легальных профессиональных организаций, руковод­ство выступлениями рабочих осуществляли, как правило, нелегальные партийные организации.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.

Первые организации социалистов-революционеров стали появляться в середине 90-х годов XIX века. В августе 1897 г. в Воронеже состоялся съезд южных групп эсеров, на котором было провозглашено создание “Партии социалистов-революционеров”. В том же году в Москве начал активно действовать созданный ранее “Союз социалистов-революционеров”, координировавший деятельность северных групп. Помимо этих основных объединений функционировали многочисленные кружки и группы, успешная работа которых нуждалась в создании единого центра. В эмиграции также существовали различные объединения, из которых выделилась созданная в 1900 г. “Аграрно-социалистическая Лига”.

Между северными и южными группами постоянно шли разговоры о слиянии. Приблизительно в декабре 1901 г. в Берлине Е.Ф.Азеф и М.Ф.Селюк, обладая всеми необходимыми полномочиями от северных групп, и Г.А.Гершуни, имевщий такие же полномочия от южных групп, завершили формальное объединение ПСР.

Одновременно Гершуни и Азеф вели переговоры с “Аграрно-социалистической Лигой” о слиянии ее с партией, и вскоре был образован временный союз ПСР и “Лиги” на федеративных началах. Впоследствии “Лига” слилась с партией.

В 1905-1906 гг состоялся учредительный съезд ПСР, утвердивший программу и устав партии.

Примерно одновременно с объединением групп социалистов-революционеров начала складываться и БО. В виду некоторых разногласий в пределах партии и во взглядах на боевую деятельность, первоначально эта организация возникла не как партийное учреждение и не при ЦК. Это была частная инициатива некоторых социалистов-революционеров. Первая БО образовалась вокруг Гершуни. В результате переговоров с ЦК было уяснено, что свое название БО ПСР должна получить на особых условиях - с момента, когда она совершит первый крупный террористический акт. Предполагалась возможность появления иных инициативных групп, и именно с произведения какой-нибудь из них террористического акта за этой группой признавалось бы главенство, и она должна была бы уже выступать как боевая организация партии социалистов-революционеров, монополизирующая в своих рядах ведение централизованного политического террора. Официальная история БО начинается с убийства Д.С. Сипягина.

За разработку теории эсеров взялся В.М. Чернов. Им была написана статья, опубликованная в главном периодическом органе партии (газета «Революционная Россия») и отразившая взгляды подавляющего большинства эсеров на террор - «Террористический элемент в нашей программе».

Согласно этой статье в террористической деятельности БО ПСР лежит агитационное значение. Террористические акты «приковывают к себе всеобщее внимание, будоражат всех, будят самых сонных, самых индифферентных обывателей, возбуждают всеобщие толки и разговоры, заставляют людей задумываться над многими вещами, к которых раньше им ничего не приходило в голову, - словом, заставляют их политически мыслить». Результатом теоретической деятельности объявлялось дезорганизующее значение, которое может проявиться в условиях всеобщего сопротивления властям, и которое приведет к смятению в правящих кругах, «пошатнет трон» и «поднимет вопрос о конституции». Чернов подчеркнул, что террористические средства - не есть самодовлеющая система борьбы, а лишь часть многоликой борьбы с врагом. Террор должен быть переплетен со всеми прочими способами и партизанского, и массового напора на правительство. Террор - только техническое средство борьбы, которое во взаимодействии с иными приемами может дать желаемый результат. Партия эсеров, согласно статье, не видит в террористической борьбе какого-то всеразрешающего средства, но, тем не менее, это «одно из самых крайних и энергичных средств борьбы с самодержавной бюрократией, сдерживания правительственного произвола, дезорганизации правительственного механизма, агитации и возбуждения общества, пробуждения энтузиазма и боевого духа в самой революционной среде». Но, если в «тактическом отношении необходимо координирование борьбы террористическими средствами со всеми прочими формами революционной деятельности и борьбы, то в техническом отношении не менее необходимо отделение ее от прочих функций партии».

Что касается эсеровской программы, в ней можно выделить четыре части. Первая посвящена анализу тогдашнего капитализма; вторая - противостоящему ему международному социалистическому движению; третья часть содержит характеристику особенностей социалистического движения в России; четвертая часть являла собой обоснование конкретной программы ПСР.

Программа сводилась к следующим целям:

  • 1) в политико-правовой области: установление демократической республики, с широкой автономией областей и общин, гражданские свободы, неприкосновенность личности и жилища, полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого, установление обязательного равного для всех общего светского образования на государственный счет, равноправие языков, уничтожение постоянной армии и замена ее народным ополчением; созыв Земского Собора (Учредительного Собрания).
  • 2) в народно-хозяйственной области: удовлетворение основных требований рабочих (если говорить очень кратко), социализация всех частновладельческих земель, укрепление крестьянской общины, некоторые изменения налоговой политики (например, отмена косвенных налогов), развитие общественных служб (бесплатная врачебная помощь, коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.).

Эсеры были сторонниками демократического социализма, т.е. хозяйственной и политической демократии, которая должна выражаться через представительство организованных представителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления). Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой его должна была стать социализация деревни (отмена частной собственности на землю, вместе с тем не превращение ее в государственную собственность, не ее национализация, а превращение в общенародное достояние без купли-продажи; переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, «уравнительно-трудовое» пользование землей). Важнейшей предпосылкой для социализма и его органической формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мерный, эволюционный переход России к социализму.

В области тактики партийная программа эсеров ограничивалась положением о том, что борьба будет вестись «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности». Арсенал методов и средств борьбы ПСР включал в себя пропаганду и агитацию, мирную парламентскую работу и все формы внепарламентской, насильственной борьбы (стачки, бойкоты, вооруженные восстания и демонстрации, и т.п.), индивидуальный террор как средство политической борьбы.

Жертвами эсеровского террора в период, предшествовавший революции 1905-1907 гг., стали: министры внутренних дел Д.С. Сипягин (2 апреля 1902 г. - с этого момента произошло официальное оформление БО ПСР) и В.К. Плеве (15 июля 1904 г.), харьковский губернатор князь И.М. Оболенский, жестоко расправившийся с крестьянскими выступлениями в Полтавской и Харьковской губерниях весной 1902 г. (ранен 29 июля 1902 года), уфимский губернатор Н.М. Богданович, организовавший «бойню» Златоустовских рабочих (убит 6 мая 1903 года), московский генерал-губернатор, дядя царя, великий князь Сергей Александрович (4 февраля 1905 года).

Таковы общие сведения о возникновении и становлении партии социалистов-революционеров и ее боевой организации. Теперь перейдем к главной части этой работы, посвященной деятельности БО в 1903-1906 годах.

Эсеры (Па́ртия социали́стов-революционе́ров) - революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Партия социалистов-революционеров создана на базе ранее существовавших народнических организаций и занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной.

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Николая Чернышевского, Петра Лаврова, Николая Михайловского. Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года, и был утверждён в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии Виктор Чернов.

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым.

Важнейшей предпосылкой для социализма эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства.

Лидерами партии Эсеров были: В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Г. А. Гершуни, А. Р. Гоц, Е. К. Брешко-Брешковская, Б. В. Савинков и др. Численность: эсеровскому движению были причастны около 60 тыс. человек.

Период первой русской революции 1905-1907 годов

Эсеры не признавали первую русскую революцию буржуазной. Буржуазия не могла встать во главе революции и даже быть одной из её движущих сил. Эсеры не считали революцию и социалистической, называя её «социальной», переходной между буржуазной и социалистической. Главный импульс революции аграрный вопрос. Таким образом, движущая сила революции - крестьянство, пролетариат и трудовая интеллигенция. Эсеры активно участвовали в подготовке и проведении революционных выступлений в городе и деревне, в армии и на флоте, в организации профессиональных политических союзов, успешно вели работу во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе учителей, в деревнях образовывались крестьянские братства и союзы.

Партия социалистов-революционеров (ПСР , партия с.-р. , эсеры ) - революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Входила во Второй интернационал.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией..Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.

Высший орган - Съезд Партии Социалистов-Революционеров, Совет Партии Социалистов-Революционеров

Исполнительный орган - Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Боевая организация партии социалистов-революционеров (эсеров) - террористическая организация, действовавшая в России в 1902-1911 годах. Входила в состав партии эсеров на правах автономной организации, насчитывала до 78 человек. В разное время её возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф, Борис Савинков. Эта организация была наиболее результативным террористическим формированием начала XX века, совершившим большое количество террористических актов против представителей правоохранительных органов и высокопоставленных чиновников Российской империи, в том числе - убийства министров внутренних дел Сипягина и Плеве и великого князя Сергея Александровича.

48. Образование конституционно-демократической партии (кадеты) и партии «Союз 17 октября» (октябристы). Политические доктрины кадетов и октябристов. Парламентская деятельность.

адеты (Конституционно-демократическая партия)

Степанов С.А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – C. 75–84.

Статья представляет собой сокращенную версию лекции спецкурса «Политические партии России: 1905–1917 гг.» Автор рассматривает историю возникновения партии кадетов, являвшейся наиболее авторитетной политической партией либерального направления в дореволюционной России. В статье акцентируется внимание на периоде с октября 1905 г., когда была создана партия кадетов, до июня 1907 г., когда правительство распустило II Государственную думу. Анализ кадетской программы и тактических лозунгов позволяет прийти к выводу, что кадеты разделяли реформаторские взгляды. Партия кадетов выступала за постепенную эволюцию самодержавного строя и легальные методы политической борьбы. В отличие от партий радикального толка, кадеты не пользовались большим влияниям в массах.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации