Для остальных.
Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия - особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если, взяв в руки учебник другого автора, ты увидишь и иную интерпретацию. От решения, какой точки зрения следовать, зависят ответы на некоторые вопросы:
Мои научные предпочтения могут никого не заинтересовать, а вот практические соображения актуальны для многих. Поэтому на последнем утверждении стоит задержаться. Для практической грамотности важно, чтобы ребята легко, автоматически соотносили причастия с глаголами, от которых они образованы. Это нужно, во-первых, для определения спряжения глагола: от этой информации зависит написание суффиксов причастий настоящего времени. Во-вторых, для определения основы инфинитива: суффикс глагольной основы инфинитива нужно знать для определения гласных в причастиях прошедшего времени. Умение верно находить неопределённую форму соответствующего глагола - одно из универсальных умений. Оно будет требоваться постоянно: от 6-го класса до 11-го. Если считать причастие глагольной формой, то вопрос о поиске начальной формы, возникающий в ходе обучения постоянно, будет способствовать развитию ребёнка, осознанию единой природы глагольных форм, своеобразия глагольных категорий вида, переходности, возвратности, времени, спряжения. В этом случае дети лучше чувствуют глагольную природу данных категорий и легче ориентируются в различении причастий и отглагольных прилагательных. Наконец, это важно для развития лингвистического мышления в целом, изучения иностранных языков (отнесение причастий к глагольным формам имеет общие истоки), поскольку такая интерпретация поддерживается материалом иностранных языков, например английского.
1. Значение: признак предмета по действию. Вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?
2. Морфологические признаки: Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.
3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.
Подробнее:
о глагольных морфологических признаках см. Раздел 11. Морфология. Глагол.
о морфологических признаках прилагательного см. Раздел 8. Морфология. Прилагательное.
Причастия бывают: действительными и страдательными .
Что это значит?
Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию.
Существительное, обозначающее предмет, является определяемым словом, а причастие - определением, которое выражает признак предмета по действию. По действию - означает, что причастие выражает не любой признак, а только такой, который в реальной ситуации связан с действием. Любящая мать
- это та, которая любит, спящий малыш
- это тот малыш, который спит, изучаемые в школе предметы
- это предметы, которые изучают. При этом возможны две принципиально разные ситуации:
1) действие осуществляет сам предмет,
2) действие осуществляется над предметом каким-либо производителем действия.
Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Примеры:
Мальчик , сидящий на подоконнике…
определяемое слово мальчик , определение сидящий на подоконнике (мальчик сам производит действие: сидит)
Девочка , болтающая по телефону…
определяемое слово девочка , определение болтающая по телефону (девочка сама производит действие: болтает)
Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Примеры:
Посуда , вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.
Определяемое слово посуда , определение вымытая в посудомоечной машине (посуда не сама себя вымыла, это сделал кто-то).
Эссе, написанное мной на прошлой неделе, потерялось.
Определяемое слово эссе , определение написанное мной на прошлой неделе (эссе написал говорящий, оно не написало себя само).
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.
Сорта тюльпанов, выведенные в Голландии, высоко ценятся во всём мире.
выведенные - полная форма
Эти сорта тюльпанов выведены в Голландии.
выведены - краткая форма
Полные и краткие формы страдательных причастий изменяются так же, как полные и краткие формы прилагательных.
Полные формы изменяются по числам, по родам (в ед.ч.), и по падежам. Примеры:
Сорт темной, почти чёрной розы, выведенный во Франции, называется Эдит Пиаф.
выведенный - ед.ч., м.р., И.п.
Мы живём в стране , занимающей шестую часть суши.
занимающей - ед.ч., ж.р., П.п.
Наши дома , расположенные по соседству, были вовсе не похожи.
расположенные - мн.ч., И.п.
Краткие формы изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Падежей у кратких форм быть не может. Примеры:
Книга написана и отдана в издательство.
Роман написан и даже уже опубликован.
Эссе написано и напечатано в журнале.
Письма написаны и отосланы.
Разные глаголы имеют разное количество причастных форм. Это зависит от вида и переходности глагола.
Переходные глаголы НСВ имеют 4 формы причастий:
читающий,
читавший
3) страдательное причастие настоящего времени: читаемый,
4) страдательное причастие прошедшего времени: читанный
.
Глагол читать
НСВ. От глаголов НСВ возможны формы как прошедшего, так и настоящего времени.
Переходные глаголы СВ имеют 2 формы причастий:
1) действительное причастие прошедшего времени: купивший
,
2) страдательные причастия прошедшего времени: купленный.
Глагол купить
СВ. Формы настоящего времени от глаголов СВ невозможны.
Непереходные глаголы НСВ имеют 2 формы причастий:
1) действительное причастие настоящего времени: гуляющий
,
2) действительное причастие прошедшего времени: гулявший.
Глагол гулять
НСВ. От глаголов НСВ возможны формы прошедшего и настоящего времени.
Непереходные глаголы СВ имеют единственную форму причастия:
действительные причастия прошедшего времени: прогулявший.
Глагол прогулять
НСВ. Форма настоящего времени от него невозможна.
Внимание:
От глаголов СВ возможны причастия прошедшего времени. От глаголов НСВ возможны причастия как прошедшего, так и настоящего времени. Будущего времени у причастий не бывает.
От переходных глаголов можно образовать формы и действительных, и страдательных причастий. От непереходных - только действительных причастий. Образование страдательных причастий от непереходных глаголов невозможно.
Исключения:
Подобные исключения фиксируются в словарях. Например, см.: Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Авенесова. 4-е изд. М.: Русский язык. 1988.
О правописании суффиксов причастий см. Правописание причастий.
Учись различать причастия и отглагольные прилагательные.
Причастие - если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время.
Прилагательное - если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты
, сушёные
грибы, варёное
мясо.
1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:
2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:
В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что , например: Письмо написано только что . Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.
В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что . Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.
Причастный оборот - это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.
Не путай:
Зависимое и определяемое слово - это разные слова. Определяемое слово - то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово - это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия.
Туман , опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.
Определяемое слово - туман . Причастие - опустившийся , форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся - ед.ч., м.р., И.п. Зависимые слова - на реку ночью , форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку - В.п.
Причастный оборот - опустившийся на реку ночью.
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы .
Вконтакте
Определение причастия как особой формы глагола является традиционным в языкознании. В его пользу говорит следующее:
а) причастия – это всегда производные от глагола слова;
б) причастия сохраняют ЛЗ производящего глагола;
в) у причастий сохраняются общеглагольные ГК: вид, переходность, залог, время;
г) причастия, как и глаголы, сочетаются с наречиями и наречными сочетаниями слов (писать красиво – пишущий красиво ).
Наряду с этим у причастий обнаруживаются и признаки прилагательного:
а) причастия, как и прилагательные, обозначают признаки предметов. Но в отличие от прилагательных, которые выражают постоянный признак предмета, причастия называют временный признак предмета (Сравни: узкие брюки – сидящий человек; умный человек – сидевший человек );
б) подобно прилагательным, причастия изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с определяемыми словами;
в) страдательные причастия, подобно качественным прилагательным, имеют полную и краткую формы. При этом полные формы причастий обычно выполняют в предложении функцию определения, а краткие формы – функцию сказуемого.
Причастия делятся на действительные и страдательные.
Действительные причастия (ДП) называют признак предмета по действию, которое производит сам предмет (но не всегда): инженер, сконструировавший машину.
Страдательные причастия (СП) называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает: машина, сконструированная инженером.
Состав причастных форм определяется видовым значением и переходностью/непереходностью производящего глагола.
От глаголов несов. вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов сов. вида – только прошедшего времени.
Переходные глаголы образуют причастия действительные и страдательные, а непереходные глаголы – только действительные причастия.
Таким образом, у подавляющего большинства глаголов имеется неполный набор причастных форм (не более трех). Только у переходных глаголов несов. вида могут быть все 4 формы причастий (слышать – слышащий, слышавший, слышанный, слышимый ). Хотя следует отметить, что даже от переходных глаголов несов. вида редко образуются формы страдательных причастий прошедшего времени (гнать – гнатый – неупотребит., любить – любленный – неупотребит. ).
Причастие |
Основа глагола |
Суффиксы |
Пример |
наст. вр. |
–ущ (-ющ) –ащ (-ящ) |
писать – пишут – пишущий смотреть – смотрят – смотрящий |
|
прош. вр. |
основа инфинитива |
–вш (-ш) |
писать –писавший |
наст. вр. |
основа наст. времени глаголов Iспряж. основа наст. времени глаголов IIспряж. |
–ем (-ом) |
видеть – видят – видимый |
прош. вр. |
основа инфинитива |
–енн/-нн-, -т- |
побелить – побеленный закинуть – закинутый |
! СП наст. времени не следует смешивать с префиксально-суффиксальными прилагательными, которые образуются при помощи приставки–не и суффиксов –ем (-им) от:
а) непереходных глаголов (сгорать – несгораемый, иссякать - неиссякаемый );
б) переходных глаголов сов. вида (возмутить - невозмутимый ).
Краткие формы образуются только от СП прош. времени путем прибавления особых окончаний к основе полного причастия (открытый – открыт, открыта, открыто, открыты ). Краткие причастия не склоняются, а изменяются только по числам и родам. Краткие страдательные причастия наст . времени для современного русского языка нехарактерны. Они встречаются очень редко и в основном употребляются в книжной речи (Нами ты была любима и для милого хранима (П.). ).
Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:
Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как
Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.
Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.
Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.
Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.
Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:
Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый
Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.
Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов
μετοχή ) - самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола , так и имени прилагательного . Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?, каков?, что делающий?, что делавший?, что сделавший? Глагольные признаки причастия - это категория вида , залога , а также особенная предикативная форма времени . Адъективными (связанными с именем прилагательным) признаками причастия являются категории рода , числа и падежа , возможность образования кратких форм у страдательных причастий, синтаксическая функция согласованного определения. Кроме того, причастия склонны переходить в прилагательные: блестящий огонь - блестящее выступление .Причастие используется во многих индоевропейских языках, арабском, венгерском , а также во многих эскимосских языках (например, в сиреникском). В других языках вместе с деепричастием образует особую часть речи - англ. Participle , нем. Partizip .
Вопрос о статусе причастия неоднозначно решался и решается в русистике , однако лингвисты сходятся во мнении о том, что причастия образованы от глагола. Образование причастий тесно связано с категорией вида и переходностью. Например, от глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида - только причастия прошедшего времени. Кроме того, страдательные причастия могут образовываться только от переходных глаголов. Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Формы действительного залога образуются с помощью суффиксов -ущ- растущий ) и -ащ- держащий ). Формы страдательного залога настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ом- , -ем- для глаголов первого спряжения (ведомый ) и -им- - для глаголов второго спряжения (гонимый ).
Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива . Причастия действительного залога образуются с помощью суффикса -вш- для глаголов, чья основа оканчивается на гласный (державший ). С помощью суффикса -ш- такие причастия образуются от глаголов с основой на согласную (росший ).
Некоторые глаголы имеют специфику в образовании причастий, к таким глаголам относятся глаголы на -сть , при образовании которых усекается исходная основа (севший ). От глаголов с суффиксом -ну- возможно образование двух форм причастий, например, погасший - погаснувший .
Причастия страдательного залога прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн- (от глаголов на -ать : читанный , потерянный ), -енн- (от глаголов на -ить и -чь : испеченный ), -т- (от односложных глаголов: мятый ).
Страдательные причастия, как правило, имеют полные (проверенный ) и краткие (проверен ) формы. Краткие формы изменяются по родам и числам. Однако далеко не все страдательные причастия настоящего времени имеют краткую форму. Так как страдательные причастия настоящего времени (ведомый , читаемый ) относятся преимущественно к книжной речи, существуют некоторые стилистические ограничения по образованию таких форм. Поэтому от разговорных и некоторых нейтральных глаголов (например, бить , крыть , кормить и так далее) зачастую не образуются страдательные причастия настоящего времени. Также не ото всех глаголов образуются в русском языке страдательные причастия прошедшего времени.
Адъективацией называется переход различных частей речи в прилагательное, но в большей степени адъективации подвергаются именно причастия. При адъективации причастия утрачивают свои глагольные категории и начинают обозначать постоянный статический, неизменный признак, таким образом, происходит переосмысление причастий. Выделяют:
Причастие изменяется по признакам прилагательного. Оно изменяется по числам, по падежам, по родам в единственном числе. Причастие может быть совершенного вида и несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени; эти признаки не изменяются, для причастия они постоянные.
Краткая форма страдательного причастия прошлого времени глаголов совершенного вида используется в русском языке для образования страдательных форм перфекта : книга прочитана (перфект настоящего времени), дом был построен (перфект прошедшего времени), дорога будет проложена (перфект будущего времени) .
Вопрос о существовании в русском языке причастия сослагательного наклонения, образуемого добавлением к действительному причастию прошедшего времени частицы бы , является дискуссионным. Однако подобные формы иногда встречаются в произведениях Н. В. Гоголя , а в виде устойчивого оборота сделавший бы честь - у многих других авторов.
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом . В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.
В русском языке причастный оборот часто выделяется запятыми . Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Когда причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся, кроме тех случаев, когда определяемое слово выражено личным местоимением.
Сложные предложения могут быть перегружены причастными оборотами:
Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»
Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
…………………………………………
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
…………………………………………
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).
Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.
Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.
К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.
Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.
Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.
Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.