Знаки препинания при деепричастном обороте. Деепричастный оборот

Тип урока. Усвоение нового материала

Цели урока:

I. Образовательные:

  • повторить существенные признаки деепричастия как части речи;
  • усвоить существенные признаки деепричастного оборота как смыслового отрезка;
  • усвоить условия постановки знаков препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.

II. Развивающие:

  • закрепить умение находить деепричастия в предложении;
  • сформировать умение находить границы деепричастного оборота;
  • сформировать умение выделять деепричастный оборот на письме.

III. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  • воспитание любви, бережного отношения к природе.

IV. Метапредметные:

  • познавательные – уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализировать, делать выводы; устанавливать причинно - следственные связи
  • регулятивные – уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать свою деятельность; анализировать собственную работу
  • коммуникативные – уметь взаимодействовать в группе, микрогруппе; формулировать собственное мнение и позицию

Оборудование:

  • учебник;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • сигнальные карточки;
  • раздаточный материал;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ эпиграфа к уроку

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин

Учитель. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие “природа” довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1) Анализ текста

Учитель. Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором...

Учитель. Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?

(Предположения учащихся)

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

  • Определите тему и идею рассказа.
  • К какому стилю относится данный текст?
  • Как вы думаете, чем интересен этот текст с точки зрения грамматики? (Наличие деепричастий)
  • Назовите деепричастия.
  • Вспомните, что вы знаете об этой части речи. Проверку усвоения изученного материала организуем по группам.

Групповая работа

  • Группа А (1 колонка). Выберите для себя форму контроля: составление блок-схемы “Деепричастие как часть речи”, лингвистическая сказка о деепричастии, синквейн и т.д.
  • Группа В (2 колонка). Выполните тест в тетради. (Приложение №1)
  • Группа С (3 колонка). Пока остальные учащиеся выполняют творческие проекты и тесты, мы проведем фронтальный опрос по изученному материалу.
  1. Назовите общее грамматическое значение деепричастия.
  2. На какие вопросы отвечает деепричастие? Примеры
  3. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Примеры.
  4. Признаки каких частей речи соединены в деепричастии?
  5. Назовите признаки глагола. Примеры.
  6. Назовите признаки наречия. Примеры.

Учитель. Пока я проверяю качество выполнения заданий у других групп, выполните цифровой диктант в тетради. (Приложение №2)

Проверка качества выполнения теста группой В с помощью сигнальных карточек.

Проверка качества выполнения проектов группой С – индивидуальный опрос. .

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛ

Формулировка понятия на основе анализа языкового материала.

Перед вами “рассыпавшееся” предложение. Соберите его.

Человек и подчиняться природы частью должен ее является законам.

Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).

Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
  • Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам ).
  • Что такое причастный оборот?
  • А есть ли зависимые слова у деепричастий?
  • Сформулируйте, что такое деепричастный оборот.

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

  • Что станет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке?
  • Сформулируйте тему урока. (Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом)
  • Сформулируйте цели и задачи урока.

V. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) фронтальная работа

  • Назовите существенные признаки понятия “деепричастный оборот”.
  • Сопоставьте сформулированное вами определение с определением в учебнике.
  • С какой новой информацией вы познакомились? (Деепричастный оборот – смысловой отрезок)

2) Групповая работа

То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа . (Приложение №3)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2, 3, 4 группам. (Приложение № 4,5,6)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5 группе . (Приложение №7)

6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота. (Приложение №8)

(Отчеты руководителей групп)

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Усвоение образца рассуждения (устно)

Учитель. Следующее умение, которое мы должны сформировать, - это умение находить деепричастный оборот в предложении. Давайте вернемся к нашему тексту о березе. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Образец рассуждения.

Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________. У деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот, как правило, выделяется с двух сторон запятыми.

Аналитическое упражнение (письменно).

Учитель. С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.

Перед вами текст. Прочитайте его.

Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком не боясь холода и зноя она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо не поглядев на нее нельзя. Она красивая но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей которые ломают деревья не думая не стесняясь не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево они могут поднять ее и на человека.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.

Аналитико-синтетическое упражнение (письменно)

Учитель. Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Человек и природа. Эти два понятия не разделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный, должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.

VII. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Вспомните, какие цели и задачи мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

IX. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Уровень А. Употребление деепричастий в художественной речи (прозе).

Отрывок из повести Н.Гоголя “ Тарас Бульба” (глава 9). Со слов “А из города уже выступало неприятельское войско...” до слов “...что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки”.

Примерные вопросы для исследования.

  • выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
  • проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;
  • что помогают показать деепричастия в данном отрывке;
  • обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Уровень В и С. Выполните упражнение №_____, выучите правило.

Литература

  1. http://1aya.ru/referat10/koncp-62174.php
  2. http://infourok.ru/-25694.html
  3. http://itv55.ucoz.ru/publ/urok_puteshestvie_ne_s_deeprichastijami/1-1-0-16

Особенность деепричастного оборота такова, что в подавляющем большинстве случаев он обособляется запятыми. Выделение знаками препинания происходит независимо от расположения оборота в предложении. Однако существуют исключения из этого правила, которые подробно описаны в данной статье.

Постановка знаков препинания при употреблении деепричастного оборота

Деепричастный оборот - это речевая конструкция, обозначающая добавочное действие и представленная деепричастием с зависимыми словами. В предложении выделяется запятыми (обособляется). Знаки препинания при деепричастном обороте используются не зависимо от позиции речевой конструкции относительно глагола-сказуемого, к которому она относится:

  • в начале предложения , он выделяется запятой только с одной стороны.

    Примеры : Придя домой , он покормил котенка. Закрыв окно , она подошла к шкафу.

  • Если деепричастный оборот находится в конце предложения , он также обособляется только с одной стороны.

    Примеры : Маша слушала музыку, убирая в комнате . Андрей ремонтировал велосипед, разговаривая с другом .

  • Если деепричастный оборот стоит в середине предложения , он выделяется запятыми с двух сторон.

    Примеры : Катя, сняв чайник с плиты , поставила его на стол. Мы, перейдя через мост , решили сделать привал.

Когда деепричастный оборот не выделяется знаками препинания?

В некоторых случаях деепричастный оборот в предложениях не обособляется:

  • Если деепричастный оборот является частью фразеологического выражения.

    Примеры : Они так испугались, что бежали сломя голову прочь. Не люблю, когда люди работают спустя рукава .

  • Если деепричастный оборот включает союзные слова: который, которая, которое, которые .

    Примеры : Саша думает над задачей, решив которую он сможет пойти гулять. Петя купил гитару, играя на которой он исполнил новые песни.

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим деепричастным оборотом или необособленным обстоятельством (наречием) и употребляется через союз и .

Итак, что же это такое? Как отличить его от причастного? Какими знаками препинания он выделяется на письме? На какие вопросы отвечает? Какие трудности могут возникнуть при употреблении его в речи? Эти и другие вопросы будут рассмотрены с данной статье.

Деепричастный оборот, как и причастный, является самостоятельным членом предложения. Он представляет собой деепричастие и относящиеся к нему зависимые слова . Отвечает на вопросы деепричастия: что делая? что сделав? и обозначает добавочное действие предмета/лица, совершающего основное действие (оно, как правило, определяется сказуемым). В предложении он является обособленным членом , а точнее, обособленным обстоятельством.

Подчёркивается точка-тире (штрих-точка). К нему также можно задать вопросы обстоятельства:

  • каким образом?
  • когда?
  • с какой целью?
  • почему?

Они могут быть заданы как от сказуемого, так и в некоторых случаях от причастия или причастного оборота.

Примеры

Запятые при употреблении деепричастного оборота в предложении

Деепричастный оборот, в отличие от причастного, всегда обосабливается с помощью запятых с обеих сторон, вне зависимости от его расположения по отношению к главному слову - глаголу, от которого задаётся вопрос. Для того чтобы правильно выделять данную синтаксическую конструкцию знаками препинания, нужно уметь находить её в тексте и чётко определять границы. Деепричастный оборот включает в себя все зависимые слова, относящиеся к данному деепричастию.

Например, в предложении «Соперник, опередивший меня на старте, вскоре отстал» им является выражение «опередивший меня на старте», а не просто «опередивший меня». Так как слова «на старте» также являются зависимыми от деепричастия, а не от сказуемого. А значит - они входят в состав оборота.

Когда он стоит в начале предложения, то выделяется запятой только с одной стороны - после него, а если расположен в конце, то, напротив, запятая ставится только перед ним, а в конце – знак завершения предложения.

Исключениями являются деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизма . Когда оборот является частью или целым фразеологизмом, запятые при нём не ставятся. Пример такого предложения: мать слушала её затаив дыхание. Также под это правило о постановке запятых не попадают и те случаи, когда несколько деепричастных оборотов являются однородными и соединены союзом «и». Тогда запятые при них отсутствуют. Со знаками препинания здесь все предельно понятно, но часто встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота.

Построение предложения с деепричастным оборотом. Возможные ошибки

Первое и самое основное правило уже было упомянуто выше, оно гласит, что добавочное действие должно совершаться тем же объектом, что и основное действие . Например, нельзя сказать «Подойдя к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой». Ведь здесь подлежащие - это рычание и вой, они доносились, то есть выполняли основное действие. Но вот подойти к дому они никак не могли, это сделало какое-то другое лицо.

Таким образом, это предложение можно перестроить в грамматически более правильное сложноподчинённое предложение: «Когда я/он/она подошёл/подошла к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой».

Нужно быть осторожными и при употреблении деепричастного оборота в безличных и неопределенно-личных предложениях, то есть предложениях, не содержащих подлежащего вовсе. Сказуемое же в первом случае может быть выражено инфинитивом, а во втором - глаголом третьего лица. Примером такой ошибки может послужить следующая синтаксическая конструкция: «Окончив школу, выпускников распределили работать на завод». Она построена неправильно, так как деепричастие подразумевает совершение действия самими выпускниками: они окончили школу, а глагол (сказуемое) обозначает действие, выполненное кем-либо другим, кто распределил этих выпускников.

В безличное же предложение деепричастный оборот может быть включён следующим образом: “На их прекрасные лица можно смотреть часами, не отрывая глаз”. В этом случае все грамматические нормы будут соблюдены, так как лицо, совершающее как главное, так и побочное действия, отсутствует. Можно использовать его и в определённо-личных предложениях, то есть тех, что содержат подлежащее, выраженное личным местоимением первого или второго лица (я, мы, ты, вы). Например, «Мне нужно сделать эту работу как можно скорее, используя все возможные материалы».

Это основные ошибки согласования деепричастного оборота с основой предложения. Они довольно часто могут встретиться в нашей речи, так как мы иногда не придаём этому должного значения. А зря, ведь неточное употребление деепричастного оборота ведёт к нарушению смысловой нагрузки предложения.

Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении. На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий. Об читайте в соответствующей статье.


Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия . Например:

* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).

* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста. Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась). Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом. Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой». Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.

Сравните:

* «Она поздоровалась улыбаясь».

* «Она поздоровалась, улыбнувшись».

* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия). Например, «Он ответил быстро и не задумываясь». При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

Вы изучили раздел морфологии, который рассматривает особую форму глагола - деепричастие. На уроке вы сможете повторить морфологические признаки деепричастия, объединившего в себе признаки глагола и наречия. Также вы вспомните правила обособления и употребления деепричастного оборота, написание деепричастия с частицей НЕ и стилистическое использование деепричастий.

Деепричастный оборот может не обозначать действия подлежащего:

а) если он относится к инфинитиву, указывающему на действие другого лица: Он просил рассказывать о поездке, приводя как можно больше подробностей.

б) если он употреблен в безличном предложении при инфинитиве: Переходя к новой теме, следует начать с объяснения основных понятий.

Рис. 2. Частица НЕ с разными частями речи ()

Деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно , кроме случаев , когда деепричастие не употребляется без НЕ .

Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.

Деепричастие не смотря пишется с НЕ раздельно, а предлог несмотря на пишется с НЕ слитно.

Сравните:

Он говорил, не поднимая глаз и не смотря на присутствующих. Он вышел, несмотря на возмущение присутствующих.

Деепричастные обороты являются в основном принадлежностью книжной речи. Им присуща большая выразительность, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Эта особенность деепричастных конструкций видна из следующего примера:

Писатель Дмитрий Васильевич Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает о разговоре с Ф.М. Достоевским. «У меня было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...»

Домашнее задание

№ 181; № 184; № 185 (Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. - М.: Просвещение, 2012 ) .

Задание : спишите текст, вставив пропущенные запятые и раскрыв скобки. Деепричастные обороты подчеркните.

В стае в ту зиму ходила молодая волчица (не)позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки свернувшись в клубки дремали а она вскакивала кружилась утаптывая снег и будила стариков. Волки (не)хотя поднимались тыкались в нее холодными носами а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. Старые волчихи свернувшись и не поднимая голов поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле а за ней высунув языки затряслись старики. Волчихи оставались лежать потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге а за ними скользили ломаясь на снегу тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели покатившись по дороге звезды упавшие с неба. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие»

Правила русского языка. Деепричастие.

Лекции и электронные учебники. Деепричастие.

4. Сайт о русском языке и литературе ().

Стилистика частей речи. Деепричастие.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации