Что такое общественное мнение? Научная электронная библиотека.

В результате изучения главы 14 студент должен:

знать

  • – основные современные трактовки общественного мнения;
  • – структуру и функции общественного мнения;
  • – сущность манипулирования общественным мнением;

уметь

  • – различать общественное мнение как оценку и социальный институт;
  • – выделять стадии развития общественного мнения;

владеть

– навыками анализа конкретных примеров общественного мнения.

Общественное мнение как социальное явление

Интерес к общественному мнению, которое "не видно невооруженным глазом" (Г. Тард), но которое тем не менее имеет огромное влияние на людей, существовал в человеческом обществе всегда. На мнения людей обращали внимание с античных времен. Так, Демокрит, Платон, Аристотель соотносили мнения и знания. В Новое время Г. Гегель в "Философии права" дал развернутую концепцию общественного мнения. В XX веке появились социологические концепции общественного мнения. В Европе, США и в России ряд социологов обратились к исследованию сущности общественного мнения, его роли, функций в жизни социума, форм выражения.

В настоящее время в социологии под термином "общественное мнение" понимают:

  • 1) совокупность суждений, вырабатываемых и разделяемых более или менее широким кругом людей;
  • 2) социальный институт, т.е. особую форму социальной организации и регуляции.

Рассматривая общественное мнение в первом значении, социологи определяют его как совокупность оценочных суждений, выражающих отношение социальных групп к событиям, процессам, явлениям окружающего мира. Таким образом, общественное мнение, во-первых, отражает реальность; во-вторых, оценивает ее. Общественное мнение представляет собой духовное образование, определенный срез духовной жизни людей. Высказать мнение – значит так или иначе оценить что-либо или кого-либо (например, одобрить или осудить). Содержание общественного мнения есть взаимное воздействие людей друг на друга с целью выработки единства оценки значительного актуального явления, процесса, а также соответствующего данной оценке поведения в конкретной ситуации.

Основанием возникновения общественного мнения выступает наличие потребности, проявляющейся в общественном интересе. Для того чтобы оценить что-либо (вещи, взгляды, события и т.д.), необходимо иметь знания об объектах оценки. Знание может быть полное либо неполное, истинное или неистинное, но оно всегда служит предпосылкой формирования любого мнения: знание и мнение неразрывно связаны. Степень осведомленности субъекта мнения о его объекте определяет компетентность мнения . Вместе с тем мнение и знание различаются: мнение в отличие от знания не существует без своего субъекта.

Кто выступает субъектом общественного мнения ? В истории общественной мысли мы можем найти разные высказывания по этому вопросу. У Т. Мора субъектом общественного мнения является "народное собрание", у Дж. Локка и г. Гегеля – народ, у Ж. Кондорсе – большинство, у Г. Тарда – публика, у немецкого юриста Ф. Гольцендорфа – то высшие сословия, то широкие слои парода (а то он говорит о безличности общественного мнения).

Общественный организм представляет собой сложную систему, в состав которой входит множество различных по-своему строению и объему структур. Это и малые группы (семьи, производственные коллективы, спортивные команды), и большие группы (профессиональные, национальные и др.), и социальные институты. В рамках каждой из них и общества в целом вокруг вопросов, затрагивающих интересы структуры, складывается внутреннее мнение. Независимо от того, идет ли речь о первичном производственном коллективе или административном районе, демографической или этнической группе, такое мнение в рамках и по отношению к своей структуре является общественным. Поэтому мы говорим об общественном мнении группы, района, нации, наконец, общества в целом. Причем это всегда мнение большинства (нации, группы, района), т.е. преобладающей части той или иной структуры. Будучи субъектом своего мнения, каждая общность, выступает сосубъектом общественного мнения народа, когда его предмет затрагивает всеобщие интересы (например, война).

Общественное мнение не является мнением всех взрослых членов общества. В обществе (или в группе, районе, нации) всегда найдется определенное количество индивидов, стоящих вне общественного мнения. Это люди, которые имеют собственную позицию, не совпадающую с позицией ни одной общественной группы, а также те, кто не занимает никакой позиции или уклоняется от публичного высказывания своей точки зрения (такое случается в предвыборных опросах).

Субъект общественного мнения представляет собой органическую совокупность отдельных индивидов, объединенных устойчивым интересом и отношениями. Субъект общественного мнения, как правило, одновременно является и носителем, и выразителем мнения. Так, бастующие учителя, шахтеры выступают и носителями, и выразителями мнения своих профессиональных групп. Иногда, когда мнение еще не обрело больших масштабов, его выражает какая-то одна группа. Например, группы зеленых раньше других выразили потребность в экологически чистой среде обитания. Постепенно это мнение стало общечеловеческим.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается и выражается оценка, отношение. В принципе объектом общественного мнения может быть любое явление, факт, процесс и т.д.; в этом смысле объект высказываний общественного мнения неограничен. Мнение имеет равную возможность и проявляет равное стремление судить и об экономической реформе, и о падении нравов, и о поведении видных политиков. Вместе с тем отнюдь не всякое событие, явление и т.д. становится объектом мнения, а лишь то, которое представляет какой-либо интерес для группы либо общества. За интересом, как известно, всегда стоит определенная потребность, которая выражает необходимость в изменении условий существования данного субъекта. Чем более жизненно важные интересы субъекта мнения затрагивает объект, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс образования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе. Таким образом, только при наличии общей заинтересованности людей то или иное явление действительности реально становится объектом общественного мнения. Это отмечают и зарубежные, и отечественные исследователи.

Кроме общественной значимости объект мнения должен отвечать критериям:

дискуссионности, т.е. относительно объекта мнения должны существовать многозначные суждения, различия в подходе;

компетентности – для образования суждений о чем-либо людям необходим определенный уровень знаний, информированности об объекте мнения.

По степени сложности объекты общественного мнения делятся на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы).

Структура общественного мнения включает ряд компонентов:

  • 1. Рациональный компонент складывается из конкретных знаний о фактах и событиях, которые стали объектом общественного внимания.
  • 2. Эмоциональный компонент представляет собой совокупность массовых настроений, социальных чувств по поводу объектов общественного мнения.
  • 3. Оценочно-ценностный компонент, или социальная оценка, складывается в результате взаимопроникновения рационального и эмоционального компонентов.
  • 4. Волевой компонент. Кроме оценок, суждений, общественное мнение содержит в себе активное начало, от которого зависит переход от суждения к действию. Таким началом служат воля, общественные волевые побуждения. Таким образом, волевой компонент выражает стремление субъекта к практическому осуществлению оценочных суждений, представленных в общественном мнении. Воля отражает готовность субъекта проводить в жизнь свою позицию. Тем самым волевые начала способствуют превращению общественного мнения из преимущественно духовного образования в духовно-практическое, стимулирующее практическую деятельность людей.

Все названные компоненты структуры общественного мнения тесно взаимодействуют, обусловливая его качественное своеобразие.

Как отмечалось выше, общественное мнение представляет собой не только совокупность оценочных суждений по поводу какого-либо объекта. Очень часто в условиях современных обществ с их достаточно развитым массовым сознанием, системой массовых коммуникаций, представительной демократией оно выступает в качестве социального института. Сложившееся, стабильное, функционирующее мнение соответствует общим признакам социального института, таким как:

  • 1) статусы и роли субъектов, вступающих в отношения, которые приобретают устойчивый характер;
  • 2) регламентация и контроль за взаимодействием субъектов;
  • 3) более или менее формализованная организация;
  • 4) социально значимые функции, выполняемые институтом в обществе.

Субъектную структуру института общественного мнения составляют:

субъекты общественного мнения – общности разных типов; субъекты выражения общественного мнения (ими могут быть непосредственно сами субъекты мнения и специализированные субъекты, например СМИ);

субъекты изучения общественного мнения (научно-исследовательские, маркетинговые структуры, социологические центры, занимающиеся диагностикой массового сознания);

субъекты формирования, продуцирования мнения, которые целенаправленно воздействуют на массовое сознание; субъекты использования общественного мнения при выработке и принятии политических, управленческих и иных решений (участники политических и управленческих процессов);

субъекты регламентации деятельности в сфере функционирования института общественного мнения (в их число входят органы законодательной и исполнительной власти, устанавливающие порядок функционирования института общественного мнения в обществе).

Все перечисленные субъекты имеют определенные статусы, роли, права и обязанности, осуществляют оценочную деятельность и деятельность по формированию, выражению, изучению оценок.

Общественное мнение как социальный институт содержит специфические нормы и предписания, как формальные, так и неформальные.

Формальные нормы . В их круг входят Конституция, а также система различных законодательных актов.

Конституция определяет характер института общественного мнения в конкретном обществе, право граждан на информацию, свободное выражение мнений, закрепляет статус общественного мнения, показывает, как государство намерено учитывать интересы и оценки.

Система законодательных актов включает в себя законы о референдуме, выборах, средствах массовой информации, регламентации форм выражения общественного мнения – демонстраций, митингов, шествий.

В нормативную систему, задающую условия существования общественного мнения, входят различные законодательные и подзаконные акты , которые устанавливают порядок использования общественного мнения при выработке и принятии общественно значимых хозяйственных и политических решений органами управления.

Неформальные (моральные) нормы являются существенным элементом нормативной системы общественного мнения. Многочисленные неформальные нормы и предписания не менее жестко определяют условия выражения и использования общественного мнения. Таковы предписания общин у разных народов, неформальных групп, различных социальных слоев, положения неписаных профессиональных кодексов.

Общественное мнение выполняет в социуме ряд тех же функций , что и другие социальные институты: обеспечивает социальную интеграцию, регулирует деятельность социальных субъектов, способствует воспроизводству сложившейся системы отношений, трансляции социального опыта и коммуникаций. Институт общественного мнения усиливает взаимозависимость и взаимоответственность социальных субъектов через нормы, правила и систему ролей, способствует консолидации усилий, обеспечивает конформность (согласованность) личных целей индивидов с целями других людей. Будучи социальным институтом, общественное мнение вырабатывает шаблоны поведения, которые направляют действия людей в установленное русло. Нередко человек поступает в соответствии со стандартами мнения вопреки собственному желанию. Общественное мнение универсально в качестве регулятора, ибо присутствует в любых сферах деятельности и отношений, на любых уровнях структуры общества.

Институционализированное мнение закрепляет определенные отношения и содействует их сохранению и трансляции, тем самым институт мнения обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

Институт общественного мнения отличается от других социальных институтов тем, что действует во всех сферах жизни общества, поэтому его невозможно рассматривать однозначно либо как политический, либо как экономический институт, либо как институт только духовной сферы. Как отмечают современные исследователи общественного мнения, в рамках предметной классификации социальных институтов ему трудно найти место. Данный институт в определенных условиях может выполнять функции политического, экономического или духовного института. Уместнее отнести институт общественного мнения к неформальным институтам общества, поскольку чаще всего он упорядочивает, регулирует поведение социальных субъектов через систему неформальных норм.

Самое главное в PR Олт Филип Г.

Что такое общественное мнение?

Американцы говорят об общественном мнении так, как будто это некий монолит, отбрасывающий тень на весь окружающий ландшафт. Создатели комиксов, наоборот, очеловечивают его в форме Джона Ку или Джейн Паблик, персонажей, символизирующих, что именно люди думают о том или ином вопросе. Реальность состоит в том, что общественное мнение – это нечто ускользающее и чрезвычайно трудное для измерения в любой конкретный момент.

На самом деле, если продолжить метафору, общественное мнение – это ряд монолитов и все Джоны Ку и Джейн Паблик существуют одновременно. Мало какие вопросы порождают единогласие в мыслях населения, и общественное мнение по любому вопросу расколото в нескольких направлениях. Неожиданным может прозвучать то уточнение, что только небольшое число людей в любой конкретный момент принимают участие в формировании общественного мнения по какой-либо конкретной теме.

Этому есть две причины. Во-первых, психологи обнаружили, что публика имеет тенденцию к пассивности. Немногие вопросы порождают какое бы то ни было мнение или чувство у какой-либо части всех граждан. Часто предполагается, что небольшая активная в суждениях группа выражает отношение всей публики, когда в действительности более точным будет утверждение о том, что большинство людей ведут себя безразлично, потому что предмет не интересует или не беспокоит их. Тем самым «общественная» оппозиция по таким вопросам, как ядерная энергия, права гомосексуалистов, аборты и контроль за распространением оружия, могут в действительности быть точкой зрения небольшого, но влиятельного числа заинтересованный людей.

Во-вторых, один вопрос может занимать внимание одной части населения, а другой – привлекать интерес другой группы. Родители, например, могут сформировать общественное мнение по поводу необходимости улучшения уровня среднего образования, а граждане старшего возраста составляют основной массив, формирующий общественное мнение по поводу необходимости повышения эффективности социального страхования.

Эти два примера иллюстрируют наиболее общее определение общественного мнения: «Общественное мнение – это сумма индивидуальных мнений по вопросу, волнующему этих индивидуумов». Другое популярное определение гласит: «Общественное мнение – это собрание точек зрения личностей, заинтересованных в предмете». Таким образом, личность, которую не интересует или не волнует какой-либо вопрос (и, возможно, не осознающая его), не вносит своего вклада в общественное мнение о данном предмете.

Приведенным определениям неотъемлемо присуща концепция личной заинтересованности. Исследование общественного мнения базируется на следующих утверждениях:

1. Общественное мнение – это коллективное выражение мнения многих индивидуумов, связанных в группы общими целями, надеждами, потребностями и идеалами.

2. Заинтересованные люди, т. е. те, кто имеет обоснованный или личный интерес в вопросе, или те, кого могут затронуть последствия вопроса, формируют общественное мнение по этому конкретному вопросу.

3. Психологически мнение в основном определяется личной заинтересованностью. События, слова или любые другие стимулы влияют на мнение только постольку, поскольку несомненна их связь с личной заинтересованностью или с общим интересом.

4. Мнение не выражается бурно в течение длительного времени, если только люди не чувствуют, что остро затронуты их личные интересы , или если мнение, порожденное словами, не поддерживается событиями.

5. Как только вовлечены личные интересы, мнение меняется с трудом.

Каким образом практики применяют концепцию личной заинтересованности

для фокусирования своего сообщения, чтобы оно подходило для аудитории, обсуждается в параграфе «Обращение к личной заинтересованности» далее в этой главе.

Научные исследования также подчеркивают важность событий в формировании общественного мнения. Социологи, например, сделали следующие обобщения:

1. Мнение чрезвычайно чувствительно к событиям, которые имеют воздействие на публику в целом или на конкретный сегмент публики.

2. В общем и целом общественное мнение не предвидит события. Оно только реагирует на них.

3. События служат «спусковыми крючками» формирования общественного мнения. Если люди не осведомлены о вопросе, они вряд ли заинтересуются или будут иметь мнение. Осведомленность и обсуждение ведут к кристаллизации мнений и часто к определенному консенсусу среди публики.

4. События необыкновенных масштабов склонны раскачивать общественное мнение периодически от одной крайности в другую. Мнение не стабилизируется до тех пор, пока событие нельзя будет увидеть с определенной точки зрения.

У людей бывает больше мнений в отношении целей, чем в отношении методов достижения этих целей, и они способны легче сформировать такие мнения. Довольно сильное общественное мнение, согласно опросам, существует в поддержку усовершенствования качества школьного образования в стране. Однако очень мало общего в точках зрения на то, как это сделать. Одна группа выступает за более высокие зарплаты учителям-специалистам, другая одобряет существенные повышения налоговых поступлений на управление школами. Третья группа требует более жестких учебных стандартов. Все три группы плюс ряд других, предлагающих отличающиеся решения, и составляют общественное мнение по данному вопросу.

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

Прозрачность и общественное участие Транспортный совет рекомендует, чтобы разработка и экспертиза для проекта Фемарн-Бельт были больше открыты для общественного наблюдения и участия, чем это было в сообщениях Эресунд и Большой Бельт. Здесь заметен серьезный прогресс,

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

15. Общественное питание У предприятий общественного питания немало проблем с расчетом ЕНВД: неясные критерии, по которым они подпадают под «вмененку»; сложности с определением площади зала обслуживания; проблемы, если залов несколько, и т.д.Федеральным законом от 17.05.2007

автора Мизес Людвиг фон

Часть пятая. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЗ РЫНКА

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

2. Экономическая наука и общественное мнение Значение этого фундаментального эпистемологического различия станет очевидным, если мы осознаем, что практическое использование учений экономической науки предполагает их одобрение общественным мнением. В рыночной

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

ПРИБЫЛЬ ПОБУЖДАЕТ БИЗНЕС РАБОТАТЬ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ В принципе всегда существует бесчисленное множество возможных инвестиционных проектов. Одни увеличивают ценность ресурсов, а с ними и благосостояние общества, другие - напротив, снижают ее и ведут

Из книги Как приготовить клиента к сотрудничеству автора Смирнов Сергей

3. Как формируется общественное мнение? Откуда человек получает всю информацию, которая хранится в «ленивой системе» в виде готовых ответов? Большинство готовых решений - так называемое, общественное мнение.Попробуйте людям старшего поколения, бабушкам сказать, что

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Иногда смущение возникает от того, что кто-то, кого вы уважаете и чье мнение высоко цените, сомневается в правильности ваших действий. Вы уже наметили себе определенный план, как вдруг приходит человек, возможно, более опытный и авторитетный, и

Из книги Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода автора Быковская Ада А.

Мнение покупателей Из комментариев в блоге:«Я довольно много покупаю именно вещей ручной работы – и в реале, и на той же “Ярмарке мастеров”. Если говорить о покупке через сайт, то НЕ покупаю у мастеров:? если представлены фотографии не всех ракурсов изделия (в тех же

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

8.1. Что же такое маркетинг? Мнение и опыт профессионалов Что хотят мужчины? А о чем думают женщины? А главное – о чем думают клиенты и что они хотят? Если Вы правильно ответите на поставленные вопросы, сделаете соответствующие выводы, то можно надеяться, что Ваш бизнес

Из книги Институциональная экономика для чайников [журнальный вариант] автора Аузан Александр Александрович

Часть 7 Общественное развитие и социальный склероз Автор рассказывает о красном склерозе, проблеме халявщика, отрицательных селективных стимулах и других общественно-экономических расстройствах. Экономисты очень долго не хотели обсуждать роль общества в экономике и

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

«Общественное программное обеспечение» культуры исполнения Рэм. Сколько вы видели совещаний, где, казалось бы, все присутствующие согласны с предлагаемыми мероприятиями, но в результате так ничего и не происходит? На таких совещаниях не ведется здоровой дискуссии,

Из книги Экономическая азбука автора Ефимов Виктор Алексеевич

15. Общественное богатство России Экономическая наука оперирует термином национальное богатство и определяет его как совокупность природных ресурсов, материальных благ, созданных прошлым и нынешним общественным трудом, и невещественных богатств (научный,

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Что такое телевидение? Что такое книга? Что такое сайт? Что такое приложение? Рассмотрим очень важный вопрос. Хью Магуайр (мой друг, сооснователь моего подкаста Media Hacks, основатель PressBooks и LibriVox, а также автор книги «Манифест футуриста») любит провоцировать публику,

Из книги Самое главное в PR автора Олт Филип Г.

Глава 10 Общественное мнение и убеждение Краткое содержание главыЗадача данной главы – объяснить, из чего состоит общественное мнение и как оно формируется, и помочь читателю при выборе подходящих методик для разрешения конкретных задач, возникающих перед специалистом

автора Уэллс Уильям

Общественное и местное регулирование Общественность также участвует в процессе регулирования. Это участие проявляется в виде усилий местного сообщества, местного бизнеса и групп потребителей. Рис. 3.2. Процесс регулирования NARB Местные группы. На местном уровне

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Общественное мнение Программы формирования отношений с общественностью основываются на понимании общественного мнения в отношении проблем, имеющих особое значение для организации: как действия компании влияют на окружающую среду и на местное сообщество; как компания

Общественное мнение (public opinion, opinion publique) - одно из основных понятий социологии в целом и важнейшая категория специальной отрасли социологического знания (социологии общественного мнения).

Для социологических исследований общественного мнения, в которых качественная специфика данного явления, как правило, представляется с количественной стороны, характерен двухуровневый подход к изучению природы, структуры и функций общественного мнения:

1. Гносеологический: общественное мнение рассматривается как коллективное оценочное суждение.

2. Социологический : общественное мнение изучается как социальный институт.

Правомерность подобного подхода заключается в том, что, с одной стороны, общественное мнение приходится изучать как ментальное явление (одну из форм отражения социальной реальности) и как важный социальный институт (регулятор общественных отношений).

Соотношение этих двух подходов состоит в следующем. С одной стороны, каждый из них является относительно самостоятельным подходом: у них своя особая предметная область, свои специфические методы исследования, свои понятийные формы и т.д. Так, рассмотрение общественного мнения как коллективного оценочного суждения подразумевает, в основном, гносеологическое и социально-психологическое измерение данного явления, тогда как анализ общественного мнения как социального института требует применять уже не столько философский или психологический, сколько социологический (а также - политологический, экономический и иной) инструментарий. С другой стороны, эти подходы неразрывно связаны друг с другом: при изучении отражательной природы общественного мнения мы просто обязаны учитывать и функциональную нагруженность данного социального явления, и наоборот.

Существует) проблема упрощения в изучении общественного мнения. В зависимости от точки зрения на общественное мнение та или иная сторона общественного мнения естественным образом «выпячивается», а остальные аспекты остаются в силу этого вне рассмотрения или получают крайне упрошенное толкование.

Например, психология (при изучении общественного мнения) наиболее подробно и плодотворно исследует место и роль индивидуального сознания, философия пытается рассмотреть природ>" общественного мнения с точки зрения сознания как такового, а социология избирает «средний» путь: не единичное (сознание индивида) и не всеобщее (сознание как таковое, во всех его ипостасях и своих родовых чертах), а особенное, т.е. изучается, как правило, общественное мнение больших и малых социальных групп. При этом углубление изучения одной стороны проблемы оборачивается зачастую огрублением взгляда в отношении других.

Чтобы хоть как-нибудь обойти эту проблему (неизбежное упрощение природы общественного мнения), в теории общественного мнения выработана целая система базовых понятий (категорий), с помощью которых предпринимается попытка всестороннего (комплексного, междисциплинарного) анализа общественного мнения. И это относится, в первую очередь, к выявлению соотношения индивидуального, особенного и всеобщего (на философском языке), т.е. взаимосвязи индивидуального, коллективного (группового) и всеобщего в общественном мнении (на социологическом языке). Подобный подход требует, в первую очередь, тщательного соотнесения и логической дифференциации таких понятий, как «сознание», «индивидуальное сознание», «общественное сознание», «массовое сознание» и др. Такое соотнесение категориального содержания близких друг другу понятий позволяет сделать первый значительный шаг на пути экспликации категориального содержания понятия «общественное мнение».

«Индивидуальное сознание - общественное мнение».

Общественное мнение - это всегда «общественное» (коллективное) мнение. Но, с другой стороны, при его выражении необходимо личное участие каждого его участника, иначе оно остается не явленным, не выраженным, не воспринятым, не понятым. Известно, общее не существует вне единичного и отдельного. Переводя философский язык на социологический и применяя его к данной теме, получаем следующую картину.

1. Общественное мнение без индивида не функционирует: всегда нужно его личное участие в оценке событий, фактов и лиц. Именно индивид является исходной (но не конечной) инстанцией при формировании общественного мнения. Индивидуальное сознание всегда «корректируется» средствами массовой информации и другими субъектами воздействия на общественное мнение, однако основным носителем общественного мнения всегда остается тот или иной сегмент общественности, т.е. конкретные люди. Кардинальный факт состоит в том, что только у индивидуального сознания имеется такой субъект который обладает «живыми» потребностями и интересами.

2. Однако «высказываться» в общественном мнении индивид вынужден не по всем его волнующим (иногда приходится и по совсем его не волнующим) проблемам, а только по социально значимым проблемам.

3. Причем, «высказывается» в общественном мнении индивид тбяично (не сам себе, о себе, для себя). При этом он не по всем вопросам имеет собственное мнение, поэтому ему приходится прислушиваться к чужому мнению.

Таким образом, общественное мнение выполняет в отношении индивида определенные функции: индивид, посылая свой голос в совокупное оценочное суждение, присоединяя и растворяя свой голос в сумме других выборов, как бы сам себя регулирует, убеждает, воспитывает, контролирует. Выстраивается целая цепочка взаимодействия индивидуальных сознаний - цепочка смыслов и самоидентификаций: «Я-не Я», «Я-свои», «Я-чужие» и т.д. В итоге индивидуальное «Я» выступает как «Я»-ромашка, где в центре цветка располагается «Я», а в качестве лепестков выстраиваются различные «мы»-идентификации. Вспомним, в русском языке слово «личность» одного корня со словом «личина», т.е. индивидуальное «Я», с одной стороны, всегда накрепко связано со многими сознаниями больших и малых социальных групп, с другой -всегда дистанцировано от них в силу их борьбы (между собой) за доминирование в структуре каждого индивидуального сознания.

Итак, индивид в своем отношении к любому феномену (природному, социальному, иллюзорному) опосредован социальным (по)знанием, в том числе - влияющим на него воздействием общественного мнения. Так, в своем отношении к Богу индивид, с одной стороны, глубоко индивидуален (совесть, покаяние и т.д. - все это глубоко личностные аспекты отношения), с другой - массовиден (церковь, община, общественное мнение и другое - формы коллективного взаимодействия с Богом): человеку не хватает духовных сил (воли, религиозных откровений и т.д.. чтобы самому, в одиночку дойти до Бога. Он вынужден вместе со всеми идти к нему через церковную принадлежность и т.д.).

Диалектика общего и единичного вполне адекватно представляет публично-частную природу общественного мнения, о которой так удачно писал Г. Гегель в «Философии права»: именно в общественном мнении «каждому открыта возможность высказывать и утверждать значимость своего субъективного мнения о всеобщем» 1 . Уже одно то, что индивид сознательно и добровольно делегирует (на выборах или путем конкретно-социологического исследования) свое личное мнение в «коллективное суждение», делает последнее сверхличным и наделяет его адаптивной, консультативной, регулятивной и прочими известными функциями. Однако автономность индивидуального сознания из-за этого не исчезает, ведь именно конкретному индивиду, в конечном счете, принадлежит инициатива присоединять свой голос к коллективному хору или дистанцироваться от него.

Противоречивая природа общественного мнения являет себя в самых разных ипостасях и поэтому постоянно ускользает от категоризирующей фиксации своих атрибутивных признаков. Оно выступает одновременно как коллективное суждение и важнейший социальный институт. На выборах и референдумах вердикт общественного мнения является окончательным и обжалованию со стороны отдельных личностей и их групп не подлежит. Но при этом общественное мнение всегда является далеко не единственной формой коллективного суждения и отнюдь не единственным социально-политическим институтом, участвующим в регулировании общественных отношений.

Характерно, что второе ключевое слово разбираемого термина «мнение» имеет разные и даже прямо противоположные значения («мнить» - это и возомнить о себе, но это и сомневаться в значимости и правильности собственного мнения). Таким образом, общественное мнение - это вечное со-мнение, в котором совместное мнение имеет тенденцию преодолевать сомнение в адекватности индивидуального мнения. Поэтому динамика любого общественного мнения всегда имеет одну и ту же структуру: хаотичные индивидуальные мнения (чувственно-эмоциональный компонент общественного мнения) упорядочиваются определенной идеей (когнитивный компонент общественного мнения) или какой-либо коллективной установкой (базовые потребности и интересы).

Теперь о следующей паре понятий, соотнесение которых позволяет еще немного продвинуться на пути прояснения категориального содержания понятия «общественное мнение». Речь пойдет о соотнесении понятий «общественное мнение - массовое сознание».

Б.А. Грушин определяет общественное мнение как способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп населения к событиям и процессам жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Таким образом, два явления связываются напрямую. В чем же состоит их связь? Согласно Б.А. Грушину, специфика массового сознания состоит, в первую очередь, в его многослойности, многоярусности и многих других «много...». Оно по природе «рыхлое» из-за того, что является переплетением всех других форм сознания - индивидуального и коллективного, религиозного и политического и т.д. «Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим, официальным и неофициальным.

В силу своей исходной аморфности массовое сознание не совпадает и принципе не может совпасть ни с одним из известных видов сознания. В основном, это проистекает из особенностей его носителя: массовое сознание не привязано жестким образом ни к какому-либо индивиду, ни к какой-либо большой или малой социальной группе. Массовое сознание -это не сознание масс, а сознание массы. Масса, как носитель массового сознания, не структурирована и потому не может выступить в качестве активного субъекта. Именно в силу этого массовое сознание качественно отличается от всех иных проявлений общественного сознания.

Его суть -неявленность, тогда как природа того же общественного мнения состоит в преодолении этой неявленности, в переходе в другое состояние. Массовое сознание являет собой своеобразную «косную материю», где в непроявленном (потенциальном, стихийном и т.п.) виде сосуществуют и ждут своего оформления все остальные формы бытия сознания. В этом смысле массовое сознание, как и понятие «материя», - это одновременно все (со-существование всех форм бытия сознания, т.е. их переплетенное, а не собственное специфическое бытие) и ничего, пустота (проявленное сознание «уносит» с собой практически все категориальное содержание). Таким образом, в любом акте своего обнаружения (явлении) массовое сознание разрушает свою природу, теряет свою суть, самоуничтожается.

Соотнесение понятий «общественное мнение» и «общественность», с одной стороны, и «общественное мнение» и «массовое сознание» - с другой, выводит исследователей на важную проблему феноменологического статуса общественного мнения. Так, в качестве одной из главных характеристик общественного мнения считается его несамостоятельность в своем собственном проявлении (оно не способно к саморазвертыванию из недр массового сознания - для этого необходимо появление и развертывание той или иной общественности). Наверное, правильнее говорить об ограниченных возможностях общественного мнения в своем самовыражении (для этого необходимо появление специального субъекта, носителя общественного мнения, появление определенного канала его обнаружения в виде СМИ, конкретного социологического исследования, митинга и т.д.). В числе главных черт общественного мнения исследователи также часто называют его постоянную изменчивость. Надо специально подчеркнуть, что в этом признаке общественного мнения как раз и находит свое яркое проявление природная связь данного феномена с массовым сознанием. В самом деле, всякое индивидуальное сознание определенным образом «встроено» в сложную иерархию групповых сознаний, а любое групповое «мы» всегда входит в более широкое групповое «мы», пока все они не теряют себя в совокупном «массовом» сознании.

Таким образом, по своей природе массовое сознание есть связь, соединяющий посредник, место которого - «между» различными противопоставлениями (теоретическое и эмпирическое, индивидуальное и общественное и т.п.). Массовое сознание - это великий преодолеватель пропастей, но одновременно и различимости. Отсюда соответствующие определяющие слова по отношению к массовому сознанию: рыхлое, неявленное, потенциальное (у массового сознания нет «собственника», носителя), гипотетическое, логическое (не имеющие реальности), плюралистическое, непубличное, стихийное, т.е., с одной стороны, сверхиндивидуальное, а с другой - э/атрупповое (одновременно).

В связи с вышесказанным надо сделать важный вывод, который станет исходным при последующем рассмотрении статики и динамики общественного мнения. Следует различать взаимосвязанные, но различные процессы, которые характерны для массового сознания и перевода массового сознания в форму общественного мнения.

1. Массовизация индивидуального и массификация группового сознания. Любая личность в своих актах самоидентификации являет собой неустойчивое равновесие многих «мы» (сознание больших и малых социальных групп). Индивидуальное сознание встроено в иерархию групповых сознаний или, по-другому, индивидуальное сознание «состоит» из суммы групповых сознаний. Процесс массовизации - это постепенный отказ от индивидуальных потребностей и интересов в пользу групповых и сверхгрупповых интересов и ценностей. Таким образом, на каждое коллективное сознание (семейное, городское, областное, российское, национальное, конфессиональное, территориальное и пр.) всегда есть более широкое, в пределе, как уже отмечалось, - «массовое сознание».

Существует тенденция поглощения индивидуального коллективным («личность» растворяется в «личине»), а коллективное - в сверхколлективном. Причем, чем массовиднее, тем неопределеннее становится коллективная соотнесенность, но вместе с тем и «базовее», ибо включаются в действие соответствующие инстинкты, архетипы, системы ценностей. В своем крайнем выражении индивидуальное сознание.полностью «огруппляется» (крайняя степень выраженности «мы»*

4 Всестороннее описание механизма этой изменчивости и есть практическое выявление природы общественного мнения.

нтификаций). а то или иное коллективное сознание становится крайне

мытым и аморфным (переходит на уровень массового сознания). Р 2 Демассификацш группового сознания и демонетизация дивидуального сознания. Данная группа явлений включает в себя прямо

тивоположные П р 0цессьи которые весьма многочисленны и с трудом оддаются не только научному описанию, но даже фиксации. Тем не

ее можно выделить среди них наиболее важные - демасенфикаиия гоуппового сознания и демассивизация индивидуального сознания. Причем надо отметить, что эти процессы неразрывно связаны друг с другом, зависят друг от друга, не существуют друг без друга.

В процессе демассификации массового сознания появляются различные коллективные формы сознания, которые, в свою очередь, могут преображаться в более узкогрупповые формы «мы»-ориентаций. Подобное преодоление крайней усредненности, безликости, апатичности массового сознания происходит путем «отнесения к ценности», т.е. формирования и распространения ценностно-рационального типа действия. Эта «коллективизация» массового сознания совершается путем возведения в крайнюю степень национальной, классовой, конфессиональной и т.п. озабоченности. При этом появляется новое социальное движение, а значит, и специфический субъект общественного мнения.

В свою очередь обратный, демассификационный, перевод национального, классового и подобных типов сознания в специализированные формы, а также процесс демассивизации индивидуального сознания может совершаться с помощью онаучивания, образования, индивидуализации и иных форм преодоления усредненности и анонимности. Налицо противоположный процесс, который протекает в самых разных формах. Например, перевод массового сознания в общественное мнение с помощью подготовленного перечня вопросов и вариантов ответов на них составляет один из эффективных способов демассовизации индивидуального и демассификации группового сознания. А чтобы массовое сознание превратилось в общественное мнение, необходимо, как минимум, три условия: 1) появление специфического субъекта (носителя) данного общественного мнения; 2) появление канала распространения (выражения и т.д.) общественного мнения; 3) складывание процедуры (стихийной или целенаправленной) обнаружения общественного мнения.

Конечно, надо всегда помнить, что преодоление массой своей массовидности никогда не доводится до конца, так как происходящие ^массовизация и Демассифнкация осуществляются в иной, но также в массовидной форме.

«Общественное сознание - общественное мнение».

Оощественное мнение представляет собой определенный «срез» общественного сознания, поэтому теоретические постулаты и

методологические основания учения об общественном сознании могут пригодиться при тематизации и анализе практически любой проблемы общественного мнения. Известно, что общественное сознание подразделяется, с одной стороны, на теоретический и эмпирический уровни, и на разные формы общественного сознания - с другой. Отсюда мы можем сделать некоторые заключения-аналогии в отношении общественного мнения. Например, общественное мнение по структуре должно напоминать общественное сознание, а его когнитивный и чувственно-эмоциональный компоненты должны описываться по аналогии с теоретическим и эмпирическим уровнями общественного сознания.

Далее. Общественное мнение, будучи «срезом» общественного сознания, должно быть представлено всеми формами общественного сознания, т.е. по природе оно является комплексным ментальным явлением, в котором представлены феномены разных форм общественного сознания и которое само представлено во всех формах общественного

сознания.

Известно, общественное сознание выступает как система

теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств и т.д., в

своей совокупности отражающих общественное бытие. Общественное

мнение является элементом этой системы, и, естественно, обладает своими

особенными чертами. Так, общественное мнение - на своем когнитивном

уровне - должно представлять знание. Теоретическое знание

характеризуется такими чертами, как целостность, систематизированность,

объективность, внутренняя непротиворечивость, рациональность.

Эмпирическое знание, наоборот, имеет такие свои родовые черты, как

отрывочность, противоречивость, несистематизированность, повышенная

эмоциональность. Ясно, что в общественном мнении знание не дано в

форме научного знания (как, впрочем, и любой другой формы

общественного сознания - права, морали и т.д., представляемых в

«чистом» виде совсем другими ментальными феноменами). К тому же в

общественном мнении основной массив знаний представлен через

проекцию средств массовой информации, т.е., с одной стороны, в

упрощенном виде, с другой - в неспециализированной форме (в отличие от

всех форм общественного сознания, где функционирует именно

специализированное знание - политическое, правовое, эстетическое и т.д.).

Таким образом, в общественном мнении, как коллективном оценочном

суждении, даны все виды знаний, но при этом - в превращенном виде.

Поэтому здесь знание дано в виде оценки, которая всегда требует своей

корректировки.

Общественное мнение и общественные настроения. Общественные настроения, в отличие от общественного мнения, целиком и полностью представляют собой чувственно-эмоциональную форму преломления в общественном сознании экономического, социального и политического

положения больших масс людей. Их разница, главным образом, состоит в разнице психических процессов, в рамках которых они протекают: общественное мнение выступает как разновидность логического отражения действительности (в виде суждения определенного типа), а общественные Настроения - как разновидность чувственной формы отражения действительности (в виде чувственно-эмоциональных феноменов: эмоциональный накал, апатия, депрессия, энтузиазм и т.д.). Общественное мнение - это всегда умственная оценка, а общественные настроения - это Переживание комфорта-дискомфорта, удовлетворенности-

Неудовлетворенности.

Общественное настроение - это преобладающее состояние группового сознания в определенном социальном пространственно-временном континууме. По мнению А.В. Петровского общественное настроение характеризуется, с одной стороны, своей предметной направленностью (религиозное, политическое и т.д.), с другой - характером и уровнем своего эмоционального накала (апатия, депрессия, подъем, энтузиазм). Например, по характеру общественных настроений можно различать такие группы общественности, как «оптимисты-пессимисты», «сомневающиеся-доверчивые», «энергичные-апатичные» и т.д. Общественные настроения могут предшествовать общественному мнению, но могут и формироваться на его основе. Общественные настроения, предшествующие общественному мнению, существуют в виде устремлений, притязаний, ожиданий, претензий, предчувствий. Общественные настроения, следующие за общественным мнением, существуют в виде готовности-неготовности действовать, эйфории и т.д. Социальные настроения носят результирующий характер, выражают «неотложное», актуализированное общественное сознание, являют собой пограничное состояние между готовностью действовать и самим

действием. Общественные настроения, будучи непрерывным «фоном» будничной жизни людей, весьма точно проявляют направленность мыслей и чувств больших масс людей, а значит - позволяют спрогнозировать и скорректировать поведение людей.

Общественное мнение и общественные настроения существуют в неразрывном единстве, а в определенные периоды могут сливаться друг с другом (так, анекдот выступает как форма существования того и другого). Д.В. Ольшанский рассматривает общественное мнение и массовые настроения как основные макроформы общественного сознания. Следует только добавить, что общественное мнение является более адекватным специфике обыденного сознания, чем специфике теоретического уровня общественного сознания (субъектоцентризм, стихийность, субъективизм и эклектичность суждений есть проявление неразрывной связи общественного мнения с общественными настроениями).

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - в наиболее общем значении - это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. О.М. представляет собой оценку значимого происходящего. В теории - концептуализация природы, содержания и значимости О.М. представлена широким спектром философских, социологических, политологических и других концепций, все многообразие которых с некоторой долей условности можно свести к ряду базовых дискуссионных проблем: 1) определение и интерпретация его субъекта; 2) уровень значимости и, в ряде критических теорий, отрицание существования О.М.; 3) содержание О.М. Проблема определения и интерпретации О.М. впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - «публичное мнение» - как мнение большинства населения. По Платону, «публичное мнение» - это мнение аристократии. Впоследствии, оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой линии, определяют О.М. как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В 17-18 вв. понятие О.М. используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: «с ростом политически активного публичного сектора, О.М. становится формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению» (В. Прайс). В середине 19 в. наибольший интерес в развитии анализа О.М. представляют работы Тарда, в частности «Общественное мнение и толпа». Тард противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта О.М. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании О.М. Среди современных социально-философских трактовок О.М. можно выделить: 1) - концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта О.М. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центр внимания процесса коммуникации. Однако, одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому с необходимостью выбирается только одна тема. Соответственно, в интерпретацию вводится понятие «степени внимания», уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная «тема» коммуникации составляет содержание О.М. Таким образом, не следует рассматривать понятие О.М. в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако, приверженцы одного мнения отличаются от приверженцев другого (что объясняется различием его содержания); 2) - морализующе-нор-мативную концепцию О.М., принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «права» и «политики». О.М. в его теории - это инструмент в руках господствующго класса, всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) - концепцию О.М. Э.Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнение, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе О.М. лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика О.М., так называемый его «дух», порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об «избирательности восприятия», механизмом которого являются социальные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции - понятие так называемого механизма «спирали молчания». Основание феномена «спирали молчания» - это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает «спираль молчания». О.М., кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен «спирали молчания» отсутствует. Данная концепция достаточно эвристична при интерпретации данных опросов О.М.; 4) - структурно-функциональную теорию О.М. как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Мертона, основная функция О.М. - это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций О.М., длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ" в других словарях:

    Общественное мнение: то, что люди думают о том, что думают люди. Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке: никто его не видел, но всех им пугают. Зигмунд Графф Общественное мнение это мнение тех, чьего мнения обычно не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях… … Философская энциклопедия

    - (public opinion) Этот термин был впервые использован в прямом смысле в политической мысли XVIII в. Специальное значение он приобрел (не утратив при этом общего) в 1930 е гг. с началом проведения научно разработанных опросов общественного мнения… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным… … Большой Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    См. МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Общественное мнение - ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    общественное мнение - выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных… … Большая психологическая энциклопедия

    С французского: L opinion publique. Буквальный перевод французского выражения, которое впервые встречается у французского философа и писателя Жапа Жака Руссо (1712 1778) в его романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Энциклопедический словарь… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Общественное мнение в России XIX века , В. Я. Гросул. В книге рассматривается эволюция и роль общественного мнения в России на всем протяжении XIX столетия. Показаны основные центры его распространения как в социальных верхах, так и в низах,…

Общественное мнение как объект PR-деятельности

Основным объектом PR-воздействия выступает общественное мнение. Именно общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей в том или ином направлении. Изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации является одной из важнейших задач паблик рилейшнз.

Понятие общественного мнения в социологии, психологии и теории PR.

Общественное мнение является одной из центральных категорий в социологии и психологии, позволяющих проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности . Само же общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). В социологическом контексте носителем общественного мнения являются большие социальные групп (нации, народы, социальные страты и т.п.). В этом состоит одна из важнейших особенностей социологического подхода к определению рассматриваемого феномена. Вторая особенность заключается в том, что в социологии общественное мнение рассматривается как некоторое состояние общественного сознания.

В социальной психологии понятие «общественное мнение» имеет более конкретное содержание в том смысле, что оно распространяется не только на большие группы людей, но и на малые социальные группы, группы типа коллектив. В социально-психологическом контексте под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение по поводу социально-значимых проблем.

В теории PR под общественным мнением мы будем понимать коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью организации.

Одной из существенных особенностей общественного мнения, рассматриваемого в теории PR, является то, что носителем его являются группы общественности.

Вторая особенность состоит в том, что общественное мнение в теории PR рассматривается во взаимосвязи с конкретной организацией.

Таким образом, основным сущностным признаком общественного мнения в различных теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR , познанные в рамках социологии и психологии, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах формирования рассматриваемого феномена.

Управление общественным мнениям в PR-деятельности может быть эффективным при условии, что данный процесс будет организован на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально-психологические знания о содержании общественного мнения, о его структуре и о механизмах его формирования.

Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают некоторым требованиям (критериям). События, процессы, явления и факты, включенные в содержание общественного мнения, мы будем называть объектом общественного мнения, а социальные группы, отражающие эти события, процессы, явления и факты – субъектами общественного мнения.

Рассмотрим критерии включенности различных явлений в объекты общественного мнения.

Первый критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или социальной группы.

Второй критерий связан с многозначностью явлений. В соответствии с этим критерием в объект общественного мнения могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное свое толкование.

Третий критерий связан с компетентностью субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения.

Непосредственно с содержанием общественного мнения связана его форма. Основной формой общественного мнения выступают оценочные суждения во всей полноте своего вербального и невербального выражения.

Полнота вербального и невербального выражения общественного мнения может быть объяснена его структурой. В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Рассмотрим кратко каждый из них.

Основу рационального компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеет полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к организации играет информация

о самой организации, ее руководстве, ее деятельности, продукции, ее внешне организационных связях и т.д.

Основу эмоционального компонента общественного мнения составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как общее эмоциональное длительное состояние людей могут быть положительной или отрицательной направленности, что в свою очередь будет проявляться в полноте вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

Основу волевого компонента общественного мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. В свою очередь волевой компонент общественного мнения выступает неким стимулом для более глубокой его рационализации. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения. Такими формами поведения может быть участие субъекта общественного мнения в полном составе или отдельных его представителей в массовых акциях в поддержку или в осуждение тех или иных событий, явлений и фактов.

Общественное мнение как сложный социальный процесс имеет свою динамику, которая характеризуется стадиями, этапами и механизмами формирования.

Стадии общественного мнения

Жизненный цикл общественного мнения проходит три стадии – возникновения и формирования; функционирования и убывания. Каждая стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая может быть представлена этапами.

Стадия возникновения и формирования общественного мнения включает следующие этапы: зарождения индивидуальных мнений; обмен мнениями; кристаллизация общей точки зрения; объективация сложившегося мнения.

На этапе зарождения проявляется широкий интерес множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.

На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в форме дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидер.

На этапе кристаллизации общей точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

В реальной жизни этапы возникновения и формирования общественного мнения зачастую протекают одновременно с различными формами взаимопереходов в развитии индивидуального и группового и мнения.

Основными механизмами формирования общественного мнения являются – внушение, убеждение, заражения, подражания и другие.

Стадия функционирования общественного мнения включает в свое содержание этап объективации и этап активности.

На этапе объективации происходит переход сформировавшегося общественного мнения от отражательного состояния к преобразующему. На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

На этапе активности наблюдается активные массовые действия субъектов общественного мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.

Стадия убывания общественного мнения включает в свое содержание этап спада и этап отмирания.

На этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного мнения у большинства людей. Это может быть вызвано различными факторами. Например, решением проблемы или напротив осознанием невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. На этом этапе начинает резко снижаться интенсивность общественного мнения, размывается монолитность большинства.

На этапе отмирания мнение теряет качество общественного. Оно превращается в конгломерат оценочных суждений разрозненных индивидов и отдельных групп. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.

Качественные характеристики ОМ

В процессе управления общественным мнением специалисту PR важно учитывать не только его динамику, но и некоторые характеристики, отражающие его качественную определенность.

Направленность общественного мнения отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положительно - отрицательно - безразлично», «за - против - не определился», «за - против - при условии». В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения.

Интенсивность общественного мнения является показателем его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен-абсолютно не согласен».

Стабильность общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.

Информационная насыщенность общественного мнения указывает на объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.

Социальная поддержка общественного мнения свидетельствует о степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принад¬лежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы.

Социально-психологические основы управления общественным мнением.

Управление общественным мнением включает в свое содержание его изучение и процесс формирования. Общественное мнение постоянно находится в поле зрения специалистов сферы паблик рилейшнз. В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации. В случае необходимости они могут прибегать к услугам коммерческих организаций, проводящих социологические исследования.

Вместе с тем каждый специалист по связям с общественностью должен обладать знанием основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умением интерпретировать разного рода статистические данные. Компетентность в технологиях изучения общественного мнения крайне необходимы пиарменам не только для самостоятельного выполнения такой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой разнообразными каналами.

В основе ориентации индивида лежат два вида ценностей: предрасположенность индивида и устойчивостью представлений об объекте.

Первый тип ценности объекта складывается благодаря заранее сформированной личностной предрасположенности индивида, на основе его собственного жиз¬ненного опыта. Другим источником ценности выступает устойчивость, обусловленная относительной ценностью объекта, придаваемой ему индивидом в результате сравнения данного объекта с другими объектами. Устойчивость ценности зависит от того, какие свойства объекта рассматриваются при сравнении или от того какие дополнительные объекты включены в операцию сравнения.

Коориентация предусматривает внутриличностные и межличностные аспекты коммуникативных действий. Внутриличностный аспект предполагает конгруэнцию (совпадение) точек зрения участвующих в коммуникативном процессе людей по какому–либо вопросу.

В межличностном аспекте коммуникации коориентация предполагает точность в понимании позиции друг друга по отношению к рассматриваемой проблеме. Кроме того, данный аспект предполагает согласие как степень разделения коммуникаторами одной и той же оценки по общей проблеме.

Индивидуальные ориентации, лежащие в основе установки, обусловливаются и формируются у каждого индивида, под влиянием ряда факторов, которые следует учитывать в процессе управления общественным мнением. К числу таких факторов относятся:

1. Личностные - физические и психологические особен¬ности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус.

2. Культурные - окружение и жизненный уклад конкрет¬ного района или географической местности, например, определенная страна, городская или сельская местность и пр. Кандидаты на выборные политические должности, разрабатывая свои программы, как правило, учитывают конкретные культурные особенности регионов, где они баллотируются.

3. Образовательные - уровень и качество образования ин¬дивида. Сегодня, чтобы привлечь внимание растущего числа людей, скажем, с высшим образованием, общение с такой общественностью становится все более дифференцированным.

4. Семейные - происхождение людей. Известно, что дети воспринимают вкусы, предубеждения, политические предпочтения и многое другое от своих родителей. Специалисты доказывают, что основные знания дети получают в течение первых семи лет жизни, и вряд ли кто-то станет оспаривать определяющую роль семьи в формиро¬вании установок человека.

5. Религиозные - система верований в бога или сверхъесте¬ственные силы. Религиозность возрождается постоянно. Например, по истечении многих десятилетий насаждения атеизма религиозные пристрастия в постсоциалистиче¬ских странах возобновились с новой силой.

6. Социально-классовые - положение в обществе. Вместе с изменением социального статуса людей меняются и их установки. Например, студенты вузов, которые не очень заботятся о том, чтобы заработать на жизнь во время учебы, резко меняют свои установки, попадая на рьнок труда.

Национальные, расовые - этническая или расовая принадлежность, происхождение человека все сильнее влияют на формирование его установок.

В процессе влияния на установки личности в контексте управления общественным мнением важно учитывать направленность установок. По этому признаку различают установки трех видов: положительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установки). Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, занимают нейтральную позицию. Пассивное большинство, остающееся нейтральным и индиффе¬рентным, политики называют «молчаливым большинством». Именно эта часть людей во многих случаях, особенно во время избирательных кампаний, составляет приоритетную группу общественности, на которую быстрее всего можно повлиять, умело и убедительно, обратившись к ней и тем самым обеспечить успех дела.

В основе понимания механизмов взаимодействия с людьми с различными установками в процессе формирования общественного мнения лежит теория когнитивного диссонанса, разработанная Л.Фестингером. В своих исследованиях он пришел к важному выводу, суть которого состоит в том, что индивиды не проявляют интереса к информации, полностью не отве¬чающей их собственной точке зрения или диссонирующей с ней, и, наоборот, склонны искать дополнительную информацию, соответствующую их собственным установкам или созвучную с ними. Действительно трудно изменить мнение человека, решительно выступающего против определенной проблемы. И, наоборот, легко добиться поддержки со стороны человека, откровенно отстаивающего проблему. Из теории когнитивного диссонанса следует, что легче всего повлиять в процессе формирования общественного мнения на людей с неопределенными установками.

Основным направлениям влияния на установки людей является мотивированная коммуникация. Иначе говоря, через систему мотивации личности можно добиться определенных целей в процессе формирования ее установок. В основе мотивации как совокупности мотивов, побуждающих к достижению цели, прежде всего, лежат потребности личности. В силу этого одной из классических моделей мотивации может служить иерархия потребностей А.Маслоу

Согласно Маслоу, существует пятиуровневая иерархия потребностей:

    К самому низкому уровню относятся физиологические потребности: пища, вода, дыхание, сон, физические движения, отдых и секс.

    Второй уровень составляют экзистенциальные потребности: потребность в безопасности своего существования, в защите, комфорте, покое и стабильности условий жизнедеятнльности.

    Третий уровень составляют социальные потребности: привязанность, любовь и преданность, принадлежность к группе.

    Четвертый уровень - потребности престижа: призна¬ние, доверие и лидерство, возможности, компетентность и влияние, разум и успех.

    Высший уровень - потребности в самовыражении или, проще, потребность стать тем, кем способен стать. Самовыражение включает самореализацию и достижение целей благодаря творчеству.

Эти пять уровней составляют основу мотивационных факторов любого человека или группы общественности, которые могут использоваться в процессе управления установками.

Изменение установки людей предполагает не только мотивацию, но и соблюдение определенных правил.

В процессе формирования общественного мнения важно учитывать не только психологические закономерности, но и современные технологии воздействия на общественное сознание, которые возникают в информационном обществе. Такие технологии сегодня получили название метатехнологий. Метатехнологии становятся неотъемлемой частью информационного общества, базу которого составляют современные информационные технологии, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций. В на-стоящее время обе эти составляющие включает всемирная компьютерная сеть интернет.

Таковы некоторые проблемы управления общественным мнением в профессиональной деятельности специалиста PR. Опираясь на социально-психологические и другие закономерности формирования общественного мнения, специалисты паблик рилейшнз разрабатывают программы, ищут методы и средства внимательного изучения общественного мнения различных групп общественности.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации