Разница между мужским и женским мировоззрением. Существует ли женщина? »: деконструкция женской субъективности и телесности в философии постмодерна

Образование

В сфере сексуальных отношений можно выделить три принципиальные философские позиции, которые определяют положение и характер взаимодействия полов, что, в свою очередь, придает одному и тому же явлению - а именно сексу - совершенно различный смысл. Concepture публикует статью об этих позициях.

Позиция №1: Женщина - всегда жертва.

Эту точку зрения разделял Жан-Поль Сартр, известный не только тем, что написал «Бытие и Ничто», но и тем, что спал со своими студентками. «Женщина изначально находится в положении пассивной жертвы, которой овладевает мужчина, пронзая ее своим фаллосом» - считал Сартр. И в пользу его воззрений служила традиционная мифологическая символика, обозначавшая мужской детородный орган как копье Ареса, ну и чисто биологическая эмпирика: фрикции-то совершает именно мужчина. То есть, он является активно действующим лицом, в то время как женщина просто лежит раздвинув ноги в ожидании половой атаки. Только не подумайте, что Сартр был закосневшим женоненавистником. Наоборот, он крайне сочувствовал женщинам, полагая, что такой онтологический статус перманентной жертвы в постели накладывает травматический отпечаток на всю жизнь. Если переводить соображения Сартра о межполовых отношениях на язык простых глаголов, можно сказать, что «мужчина берёт», а «женщина даёт». Такое представление широко распространено среди обывателей, феминисток и мачо. Однако не будем торопиться с выводами относительно истинности этой позиции и рассмотрим другие две.

Позиция №2: Мужчина - истинная жертва, которой женщина внушила мысль, что он охотник.

Так считает Евгений Всеволодович Головин, большой специалист по различным мифологиям. Подробно он разбирает этот вопрос в своих эссе, посвященных феноменам женщины и женского. Эти эссе можно найти в сборниках «Мифомания» и «Приближение к Снежной Королеве». Вкратце взгляды Головина можно сформулировать так: женщины - это представительницы земной стихии, тяготеющей к хаосу. Они олицетворяют сугубо природное естество, которому чужды нравственность и мораль. Женщины жестоки, как жестока сама природа. Они не ведают милосердия, сочувствия, сострадания и живут исключительно в соответствии с природным принципом: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Например, если мужчина хочет получить потомство, он должен отдать свою жизнь. Существовали древние культы Гестии, жрицы которых после ритуального совокупления пожирали оплодотворивших их мужчин, подобно самке богомола или черной вдовы. Такое странное отношение к любовникам было обусловлено полным соответствтием природе, которая прежде чем давать новую жизнь, всегда пожирала старую. Например, земля прежде чем дать новые всходы, поглощала сгнившие остатки.

«Некто молвил:
- Я знаю форму Разума и форму Женщины.
Когда его спросили, каковы эти формы, он ответил:
- Разум имеет четыре угла и не будет двигаться даже в случае смертельной опасности. Женщина же кругла. О ней можно сказать также, что она не ведает различия между добром и злом, между хорошим и плохим, и может закатиться куда угодно»

(Хагакурэ)

При этом Головин считает женское начало вполне себе самодостаточным, даже не особо нуждающимся в мужском семени и способным размножаться посредством партеногенеза. Logos spermatikos или, если угодно, небесная сперма Урана, бога неба, нужна Гее, богине земли, лишь для того, чтобы ее детища получились более одухотворенными, но рожать она их может и без него. Вспомним греческую мифологию: все, кого Гея рожала без Урана, были монстрами и чудовищами, лишенными внутренней духовной красоты. Поэтому Головин считает женщин носителями исключительно материального низменного начала, грубого, невежественного и неотесанного, нагло высасывающего мужское семя в своих корыстных интересах. Важно понимать, что жестокость женщины - это не садизм, а природная необходимость, согласно которой сильный пожирает слабого, а женщина порабощает мужчину.

Воззрения Головина можно было бы счесть результатом какой-то личной обиды со стороны женщин, если бы не одно "но". Они подтверждаются историческими исследованиями, указывающими на то, что первичной формой организации первобытного общества был матриархат. Само возникновение культуры Головин рассматривает как результат бунта мужчин против женщин, их свержения и подчинения за счет таких чисто мужских феноменов, как политика, наука, спорт и т.д.

«Вся человеческая история есть не что иное как война полов, и величайшая победа женщин заключалась в том, что они притворились проигравшими»

(Плутарх)

Однако и здесь женщины одержали верх. Формально они заняли подчиненное положение, но это не лишило их фактической власти. Просто из королев и цариц они превратились в серых кардиналов, управляющих социальными процессами из-за спины мужчин. И действительно, если внимательно присмотреться к истории, выяснится, что зачастую причиной тех или иных войн были женщины. Именно женщины плели закулисные интриги мировой политики, именно женщины вдохновляли мужчин на создание бессмертных поэм и полезных изобретений. То есть, в сущности подчиненное положение мужчин не изменилось.

Раньше они по-рабски прислуживали, теперь они по-джентльменски «ухаживают». И последнее слово все также остается за женщиной. Именно она решает, чье «ухаживание» (прислуживание) принять, а чье отвергнуть. Именно она вертит мужчиной, как того пожелает ее загадочная и непостижимая природа. А природа ее есть чистая воля к власти, установление господства над «образинами с членами». Поэтому и в сексуальных отношениях доминирует именно женщина. Женщина не «дает», а берет. Забирает у мужчины его силы, энергию, его семя, после чего покидает «обессиленного» мужчину, возвращаясь к своим более важным делам. Женщина накапливает жизненную энергию, и потому беременность ее омолаживает. Активная половая жизнь женщине только на пользу. Мужчины же наоборот быстро изнашиваются и дряхлеют.

«Сколько мужчин, презирая свое рабство, вновь и вновь твердят: что в ней особенного? Жалкое существо из плоти и крови, анатомически сходное с другими млекопитающими, умственно сходное с бурундуком. Но вот она раздевается, дыхание перехватывает, сердце замирает…»

(Евгений Головин)

Существует такая средневековая пословица: «После соития животное всегда грустит». Надо добавить, что грустит животное именно мужского пола, и по всей видимости оттого, что им попользовались, а после отшвырнули за ненадобностью.

Власть женщины над мужчиной - это не миф, а реальность. Причем это власть не только сексуальная, но и психоэмоциональная, и даже ментальная. Женщина всегда добивается от мужчины того, чего хочет, прибегая к любым способам и средствам.

Позиция №3: Отношения между мужчиной и женщиной - это равноправный танец энергий.

Такого понимания придерживается Ошо. Он пишет: «В любви другой человек становится зеркалом, в котором вы находите свое истинное лицо». Это касается как мужчины, так и женщины. Ошо оправдывает качества обоих сторон - «Половине мира - внешнему, объективному миру - требуется разумный подход. Как только дело касается внешнего мира, есть большая вероятность, что прав - мужчина. Но если речь идет о внутреннем мире, то вероятнее всего, права окажется женщина, потому что там - рассудок не нужен. Поэтому, если вы собираетесь купить машину, послушайте мужчину, а если вы решили выбрать церковь, послушайте женщину». Ошо выступает в роли классического диалектика, снимая конфликтность межполовых отношений утверждением, что «природа существует через противоположности».

Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с самим собой…

В партнерских отношениях мы часто хотим достичь того, что нам не удалось в любви к своим родителям.
Но этого не будет, если сначала не заструится поток любви к родителям.
Берт Хеллингер

Быть женщиной - значит научиться быть "последователем", а не "рулевым".

Лучшее что может сделать женщина для мужчины – принять его таким, какой он есть, независимо от его достижений. Ему важно чувствовать, что его все равно любят. Энергия безусловной любви матери и жены дает внутреннюю опору. Так вырастает из мальчика – лидер, из неуверенного мужа – мужчина. Именно женщина дает энергию обрести силу.
.

Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

Притча об идеальных женщине и мужчине.
Жил один мужчина, избегавший уз брака всю жизнь, и когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его:
- Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его - ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит.
Старик ответил:
- Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь.
- Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых - женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину?
Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил:
- Нет, одну я все-таки нашел.
Спрашивающий был в полном недоумении.
- Тогда что же произошло, почему вы не поженились?
И старик ответил:
- Та женщина искала идеального мужчину...

Однажды, на прием к психотерапевту пришла молодая женщина лет 30 и сказала: «Я хочу выйти замуж, но только за миллионера. Он мне поможет привести себя в порядок – сделать пластическую операцию, выучится на дизайнера и воспитать моих детей…». Это было амбициозное заявление, психотерапевт тут же уточнила: «А как ты будешь его привлекать, чтобы хотя бы познакомиться?». Она посмотрела с удивлением: «Пусть сам со мной знакомиться…(а потом добавила после паузы)…Ну….не знаю…я ему готовить буду, ведь ресторанная пища ему надоела…». «Зачем, ведь у него есть повар?» Клиентка призадумалась. Она думала о себе, о решении своих проблем, как и старик из притчи, но никак не об интересах своей второй половинки. А, тем не менее, отношения – это целая наука, это интересы двух сторон.

Видеоролик о предназначении, о конфликтах в семье, о стадиях любви, о том, почему женщина не может выйти замуж, почему мужчина в 38 лет никак не может жениться, о деньгах и о том, какой бизнес процветает, о женской и мужской ответственности. И еще много мудрого о жизни.

И снова цитаты:
Верность – это сила, которая держит отношения. Мужчина, если он не видит в глазах женщины верность, он не может строить с ней отношения. Он не может приносить ей зарплату, потому что для него зарплата – это жизнь. Он отдает свою жизненную энергию той женщине, Которая ему верна. Верность означает: вот это мой единственный человек, с которым я связала свою жизнь, других мне не надо.
Олег Торсунов.

Влечение душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь.

Мужчина несет в семью благосостояние, активность, защиту, а женщина - настроение и теплую атмосферу.

Любовь Мужчины - лучший рецепт молодости и красоты Женщины…
А Любовь Женщины - лучший рецепт силы и успешности Мужчины.

Реальная близость возникает только тогда, когда вы становитесь полностью открытыми. Мы все скрываем тысячу и одну вещь не только от других, но и от самих себя.
И если вы готовы к близости, другой человек благодаря вашей смелости тоже решится на ответную близость. Ваши простота и доверие позволят и ему насладится своей простотой, невинностью, доверием и любовью.
Если вы начинаете осознавать, что боитесь близости, это может стать для вас моментом истины, стать революцией. Тогда вы начинаете отбрасывать все то, чего раньше стыдились, и принимаете свою природу такой, какая она есть.
Говорите только то, о чем вы думаете. Эта жизнь так коротка, и вы не должны тратить ее понапрасну, думая о всякого рода последствиях.
На этой земле жили миллионы людей, но кто помнит их имена? Вы здесь всего лишь на несколько дней, и они даны вам не для того, чтобы вы тратили их, живя в лицемерии и страхе.
Вы можете прожить всю свою жизнь, веря только в то, что о вас говорят, завися от чужих мнений. Мы всегда боимся-что о нас подумают другие? Когда о вас думают плохо, когда вас начинают осуждать, вы тоже начинаете осуждать самих себя.
Не учите других, не старайтесь их изменить.
Быть истинным - значит быть правдивым по отношению к себе. Это очень-очень опасно, и люди достигают этого очень редко, но когда вы достигаете этого, вы достигаете всего-вы достигаете такой красоты, такого благородства, о котором вы не могли и мечтать.
Ошо.

Косметика, красивая одежда, украшения, танцы, комплименты, массаж, цветы и сладкая пища улучшают состояние гормональной системы женщины. Ей нельзя это запрещать. Это ее здоровье.

Мужчина, это тот кто действует, а женщина это та, кто даёт силы или забирает силы, действовать. Женщина это среда, которая или катализирует деятельность, или наоборот сжигает ее.

Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными.
Женщины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют, что о них заботятся.

Согласно ведическому знанию человек должен уменьшить свои ожидания от близких и увеличить выполнение своих обязанностей.
Насколько он будет способен это сделать, настолько он будет счастлив в семейной жизни.

Мужчины не решаются строить отношения, не берут ответственность за женщину, потому что боятся, что у них недостаточный материальный уровень. Но на самом деле женщине не нужна материальная помощь. Ее негативная судьба не приходит через то, что лишает ее денег или признания в обществе, а через глубокое чувство изолированности. Самое страшное из проявлений, как говорят Веды, тяжелой судьбы женщины - это ее ощущение: "Несмотря на то, что вокруг меня тысячи людей, я чувствую себя ужасно одинокой, изолированной". Самая большая помощь, которую можно ей оказать мужчине - это просто быть рядом, чтобы смягчить это ощущение.
.

Семья - это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые...

Гражданский брак – это, вроде бы дается возможность очень большие права людям – возможность жить, не расписываясь, очень удобно, да? Но, кто страдает от такого брака? Никто не думает об этом. Страдает женщина, потому что гражданский брак мужчину ничем не обязывает, если он уходит, женщина остается с ребенком. Она начинает страдать, потому что ей надо себя содержать и своего ребенка, а женское тело не предназначено для того, чтобы очень много работать и деньги добывать. Оно предназначено совсем для других целей.В результате, женщина испытывает огромные трудности. Таким образом, гражданский брак – это не достижение человечества!

Берегите друг друга, сейчас такое время, что очень сложно найти что-то действительно стоящее, настоящее! A мы из-за своей глупой гордости при малейшей ошибки, сразу же отказываемся от своего счастья...

Уважение мужчины к женщине - это принятие ответственности за нее и забота. Необходимо признать, что жена - самое хрупкое, нежное и важное существо во Вселенной - и в током настроении с ней общаться. Мужчине это очень сложно, потому что больше всего от женщины он хочет с e к c a.

Верность женщины красива тогда, когда она направлена на человека, который хоть сколько-то это ценит. А не на того, который всем своим видом показывает: "Ну, хочешь быть верной, давай, будь верной".
Поэтому у женщины вера связана с качеством верности. Если она слишком верит мужчине, она может стать наивной дурочкой. Если она совсем не верит мужчинам, она станет умной и одинокой. Вот два варианта: наивной и с разбитым сердцем или умной и одинокой.
Поэтому женщине важно выбрать достойного мужчину, чтобы не впадать в эти две крайности. И никогда не нести "досрочную верность" тому мужчине, который находится еще на стадии неопределенности, в то время как женщина уже придумала себе в голове, что он ее муж.

Девушкам надо знать, что именно серьезные молодые люди, которые ведут себя более сдержанно и есть настоящие мужья.

У мужчины на лбу написано, как к нему относиться. И пишет это жена.
- Что нужно сделать женщине, чтобы мужчина добился всего?
- Уважать своего мужчину.

Уважать женщине мужчину - это признавать его мнение. Если женщина соглашается с мнением мужчины, признает его, он готов сделать для нее все, что она захочет. А если она хочет показать, что она лучше, важнее и умнее, - то мира в семье не будет.

Женщине очень полезно на листок записывать положительные качества мужа - и постоянно список пополнять. Лучше даже в большую общую тетрадь:)

Почему в начале отношений человек воспринимается по одному, а через несколько лет, совсем по другому? Человека нужно воспринимать таким, как Вы к нему относились в начале отношений и понимать, что все остальное, это просто испытания, которые нужно преодолеть.

Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона.

Согласно Ведическому знанию, самая основная проблема в семейных отношениях, это незнание своих обязанностей. Как ни странно, многие люди считают, что обязанности в семье создают сами люди, которые живут в семье, т.е. я сам решаю, что должна делать женщина, что должен делать мужчина, и в результате этого происходят большие проблемы.

В Ведах говорится, что ум и разум бегут оттуда, где есть насилие. Когда сказано просто, человек принимает. Когда сказано с давлением, человек не может принять.

Мужчина отвечает за внешнюю жизнь семьи, за ее достаток, за ее отношение в обществе, за то, как будут жить дети в семье, как они будут воспитаны, за то, как семья прогрессирует в духовной жизни – за это отвечает муж. Жена отвечает за внутреннюю жизнь семьи. И, если женщина это не понимает, то никаких шансов у ней иметь счастливую семейную жизнь нет. Потому, что в женском теле существует преимущество одно – ум женщины, чувства женщины в шесть раз сильнее мужских. Поэтому женщина создает атмосферу в семье, которая действует по всем направлениям.

Сила женщины в ее слабости. В мужчине на уровне инстинкта заложено защищать слабого. Когда женщина начинает бороться с мужчиной (например, обвинениями, претензиями), тогда мужчина перестаёт чувствовать, что её нужно защищать и заботиться о ней.

Индусы говорят, что для каждого мужчины своя женя - самая красивая. Но если мужчина не заботится, тонкая природа женщины не раскрывается. Женщина живет, как закрытый цветок.

Люди, которые не обладают знанием о том, как правильно поступать, чаще всего делают прямо противоположные вещи. Они пытаются изменить своих родственников и, согласно Ведическому знанию, эта идея сама и такие поступки еще больше усугубляют проблемы в семейных отношениях, что ведет к полной деградации этих отношений.

Кокетство с не своим мужем - вид измены.

Если человек действительно изучает духовные знания, он знает, что не бывает дружбы между мужчиной и женщиной, а значит, эта дружба – не просто дружба, и дальше все пойдет по известной схеме. Те кто этого всего не понимают находятся под влиянием первого врага человека – вожделения.

Разум женщины - пушинка, он часто меняет свое мнение. У мужчины разум - паровоз. Его сложно двинуть, но если сдвинешь, то сложно остановить. И двинуть его можно только Любовью.

Жена - чистота мужа, муж - решимость жены.

Только внешне женщина слаба, но все силы в семью идут через женщину.

Если женщина слишком скупа - то мужчина не хочет работать, и тогда она сама начинает много работать.

Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, заботиться о ней, заботиться, выполнять обязанности, – это тоже обязанность, – вся гормональная система женщины силой ее спокойного ума начинает действовать так, что она вдруг становится потрясающе красивой именно для этого мужчины.

Если взять и глазами Святого посмотреть на скандал: Два человека ругаются, обзывают друг друга, начинают драться... Он видит, что один человек мучается и другой мучается, и они друг другу пытаются объяснить, что им больно...

Про женские аскезы.
Женская аскеза направлена на формирование характера, мужская связана с лишениями. Женщина не должна голодать, слишком рано вставать, водой холодной обливаться. Но женщины в основном это делают, потому что это проще для них. Но такие аскезы, мужские, огрубляют женское сердце.
Женские аскезы – это стирать с любовью, не просто стирать, а с любовью; не просто готовить, а с любовью, бескорыстно, не жадничать. Учиться благословлять: муж пошел на работу – благословить его: чтобы у тебя все хорошо было… Ребенок пошел гулять – то же самое. Женские аскезы связаны с женской жизнью: любить, заботиться, кормить голодных… Жертвовать, отдавать что-то из дому.
Женские аскезы очищают семью. Тогда женщина становится счастливой в жизни.

Верная жена становится лучшим другом для мужа, если этого нет, тогда в доме нет процветания, бедность.
Если вы относитесь к любимому как к самому лучшему, он будет хорошо к вам относится и в дом придет достаток.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Абсолютное условие любви - это открытость; в идеале - взаимная, но порой - открытость со стороны одного любящего человека такая, что её хватает на двоих. Но открытость нам бывает страшна. Открыться значит стать уязвимым; открыться значит зависеть в своей радости и в своей боли от другого человека. А это сделать можно,только если в нас хватает веры в другого человека. ...

Однажды, один очень хороший человек рассказывал мне о любви… Он сравнивал сердце со скотчем, обычным клейким скотчем… Он сказал очень мудрую вещь, объяснив очень просто…
«Наше сердце, как скотч. Вот оторвали кусочек и приклеили на стену… Отклеили от стены и приклеили к шкафу, но он уже плохо клеится…Отклеили от шкафа и приклеили к подоконнику и все… клейкость пропала… скотч еле держится на подоконнике и его клейкости не хватит на то, чтобы приклеить действительно нужную вещь… Так же и сердце… Отдаешь одному, другому, третьему, а когда встречаешь того самого, единственного и самого лучшего – клейкости нет, нет огня, нет той былой нежности... и тогда уже поздно задумываться.»

Притча:

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою
судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две
дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Это моё решение, и я это сделаю.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

Я хочу жениться именно на ней.

Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём
корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него
жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит:
сидит его друг, вокруг детишки бегают.

Как живёшь?

Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

Вот, познакомься. Это моя жена.

Как? Ты что женился ещё раз?

Нет, это всё та же женщина.

Но как это произошло, что она так изменилась?

А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

Отношение философов к женщинам в наше время заслуженно переосмысливается. И на то у них вроде как были основания. Например, «философ пессимизма» Артур Шопенгауэр питал невероятную ненависть к женскому полу и винил его во всех бедах человечества из-за того, как он относился к любви. То ли женщины вместе с обществом стали другими, то ли философам очень не везло — решать вам. Мы же публикуем мысли западных философов о женщинах и разнице полов. В заголовке, кстати, мысль Эразма Роттердамского, изложенная от лица Глупости.

Эразм Роттердамский, Нидерланды, 1469 — 1536

Эразм был внебрачным сыном священника. Отец так сильно любил свою избранницу, что, даже несмотря на протесты родителей, остался с ней. Знаменитый гуманист был очень желанным ребёнком, но, увы, незаконным.

В 13 лет Эразм остался без родителей. Оставшись сиротой, мальчик вырос трусоватым и робким. А когда он понял, что светская карьера с таким бэкграундом ему не светит, ушёл в монастырь. За свою жизнь очень много путешествовал: рано покинул Голландию, жил во Франции, Англии и в разных частях Италии.


Самая знаменитая работа Эразма — это философская сатира «Похвала глупости». В ней легко и с юмором высмеивается мир с точки зрения глупости.



Эразм Роттердамский. Портрет кисти Гольбейна из собрания замка Лонгфорд

«Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить несколько лишних капелек разума, необходимых для поддержания мужского достоинства; по этому случаю мужчина обратился ко мне за наставлением — как, впрочем, он поступает всегда, — и я тотчас же подала ему достойный совет: сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума. <…> Если женщина даже захочет прослыть умной — как она ни бейся, окажется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, — ибо всякий врожденный порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиною добродетели. Правильно говорит греческая пословица: обезьяна всегда остается обезьяной, если даже облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, какую бы маску она на себя ни нацепила. И все же я не считаю женщин настолько глупыми, чтобы обидеться на мои слова, ибо я сама женщина и имя мое — Глупость».

Артур Шопенгауэр, Германия, 1788 — 1860

«Философ пессимизма» прославился афористическим стилем письма. Прозвище получил за то, что считал наш мир «наихудшим из возможных миров». Естественно, был мизантропом, мистиком и тяготел к романтизму. Ценил идеи буддизма. Критиковал современников Гегеля и Фихте. Действительно, сложно найти двух столь противоположных хотя бы по стилю письма людей как Гегель и Шопенгауэр. Да и отношение к женщинам у них всё же разное. Последний был ярым женоненавистником.


Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса.



Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

«Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении».

«С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом. И действительно, женщины не имеют ни восприимчивости, ни истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии, ни к образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться».

«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина — с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный».

«Женщины уже потому склонны (приспособлены) к пестованию и воспитанию нашего первого детства, что они сами ребячливы, вздорны и близоруки, одним словом, всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек».

«Отнюдь не следует пренебрегать обычаем древних германцев — в затруднительных обстоятельствах призывать на совещание также и женщин, ибо способ воспринятия ими вещей совершенно отличен от нашего, особенно тем, что он имеет свойство подмечать кратчайший путь к цели и вообще всё близлежащее, что мы, смотря вдаль, большею частью упускаем из виду именно потому, что оно лежит у нас под носом».


Презирая иудаизм, Шопенгауэр тем не менее высоко ценил сказание о грехопадении и называл его «блестящим пунктом». Ветхозаветные строки оказались близки воззрениям философа на половую любовь. По Шопенгауэру, в этом явление просвечивает метафизическая основа жизни. Любовь есть неудержимый инстинкт, могучее стихийное влечение к продолжению рода. Влюблённый не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа, а между тем всё это «военная хитрость» гения рода, в руках которого любящий является слепым орудием, игрушкой.

Привлекательность одного существа в глазах другого имеет в основе своей благоприятные данные для произведения на свет хорошего потомства. Когда природой эта цель достигнута, иллюзия мгновенно рассеивается. Такой взгляд на любовь между полами, естественно, делает женщину главной виновницей зла в мире, ибо через неё происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни. Природа, создавая женщину, прибегла к тому, что на театральном жаргоне называется «трескучим эффектом».

Аристотель, Древняя Греция, 384−322 до н. э.

Большинству Аристотель известен как учитель Александра, спасибо известному фильму. Меж тем важность этого человека для всей западной философии переоценить сложно. Он был первым, кто создал всестороннюю систему философии. Она охватила все сферы жизни людей: социологию, политику, физику и логику. Понятийные аппараты аристотелевских формальной логики и поэтики до сих пор в ходу у учёных.



Аристотель

Можно сказать, что отношение к женщинам у Аристотеля сугубо прагматическое. Оно выводится из его политической философии («Политика »). О ней мы ранее писали.

«То же и мужчина по отношению к женщине: первый по природе своей выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находиться в подчинении».

«Рабу вообще не свойственна способность решать, женщине она свойственна, но лишена действенности, ребенку также свойственна, но находится в неразвитом состоянии».

«Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина».


«Но женщина и раб, но природе своей дна различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих. У варваров женщина и раб; занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение paбa и рабыни. Поэтому и говорит поэт: «Прилично властвовать над варварами грекам»; варвар и раб по природе своей понятия тожественные».

Иммануил Кант, Германия, 1724−1804

Повлиявший на всю последующую философскую мысль человек родился, вырос и умер в Кёнигсберге (нынешний Калининград). Иммануил Кант был не из богатой семьи. Его отец был ремесленником, поэтому, когда он умер, Канту пришлось бросить университет и заняться домашним обучением, чтобы прокормить оставшихся членов семьи.

Кант пережил всех своих друзей, несмотря на то, что был слаб здоровьем. Всё благодаря жёсткому распорядку дня, ставшему притчей во языцех даже среди немцев. Например, каждый день Кант выходил на прогулку в одно и то же время и шёл с определённой скоростью (а если проходил какой-то участок пути быстрее, то останавливался на пару минут). Как-то раз он не вышел на прогулку, чем сильно удивил соседей. Всё дело в том, что ему принесли новый труд Руссо и Кант не мог перестать читать.


Иммануил Кант

Он разработал гипотезу, согласно которой Солнечная система образовалась из туманности; изучал роль приливов и отливов; наметил план генеалогической классификации животного мира; пытался понять, насколько возможно получить чистое, неэмпирическое знание. Был антисемитом. Женат не был, поскольку вначале на это не было денег, а после — желания, однако женское общество очень любил и в свете считался хорошим собеседником. Его исследовательские философские работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» до сих пор не потеряли своей актуальности.


«Женщину мало смущает то, что у нее нет некоторых высоких понятий, что она пуглива и не предназначена для важных дел; она прекрасна и пленяет — этого достаточно».

Кант о мужчинах и женщинах

«Женщина хочет повелевать, мужчина хочет подчиняться (главным образом до брака). Отсюда галантность старого рыцарства. — Женщина рано приобретает уверенность, что она может нравиться. Молодой человек всегда боится, что может не понравиться, и поэтому смущается (бывает застенчивым) в женском обществе. — Сдерживать назойливость мужчин почтением, которое женщина внушает, и право требовать к себе уважения, даже не имея никаких заслуг, — эту гордость и это право женщина отстаивает, исходя уже из одного лишь законного права своего пола. — Женщина всегда отказывающая сторона, мужчина — домогающаяся; если она покоряется, то это знак благосклонности. — Природа желает, чтобы женщину искали, и поэтому женщина в своем выборе (по своему вкусу) не должна быть такой разборчивой, как мужчина, которого природа создала более грубым и который нравится женщине уже тогда, когда он обнаруживает лишь физическую силу и способность защищать ее; ведь если бы она к красоте мужской фигуры испытывала отвращение и, влюбляясь, была разборчива, то домогающейся стороной оказалась бы она, а он — отказывающей; а это унизило бы ее даже в глазах мужчины. — В любви она должна казаться холодной, а мужчина — пылким. Не слушаться призыва любви не к лицу мужчине, а легко поддаваться этому призыву позорно для женщины. — Желание женщины распространить свои чары на всех светских мужчин — это кокетство; стремление казаться влюбленным во всех женщин — это ухаживание; и то и другое может быть лишь жеманством, ставшим модой, без всяких серьезных последствий».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Германия, 1770−1831

Гегель родился в немецком Штутгарте в семье финансового чиновника. В университете изучал богословие, с друзьями состоял в кружке, восхищавшемся Французской революцией. В последующие годы отмечал день взятия Бастилии. Какое-то время работал домашним учителем, но благодаря наследству избежал участи тьютора на всю жизнь. В 1801-м году принялся за преподавание и читал свои лекции в Йенском и Берлинском университетах. После женился и в спокойствии брака написал свое важнейшее произведение «Наука логики».



Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Гегель, в отличие от Канта, не отказался от метафизики. Он считал, что наша Вселенная рациональна, логична и постижима при помощи разума. Идеальное государство же в понимании Гегеля — это торжество нравственной идеи, и строй государства создан духом, потому божественное в нем врастает в действительное.


«Касаясь отношения между мужчиной и женщиной, следует заметить, что девушка, отдаваясь, жертвует своей честью. К мужчине же, поскольку он имеет еще другую сферу нравственной деятельности, это не относится. Назначение девушки состоит существенно лишь в браке; следовательно, требование состоит в том, чтобы любовь обрела форму брака и чтобы различные моменты, заключающиеся в любви, получили свое истинно разумное отношение друг к другу».

«Отношения мужа и жены есть непосредственное познавание себя одного сознания в другом и познавание взаимной признанности. Так как это отношение есть природное познавание друг друга, а не нравственное, то оно есть лишь представление и образ духа, а не сам действительный дух. Но представление или образ имеет свою действительность в ином, чем это отношение; вот почему это отношение имеет свою действительность не в себе самом, а в ребенке — в «ином», становление которого оно есть и в котором оно само исчезает; и эта смена следующих одно за другим поколений получает свое постоянство в народе. Благоговение мужа и жены друг перед другом, стало быть, смешано с природным взаимоотношением и с чувством, и самому их отношению не присуще возвращение в себя».

Шутливо говорят, что у мужчин и женщин есть только одно отличие: мужчины берегут то, что между ног, а женщины то, что между рук. Это, конечно, так, но есть еще много других, не менее интересных отличий. Например, женская и мужская логика. Женщины называют железной. А мужчины утверждают, что логика у женщин отсутствует в принципе.

ru.fotolia.com

Мозг мужчины и женщины работает по-разному

Этому есть научное подтверждение. Мозг мужчины и мозг женщины работает по-разному. Женский разум фрагментарный, нелогичный и все-таки приходящий к единому результату. Мужской - монолитный, однонаправленный, с сюжетной логикой. Так устроила природа, и спорить с этим бессмысленно.

Президент Гарвардского университета Лоуренс Саммерс на одной крупной международной конференции резюмировал: «Женщины не могут достичь больших успехов в математике и естественных науках не из-за социального неравенства, а из-за генетического отличия от мужчин». Рассерженные дамы из научной среды восприняли его слова буквально: «Нас считают дурами!» и демонстративно покинули зал. Но Саммерс не хотел никого обидеть. Дело в том, что он не совсем удачно озвучил результаты последних исследований, которые свидетельствовали: мужской и женский мозг отличны друг от друга.

Ученые провели следующий опыт: участники разного пола перемещались по улицам виртуального города, созданного на компьютере. Для того, чтобы добраться до нужного места, мужчины в среднем использовали 2 минуты и 22 секунды, а женщины - 3 минуты 16 секунд. В чем причины столь явного отличия? Ученые считают, что женщины мыслят в основном лобными долями мозга. А эти доли отвечают в основном за интуицию и эмоции, а не за логику. Мужчины же, работая над какой-либо проблемой, используют всю свою мозговую аналитику плюс к этому активнее, чем женщины, включают зоны мозга, отвечающие за обработку зрительной информации. Женщина мыслит всегда «между», у нее нет логически выверенных цепочек.

Она берет одно, отталкивается от него, внутри ее мозга что-то пролетает как импульс, и на выходе мы получаем совершенно невероятное сообщение. Это называют женской интуицией, хотя на самом деле это нормальная обычная работа женского мозга. Окружающим кажется, что женщина обманывает или заблуждается, но на самом деле это не так, просто внутри себя она проживает целый мир ощущений, жизней и образов.

Таким образом, секрет женского разума в том, что женщина не бывает однополярной: введя в себя одну частоту, она выведет абсолютно другую. Мужчина же прямолинеен: в него что «вошло», то и «вышло». Мужской разум логичен на входе и на выходе.

Различие в словарных запасах

Кроме логики, у мужчин и женщин словарный в разных диапазонах находится их словарный запас. Мужчина, как существо, запрограммированное в основном на действия, реагирует на глаголы и абсолютно не чувствителен к прилагательным. А женщина, наоборот, слышит только прилагательные, ей нечем воспринимать глаголы. К примеру, подходит жена к мужу и говорит: «Мой дорогой, мой милый, мой любимый». Он же слышит только ее голос, который звучит как ручеек. Мужчина эти эпитеты не воспринимает, они не входят в его сознание, проходят мимо. Но тогда женщина подает команду действовать: «Иди и действуй, иди и смотри, сделай для меня», мужчина слышит приказ и идет действовать.

Мужчине и в любви легче объясняться глаголами. Он говорит: «Люби меня, действуй, властвуй надо мной, накрывай и т. д.» А женщина растерянно просит: «Назови меня милая, замечательная…» Для нее главное - эмоциональный охват, для него - действие. Грубо говоря, у мужчин в мозге одна прямая линия, у женщин - две кривые. Мужскую логику можно представит как прочный остров, а женщина в это время обвивает этот остров зыбучими песками и этим расшатывает его. Дамы привыкли к ласке языка словами, к песням, к длинным словам. Мужчина же любит речитатив, короткие слова, обрывистые фразы. Женщины сами представляют собой любовь, они более сердечны, заботливы, трепетны. Единственное, в чем схожи оба пола, так это в существительных, но женские слова все равно состоят из большого количества букв. Вот вам и понимание различия!

Кто важнее?

Нужно сказать, что человечество тратит много времени на отношения между мужчиной и женщиной, пытаясь примириться друг с другом или же отделиться друг от друга. Женщина по своей природе всегда жаждет быть защищенной мужчиной. Мужчина же всегда рвется на свободу, и даже узы любви кажутся ему цепями, даже несмотря на то, что Он любит Ее (а если точнее, то себя в Ней). Но чем более развит и образован мужчина, тем более глубоко он постигает любовь. А женщина, входя в мужской мир, начинает вынужденно бороться, и нередко от этого ее любовь начинает иссякать.

И начинают М и Ж бесконечную примерку - кто важнее. Забывая, что мужчина умеет смотреть, женщина - слушать. В результате один никогда не слышит, вторая - не видит. Задача мужчины и женщины - шагнуть навстречу друг другу, не разорвать себя на части, пройти сквозь друг друга и познать противоположную «цивилизацию», не нарушая ее течения. Именно так образуются самые счастливые семьи, которые могут долго-долго познавать друг друга, не разрушая ни себя, ни того, кто рядом, ни собственных детей.

Конечно, это далеко не все аспекты в различии мировоззрения мужчин и женщин, но суть в любом случае ясна - каждому из нас следует оставаться на своих предназначенных природой ролях, не претендуя на место друг друга, и оставаться с открытыми глазами и ушами в ежедневном диалоге.

Может быть, в твоей жизни была история, когда тебе пришлось быть той, что «коня на скаку остановит», выполнять мужскую роль? Расскажи нам, как тебе удалось вернуться на свою женскую позицию.

Введение

В человеческой природе, как и в человеческом существовании, нет ничего заведомо заданного, предопределенного - нет никакой «сущности». «Существование предшествует сущности». Сущность человека складывается из его поступков, она - результат всех совершенных им в жизни выборов, его способности к реализации своего «проекта» - им же предустановленных целей и средств, к «трансценденции» - конструированию целей и смыслов. А побудители его поступков - воля, стремление к свободе. Эти побудители сильнее всех законов, нравственных правил и предрассудков. Они же должны определять семейный уклад, отношения в любви. Наша объективная сущность предполагает существование другого. И наоборот, именно свобода другого служит обоснованием нашей сущности».

Симона де Бовуар попыталась выяснить для себя и объяснить читателю, что же такое этот «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» представляет собой попытку - и попытку удавшуюся - размежевания с марксистским подходом к «женскому вопросу». В центре ее внимания - не «женские массы» и их «коллективная борьба» за общее дело «пролетариата». В центре ее внимания женская личность или «ситуация» женщины в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными традициями. Симона де Бовуар рассматривает эту «ситуацию», используя понятиями свободы воли, автономии, самоосуществления через «проект». Она сосредоточивает свой анализ главным образом на теме межличностных отношений мужчины и женщины - отношений Одного и Другого, увиденных сквозь призму «подлинного бытия» - бытия субъекта, способного к трансценденции, то есть к полаганию смыслов и целей своей жизни, С этой точки зрения Симона де Бовуар перечитывает мифы и легенды о «тайне пола», «предназначении женщины», «загадке женской души». Для нее очевидно, что такой загадки не существует. В пылу полемики она формулирует свой знаменитый афоризм: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Она доказывала, что физиологические различия между мужчиной и женщиной вовсе не предопределяют их экзистенциального различия - различия в качестве субъектов истории, когда один является господином, а другой - его рабом. Это разделение труда не задано умыслом, оно навязано вполне определенными социально-историческими условиями.

Симона де Бовуар подчеркивает, что поскольку именно мужская деятельность сформировала понятие человеческого существования как ценности, которая подняла эту деятельность над темными силами природы, покорила саму природу, а заодно и женщину, то мужчина в обыденном сознании предстает как творец, создатель, субъект, женщина же - только как объект его власти. Против этого предубеждения и направлен тезис «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Симона де Бовуар стремится рассеять любые сомнения в том, что изначально в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли, к трансцендентности и саморазвитию, что и в мужчине. Их подавление ломает женскую личность, не позволяет женщине состояться в качестве человека. Конфликт между изначальной способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта чужой власти и определяет специфику «женского удела». Но Симона де Бовуар убеждена в том, что этот конфликт постепенно разрешается. Стремление к свободе одерживает верх над косностью, имманентностью женского бытия.

Симона де Бовуар, обозначив перспективу «подлинного существования», сумела ярко описать «неподлинность» обычных женских будней - этой повседневной кабалы, угнетающей женщину в наши дни ничуть не менее, чем в прошлом. Обличение, разоблачение повседневных форм дискриминации - одно из главных достоинств книги «Второй пол». Ее другое достоинство связано с тем же понятием «подлинного существования» и его этики, предполагающей обретение своего «я» на пути к свободе, то есть предполагающей существование независимой женской личности, ее автономию, способность «присвоить» собственную жизнь. Переведенное в лозунг «самореализации» или «самоосуществления», это понятие стало новым символом веры для феминизма второй половины XX века.

Она доказывала, что быть женщиной - это не призвание, а состояние, что женщина, как любой человек, должна стремиться к самоутверждению в качестве личности - в творчестве, труде, самораскрытии. Она - не машина для воспроизводства человеческого рода. Ее материнство может быть только актом свободного решения, а не обязанностью.

Многоликость, многогранность, пестроту социального пространства, в котором действует не один субъект и которое держит в напряжении не один конфликт, а множество по-разному разрешаемых конфликтов. И один из них - самый древний - конфликт между мужчиной и женщиной.

Глава 1. Различия между мужчиной и женщиной

Достаточно пройти по улице с открытыми глазами, чтобы признать, что человечество делится на две категории индивидов, чьи одежда, лицо, тело, улыбка, походка, интересы, занятия явно различны; может быть, это различие поверхностно, может быть, ему суждено исчезнуть. Но бесспорно одно - в настоящий момент оно существует с поразительной очевидностью.

Мужчина мыслит себя без женщины. Она же не мыслит себя без мужчины». Она - лишь то, что назначит ей мужчина. Таким образом, ее называют «полом», подразумевая под этим, что мужчине она представляется прежде всего существом определенного пола: для него она является полом, а значит, является им абсолютно. Она самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она - несущественное рядом с существенным. Он - Субъект, он - Абсолют, она - Другой.

В сущности, разделение полов - биологическая данность, а не момент человеческой истории. Пара - это фундаментальное единство, обе половины которого прикованы одна к другой, и никакое расслоение общества по признаку пола невозможно. Именно этим определяется женщина: она - Другой внутри единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу.

Мир никогда не принадлежал в равной степени обоим полам. И даже сегодня положение женщины еще очень невыгодно, хоть оно и меняется. Почти нет стран, где бы она по закону имела одинаковый статус с мужчиной; часто мужчина существенно ущемляет ее интересы. Но даже тогда, когда права ее абстрактно признаются, устоявшиеся, привычные нравы не дают им обрести конкретного воплощения в повседневной жизни. С экономической точки зрения мужчины и женщины - это практически две касты; при прочих равных условиях мужчины имеют более выгодное положение и более высокую зарплату, чем недавно ставшие их конкурентами женщины. В промышленности, политике и т.д. мужчин гораздо больше, и именно им принадлежат наиболее важные посты. Помимо имеющейся у них конкретной власти, они еще облечены престижем, который традиционно поддерживается всей системой воспитания детей: за настоящим проступает прошлое, а в прошлом историю творили исключительно мужчины.

Женщина - это не застывшая реальность, а становление; и только в становлении следует сопоставлять ее с мужчиной, то есть следует определить ее возможности; огромное количество дебатов теряют смысл из-за желания свести женщину к тому, чем она была, или к тому, что она есть сегодня, в то время как речь идет о ее способностях; не подлежит сомнению, что способности проявляются со всей очевидностью, только когда они реализованы, - но не подлежит сомнению также и то, что, рассматривая существо, суть которого есть трансценденция и выход за пределы своего «я», никогда нельзя подводить черту.

Порабощение женщины родом, пределы ее индивидуальных возможностей являются фактами чрезвычайной важности; тело женщины - это один из основных элементов, определяющих положение, которое она занимает в мире. Но одного тела недостаточно, чтобы дать женщине определение; оно живет лишь той реальностью, что воспринята ее сознанием через действия и в рамках общества. Одной биологии недостаточно, чтобы ответить на занимающий нас вопрос; почему женщина - это Другой?

Таким образом, нельзя рассматривать женщину просто как организм определенного пола: среди биологических данных значимы лишь те, что в ее действиях приобретают конкретную ценность; самосознание женщины определяется не только ее сексуальностью, оно отражает ситуацию, взаимосвязанную с экономической структурой общества; а в ней в свою очередь находит выражение уровень технического развития, достигнутый человечеством.

Разделение утвердилось как раз в те эпохи, когда женщина воспринималась как Другой, общество особенно упорно отказывалось принять ее как человека. Сегодня она становится равным Другим ценой утраты мистического ореола. Реальная власть всегда была в руках мужчины; с самого начала эпохи патриархата они считали полезным держать женщину в состоянии зависимости; их законодательство было направлено против нее; и таким образом она была конкретно конституирована как Другой. Это положение отвечало экономическим интересам мужчин, но оно также удовлетворяло их онтологические и моральные запросы. Когда субъект пытается утвердить себя, ограничивающий и отрицающий его Другой все же ему необходим, ибо он может достичь себя только через такую реальность, что не есть он сам.

Глава 2. Девушка

Взрослая девушка становится менее романтичной, чем была в отрочестве, и больше думает о замужестве, чем о любви. Ее будущий муж уже не рисуется ей в божественном ореоле, она стремится лишь к прочному положению в мире, хочет начать вести свою жизнь женщины. Для большинства взрослых девушек, независимо от того, работают они или нет, живут взаперти в родительском доме или пользуются какой-нибудь свободой, самая важная жизненная задача заключается в том, чтобы найти мужа или хотя бы постоянного любовника.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации