Методология планирования. Принципы планирования

Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это - во-первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы - исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых разрабатывает и обосновывает планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят:

формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Несмотря на общность методологических основ, о методологии, принципах, методах планирования, прогнозирования можно говорить с определенной степенью условности. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.

Под методологией планирования и прогнозирования понимается си подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечить достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это во- первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологи принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов.

Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика.

Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов.

Главной идеей логики планирования и прогнозирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики можно отнести следующее:

Формулированиесистемы целейпланирования и прогнозирования;

Анализ исходного уровня, т.е. состояние прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня ее развития;

Изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;.

Определение ресурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом, либо. прогнозном периоде;

Согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикатное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения. 2.2.

На должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.

Методология планирования , как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию.

Основой методологии планирования выступает системный подход, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. С этих позиций должна использоваться и методология планирования в ходе разработки планов.

Решение любых проблем управления, а, следовательно, и планирования, имеет определенную логику – упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, от которого начинается движение и на который должен опираться весь процесс планирования.

Логика планирования определяет процесс планирования.

Этапы процесса планирования

  1. Определение и формулирование цели или системы целей (исходный пункт логики планирования)
  2. Анализ исходного уровня объекта и формирование конечной ситуации
  3. Поиск альтернатив
  4. Оценка и выбор наилучшей альтернативы
  5. Выбор и оформление лучшего решения

Принципы планирования

Планирование опирается на определенные закономерности, получившие название принципов. Принципы – отправные основополагающие понятия, определяющие задачи, направления и характер разработки планов, а также проверки их выполнения. Правильное их применение создает предпосылки для эффективной работы, уменьшает возможность появления отрицательных результатов.

Впервые принципы планирования были сформулированы еще А.Файолем. В 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» он выделил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Впоследствии Р. Акофф дополнил их пятым принципом – участия.

Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер. В соответствии с этим принципом, и система в целом, и каждая ее подсистема должны осуществлять функцию планирования в направлении единого вектора цели. Увязка планов должна осуществляться путем интеграции и дифференциации по вертикали и путем координации по горизонтали. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее их планировать одновременно и во взаимосвязи.

Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу. Принцип касается, прежде всего, планов различного временного периода, но включает и связь планирования с прогнозированием, кругооборот и последовательность этапов планирования.

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в соответствии с этим принципом, в планах необходимо предусматривать резервы («подушки» или «надбавки безопасности» ), которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе и трудозатратам исполнителей.

Принцип участия означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости – специалисты извне и партнеры. В процессе такой работы вносятся новые идеи, предлагается собственное видение решения проблем, что значительно обогащает и уточняет содержание планов, обеспечивая их необходимость и реальность.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность получили и, так называемые, общеклассические принципы:

  • комплексность
  • оптимальность
  • динамичность
  • эффективность
  • стабильность

Все они достаточно подробно рассмотрены в специальной литературе и изучались в экономических дисциплинах.

Макроэкономическое планирование - это научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, которое определяется тенденциями социального и научно- технического прогресса и объективными взаимосвязями в народном хозяйстве.

В теории планирования содержание общегосударственного планирования определяется как система принятия решений о намериваемом социально-экономическом развитии, о размещении производительных сил в будущем.

В планировании имеется два аспекта:

  • 1) методологический - совокупность принципов и методов планирования;
  • 2) организационный - структура плановых органов и разработка планов.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

  • ? определение общих потребностей населения страны;
  • ? выявление необходимых для удовлетворения потребностей граждан материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • ? обоснование наиболее рациональных направлений использования необходимых ресурсов;
  • ? обеспечение сбалансированности развития отдельных сфер экономики, отраслей и видов производства, экономических районов;
  • ? повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально хороших социальных результатов экономической деятельности.

Суть макроэкономического планирования - научная расстановка целей предстоящего развития и разработка реальных средств и возможностей для их достижения.

Общегосударственное планирование ориентировано на взаимодействие всех факторов производства, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов, на поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков.

Методология планирования и прогнозирования представляет собой систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и решений плановых заданий. Систему выстраивает логика планирования и прогнозирования. Методология основывается на постулатах экономической теории, в которой изучаются закономерности и законы развития общества, определяются основные положения и тенденции воспроизводственных процессов. Развивается экономическая теория - развивается и совершенствуется методология планирования и прогнозирования. Экономические действия в границах методологии позволяют достичь поставленных целей и решить конкретные задачи в определенной экономической ситуации.

В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая основывается на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая - на кейнсианской, монетарной и других теориях. Первая методология являлась базой планирования в условиях командно-административной системы (директивное планирование). Вторая считается магистральной чертой прогнозирования и планирования в странах с рыночной экономикой.

Принципы методологии - исходные положения, основополагающие правила формирования прогнозов и обоснования планов, которые обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику формируемых прогнозов и разрабатываемых планов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, обеспечивающие разработку и обоснование планов и прогнозов. Они являются инструментами, позволяющими реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Показатели планов и прогнозов - это количественное выражение принимаемых плановых и прогнозных решений.

Методика представляет собой совокупность методов, применяемых для осуществления определенных расчетов плановых и прогнозных показателей. Методика имеет частный характер: находится в соподчинении с методологией и входит в нее как составная часть.

Важнейший элемент методологии государственного планирования и прогнозирования - логика планирования и прогнозирования, которая представляет собой упорядоченную последовательность и обоснованность действий разработки планов и прогнозов. Главная идея логики заключается в определении исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов.

Основой логики планирования и прогнозирования являются следующие действия:

  • ? составление системы целей планирования и прогнозирования;
  • ? анализ исходного уровня, т.е. анализ состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и в настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;
  • ? изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;
  • ? определение имеющихся ресурсов, а также тех, которые могут быть созданы в плановом или в прогнозном периоде;
  • ? согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых либо прогнозных решений.

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и о методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и о принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. Если планирование - директивное, индикативное, стратегическое - отражает определенное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает оценку его возможного состояния в будущем, различные пути и способы его развития и может служить основой для принятия планового решения.

Процесс планирования осуществляется по своим внут­ренним законам согласно логике обоснования показателя, т. е. в соответствии с методологией планирования. Методо­логия планирования - это учение о совокупности основ­ных принципов, методов, о системе применяемых показа­телей, мер (и действий), необходимых для выполнения пла­на, а также его мониторинга.

Рассмотрим элементы методологии планирования. Прежде всего, раскроем содержание основных принципов планирования. К ним относятся:

1. Принцип единства, т. е. холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Со­блюдение принципа требует координации и интеграции дей­ствий служб и подразделений системы, отражаемых в со­ответствующих плановых показателях. Плановое измене­ние показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.

2. Принцип непрерывности определяет процесс плани­рования как непрерывный, когда на смену одному выпол­ненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный - долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Прин­цип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарно­го периода. Этапы планирования показателей разных пла­нов в одной системе могут осуществляться как одновремен­но, так и различаясь по времени.

3. Принцип гибкости означает способность плана ме­нять свою направленность при изменившихся условиях де­ятельности и иметь определенные резервы. Принцип дик­тует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или над­бавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснован­ность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способнос­тям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напря­женный план, превышающий эту норму, не оставляет ре­зервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называе­мый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в крат­косрочном периоде. Действие данного принципа усиливает­ся по мере приближения времени плана.

5. Принцип участия означает, что в разработку плано­вых показателей должны включаться все специалисты объек­та хозяйствования, а при необходимости - специалисты из­вне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия спе­циалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение реше­ний проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный доку­мент, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается сис­тема мер, в выполнении которой будут задействованы под­линные исполнители.

Второй существенный элемент методологии - это ме­тоды планирования. К основным методам планирования от­носятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов. Рассмотрим подробнее указанные методы планирования.

Балансовый метод планирования характеризуется уста­новлением материально-вещественных и стоимостных пропор­ций в показателях. Метод предполагает использование вза­имно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования. Правильное определение ресурсов будет оз­начать обоснованное направление их использования соглас­но имеющимся потребностям. В планировании часто приме­няются такие балансы, как: а) натуральный (материальный); б)стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона - определения источников по­лучения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.

Опытно-статистический метод планирования харак­теризуется ориентацией на фактически достигнутые в про­шлом результаты, по экстраполяции которых определяет­ся план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недо­использованными резервами и погрешностями в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод тех­нико-экономических расчетов) использует нормативы и нор­мы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма". Норматив - это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Нор­ма - это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нор­мативы, применение которых повышает точность и объек­тивность планового показателя. Однако они не всегда учи­тывают особенности конкретного региона или фирмы. В пла­нировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, тру­да, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, есте­ственной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологи­ческие и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспечен­ности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в про­гнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием приме­няемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.

Сущность экономико-математических методов плани­рования состоит в том, что они позволяют с меньшими зат­ратами времени и средств находить количественное выра­жение взаимосвязи между сложными социально-эконо­мическими, технологическими и иными процессами, опос­редованными в показателях. Так, можно определить опти­мальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объе­мом деятельности и издержками с учетом необходимой при­были; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой груп­пы методов способствует устранению субъективизма в пла­нировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обяза­тельной экспертной оценки полученных данных.

Следующий элемент методологии планирования - по­казатели плана.

Показатель плана - это выраженная числом харак­теристика свойства (явления, процесса, решения) эконо­мического объекта. Показатели, используемые в экономи­ческих расчетах, могут быть классифицированы по раз­личным основаниям.

1. По роли в управлении:

§ директивные, обязательные для исполнения;

§ расчетные, необязательные для исполнения, в том чис­ле те, которыми обосновывают

директивные показа­тели. Их количество много больше директивных.

2. По экономическому содержанию:

§ натуральные, выражаются в тоннах, метрах, лит­рах, условных банках и др.;

§ стоимостные, выражаются в денежной форме, кото­рая является эквивалентом многих показателей;

§ трудовые, выражаются посредством затрат труда.

3. По отношению к деятельности:

§ объемные (количественные), характеризуют объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ;

§ качественные, характеризуют качество работы, на­пример, производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность.

4. По отношению к измерителю:

§ абсолютные, выражаются суммой или количеством;

§ относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному. В экономических расчетах относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные.

5. По роли в экономической работе:

§ прогнозные;

§ плановые;

§ ожидаемого выполнения;

§ фактические.

Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда ещё отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются фактические данные за часть периода. Ожидаемое выполнение представляет собой нечто среднее между плановым заданием периода и его фактическим выполнением. Его расчет включает, как правило: а) сумму фактических данных за прошедший период времени на момент расчета и б) сумму плановых данных оставшегося периода времени, причем этот план может быть скорректирован с учетом фактического выполнения.

6. По направленности:

Адресные, или индивидуализированные для конкретного исполнителя.

Обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы.

7. По критерию математических вычислений:

§ объемные;

§ средние;

§ приростные;

§ предельные (дифференцированные);

§ индексные.

8. По форме отчетности:

§ оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью;

§ статистические, предусмотренные статистической отчетностью;

§ бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью. В отличие от статистических бухгалтерс­кие показатели более точные, но требуют больше времени для своего определения.

Показатели в масштабах экономики объединяются сис­темой. Система экономических показателей - это комп­лекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти харак­теристики могут быть взаимосвязаны технологически, организационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически.

Система экономических показателей отражает:

1) организацию, объем и структуру работы;

2) реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности;

3) единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета.

В экономических расчетах важна сопоставимость пока­зателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам.

Сопоставимость по ценам достигается использовани­ем плановых и фактических индексов цен на товары и услуги. Полученная величина сопоставимого по ценам показа­теля может быть использована как база для расчетов плана (прогноза) товарооборота на следующие периоды.

Еще один элемент методологии планирования - это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План - реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

♦ развернутое описание необходимых действий;

♦ ресурсное обеспечение;

♦ перечень участвующих исполнителей (служб) и оп­ределение их дифференцированных задач;

♦ сроки выполнения расчетных показателей.

Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономичес­кое содержание, т. е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. По­нятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню раз­работанности будут отличаться от мер выполнения страте­гического плана, то есть данный элемент методоло­гии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вы­зывает сомнений.

Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности:

1 .В сфере основного капитала:

♦ поиск источников инвестиций на выгодных условиях;

♦ модернизация, реконструкция и расширение деятель­ности;

♦ увеличение доли активной части основных фондов;

♦ меры повышения уровня автоматизации и механиза­ции труда;

♦ профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования, частичная или полная модернизация узлов;

♦ применение оправданной ускоренной амортизации;

♦ открытие новой сети, в том числе торговой: сни­женных цен, сетей, торгующих по каталогам, скла­дов-магазинов, демонстрационных залов, почтовой торговли и др.

2. В сфере персонала:

♦ новые системы мотивации труда: а) сдельные систе­мы; б) доплаты и надбавки; в) премирование, из них специальные и индивидуальные виды премирования;

♦ меры повышения производительности труда, в том числе за счет эффективного использования основно­го и оборотного капитала, рационализации числен­ности работников;

♦ применение нормативов и норм труда;

♦ наем высококвалифицированных работников;

♦ применение должностных инструкций;

♦ развитие персонала, в том числе его обучение;

♦ меры по соблюдению трудового законодательства; ♦ создание атмосферы делового сотрудничества адми­нистрации и профсоюзов; обязательное выполнение всех пунктов трудовых со­глашений и договоров;

♦ укрепление трудовой дисциплины;

♦ снижение потерь рабочего времени.

3. В сфере менеджмента:

♦ применение схем управления, адекватных условиям деятельности;

♦ планирование карьеры сотрудников;

♦ организация объединений объектов хозяйствования;

♦ диверсификация деятельности, в том числе внедре­ние новых видов бизнеса;

♦ развитие культуры объекта хозяйствования.

4. В сфере оборотного капитала:

♦ ускорение оборачиваемости капитала в пределах нор­мы;

♦ нормирование элементов капитала;

♦ меры нормализации производственных и торговых запасов;

♦ ускорение сроков доставки сырья, продукции и то­варов;

♦ уменьшение дебиторской задолженности;

♦ увеличение доли собственного капитала;

♦ использование капитала партнеров по бизнесу;

♦ поиск кредитов на льготных условиях.

5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта:

♦ снижение звенности товародвижения;

♦ стимулирование сбыта; использование инструментов маркетинга;

♦ поиск новых выгодных поставщиков;

♦ совершенствование системы хозяйственных связей;

♦ новые формы обслуживания;

♦ расширение спектра платных услуг;

♦ контроль за качеством продукции (товаров);

♦ дизайн товара и его упаковки;

♦ новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонифи­кация, брэндинг, паблик рилейшнз, директ-мейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, использование образцов товаров, купонов, зачетных талонов и др.).

6. В сфере рационализации издержек производства и обращения:

♦ режим экономии, в том числе жесткий контроль за расходованием средств;

♦ рациональное расходование средств, направляемых на статьи, связанные с повышением качества про­дукции и обслуживания;

♦ внедрение дешевой распределительной системы;

♦ ликвидация потерь от бесхозяйственности и расто­чительства;

♦ рационализация расходов; на транспорт, тару, упа­ковку, содержание помещений и др.;

♦ снижение материалоемкости продукции; исследование каждого вида затрат, по которым име­ются неоправданный рост или перерасход.

Разработка мер выполнения плана включает также за­дания исполнителям - работникам подразделений и служб, специалистам. Б таких заданиях указываются основные подцели, т. е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекоменду­ется излагать кратко, без детализации, что позволит в даль­нейшем исполнителю самостоятельно определить необхо­димые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочета­нии с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятель­ность должна быть лишь в определенных пределах, не пре­вышающих должностные полномочия исполнителя плана.

Меры выполнения плана должны включать сроки ис­полнения. Это целесообразно делать посредством состав­ления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей"". Такой подход упорядочивает время на­чала и окончания работ, последовательность их выполне­ния, включает резервы времени, а также усиливает воз­можности мониторинга со стороны руководства.

Разработка мер выполнения плана, увязанная по ис­полнителям, определяет синергию объекта хозяйствова­ния, т. е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря си­нергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности.

Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных подразделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в)"для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное зада­ние плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполните­лей плана при выполнении его заданий. Однако форма от­чета об использовании средств должна позволять контро­лировать направления и размеры их расходования.

Таким образом, классификация планов подчиняется задачам их систематизации по типовым признакам. Уста­новление сходства и различий между видами планов благо­даря их классификации позволяет лучше понять природу планирования. Однако в силу многообразия жизненных ус­ловий любая научная классификация несет в себе элемент условности. Главным в плане является не его соответствие классификации, а востребованность жизнью.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации