Афинский акрополь местонахождение. Афинский Акрополь — знакомимся с главным символом Греции

Цель познавательного туризма в Греции - увидеть и запечатлеть в памяти и на фотографиях как можно больше достопримечательностей. В этой стране их действительно много, но лидирующие позиции занимает Акрополь в Афинах .
Здесь царит особая атмосфера - дух античной Эллады, когда боги и люди вступали в незримые битвы, мудрость и знания философов, древние руины, практически не тронутые рукой человека, переплетающиеся с современными архитектурными поисками. Афинская жемчужина истории расположена на скалистом известняковом холме Акрополис, высота которого над уровнем моря - 156 метров. Его особенность - плоская площадка наверху и крутые склоны (все, кроме западного). Древние греки спасались здесь от вражеских набегов, сверху очень хорошо просматривался город и контролировались все подходы к площадке. Общая площадь - около 3 га.

ИСТОРИЯ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ

Территория холма была поделена на священные участки, на которых были расположены театры, храмы, жертвенники. Отсюда открывался изумительный вид на окрестности, здесь в древние времена была сосредоточена военная и общественная жизнь столицы, находились хозяйственные постройки, склады для хранения оружия.
В середине VII в. до н.э. на холме строят первое крупное здание - храм Полиады на месте городской казны. В 490 г. принято решение возвести новое святилище - шестиколонный храм, в который приходили поклоняться Афине Палладе. Но до конца довести свой замысел власти не успели, набег персов на столицу разрушил город и все сооружения.
И только в 450 г. до н.э. во времена правления Перикла начали создавать архитектурный ансамбль: вначале на холме вырос Парфенон, затем храм Афины, официальный вход - Пропилеи, возле них небольшой храм Ники Аптерос и святыня Эрехтейон. Разработка плана строительства принадлежала местному скульптору Фидию. По завершению работ его осудили за якобы присвоенные в процессе строительства ценные материалы и даже обвинили в безбожии за то, что на рельефах, посвященных Афине, он изобразил себя и своего друга Перикла. С помощью друзей ему удалось бежать из тюрьмы, после чего скульптор создал статую Зевса - одно из признанных миром семи чудес света.
Отстраивали Акрополь несколько раз, во времена вражеских набегов часть строений разрушалась практически полностью. В настоящее время все культурные ценности находятся под бдительной государственной охраной. Большинство строений и статуй изготовлена их мрамора, главным врагом которого является неблагоприятная греческая экология. Большие выбросы выхлопных газов стали причиной повышенного уровня серы в воздухе, мрамор постепенно превращался в известняк. Железные сваи и плиты, соединяющие между собой отдельные части сооружений, способствовали дальнейшему разрушению камня. Позже они были извлечены и заменены латунными элементами. Часть скульптур, которые вы увидите, путешествуя по площадке, являются копиями, посмотреть оригиналы можно в Музее.

Как добраться до Акрополя

Холм находится в западной части столицы Греции, доехать сюда можно на общественном транспорте, это быстро и не затратно. Туристы пользуются второй линией метро (выход на одноименной станции), троллейбусами № 1,5, 15 или автобусами (маршруты 135, Е22, А2, 106, 208).
Если вы располагаете временем и предпочитаете пешие прогулки, из центра города дойти можно по улице Dionysiou Areopagitou. Идти нужно прямо по направлению к горе, не сворачивая в переулки. На этой же улице расположен Новый музей Акрополя, в 300 метрах от входа в «верхний город» возле станции метро Akropolis. Если посетить его до момента подъема на холм, это ничуть не сгладит впечатление от увиденной позже храмовой архитектуры и остатков древней цивилизации. Ультрасовременное здание, открывшее свои двери посетителям в 2009 году, имеет 5 этажей и стеклянный пол на первом этаже, под которым просматриваются извилистые улочки - результат археологических раскопок. Общее количество экспонатов насчитывает более 4000, в том числе и статую богини Афины. На третьем этаже есть сувенирная лавка и кафе, особенность здания - в постоянной прохладе внутри, что очень приветствуется туристами после посещения достопримечательностей холма в знойный день.

Правила посещения

Экскурсии не имеют ограничений, в любое время года через Пропилеи (главные ворота) можно войти на территорию с 8.00 до 18.00. Стоимость билета - около 12 евро, он дает возможность беспрепятственного входа на протяжении 4 дней. По площадке лучше гулять в составе экскурсионной группы с русскоговорящим гидом, самостоятельное путешествие не принесет столько удовольствия - вы просто будете лицезреть древние развалины, не зная их удивительной и богатой истории. У входа в мраморные ворота расположена табличка, где прописаны правила поведения туриста. Главное из них - запрет трогать камни и экспонаты руками и не выносить их за пределы ворот.
Дни бесплатных посещений:
- 18 апреля - греки отмечают международный день памятников;
- 5 июня - всемирный день охраны окружающей среды;
- 6 марта - день, когда чтят память греческой актрисы Мелины Меркюри;
- последние суббота и воскресенье сентября.
По большим государственным и религиозным праздникам Акрополь не работает: Пасхальное воскресенье, 1 января, Рождество.

Достопримечательности Акрополя

Пропилеи
Пропилеи - официальный вход в "музей под открытым небом", представляющий собой мраморные ворота, через которые посетители проходят на территорию. Современное строение возведено поверх существовавшего ранее, его спроектировал в 437 г. до н.э. известный архитектор Мнесикл и за 5 лет удалось полностью завершить строительство.
Внешний и внутренний фасады - дорические портики, состоящие из шести колонн, причем внешняя часть ворот представляет собой сложную архитектурную композицию и большую глубину, чем внутренний. Всего Пропилеи имеют пять проходов для посетителей, центральный - самый широкий (4,3 м), он предназначался для проезда всадников на лошадях и прогона животных, который должны были принести в жертву богам Олимпа. Вместо ступеней к нему ведет пологий пандус, обрамленный внутренними колоннами в два ряда.
Храм Ники Аптерос
Если двигаться на юго-запад с внешней стороны ворот, можно увидеть небольшой храм Ники Аптерос, раскинувший свои владения на высоком бастионе. Это единственное сооружение, находящееся перед Пропилеями. На фризе изображены сцены сражений за страну, эпизоды из древнегреческих мифов. Поражает воображение миниатюрность строения, высокие колоны в ионическом стиле, несмотря на свою громоздкость, кажутся невесомыми, а внутренняя подсветка по вечерам делает это место таинственным.
Парфенон
Это главный и самый первый храм Акрополя, расположенный в северо-западном углу "верхнего города", возведенный в 447-438 г. до н.э. На протяжении 9 лет святыню отстраивали по проекту Калликрата, археологи при раскопках нашли древние таблички с отчетами властей по тратам городских средств на строительство перед населением. Храм был несколько раз почти полностью разрушен, работы по его реконструкции ведутся и в настоящее время. В глубине святилища располагалась статуя богини Афины, ее высота достигала 10 метров, тело выполнено из дерева, а его открытые участки - из слоновой кости, что придавало статуе максимальное сходство с человеком. Одежда и венок изготовлены из чистого золота, общий вес которого достигал 1150 кг. Не удивительно, что оригинал статуи не дошел до наших дней (по официальной версии - утерян), в Музее сохранилось несколько копий богини меньших размеров.
В отличие от остальных сооружений, греческие архитекторы постарались не только выстроить красивое здание, но и учли особенности зрительных органов человека. По их мнению, придать храму большее величие смогли следующие строительные трюки - не ровный, а слегка выпуклый пол внутри, диаметр угловых колонн больше остальных, а размер колонн, расположенных посредине, немного меньше других.
Эрехтейон
Данный храм не зря греки называют жемчужиной архитектуры. Создан в ионическом стиле (более "легком" и утонченном), завершилось строительство уже после смерти царя Перикла. Святыня была создана в основном для жрецов, поклоняющихся Афине (в отличие от Парфенона, который могли посещать все желающие), здесь совершались ритуалы жертвоприношения, религиозные таинства. На этом месте, как гласит легенда, состоялось состязание между прекрасной Афиной и Посейдоном за власть над столицей. И когда бог морей проиграл, он в гневе ударил трезубцем о землю. В одном из реконструированных залов можно увидеть глубокий след от него, который архитекторы решили сохранить.
Царь Эрехтей был любимцем местного населения. В одной из схваток он убил сына Посейдона. В наказание Зевс поразил Эрехтея молнией по его просьбе - во время экскурсии по Акрополю гид укажет туристам место, где стихия повредила мраморные плиты, оставив в них несколько глубоких трещин. Храм возведен рядом с упокоенными останками царя.
Основное здание разделено на две неравномерные части расположенных на разном уровне от линии земли. Восточная часть с отдельным входом посвящалась Афине, перед статуей в святилище горел неугасаемый огонь в золотом светильнике, западная - имела три отдельных входа, здесь были расположены три алтаря в поклонение богам Посейдону, Гефесту (богу огня и кузнечного мастерства) и первому жрецу Афины Буту, брату царя Эрехтея.
Вход в западную часть храма был оформлен в виде прямоугольного портика, поддерживаемого шестью колонами, изображающими женские фигуры в полный рост. Портик Кариатид получил свое название в честь жриц богини, которые во время праздников выполняли особый ритуальный танец с большими корзинами, наполненными до краев спелыми плодами. Кариатиды - женщины, родом с небольшого городка Кария, известные своей красотой и утонченностью фигуры. Даже во времена захвата столицы Греции турками, не признававшими изображений человека на статуях по мусульманским убеждениям, колоны не были разрушены. Они ограничились тем, что аккуратно стесали каменные лица прекрасных женщин.
Храм Августа
На восток от Парфенона был расположен небольшой храм круглой формы, сооруженный в 27 г. до н.э. Крышу поддерживало 9 колон в ионическом стиле. Археологам удалось найти только фундамент строения, соотнести его с реальным зданием удалось только после обнаружения посвятительной надписи у подножия. Она гласила, что храм посвящен Роме и Августу и возвели его благодарные афиняне, это символ почитания местными жителями Октавиана Августа. Он единственный возведен с целью воспевания культа Императоров. Идеи строительства принадлежали архитектору, занимавшемуся во времена Римской империи реставрацией Эрехтейона, поэтому два здания имеют много схожих черт.
Ворота Бюле
Являются частью архитектурного ансамбля, их возведение датируется 267 годом. Врата считаются запасным входом на площадку, этот небольшой проем в стене после набегов древнегерманских племен герулов давал возможность жителям незаметно покинуть территорию. Названы в честь Эрнеста Бюле архитектора из Франции, который в 1825 году занимался археологическими раскопками в данной местности и обнаружил тайные врата.
Святилище Зевса
Расположено к востоку от Эрехтейона, его главная особенность - отсутствие крыши. Информации о том, как выглядело святилище ранее, нет, и все полученные данные различаются, поэтому будущая реконструкция строения может не соответствовать действительности. В соответствии с одной из гипотез ученых данный участок был идеальным для поклонения главному богу Олимпа, так как на нем расположена наивысшая точка холма над уровнем моря. На территории святилища был установлен жертвенник из бронзы, а также небольшая часовня, в центре которой находилась жертвенная яма. Жертвоприношениям в те времена считали совместную трапезу богов и людей. Было запрещено пиршество до момента, как часть пищи отправится в большой костер. Вначале продукты, фрукты, печенье, благовония и другие подношения сжигали возле святилища, а пепел аккуратно ссыпали в эту нишу. Свидетельств о ритуалах нал людьми в честь богов не найдено.
Бравронейон
Сооружение находится недалеко от уцелевших развалин древних микенских стен на востоке. Артемида Браврония была покровительницей девушек до момента бракосочетания и защитницей беременных женщин.
В соответствии с документами создателем святилища считается Писистрат, на родине которого поклонялись этой богине. Форма небольшого храма - колоннада в дорийском стиле, к ней примыкают два крыла в виде буквы "П", где хранились статуи богини Артемиды, одна принадлежит рукам скульптора Праксителя, автор второй - неизвестен. Дата возведения святилища точно не известна, примерно - 430 г. до н.э. Святилище не играло главную роль в комплексе, поэтому вместо традиционного античного алтаря здесь стояло 4 портика, к которым женщины возлагали свои пожертвования.
Раз в четыре года жители столицы отмечали праздник "Бравронии": от Афин до Браврона (38 км) шла пешим ходом процессия из девочек (7-10 лет), чтобы остаться там минимум на один год и играть роль медведиц для Артемиды (она считалась Медвежьей богиней). Здесь регулярно проводились ритуалы, после последнего девочки снимали длинные накидки, которые носили весь год, что символизировало наступление периода женской зрелости.
Халкотека
За святилищем находилось сооружение с дополнительным отдельным помещением ("внутренняя комната"), где хранили щиты, метательные орудия, культовые предметы для обрядов поклонения Афине. Точная дата строительства неизвестна, по предварительным данным это была середина V в. до н.э., масштабная реконструкция производилась в римский период. В наши дни от халкотеки осталось несколько больших строительных блоков и большая котловина, сделанная в камне.
Театр Диониса - первый "развлекательный центр" греков
Хлеб и зрелища - то, чего требовали местные жители, и это было в изобилии в древней Греции. Первый и самый древний афинский театр расположен в южной стороне холма. Он построен в честь бога виноделия, которого, по легенде афиняне убили, ошибочно полагая, что он давал им отравленное вино. В день его смерти отмечали праздник Диониса, сопровождающийся шумными пиршествами и массовыми гуляниями. Так был создан первый театр, на сцене (тогда это была "орхестра") которого зрители впервые увидели театрализованные постановки Эврипида и Софокла, здесь родился тандем поэзии и трагедии. Каменное сооружение под открытым небом могло вмещать одновременно до 17 тысяч зрителей.
Орхестру от рядов отделял довольно глубокий ров с водой, ученые высказывают предположение, что эта хитрость улучшала слышимость, благодаря чему даже на верхних местах диалоги актеров было отлично слышно.
Сзади сцены было небольшое здание (схена), предназначенное для переодевания участников постановок. Стены театра были украшены барельефами с изображением богов и эпизодов из мифологии, фрагменты некоторых из них туристы могут увидеть и сейчас.
Вначале посадочные места были полностью изготовлены из древесины, но в 325 г. до н.э. их заменили более долговечными мраморными. Их высота составляла только 40 см, чтобы можно было видеть все происходящее на сцене, комплектовались мягкими подушками.
Кресла в первом ряду были именными, об этом можно судить по надписям, которые не смогли уничтожить силы природы. В I веке амфитеатр перестроили, это положило начало гладиаторским боям и цирковым представлениям. Между первым зрительным рядом выстроили высокий железный бортик, для безопасности посетителей.

Пещеры холма

Пещера Зевса
Каждый год весной сюда приходили "избранные" афиняне, которые ожидали молнии - природного явления, считающегося знаком прихода главного божества Олимпа на холм Арма. Он указывал им правильный и безопасный курс на Дельфы, это был сигнал, что божество оберегает и благословляет.
Алтарь Аполлона
Недалеко с пещерой Зевса можно увидеть углубление, в котором располагался алтарь бога Солнца. После того, как местные жители выбирали 9 архонтов (высших должностных лиц столицы), они отправлялись давать присягу верности и чести на алтарь Аполлона Патросского, вторая торжественная клятва произносилась именно здесь.
Пещера Пана
Если пройти от алтаря немного на восток, можно увидеть маленькую пещерку, которая почти заросла. Это дань уважения Пану - богу пастухов и лесов. Он появился в умах греков и официальной литературе после битвы при Марафоне в 490 г до н.э. Ему приписывают внушение страха персам и победу местных жителей.
Источник Клепсидра
В западной части расположена небольшая каменная ниша с источником, ранее называвшемся "Эмбедо". Его воды периодически исчезают, затем на поверхности земли снова появляется родниковая вода. В века V в. до н.э. греческий полководец Кимон превратил его в фонтан, который позже завалили камнями. В период расцвета христианства Клепсидра получил статус "святого", возле него начали выстраивать небольшую церковь Св. Апостолов.

Акрополь как уникальная экосистема

Холм является не только колыбелью греческой цивилизации, но и значимой для природоохранных организаций заповедной территорией. Биолог Григорис Тсунис утверждает, что Акрополь - это уголок рая на земле. Ученый долгое время изучал многообразие флоры и фауны на склонах холма и пришел к выводу, что в данной экосистеме присутствуют редкие виды птиц и бабочек. Увидеть одного из представителей фауны в наше время - большая удача.
Среди маковых и ромашковых полян также встречается уникальное растение под названием "micromeria acropolitana". Микромерия произрастает только на склонах Акрополя, в местах, где преобладают скалистые участки и минимум почвы. Впервые было замечено в 1906 году, после чего бесследно исчезло. Г.Тсунис обнаружил его повторно только в 2006 году, засвидетельствовать наличие Микромерии приехала профессор Кит Тан из Копенгагенского университета. Команда ученых не прекращает разработки дальнейших действий по охране экосистемы местности, чтобы долгое время этот удивительный уголок встречал туристов не только историческими руинами, но и природными богатствами, которые не успели уничтожить стихии и разрушительные действия человека.

Если есть желание купить сувениры, лучше делать это в лавках столичных мастеров или магазинах. Тройная наценка на безделушки в виде магнитиков, камней и кружек сильно ударит по карману, а ассортимент акропольских продавцов ограничен - местные власти не дают разрешения на превращение достопримечательности в заурядную торговую площадку. Но греки - мудрый народ, они понимают, что иностранным туристам сложно понять все величие святой земли, попытки прихватить с собой кусочек полуразрушенного ветрами, осадками и временем храма или театра были и будут. Каждую ночь смотрители поднимаются на площадку и разбрасывают кусочки мрамора, ракушек и цветного стекла, которые можно унести с собой в качестве сувенира.

В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя - Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.

История афинского Акрополя

Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя - Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.

Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.

Архитектура афинского Акрополя

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии , ставшая одним из семи чудес света древнего мира . Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя - Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.

Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя - старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде - Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

Для того чтобы насладиться красотой Афинского Акрополя, вы обязательно будете проезжать по району Монастираки. Начиная с северного склона холма Акрополя в Афинах и до юго-западного склона, тянется улица Теориас. По правой стороне в начале улицы есть место, с которого открывается прекрасный вид на холм со всеми его сооружениями. Чуть подальше, с левой стороны, расположена церковь Преображения. Начиная подъем по склону, в скором времени вы увидите справа небольшой скальный холм Афинского Акрополя - Ареопаг. В древности на нем проходили заседания Верховного афинского суда.

Поднимаясь на эту скалу по ступеням, вырезанным в камне, нужно быть очень осторожным, так как они также, как и большая часть вершины Ареопага, очень скользкие. Для такого подъема лучше всего подойдет обувь на резиновой подошве. А вот в ботинках на кожаном низе вы быстрее попадете в травмопункт, чем на плоскую площадку горы. Есть еще один подъем на Ареопаг, расположенный неподалеку от уже указанного. На нем металлические ступени. В самую жару днем лучше не подниматься на гору, так как долго находиться на вершине вы не сможете и в поисках тени будете вынуждены вернуться обратно вниз.

Пропилейон стал входом в Афинский Акрополь. Его строили в 438-432 гг. до нашей эры. В переводе с греческого языка «пропилэа» - это впечатляющая парадная башня, в которую входили массы народа. Безусловно, вход в Акрополь Афин, которому поклонялись, должен был быть монументальным. Пропилейон, о котором греки рассказывали с огромным восторгом, был назван Блестящим Лицом Акрополя.

Однако Акрополя храм Пропилеон так и не был до конца достроен – некоторый его участки остались не отшлифованными, а во время устроенного турецкими солдатами в 1646 г. взрыве на пороховом складе Пропилейон довольно сильно пострадал.

С правой стороны от Пропилейона располагается храм Акрополя - Ники Аптерос (храм Бескрылой Победы). У этого довольно изящного сооружения удивительно маленькие размеры – всего 8,27 х 5,44 метра. В самом храме Афинского Акрополя стоит деревянная скульптура богини. Как гласит легенда, первоначально богиня Победа имела крылья, которые были отрезаны афинянами, чтобы она навсегда осталась в их городе.

Место, на котором возведен храм, связано в Афинском Акрополе с драматическим событием, описанным в древней мифологии, - властитель столицы Афин - Эгей лицезрел с этого места на море, ожидая корабли своего сына Тесея, который должен был приплыть с известиями о важном событии. Тесей двинулся на о. Крит для расправы с Минотавром и освобождения своего города от страшной дани, в случае своего успеха, он должен был сменить черный парус траура на белый парус победы, но, радуясь своему успеху, Крит забыл об уговоре. Черный парус ввел в заблуждение Эгея. Несчастный правитель подумал, что сын погиб, и бросился в море, которое затем получило название Эгейское. Храм во времена турецкой оккупации был разрушен, его обломки послужили материалом для возведения бастиона. К великому счастью, основная часть блоков все же уцелела, и храм в Афинском Акрополе был практически полностью восстановлен.

Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон, который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 419-405 гг. до нашей эры и стал местом поклонения афинян. Именно на этом месте был разрешен спор двух божеств за покровительство над городом. С целью их примирения афиняне построили два храма, один из которых посвящен Афине, а другой Посейдону, причем оба храма находятся под одной крышей. Данное сооружение называется Эрехтейон. Восточную часть храма посвятили Афине – здесь хранится древнейшая статуя богини, которая как верят афиняне, упала с небес. Храм Посейдона в Акрополе располагается на 12 ступеней ниже. В полу этого храма, в месте, где нет плиточного покрытия пола, виднеется три отверстия, которые считаются следами от трезубца Посейдона. Ровно в этом месте на крыше храма виднеется отверстие от рукоятки трезубца, которое было сделано при его подъеме, во время удара. Видимо, древних греков временной парадокс совсем не смущал.

Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами, то есть женщины из небольшого городка по названию Кария, который славился своей исключительной красотой. В начале XIX века одна из Кариатид вместе с фронтонами и фризами с разрешения турецкого правительства была вывезена в Англию послом Константинополя лордом Элджином. Афиняне настолько были взволнованы поступком Элджина, что в скором времени была придумана легенда о ночном плаче пяти Дочерей, оставшихся в храме, о своей украденной сестре. Лордом Байроном было написано стихотворение «Проклятие Афин», посвященное мародерам этих бесценных сокровищ. Британский музей и по сей день хранит знаменитые Элджинские мраморы, на место, где стояла статуя, поставили копию.

На холме Ареопага или Верховного суда проходили судебные заседания во времена древних Афин. У подножия горы находятся захоронения микенских царей эпохи их царствования в Афинах. Они представляют собой длинные туннели, которые уходят в толщу камня. Справа от лестницы расположена скала, на которой выбиты проповеди и слова Апостола Павла, проповедывающего тут в 50 г. н.э. Неподалеку находиться усыпальница Св.Дионисия Ареопагита – первого новообращенного Павлом.

Поднявшись на Ареопаг, вы сможете вдоволь насладиться великолепным видом площади Синтагма, Омония, Монастираки, Плаки, Древней Агоры и большей части Афин. Это незабываемое зрелище. Множество людей приходит сюда на закате, чтобы полюбоваться городом в свете солнца, уходящего за . Ночами здесь можно встретить много влюбленных пар, любующихся светящимся городом и друг другом.

Без своей священной горы Акрополь Афины не были бы Афинами. Если встать посреди современной улицы с магазинами, на которой нет машин, то вашему взору откроется вид на Афинский Акрополь. Сидя в один из теплых летних вечеров на уютной террасе за столиком под открытым небом, вы вновь увидите освещенный огнями Афинский Акрополь. Как бы это не навязчиво звучало, но вы обязаны посетить Афинский Акрополь, который является душой и сердцем Афин! Лучше всего для этого выбрать утренние часы, когда еще нет сильной жары, а подъем по крутым улицам заменит полноценную утреннюю зарядку.

Храмы Акрополя: Аррефорио, Эрехтейон, Парфенон, Храм Афины-Победы, Пропилеи и другие прекрасные древние сооружения перенесут вас во времена греческих Богов, Перикла, Иктина, Фидия, и строителей и архитекторов этого непревзойденного храмового комплекса. К огромному сожалению, посетить музей Акрополя, расположенный за Парфеноном, в настоящее время нельзя, так как всю его экспозицию перевели в ультрасовременный Новый Акропольский музей.

Многие источники содержат различные переводы слова «Акрополь», среди которых есть даже самые невероятные и смешные. В действительности в древние времена существовало всего два перевода: «город на возвышении» и «край города». В настоящее время более широкое распространение получил второй вариант перевода.

Священная гора наконец-то стала доступна и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжение министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса на северном склоне.

К северу от основного входа на Афинский Акрополь находиться особый вход, через который человек в инвалидном кресле и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа. На самой вершине от лифта до обзорной зоны, расположенной на северо-западе от Эрехтейона, ведут платформа и наклонная дорожка. Дорожка со специальным покрытием, идущая от Эрехтейона до северо-западного угла Парфенона, позволяет добраться до места, откуда можно полюбоваться восточным фасадом Пропилея. От северо-восточного угла прекрасного Парфенона дорожка поворачивает к музею Афинского Акрополя, где отлично видно восточную сторону Парфенона и руины Рима и Храма Августа. В Афинском Акрополе при помощи небольшого вертикального лифта вы опуститесь до уровня входа в Музей Акрополя, который в настоящее время закрыт.

Для того чтобы людям в инвалидных колясках избежать обычного дневного столпотворения лучше распланировать свой день таким образом, чтобы посмотреть Афинский Акрополь в период с 8 до 10 часов в утреннее время и с 13 до 17 часов в дневное. Ни в коем случае не забудьте, что в летний полдень на вершине холма очень жарко!

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации