Сурожская епархия: Православие по-английски. Значение сурожская епархия в православной энциклопедии древо

Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака{165} и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса{166} . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий{167} , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи{168} .

Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины X в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана. О первом иерархе говорится здесь только мимоходом - то, что по смерти его сурожане пришли в Царьград к тамошнему патриарху Герману (управлял паствою с 715 по 730 г.) просить себе нового епископа. Вторым, вследствие этой просьбы, послан был к ним от патриарха Германа святой Стефан, родом каппадокиянин, пастырь ревностнейший по вере и благочестивейший. В это время император Лев Исаврянин воздвиг гонение на иконопочитателей и, преследуя их во всей своей империи, прислал, между прочим, нечестивое повеление свое и в Сурож. Святой Стефан, ревнуя о правоверии, отправился защищать его лично пред императором, смело обличил его со всем собором иконоборцев, был мучим и посажен в цареградскую темницу, предсказавши своему мучителю скорую кончину. По смерти Льва Исаврянина (741 г.) ходатайством царицы Ирины, супруги нового императора Константина Копронима, которая была дочь корчемского (керченского) царя и слышала о добродетелях и чудесах святого Стефана еще в своем отечестве, он был освобожден из темницы и снова явился на свой престол. Третьим первопрестольником Сурожским был Филарет, которого святой Стефан, прозревши свое близкое к Богу отшествие, поставил вместо себя архиепископом из своих клириков{169} .

Из того же жизнеописания святого Стефана видно, что хотя и прежде него был уже в Суроже епископ, однако ж христианство там не процветало. «В граде нашем ныне множество поганых, и мало христиан, и много еретиков злых»,- говорили послы сурожские патриарху Герману и просили дать им епископа, «добре могуща учити и правити люди». А потом о святом Стефане сказано: «Сед же преподобный на архиепископском столе, за пять лет весь град крести и окрестная его»{170} .

В пределах своих эта епархия была, конечно, не обширна и, наверно, обнимала собою, по обычаю, существовавшему тогда во всей христианской Церкви, один только свой округ сурожский, а этот округ, как достоверно известно, не только в восемнадцатом, но и в четырнадцатом столетии состоял лишь из девятнадцати или восемнадцати селений, оставаясь, может быть, в таком виде с осьмого и седьмого века{171} . В последующее время христианство процвело в епархии Сурожской, так что в одном Суроже можно было видеть даже в XVI в. множество церквей и часовен, хотя уже в развалинах{172} .

V. Фульская епархия

О Фулльской епархии не дошло до нас почти никаких известий. Можно сказать только, что она, неоспоримо, находилась в Крыму{173} , по соседству с епархиею Сугдайскою, с которою иначе не могла бы быть соединена в позднейшее время{174} . И это тем несомненнее, что здесь же именно упоминается о городе Фулле, или Филле, в древнем греческом жизнеописании святого епископа Иоанна Готского (VIII в.), епархия которого простиралась, как мы видели, до самого Судака; здесь же потом (в IX в.), «во фульсте языце» , святой Кирилл, брат Мефодиев, пресек суеверное уважение жителей к одному великому дубу при возвращении своем из посольства к хану хазарскому для проповеди, как гласит древнейшее, современное самому святому Кириллу, его жизнеописание{175} . Основана Фулльская епархия, может быть, еще в четвертом веке, когда приходили в Крым из Иерусалима проповедники веры и когда христианство, сделавшись господствующим в Римской империи, с особенною силою начало проникать во все окрестные страны. А в VII или VIII в. Фулльская епархия, подобно Сурожской, возведена уже была на степень архиепископии{176} . Епархия Фулльская была, без сомнения, очень необширна, почему и присоединена впоследствии к епархии Сурожской под ведение одного архипастыря.

VI. Боспорская епархия

Если столько же кратки сохранившиеся до нашего времени сведения и об епархии Боспорской, имевшей свою резиденцию в древней знаменитой столице царства Боспорского - Пантикапее, или Боспоре, где ныне Керчь{177} , зато эти сведения самые точные и определенные. Мы несомненно знаем, что епархия Боспорская началась, по крайней мере, с начала четвертого века, потому что на Первом Вселенском Соборе был уже ее епископ, подписавшийся: Домн Боспорский . Знаем также, что она непрерывно продолжала свое существование во весь настоящий период, как свидетельствуют имена других ее епископов, сохранившиеся в подписях последующих Соборов или случайно упоминаемые историками. Так, один епископ из Боспора упоминается Созоменом в числе тех сравнительно знаменитейших благоразумием и просвещением архипастырей, которые по повелению императора Констанция должны были в 344 г. из каждого народа явиться на собор в Никомидию; этот епископ, прибывши сюда прежде других, погиб во время случившегося в Никомидии страшного землетрясения{178} . Другой, по имени Евдоксий, присутствовал на трех поместных Соборах: Константинопольском в 448 г., когда под председательством патриарха Флавиана в первый раз произнесено было осуждение на ересь Евтихия, Эфесском в 449 г., где незаконно Евтихий был оправдан, а Флавиан осужден, и на Константинопольском же в 459 г., целию которого было прекращение усилившейся симонии{179} . Третий, Иоанн, в 519 г. подписался под отношением Константинопольского Собора к местному патриарху Иоанну о возобновлении на священных скрижалях (diptycha) имен патриархов Евсевия и Македония, которые сей новый патриарх повелел было изгладить, а в 536 г. присутствовал на новом Константинопольском Соборе, бывшем под председательством патриарха Мины{180} . Наконец, имя четвертого епископа Боспорского, Андрея, упоминается в подписях Седьмого Вселенского Собора (в 787 г.), где читаем: «Давид, смиреннейший диакон святейшей Церкви Боспорской, вместо Андрея, достопочтеннейшего епископа своего, подписался»{181} . Равным образом, не подлежит никакому сомнению и то, что к концу настоящего периода епархия Боспорская вместе с прочими, находившимися в Крыму, включена была в число архиепископий Цареградского патриарха{182} , под ведением которого в качестве епископии состояла она еще со времен Халкидонского Собора, по 28 его правилу.

* * *

Теперь постараемся оправдать мысль, высказанную нами выше, что во всех этих епархиях, Сурожской, Фулльской и Боспорской, могли находиться в числе христиан и славяне. Для сего стоит только разобрать, какие народы населяли здешнюю страну со времени утверждения в ней христианства, разумеется, кроме переселенцев греческих, бывших стародавними обитателями Боспора и, может быть Сурожа, равно как и других окрестных поселений. Оказывается, что с половины третьего века здесь владычествовали сарматы и цари их, коих даже имена остались известными, управляли всем Боспорским царством до 344 или до 376 г.{183} ; с следующего столетия здесь утвердились гунны (с 434 г.) и, по словам Прокопия, наполняли все пространство от Боспора до Херсонеса, следовательно, собственно то, где находились епархии Сурожская и Фулльская{184} ; так продолжалось до 669 г., когда над этими племенами, равно как над всею восточною страною Крыма до самой Готской области Дори распространили власть свою хазары{185} . Кто же были все эти народы? Оставляя в стороне сарматов, о которых мы уже выразили свое мнение, и хазар (которые хотя распространили свою власть над Крымом, но не переселились в него, а имели свои обиталища несколько выше, в южной России, и за Доном, к Каспийскому морю), дадим ответ относительно одних только гуннов, живших в южном Крыму на протяжении епархий Боспорской, Фулльской и Сурожской постоянно во весь настоящий период.

Самые достоверные сведения о гуннах оставил в своих путевых записках Приск Ритор, находившийся в греческом посольстве к Аттиле (ок. 450 г.), свидетель не только образованный и современный, но и очевидец. Что же говорит он? Он изображает гуннов в таком виде, что нельзя не узнать в них славян или, по крайней мере, не видеть между ними по преимуществу славян. Мало того, что эти скифы (так постоянно называет Приск гуннов) стригли себе волосы в кружок, носили рубашки, обшитые узорами (крашениною), парились в банях, освещали свои жилища лучиною, встречали своего государя хлебом-солью, что даже во дворце самого Аттилы господствовали обычаи славянские, сохранившиеся у наших князей и бояр до позднейшего времени: пели песенники, действовали шуты и проч. Приск сохранил притом два слова гуннские, которые суть чисто славянские. «Нам отпускали,- говорит он,- вместо вина так называемый у туземцев мед , а служителям нашим питье, которое варвары называют квас »{186} . И какое значение имели славяне в составе гуннской орды, можно заключать уже из того, что некоторые из самих царей их и главнейших сановников были славянского племени или носили славянские имена: таков был, например, царь их Баламир, под предводительством коего выступили они в 374 г. из-за Дона в Европу, следовательно, еще до смешения их с здешними славянами, подпавшими их власти; таковы же имена Бориса, Влада, Бояна, Скотана и др.{187} Прибавим к этому, что некоторые писатели принимали и вообще гуннов за племя славянское или, наоборот, называли славян гуннами, и писатели не только позднейшие - Кедрин (ок. 1057 г.), Эгингард (839), Феофан (748), но и современные гуннам - Беда Достопочтенный (673–735) и Филосторгий (V в.){188} - мнение, конечно, преувеличенное, но не лишенное основания{189} .

Впрочем, сохранила история и прямые, хотя немногие, свидетельства о том, что обитавшие в Крыму гунны обращались иногда в христианство. Так, повествует она о царе их Гордом, или Горде, имевшем местопребывание свое вблизи Пантикапеи, что он, заключивши в 529 г. союз с императором Юстинианом, принял крещение в Цареграде, воспринят от купели самим императором и, наделенный богатыми дарами, возвратился в свою область для защищения, по условиям, римских владений в Боспоре, хотя вскоре был умерщвлен своими подданными за то, что слишком круто хотел обратить их к новой, принятой им вере, повелевши отобрать у них и расплавить их древние кумиры, серебряные и янтарные{190} . Подобное же известно о владетеле утригуров крымских - Органе, который также крестился в самом Константинополе, получил сан патриция и, возвратившись в свои владения, уже не встретил здесь никакого себе противоборства{191} . А на основании этих двух случаев, которые, без сомнения, потому и были замечены византийцами, что произошли торжественно в самой их столице и касались лиц важнейших по сану между крымскими гуннами, мы можем гадать и о других подобного рода обращениях, которые совершились тихо на самом полуострове Крымском в массе народа и потому остались незамеченными.

Значение СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Сурожская епархия Русской Православной Церкви

Адрес: The Russian Orthodox Church, 67 Ennismore Gardens, London SW 7 1 NH, England.

Телефон: (44-171) 584-98-64;

Официальный сайт: http://www.sourozh.org

Сурожская епархия является частью Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии. Она получила название от епархии, существовавшей ранее на территории Крыма. (Древний город Сурож в настоящее время носит имя Судак). Небесным покровителем епархии является святитель Стефан Сурожский, архиепископ VIII-го века, исповедник веры в период иконоборчества.

Епархия была учреждена в 1962 году. Первым ее главой был митрополит Антоний.

Епархия состоит из приходов, распределённых по пяти благочиниям по всей Великобритании и открыта для людей всех национальностей.

Основой Сурожской епархии стал Успенский приход в Лондоне, существовавший как посольская церковь с 1716 года. За время существования сменял несколько адресов и в настоящее время расположен в здании бывшей англиканской церкви Всех святых.

После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников Карловацкого Синода и Западноевропейской епархии. Службы совершались попеременно.

В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского Патриархата.

В 1945 году вместе со всем Западноевропейским экзархатом воссоединился с Московским Патриархатом и оставался в его ведении после ухода большинства приходов экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов (+ 1950).

В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум) , назначенный духовником православно-англиканского содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне.

К тому времени Успенский приход был уже не единственным на территории Великобритании. Так, в Оксфорде по инициативе Н. Зернова был создан православный русский центр - "Дом святых Григория и Макрины". Оксфорд стал центром содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. Появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами.

В 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата. Епископом Сергиевским стал Антоний (Блум) .

10 октября 1962 года образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского.

Архиереи

Статистика

Самая малочисленная епархия Русской Церкви, на 2003 год: в епархиальном избирательном списке — 1122 человека, из них в Лондоне — 333; около 25 приходов и малых общин (только Лондон и Оксфорд имеют более ста прихожан); клирики (23 священника и 9 диаконов, 5 из них имеют русские корни, и единицы — богословское образование); монастырей в епархии нет.

На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число - 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 - частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям.

Викарные епархии

Керченская

Сергиевская

Использованные материалы

http://www.sourozh.org/web/Russian_Welcome &useskin=russian

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2807

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-surkor.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕПАРХИЯ в Словаре церковных терминов:
    (греч. область) - церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, …
  • ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епархия (греч. область) — церковно-административная единица. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов …
  • ЕПАРХИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. eparchia) в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем …
  • ЕПАРХИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греческое eparchia), церковно-административная территориальная единица в православной, католической, англиканской церквах, возглавляемая епископом. В Киевской Руси деление на Е. было осуществлено …
  • ЕПАРХИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    название единицы гражданско-административного подразделения в Греко-Римской империи. Константин Великий разделил империю на четыре префектуры, из которых каждая подразделялась на несколько …
  • ЕПАРХИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. В православной церкви: округ управляемый архиереем. Епархиальный - относящийся к епархии, епархиям. Это не моя епархия (разг.) - …
  • ЕПАРХИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Церковно-администра-тивная территориальная единица, управляемая архиереем. * Это уже по другой епархии (разг.) - в чьем-н. другом ведении, …
  • ЕПАРХИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕП́АРХИЯ (греч. eparchia - властвование, начальствование), в правосл. церквах церк.-адм. терр. единица во главе с архиереем (епископом, архиепископом, …
  • ЕПАРХИЯ
    ? название единицы гражданско-административного подразделения в Греко-Римской империи. Константин Великий разделил империю на четыре префектуры, из которых каждая подразделялась на …
  • ЕПАРХИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    епа"рхия, епа"рхии, епа"рхии, епа"рхий, епа"рхии, епа"рхиям, епа"рхию, епа"рхии, епа"рхией, епа"рхиею, епа"рхиями, епа"рхии, …
  • ЕПАРХИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. В православной церкви: округ, управляемый архиереем (епископом). [Папа] Адриан II, стремясь сохранить под своим контролем моравские земли, создал …
  • ЕПАРХИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. eparchia) церковно-административная территориальная …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. eparchia] церковно-административная территориальная …
  • ЕПАРХИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Церковно-административная территориальная единица; округ, управляемый архиереем. 2) перен. разг. Сфера деятельности, находящаяся в чьем-л. …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    еп`архия, …
  • ЕПАРХИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    епархия, …
  • ЕПАРХИЯ в Орфографическом словаре:
    еп`архия, …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем Это уже не моя е. (перен. : не моя область, не в моем ведении; разг. …
  • ЕПАРХИЯ в Словаре Даля:
    жен. , греч. вообще область, под управленьем епарха муж. правителя; ныне область, край, управляемый, по делам духовным, архиереем; ведомство его. …
  • ЕПАРХИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. eparchia), в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем …
  • ЕПАРХИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    епархии, ж. (греч. eparchia) (церк. офиц.). Церковно-административная единица; округ, управляемый …
  • ЕПАРХИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    епархия ж. 1) Церковно-административная территориальная единица; округ, управляемый архиереем. 2) перен. разг. Сфера деятельности, находящаяся в чьем-л. …
  • ЕПАРХИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Церковно-административная территориальная единица; округ, управляемый архиереем. 2. перен. разг. Сфера деятельности, находящаяся в чьем-либо …
  • ЕПАРХИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем; округ (в православной церкви) . II ж. разг. Сфера или место …
  • ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туровская и Мозырская епархия Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Адрес епархиального управления: Белоруссия, 247760, …
  • ТОБОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тобольская и Тюменская епархия Русской Православной Церкви Епархиальное управление: Россия, 626100, г. Тобольск, Тюменской …
  • ОДЕССКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Одесская и Измаильская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина, 65023, г. Одесса, …
  • ЛУЦКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Луцкая и Волынская епархия Украинской Православной Церкви Епархиальное управление: Украина, 43016, Волынская обл., г. Луцк …
  • КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Киевская епархия Украинской Православной Церкви Епархиальное управление: Украина, 01015, Киев, ул. Январского восстания, 25, …
  • БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Белгородская и Старооскольская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 308000, г. Белгород, ул. …
  • АЛЯСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ситкинская, Анкориджская и Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке. Епархиальная канцелярия: PO Box 210569, Anchorage …
  • СТЕФАН СУРОЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Исповедник (VIII в.), архиепископ Сурожский, святитель. Память 15 декабря Святитель был родом …
  • СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина, 95001, Крым, г. …
  • СЕРГИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергиевское викариатство Сурожской епархии Русской Православной Церкви (недейств.). Первоначально было учреждено в начале 1920-х годов как …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Западноевропейский Экзархат Русской Православной Церкви (недейств.). История Западноевропейский экзархат ведёт свою родословную от приходов, сформированных беженцами …
  • ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список епархий Русской Православной Церкви по современному состоянию Россия Московская Абаканская Анадырская Архангельская Астраханская Барнаульская Белгородская …

  • или Сурожская (реже), епархия — названная так по древнему городу Сугдею (впоследствии Солдаи и Судак, в Крыму), основана, быть может, …
  • СУГДЕЙСКАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или Сурожская (реже), епархия? названная так по древнему городу Сугдею (впоследствии Солдаи и Судак, в Крыму), основана, быть может, …

Сугдейская (Сурожская епархия) — древняя средневековая епархия Крыма Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Кафедра располагалась в областном городе Сугдея (Солдайя, Сурож) – нынешний Судак. Образовавшись с начала VIII века (конца VII), епископский удел просуществовал 8 столетий, вплоть до конца XVI столетия.

Судак

Епархия, как сам город и вся область получили свое название по племени, заселившему эти края – сугдов. Сугды восходят к зихам – прямыми прародителями адыгов, черкесов и абхазов. На Таврический полуостров они переселились из Синдики, что на Тамани. Таким образов, сформировался так называемый «Зихийский диозец» – церковно-административная область, своего рода большая митрополия, в которую входили епархии Прикавказья, Керченского полуострова Крыма и Тамани.

О создании епархии известно Сугдейского синаксаря, в котором описывается житие преподобного Стефана Сурожского. Святитель Стефан был поставлен в архиепископы Сугдеи решением патриарха Гермогена. Указывается, что до этого поставления лишь один предшественник занимал архиепископскую должность. Так или иначе, а к середине VIII века уже существовала Сугдейская архиепископия с правами автокефалии. Таким образом, Сурожская епархия получила новый статус. Первые епископские печати датируются описываемым веком.

Святой Стефан Сурожский (Сугдейский) участвовал в последнем Вселенском Соборе – Седьмом, который проходил в Константинополе – столице Византийской империи в 787 году, по поводу ереси «иконоборчества» и православного иконопочитания. Его подпись стоит под оросом Собора.

Сурожская епархия упоминается в нотициях Константинопольского Патриархата. Так, в X веке при патриархе Николае Мистике и императоре Льве Мудром, она стоит на 47 месте после Боспорской автокефальной архиепископии.

Кафедральным храмом была базилика Святой Софии – Премудрости Божией.

Данных о Сугдейской епархии сохранилось куда больше, нежели Боспорской, например, или Фулльской. Возможно, это связано с тем, что генуэзцы, позже овладевшие Сугдеей, многие записи увезли в Италию, и там они сохранились. Тоже самое было и с греческим городом в Балаклавской бухте у крепости Чембало.

Сурожская епархия, иерархи

Записи тех веков донесли до нас имена следующим шести архиепископов Х-ХII веков: Константин (подписывал соборный акт в 997), Арсений (поставил подпись на патриаршем акте в 1026 году), Евфимий, Петр, Климент и Захария.

В середине ХII столетия к Сугдейской епархии, находящейся в более важном административном центре, была присоединена епархия уже потерявшего свои высокие позиции города Фулл — Фулльская . Архиепископ стал именоваться «Сугдейским и Фулльским».

А том же веке произошло одно очень интересное событие: город был захвачен татарами. Но вместо расправы, многие из завоевателей крестились в православную веру.

В конце XIII – начале XIV века Сугдо-Фульская архиепископия возвышается до ранга митрополии. Епархия была богатой и «обильной».


Генуэзская крепость в Судаке

В конце XIV века, Сугдея попадает под власть колонистов-генуэзцев , и это приводит к упадку города, поскольку рядом возрос и обосновался другой, не менее знаменитый город, – Кефа (или Кафа, нынешняя Феодосия).

В 1475 году весь Крымский полуостров был захвачен турками-османами. При защите генуэзской крепости, произошло практически поголовное истребление жителей города и окрестностей. Это привело обескровленную епархию к полному упадку.

По сути, последние митрополиты были здесь лишь в конце XV века. Ещё столетие были присылаемы архиереи из Константинополя для экзаршего управления приходами, но не как наместники. К концу XVI столетия приходы епархии были поделены между Кафской и Готской кафедрами в виду полного одичания оной, из-за разорения и репрессий со стороны новых господ. Епархия прекращает свое существование в 1578 году.

Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом

Православие важнее, чем русскость

В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью «для своих», отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который «открыл» православие англичанам.

Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей - праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним.

У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием.

Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний.

В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. «Когда я приехал сюда, - вспоминал владыка, - меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке».

Английский язык пришлось выучить. Иеромонах Антоний взялся за дело со всей присущей ему энергией и спустя немного времени начал проповедовать по-английски, к православию стали проявлять интерес и представители других конфессий. В результате миссионерской работы о. Антония количество православных приходов в Англии выросло настолько, что было принято решение образовать на Британских островах отдельную епархию Московского Патриархата.

Где в Англии Сурож?

Английская православная епархия называется «Сурожская», хотя Сурож - это древнее название крымского города Судак. В этом случае также не последнюю роль сыграла дипломатичность владыки Антония. Когда ему дали титул епископа Лондонского, он подумал, что это может ему создать проблемы во взаимоотношениях с англиканами, у которых уже имелся свой Лондонский епископ. И тогда было решено назвать новую зарубежную епархию именем существовавшей в древности, но не действующей епархии. В Русской Церкви обычно принято выбирать из старых епархий, образованных в Крыму еще во времена Византии. Так, например, епархия, действующая на территории Франции и Италии называется «Корсунская». А в Англии - стала Сурожская.

Как подлинный миссионер, митрополит Антоний старался сделать так, чтобы в храме могли молиться православные из разных стран. И сегодня во многих соборах Англии православная Литургия служится на нескольких языках: в основном на английском, но какие-то молитвы поются по-славянски, а какие-то по-гречески. Нет и православного «дресс-кода»: кто-то из женщин повязывает платок, кто-то нет. И если женщина зайдет в храм в брюках, и даже в шортах, никто не сделает ей замечания.

По инициативе владыки во многих храмах открылись детские воскресные школы, а летом приходских детей обязательно вывозили на природу, в летний лагерь. Опыт совместного бытия в лагере был бесценным. Ведь далеко не всех детей еженедельно водили в храм — нередко до ближайшего православного храма надо было ехать больше 100 км.

Летний лагерь стал доброй традицией. А уж как англичане относятся к своим традициям, хорошо известно: и сейчас в лагере работают те, кто ездил туда в детстве, а те, кто приезжает отдыхать, наслышаны о лагере от своих пап и мам. В течение нескольких десятилетий лагерь старались проводить при любом стечении обстоятельств. А складывались они по-разному. У лагеря никогда не было своего собственного места. В этом смысле Англия не Россия - тут где попало палатки не разобьешь.

Приходилось арендовать территорию. Пользовались и чьей-то благотворительностью, которая по воле случая вдруг заканчивалась, и надо было срочно искать новые варианты размещения. Лагерь был устроен очень мобильно. Интересно, что и сегодня еще в ходу те самые неснашиваемые легкие армейские палатки и слегка потертые от времени, цветные пластиковые кружки.

Последние несколько лет лагерь организует настоятель Оксфордского храма Св. Николая, протоиерей Стефан Платт, вместе со своей матушкой Анной. Лагерь в честь преподобного Серафима Саровского называется St. Serafim Orthodox Youth Camp.

Не «чисто английский» лагерь

Сегодня многие православные дети в Англии - эмигранты в первом поколении. В основном это наши соотечественники из Прибалтики, чьи родители, получив Шенген, приехали искать лучшей судьбы на Туманном Альбионе. Есть и питерцы, и москвичи. Большей частью это творческая элита: музыканты, ученые, спортсмены.

Уже через пару лет жизни и учебы в Великобритании дети начинают говорить по-английски также свободно, как и по-русски. Малыши даже отдают предпочтение английскому, как более простому. Конечно, в лагере никто не контролировал, на каком языке говорят дети между собой, но все мероприятия, в особенности церковные, были на английском. Связано это было с тем, что многие дети знают язык довольно поверхностно, на бытовом уровне, и когда они приходят в храм, слова богослужения, которые переложены не на современный, а на староанглийский, им непонятны. Чтобы разъяснить это, а также вообще познакомить детей с основами православия, в лагерный распорядок дня включены церковные «уроки», которые проводили о. Стефан со старшими детьми и матушка Анна с младшими.


Многое в лагере сегодня устроено так, как изначально было при владыке Антонии. Например, особое молитвенное правило. Утром кроме основных молитв читается Евангелие, и часто бывает так, что Евангельский сюжет как раз задает тему для «урока», который обычно проводится после завтрака и уборки лагеря.

«Почему детям скучно ходить в храм?» - задал о. Стефан детям вопрос на одном из первых занятий. И внимательно выслушав ответы, подытожил: «В храме бывает также скучно, как и в школе, когда ты не понимаешь материал». Батюшка во время занятий постоянно ведет диалог с детьми, все объясняет, показывает, вплоть до того, что для одного из занятий были специально изготовлены «тренировочные» просфорки, и отец Стефан с «ассистентами» демонстрировал, что происходит с ними в алтаре во время литургии.

Выбор

В «пище духовной» у нас с православными в Англии больше общего, чем в «пище земной». В вопросах питания мы чаще руководствуемся интересами пользы, для них же пища - скорее источник радости. К идее здорового питания англичане безразличны. Жидкую горячую пищу, вроде супа, они едят только зимой. А уж какой должен быть желудок, чтобы переварить их жареный бекон! После такой диеты неудивительно, что они спокойно позволяют детям потреблять колу и чипсы. В то же время всю приготовленную в лагере еду, напоминающую меню сетевых ресторанов, дети съедали дочиста, да ещё посвящали повару стихи за пиццы и лазаньи.

При этом порой предлагался достаточно пестрый набор блюд, так что сориентироваться в нем при быстро идущей очереди было непросто. И в этом, кстати, есть педагогический момент - детей целенаправленно учат, что ты должен не просто взять то, что тебе предлагают, а подумать и подобрать что-то наиболее подходящее - а выбор, как известно, требует определенных усилий.

Кстати, такой же подход был и в организации всех мероприятий: ты мог заняться рукоделием, а мог поиграть в футбол на стадионе, мог пойти в бассейн с вожатыми, или отправиться с батюшкой на ферму за клубникой. Возможно, такой стиль продиктован еще и тем, что в Англии нет чего-то единого, вовек неизменного, начиная от традиций питания, и заканчивая вопросами государственного устройства и веры: во всем ощущается гибкость решений.

Возможно, заставляя детей с детства постоянно выбирать между яичницей и овсянкой, их готовят к тому, что в жизни они будут все время находиться в состоянии выбора. Кстати, именно так многие англичане обрели православие: не просто потому, что оно перешло к ним по наследству от предков, а потому, что они осознанно его выбрали.

После «сурожской смуты»

Архиепископ Елисей - первый русский епископ, назначенный на сурожскую кафедру после смерти владыки Антония - этим летом приехал в гости в Свято-Серафимовский лагерь. За некоторое время до его назначения в епархии развернулись события, получившие название «сурожской смуты».

Незадолго до своей смерти митрополит Антоний сложил с себя обязанности управления епархией. Управлять всем стал его викарий, рукоположенный им епископ Василий (Осборн). Владыка Василий считал себя преемником владыки Антония, и очень опасался, что Московская Патриархия пришлет своего клирика на митрополичью кафедру в Лондон. Чтобы избежать этого, после смерти митрополита Антония владыка Василий решает перейти в Константинопольский патриархат, чтобы быть независимым от Москвы. Но Патриарх Алексий II не дал на это согласия. А патриарх Константинопольский, наоборот, выразил готовность принять под свое крыло новую епархию. Таким образом, произошел раскол, повлекший за собой не только моральные, но и материальные потери для православных в Англии. Многие священники и миряне потеряли храмы, в церкви, как в семье при разводе, начался раздел имущества. Организатору лагеря о. Стефану Платту, который остался в подчинении Москвы, пришлось в течении нескольких лет арендовать разные помещения в Оксфорде для совершения богослужений. Только недавно Оксфордский приход обрел свое постоянное место. Им стал старый храм, купленный на средства прихожан, не без помощи русских меценатов. Храм освятили в честь свт. Николая Чудотворца.


Хотя все эти события «отгремели» сравнительно недавно, англичане не очень любят о них вспоминать. Скорее они готовы радоваться тому, что сегодня снова обрели мир. Характерно, что и раскол, и принадлежность к разным поместным церквам не являются здесь помехой для общения православных христиан друг с другом. В лагере отдыхают прихожане Элладской и других церквей. Это как раз соответствует тому духу приятия, который в течение стольких лет объединял прихожан вокруг митрополита Антония Сурожского.

Благодаря готовности «отворить двери стучащемуся» попадают в лагерь и прихожане из России - удивляются, насколько спокойной и мирной может быть жизнь детского коллектива. Если бы меня спросили, какое слово чаще всего звучало в лагере, я бы, не задумываясь, ответила: «сорри» (извините). Кто-то задел кого-то - «сорри». Кто-то что-то не то сделал, не так сказал, неудачно повернулся - «сорри, сорри, сорри». Конечно, в большинстве случаев это была пустая формальность. Но она удивительным образом смягчала трения между детьми.

В том, что над лагерем есть покров преподобного Серафима Саровского, мы могли убедиться воочию: в день его памяти над лагерем раскинулась со всю ширь и долго стояла в небе яркая многослойная радуга.

История Русской Православной Церкви в Великобритании уходит корнями в 1716 год, когда русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук.

В настоящее время в Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.

Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий.

В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).

Параллельно с Сурожской епархией в Великобритании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick)- единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.

Официальный сайт Русской Православной церковь за рубежом:

http://www.synod.com

Епархия Великобритании и Ирландии РПЦЗ.

http://www.rocor.org.uk

Официальный сайт Сурожской Епархии Московского Патриархата:

http://www.sourozh.org/

Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в Лондоне , приход Русской Православной Церкви за рубежом.

В храме службы, как правило, проходят на церковно-славянском и, частично, на английском языке. Проповеди на воскресной Божественной Литургии читаются на русском языке с синхронным переводом на английский, или на английском языке с переводом на русский.

http://www.russianchurchlondon.org/

Кафедральный собор Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне , приход Сурожской Епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви, расположен по адресу: 67 Ennismore Gardens, London, SW7 1NH

http://www.sourozh.org/

Приход во имя святителя Кентигерна в Глазго является одним из наибольших по численности приходов Сурожской епархии. Богослужения совершаются на церковно-славянском языке с включением чтений и песнопений на английском языке. Приход придерживается старинного юлианского церковного календаря, принятого повсеместно в храмах Московского Патриархата.

http://kentigern.squarespace.com

Русское Православное сообщество в Глостершире и Котсволде Русской Православной Церкви за рубежом.

Email: [email protected]

Phone: 07957 345 188 (English) or 0778 3278457 (Russian)

http://www.russianchurchcheltenham.org.uk

Приход Русской Православной Церкви За рубежом в Кардифе . Священник – протоиерей Собора Успения в Лондоне отец Владимир Вильгерт. Божественная Литургия совершается один раз в месяц в субботу в 9.30

http://www.russianorthodoxchurchcardiff.co.uk/

Русская Православная Церковь в Северной Англии Сурожской Епархии Русской Православной Церкви:

Приход в честь св. равноапостольных Константина и Елены в г. Йорке

Приход в честь св. равноапостольных Константина и Елены в г. Йорке был создан в октябре 2011 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 новообразованный приход был включен в состав Сурожской Епархии Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии.

Настоятелем прихода является священник Русской Православной Церкви протоиерей Геннадий Андреев.

Приход в честь Блаженной Ксении Петербургской в Лидсе

Приход в честь Рождества Христова в Кингстон-апон-Халл

Божественная литургия в приходе в честь Рождества Христова в Кингстон-апон-Халл совершается в третью субботу каждого месяца в 10:00 часов утра.

За дополнительной информацией обращаться к старосте прихода по телефону: 07833646089, 01482348984

Приход в честь святого Георгия Победоносца в Ньюкасл-апон-Тайн

Божественная литургия в приходе в честь святого Георгия Победоносца в Ньюкасл-апон-Тайн совершается в третью субботу каждого месяца в 9:00 часов утра.

За дополнительной информацией обращаться к старосте прихода по телефону: 07769219442, 01912525869

Приход Сретения Господня в Брадфорде

Службы в Русском Православном Приходе Сретения Господня в Брадфорде проводятся отцом Геннадием в четвёртую субботу каждого месяца в 10:00 часов утра. Во время Богослужения можно исповедоваться, причаститься. Можно купить свечи, подать записочки, а также совершить другие православные таинства.

http://russianorthodoxchurch.co.uk

Православный приход всех Британских и Ирландских Святых в Бирмингеме

Приход является частью Сурожской епархии Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии (Московская Патриархия). Правящий архиерей епархии - архиепископ Сурожский Елисей. Викарный архиерей епархии - архиепископ Керченский Анатолий.

Приход охватывает православных людей разных национальностей. Богослужения проходят преимущественно на церковнославянском языке.

http://www.birmingham-sourozh.org.uk

Православный приход Святой Животворящей Троицы в Бристоле

Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии

Приход является частью Сурожской епархии Русской православной церкви Великобритании и Северной Ирландии(Московская патриархия). Возглавляет Сурожскую епархию Архиепископ Сурожский Елисей. Приход молитвенно связан с Зачатьевским женским монастырём в Москве. Приходской священник отец Михаил Гоголеф.

В приходе молятся православные христиане разных национальностей. Богослужения совершаются на английском и русском (церковно-славянском) языках. Службы проходят в Католической церкви St John Fisher в районе Бристоля Френчи (Frenchay).

http://www.bristol-sourozh.org.uk

Ставропигиальный приход Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь, Московский Патриархат в Манчестере

Уже более 60 лет этот храм является местом, где открывается жизнь духовная, тот путь, которым человеческая душа может приблизиться к Богу.

Покровительницей храма является Пресвятая Матерь Божия, созывая под кров своей милости, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых.

http://www.pokrovchurch.co.uk/

Приход Новомучениц Елизаветы и Варвары. Русская Православная церковь, Сурожская Епархия

Богослужения проходят в церкви St Mary the Virgin, Abbotsbury, Newton Abbot, Devon.

http://www.sourozhdevon.org/

Приход Русской Православной церкви юго-восточного церковного округа Сурожской Епархии Св.Николая Чудотворца в Оксфорде

http://www.stnicholas-oxford.org/

Русская Православная церковь Св.Анны, Нортхемптон

https://sites.google.com/site/orthodoxnorthampton/

Православное сообщество Св.Антония

Православное сообщество Св.Антония Сурожской Епархии Московского Патриархата.

Божественная Литургия проводится ежемесячно, обычно в третье воскресенье месяца, в St Mary"s Church, Welsh Newton, между Hereford и Monmouth.

http://www.communigate.co.uk/here/orthodox/index.phtml

Русская Православная Церковь Сурожской Епархии Московского Патриархата В East Midlands . Службы проводятся в Ноттингеме, Дерби, Ньюарке.

http://www.orthodoxeastmidlands.co.uk/

Русская Православная Церковь Сурожской Епархии Московского Патриархата в Дорсете . Службы проходят в St Bartholomew"s Church в Shapwick, возле Wimborne один раз в месяц, как правило, в третью субботу месяца. После службы у прихожан есть возможность поучаствовать в чаепитии и поговорить со священником - отцом Максимом Никольским.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации