О богословском образовании для мирян. Богословские курсы

2. Устройство храма 3. Облачение

На 3 курсе предполагается написание дипломной работы. Слушатель может по желанию выбрать либо выполнение практической работы, либо освещение теоретического вопроса по одной из изучаемых дисциплин. Объем письменной работы 50-60 печатных страниц. При выполнении дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями .

I . Руководство Богословскими курсами.

Приходские Богословские курсы являются подразделением Перловского Духовно-просветительского центра при храме Донской иконы Божией Матери и находятся в ведении Директора Перловского Духовно-просветительского центра, назначаемого Настоятелем храма и подотчетным ему. Директору помогает Заместитель по учебной работе, а также старосты первого, второго и третьего курсов, назначенные Директором с согласия большинства слушателей.

II . Цель Богословских курсов.

Цель Богословских курсов - введение человека в жизнь Церкви, формирование православных представлений и систематических знаний о Боге, мире, человеке, духовной жизни во Христе.

III . Прием на Богословские курсы и отчисление.

На Богословские курсы принимаются как православные христиане, так и лица, готовящиеся ко вхождению в Церковь - старшеклассники, студенты и взрослые без ограничения по возрасту.

Прием на Богословские курсы осуществляется перед началом учебного года после собеседования с Настоятелем храма и (или) Директором Центра. При этом желающий поступить на Курсы, лично заполняет анкету установленного образца, содержащую необходимые сведения (ФИО, дата и место рождения, образование, место работы, место проживания, контактная информация, день Ангела). Таким образом, подписывая анкету, поступающий на курсы выражает свое согласие на обработку необходимой минимальной информации о себе.

К обучению на курсах допускаются также вольные слушатели . Они не обязаны посещать все занятия, сдавать зачеты и экзамены. По окончании обучения им выдается лишь свидетельство-справка о том, что был прослушан курс богословских дисциплин. Если вольный слушатель желает получить свидетельство об окончании Богословских курсов, он должен поэтапно сдать все предусмотренные программой зачеты и экзамены, а после них – подготовить выпускную работу в соответствии с общими требованиями, изложенными ниже.

Отчисление из числа слушателей Богословских курсов до окончания обучения осуществляется приказом Директора Центра в следующих случаях:

Грубые нарушения дисциплины и правил приличия, в т.ч. совершение действий, недостойных для православного христианина;

Пропуски более 50% занятий в семестре без уважительной причины.

IV . Организация образовательного процесса.

В течение учебного года на занятиях организуются и проводятся семинары, на которых слушатели выступают со своими сообщениями по изучаемым вопросам. По отдельным предметам слушатели пишут рефераты, а в конце каждого семестра сдают зачеты и экзамены.

Образовательный процесс на Богословских курсах осуществляется на основе учебных программ и учебного плана, разработанных руководством и преподавателями Богословских курсов.

Процесс обучения включает в себя освоение основной теоретической программы, а так же самостоятельную внеаудиторную работу с предлагаемой преподавателем литературой.

Обучение предполагает трёхлетнюю программу.

В настоящее время на Богословских курсах преподаются следующие дисциплины:

1. Основы вероучения Православной Церкви (I курс);

2. Догматическое богословие (II - III курс);

3. Апологетика (III курс);

4. Ветхий Завет: библейская история и археология (I - III курс);

5. Введение в Новый Завет (I - III курс);

6. Литургика (Ведение в Православное Богослужение) (I - III курс);

7. Церковно-славянский язык (I - II курс + III курс – библейская поэтика и церковная традиция истолкования Псалтири);

8. История древней Церкви (I - II курс);

9. История Поместных Православных Церквей (III курс);

10. История мировых религий (III курс);

11. Сравнительное богословие и сектоведение (II курс);

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (II курс);

13. Введение в православную педагогику (III курс);

14. Введение в православную психологию (III курс);

15. Греческий язык (факультативно) (II - III курс);

16. Церковное пение (факультативно) (I - III курс).

Каждый учебный год делится на два семестра, которые заканчиваются зачетно - экзаменационной сессией.

Обязательным условием обучения является сдача зачёта или экзамена по каждому предмету изучения в конце каждого семестра на каждом курсе обучения. Вид, содержание, объем, и правила сдачи зачёта–экзамена определяется преподавателем с согласованием с Директором Центра.

Результаты зачётно - экзаменационных сессий фиксируются преподавателями дисциплин в соответствующих ведомостях и учебном журнале.

Староста курса ведёт журнал, в котором преподаватели записывают темы занятий, выставляют оценки зачетно - экзаменационной сессий и отмечает посещаемость занятий слушателями.

В рамках процесса обучения проводятся учебно-просветительские поездки к православным святыням, организовываются факультативные занятия, просмотры фильмов, конференции, круглые столы, реализуется участие в издании приходской газеты, развитии храмового интернет-сайта и библиотеки, социальном церковном служении, организуются праздничные вечера.

В основе такого комплексного подхода к преподаванию лежит стремление не только дать систематическое богословское образование, но и создать круг живого общения на приходе, сделать приходскую жизнь максимально содержательной и интересной.

V . Правила обучения.

Учебный год начинается в первую неделю октября. Точная дата начала занятий определяется руководством курсов. На странице сайта Донского храма ( ), выделенной для Духовно-просветительского центра, размещается учебный календарь.

Началу первого занятия предшествует молебен и общее собрание слушателей в актовом зале Духовно-просветительского центра.

Устные ответы слушателя курсов на экзаменах оцениваются по стандартной пятибалльной системе. Если слушатель получил неудовлетворительный балл, он имеет право пересдать экзамен в сроки, установленные администрацией Богословских курсов.

VI . Расписание занятий.

Преподавание ведется в воскресные и вечернее время будних дней.

Расписание занятий составляется в начале учебного года руководством Богословских курсов по согласованию с преподавателями и вывешивается на интернет-странице Курсов и на стенде Центра.

Продолжительность одного занятия составляет 50 минут. Время перемены между занятиями составляет 10 минут и после третьего занятия перемена с 15.50 до 16.10 - чай в трапезной.

Зимняя сессия проходит в первые две недели после Рождественских каникул, весенняя – в мае (в соответствии с учебным календарём). Пересдача экзаменов зимней сессии – до конца февраля, весенней – до конца октября. Если слушатель не сдал экзамены в установленные сроки, он переводится в разряд: «вольнослушатель», без права сдачи дальнейших экзаменов по этим предметам. По тем предметам, по которым у вольнослушателя задолженности нет, он может сдавать экзамены по собственному желанию.

Если при третьей пересдаче в присутствии комиссии, возглавляемой Директором Центра, слушатель получает неудовлетворительный балл, то также следует его перевод из состава «слушатели» в «вольнослушатели».

На время сессий составляется особое расписание по согласованию с преподавателями и руководством Богословских курсов; оно доводится до сведения всех слушателей через старост и размещается на стенде в здании Духовно–просветительского центра.

VII . Выпуск с Богословских курсов.

В конце каждого курса староста подводит итог: составляет итоговые ведомости особого образца и списки:

  • слушателей, закончивших год без академических задолженностей,
  • слушателей, закончивших год с академическими задолженностями,
  • вольных слушателей.

Эти списки утверждаются Директором Центра и вывешиваются на стенде Центра.

Слушатели, закончившие 3 года обучения без академических задолженностей, допускаются к сдаче комплексного экзамена: «Богословский минимум» и заканчивают обучение написанием выпускной работы. Слушатель может по желанию выбрать либо выполнение практической работы (например, подготовку пособий, в т.ч. компьютерных и мультимедийных), либо освещение теоретического вопроса по одной из изучаемых дисциплин.

Готовясь к защите выпускной работы, слушатель обязан выступить с докладом по теме работы на ежегодной весенней Богословской конференции Перловского Духовно-просветительского центра, пройти предзащиту и сдать «Богословский минимум».

Предзащита работ и комплексный экзамен «Богословский минимум» проводится в конце августа. Защита и выпуск – в первых числах сентября.

Слушатели, защитившие выпускную работу, в торжественной обстановке после Божественной литургии и благодарственного молебна получают свидетельство об окончании Богословских курсов с приложением, в котором указаны все изученные предметы, количество часов, полученные оценки, тема и профиль защищенной работы. Вольнослушатели получают справку-свидетельство о том, что они прослушали курс наук на 3-х годичных Богословских курсах.

VIII . Материальное обеспечение Богословских курсов.

Занятия проводятся в актовом зале и аудиториях Перловского духовно-просветительского центра.

Материальное обеспечение функционирования Богословских курсов осуществляется за счет добровольных пожертвований слушателей Курсов и прихожан Донского храма.

«Ныне Русская Православная Церковь переживает свое второе рождение. Всюду возводятся новые храмы, открываются монастыри, возобновляется церковная жизнь. Поэтому мы смотрим на вас, как на будущих катехизаторов, преподавателей, проповедников, несущих Благое Слово в наше разделенное общество».

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с учащимися Саввинских богословских курсов 16 декабря 2001 года.

Начало духовным школам в Саввинской обители положила еще императрица Екатерина II. В 1775 году именным указом она повелела быть семинарии в здании Дворца Алексея Михайловича Романова. И вплоть до трагических событий начала XX века при монастыре действовало Духовное училище.

Понимая потребность Русской Церкви в религиозно образованных мирянах и поддерживая желание многих прихожан не просто посещать храм Божий, но глубоко и всесторонне изучать веру отцов и учение Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II в 1999 году благословил открытие при Саввино-Сторожевском монастыре Богословских курсов, носящих имя преподобного Саввы.

Занятия на Саввинских богословских курсах ведут выпускники Московской духовной академии и Московской духовной семинарии, преподаватели высших учебных заведений Москвы. В конце каждого семестра учащиеся сдают экзамены по пройденному материалу.

С учащимися встречаются ученые, профессора, академики и просто люди интересной судьбы. Они читают лекции, делятся воспоминаниями.

Предполагаются совместные паломничества по святым местам необъятной Руси как неотъемлемая часть духовного образования. Возможно, станет доброй традицией посещение храмов и музеев Московского Кремля, Церковно-археологического кабинета и Филаретовских вечеров в Московской духовной академии.

Требование к поступающим .

На курсы принимаются лица православного исповедания от 17 лет. От поступающих требуется искреннее желание получить и систематизировать духовное образование, навыки церковной жизни. Поступающие должны пройти собеседование. Желательно получить письменное или устное благословение на обучение от приходского священника или духовника. Собеседование будет проходить 6 и 7 октября 2014 года. Начало собеседования в 18:00, во Дворце Алексея Михайловича, в аудитории №1.

Начало занятий с 13 октября 2014 года. Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25. Срок обучения — 3 года. Обучение бесплатное.

Обучение на курсах имеет целью дать верующим — в основной массе своей людям недавно воцерковленным — начальные знания о Православном вероучении, святоотеческих творениях, истории Церкви. Поэтому на курсах изучают основополагающие богословские дисциплины, программа преподавания которых ориентирована на курс Московской духовной семинарии.

При обучении в духовных учебных заведениях необходимо осознавать, что усвоение богословских дисциплин будет успешным, плодотворным и спасительным только в том случае, если человек регулярно посещает богослужения, приступает к церковным Таинствам, ведет благочестивый образ жизни.

На Саввинских курсах изучается 11 богословских дисциплин, среди которых, в том числе:

Священное Писание Нового и Ветхого Завета — центральный предмет для каждого христианина. Наряду с историей возникновения и развития Ветхозаветной и Новозаветной Церкви в рамках предмета слушатели знакомятся со святоотеческими толкованиями на Священные книги, с опытом осмысления Священных текстов предшествующими поколениями христиан. Подробное знание текстов Библии и святоотеческих комментариев к ней — необходимое условие для правильного понимания слов Спасителя и Его апостолов.

Догматическое богословие — предмет, знакомящий с основами догматического учения Церкви. Каждый догмат находит обоснование в Священном Писании, поэтому слушателей учат хорошо ориентироваться в текстах Библии, а наиболее важные цитаты заучиваются наизусть.

Патрология — наука, изучающая жизнь и творения святых Отцов — то, что в Православии именуется Священным Преданием. Церковь считает неблагоразумным закрывать глаза на те свидетельства жизни во Христе, которые дошли до нас в сочинениях христианских писателей. В них мы находим поучения, идущие от сердца, озаренного Божественной благодатию, тонкое знание психологии и слабости человека в борьбе за богозданную чистоту сердца, предостережения от возможных ошибок людей, на собственном опыте узнавших благость ига Христова.

Литургика . Богослужение в Христовой Церкви появилось тогда, когда Господь Иисус Христос на Тайной Вечери совершил первое Таинство Евхаристии. С тех пор прошло две тысячи лет, которые не могли не наложить отпечаток на чинопоследование как этого Таинства, так и прочих богослужений. Оскудело ли из-за этого православное богослужение? Безусловно, только обогатилось, стало более продолжительным, осмысленным, обращенным к конкретным нуждам человека. В рамках курса Литургики — история развития богослужения, чинопоследование служб, смысл и значение священнодействий.

Сравнительное богословие — освещает историю возникновения и вероучительные заблуждения христианских конфессий, в разное время отколовшихся от Апостольской Церкви. К сожалению, за 2000-летнюю историю христианский мир не сохранил единства. И важно понимать причины появления еретических учений и расколов, уметь на основе Священного Писания давать критический анализ сектантским заблуждениям.

Основное богословие, История Русской Церкви, Общецерковная история, Нравственное богословие, Катехизис.

ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРИЗЫВАТЬ ЗНАНИЕ И ВЗЫВАТЬ К РАЗУМУ;

ЕСЛИ БУДЕШЬ ИСКАТЬ ЕГО, КАК СЕРЕБРА,

И ОТЫСКИВАТЬ ЕГО, КАК СОКРОВИЩЕ,

ТО УРАЗУМЕЕШЬ СТРАХ ГОСПОДЕНЬ И

НАЙДЕШЬ ПОЗНАНИЕ О БОГЕ.

(Притчи Соломона 2: 3-5)

История богословского образования довольно древняя. Образование для всех, не только для священнослужителей и церковно-служителей, было обязательным условием для того, чтобы человек получил право называть себя христианином. Духовное образование, вмещающее в себя истины веры и понимание личного пути христианина, люди получали во время огласительных бесед. Это были не просто 1-4 беседы с желающими принять крещение. Это был целый период в жизни человека, когда он постепенно входил в жизнь Церкви, когда осознанно готовился к новой жизни. В отдельных городах римской империи (Эдессе, Александрии…) существовали даже огласительные школы.

Постепенно практика оглашения стала более формальной и даже частично утратилась. Люди, по преимуществу, крещенные с детства, должны были быть наставляемы в вере своими родителями – так богословские знания передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе как живую веру, так и предрассудки, искажения, накопленные многими поколениями. но была еще одна форма просвещения – проповеди священника в храме. Но, поскольку, уровень образования священников был очень разным, то и их прихожане, соответственно, имели разное представление о вере. Конечно, душа человека стремится к Богу, и этого хватало очень многим людям для того, чтобы, не будучи хорошо наученными людьми, они были просвещаемы самим Христом.

В России духовное образование получали, в основном, священнослужители и церковнослужители в монастырях, при самостоятельном чтении книг, когда эти книги стали более доступными. Систематически организованное духовное образование начинает появляться в к. XVI в. на Украине, где существовавшие там братские школы становятся основой Киево-Могилянской Академии. В конце XVII в. в Москве создается Славяно-греко-латинская Академия, которая сегодня нам известна уже как Московская Духовная Академия.

В следующем веке в России начинают открываться духовные учебные заведения при архиерейских домах. Позднее они стали известны как семинарии. Само слово «семинария» заимствовано через польское seminarium от лат. sēminārium «место посадки»: sēmen «семя». Семинарии представляли собой не просто учебное, а учебно-воспитательное заведение для юношей. Позднее ведущие семинарии преобразовывались с духовные академии, а в н. XIX в. возникло трехуровневое духовное образование (духовное училище, семинария, академия). Интересно то, что преподавание велось на латинском языке вплоть до постепенного перехода на русский в XIX в.

Однако семинарии не предоставляли только духовное образование. Их программы включали в себя общеобразовательные науки (как в классической гимназии). Семинаристы, окончившие курс, могли заниматься другим делом или поступить в другое учебное заведение. Но лучшие из них определялись в церковнослужители, становились священниками или занимали места учителей и надзирателей в духовных учебных заведениях.

А что же миряне? Они могли посещать церковно-приходские и воскресные школы, изучать Закон Божий в гимназии, слушать проповеди и заниматься самостоятельно. Традиции огласительных бесед были утеряны, а систематическое духовное образование было доступно только желающим посвятить себя целиком служению в Церкви или детям священнослужителей.

В наши дни ситуация изменилась. Сегодня не только священнослужители, но и миряне имеют возможность получить богословское образование, и желающих воспользоваться этой возможностью немало. Но возникает вопрос: зачем прихожанам храмов изучать богословие? Разве недостаточно верить в Бога, знать Символ веры, посещать службы, молиться, читать Священное писание, творения святых отцов? Мы знаем, что многие святые подчас не имели вообще никакого образования.

Действительно, у необразованных (в нашем понимании) святых был путь прямого богопознания, была сердечная вера и доверие Богу. Однако, были среди них и те, кто, имея названные дары, был образован, и знание не мешало ему, а помогало найти дорогу к Богу. Мы помним, что и сам Господь призывал своих учеников учить и просвещать народы.

Как отмечает иг. Киприан (Ященко) сегодня есть особая проблема: большая часть народа крещена, но не просвещена. Между тем, познание Бога – это прямое назначение ума человека. Через изучение опыта Церкви (а это и есть богословское знание) у человека формируется «кристаллическая решетка, на которой вера укрепляется и становится более действенной» (иг. Киприан).

По мнению патриарха Кирилла, богословское образование нужно людям вне зависимости от того, собираются они работать в храме или занимаются другим делом. Это образование позволяет человеку и самому лучше усвоить истины веры, и другим правильно рассказать о них. «Важность богословского образования не столько в том, что студент благодаря ему испытывает личный духовный рост, а в том, что, изучая богословие и сопутствующие науки, он учится говорить о своей вере» (А. Митрофанов, прор. МДС).

Раньше богословское образование было, в основном, доступно мужчинам (чаще тем, чья жизнь каким-то образом была связана со служением в Церкви). Может ли сегодня православная женщина стремиться к получению такого образования? Не только может, но и должна (свщ. Виктор Кобзов). Мы же помним, что сам Спаситель говорил сокровенные слова, обращаясь к женщинам. Сегодня женщины работают в храмах, несут различные послушания на приходах. Именно к женщине бывает легче обратиться за помощью человеку, впервые пришедшему в храм. На матери, в основном, лежат заботы по воспитанию детей. Так богословское образование для женщины сегодня «не роскошь, а необходимость», и образованные духовно женщины сегодня должны участвовать в жизни Церкви.

Богословское образование на курсах при Донской духовной семинарии сегодня может получить любой человек православной веры, который готов немного потрудиться на пути познания и имеет желание употребить полученные знания как для своего внутреннего развития, так и для блага тех, кто стоит в начале христианского пути.

ПОЛОЖЕНИЕ О БОГОСЛОВСКИХ КУРСАХ

I. Общие положения.

Богословские курсы имеют своей целью дать сумму необходимых знаний о Православии, христианской культуре и истории. Обучение на курсах открыто для старшеклассников (с 15-ти лет), студентов и взрослых без ограничения по возрасту.

Преподавание ведется в воскресные дни и в вечернее время будних дней. Срок обучения на курсах - 3 года.

Обучение бесплатное .

По окончании Богословских курсов выдаются свидетельства образца, установленного Руководством курсов.

II. Дисциплины.

На курсах ведется преподавание следующих дисциплин:

  • Основы вероучения Православной Церкви (1-3 год);
  • Введение в Ветхий Завет (1-3 год);
  • Введение в Новый Завет (1-3 год);
  • Литургика (Введение в Православное Богослужение) (1-3 год);
  • История Церкви (1-3 год);
  • История Русской Православной Церкви (1-3 год);
  • Церковно-славянский язык (1-2 год);
  • Церковное искусство (2-ой год);
  • Сектоведение и основы духовной безопасности (3 год);
  • Сравнительное богословие (3 год);
  • Православная Церковь и современный мир (1 год).

III. Руководство и преподаватели.

Директором Богословских курсов является Благочинный храмов Ступинского округа, настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино, который координирует всю учебную и творческую работу.

Преподавателями Богословских курсов являются священнослужители Ступинского благочиния, имеющие высшее богословское образование, а также приглашенные специалисты отдельных отраслей церковной науки.

На каждом курсе избирается староста, который является связующим звеном между слушателями и Директором курсов. Староста избирается из числа слушателей. В круг его обязанностей входит решение организационных вопросов, а также претворение в жизнь задач, поставленных перед слушателями Руководством курсов.

IV. Расписание занятий.

Расписание занятий составляется в начале учебного года Директором Богословских курсов по согласованию с преподавателями. Продолжительность одного занятия составляет 50 минут. Время перемены между занятиями составляет 10 минут.

В течение всех лет на каждом курсе изучается восемь дисциплин. В зависимости от обстоятельств, по решению Руководства курсов количество предметов, а также последовательность их изучения может изменяться.

ВНИМАНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ

Объявляется восьмой набор на Богословские курсы при храме Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино. Прием будет осуществляться по итогам собеседования с Директором курсов.

Собеседование состоится 19 и 26 сентября в храме Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино (ул. Пушкина, д. 25) в 12.00. Занятия начнутся 4 октября.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации