Методы научного познания. Приемы и методы научного познания

Научному познанию присущи методы, т.е. специальные правила и приемы по­знавательной деятельности.

Метод - это способ достижения определенных результатов в познании и на практике. Научный метод включает в себя систему правил, приемов и процедур, применяемых для получения достоверного знания. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, который освещал дорогу бредущему в темноте путнику.

В Древней Греции одним из наиболее распространенных методов познания было наблюдение . Демокрит призывал наблюдать природу и выявлять ее законы. Сократ активно применял метод дискуссии и диалога со своими слушателями. Платон диалог использовал как способ соединения противоположных точек зрения. Аристотель разработал логику как науку о формах и способах правильного мышления и поиска истины.

В средние века в Ф.ии широко практиковался метод логического доказательства как способ обоснования своей точки зрения. Применялись также методы само­наблюдения и самоанализа как приемы постижения собственного духовного мира.

В Новое время Ф.Бэкон разработал индуктивный , а Р.Декарт - дедуктивный методы. В Ф.ии же преобладал метафизический метод, полагавший бытие как нечто неизменное, неподвижное. В Ф.ии активно заявил о себе диалектический метод познания.

Методы познания принято делить на общие (применяются во всех видах познавательной деятельности человека), и сугубо научные (общенаучные), приме-няемые прежде всего в научном исследовании.

К общим методам познания относят такие, как наблюдение (получение первичного материала), анализ и синтез (разложение на части и их соединение), абстрагирование (выделение в предметах важнейших свойств и признаков). Это также и такие методы, как обобщение (выделение общих свойств предметов), индукция и дедукция. Сюда следует отнести также аналогию (поиск сходства между предметами), моделирование, эксперимент и другие методы.

К методам научного познания относят те из них, которые применяются в эмпирическом и теоретическом исследовании.

Методы эмпирического научного познания - это прежде всего наблюдение, описание, аналогия. Они весьма активно применяются во многих науках, и особенно в биологии, астрономии.

Методы теоретического исследования весьма разнообразны. Так, формализация представляет собой оперирование знаками и символами, формулами. Они как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике.

Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности и даже очевидности.

Генетический метод позволяет проследить возникновение тех или иных явлений и процессов. Например, выявить генезис жизни на Земле, изучить происхождение человека-

Исторический метод воспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявле­ния.

В отличие от исторического логический метод отслеживает лишь общую логику (направленность) развития предмета, важнейшие тенденции и противоречия этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но как бы «очищает» ее от случайного и несущественного в ней, от мелких деталей и выделяет в ней законы развития.

Моделирование как метод есть создание идеальных (мысленных) моделей (заменителей) предметов. Это позволяет как бы воспроизвести изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рьшочпым отношениям и проследить все возможные проявления этого процесса.

С помощью метода восхождения от абстрактного к конкретному достигается переход от неполного знания к полному(конкретному) знанию. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть путь и закономерность развития всех без исключения наук, всей истории познавательной деятельности человека.

Научное знание имеет различные формы своего существования.

Научный факт представляет собой зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Извест­но, например, что А.С.Пушкин погиб на дуэли. Факты – «воздух науки», ее эмпирическая основа.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение или же система предпо-ложении о причинах фактов и явлений. Имеются, например, гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и др. Гипотезы подталкивают поиск истины, но они «еще не факт». Они представляют собой лишь вероятностное знание о чем-то. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится до­стоверным знанием.

Идея является обобщенным знанием, которое объясняет сущность (суть) предме-тов, процессов и явлений. Это, например, идея развития всего сущего в диалекти­ческой Ф.ии, идея классовой борьбы в марксизме и другие идеи.

Теория – это система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Она описывает, объ­ясняет и предсказывает его развитие и функционирова­ние. Существует, например, теория человека, теория атом­ного ядра, теория естественного отбора и другие.

Научная картина мира есть картина того, как мир устроен и как он движется и развивается. Она является весьма сложным синтезом знаний, целостный образ мира, получаемый с помощью различных наук. Существуют также понятия Ф.ской, религиозной картины мира. Научная картина мира - это не только система знания, но и тот идеал, к которому стремится научное познание.

Есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema — задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью.

Научные факты

Следует различать объективные и научные факты. Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Например, фактом является гибель Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) на дуэли. Научным фактом является знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний.

Оценки противостоят фактам и отражают значимость предметов или явлений для человека, его одобрительное или неодобрительное отношение к ним. В научных фактах обычно фиксируется объективный мирта- кой, какой он есть, а в оценках отражаются субъективная позиция человека, его интересы, уровень его морального и эстетического сознания.

Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Существуют способы и процедуры, которые позволяют проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную.

Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

  • совокупность применяемых в какой-либо науке методов;
  • общее учение о методе.

Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Эмпирические методы познания

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение - определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Теоретические методы познания

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция - движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

  • метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
  • диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.

Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.

Для образного восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания (см. табл. 1).

Таблица 1

Как можно видеть, каждый столбец начинается с наиболее простого элемента, и чем ниже опускаем мы свой взгляд, тем с более и более сложными, конкретными принципами, формами и методами имеем дело. Однако каждый предыдущий элемент при этом не исчезает, а остается в последующем элементе в подчиненном и преобразованном, "снятом" виде. Связь "по горизонтали" в таблице не столь непосредственна, но тоже имеется, особенно - в ее финальной, нижней части: истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы. К этому можно добавить, что любой принцип, будучи обернутым на практику познания объекта, превращается в метод: например, принцип историзма выступает как исторический и логический методы. Функциональное различие предлагаемых в таблице столбцов можно образно представить себе так: если сравнить "строительство" знания со строительством здания, то принципы - это фундамент, формы - строительный материал, а методы - технология данного "строительства".

Понятие о методе научного познания.

1.Метод (путь исследования, или познания) – это способ построения и обоснования системы философского знания. Это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Своими корнями метод восходит к практической деятельности человека. Приемы практической деятельности должны были сообразоваться со свойствами и законами действительности.

Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методе – методологии.

В наше время существует несколько мнений относительно классификации методов научного познания. Среди них: всеобщие, общие, частичные. Всеобщий, то есть диалектико - материалистический.

Американский философ Р.Мертон пришел к выводу, что существуют не два – эмпирический и теоретический, а три уровня научного познания: эмпирический, эмпирически-теоретический и собственно теоретический.

Соответственно и методы научного познания делятся на:

а) методы эмпирического уровня исследования;

б) методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях;

в) методы теоретического уровня.

Методами эмпирического уровня исследования являются:

Наблюдения, ведутся по плану с помощью органов чувств, приборов, инструментов. Объект изучается с помощью ощущений.

Измерения – температуры, уровня воды в реке, атмосферного давления, излучения и т.п.;

Описание – фиксирование данных наблюдений и теоретическое осмысление;

Эксперимент – целью этого метода является получение новых знаний об объекте, процессе.

Эксперименты подразделяются на три группы: поисковые, проверочные, осуществляющие.

Первые проводятся для нахождения ранее не известных свойств, особенностей объекта;

Вторые проводятся для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

Третьи проводятся для того, чтобы создать ранее не известные вещества, применить их в практике.

2. Методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях, следующие:

1 . Анализ и синтез – они определяются как процесс условного деления объекта на части с целью детального изучения каждой из них и так же условного их объединения в целое.

2.Индукция и дедукция . Индукция – это форма умозаключения и метод научного исследования. Выделяют 3 вида индуктивных умозаключений:

а) Полная индукция – умозаключение о классе предметов или явлений на основе изучения всех его элементов.


б) Популярная индукция – утверждение на основе определения наиболее характерных признаков, особенностей нескольких элементов, которые присущи всему классу объектов;

в) Научная индукция определяет характерные черты, признаки, свойства, но рассматривает их с учетом внутренних связей и отношений между ними.

Дедукция – этот метод характеризует переход от общего, к единичному.

Аксиома: Все что утверждается либо отрицается относительно всего класса, с необходимостью утверждается или отрицается относительно отдельных предметов этого класса».

Это метод применяется при построении научных теорий, в экономике при оценке эффективности производства.

3. Абстрагирование – это мысленный отрыв отдельного предмета или явления с целью подробного его изучения, а потом такого же мысленного его возврата, внедрения в систему, в которой он взаимодействует с другими ее элементами.

4.Аналогия и моделирование. Аналогия – метод научного исследования, когда на основе подобия предметов по одним признакам, делается вывод о возможной схожести этих предметов по другим признакам. Но эти знания надо проверять (луна, горы, моря, люди).

Моделирование – когда сначала создают модель будущего объекта: корабля, самолета – изучают поведение ее в разных ситуациях..

5. Формализация – содержанием данного метода является замена словесной формы символами, формулами. Используется в математике, физике, химии.

К методам теоретического исследования относятся:

6.Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное – это результат мышления, а конкретное как разнообразие чувственно воспринятых вещей и явлений. Оно выражает движение теоретической мысли от абстракций в их наиболее общей форме к все более полному разнообразному воспроизводству предмета или явления.

Восхождение от абстрактного к конкретному есть обогащение абстрактного новым, разнообразным содержанием.

7.Единство исторического и логического:

а ) Историческое – это реальный исторический процесс развития природы и общества.

Это способ воспроизводства в мышлении исторического процесса в хронологической последовательности и конкретности.

б) Логическое – это то же самое историчсеское, но абстрагированное от конкретных исторических, которое выражает в теоретической форме направление развития.

в) Системно – структурный анализ – благодаря этому методу предусматривается изучение объекта, как в целостности его структуры, так и его составляющих.

Он применяется при исследовании сложных явлений в физике, биологии, в общественных, технических, сельскохозяйственных науках.

Исследование начинают с изучения свойств характерных для определенной структуры объекта, после изучается следующий элемент структуры, а потом анализируются внутренние связи между всеми элементами объекта. Такой подход позволяет избежать ошибок в процессе познания.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое метод?

2. Что является содержанием метода науки?

3. Какие методы научного познания вам известны?

4. Какие уровни научного познания вам известны?

5. Что относится к методам эмпирического уровня исследования?

6. Какие три группы экспериментов вы знаете?

7. Какие методы используются на эмпирическом и теоретическом уровнях?

8. Сущность анализа и синтеза?

9. Сущность и виды индукции?

10. Сущность дедукции?

11. Что такое абстрагирование, аналогия, моделирование, формализация?

12. Какие методы теоретического исследования известны вам?

13. В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному?

14. В чем сущность исторического и логического?

15. Сущность системно – структурного анализа?

Литература: 1. Спиркин А.Г. «Философия» Москва 2000 г.

2. Калашников В.Л. «Философия (курс лекций) Москва 1999 г.

3. Герасимчук А.А. «Філософія» (курс лекцій) Київ 1999 р.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации