Какие есть омонимичные союзы и союзные слова? Презентация. Как отличить союзы от омонимичных слов

Вороненко Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Клинцовская кадетская школа «Юный спасатель» имени Героя Советского Союза С.И.Постевого.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

Союзы и омонимичные формы

Цели

научить правильно писать производные союзы, отличать производные союзы от омонимичной формы;

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.воспитывать желание учиться и делать открытия;

(личностные УУД )

– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; (регулятивные УУД);

– умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического и диалогического высказывания; умение работать в паре с партнёром,учитывать разные мнения,умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. ( коммуникативные УУД);

Основные понятия

Союз, омоним,

Метапредметные связи

Биология, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова. Русский язык, 7 класс. Москва «Просвещение» 2013

Русский язык. Орфография.Рабочая тетрадь.2006

Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. Москва. «Издат-школа»1997

Н.М.Грибова. Тесты русский язык. Дидактические материалы 7 класс. Москва «Айрис-пресс» 2007

КИМы русский язык 7 класс. Москва «Вако» 2012

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I . Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цели:

– создание психологической комфортности

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Цели:

Активизация знакомой лексики

Определение о чем пойдет речь на уроке

Приветствие детей.

Сообщение о необычном уроке

Эпиграф к уроку

«Союз – в грамматике служебное слово,

соединяющее предложения и слова

внутри предложения».

С.И. Ожегов

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Фронтальный опрос.

Вставить слова вместо многоточий

ТЕСТ

1. В русском языке есть самостоятельные и ………… части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

Отвечают на приветствие

Вставляют слова

1. служебные

2.Предлоги, союзы, частицы.

3. союз- это служебная часть речи, которая служит для связи слов и предложений.

4. …простыми

5….не являются членами предложения.

6. …однородные члены и простые предложения.

7. …сочинительными.

8. подчинительными

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дечтельности.

На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализирутся требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

(личностные УУД)

Обнаруживать и формулировать учебную тему совместно с учителем;

(регулятивные УУД ).

Актуализировать лексику по теме «Союз»

2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Прием «Отсроченная отгадка»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Кто изображён на иллюстрации?

(если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Прочитайте предложения, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

1. Что(бы) хорошо учиться, нужно много заниматься.

3. Оля так(же) решила задачу, как и все остальные.

4. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.

5. Я то(же) это прочитал.

6. Серёжа выполнил то(же) задание, что и я.

7. Это нелегко, за(то) интересно.

8. Я спрятался за(то) дерево.

Отгадывают животное, изображённое на иллюстрации.

Хамелеон.

Читают предложения

(слайд 7)

Ориентироваться в своей системе знаний

Формировать умения проводить классификацию по заданным критериям, под руководствам учителя;

(познавательные УУД ).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения

Итак, возвращаемся к вопросу. Вы помните поставленный вопрос? 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие задачи мы можем перед собой поставить?

– Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы».

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов и омонимичныхчастей речи?

Определяют тему

Ставят задачи: отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы иомонимичные части речи

(Определить часть речи...)

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(регулятивные УУД ).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: устранение возникшего затруднения

Научиться отличать союзы от омонимичных форм.

Как это затруднение преодолеть?

Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

Я предлагаю самостоятельно поработать с учебником.

Работа в парах и по рядам, определяют часть речи.

Самостоятельная работа с п.65 стр. 159-161 (работа в парах)

Извлекать информацию, строить логические цепочки

познавательные УУД ).

Умение работать в паре с партнёром, учитывать разные мнения,

умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

(коммуникативные УУД ).

5. Реализация построенного проекта

Цели: решение исходной задачи, вызвавшеё затруднение

– активизировать навык монологической речи

Реализация построенного проекта.

Составление алгоритма определения написания омонимичных слов.

Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к предложениям.

Слитное написание союзов

Раздельное написание омонимичных частей речи

Чтобы=для того чтобы

Что бы =мест.+ частица

Также, тоже} = и

Так же = нареч.+же – частица

То же = мест.+же - частица

Зато=но

За то =за - предлог, то – мест.

Союз - слитно

Бы, же, за - раздельно

Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности

Алгоритм:

Определяю, можно ли к слову подобрать синоним, если да– то это союз- пишу слитно, если нет – это омонимичные формы – пишу раздельно

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

(коммуникативные УУД ).

6. Первичное закрепление с проговариванием

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий

Запись предложений с проговариванием алгоритма

Запишите предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Записывают предложения и объясняют правописание

1.Что(бы) сократить путь, мы пошли к речке напрямик .

2. Что(бы) ни случилось, я буду рядом.

3. Ночью ветер дул так(же) сильно, как и днём.

4.Он то(же) готов был идти искать заблудившихся ребят.

5.Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги.

6.Морозило сильнее, за(то) было тихо.

Умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

(регулятивные УУД ).

7. Самостоятель

ная работа по эталону с самопроверкой

цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном

Составить предложения

Самостоятельная творческая работа

Каждый ряд составляет по 2 предложения:

1 ряд: Чтобы – Что бы

2 ряд: Также - так же; Тоже – то же

3 ряд: Зато - За то

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний

(регулятивные УУД ).

8.Физминутка.

Цель:

– снять напряжение и усталость

Выполняют упражнения

Умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

(регулятивные УУД ).

9. Включение в систему знаний и повторение

Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

Экспресс-тест.

Самодиагностика

По горизонтали поставьте цифры от 1-10. Под цифрами ставить знаки плюс- слитное написание, минус раздельное написание.

(+) - слитное написание, союз

(-) раздельное написание, не союз

Критерии оценивания

5 и более «2»

Проверьте, как вы справились с заданием?

Ключ (слайд 12)

1

Решают тест (слайд)

1. Я люблю делать то(же), что и брат.

2.Мой брат так(же) учится в музыкальной школе.

3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

4.Корень учения горек,за(то) плод сладок.

5.Что(бы) ещё придумать?

6.Молчание то(же) ответ.

7Мал золотник, за(то) дорог.

8. То(же) слово, да не так бы молвить.

9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию.

10. Все очень устали, за(то) цели достигли.

Сверяют свои ответы

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Умение корректировать свои ошибки.

(регулятивные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД ).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель::

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

1 1.Какое открытие сделали сегодня на уроке?

2.Какие затруднения были?

3.Что получилось лучше сегодня на уроке?

5.Пригодятся ли полученные знания в жизни?

(при наличии времени)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

11. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Параграф 65 (учить),упр.391. или упр.392.

Записывают задание в дневник

Союзы Местоимения и наречия Показатели местоимений и наречий с предлогами
Зато Я не попал на выставку, зато (= но) встретился с друзьями Спрячься за то дерево (за дерево какое? - то) за то: 1) определяет 2) то можно опустить
Тоже, также Ты прочитал книгу, я также (=тоже, =и я) буду её читать Делай то же, что и другие (частицу же можно опустить: делай то, что и другие ); Ничего не изменилось, все было так же, как и раньше (частицу же можно опустить; все было так, как и раньше ). то же: 1) (же) ; 2) что 3) самое 4) одно так же: 1) (же) 2) как
Чтобы Оденьтесь теплее, чтобы (с какой целью?) не простудиться Что бы я делал без помощи друзей (частицу бы можно переставить: что делал бы я ) что бы: ← бы
Притом Он был художником, притом(=и, =причем ) известным При том письме (при письме каком? том ) были приложены вырезки из газет при том: 1) определяет следующее далее существительное; 2) том можно опустить
Причем Работа выполнялась, причем(=притом, =и)быстро, хорошо При чем здесь я? (к чему я имею отношение?) при чем: употр. в вопросит. предл.
Оттого что Оттого что (=потому что, =так как)ярко светило солнце, все были веселы От того дома (от дома какого? того ) надо было свернуть направо от того: 1) определяет следующее далее существительное; 2) того можно опустить
Отчего Отчего (=почему?) письмо не взяли с собой? Было от чего грустить от чего: чегоможно заменить существительным
Затем Затем (=потому) и пришел, чтобы тебя убедить За тем домом (каким домом? - тем ) есть тропинка за тем: тем 1) определяет следующее далее существительное; 2) тем можно опустить
Зачем Зачем вы сказали ему о своём отъезде? За чем пойдешь, то и найдешь (Пословица) за чем:
Почем Почем сегодня дыни? Стрелял по чем хотел по чем: чемможно заменить существительным
Итак Итак (=следовательно), всё кончено И так кончается каждый раз и так: так можно заменить именно таким образом
Примечания: 1.Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов. 2. Слитно пишется тоже в роли частицы, например: Тоже мне советчик!

Упражнение 231. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание союзов, определите их вид по значению, составу.

1. Мы попросили, что (бы) дядя погостил у нас ещё немного. - Что (бы) еще рассказать о нашем путешествии? 2. Сегодня я встал очень рано, что (бы) успеть собраться в дорогу. – Что (бы) ещё взять из необходимых вещей? 3. И (так), продолжим наше заседание. – Мы волновались и (так) спешили, что забыли самое необходимое. 4. Мы немало потрудились, за (то) великолепно отремонтировали класс. – Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (Посл. ). – Берись за (то), к чему ты сроден (Кр. ).

Упражнение 232. Спишите, раскрывая скобки. Укажите вид союзов. Объясните правописание простых и составных союзов.

1. Он посмотрел на часы, как (будто) для того, что (бы) проверить, не изменились ли привычки отца за (то) время, в которое он не видел его (Л.Т.). 2. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (А. Грин). 3. Я попотчевал его чаем, потому (что) хотя разбойник он, а всё-таки был моим кунаком (Л.). 4. Городской транспорт работал нормально благодаря тому, что снегоочистители работали даже ночью. 5. Более подробно писать не буду, так как скоро увидимся. 6. Мы должны встретиться, с тем что (бы) обсудить все планы на лето. 7. К экзамену он готовился по обыкновению, то есть повторял билеты, конспектировал, читал учебники и дополнительную литературу. 8. Собрались почти все, однако же некоторые опаздывают. 9. В музее новая экспедиция, так что экскурсия обещает быть интересной. 10. Это был жаркий, почти что летний день.11. Благодаря тому, что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери (В. Арсеньев).

12. Вторая гора почти такой же величины, но (в) следстви_ того, что перед ней мы спустились в седловину, она показалась гораздо выше (В. Арсеньев ).13. Спой нам песню, что (б)в ней прозвучали все весенние песни земли, что (б) трубы заиграли, что (б) губы подпевали, что (б) ноги веселей пошли

(В. Лебедев-Кумач ).14. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали … (И. Тургенев ). 15. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский ). 16. Как вчера, так и сегодня льёт дождь.

17. Горячее лицо с тоской искало ветра, даветра-то не было (И. Тургенев ).

18. Обе казались спокойны и смелы; однако ж при моём приближении обе потупили голову и закрылись своими изодранными чадрами (А. Пушкин ).

19. Он торопился, зато до темноты дошел до деревни. 20. По утрам я пью чай либо кофе. 21. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский ). 22. Заблестели на каплях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя (К. Паустовский ).

Упражнение 233. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте правописание союзов.

1. Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр (Г. ). 2. Мать плотно сжимала губы, что (бы) они не дрожали, и крепко закрывала глаза, что (бы) не плакали они (М.Г. ). 3. Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть (посл. ). 4. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Н.О. ). 5. Всё белится Лукерья Львовна, всё то (же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так (же) глуп, Семен Петрович так (же) скуп (П. ). 6. Марина рассказала почти то (же) самое, что и ее племянник (М.Г. ). 7. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то (же) время вспомнились ему (Л.Т. ). 8. Ты жил – я так (же) мог бы жить (Л. ). 9. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 10. Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так (же) дорога, как улыбка сестры (Кор. ). 11. И в душе за ночью зимней то (же) свет и то (же) тишь (Брюс. ). 12. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст. ). 13. Лицо Зинаиды то (же) беспрестанно менялось (Т. ). 14. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв. ). 15. Хорь залился смехом, при (чём) его маленькие глазки исчезли совершенно (Т. ). 16. Она любила Ричардсона не потому, что (бы) прочла, не потому, что (б) Грандисона она Ловласу предпочла (П. ). 17. При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и от (того) с осины слетела глухарка (Пришв. ). 18. От (того) я присмирел, что я слышу топот дальний, трудный звук и пенье стрел (П. ). 19. Гутой туман, точ()но вата, лежал по всему лесу (В. Арсеньев).

Упражнение 234.

1. То (же) выражение холодной готовности к борьбе выразилось на его лице (Л.Т. ). 2. Вы хотите сказать, что я так (же) пуст, и вздорен, и мелок, как эта сладковатая немочка? Не так ли-с? (Т. ). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 4. Я полагал и его так (же) застать у вас (Г. ). 5. – Ты не прав: любовь, так (же), как и другие чувства, может то (же) войти в комедию (Г. ). 6. Я успел рассмотреть её – но и его то (же) (Т. ). 7. Род молча приподнял шляпу и зашагал; так (же) поступил Кист (А. Грин ). 8. Накануне свадьбы Верочка была очень грустна, и Степан Петрович так (же) упал духом (Т. ).

Упражнение 235. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

1. В глубине души вы чувствуете то (же), что и я (Г. ). 2. И на другой день снова начиналось то (же) (Т. ). 3. Я уверен, наши северные деревья, например берёзы, не сочетались бы с архитектурой ханойских улиц так (же) удачно и так (же) точно (Сол. ). 4. Друг мой, так (же) не легко мне, как тебе, с глухой бедой (Твар. ). 5. А в полдень Севастополь был так (же) тих и пуст, как ночью (Пауст. ). 6. Девицы и дамы почти то (же) самое думали (на) счёт сибирского молодого человека (Л.Т. ). 7. Всё та (же) дверная ручка замка… так (же) слабо отворялась (Л.Т. ). 8. У Михаила Петровича то (же), как и у Давыдова, было что-то напускное (Гонч.).

Упражнение 236. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

1. (От) того, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! (Г. ). 2. Кто-то бежал и (при) этом задевал и ломал кусты малинника. 3. Вы не должны судить меня (по) тому, что я делаю (Т. ). 4. Иные даже утверждали, что свадьба слажена совсем, но остановлена (за) тем, что модных колец не достали (П. ). 5. Он отлично знал не только технику сталеварения, но и что (по) чём (Ем. ). 6. Смерть не люблю писать! (То) есть просто хоть зарежь! (Г. ). 7. Я пришёл не (за) тем, чтобы упрекать тебя, а чтобы выработать план действий. 8. У тебя солидный опыт работы, (при) чём в области перестройки и поисков новых форм (Белен. ). 9. Она придала своему лицу строгое выражение, (от) чего оно стало сильно напоминать сдобную булку. 10. Лев бросился со всех четырёх ног, однако (ж) пропасти перескочить не мог (Кр. ). 11. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, как (будто) звали с собой (Ч. ).

Упражнение 237. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

1. Из Москвы я поехал в Калугу, Белев и Орёл и сделал, таким образом, двести вёрст лишних, за (то) увидел Ермолова (Л.Т. ). 2. Физиономия этого человека мне что-то подозрительна: уж не за (тем) же сюда пришёл, за (чем) и я (Г. ). 3. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Остр. ). 4. (От) чего ты, себя не жалея, с непокрытой бредёшь головой (Заб. ). 5. [Елена:] К чему молодость, к чему я живу, (за) чем у меня душа, (за) чем всё это? (Т. ). 6. Страстно преданный барину, он однако (ж) редкий день в чём-нибудь не солжёт ему (Гонч. ). 7. Он говорил то (же), что мы читали в газетах, но что (бы) он ни рассказывал, он всё умел передать по-новому.

Тестовые задания

Задание 1.

1) также – всегда пишется слитно;

2) так же – всегда пишется раздельно;

3) так же – здесь наречие с частицей, поэтому пишется раздельно;

4) также – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Каждую ночь повторялось всё то (же) самое.

1) тоже – всегда пишется слитно;

2) то же – всегда пишется раздельно;

3) то же – здесь указательное местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

4) то же – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

День прошел удачно, при (чём) с пользой.

1) причём – всегда пишется слитно;

2) при чём – всегда пишется раздельно;

3) при чём – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

4) причём – здесь присоединительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Берись за (то) , что тебе по душе.

Задание 5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Дом маленький, за (то) удобный.

1) зато – всегда пишется слитно;

2) за то – всегда пишется раздельно;

3) за то – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

4) зато – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 6. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Он пришел сюда, что (бы) научиться всему.

1) чтобы – всегда пишется слитно;

2) что бы – всегда пишется раздельно;

3) что бы – здесь местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

4) чтобы – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.

Тестовые задания

Определите, какие из высказываний являются ошибочными.

Высказывание Да Нет
1. Союз – это служебная часть речи.
2. Союз может служить для связи членов предложения, частей сложного предложения, а также предложений в тексте.
3. Союз является членом предложения.
4. Союзы имеют омонимичные им относительные местоимения, выступающие в качестве союзных слов.
5. Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности между членами предложения или простыми предложениями.
6. Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчиненного предложения.
7. Союзы могут быть производными.
8. Союз не имеет постоянных признаков.
9. Союз не имеет непостоянных признаков.
10. Союз не имеет самостоятельного значения.

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи :

  • подчинительных союзов,
  • союзных слов,
  • указательных слов.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:

  • местоимения-существительные (кто, что);
  • местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);
  • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);
  • местоименное числительное (сколько).

Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Там , где растут розы, растут и шипы (пословица).

Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

Союзы

Союзные слова

1. Не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, к ним можно поставить вопрос: что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее).

2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

3. На союз не может падать логическое ударение.

3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

4. После союза нельзя поставить частицы же, именно .

4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно , ср.: Я знаю, что же что именно он будет делать завтра.

5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.

5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.

6. С союзом нельзя образовать самостоятельное вопросительное предложение: Знаешь, я читала, что бессмертны души (Что бессмертны души? — нет смысла).

6. С союзным словом можно образовать самостоятельное вопросительное предложение: Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною (Что сбудется в жизни со мною? — так можно спросить).
7. Союз не может употребляться с предлогом. Союзное слово может употребляться с предлогом: Я знаю, у кого можно спросить адрес.

Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:

1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.

  • Когда является союзом

— в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

— в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

  • Когда является союзным словом

— в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

— в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда ).

  • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) — придаточное сравнительное (как — союз). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) — придаточное условия, можно заменить: если душа черна (как — союз). Делай так, как тебя учили — придаточное образа действия и степени (как — союзное слово).
  • Особенно внимательно следует разбирать придаточные изъяснительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что — союз). — Я знаю, что он будет делать завтра (что — союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как — союз). — Я знаю, как она любит сына (как — союзное слово).
  • В придаточном изъяснительном союз как можно заменить союзом что , ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. — Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

2) Чем является союзом в двух случаях:

  • в составе двойного союза чем... тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
  • в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе : Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей союзные слова и не могут быть союзами.

4) При разборе придаточного предложения очень часто допускается грубая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. Это недопустимо, потому что один и тот же союз (союзное слово) может вводить разные виды придаточных.

  • Чтобы не ошибиться, надо поставить вопрос от главного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был — придаточные изъяснительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда — придаточные определительные.
  • Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который . Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. — Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. — Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

5) Ещё одна трудность — определить, каким членом предложения является союзное слово.

При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово:

Вот дом, в котором (= в доме) мы жили раньше — союзное слово в котором (местоимение) в роли обстоятельства места : жили (где?) , а вид придаточной — придаточная определительная.

Вот дом, который (= дом) построили в прошлом году — союзное слово который в роли прямого дополнения : построили (кого?/что?), а вид придаточной — придаточная определительная.

Вот дом, внешний вид которого (= дома) мне очень нравится — союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний вид (чей?), а вид придаточной — придаточная определительная.

Вот дом, который (= дом) был построен в XIX веке — союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной — придаточная определительная.

Источники:

  • licey.net — таблица «Разграничение союзов и союзных слов»;
  • traktat.com — статья «Подчинительные союзы и союзные слова».

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока «Различение союзов и омонимичных частей речи»

Цели урока:

Образовательные:

- показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы;

Развивающие:

Развивать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато;

Формировать навык самостоятельного сопоставления и анализа примеров.

Воспитательные:

Прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, программа E-rating, пульты, ресивир.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы урока: создание проблемных ситуаций,индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

I .Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату.

II .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя

Сегодня мы обратимся к чату школьников и посмотрим, как они общаются, узнаем, как избежать очень распространённых ошибок, запомним несколько интересных приёмов.

Откуда же произошло слово «чат»? С английского слова «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

Перед вами на слайде чат школьников. Пользователи допустили ошибки в написании союзов. Мы с вами постараемся им помочь.

Перед тем как помочь пользователям разобраться в написании союзов, давайте сформулируем тему урока. (Различение союзов и омонимичных частей речи).

Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от местоимений с частицами и предлогами)

III . Актуализация знаний

Мы ответим на вопрос, как отличить союз от омонимичных частей речи?

Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания и замена одного союза другим.

Способ первый

Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить или опустить.

На слайде

Что бы ты хотел подарить другу ? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

Я пришла сюда, чтобы пообщаться . Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

Автомобиль нырнул за то здание . Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

Зато я очень грамотная! Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

Что бы такое мне сейчас придумать?Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл . Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

Второй способ

Союзы можно заменить другими союзами.

Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы .

Схему запишем в тетрадь.

Давайте попробуем заменить союзы!

Работа у доски

(У доски работает ученик).

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы .

Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также .

Я сказала родителям то же самое . Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

Сделаем вывод (Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

А если перед нами союз, то его обычно можно заменить . Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но . Чтобы – на для того, чтобы .)

Составьте кластер. (Дети в тетрадях составляют кластер)

Раздельно Слитно

IV . Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с учебником.

Упражнение 344. Нужно списать и расставить пропущенные знаки препинания.

Работа с карточками.

Карточка 1

Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

Карточка 2

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.).

Проверяем по цепочке.

V .Физкультминутка для глаз

Ребята, посмотрите на экран. (На слайде появляется электронная физкультминутка для глаз)

VI . Закрепление знаний

Буквенный диктант в системе тестирования Votum

Отмечаем на пультах, только те номера предложений, где союзы тоже, также, чтобы, зато. Уверена, что вы легко справитесь с этим заданием.

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то/зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы/чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же/тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы/чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же/тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы/чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же/тоже красивую невесту.

8. Я их то же/тоже, со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

9. Всё так же/также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то/зато, что он никакой не ответственный, не руководитель.

11. Понимаю так же/также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

12. То же/тоже был помещик, и богатый, да разорился.

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же/также ревностью.

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы/чтобы такое приятного сделать снохе.

15. Можно допустить так же/также, что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то/зато время он не издал ни одного звука.

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б/чтоб вымолить у друга примирение.

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Продолжите предложения:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял задания…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я научился…

    У меня получилось …

    Я попробую…

    Мне захотелось…

IV. Домашнее задание

Дома я предлагаю вам выполнить упражнение 346 с.163 учебника. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.

Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)

Урок окончен. Спасибо.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации