Виды гербовых щитов. Герб семьи

В Пскове прошла церемония торжественного вручения свидетельства о регистрации герба и флага региона | 01.03.2019
1 марта 2019 года на торжественной церемонии, которая прошла утром в Псковском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, губернатору региона Михаилу Ведерникову вручили свидетельства о государственной регистрации официальных символов Псковской области - флага и герба.

На церемонию были приглашены члены Геральдического совета при Президенте России, руководители подразделений администрации региона, участники конкурсов проекта официальных символов, депутаты Псковского областного Собрания, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители политических партий и религиозных организаций, научной и творческой общественности, руководители ветеранских организации и представители средств массовой информации.

Торжественность момента при вручении свидетельств о государственной регистрации официальных символов региона – флага и герба – была должным образом подчеркнута: мероприятие открыли статные знаменоносцы, внесшие официальные символы региона в зал, прозвучал гимн Российской Федерации, а затем собравшиеся увидели впечатляющий видеоролик о символах Псковской области.

Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов, выступая перед собравшимися на торжественной церемонии, особо подчеркнул, что сегодняшнее событие имеет и историческое, и личное значение для него значение, поскольку его дедушка и бабушка до Великой Отечественной войны жили на Псковщине. «Для меня большая честь быть в Пскове и участвовать в этой церемонии. Псковская земля является важнейшей частью России и истории. Через 3 года можно отмечать юбилей - исполнится 350 лет с момента изображения псковского герба в титулярнике. Изображение, которое дошло до нас, связано с великой историей Пскова», - сказал Георгий Вилинбахов. По мнению герольдмейстера, в этом есть «глубокая истина и связь времен».

Фото: Псковское агентство информации (ПАИ)

Губернатор Михаил Ведерников, в свою очередь, заявил, что итоговый результат в разработке символов соответствует истории и традициям Псковской области. Также он объявил об объявлении 20 февраля Днем герба и флага Псковской области (дата выбрана в связи с тем, что 20 февраля 2019 года символы региона были внесены в Государственный геральдический регистр РФ).

Полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан акцентировал внимание на том, что жители Псковской области ждали этого события 25 лет и этот день навсегда будет вписан в историю Псковской области.

По материалам Администрации Псковской области, Псковского агенства информации, Комсомольской правды и сетевого издания "Геральдика.ру"


Анастасия Крыжановская // [ 19.04.2018 ] [размер: 14782 знаков]

Герб семьи или города не обязательно делать серьезным и пафосным. Иногда можно и похулиганить, считают создатели нового герба Петрозаводска Илья Емелин и Алексей Максимов. У главного символа столицы Карелии 19 апреля день рождения. С авторами герба Петрозаодска беседовала журналист ИА "Республика" Анастасия Крыжановская.

Предметом теоретической ге­ральдики является совокупность правил и приемов составления гер­бов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и раз­личных украшений вокруг щита. Од­нако не в каждом гербе было обяза­тельным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были глав­ными, обязательными, другие - нет.Главной частью герба является щит. Различают несколько видов ге­ральдических щитов: французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ши­рины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закруг­ленной нижней частью; варяжский - треугольный, с плавно изгибающи­мися боковыми сторонами; итальян­ский - овальной формы и германский - щит вычурно вырезанной фор­мы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Геральдические стороны. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рас­сеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизон­тали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. При­менялись и другие виды делений, например вилообразно разделен­ный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия - зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный. Деление герба зубчатыми линиями было характерным для немецких гербов.

Геральдические цвета. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый"; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ). При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червления. Серебро изображается незаштрихованной поверхностью, золото - поверхностью, покрытой точками. Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами. Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые. Соболий мех эквивалентен черному цвету. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".



Графическое изображение. Серебро - пустое пространство, золото- точки, лазурь- горизонтальными чертами, а червлень- вертикальные. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой - пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.

Теоретическая геральдика: основные правила геральдических изображений, названия частей щита, способы деления щита и иерархия гербовых полей, геральдические и негеральдические фигуры, названия различных форм их взаимного расположения.

Среди гербовых фигур выделяются абстрактно-геометрические, которые носят название геральдических, или почетных фигур. Важнейшие геральдические фигуры – столб (вертикальная полоса), крест (соединенные столб и пояс), правая и левая перевязи (диагональные полосы), оконченность (полоса по нижнему краю щита), кайма(полоса вдоль всех краев щита), стропило (две наклонные полосы, соединенные «домиком»). Столб может быть смещен вправо и влево, пояс – повышен или понижен, глава и оконченность – скошены справа или слева. Стропило, если не оговорено иное, упирается в нижние углы и не достигает середины верхнего края щита. Если оно доходит до середины щита, то называется пониженным, если упирается не в углы, а в боковые стороны щита, то повышенным. Оно может быть опрокинутым (перевернутым), правым (упирающимся в левые углы и середину правой стороны щита), левым, скошенным вправо (упирающимся в середины основания и левой стороны щита и правый верхний угол) или скошенным влево. Если геральдическая фигура одна, она обычно имеет ширину от ½ до 1/3 ширины щита, если их в гербе несколько, то ширина становится меньше.



Остальные фигуры называются негеральдическими и делятся на естественные (изображения живых существ) и искусственные (изображения самых различных предметов, созданных человеком).

В состав герба, кроме щита, могут входить статусные знаки, составляющие обрамление. К ним относятся шлем, нашлемник, намет или мантия, корона (или заменяющие ее бурлет или шапка), щитодержатели, девиз, а также награды, должностные знаки. Расположение двух или более фигур друг над другом называется «в столб», друг с другом – «в пояс», расположение вдоль диагонали щита «в перевязь». По умолчанию фигуры в гербе располагаются следующим образом: единичная – посередине щитового поля, две – рядом, три – две рядом над одной, четыре – по две в ряд. При большом неопределенном количестве одинаковых фигур поле называется усеянным этими фигурами. Более крупная фигура может быть сопровождаема мелкими. Возможно сопровождение по сторонам и по углам, причем с каждой стороны должно быть одинаковое число сопровождающих фигур. Более крупная фигура может быть обременена или прикрыта более мелкими. В обоих случаях мелкие фигуры накладываются на крупную, но при обременении они умещаются на ней целиком, а при прикрытии края мелких фигур выступают за края крупной. Если даже на верхнем краю одной фигуры помещена другая, то первая фигура называется увершенной второй. Живые существа и оружие по умолчанию повернуты вправо. Повернутые вправо фигуры называются обращенными. Обращенные фигуры не оговариваются, если оно обусловлено так называемым геральдическим вежеством, т. е. поворотом навстречу другой фигуре. Перевернутая фигура называется опрокинутой, расположенная выше или ниже нормального расположения- повышенной или пониженной. Фигура животного, изображенная в поле герба частично, называется возрастающей, когда видна примерно половина фигуры, и возникающей, когда из-за края щита или другой фигуры видна только голова и шея, иногда с частью лапы или хвоста. Геральдические животным могут изображаться в строго определенных позах. Четвероногие бывают восстающими (вставшие на дыбы), скачущие (с горизонтальным положением тела, но, с опорой на две задние лапы), идущие (на всех четырех лапах, на с первой поднятой), стоящими (на всех четырех лапах), сидящие или лежащие.

Русская родовая геральдика. Родовой, личный и семейный герб в России. Принципы построения родовых гербов. Гербы пожалованные и «самобытные». Гербы различных категорий российского дворянства. Гербы иностранного происхождения.

Правом на родовой герб в дореволюционной России обладали только дворяне – этим Россия отличалась от европейских стран, где были распространены не только гербы духовенства, но и бюргерские, и даже крестьянские. Дворянские гербы в России были общеродовые, как и дворянские фамилии, и большинство титулов. Герб дворянина переходил ко всем его законным потомкам обоего пола по мужской линии. Передача герба по женской линии оформлялась как новое пожалование. Основанием для него могло стать пресечение рода. Четких правил компоновки двух сливаемых гербов в одном не было, самые распространенные – в рассеченном щите, в щите с сердцевым щитком или четверочастном щите.

Особенностью жалованных гербов является их неизменность. Вносить изменения в герб вправе лишь монарх путем повторного пожалования, произвольные изменения недопустимы. Этот принцип ввел Павел 1.

В гербы по воле монарха могли вноситься особые почетные добавления. Чаще всего вносился двуглавый орел или его часть, но могли быть и элементы местных гербов, знаки наград, указания на отличия, а также отвлеченные символы чести. Это называется аугментация. «Самобытные» гербы- это гербы, принятые самостоятельно, он имеет силу, если это не запрещено государством.

Общий гербовник дворянских родов Российской империи - свод гербов российских дворянских родов, учреждён указом императора Павла I от 20 января 1797. Двадцать томов гербовника включают 3 066 родовых и несколько личных гербов. Общепринятое сокращение - ОГ. Все гербы, в гербовник внесённые, оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого нашего, или преемников наших повеления, ничто ни под каким видом из оных не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо.

Каждому дворянину того рода, коего герб находится в гербовнике выдавать на пергаменте за скрепою точные копии с герба оного рода и с описания при том находящегося. Три столетия назад, как и сегодня, родовые гербы стали употребляться в России стихийно. Поначалу, с конца XVII века, Московское государство признавало лишь гербы иностранного происхождения (принадлежавшие "выезжим на Русь" родам) и подтверждало таковые через Посольский приказ. В ходе петровских реформ, с унификацией благородного сословия и с учреждением Герольдмейстерской конторы, была сделана попытка использовать фамильные гербы как атрибут оформляемого "шляхетства", и в этом качестве поставить их под контроль государства. Первоначально Герольдмейстерская контора была уполномочена не только представлять на монаршее утверждение новые гербы и почетные дополнения к ним, но и самостоятельно подтверждать уже используемые гербы, при необходимости подвергая их правке. Со временем, однако, процедура самостоятельного подтверждения была оставлена в силе только для гербов, ранее пожалованных в России. Нужда в каких-либо правке, редактировании гербов при этом отпадала. Такой порядок был закреплен последовательно Павлом I и Александром II.

Русская городская и областная геральдика. Городские эмблемы XVII в. Принципы построения губернских и городских гербов. Соотношение уездных гербов с губернскими. Городские гербы в советское время. Городские гербы в современной России.

Ранние земельные эмблемы известны только по печатям. Большая Государственная печать Ивана Грозного, датируемая последней четвертью 16 века, содержала в себе 24 земельные эмблемы. Большая государственная книга 1672 г содержала уже 33 земель, названия которых входили в тот момент в титул русского царя. При Екатерине 2 все города были пожалованы гербами. Городские гербы, пожалованные Екатериной, не содержали никаких элементов, кроме щитов. В городской геральдике также встречаются гласные гербы (орел в гербе города Орла; волк в гербе Волчанска; куропатки в гербе Курска и т. д.). Кроме гласных гербов, заметное место занимают «старые» гербы, в некоторых из них нашли отражение местные древние культы. Но чаще всего городской герб, пожалованный Екатериной отражал природу, экономику или политическую жизнь уезда или города. Порой содержательный и «гласящий» элемент сливались в одном символе. Например, колокол в гербе Звенигорода можно воспринимать и как гласный герб, и как включение в герб элемента, которым на самом деле славен Звенигород. В советское время интерес к городской геральдике возродился только во второй половине 1960-х г. И за примерно четверть века было разработано около 250 гербов городов СССР. При этом геральдическая грамотность у составителей гербов, как и у тех, кто эти гербы утверждал, как правило, отсутствовала. Очень распространенным стало помещение в гербе названия города, что в традиционной геральдике совершенно не принято. Между тем, чуть ли не половина советских городских гербов содержит этот элемент. Возникла идея, что герб непременно должен отражать прошлое города, его настоящее и будущее. Это приводило к перегруженности герба, составленного в соответствии с такой посылкой. Кроме того, символика современности была, как правило, однообразна – промышленность символизировали шестерня или отбойный молоток, сельское хозяйство – колос, науку – колба, модель атома. В прочем, ряд городов (Тула, Псков, Смоленск, Зубцов, Новгород, Рига, Ярославль) взяли за основу старые гербы. Оригинальны советские гербы городов Мурманской области, как раз имеющих очень непродолжительную историю. Составителям гербов удалось избежать стандартных «промышленных» решений. Герб Мончегорска, известного никилеевым комбинатом, содержит символы химических элементов меди, никеля и кобальта. В конце 80-х г интерес к исторической геральдике вырос, городам стали возвращаться прежние гербы. В современной России провозглашено преемство к дореволюционной геральдике. Но гербоведчество сохраняет свое значение: во-первых, много существующих сегодня городов никогда прежде гербов не имели; во-вторых, создаются новые графические версии старых гербов; в-третьих, несмотря на реформу, 1857 г, многие местные гербы вплоть до 1917 г употреблялись в версии екатерининского времени, хотя это противоречило законодательству. С 1992 г в РФ действует геральдическое ведомство, в 1996 г провозглашено единство геральдической политики в стране и введена федеральная регистрация гербов. Создаются также личные гербы, гербы обществ, объединений, фирм.

Государственная геральдика. Государственный герб и его особенности. Герб Российской империи, его история и эволюция. Большой, Средний и Малый Государственный герб Российской империи. Государственная символика Временного правительства. Герб современной России.

Впервые двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана 3 около 1490 г. Но собственно герб (двуглавый орел в щите под шлемом с царской короной и наметом) впервые в России появляется на личной печати царя Федора Алексеевича, хотя и это уникальный случай в 17 веке. На пороге 18 в происходит геральдизация монаршей эмблемы (двуглавый орел, обычно со всадником на груди). Закрепляются детали (орел держит именно скипетр и державу, всадник поражает копьем змея), определяются цвета (черный орел в золотом поле, «натуральный» всадник в червленом щитке) и ориентация фигур (всадник в нагрудном щитке – обращенный). Короны над орлом были заменены на «имперские» (аналогичные боковой короне Священной Римской империи) даже раньше, чем Петр 1 принял императорский титул. Первоначально на некоторых изображениях орел в щите носил две короны, а третья, большая корона стала располагаться непосредственно над ним. При Петре 1 вокруг щита на груди орла была помещена цепь ордена Андрея Первозванного, а всадник был интерпретирован как св. Георгий. Геральдизация затронула и эмблемы, обозначавшие отдельные княжества и владения согласно полному титулу монарха. Но выработка большого императорского герба, включавшего все гербы владений, в эти годы не была осуществлена. Такой герб был разработан при Павле 1, но не был утвержден. Зато при Павле 1 в состав государственного герба были введены Мальтийский крест, помещавшийся на груди орла за щитом со всадником, и мальтийская корона. Александр 1 убрал мальтийскую символику, но много экспериментировал с положением крыльев орла, с количеством корон, с предметами, которые орел держит в лапах. В 1856 Александр 2 утвердил большой, средний и малый государственные гербы, гербы титульных владений, большой и малый гербы для всех членов династии. В гербы были внесены некоторые изменения, в частности, всадника развернули вправо, а на щиток со всадником нанесли тонкую золотую кайму (чтобы избежать наложения червленого щитка на черную грудь орла). В гербы старших членов династии вместо мантии была введена сень. Младшие члены династии венчали свои гербы императорской короной. Временное правительство отменило имперский герб и стало использовать на печатях двуглавого орла без всяких атрибутов, без геральдического щита и фиксированной расцветки. Предполагалось, что новый герб будет составлен после принятия Учредительным собранием решения о государственном устройстве. Но вместо этого двуглавый орел на 75 лет вообще исчез из российской государственной символики. 30 ноября 1993 г Указом Президента РФ вновь был учрежден герб в виде двуглавого орла под тремя коронами, правда, иной расцветки. Еще через семь лет этот герб был переутвержден уже конституционным законом. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ», принятого 25 декабря 2000г, «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой-держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.

Происхождение гербов

С точки зрения геральдики, формы гербов - это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.

В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.

Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.

Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала - итальянским, закругленного внизу квадрата - испанским.

Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

Французский щит

Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.

Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

Немецкий щит

Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII-XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.

Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

Рассечения

Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.

С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

Другие геометрические фигуры

Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» - распространенный геральдический прием.

Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

Негеральдические фигуры

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.

К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор - в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.

Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура Эта мифическая птица была изображена на Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.

Гербовый девиз

Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.

Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.

Щитодержатели

В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого - нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.

Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева - мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.

Что такое Фамильный (семейный) герб

Герб, вместе с остальными составляющими (генеалогическое древо, родословная) образует современное понятие Родословие и является символом Вашей семьи, а иногда символом всего одного человека (тогда речь идет о Личном гербе). Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты семейного рода. Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений.

Герб Фамильный (герб рода) - составляется всей семьёй и отражает суть семейной жизни рода, её место в обществе и основные ценности.

Герб Личный - описывает личность конкретного человека.

Герб является отражением в художественном виде основы человека, его набора убеждений и взглядов на семью, на мир, на жизнь. Очень часто герб составляется и для того, чтобы глубже понять свою семью и своё место в ней.

Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов. Мы приведем лишь некоторые правила создания герба, которые помогут вам нарисовать герб своей семьи.

Правила создания герба

1. Форма герба

Любой герб или эмблема, как правило, составлены из определенных частей.

Главной частью герба является щит . Образ щита призван защищать семью или человека от врагов как в древности, так и в наше время. Геральдический щит первоначально ничем не отличался от щита реального. В древности, в средние века формы воинских щитов просто поражали своим многообразием – круглые, овальные, заостренные к низу, прямоугольные, в форме полумесяца и т.п. Щит в форме ромба обычно указывал на то, что обладателем такого герба являлась дама.
В качестве материала для изготовления семейного герба подойдет ватман, картон от коробок, толстая цветная бумага. Выберете с ребенком форму будущего герба семьи, начертите ее на ватмане.

2. Цвет герба

Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет имел свое значение. В геральдике цвета могут отражать явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия:

Цвета

Название цвета, принятое в геральдике

Явление природы

Качества характера, души человека

Философские понятия

Великодушие, щедрость

Справедливость

Луна, вода, снег

Невинность

Червлень

Храбрость, мужество, отвага

Верность, правдивость

Растения

Молодость, радость

Образованность, скромность

Смирение

Фиолетовый

Благородство, достоинство

Мудрость (благоразумие)


Щит может быть окрашен одним цветом. Если мы хотим использовать несколько цветов, то щит нужно поделить, например, на две части: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Несмотря на кажущуюся простоту, геометрические членения поля щита образуют множество вариантов. Следуя этим правилам деления, можно разделить щит на три, четыре или более частей.

3.Фигуры герба

Фигуры, которые располагают поверх поля щита, традиционно подразделяют на геральдические и негеральдические.
В свою очередь геральдические фигуры могут быть главными и второстепенными.
Главных геральдических фигур восемь – это глава (занимает верхнюю часть щита), оконечность (находится в нижней части щита), столб (расположен вертикально посередине щита), пояс (помещается горизонтально посередине щита), перевязь (расположена по диагонали на щите и имеет два варианта: слева направо и справа налево), стропило, крест и кайма.


Второстепенных геральдических фигур довольно много - это квадрат, ромб, щиток и др.

Изображения людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов. Они относятся к негеральдическим фигурам , которые подразделяются на естественные (явления природы, небесные светила, растения, животные, человек), искусственные (оружие, орудия труда, предметы быта) и мифические (драконы, единороги, грифоны).
Символика фигур:
-лев - сила, мужество, великодушие;
-орел - сила, власть, независимость;
-медведь означает мудрость и силу;
-собака - верность и преданность;
-змея - мудрость, предостороженность;
-голубь символизирует мир и чистоту;
-сокол - красоту, храбрость и ум;
-пчела – трудолюбие;
-петух - символ боя;
-дракон - могущество;
-дуб означает силу и стойкость;
-лавровые и пальмовые ветви – славу, победу;
-оливковые ветви – мир;
-факел, раскрытая книга - символизируют знание
Сочетание геральдических фигур, символических изображений и их цветов может служить постоянным признаком, отличительным знаком человеку, семье, классу, группе или учреждению.

4. Девиз герба семьи

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым.
Девиз семьи , передаваемый из поколения в поколение, может ориентировать поступки человека, моделировать его поведение. Девиз семьи – аналог фамилии, семейная визитная карточка. Словесный девиз семьи кратко, в нескольких словах, выражает семейное кредо, жизненные правила семьи.
Замечательные девизы для семьи уже придуманы, вернее, сформулированы в народных пословицах.
Девизы о семье:
«Где согласие, там и победа»,
«Семья – опора счастья»,
«Где любовь и совет, там горя нет»,
«Семья сильна, когда над ней крыша одна»,
«Семья в куче, не страшна и туча».
Девизы о чести:
«Чем труднее дело, тем выше честь»,
«Где честь, там и правда».
Девизы о труде:
«Дело мастера боится»,
«Уменье и труд все перетрут».
"Дорогу осилит идущий"
Девизы о дружбе:
«В согласном стаде и волк не страшен»,
«Один в поле не воин».
Девизы о защите Родины:
«Если народ един, он непобедим»,
«Храбрость – сестра победы».

Герб семьи своими руками. Вот так придумывали фамильный герб дети 5-7 лет.

Шаблоны герба семьи, школы, группы

Шаблон герба семьи музыкантов

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации