Направление приведи в порядок свою планету. Сочинение "приведи в порядок свою планету"

ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова»

Приведи в порядок свою планету

конкурсно-игровая программа

Разработчик

Ногайцева Л.М., преподаватель библиотечных дисциплин

ЛИПЕЦК 2017 г.

Мероприятие проводится в рамках Года Экологии.

Проходит в форме в интерактивного соревнования между командами:

«БотаНИКА» (состав команды: студенты 1, 2 курсов специальности «Библиотековедение»: Яцкова Дарья (1 курс), Берникова Ульяна (1 курс), Орлова Виктория (2 курс), Коротаева Ангелина (2 курс), Чеснокова Виктория (2 курс).

Капитан команды – Орлова Виктория.

Подготовка команд - курсовые руководители Рягузова А.В., Алексеева И.Н.

«ЭКО-ОКО» (состав команды: студенты 1 курса специальности «Социально-культурная деятельность (по видам): Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»: Серогодская Елизавета, Тихонов Роман, Панченко Анастасия, Гордеева Анастасия, Полунина Елена.

Капитан команды – Тихонов Роман.

Подготовка команд - курсовой руководитель Горкушенков Е.И.

Цели мероприятия: формирование у студентов познавательного интереса к экологическим проблемам современности и стремления принять посильное участие в их решении , выработка активной гражданской позиции по бережному отношению к окружающей среде. Предусмотрены конкурсные задания различного характера для команд и зрителей, в процессе выполнения которых участникам предстоит продемонстрировать интеллектуальный уровень, креативность, логику, остроумие.

Сценарий мероприятия

Ведущий 1 Тихо вращается наша планета и ощущает смутное беспокойство. Что происходит с ней?

Ведущий 2 . Может быть, она постарела, и поэтому поредели ее волосы – леса, истончились сосуды – реки, стала сухой и безжизненной ее кожа – почва, потускнели глаза – озера.

Ведущий 1 Исчезают животные в лесах, а рыбы - в морях и океанах. Но не о нас должна заботиться планета, а мы – о ней.

Ведущий 2 Человек не осознает этого. Каждый из нас ведет себя как неразумный эгоист, превознося собственные интересы превыше всего.

Ведущий 1 Остановись, человек! В своём безграничном равнодушии ты совсем забыл о том, что стал главной проблемой для всего живого на этой земле.

Ведущий 2 Анна. Завершается 2017 год, объявленный годом Экологии в России. И наша сегодняшняя встреча посвящена проблемам, от которых зависит не только наше настоящее и будущее, но и жизнь всего человечества на планете ЗЕМЛЯ.

Ведущий 1 А может быть, если каждый из нас задумается над тем, что происходит и сделает хотя бы то, что от него зависит, нашу Землю можно будет спасти? Итак, давайте попробуем разобраться вместе!

Ведущий 2 А помогут нам в этом команды, которые примут участие в игре «Приведи в порядок свою планету». Уважаемые болельщики и зрители, давайте поприветствуем команды: команда «ЭКО-ОКО» и команда «БотаНИКА».

Ведущий 1 Настало время представить наше уважаемое жюри представление жюри).

Ведущий 2 Помогает подводить итоги конкурсов Мария . После каждого конкурса комиссия объявляет количество баллов за каждый конкурс и общую сумму баллов. Все конкурсы будут оцениваться по 5-балльной шкале.

Ведущий 1. А сейчас познакомимся поближе с нашими командами. Объявляется конкурс "Визитная карточка".

Ведущий 2 Приглашаем на сцену команду «БотаНИКА». Встречайте, студенты специальности «Библиотековедение».

Команда представляет название, эмблему, девиз, участников и капитана.

Ведущий 1.

Спасибо команде и капитану, просим занять места в зале.

Ведущий 2. А сейчас выступает команда «ЭКО-ОКО». Давайте поприветствуем – студенты специальности «Социально-культурная деятельность».

Ведущий Спасибо просим занять места в зале.Наши участники уверенно справились с заданием, и мы предлагаем оценить результаты первого конкурса.

ЖЮРИ И СЧЁТНАЯ КОМИССИЯ. По результатам конкурса. Команда «ЭКО-ОКО» заработала … балла. Команда БотаНИКА - получает.. баллов.

Ведущий 2. Анна. В жизни каждого человека есть такие книги, которые он перечитывает много раз, которые оказывают влияние на ход мыслей и восприятие жизни. К таким относится сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Ведущий 1 Герман. В ней тонкой нитью проходит экологическая тема. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете.

Ведущий 2. Анна. Одной из важнейших заповедей этой сказки являются слова: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Ведущий 1 Герман. Образ главного героя, созданный Экзюпери, может служить своего рода идеалом жителя, хозяина своей планеты.

[Слайд 10] Ведущий 2. Анна. Вот он, принц, выпалывающий каждое утро ростки баобабов, выполняющий скучную, но необходимую для его планеты работу; вот он, малыш, любующийся закатом, красотой пустыни, звездного неба; понимающий язык цветов, умеющий «слышать сердцем», и чувствующий ответственность за тех, кого приручил,

Ведущий 2 Анна. Итак, наш следующий конкурс называется «ЭКОЛОГИЯ В ПРОЗЕ». Давайте вспомним книги, которые с самого детства раскрывали перед нами загадочный, таинственный, такой неповторимый мир, учили добру и справедливости, заставляли нас смеяться и плакать, а, возможно, всерьёз задуматься над своей жизнью, над судьбой человечества…

Угадайте, как называется произведение, и кто автор по отрывку из книги.

Задание команде «ЭКО-ОКО».

В это время, отдохнув на камне и согревшись и лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа шла направо, другая, слабенькая, – прямо.

Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:

Нам надо по этой на север.

Это не тропа! – ответила Настя.

Ну ладно, – резко повернул Митраша. – Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.

Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.

Правильный ответ: Рассказ Михаила Пришвина «Кладовая солнца»

Задание команде «БотаНИКА».

- Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь быть артисткой?

И он стал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапках, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.

- Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!

Правильный ответ: Рассказ А.П. Чехова «Каштанка»

А сейчас нужно будет угадать, о каком произведении идёт речь, основываясь на характеристике содержания книги. Итак, внимание на экран.

Задание команде «ЭКО-ОКО».

Главный герой этого рассказа – Игнатьич – лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Игнатьич часто промышлял браконьерством. Все то немалое добро, что уже он имеет, кажется ему недостаточным. Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Он отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело. И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь – смерть.

Правильный ответ: рассказ Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Задание команде «БотаНИКА».

Действие повести происходит в 1960-х годах в деревне, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять деревню, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Жители не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Кажется, вместе с людьми плачет, сопротивляется и вся природа: как ни крушат её – все еще стоит. Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек?

Правильный ответ: повесть Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой»

Задание команде «ЭКО-ОКО».

Его Отец - волк, мать - наполовину волчица, наполовину собака. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Один из его хозяев – Красавчик Смит, так его истязал, что превратил в злого, безжалостного зверя. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Герой повести довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской.

Правильный ответ: повесть Джека Лондона «Белый клык»

Задание команде «БотаНИКА».

В городе часто встречали собаку: белую, с черным ухом. Сначала она безбоязненно бегала по площадям и улицам, подходила к людям, словно кого-то искала. Но шло время, собака похудела, шерсть на ней свалялась, стала грязно-серой, она уже не бегала, а ковыляла на трех лапах. Теперь люди смотрели на нее косо, обходили стороной. Да и собака уже не выбегала им навстречу, а предпочитала красться пустыми улицами и переулками. С кем только не столкнулся потерявшая хозяина собака: с детьми и взрослыми, с хорошими людьми, привечавшими и подкармливавшими его, со злыми, которым доставляло радость его мучить. Но несмотря на все свои страдания, она до последних минут жизни сохранила веру в дружбу с человеком.

Правильный ответ: повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

Задание команде «ЭКО-ОКО».

Этот английский писатель был удостоен Нобелевской премии по Литературе. После выхода в свет этой книги число поклонников его творчества увеличилось во много раз. В книгу входят рассказы о различных животных, но центральное место в них занимает история Маугли, мальчика, который был выкормлен волками и стал вожаком своей стаи. При создании книги автор переработал множество научных материалов, но они не отодвинули на второй план живое и непосредственное восприятие мира. Сам автор не считал эту книгу сборником сказок, называя главы книги «простыми историями», тем более что и читатели воспринимали их скорее как мифы или легенды.

Правильный ответ: Редьярд Киплинг «Книга джунглей»

Задание команде «БотаНИКА».

Это знаменитый рассказ американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери. Герои повествования на машине времени из настоящего времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование не сходить с антигравитационной тропы, ничего не трогать, не пытаться изменить, чтобы не внести непредсказуемые последствия в историю. Один из персонажей совершает, казалось бы, незначительный проступок: он наступает на бабочку, и та погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, непохожим на тот, что был.

Правильный ответ: Рей Бредбери «И грянул гром»

Ведущий 1 Итак, наш конкурс завершен. Давайте подведём его итоги.

ЖЮРИ. По результатам конкурса «Экология в прозе» команда «ЭКО-ОКО» получает … баллов. Общая сумма баллов …. Команда БотаНИКА

Ведущий 1 А сейчас настало время домашнего задания. Командам было предложено подготовить инсценировку на свободную тему, связанную с экологическими проблемами. Так давайте посмотрим, как наши команды справились с заданием!

Ведущий 2 Приглашаем команду «ЭКО-ОКО»

Ведущий 1 Уважаемые болельщики, давайте вместе поблагодарим команду за проделанную работу и поддержим её аплодисментами!

Ведущий 2 А сейчас команда «БотаНИКА» покажет нам результаты своего творческого проекта.

Ведущий 1. Спасибо. Болельщики, давайте поприветствуем свою команду!

Ведущий 1 Герман. А теперь давайте подведём итоги конкурса.

ЖЮРИ. Команда БотаНИКА - получает.. баллов. Общая сумма баллов… Команда «ЭКО-ОКО» получила … баллов. Общая сумма баллов ….

Ведущий 1. Американский ученый Барри Коммонер в 70-х годах XX века сформулировал 4 закона экологии :

Ведущий 2.

Закон первый. Все связано со всем.
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

Ведущий 1.

Второй закон. Все должно куда-то деваться.
Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.

Ведущий 2.

Закон 3 Природа знает лучше.
Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.

Ведущий 1.

Закон 4 Ничего не дается даром.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам.

Ведущий 2 Итак, наш следующий конкурс называется: всё связано со всем. Наши команды выберут конверты, а в них – по две экологической задачи. Командам предстоит проанализировать предложенные экологические ситуации, выявить причинно-следственные связи, предсказать последствия, найти выход.

Ведущий 1. Попрошу капитанов команд выбрать конверты.

Ведущий 2. А пока наши команды будут делать задание, мы поиграем с вами, уважаемые зрители. Вам предлагается ответить на вопросы «Экологической викторины». За каждый правильный ответ вы получите маленькую планету . А самого активного зрителя в коне игры ждёт сюрприз.

Ведущий 1 .

Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)

Ведущий 2.

Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

Ведущий 1.

У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)

Ведущий 2.

Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)

Ведущий 1.

Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

Ведущий 2.

Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

Ведущий 1.

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)

Ведущий 2.

Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный)

Ведущий 1.

Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый)

Ведущий 2.

Молодцы, а теперь – вопросы посложнее.

Ведущий 1.

Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:

* Пластмасса

* Стекло

* Металл (Правильный ответ)

Ведущий 1 .

- Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

* Рассортировать (Правильный ответ)

* Собрать в одном месте

* Раскрошить

Ведущий 2.

Вед: Самая страшная добавка к воде:

* Бытовой мусор

* Пестициды (Правильный ответ)

* Минеральные удобрения

Ведущий 2.

Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

* Теплоэнергетика

* Нефте –и-газопереработка

* Автотранспорт

Ведущий 1.

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения :

* 10 лет

* 50 лет

* 100 лет и более(Правильный ответ)

Ведущий 2.

Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? Биосфера

Ведущий 1 .

В каком году появилась Первая изданная Международная Красная книга?

в 1966 году

Ведущий 2.

Вопрос: Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека - Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных. ...

Ведущий 1.

Вопрос: Что способствует изменению климата? Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот. ...

Ведущий 2. Зрители, спасибо за активное участие в викторине. Давайте посчитаем свои планеты и выберем самого активного участника. ВРУЧАЕТСЯ ПРИЗ.

Ведущий 2. Итак, команды, мы возвращаемся к вам. Прочтите пожалуйста задание и дайте ответ. Какая команда уже готова?

Команды зачитывают задания и отвечают

Ведущий 1. Молодцы, давайте поддержим команды аплодисментами.

ЖЮРИ. По результатам этого конкурса «Всё связано со всем» Команда «ЭКО-ОКО» получила … баллов. Общая сумма баллов …. Команда БотаНИКА - получает.. баллов. Общая сумма баллов…

ВИДЕО просмотр отрывка из художественного фильма «Дорога» ( постапокалиптическая драма режиссёра Джона Хиллкоута, экранизация одноимённого романа Кормака Маккарти, США, 2009 г.)

Ведущий 1 . Мы просмотрели отрывок из художественного фильма «Дорога», который был снят по роману современного американского писателя Кормака Маккарти.

Ведущий 2 Земля погибла, не оставив наследников; безжалостная темнота; гнетущая черная пустота вселенной. И где-то там они - два загнанных зверя, дрожащих, как лисы в укрытии. Они идут вдвоем, Отец и Сын, по миру, которого больше нет.

Ведущий 1. Что произошло? Что уничтожило всё живое на планете, почему повсюду огонь и смерть? Этому в романе нет объяснения…

Ведущий 2. А может быть, планета пытается просто избавиться от человечества, действия которого приведут к неизбежному апокалипсису?

Ведущий 1. Увы, в современном мире фантастика, к сожалению, очень часто граничит с реальностью. Техногенные катастрофы и природные катаклизмы – тому подтверждение, и каждая из них может стать причиной страшных и необратимых последствий.

Ведущий 2. А мы живём, и в круговороте событий очень часто не замечаем очевидного, порой происходящего на наших глазах. И мы в силах что-то изменить, но очень остаёмся равнодушными.

Ведущий 1. Рассуждая о глобальных экологических проблемах, очень часто не замечаем, что происходит на наших глазах, а порой сами причиняем непоправимый вред природе.

Ведущий 1.

Итак, переходим к следующему конкурсу.

Конкурс называется «ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

Давайте представим, что наши команды – это активисты добровольческого молодёжного объединения, целью которого является улучшить экологическую ситуацию в г. Липецке.

Задание заключается в следующем: разработать программу, по которой ваше объединение будет действовать.

В программе желательно указывать те акции, мероприятия и проекты, которые выполнимы именно для вашего молодёжного объединения. Но вы можете запланировать более масштабные проекты, при этом указав, кто будет привлечён к этой акции (проекту) – например – администрация города, администрация организаций и учреждений, или, может быть, все жители нашего города.

Ведущий 2. Командам даётся время подумать, а мы с вами посмотрим подборку видеосюжетов, они – про наш город.

Ведущий 1. Мы видим – наши команды уже готовы продемонстрировать нам выполненные задания.

Ведущий 2 Уважаемое жюри, просим выставить оценки и подвести итоги.

ЖЮРИ. По результатам этого конкурса Команда «ЭКО-ОКО»

Ведущий 2. Аня. А сейчас настало время нашего последнего конкурсного задания «Экологический плакат» Командам предлагается нарисовать плакат на экологическую тематику.

Приглашаются команды на сцену, им выдаются листы ватмана и маркеры.

Ведущий 1. А мы с вами, пока команды будут выполнять задание, посмотрим видеоролик «Экология земли».

Ведущий 2. Уважаемое жюри, наша конкурсная программа подошла к концу. Мы просим жюри объявить итоги конкурса и назвать победителей.

ЖЮРИ НАЗЫВАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, вручает призы.

По результатам этого конкурса Команда «ЭКО-ОКО» получила … баллов. Общая сумма баллов …. Команда БотаНИКА - получает.. баллов. Общая сумма баллов…

Ведущий 1.

Дорогие друзья! Все задания выполнены. Просьба членам жюри назвать имена победителей. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Ведущий 2.

Спасибо жюри за работу, а вам дорогие зрители спасибо за внимание, поддержку и тёплые аплодисменты. Уважаемые команды, просим вас подняться на сцену!

Ведущий 1. Завершить нашу программу хотелось бы словами Антуана де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней. "Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...
И каждому из живущих на чудесной планете по имени Земля необходимо помнить, что настоящее и будущее зависит от нас…

приведи в порядок свою планету.»

Антуан де Сент –Экзюпери

Вселенная – Зелёная планета – Человек. Это неразделимый союз. И для того, чтобы сохранить его, человеку необходимо сыграть главную роль, – роль хранителя природы.

Меня очень тревожит и беспокоит до глубины души всё, что связано с экологией нашей планеты. Экология, сохранение Зелёной планеты – это суть сосуществования человека и окружающей его природы на планете Земля.

Сейчас, когда мир технологий настолько развит и «компьютерная цивилизация» ушла далеко вперёд, человек во всём подчёркивает своё превосходство над природой. Но это превосходство можно и нужно направить туда, где человек и его знания по — настоящему необходимы. Мы все должны стремиться очистить нашу планету от мусора, яда, грязи, научиться жить в согласии с природой, стараться слушать и понимать её. Ведь если мы не научимся «понимать, что нам говорит дорога, о чём шумят деревья, поют киты, кричат птицы.

», то произойдёт именно то, о чём так выразительно говорится в сказке С.В. Савицкой «Человек»: «Человек увидит под ногами последний задыхающийся цветочек, на дереве останется последний запуганный зверёк, в грязном озере останется единственная чумазая рыбка.» И природа уже не простит: будет слишком поздно, если мы допустим, чтобы случилось такое.

Каждый год в нашей школе экология становится главной темой недели начальных классов. За три года, проведённых в школе при Посольстве РФ в РС в городе Белграде, ребята сделали много полезного, многое услышали, многому научились.

Наш класс, под руководством нашей учительницы Девятовой Елены Алексеевны, показал учащимся начальной школы свою работу – экологическую сказку. В спектакле, посвящённом жителям водоёмов и заповедников, мы постарались подчеркнуть, какая большая и ответственная роль отведена человеку в деле сохранения сложной экосистемы нашей планеты.

Учащиеся всех классов участвовали в конкурсе плакатов «Друзья природы». Члены агитбригад проводили уроки в начальной школе на разные темы, связанные с экологией.

Наш класс очень старался и сделал в этом году выставку, в которой мы хотели представить сложную экосистему города Белграда.

Но самым радостным моментом для всех учеников была посадка цветов в школьном дворе. Каждый из нас посадил свой цветок. Ребята, приходя утром в школу, радовались встрече со своим цветком, следили и ухаживали за ним.

А ещё, традиционной в нашей школе является посадка деревьев выпускниками. Каждый выпускник оставляет напоследок память о себе, а каждое посаженное дерево, в свою очередь, становится украшением нашего школьного двора. Как маленькие деревца растут и набираются сил, так и выпускники идут по жизни, стараясь быть «украшением» общества людей, чтобы школа гордилась ими. Двор нашей школы в городе Белграде по-настоящему радует глаз каждого, кто приходит сюда. Так мы подаём пример другим людям, как бережно, с любовью нужно относиться к природе, чтобы всё вокруг нас приносило радость.

И поэтому, прочитав сказку Светланы Васильевны Савицкой «Человек», я сразу поняла, что именно её мне интересно обсудить вместе со всеми читателями прекрасных экологических сказок С.В. Савицкой, коснуться ещё и ещё раз темы роли Человека в судьбе нашей планеты и наших будущих поколений, поговорить о его огромной ответственности за каждый шаг, сделанный им на земле.

Так опустимся же все на колени, чтобы поднять с земли последний окурок, полиэтиленовый пакет, консервную банку, жевательную резинку, бумажную обёртку, попросим прощения у матушки Природы сейчас, пока есть возможность помочь и вылечить планету. Сделаем это для того, «чтобы снова нырнуть в чистый ручей прохладного леса, чтобы опять

почувствовать запах нежных лепестков первоцветов, чтобы восхищаться могуществом и красотой кедров, чтобы слышать и наслаждаться пением китов и птиц, чтобы видеть бесконечное, как небо, поле белых маков на белом песке. »

Указ главы государства, объявляющий 2013 год Годом охраны окружающей среды, вызвал широкое обсуждение в обществе.

В потоке разнообразных высказываний я натолкнулся на одно. Его автор утверждал, что его волнует не столько обилие мусора, сколько нежелание большинства граждан убирать его за собой и вообще отсутствие у них желания не гадить себе под ноги. Может быть, этот человек прав, и мы, россияне, просто потеряли экологическую культуру, если она вообще когда-то была?..

Этот вопрос я задал первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Олегу ПАНТЕЛЕЕВУ. И задал не случайно, ведь сенатор давно и серьезно занимается проблемами экологической безопасности России.

Правильно подмечено. Главное - не мусорить, а если мусор все же об­разовался, то его надо убирать. Но, как мне представляется, проблема здесь гораздо шире и глубже.. Что касается личной культуры поведения, то она, безусловно, была. Я вырос в семье пе­дагогов, отец был директором детско­го дома, мама руководила сельской школой, и беречь природу приучали меня с детства. Поэтому и считаю, что воспитание экологической культуры должно вестись с детства.

Долгие годы этим вообще никто не занимался. Выбросить окурок из окна автомобиля, бросить, не глядя, обертку от конфеты или мороженого прямо на землю стало нормой жизни. Печальной нормой. Считается, что сейчас ситуация меняется. Возможно. Но даже если и так, то меняется явно недостаточно. Да и не изменить сло­жившийся стереотип поведения у всех наших граждан сразу. Вспомните, что мы увидели, когда по весне стал схо­дить снег: везде раздавленные пласти­ковые бутылки, грязь, мусор. Вот так, по-свински, мы живем.

- Вы сами говорите: всех не пе­ределаешь. Как же быть?

Считаю, что следует приучать людей убирать и за других. Уже сейчас есть готовые на это неравнодушные граждане. Они понимают, что одни­ми профессиональными дворниками проблему не решить. В городе дворни­ки худо-бедно с грязью справятся. А в лесу, в местах отдыха, где мусора горы, кто его уберет? Поэтому я поддержи­ваю общественные движения, озабо­ченные этой проблемой.

Одно из таких движений родилось на базе Союза фотографов-натурали­стов, который я возглавляю. В наших рядах состоит много интересных, из­вестных в стране людей. Многие име­ют свои блоги в Интернете, где по­мещают свои фотографии, привлекая внимание людей. Одному из членов Союза - Сергею Доле - пришла идея создать движение «Блогер против му­сора». Мы, кстати, с чьей-то «легкой руки» почему-то смотрим на блогеров как на хомячков, которые не способны ничего созидать. А на самом деле это не так, движение показало свою действен­ность и жизнеспособность. В прошлом году уже на первый наш призыв выйти на уборку мусора откликнулось около тридцати тысяч человек. И не только в Москве, но и в разных городах. На вторую акцию вышло уже более пяти­десяти тысяч. В нынешнем году акции будут продолжены, и мы ожидаем, что их поддержит гораздо больше людей.

Могу сообщить, что движение «Бло­гер против мусора» было представлено на фестивале дикой природы «Золотая черепаха». Фестиваль этот был вклю­чен в правительственную программу мероприятий в рамках Года охраны окружающей среды. Зимой мы про­водили его в Москве, сейчас он идет в Санкт-Петербурге, потом переместит­ся в другие города и даже за рубеж.

На днях мы даже отправили его в космос. Здесь решаются одновременно две задачи. Одна - психологическая разгрузка для экипажей, которые на­ходятся на МКС очень долго. Для этого нет ничего лучше природы. Наш Со­юз фотографов-натуралистов обладает огромным количеством снимков дикой природы высочайшего качества. Мы со­брали их в слайд-фильм и передали для показа на МКС, где уже установлены специальные мониторы. Представьте, космонавты парят над планетой, а перед их глазами проходят виды Земли, син­хронизированные с маршрутом полета. Пролетают они над Дальним Востоком и видят фотопанорамы этой части пла­неты. И дальше - Амур, Байкал и т.д.

Таким образом, мы к экологии и космонавтов приучаем, в чем есть вы­сокий смысл. С ними и с Росприрод-надзором мы обговорили проведение мониторинга окружающей среды с МКС. Космонавты будут нам сооб­щать, где выявляются загрязнения и не только российской территории. Мы почему-то привыкли «утираться», ког­да нас пытаются убедить в том, что ху­же России никто не бережет природу, дескать, там, где работают ЛУКОЙЛ или Газпром, всюду грязь. А ведь это не так. Космонавты с орбиты прекрас­но видят, насколько загрязнен Пер­сидский залив, сколько грязи в Гудзоновом заливе. Мы будем принимать у них такие сигналы и через организа­ции, подконтрольные ООН, доводить эту информацию до общественности, с тем, чтобы принимались меры между­народного характера. Хватит нам «ути­раться». Пора перестать обороняться, пора самим переходит в наступление. Россия - сильное государство, и никто не снимал с нас статуса супердержавы.

- Но ведь мы и без наблюдений из космоса знаем, что в Рос­сии проблемы экологии стоят очень остро. Об этом в начале нынешнего года в рамках «пра­вительственного часа» членам Совета Федерации докладывал глава Минпророды Сергей Дон­ской. Он приводил ужасающие цифры: в России скопилось более 31 миллиарда тонн только про­мышленных отходов. А на сегод­ня, по его словам, убран только один остров в архипелаге Зем­ля Франца-Иосифа, и объем за­грязнений сократился всего на 9 тысяч тонн. Уборка остальной территории России находится пока на стадии проектов. Так сколько же времени мы потра­тим на то, чтобы привести на­шу экологию в порядок?

Думаю, что о сроках пока говорить не стоит. Нам еще предстоит создать систему, механизм решения экологи­ческих проблем, в том числе по убор­ке мусора и промышленных отходов, которые действительно заполонили все вокруг. Есть случаи, когда не следу­ет изобретать велосипед и достаточно вспомнить, как эти проблемы решались при советской власти. Сегодня ничто не мешает нам брать из прошлого все хоро­шее. В девяностые годы мы просто сло­мали действующие системы Вторчермета, Цветмета, сломали основу этой си­стемы - добровольность. Кому мешало то, что пионеры сдавали макулатуру? Ведь смысл всей этой деятельности был не только в экономической составляю­щей, но и в воспитательной работе.

Сломав систему сбора и утилиза­ции вторсырья, мы ничего не создали взамен. Даже того, что используется в других странах. Мы не пошли по этому пути. Не научились сортировать му­сор, как это везде делается, муниципа­литеты отвернулись от мусорных про­блем, посчитав, что у них и без того забот хватает. Никто из законодателей не потребовал привести в норму опла­ту за сбор, вывоз и утилизацию мусора. А из-за того, что у нас очень дешево стоит уборка, не работа­ет система мусорных заводов, которая работает во всем мире.

В результате мы несем колоссаль­ные потери, потому что не использу­ются возможности утилизации вторсы­рья. Так давайте хотя бы начнем с се­бя. Помните, как у Экзюпери говорил маленький принц: проснулся - убери свою планету. Мы должны воспитать такой же подход у наших людей. И опять же ничего придумывать не на­до. Все это было. Помню, как в нашем селе мы, дети, собирали все, что мож­но, что валялось на земле и лежало в сараях, любые кости, тряпки, макула­туру и несли в сельпо, где был пункт вторсырья. Сдавали и получали за это невероятно привлекательные игрушки. При этом существовал строгий отбор: у меня могли принять какую-нибудь ста­рую прогнившую кастрюлю, но никог­да бы не взяли автопоилку из коровни­ка. Сейчас, кстати, в немногих действу­ющих пунктах вторсырья возьмут все, что угодно. И снова ошибка. Мы пошли по пути коммерциализации процесса, и это привело к откровенному воровству.

Уважающее себя государство, на самом деле заинтересованное в разви­тии страны, ставит экологическую по­литику на государственный уровень. Чистый воздух, чистая вода, чистая земля позволяют экономить колос­сальные деньги на охране здоровья граждан. Где плохая экология, там за­болевания, а, между тем, здоровье - это еще и демография: какие дети и в каком количестве появляются на свет.

Конечно, надо понимать, в совре­менном мире мы не можем обойтись без развитой промышленности, транспор­та, энергетики. Все это ведет за собой, к сожалению, нарушения в экологии. Но многое мы можем исправить сами. Взять хотя бы леса - легкие планеты. В России они непрестанно сокращают­ся, их вырубают, они сгорают, а посадок новых лесов практически не ведется. Мои коллеги по Совету Федерации по­стоянно обращают на это внимание. В последнее время такой порядок вроде бы возвращается. О нем говорят на за­конодательном уровне, за варварскую промышленную вырубку лесов без их восстановления штрафуют, лишают квот на вырубку леса. Но это нужно де­лать в большем объеме. Ведь идет не­обратимый процесс: мы вырубаем леса больше, чем выращиваем. Будущие по­коления нам этого не простят.

Нам следует обратить внимание на опыт Скандинавских стран. Они обла­дают большими лесными запасами, но в основном экспортируют лес из Рос­сии. Свой они берегут. И совершен­но правильно делают. Скандинавские страны заботятся о будущих поколе­ниях, поставив экологию на уровень государственной политики.

- Безусловно, объявление Указом Президента 2013 года Годом охра­ны окружающей среды поднима­ет экологические проблемы до го­сударственного уровня. Не сомне­ваюсь, что по всей России в этом направлении развернута бурная деятельность. Но год кончится, и где гарантия, что, как это часто случается, экологические пробле­мы не будут отодвинуты на вто­рой план? Ведь усилиями одних блогеров их не решить…

Вы зря преуменьшаете наши воз­можности. Блогерам под силу многое, в том числе и организовать россиян на уборку мусора. Весь мир использует возможности социальных сетей для са­моорганизации общества, для решения каких-то насущных задач. Год охраны окружающей среды я рассматриваю как катализатор всей деятельности по реше­нию экологических проблем. Он задает планку действий на последующее время, ниже которой опуститься уже нельзя.

- В конце мая в Санкт-Петербурге пройдет очередной, шестой по счету, Невский между­народный экологический конгресс. Его организаторами выступают Совет Федерации и Межпарла­ментская ассамблея государств -участников СНГ. Какую прак­тическую пользу вы видите от проведения этого форума, и что предполагается обсуждать?

Практическую пользу вижу в том, что в конгрессе примут участие специ­алисты, законодатели, производствен­ники, руководители общественных ор­ганизаций. Они обсудят наболевшие проблемы. А профессиональное обще­ние - это всегда движение вперед. В повестке дня конгресса - культурные и правовые аспекты экологической де­ятельности. Не случайно девиз форума - «Экологическая культура - основа решения экологических проблем».

- С этим вряд ли кто-то будет спорить. Но способно ли спра­виться действующее законода­тельство в природоохранной сфере с задачами, которые дик­тует новая экологическая по­литика? И кто, в конце концов, сможет отслеживать исполне­ние этого законодательства?

Контрольный орган нужен всегда. Большое упущение в том, что мы убра­ли экологическую полицию. Она про­сто необходима. И я буду ставить во­прос о ее возрождении. Несколько лет назад Генеральная прокуратура пошла на то, чтобы создать подразделение по надзору за природоохранной деятель­ностью. Да, пока оно не очень хорошо обеспечено материально, прокурорам сложно работать. Но эффект от их де­ятельности есть, и немалый. Это пока единственная структура, которая мо­жет требовать с собственников пред­приятий соблюдение экологических норм. За три-четыре года им удалось добиться некоторых изменений в от­ношении экологических проблем.

А что касается законодательства, то оно никогда не бывает совершенным. Жизнь меняется, меняется и экономи­ческая модель. Хорошее, гибкое законо­дательство идет вслед за жизнью. К эко­логии это имеет прямое отношение. Ре­шение экологических проблем должно опережать любые действия, связанные с научно-техническим прогрессом. Сле­довательно, и экологическое законода­тельство должно совершенствоваться.

- Так что же тогда первично-экология или промышленное развитие?

Человек. А экология должна дать ему возможность жить нормальной, здоровой жизнью.

Беседовал Николай ДОРОФЕЕВ

Экос (греч.) - дом, среда обитания, мир, в котором мы живем

За последнее столетие давление человека на окружающую среду выросло в огромное количество раз. В настоящее время наблюдается сочетание неблагоприятных космических воздействий на планету и техногенное воздействие человека.

Изменения произошли во всех слоях планеты - воздух, земля, вода, растительность, Ноосфера заражены настолько, что проблема чистой земли, воды, воздуха становится наиглавнейшей.

Численность населения растёт, уровень культуры и образования- падает. В этих условиях разгорается борьба за ресурсы, возникают конфликты между людьми, народами на международной почве. Угроза уничтожения нависла не только над человечеством, но и над всей планетой, которая может быть уничтожена мгновенно всем накопленным оружием.

Участвуют все

Существование экосистемы - планеты Земля - зависит от всех участников этой экосистемы. И от того, в каком состоянии находится планета, в свою очередь, зависит здоровье каждого из нас.

Поэтому забота о гармоничном и здоровом функционировании экосистемы - это задача не только специальных государственных или общественных структур, но и каждого человека.

Наш долг - не в том, чтобы только платить налоги государству, чтобы оно обеспечивало через экологическую безопасность и охрану окружающей среды, и быть пассивным созерцателем этого процесса.

Он в том, чтобы быть деятельным участником, который своими ментальными, чувственными устремлениями и действиями постоянно поддерживает баланс системы, в которой живет.

Необходимо осознание единства, взаимосвязи всего со всем во всех слоях многоуровневой реальности.

Нам нужно взять на себя ответственность за то, что происходит на планете, и в меру своих сил и возможностей участвовать в ее жизни и выходить из привычной формы-жить только личными интересами потребления, племенной идеологией, местечковыми верованиями.

История болезни

Особенностью человека является объединение перед лицом опасности. Настало время, когда мелкие, личные, племенные, национальные и государственные интересы должны быть подчинены общей глобальной цели - спасению планеты с её миром и человечеством.

Болезнь можно вылечить, лишь устранив причину. Причины болезни человечества и, как следствие, всей планеты в создавшемся неэкологическом отношением человека к себе (личностные негативные программы), окружающим людям и миру природы.

Принятые неправильные ценности, образовавшиеся в социальной жизни, отразились в социальной жизни и культуре последних веков, а резкий скачок технологического прогресса усугубил тенденции, что привело к печальным обстоятельствам, в которых мы находимся.

Мир священный

Что же это за негативные программы, доминирующие в сознании человека и человечества? Прежде всего, это отсутствие знаний о единстве и священности мира.

Всё живое и неживое имеет единый источник, взаимопроникновение и взаимосвязь, который проявлен в единстве материи и информации (сознания). Поэтому отношение к миру как живому, сознательному, чувствующему, реагирующему можно выразить словом священный.

Человек способен улучшить экологическую ситуацию не только своими действиями (которые, безусловно, необходимы), но и своими помыслами, медитациями и молитвами, расширением своего сознания до планетарного уровня.

Такой человек не просто познает разумом свое единение с миром - он переживает его всеми пластами своей психики и физиологии, порождая в себе светлые духовные энергии, распространяя их вокруг себя. Иными словами, он развивает в себе экологическое сознание.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации