Личная жизнь дети алексия 2 патриарха. Патриарх алексий второй

Это рассказ таллинца А. Осипова, бывшего профессора Ленинградской Академии.
Мои архиереи // Наука и религия 1969, № 34.

Отец Георгий - это епископ Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев). В пору свадьбы своей дочери Веры на красивом семинаристе Алеше Ридигере - благочинный Таллинского округа.

Стоит добавить, что венчание "по блату" было совершено на Светлой седмице (что запрещено уставом) 11 апреля 1950 года.

Сама свадьба не могла спасти от призыва. Но без нее нельзя было стать священником. Хиротония во диакона последовала 14 апреля, а во священника - 17-го. Понятно, что Красной Армии попы были не нужны.

Ридигер старший, конечно, считал, что свадьба Алеши решает сразу много проблем, не только проблему призыва. Свадьба на дочке местного благочинного - это "хорошая партия".

Понятно и что брак вскоре распался - ведь заключался он по расчету, а не по любви.

Поступок довольно характерный: без проявленного в нем умения использовать людей для своих нужд, а потом перешагивать и через них и через церковные правила и идти по головам советским патриархом не стать. Как истинный аристократ, покойник был искренне эгоцентричен.

Это не "вынужденный поступок". Тут была использована чужая судьба. Причем не только невесты, которой он поломал жизнь фиктивной свадьбой. Но ведь еще и родители этой девушки этого танкового проезда по их дочке не пережили...

Просто удивительно, как точно на этом этапе Алеша Ридигер воспроизвел поступки Алексия Человека Божия... (Алексий человек Божий - персонаж художественного романа. И да, крайне эгоистичный и жестокий персонаж).

И это не могло быть взаимной до-брачной честной договоренностью.

Если он обговорил фейковость своего брака с невестой - отчего же она так быстро от него ушла? Если и Вере так хотелось помонашествовать, она не родила бы затем трех детей от другого мужа.

Если не обговорил - то это просто подло.

А сам Алеша не торопится монашествовать: после развода он еще 11 лет (!) служит как белый священник (еще одно нарушение канонов, согласно которым священник, оставшийся без жены обязан сразу уйти в монастырь или под запрет).

И монашество он принимает только тогда, когда ему в придачу к нему обещают еще архиерейство (в марте 1961 - постриг; в августе - хиротония).

Полагаю, что архиерейство связано с разводом. Нет, это не предположение, будто Алеша развелся, имея в видах архиерейство.

Просто внимательным органам стало понятно, что перед ними человек, не обремененный сверхценной мотивацией, и с ним можно сотрудничать.

Напомню, епископом он стал в хрущевское время, когда партия откровенно вела дело к полной ликвидации религии, и ей нужны были помощники. Значит, им нужна была уверенность в том, что молодой епископ не будет слишком принципиален. Так развод 50 года помог стать епископом 61го.

Инициатива быстрого и неожиданного развода скорее всего шла не от него, а от жены.
А вот причину полагаю в Алеше.

Недообращенная комсомолка может бросить мужа-священника. Но поповна, ставшая попадьей - нет. Она смогла своих детей от следующего брака воспитать в церковном духе.

Чтобы церковная женщина уйти от мужа-священника, такого красавца, от человека с такими прекрасными манерами и аристократическим обхождением, надо было увидеть в нем что-то очень скрываемое, очень непубличное и отталкивающее.

Он не был глупым грубым или жестоким человеком. Не был алкоголиком или сумасшедшим, не был еретиком или наркоманом.

Он был известен семье невесты с детства. Значит что-то тайное могло раскрыться жене лишь после свадьбы. Причем такое, что оправдывает развод.

Теперь возьмите список поводов к разводу, утвержденный Поместным собором 1917-1918 годов:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года - если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

При интеллигентности Алексия Ридигера предположить тяжелые систематические избиения жены в течение медового месяца крайне трудно. Что остается?

ПредставИм лишь два варианта:

Парень, еще надеющийся на свою переориентацию, ставит на себе эксперимент. Но вскоре выясняет, что не стоит. Жена потребовала объяснить причину игнора мужем - и получила откровенное признание. И ушла.

Муж узнает, что его жена вовсе не девственница, и потому считает своим каноническим долгом расстаться с ней. Против этой версии два обстоятельства: если сей обманутый муж так ревнив к канонам, то отчего он сам после этого не идет сразу в монахи, как каноны того требуют. Кроме того, в патриаршество самого Алексия требование добрачной девственности обоих супругов пребывало в полузабытом состоянии.

Но есть еще один вариант:
Семинарист Алеша долго просил Господа указать ему его путь.
Через месяц после свадьбы коснулась его рука и поставила его на колени его и на длани рук его.
И сказал Ангел ему: "Алексей, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне. Внемли, Алексей: Нет воли Божией тебе на семейную жизнь. Иди в монахи и станешь пастырем великим и под твоим патриаршеским управлением возродится Святая Русь!"

И изумился Алексей: "Но отчего так поздно пришел ты? Я уже женат и счастлив с молодой женою!".

И ответил Ангел: "С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Советского стоял против меня тридцать один день. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням. Итак, выйди ныне же из родства твоего!".

(см. Дан 10)

И оставил Алексей жену свою, разрешив ей паки обрести мужа и стал смиренно ждать призвания к архиерейству. И по пришествии восьми лет пришел к нему новый вестник и сказал: отныне ты будет именоваться "Дроздов".

Будучи студентом первого курса ЛДА, 11 апреля 1950 года женился на Вере Георгиевне Алексеевой, дочери настоятеля Александро-Невского собора в Таллине, где некогда был прислужником будущий патриарх, в том же году развелся. Согласно доносу инспектора Ленинградской Духовной академии региональному Уполномоченну Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, целью женитьбы было уклонение от службы в армии ("В Л.Д.А. был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен. Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., Э 102. Инспектор Академии Л. Парийский, 27 ноября 1951 г." - Евгений Сидоренко [Евгений Комаров]. Замужем за патриархом// "Московские новости", 22.05.01).

Комаров - главный редактор Московского Церковного Вестника, прикомандированный к патриарху корреспондент ЖМП в 90-91 годах. Архивный адрес доноса Парийского:
ЦГА СПб, ф.9324,оп.2,д.37.

***
zloy_monah
"В Пюхтицах все в курсе этого события, и раньше никто из этого особого секрета никогда не делал. Мне монахини лет 15 назад рассказывали про то, что у него была жена. Игумения Варвара даже выделила ей (жене) специальное место, около себя, возле клироса. И когда она приезжала в Пюхтицу, на службу тогда уже митрополита Алексия, ставила ее около себя. Не знаю почему в период его патриаршества из этого стали делать какую- то тайну. Сейчас ее сын (жены) но уже от другого брака, С. Мянник по сути управляет Эстонской епархией, так как 93-летний митрополит Корнилий мало что уже соображает".

Траурные мероприятия в Москве начались сегодня с раннего утра. В районе 6 часов, когда главный храм России был уже полностью заполнен христианами, доступ верующих в него был прекращён. Сотни людей выстроились у станции метро Кропоткинская, чтобы проводить в последний путь предстоятеля Русской православной церкви. Отмечается, что за время церемонии прощания Храм Христа Спасителя посетили более 25 тыс. человек.

В 8 часов в Храме Христа Спасителя началась лития. Прямую трансляцию похорон патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вели три государственных телеканала – «Первый», «Россия» и «Вести 24».

Заупокойную божественную литургию возглавил местоблюститель патриаршего престола (временно исполняющий обязанности патриарха как предстоятеля поместной Церкви) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вместе с ним служили члены Священного Синода, а также более 150 архиереев Русской православной церкви, представители других православных церквей мира.

На литургии присутствовали президент России Дмитрий Медведев, глава правительства РФ Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко, а также представители государственной власти России, сенаторы, депутаты Госдумы. Попрощаться с патриархом прибыли и представители дома Романовых: великая княгиня Мария Владимировна и Ольга Николаевна Куликовская-Романова.

Гроб с телом Алексия II и солея (возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме) утопали в цветах, в основном – в белых розах, которые любил патриарх. После окончания службы под погребальный перезвон колоколов гроб был обнесен вокруг храма. Потом траурный кортеж двинулся в путь через центр Москвы в Богоявленский собор. 15-ый предстоятель Русской православной был похоронен в правом, Благовещенском приделе Елоховского кафедрального собора Москвы, согласно воле почившего предстоятеля.

В этот день панихиды прошли во всех российских православных храмах. О кончине Алексия II скорбят не только в России. Накануне в Париже в храме Трёх Святителей прошла заупокойная служба, на которой присутствовали представители католической церкви и светских властей Франции.

Панихида по предстоятелю РПЦ прошла и в Нью-Йорке в Свято-Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке. Служение там возглавил викарий епископ Зарайский Меркурий. Главных храм РПЦ на Манхэттене также отдал дань памяти Алексия II: на службе присутствовали представители Ватикана при Организации Объединённых Наций, Румынской, Сербской, Болгарской, Греческой церквей, а также Американской автокефалии. В субботу литургию совершил первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион. Заупокойные богослужения прошли также и в православных приходах Японии, Гонконга, Пекина и Шанхая.

В связи со смертью патриарха Алексия II было отменено запланированное на 8 декабря заседание Синода РПЦЗ. Глава РПЦЗ митрополит Илларион, а также иерархи РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил прибыли в Москву на похороны патриарха.

Для участия в похоронах в Москву также прибыл Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, которого встретил в аэропорту Домодедово избранный накануне местоблюстителем РПЦ митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл.

10 декабря на заседании Священного Синода в Москве будет определена дата проведения Поместного Собора, на котором должен быть избран новый предстоятель Русской православной церкви.

Отмечается, что Алексий II может быть причислен к лику святых. Но это произойдёт не ранее, чем через полвека со дня его кончины. Как пояснил член синодальной комиссии Русской православной церкви по канонизации протоиерей Георгий (Митрофанов), основные критерии для прославления в лике святых – это «церковное почитание в народе на протяжении длительного времени, а также чудотворения по молитвам (то есть исцеления, действенная духовная помощь)».

По словам протоиерея Георгия, прецедентов, когда человека канонизировали раньше истечения срока в 50 лет со дня его кончины, «почти нет».

Патриарха Московского и всея Руси Алексия II будут поминать на 12 языках в течение 40 дней во всех православных храмах мира.

Патриарх Алексий II

Алексей Михайлович Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси, родился 23 февраля 1929 года в Таллинне, Эстония. Именем Алексей крещен в детстве в честь Алексия, человека Божия.
БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II – МОЛОДЫЕ ГОДЫ.
Патриарх происходит из германского дворянского рода фон Ридигеров, имеющего курляндское происхождение. Из родословной Патриарха нам известно, что его предок, курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер во времена правления Екатерины II переехал в Россию и принял православие под именем Федора Ивановича. Именно он стал основателем русской линии рода Ридигеров.
Отец будущего Патриарха, протоиерей Михаил Александрович Ридигер, родился в Петербурге, однако во время Октябрьской революции был вывезен родителями в Эстонию, где и получил священнический сан Эстонской православной церкви. Мать Алексея, Елена Иосифовна Писарева – дочь расстрелянного во время революции полковника царской армии.
Желание стать священником у Алексея появилось с раннего детства, когда он охотно помогал отцу в храме. Во время Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. Алексей с отцом посещал лагеря для перемещенных лиц, в которых находились советские люди, угнанные на принудительные работы в Германию. По свидетельству митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, который был старше Алексея на 5 лет и помогал Ридигерам в этом нелегком деле, им удалось вызволить из лагерей нескольких священников и устроить их в таллиннских храмах.
В пятнадцать лет Алексей стал иподиаконом, служил в различных храмах Таллинна, а в 1947 году поступил в третий класс Ленинградской духовной семинарии. В 1950 году рукоположен в диакона, а затем и во пресвитера, и определен на служение в Богоявленский храм города Йыхви.
В годы своего служения в Богоявленском храме, Алексей продолжал обучение в Ленинградской духовной семинарии и в 1953 году получил звание кандидата богословия.
В 1958 году был возведен в сан протоиерея.
После смерти матери в 1959 году Алексей решил принять монашество, и 3 марта 1961 года был пострижен в монахи с именем Алексий, в честь Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.
Епископский период в биографии иеромонаха Алексия начался в том же 1961 году, когда он был возведен в сан архимандрита и решением Священного Синода был назначен епископом Таллиннским и Эстонским.
Таллиннскую кафедру епископ Алексий возглавлял 25 лет, с 1961 по 1986 год, в том числе управлял нею, будучи уже Патриархом.
Биография епископа Алексия богата событиями международного масштаба, в которых он принимал непосредственное участие. В 1961 году Алексий принимает участие во Всемирном совете церквей, участвует в богословских диалогах с другими христианскими конфессиями. Более 25 лет являлся сотрудником аппарата Конференции Европейских церквей. Принимал активное участие в работе советских и международных миротворческих организаций.
В 1984 году получил степень доктора богословия, написав трехтомный труд «История православия в Эстонии».
18 марта 1989 года Алексий был избран народным депутатом СССР от общественной организации «Фонд здоровья и милосердия».
После смерти Патриарха Пимена в 1990 году был созван Поместный Собор для выбора его преемника на Патриаршем престоле. Нового Патриарха выбирали в два тура голосования и основными претендентами на престол были митрополит Алексий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) и митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). С небольшим отрывом от митрополита Владимира в 23 голоса митрополит Алексий был избран новым Патриархом Московским и всея Руси.
10 июня 1990 года в Богоявленском соборе состоялась интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
За время патриаршества Алексия II Русская православная церковь переживала период подъема и укрепления позиций в обществе. Активно строились храмы и между государством и церковью устанавливались качественно новые отношения. Церковь активизировала не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и получила возможность расширять рамки своего социального служения.
Большое внимание Патриарх Алексий II уделял налаживанию отношений между различными православными церквями и сотрудничество с другими христианскими конфессиями.
Последний раз Алексий II совершил богослужение 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. А уже в 11 часов следующего дня, 5 декабря, руководитель пресс-службы Московской Патриархии Владимир Вигилянский сообщил о смерти Патриарха в его резиденции в Переделкино.
Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность, явившаяся результатом ишемической болезни сердца, которой Патриарх страдал в последние несколько лет. Он перенес несколько инфарктов и периодически проходил курс лечения заграницей. Патриархия решительно опровергла все слухи, связанные с неестественным характером смерти Патриарха.
Церемония прощания с новопреставленным Патриархом проходила 6 – 9 декабря 2008 года в Храме Христа Спасителя в Москве. По данным пресслужбы ГУВД Москвы проститься с Патриархом пришли более 100 000 человек.
Отпевание Патриарха прошло 9 декабря в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. В тот же день почивший Патриарх был перевезен для захоронения в Благовещенский Елоховский собор г. Москвы, где был похоронен в южном («Благовещенском») приделе.
Патриарх Алексий II был удостоен множества государственных, церковных, общественных и международных наград, был почетным гражданином 12 регионов и городов Российской Федерации.
Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II содержит множество спорных моментов, и оценка значения периода его патриаршества для развития РПЦ может быть различной, однако нельзя не отметить, что именно в период, когда РПЦ возглавлял Патриарх Алексий, церковь стала сильной структурой, которая находится в тесной взаимосвязи и сотрудничестве с государством.
Преемником Алексия II по решению Поместного Собора РПЦ от 27 января 2009 года стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Синодального отдела внешних церковных связей и постоянный член Священного Синода.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был женат. Но этого факта нет ни в одной его официальной биографии.

В живописном пригороде Таллина, Нымме, в скромном сельском доме живет женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей почти 72), знакомые называют ее исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (тогда - студента Ленинградской Духовной академии Алексея Михайловича Ридигера).

Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII века церковь требует от своих епископов безбрачия. Но это не значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество. Сегодня среди епископата Русской церкви не- мало тех, кто когда-то овдовел или в силу каких-либо причин развелся. Так, из вдовых протоиереев стали архиереями архиепископ Кемеровский Софроний (Будько), недавно скончавшиеся архиепископы Тихвинский Мелитон (Соловьев) и Вологодский Михаил (Мудьюгин). Не сложился брак у архиепископа Тамбовского Евгения (Ждана) и митрополита Курского Ювеналия (Тарасова), последний сам воспитывал двух своих детей. Из вдовых протоиереев вышел даже один новомученик - митрополит Казанский и местоблюститель Патриаршего престола, недавно канонизированный Кирилл (Смирнов).

Такая судьба не считается среди православных чем-то предосудительным. Факт супружества зачастую находит свое место в официальных биографиях русских архиереев. Однако ни в одном официальном тексте о жизни патриарха Алексия нет ни слова о том, что он тоже был женат. Можно прочесть, что после первого же посещения Валаамского монастыря в 1938 году будущий патриарх уже в возрасте 11 лет мечтал стать монахом.

Супруга патриарха Вера Георгиевна Алексеева (Мянник по второму мужу) родилась в том же 1929 году, что и Алексей Михайлович (он - 23.02, она - 2.12), в семье Георгия Михайловича Алексеева. Тесть патриарха, петербуржец по рождению (20.01.1892), технолог по образованию, в 1918 году окончил Петроградскую Духовную академию и оказался в эмиграции в Эстонии. В 1931 году он стал священником и долгое время служил настоятелем Александро-Невского собора в Таллине, где в свое время был прислужником будущий патриарх.

Свадьба состоялась 11 апреля 1950 года, когда будущий патриарх был еще студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака имеется в таллинском архиве, но мы не приводим ее, так как по эстонским законам она может быть обнародована только по решению суда или по согласию родственников. В тот же день молодых повенчали их отцы - Михаил Ридигер (тоже священник) и Георгий Алексеев. Кстати говоря, некоторые православные думают, что родители не должны венчать своих детей: якобы плохая примета и брак будет несчастным. Но в данном случае гораздо интереснее другое: дата венчания. Пасха в 1950 году приходилась на 9 апреля, 11 апреля - это Светлый Вторник, а по церковным правилам во время всей пасхальной недели не венчают: надо ждать так называемой Антипасхи или Красной Горки (следующее за Пасхой воскресенье; в 1950 году - 16 апреля).

Что же заставило студента Духовной академии и двух уважаемых священников-отцов нарушить канон? Видимо, Алексей Михайлович торопился получить священнический сан, который не может быть принят до венчания. Действительно, уже через четыре дня, 15 апреля, будущий патриарх рукополагается во диакона, а 17 апреля - во священника. К чему такая спешка, почему бы не подождать несколько дней и не сделать все по правилам? Почивший инспектор Ленинградской Духовной академии Лев Парийский (1892 - 1972) считал, что знает правду. В архиве Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилось его письмо (проще говоря - донос) "Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнареву":

"В Л.Д.А. (Ленинградская Духовная академия. - Прим. авт.) был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен.

Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., Э 102.

Действительно, до 1950 года студентам духовных учебных заведений предоставлялась отсрочка от армии. В 1950 году ее отменили и не стали призывать лишь лиц в священном сане. Не забудем, что будущий патриарх Алексей Ридигер родился в буржуазной Эстонии, в советскую школу не ходил, в стране победившего социализма оказался буквально только что и в этом смысле вряд ли был морально готов идти служить в Советскую армию.

Что же заставило инспектора Духовной академии написать донос на будущего патриарха и собственного студента да еще и спустя несколько месяцев после свадьбы? Соответствует ли изложенная версия действительности? Наверняка этого мы никогда не узнаем. Но документ выдвигает по-человечески вполне понятную версию причин спешки с браком и рукоположением. Стоит добавить, что в известных нам официальных биографиях Алексия II содержится фраза: "Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца".

Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара разошлась в том же 1950 году. Причины развода окутаны тайной. Если брак действительно был заключен под давлением внешних обстоятельств, то ясно, что он и не мог быть прочным.

Распад молодой семьи послужил причиной серьезного разлада между Алексеевыми и Ридигерами, о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев.

Стоит добавить, что брак не был следствием юношеского порыва, этот выбор был общесемейным делом. Сохранившиеся в архивах дневниковые записи одного из ныне покойных профессоров Ленинградской Духовной академии свидетельствуют, что Елена Иосифовна, мать будущего патриарха, считала "лучшей невестой" для своего сына другую девушку - Ирину Пономареву. Пикантность ситуации заключается в том, что эта самая Ирина в 1951 году стала второй женой инспектора Ленинградской духовной академии протоиерея Алексея Осипова. Впоследствии Осипов демонстративно порвал с церковью (то были времена "научного" атеизма и "хрущевских гонений") и перешел на позиции воинствующего атеизма. Он стал самым знаменитым вероотступником советского времени, написал несколько атеистических книг. О доверительных отношениях между Ириной Пономаревой и Алексеем Михайловичем Ридигером свидетельствуют письма Ирины к друзьям, где она называет его Лешей даже после того, как тот стал священником.

Бывший тесть патриарха протоиерей Георгий Алексеев в 1952 году овдовел, что предрешило его дальнейшую судьбу. В конце 1955 года Синод назначает его епископом Таллинским и Эстонским. 17 декабря 1955 года он принимает монашество с именем Иоанн, а 25 декабря совершается его епископская хиротония. Все это время с 1950 по 1957 год иерей Алексей, будущий патриарх, был настоятелем маленького прихода в эстонском городке Йыхви. Однако в 1957 году бывший тесть его повысил: возвел в чин протоиерея и назначил настоятелем и благочинным в крупный город Тарту. Опасения семейства Ридигеров относительно возможного плохого отношения со стороны бывших родственников не подтвердились.

Однако в августе - сентябре 1961 года происходит следующее. Бывший тесть епископ Иоанн (Алексеев) получает назначение в Горький, а его место занимает... бывший зять - будущий патриарх! Эта семейственная преемственность могла бы произвести трогательное впечатление, если бы не одно обстоятельство. Назначение епископов из вдовых или разведенных священников, как мы уже говорили, - дело обычное. Однако чаще всего кандидаты на должность епископа принимают монашество уже после решения Синода: непосредственно перед епископской хиротонией. Здесь же это произошло заранее. 14 августа 1961 года иеромонах Алексий (Ридигер) назначен Синодом епископом Таллинским. Но монашество он принял еще 3 марта в Троице-Сергиевой лавре.

Рукоположение будущего патриарха в епископы прошло в Таллине 3 сентября 1961 года. Службу возглавлял епископ Никодим (Ротов), который официально считается "основоположником" карьеры Алексия, а в рукоположении участвовал, как бы по иронии судьбы, и бывший тесть - архиепископ Иоанн. Можно предположить, что на этой службе в Александро-Невском соборе стояла на своем любимом месте у левого клироса и бывшая супруга Вера.

Перевод Иоанна (Алексеева) на Волгу губительно сказался на его здоровье. В 1963 году, через полтора года после перевода, он заболел, в 1965 году ушел на пенсию и 16 июня 1966 года умер. 21 июня его погребали в Таллине, и совершал это бывший зять епископ Алексий (Ридигер). Дочь одного и бывшая супруга другого, наверное, опять стояла где-то рядом...

Трудно предположить, что заставило патриарха вычеркнуть из своей официальной биографии эпизод супружеской жизни с этой женщиной. Чисто по-человечески такой факт не может повредить имиджу ни одного нормального человека. Ни в обществе, ни в церкви.

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.

Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929-2008) - патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника, Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 год был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви города Таллинна. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. На первом курсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончил Духовную академию. В 1957 году был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958 г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры пострижен в монашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, с этого же года епископ Таллинский и Эстонский. С 1964 г. - архиепископ, с 1968 г. - митрополит. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский Патриарший престол.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70-72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С. 3-14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85-86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С. 17-19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С. 6-17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3-13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18-20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6-9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990-1998. М., 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24-25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44-45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации