Когда заканчивается рождественский пост.

Рождественский пост в 2018 году, как и всегда, начинается за 40 дней до Рождества – 28 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти .

Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти (19 декабря) в понедельник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу – строгий пост (сухоядение – овощи, фрукты, хлеб). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье – рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т.п.

Разрешается рыба

Горячая пища без масла

Разрешается рыба

Разрешается рыба.

Горячая пища без масла

Горячая пища без масла

Разрешается рыба.

Разрешается рыба.

Пища с растительным маслом

Пища с растительным маслом

Горячая пища без масла

Разрешается рыба.

Горячая пища без масла

Разрешается рыба.

Разрешается рыба.

Горячая пища без масла

Разрешается рыба.

Пища с растительным маслом.

Пища с растительным маслом.

Горячая пища без масла

Разрешается рыба.

Разрешается рыба.

Горячая пища без масла.

Пища с растительным маслом.

26 декабря, среда Мч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста

Пища с растительным маслом.

Пища с растительным маслом.

Пища с растительным маслом.

Разрешается рыба.

Разрешается рыба.

Горячая пища без масла.

Пища с растительным маслом.

Сухоядение.

Пища с растительным маслом.

Сухоядение.

Распечатать Календарь питания Рождественского поста

Рождественский пост, начавшийся 28 ноября, является одним из самых продолжительных постов в году. Он длится 40 дней и заканчивается 6 января, в канун Рождества Христова. По церковному учению, Рождественский пост установлен для того, чтобы все православные христиане смогли подготовиться к этому святому дню, очистили себя с помощью покаяния, молитвы, духовного и телесного воздержания и благоговейно, с чистым сердцем, телом и душой встретили явившегося в мир Сына Божия.

ПОСТ - это с древности установленные правила, которые способствуют внутреннему росту человека, его духовному совершенствованию. Помимо еженедельных постных дней - среды и пятницы - в году существует четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Главное требование любого поста - торжество духа над плотью, а главный "инструмент", с помощью которого это требование выполняется, - духовное и телесное воздержание. В первую очередь это касается весьма существенных ограничений в еде.

Правила воздержания, предписанные церковью в Рождественский пост, достаточно строги. Безусловно, это полный отказ от так называемой скоромной пищи - мяса, сливочного масла, молока, сыра, яиц. Кроме того, по средам и пятницам, согласно церковному уставу, накладывается запрет на рыбу, растительное масло (елей) и вино. В эти дни положено вкушать только холодную невареную пищу - хлеб, овощи, фрукты, причем один раз в день, вечером.

В остальные дни недели разрешена горячая вареная пища (в основном различные супы, каши и овощные блюда): по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - с елеем, по понедельникам - без елея. Рыба и рыбные блюда дозволяются во время трапезы только в субботние и воскресные дни.

Последние дни Рождественского поста, со 2 по 6 января, следует проводить в особой строгости, довольствуясь в основном невареной пищей без масла. В эти дни помимо фруктов и овощей можно включать в свой пищевой рацион семечки, орехи, зернобобовые, мед. Рыба в этот период церковью не благословляется. Накануне Рождества, в сочельник, у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего, кроме сочива, не есть до первой вечерней звезды, возвещающей о рождении Иисуса Христа.

Однако пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Пост - не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Переменой пищи мы ослабляем чувственность и даем перевес духа над плотью. Тем самым мы делаем себя более легкими и подвижными, более чуткими и отзывчивыми, более отвлеченными от земных проблем и способными к духовной жизни.

Во все времена существования христианства пост считался важнейшей стороной жизни человека. Вот что писали о посте учителя церкви.

"Пост тела есть пища для души" (св. Иоанн Златоуст).

"Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе" (св. Василий Великий).

"Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень; подобно ему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный" (Филарет Московский).

"Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну" (Авва Леонтий).

"Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало" (св. Иоанн Лествичник).

"Чрево - самый неверный в договорах союзник. Это - ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет" (св. Василий Великий).

"Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения. Воздержание же сопровождается здравием и трезвенностью" (св. Ефрем Сирин).

Приведенные изречения святых отцов могут укрепить в намерениях поститься тех, кто, может быть, еще колеблется в своих убеждениях и сомневается в своих силах. А таких наверняка немало. Как правило, люди не соблюдают постов по двум причинам. Первая - боязнь, что требуемые постом ограничения в еде отразятся на здоровье, вызовут ухудшение самочувствия. Вторая - опасения, связанные с ослаблением в результате недоедания умственной и интеллектуальной активности.

На самом деле те, кто воздерживается от поста по этим причинам, глубоко заблуждаются. Пост не только не вредит здоровью, а, напротив, поправляет его; не только не помрачает разум, а просветляет его. И тому есть немало подтверждений.

Ветхий Завет хранит, например, такую историю. Когда царь вавилонский Навуходоносор отводил иудеев в плен в Вавилон, вздумал он взять на воспитание при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семей. Среди этих детей были 12-летний отрок Даниил и три его товарища - Анания, Азария и Мисаил. Получая с царского стола обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу, они не захотели оскверняться ею и попросили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им для пропитания только овощи и воду.

Приставник сначала отказал им в этой просьбе, сказав: "Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, то лишит меня жизни". Тогда Даниил предложил ему: "Сделай над нами опыт в продолжение 10 дней, и если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее". Приставник согласился. И что же? По окончании установленного срока все четверо детей, участвующих в "эксперименте", оказались такими же здоровыми и крепкими, как и остальные, питающиеся по-царски.

Даниил и три его товарища держали пост 3 года. При этом они проявляли большие способности в учении. Более того, когда по окончании срока воспитания их привели к царю, он с восхищением отметил, что по мудрости и разуму они в 10 крат превосходят сущих во всем его царстве волхвов.

Обратимся к новозаветным временам. Известно, что Макарий Александрийский в Великий пост вкушал пищу только раз в неделю и прожил 100 лет. Святой Симеон во время Великого поста вообще ничего не ел и прожил 103 года. Преподобный Анфим тоже проводил Великий пост без пищи и прожил 109 лет. Еще дольше прожили великие постники Павел Фивейский (113 лет) и Алипий (118 лет). Это ли не доказательство того, что пост не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье?

Безусловно, пост идет человеку на пользу только в том случае, когда он не вызывает сильного ослабления организма и истощения. Некоторые необдуманно и поспешно решают строго поститься в продолжение всего установленного постом срока. Неподготовленным людям выдержать такое испытание очень трудно. Поэтому многие вскоре или расстраивают свое здоровье, или становятся от голода нетерпимыми, злобными, раздражительными. Пост в конце концов делается для них невыносимым, и они бросают его.

Чтобы этого не произошло, помните, что правила соблюдения поста каждый должен соразмерять со своими силами и со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Больным и пожилым людям, а также детям до 14 лет, беременным женщинам и тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, церковь дает разрешение на послабление поста. О степени послабления надо посоветоваться со своим духовником.

Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен крещения Руси. Некоторые из них имеют византийское, греческое происхождение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было. В постные дни и XVI и XIX века ели практически одно и то же. Кушанья были просты, отличаясь лишь в малом - какой зеленью посыпали то или иное блюдо, каким маслом заправили.

Вместе с тем русские столы по традиции даже во время постов славились своим изобилием и разнообразием. Очень распространены были щи, уха, рассольники. К горячим блюдам подавали пироги из пресного теста с разнообразными начинками из каш, овощей, грибов, гороха, изюма и разных ягод. В рыбные дни пекли пироги с сигами, визигой, рыбными молоками, а также знаменитые рыбные кулебяки. Ко всем блюдам любили примешивать всякие пряные приправы, особенно лук, чеснок, шафран. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи пекли на ореховом масле и подавали с патокой, медом, вареньем.

Во время постов даже в самых лучших ресторанах и трактирах выбор блюд ничем не отличался от монастырской трапезы. Так, в одном из самых престижных трактиров Петербурга "Строгановском" вместо исключенного из меню мяса посетителям предлагались грибная икра, грибы с луком, грибы в тесте, капуста с грибами, грибы под хреном, грибные галушки, грузди с маслом. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженые, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой и миндальным молоком. Вместо крепких спиртных напитков подавали приготовленный на меду сбитень. В качестве десерта предлагались мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, печеные яблоки с медом, рябиновая пастила, малиновая халва.

Примечательно, что большинство постных блюд можно приготовить и на нашей современной кухне из доступных недорогих продуктов. Они будут не только вкусны, но и полезны, благодаря большому количеству содержащихся в них витаминов и микроэлементов.

Морковный салат с яблоками. Натереть на крупной терке 3 моркови, нарезать тонкой соломкой 2 яблока и перемешать их, добавив 2 ст. ложки измельченных грецких орехов. Заправить салат свежевыжатым лимонным соком или яблочным уксусом.

Для справки. Морковь богата каротином, который превращается в организме в витамин А. Она особенно полезна при малокровии, болезнях почек, печени, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и при заболеваниях глаз. Морковь укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям.

Салат из редьки. 400 г редьки вымыть, очистить, натереть на крупной терке, смешать с 1-2 головками мелко нарезанного репчатого лука, посолить, заправить растительным маслом, посыпать мелко нарубленной зеленью. К салату можно подать гренки из ржаного хлеба.

Для справки. Редька улучшает пищеварение, повышает аппетит, нормализует деятельность кишечника и стул.

Свекольник. Натереть на крупной терке 2 кг очищенной и вымытой свеклы, залить ее теплой кипяченой водой, добавить корочку черного хлеба и поставить в теплое место на 5-6 дней. Когда закиснет - квас слить. После этого можно приступать к приготовлению свекольника. Залить водой 2 морковки, 1 корень сельдерея, 2 головки репчатого лука, добавить 2 лавровых листа, несколько горошин черного и душистого перца и сварить овощной бульон. Готовый бульон процедить, добавить в него свекольный квас, заправить по вкусу солью, сахаром и лимонным соком. По старинным рецептам в такой бульон при варке рекомендуется добавлять сушеные грибы, а в рыбные дни - рыбную голову.

Для справки. Свекла улучшает перистальтику кишечника, предотвращает запоры, снижает артериальное давление. Из всех овощей свекла наиболее богата йодом.

Фасоль по-монастырски. Цветную фасоль перебрать, промыть, ошпарить крутым кипятком, залить небольшим количеством теплой воды и варить до мягкости. Затем посолить по вкусу и добавить мелко нарезанный репчатый лук. Варить еще около получаса, затем всыпать рубленую зелень петрушки и укропа. Подать в горячем или холодном виде вместе с оставшимся отваром.

Для справки. Отвар фасоли оказывает мочегонное действие и снижает содержание сахара в крови, поэтому он особенно полезен при заболеваниях почек, мочевого пузыря, гипертонической болезни, сердечной недостаточности, сахарном диабете.

Пельмени со свежей капустой. Приготовить капустный фарш. Для этого мелко нарубить 500 г свежей капусты, слегка поджарить ее на растительном масле с 50 г рубленого репчатого лука и 15 г грибной муки (ее можно получить, измельчив в кофемолке сушеные грибы), поставить на пар, чтобы грибная мука распарилась, поперчить, посолить, остудить.

Для теста взять 400 г пшеничной муки, посолить ее, влить воды и замесить тесто. Готовое тесто раскатать, нарезать кружочками, положить на каждый кружочек полную чайную ложку капустного фарша, края хорошо защипить, опустить в кипящую соленую воду и варить, пока пельмени не всплывут на поверхность. Достать пельмени шумовкой и полить их растительным маслом, смешанным с жареным луком.

Для справки. В состав капусты входят витамины С, Р, В1, В2, В3, РР, К, Е, фолиевая кислота, холин. В Древнем Риме капусту рекомендовали при бессоннице, головной боли, для повышения устойчивости организма к различным заболеваниям.

Картофельные котлеты с черносливом. Приготовить из 400 г отварного картофеля картофельное пюре, добавить 0,5 стакана растительного масла, 0,5 стакана теплой воды и столько муки, чтобы получилось некрутое тесто. Дать настояться минут 20, чтобы мука распухла. В это время приготовить чернослив: очистить его от косточек и залить минут на 15 кипятком. Раскатать тесто, нарезать из него стаканом кружки, в середину каждого положите чернослив, сформировать котлеты. Защипить тесто в виде пирожков, обвалять каждую котлету в панировочных сухарях и жарить на сковороде в растительном масле.

Гречневые блины ("грешники") с луковым припеком. Для получения гречневой муки пропустить через кофемолку гречневую крупу, залить с вечера 3 стакана гречневой муки 3 стаканами кипятка, хорошо размешать и оставить на час. Когда тесто остынет, снова развести его стаканом кипятка. После того как тесто станет чуть теплым, добавить 25 г дрожжей, растворенных в 0,5 стакана теплой воды, и оставить опару до утра. Утром добавить в опару соль, муку и замесить тесто до густоты сметаны. Поставить его в теплое место. Когда тесто поднимется, выпекать из него блины, используя растительное масло. Перед выпечкой каждого блина класть на дно сковороды немного нарезанного тонкими кружочками лука.

Клюквенный мусс. 0,5-1 стакан клюквы промыть и выжать сок. Выжимки залить 3 ст. воды, проварить, процедить. Жидкость вскипятить, добавить 0,5 ст. сахара, 0,5 ст. манной крупы и варить, часто помешивая до готовности. Полученную массу охладить, добавить клюквенный сок и взбить. Разложить по вазочкам, украсив каждую порцию целыми ягодами клюквы.

Для справки. В клюкве содержатся пектиновые вещества, витамины С, Р, микроэлементы - медь, марганец, кобальт, железо. Клюква полезна при лихорадке, пиелонефрите, цистите, хроническом гастрите со сниженной секрецией, гипертонической болезни.

Компот из тыквы. Сварить сироп из расчета 0,5 ст. сахара на 5 ст. воды с добавлением чернослива, изюма (или кураги) и корицы. В готовый сироп всыпать 300 г нарезанной ломтиками тыквы, проварить 5 минут, после чего добавить нарезанные дольками 2 антоновских яблока. Варить до готовности. Охладить.

Для справки. Тыква очень полезна при болезнях органов пищеварения. Она усиливает выведение холестерина, обладает мочегонным эффектом, поэтому рекомендуется при отеках, связанных с болезнями сердца и почек.

Сбитень. В 1,5 л воды вскипятить 500 г меда, постоянно снимая пену. Добавить имбирь, гвоздику, душистый перец, корицу, снова прокипятить и охладить. Развести 50 г дрожжей, смешать с медовым взваром, разлить в бутылки и поставить на 12 часов в теплое место. После этого бутылки герметично закупорить (желательно воском) и поставить в холодное место на 2-3 недели. К приготовленному таким образом медовому напитку можно добавить 500 г клюквенного сока.

Отказ от тяжелой животной пищи во время поста дает отдых нашему пищеварительному тракту. Кроме того, та энергия, которая обычно затрачивалась на переработку высококалорийной жирной пищи, направляется в другое русло, подпитывая нуждающиеся в ней внутренние органы и системы и тем самым улучшая их работу. В результате идет мощное оздоровление всего организма. Поэтому посты исключительно полезны всем - и взрослым, и детям, и старым, и молодым. Не случайно эффективными средствами избавления от многих самых тяжелых заболеваний являются специальные диеты и лечебное голодание.

Истинный пост связан с молитвой и покаянием, с искоренением вредных привычек, с избавлением от тех отрицательных черт характера, которые, по религиозным канонам, не должны быть свойственны настоящему христианину, с воздержанием от страстей, пороков и от супружеской жизни, с прощением обид, исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, с отказом от посещения театров, всякого рода вечеринок и просмотра телевизионных передач. В противном случае пост превращается в обыкновенную диету.

Итак, поститесь на здоровье!

Православные верующие в течение года придерживаются четырех многодневных постов. В эти периоды человек не только ограничивает себя в еде, но и пытается бороться со своими слабостями и . Важно, что все посты проходят перед большими праздниками.

Сколько дней длится Великий пост?

Стоит оговориться, что продолжительность этого поста имеет непосредственное отношение к исчислению дат разных конфессий. Длительность Великого поста связана с числом 40 – сколько дней Христос постился, находясь в пустыне. В нашей стране пост длится семь недель. Предназначение столь длительных ограничений – подготовка к празднику Пасхи. Во время поста запрещено употреблять мясные и молочные продукты, а еще рыбу и яйца.

Сколько дней Успенского поста в году?

Дата этого поста каждый год остается неизменной – с 14 августа по 27 августа. Проходит он в память Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на свою строгость, в отличие от Великого поста он переносится намного легче, а все благодаря наличию свежих фруктов и овощей. Среди народа распространено еще одно название – Спасовка.

Сколько дней в Петровом посту?

Начинается этот пост после девятого воскресенья от . Заканчивается же он 12 июля. В общем, количество дней может варьироваться от 8-ми до 42. Этот пост считается нестрогим, поскольку запрещается, есть только мясные и молочные продукты, но в среду и пятницу нельзя, и рыбу. В выходные можно пить вино. Пост установлен в честь святых Петра и Павла, которые также ограничивали себя в еде перед проповедью Евангелия.

Сколько дней длится Рождественский пост?

Этот пост также имеет конкретную дату – с 28 ноября по 6 января. Что интересно, изначально длился он всего семь дней и только в 1166 году стал сорокадневным. В эти дни запрещено употреблять мясные и молочные продукты, а также яйца. Пост служит подготовкой к празднованию Рождества.

С 28 ноября по новому стилю начинается один из четырех длинных Христианских постов, так как он совпадает с днем памяти святого апостола Филиппа, его еще именуют Филипповым. Это воздержание от отдельных продуктов и блюд является подготовкой верующих к празднику Рождества Христова.

Этот пост соблюдают очень давно, по сохраненным записям, начиная еще с 4 века. Рождественский пост считается последним длинным постом в уходящем году, его продолжительность 40 дней.

Это интересно! Первый пост был коротким и длился всего 7 дней. Он до сих пор сохранился в такой продолжительности у армян.

Некоторые христиане постились по 10 или 15 дней, потому что не было четких правил или канонов соблюдения. Только после крещения Руси, в 1166 году, император Византии предписал придерживаться сорокадневного поста.
Сейчас строго определенно, когда начинается рождественский пост: он длится с 28 ноября по 6 января.

Что можно и нельзя в пост

Рождественский пост очень полезен для здоровья. Он знаменуется переходным периодом, когда организм человека как бы готовиться к зиме и в связи с тем, что дневные сутки становятся все короче, меняются его биоритмы. Поэтому не рекомендуется нагружать организм тяжелой белковой пищей.

Среди всех постов, считается, что Рождественский самый «легкий» по сравнению с Великим и Успенским, он приближен к Петровскому.

  • ячневая;
  • овсяная;
  • пшенная;
  • гречневая;
  • кукурузная.

Можно добавлять, для улучшения вкусовых качеств:

  • изюм;
  • орехи;
  • ягоды;
  • варенье.

Только в понедельник, среду и пятницу не рекомендуется добавлять в блюда подсолнечное масло и пить разные вина. В понедельник пища может быть горячей. А в среду и пятницу рекомендуется есть сырые фрукты, овощи, орехи, мед, хлеб и пить воду. Зато во все другие дни, можно использовать растительное масло. Нужно отказаться от всех видов мяса, молока и яиц.

Помимо того, что необходимо знать, когда начинается рождественский пост, еще стоит знать, что в этот пост разрешается есть рыбу, кроме понедельника, среды и пятницы. Особенно в субботу, воскресенье и на все праздники, которые совпадают с постом. Например, 4 декабря – это Введение Богородицы во Храм, 13 декабря – праздник, посвященный Апостолу Андрею Первозданному. Во все праздничные дни можно готовить рыбные блюда: жарить на растительном масле, варить, готовить на пару или делать котлеты.

А начиная уже с 20 декабря до 1 января, по вторникам и четвергам рыбу нужно отменить, но зато блюда должны быть горячими с растительным маслом. Остальные продукты можно есть, как и раньше.

Как быть с праздничными застольями

Так как пост начинается в ноябре (когда начинается рождественский пост в 2017 найдете в статье), то на Новый год пост продолжается, поэтому его необходимо соблюдать. После 1 января начинаются более строгие дни, в блюда не добавляют растительное масло и не едят рыбу. Особенно в понедельник, среду, пятницу, нужно соблюдать сухоядение. Сваренная пища с маслом разрешена в субботу и воскресенье, а без масла – во вторник и четверг.

Основной едой являются постные блюда без масла, которые чередуются с днями, когда едят хлеб, фрукты и овощи.
В последний день поста обычно ничего не едят, готовят блюдо, которое называется сочиво. Его варят из разных зерновых: пшеницы, чечевицы, риса, с добавлением сахара, меда или изюма. Начинают трапезу с появлением на небе первой, Вифлеемской звезды. Утром 7 января пост заканчивается и можно есть все, что захочется.

Каждый православный должен поститься, если позволяет здоровье. Это не только сделает человека чище телом и душой, но позволит стать ближе к Богу и укрепиться в своей вере.

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2019 году . Возможно, Вам будет интересно узнать.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации