Как называлась первая фотография. История развития фотографии: от первых снимков до селфи

Художественная фотография или, как ее называли на заре ее появления, светопись - один из самых молодых видов искусства. История художественной фотографии насчитывает, без малого, два столетия, что относительно немного в историческом контексте. Тем не менее, за столь короткий промежуток времени искусство фотографии смогло превратиться из сложного мастерства, доступного лишь немногим, в одно из самых массовых направлений, без которого немыслима современная жизнь.

Первые фотографические опыты

Надо сказать, что появление фотографии тесно связано с открытием оптических и химических эффектов, которые в итоге позволили сделать столь эпохальное открытие. Первым из них стало создание так называемой камеры-обскуры - примитивного устройства, способного проецировать перевернутое изображение. По сути, она представляла собой темный ящик с маленьким отверстием в одном конце, через которое лучи света, преломляясь, «рисовали» изображение на противоположной стенке. Изобретение камеры-обскуры особенно понравилось художникам, которые размещали в месте, куда проецировалось изображение, лист бумаги и зарисовывали его, накрывшись темной тканью.

Эффект камеры-обскуры, надо сказать, удалось открыть абсолютно случайно. Вероятнее всего, люди попросту замечали, что свет, падающий из тонкой щели или круглого отверстия на темную стену, «проявляет» на ней перевернутое изображение происходящего снаружи. Собственно говоря, и переводится понятие «камера-обскура» с латыни именно как «темная комната».

Однако сам факт открытия данного оптического эффекта, которое было сделано еще в глубокой древности, не означал, само собой, изобретения фотографии. Ведь изображение мало спроецировать, его важно еще зафиксировать на определенном носителе.

И вот тут стоит вспомнить открытие явления светочувствительности ряда материалов. И одним из изобретателей данного эффекта стал наш соотечественник, известный политический деятель граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Будучи химиком-любителем, он заметил, что растворы солей железа изменяют свой изначальный цвет под воздействием света. Примерно тогда же, в 1725 году, физик из Галльского университета, немец Иоганн Генрих Шульце, при попытках создания светящихся в темноте веществ обнаружил, что смесь мела и азотной кислоты с небольшим количеством растворенного серебра темнеет при попадании света. При этом раствор, находящийся в темноте, совершенно не изменяет свои первоначальные характеристики.

После этого наблюдения Шульце провел несколько экспериментов, где клал на бутылку с раствором различные фигуры из бумаги. В итоге получался фотографический отпечаток изображения, который исчезал после того, как на поверхность попадал свет или когда раствор перемешивался. Сам исследователь не придал своему опыту должного значения, однако после него многие ученые продолжили наблюдения за материалами, обладавшими фотоэффектом, что, собственно говоря, и привело спустя столетие к изобретению фотографии.

История черно-белой фотографии

Как известно, наверное, многим, первый фотоснимок был сделан французским экспериментатором Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce) в далеком 1822 году. Жозеф от рождения имел аристократические корни и происходил из богатой семьи. Отец будущего «отца фотографии» служил советником при короле Людовике XV, а мать была дочерью весьма обеспеченного юриста. Само собой, что в молодости Жозеф получил прекрасное образование, обучаясь в наиболее престижных колледжах Франции.

Изначально родители готовили сына к деятельности в церковной сфере, однако молодой Ньепс предпочел иное направление, став офицером революционно-повстанческих сил. В ходе военных действий Жозеф Ньепс существенно подорвал здоровье и ушел в отставку, после чего он в 1795 году женился на молодой красавице Агнессе Рамеру и стал жить в Ницце, работая штатным государственным служащим.

Надо сказать, что молодой человек с детства интересовался физикой и химией, а потому спустя шесть лет он возвращается в родной город, где вместе со старшим братом Клодом начинает работать в сфере изобретательской деятельности. С 1816 года Ньепс стал предпринимать попытки найти способ, который бы позволил закрепить на физическом носителе изображение, возникающее в камере-обскуре.

Уже первые эксперименты с серебряной солью, изменяющей цвет под воздействием солнечных лучей, показали основную техническую трудность создания первой фотографии. Ньепсу удалось нанести получить негативное изображение, однако при извлечении пластинки, покрытой солью, из камеры-обскуры стало ясно, что изображение целиком исчезает. После этих неудачных попыток Жозеф решил во что бы то не стало закрепить полученное изображение.

В своих дальнейших опытах Ньепс решил отойти от использования серебряной соли и уделить внимание природному асфальту, который также изменял свои первоначальные свойства под воздействием солнечного излучения. Минусом такого решения была крайне низкая светочувствительность медных или известняковых пластин, покрытых этим веществом. Данные опыты оказались удачными, и после протравливания асфальта кислотой изображение на пластинке сохранялось.

Считается, что первый успешный опыт по фиксации фотографического изображения Жозеф Ньепс осуществил в 1822 году, сфотографировав накрытый стол в своей комнате. К сожалению, то, самое первое в мире, фото не дошло до нашего времени, а сохранился лишь более поздний снимок «Вид из окна», который по праву считается самой известной в мире фотографией. Сделан он был в 1826 году, а на его экспонирование ушло долгие восемь часов.

Этот снимок, по своей сути, являлся первым негативным изображением, и при этом было рельефным. Последний эффект достигался за счет травления покрытой асфальтом пластинки. Преимуществом метода была возможность создания большого числа подобных изображений, однако минус был очевиден - столь длительная выдержка делала его пригодным лишь для съемки статичных сюжетов, но совершенно не подходила даже для портретной съемки. Тем не менее, опыты Ньепса доказали миру, что фиксация изображения в камере-обскуре возможна и дали толчок к исследованиям других ученых, открывших для нас мир традиционной фотографии.

Так, уже в 1839 году другой исследователь, Жак Даге́р (Jacques Daguerre), заявил о новом способе получения фотографического изображения на посеребренной медной или целиком серебряной пластинке. Технология Дагера подразумевала покрытие такой фотопластинки иодидом серебра - светочувствительным слоем, который образовывался на ней при обработке с помощью паров йода. Закрепить изображение Дагеру удалось благодаря использованию паров ртути и поваренной соли.

Технология, в дальнейшем получившая название дагерротипии, оказалась гораздо более совершенной, нежели способ получения фотоизображения у Ньепса. В частности, для экспозиции пластинки требовалось гораздо меньше времени (от 15 до 30 минут), а качество снимка было значительно выше. Кроме того, дагерротипия позволяла получать позитивное изображение, что также было существенным прогрессом в сравнении с негативным изображением, полученным Ньепсом. На протяжении многих десятилетий именно дагерротипия была практически единственным применимым в реальной жизни способом фотографирования.

Надо сказать, что в то же время в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот создал еще один способ получения фотоизображений, названный им калотипией. Светочувствительным элементом в камере-обскуре Тальбота служила бумага, обработанная хлористым серебром. Технология обеспечивала неплохое качество снимков и была пригодная для копирования, в отличие от пластинок Даггера. Для экспонирования бумаги требовалась выдержка в течение одного часа. Кроме того, в 1833 году художник по имени Эркюль Флоранс также заявил о собственном методе получения фотоизображения с помощью нитрата серебра. Впрочем, в те годы данный метод распространения не получил, ну а в дальнейшем аналогичная методика легла с основу создания стеклянных пластинок и пленок, которые и стали определяющим для фотографии носителем изображения на долгие десятилетия.

Кстати, появлению термина «фотография» мир обязан астрономам Джону Гершелю и Иоганну фон Медлеру, которые впервые ввели его в обиход в 1839 году.

История цветной фотографии

Как известно, первый фотоснимок Ньепса, равно как и все последующие получаемые изображения, были исключительно монохромными или, как мы привыкли говорить, черно-белыми. Однако мало кому известно, что уже в середине XIX века предпринимались попытки получить цветное изображение. Именно эти опыты и дали толчок истории развития в мире цветной фотографии.

Первым успешно созданным и закрепленным цветным фотоснимком можно считать изображение, полученное в 1861 году исследователем Джеймсом Максвеллом. Правда, технология получения такой фотографии оказалась крайне сложной: съемка изображения производилась сразу тремя фотокамерами, на которые монтировались три светофильтра (по одному на каждую) красного, зеленого и синего цветов. При проецировании данного изображения удавалось передать цвета окружающей действительности. Впрочем, такая методика явно не подходила для широкого применения.

Приблизить цветную фотографию к практическому воплощению позволило открытие сенсибилизаторов - веществ, повышающих чувствительность соединений серебра к лучам света различной длины. Впервые сенсибилизаторы удалось получить фотохимику Герману Вильгельму Фогелю, который разработал состав, который был чувствителен к воздействию волн зеленого участка светового спектра.

Обнаружение данного физического явления позволило реализовать практическое воплощение цветной фотографии, основоположником которой стал ученик Фогеля Адольф Митте. Он создал несколько видов сенсибилизаторов, которые делали фотопластинку чувствительной во всем световом спектре, и разработал первый вариант фотокамеры, способной генерировать цветное изображение. Подобная фотография могла быть отпечатана полиграфическим методом а также демонстрироваться с использованием специального проектора, имеющего три луча различных цветов.

Надо сказать, что огромная роль в развитии технологии Митте и, что самое главное, в ее практической реализации принадлежит русскому фотографу Сергею Прокудину-Горскому, который усовершенствовал метод, создал собственный сенсибилизатор и изготовил несколько тысяч цветных фотографий самых удаленных уголков Российской Империи. В основе работы фотокамеры Прокудина-Горского лежал принцип цветоделения, который сегодня является основой работы любого типографского оборудования, а также матриц цифровых фотоаппаратов. Впрочем, работы Прокудина-Горского настолько интересны, что мы решили рассмотреть особенности их создания в отдельной СТАТЬЕ .

Надо сказать, что технология цветоделения была далеко не единственной, применяемой для создания цветных изображений. Так, в 1907 году «отцы кинематографа», братья Люмьер, представили собственный способ получения цветного изображения с помощью специальных фотопластин, названных ими «Автохром». Метод Люмьеров обладал множеством недостатков, уступая в качестве технологии Прокудина-Горского и, собственно, Митте, однако он был более простым и доступным. При этом сами цвета на фото не отличались высокой стойкостью, изображение сохранялась исключительно на пластинах, а сам кадр получался довольно зернистым. Впрочем, именно технология Люмьеров оказалась наиболее «живучей», просуществовав вплоть до 1935 года, когда компания Kodak представила метод получения цветных фотографий под названием Kodachrome. При этом за три года до этого была представлена технология Agfacolor. Следующей важной вехой в развитии цветного фото стала презентация системы «моментального фото» от Polaroid в 1963 году, а затем - появление первых цифровых технологий фиксации изображения.

История цифровой фотографии

Появление цифровой фотографии во многом связано с развитием космических программ и «гонки вооружений» между США и Советским Союзом. Именно тогда были разработаны первые методики фиксации цифрового изображения и его передачи на расстоянии. Само собой, что развитие технологий позволило в дальнейшем вывести ее на коммерческий рынок.

Надо сказать, что первые цифровые фотокамеры, использовавшиеся в космических аппаратах, не предусматривали вывода изображений на физические носители. Этот же недостаток был присущ и первым цифровым фотоаппаратам, представленным Texas Instruments в 1972 году, а также появившейся несколько позднее первой цифровой фотокамере Mavica, разработчиком которой выступила японская компания Sony. Впрочем, устранен данный недостаток был довольно быстро, и последующие версии «Мавики» могли подключаться к цветному принтеру для печати изображений.

Несомненный успех позволил компании Сони первой наладить коммерческое производство цифровых фотоаппаратов в различных версиях с общим наименованием Mavica (Magnetic Video Camera). По сути, этот фотоаппарат представлял собой видеокамеру, способную работать в режиме «стоп-кадр» и способный создавать фотографическое изображение размерностью в 570х490 пикселей, которое записывалось сенсором на основе ПЗС-матрицы. Более поздние версии фотокамеры позволяли сразу же производить запись полученных фотографий на флоппи-диски, которые могли сразу же быть использованы на ПК.

Надо сказать, что именно появление данных фотоаппаратов произвело небывалый фурор. Судите сами - для получения фотографического изображения не требовалось специальных знаний, работы с реактивами, использования лабораторий. Снимок получался мгновенно и мог быть сразу отсмотрен на экране ПК, которые к тому времени набирали все большую популярность. Минусом такого подхода оставалось лишь крайне низкое, в сравнении с пленкой, качество получаемой «картинки».

Существенным рывком вперед в истории цифровой фотографии стал ее выход в профессиональный сегмент рынка. В первую очередь, преимущества цифровой фотографии стали ясны репортерам, которым требовалось оперативно передавать результат съемки в издательство. При этом качество цифровой фотографии большинство газет вполне могло бы устроить. Именно для этой целевой аудитории компания Kodak представила в 1992 году первую фотокамеру профессионального класса с индексом DCS 100, которая была построена на основе популярной репортажной «зеркалки» тех лет Nikon F3. Следует сказать, что устройство вместе с накопительным диском оказалось весьма громоздким (фотоаппарат вместе с внешним блоком весил около пяти килограммов), а его стоимость приближалась к отметке в 25 тысяч долларов при том, что качество фотографий было достаточно лишь для их газетной печати. Несмотря на это, репортеры быстро оценили преимущества в виде оперативной передачи и обработки изображений.

Спустя пару лет на рынке появились и первые модели фотокамер «для всех», включая разработку компании Apple - цифровую фотокамеру QuickTake 100. Ее цена в 749 долларов обозначила, что новая технология может быть вполне доступной рядовому потребителю. После этого бурное развитие компьютерных и сетевых технологий способствовало дальнейшей доработки технологии, которая в результате привела к почти полному вытеснению пленки из большинства жанров фотографии, включая профессиональную сферу. Это стало возможным в результате появления фотокамер с крупным размером сенсора, включая 35-миллиметровые модели, а также среднеформатных цифровых фотоаппаратов на основе высококачественных матриц. В результате качество цифровой фотографии вышло на качественно иной уровень.

Создает первую фотографию реального окружения - вид из своего окна. Для этого понадобилась 8-часовая экспозиция.

(28 Март 1819 - 8 Август 1869) был пионером в сфере фотографии в Британии, и одним из первых военных фотографов. Он сыграл большую роль в общем развитии фотографии.

История изобретения и развития фотографии

В переводе с греческого языка слово "фотография" означает светопись. Фотография - это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработки этих материалов.

Изобретение "мгновенной" фотографии, то есть технологии, позволяющей запечатлеть мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Мода на фотографирование росла. Создавались ассоциации, объединявшие многочисленных любителей. Это движение получило название пикториализма - от английского слова picture, означающего "картинка". Один из пикториалистов, американец Альфред Штиглиц (1864-1946) продемонстрировал, что фотография позволяет отобразить все нюансы состояния атмосферы и времени года и суток в момент снимка. Эти пейзажи иногда напоминают живопись импрессионистов.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы йолучения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась камера-обскура (прибор - предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает "темная комната").

Еще в 350 г. до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры (стенопа) принадлежит известному итальянскому художнику и ученому Леонардо да Винчи. О камере-обскуре писали также в" своих трудах многие другие исследователи.

На рис. изображен чертеж камеры-обскуры голдандского физика и математика Гемма Фризиуса, с помощью которой он в 1544 г. наблюдал солнечное затмение.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 г. венецианец Д. Барбаро впервые дал подробное описание камеры-обскуры с плоско-выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 г. им была создана оптическая система, со-стоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.

Важное значение имели также наблюдения за химическим действием света на различные вещества.

Известный русский государственный деятель и исследователь А. П. Бестужев-Рюмин наблюдал в 1725 г. изменение цвета хлорного железа, которое под действием света переходило в хлористое.

Первые целенаправленные исследования по изменению свойств солей серебра при воздействии на них света принадлежат немецкому ученому И. Шульце. В 1727 г. он обнаружил, что при пропитывании мела раствдром серебра в азотной кислоте смесь приобретает свойство изменять цвет в тех местах, где на нее действует солнечный свет.

Следующий важный шаг в расширении знаний о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, который в 70-х годах XVIII в. провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны.

Исследования чувствительности различных, соединений к свету проводились в XVIII-XIX вв. и другими учеными.

Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т. Веджвуда и Г. Деви. В конце XVIII в. Т. -Веджвудом был проведен ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра.

Т. Веджвуд был одним из первых исследователей, попытавшихся, хотя и не совсем удачно, получить изображение с помощью камеры-обскуры. Работы Т. Веджвуда были продолжены Г. Деви. Для получения изображения в" камере-обскуре им было использовано хлористое серебро. Несмотря на то что Т. Веджвуду и Г. Деви не удалось найти способа закрепления изображений, их по праву считают предвестниками изобретения фотографии.

Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс. Впервые о новом способе им было сообщено в 1822 г. В 1829 г. была начата совместная работа Нисефора Ньепса с французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером.

Способ Н. Ньепса, названный им гелиографией (солнце-писью), заключался в следующем: раствор, асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластинку, затем на нее накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и на длительное время оставляли его на свету, который задубливал асфальт в освещенных участках. После этого пластинку переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Используя его как клише, можно было делать типографские оттиски на бумаге. В 1826 г. Н. Ньепс применил камеру-обскуру для получения изображения на асфальтовом слое.

Изобретателем первого способа получения фотографических изображений: на фотослоях с галогенидамн серебра считается французский художник и изобретатель Жак Дагер. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в нон изображения. В 1829- 1835 гг. Ж. Дагср проводил эту работу совместно с Н. Нъепсом. После смерти Н. Пьспса Ж. Дагер обнародовал новый оригинальный способ получения фотографических изображений и назвал его дагеротип.

Сообщение о новом изобретении было сделано 7 января 1839 г. известным физиком и астрономом Араго на заседании Парижской академии наук. Сущность способа была изложена 19 августа 1839 г. в докладе Араго объединенному собранию" Парижской академии наук и Академии изящных искусств. IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой - днем изобретения фотографии.

Принцип получения фотографических изображений способом дагеротишш состоял в том, что серебряную пластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим подом. Испаряясь, йод оседал на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро - вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластинку помещали в кассету камеры-обскуры н на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под действием света на пластинке получалось слабое изображение. Его усиливали, т. е. проявляли парами ртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали.

Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки подпетого серебра и закрепить тем самым изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия.

Изображение на дагеротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути п серебра. При определенном угле наклона на дагеротппе было четко видно позитивное изображение.

Таким образом, в результате дагеротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его недостатков. Кроме того, следует указать на высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагероти-пия очень быстро привлекла к себе внимание.

В 1840 г. английский исследователь Д. Ф. Годар сумел значительно повысить светочувствительность дагеротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с бромом, что позволило уменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению выдержек способствовало также совершенствование съемочной оптики. Так, уже в 1840 г., т. е. через год после официального обнародоващш первого способа фотографии, профессором Венского университета И. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов. В этом же году им был рассчитан первый портретный объектив, построенный затем известным немецким оптиком П. Ф. Фохтлендером.

Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Уильям Генри Фоке Талбот. Он получил сравнительно высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Бумагу в сухом виде экспонировали в камере-обскуре. Получаемое изображение закрепляли в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фото-генным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскому. обществу 31 января 1839 г.

Для печати с полученных при съемке бумажных негативов Талбот также использовал очувствленную бумагу, которую экспонировал под бумажным негативом на сильном свету. По достижении достаточной плотности изображения его закрепляли.

К этому периоду относится и появление терминов "фотография", "негатив", "позитив", предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил использовать раствор тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений. Продолжая свои работы в области фотографии, Талбот в 1840 г. изобрел калот.ипнын процесс, суть которого сводилась к следующему. На лист бумаги наносили раствор азотнокислого серебра и после непродолжительной сушки погружали в раствор йодистого калия и высушивали. Далее бумагу покрывали раствором азотнокислого серебра, галловой и уксусной кислот и снова сушили. Этим же раствором бумагу проявляли после съемки. При этом на бумаге получали негативное изобра-oжение. Если негатив по плотностям был слабым, то его усиливали нагреванием. Для закрепления изображения Талбот сначала пользовался раствором бромистого калия, а позже раствором тиосульфата натрия. С получаемого таким способом негатива производилась контактная печать позитивных копий па бумаге, очувствленной и проявляемой таким же способом.

Следует отметить, что вплоть до 1851 г. дагеротипия оставалась наиболее конкурентоспособным способом фотографии. К этому времени английским исследователем Фридериком Скот Арчером был разработан новый способ фотографии - мокрый коллодионныйпроцесс.

Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем. Нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в сме,си спирта и эфира. В полученную массу - коллодион - вводят соли йода и брома, и раствор поливают.на стеклянную пластинку. После того как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с растворим азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничном освещении. В результате химической реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра - вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогалловой кислоты, или пирогаллола, и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.

Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион принтом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты - фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали а собранном виде на тележках.

Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретического характера. В 1855- 1861 гг. английский физик Д. К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.

В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 90-х годах 19 века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее вещество.

Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить, что основной метод современной фотографии также основан на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот способ претерпел значительные усовершенствования. Была повышена общая светочустветельность фотослоя, а также расширена зона его спектральной чувствительности вплоть до инфракрасных лучей. Принцип очувствления фотографических пластинок к длинноволновой области спектра был разработан в 1873 г. немецким ученым Г. В. Фогелем. Для этих целей,- т. е. для ортохроматизации фотопластинок, им был использован кораллин.

В конце 80-х годов XIX в. американской фирмой "Кодак" было освоено производство негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида.

Таким образом, весь период развития фотографии можно условно разделить на три этапа: дагеротипия, мокрый коллодионный процесс и процесс с использованием галогенидосеребряных желатиновых эмульсий.

Стремление запечатлеть моменты жизни, происходящие с человеком или окружающим его миром, существовало всегда. Об этом говорят и наскальные рисунки, и изобразительное искусство. В полотнах художников особо ценилась точность и детализация, способность запечатлеть объект в выгодном ракурсе, свете, передать цветовую палитру, тени. На такую работу порой уходили месяцы работы. Именно это желание, а также стремление сократить временные затраты и стали толчком для создания такого вида искусства, как фотография.

Появление фотографии

В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.

Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.

Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.

Этапы развития фотографии

В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:

Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.

Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.

После травили кислотой.

В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.

Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.

Первое знакомство с искусством фотографии в России

История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.

История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.

После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке - женская фигура.

После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.

Способ Талбота

История фотографии в России получила развитие благодаря людям, живо интересовавшимся новым видом искусства. Таким был и Юлий Федорович Фрицше, известный русский ботаник и химик. Он первым освоил метод Талбота, заключавшийся в получении негатива на светочувствительной бумаге с последующей его печатью на листе, обработанном солями серебра и проявляющемся при солнечном свете.

Фрицше сделал первые фотографии-калотипы листьев растений, после чего вступил перед Акадамией Наук в Санкт-Петербурге в мае 1839 года с докладом. В нем он сообщил, что находит метод калотипии подходящим для запечатления плоских предметов. Например, способ пригоден для выполнения снимков оригинальных растений с необходимой для ботаника точностью.

Вклад Ю. Фрицше

Благодаря Фрицше история фотографии в России шагнула чуть дальше: он предложил заменить гипосульфат натрия, которым пользовался для проявления картинки Талбот, на аммиак, чем заметно модернизировал калотипию, улучшив качество изображения. Юлий Федорович также был первым в стране и одним из первых в мире, кто провел исследовательскую работу по фотографии и фотоискусству.

Алексей Греков и «художественная кабина»

История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.

Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день - все 45.

Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.

Вклад Сергея Левицкого

Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.

Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.

Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.

Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.

Русский след в фотоискусстве

Деятели искусств, мастера фотографии, изобретатели и ученые из России внесли большой вклад в историю и развитие фотоискусства. Так, среди создателей новых видов фотоаппаратов известны такие русские фамилии, как Срезневский, Езучевский, Карпов, Курдюмов.

Даже Дмитрий Иванович Менделеев принимал активное участие, занимаясь теоретическими и практическими проблемами изготовления фотоснимков. А совместно со Срезневским они стояли у истоков создания фотографического отдела в Русском техническом обществе.

Широко известны успехи яркого мастера русской фотографии, которого можно поставить на одну ступень с Левицким, Андрея Деньера. Он был создателем первого фотоальбома с портретами известных ученых, врачей, путешественников, писателей, артистов. А фотохудожник А. Карелин стал известен всей Европе и вошел в истории фотографии как основоположник жанра бытовой съемки.

Развитие фотоискусства в России

Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.

Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.

В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».

Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.

Первый фотоснимок в истории был сделан в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом.

Ньепс использовал камеру-обскуру и… асфальт, который твердеет в местах, освещенных солнцем. Для создания фотографии он покрыл тонким слоем битума металлическую пластину и в течение 8 часов снимал вид из окна мастерской, в которой работал.

Изображение получилось, конечно, неважного качества, однако, это была первая фотография в истории человечества, на которой можно было различить очертания реальных объектов.


Сам метод получения изображения Ж.Н. Ньепс назвал гелиографией, что примерно можно перевести как «рисование солнцем».

Однако, наряду с Ньепсом изобретателями фотографии считаются Дагер и Тальбот. Почему так? Все дело в том, что Луи-Жак Манде Дагер, тоже француз, сотрудничал с Ж.Н. Ньепсом, работая над изобретением, однако Ньепсу так и не удалось довести свое детище до ума - он скончался в 1833 году. Дальнейшей разработкой занимался Дагер.

Он использовал более совершенную методику - в качестве светочувствительного элемента у него уже выступал не битум, а серебро. Продержав полчаса в камере-обскуре пластину, покрытую серебром, далее он переносил ее в темную комнату и держал над парами ртути, после чего закреплял изображение раствором поваренной соли. Первой фотографией Дагера - весьма хорошего качества - стала довольно сложная композиция из произведений живописи и скульптуры. Метод, который к 1837 году открыл Дагер, он назвал своим именем - дагеротипией, а в 1839 году сделал публичным, представив его Французской академии наук.


Примерно в те же годы англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот открыл метод получения негативного изображения.

Он получил его в 1835 году, используя бумагу, пропитанную хлористым серебром. Снимки выходили очень высокого для того времени качества, хотя сам процесс фотографирования поначалу занимал больше времени, чем у Дагера - до часа. Главное отличие изобретения Тальбота состояло в возможности копирования снимков - перенести позитивное изображение (фотографию) с негатива можно было, изготовив светочувствительную бумагу такого же типа, как и для негатива. А еще - в изобретении специальной небольшой камеры с дюймовым окошком, которую Тальбот использовал вместо камеры-обскуры - это позволило увеличить ее световую эффективность. Первым, что снял Тальбот, было решетчатое окно в комнате, принадлежавшей семье учёного. Свой метод он назвал «калотипией», что означало «красивый отпечаток», получив патент на него в 1841 году.


Цветную фотографию изобрел Джеймс Клерк Максвелл - выдающийся британский ученый XIX века.

Используя теорию трех основных цветов, в 1861 году он представил ученому сообществу первую цветную фотографию. Это была фотография тартановой ленты (лента из шотландки), снятой через три фильтра - зеленого, красного и синего цвета (использовались растворы солей различных металлов).


Свой вклад в развитие цветной фотографии внес и русский фотограф, изобретатель, путешественник Сергей Прокудин-Горский.

Ему удалось разработать новый сенсибилизатор, который делал равномерной светочувствительность фотопластины ко всему спектру, что позволило придать естественность цветам на фотографии. В начале века он, путешествуя по России, сделал огромное количество цветных фотографий. Ниже вашему вниманию представлены некоторые из них, чтобы получить представление о качестве снимков Сергея Прокудина-Горского.

26.05.2015


В этой уникальной подборке собраны самые первые снимки, сделанные в разных областях фотографии — от первого изображения человека до первого фото из космоса.

Теперь, набор фотографических впервые заняли выявил некоторые из лучших из этих изображений, принятых знаменитых пионеров в этой области.

Первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», 1826 год

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней.

Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта.

Оригинал первой фотографии в мире на самом деле выглядит так:

Первое селфи — автопортрет Роберта Корнелиуса, 1839 год.

1839 год

Дороти Кэйтрин Дрейпер, которую сфотографировал ее брат и известный американский фотограф Джон Дрейпер. Кстати, в том же 1839-м году.

Первая фальсификация в фотографии, 1840 год

История знает очень много примеров, когда разные люди почти одновременно изобретают одни и те же вещи. Но история любит победителей-одиночек, а тех, кто опоздал хоть на минуту – она часто забывает.

Вот так же произошло и с Ипполитом Байярдом.

Будучи близким приятелем Луи Дагерра, Байард вел параллельные научные исследования о том, как запечатлеть мир по средствам света на пластине, то есть изобрести фотографию. Байард добился нужного результата, по слухам, раньше чем Дагер, но некто Луи-Франсуа Араго убедил Ипполита подождать с докладом об открытии…

Бойард сделал свой доклад в Академии наук 24 февраля 1840-го года, но Луи Дагер опередил его на полгода и потому официальным создателем первой фотографии является Дагер (и способ получения отпечатков именуемый дагерротипией).

Ипполит Байард конечно был расстроен, он даже сделал этот автопортрет. С надписью под ним: «Человек, который изображен на этом фото – Ипполит Бойард, изобретателю фотографии.

Этот человек три года работал не покладая рук, чтобы найти способ сохранять светопись, но французское правительство больше полюбила господина Дагера, а про Бойарда и не вспомнило. Тело утопленника провело в морге более трех дней, но за ним так никто не пришел».

Одна из первых зафиксированных в мире. 1840 год, 10 февраля.

Королева Великобритании Виктория и принц Альберт.

Первое событийное (новостное) фото, 1847 год

Имя фотожурналиста история не сохранила. Но кадр 1847 года считается первым новостным фото. На нем - арест мужчины во Франции.

Первое фото избранного главы государства, 1843 год

Джон Куинси Адамс - 6-й Президент США. Фото сделано в 1843 году, уже после того, как он оставил должность.

Первый фотомонтаж, 1858 год

В 1858 году Генри Пич Робинмон выполнил первый фотомонтаж, скомбинировав несколько негативов в одно изображение. Это «Fading Away» - комбинация из пяти негативов, где изображена смерть девочки от туберкулеза.

Первая фотография природного явления — молнии, 1882 год

Уильяму Дженнингсу удалось запечатлеть это природное явление в 1882 году.

Первое эротическое фото датируется 1850-м годом.

Первая цветная фотография, сделанная физиком Джеймсом Клерк Максвеллом в 1861-м году.

Первая цветная фотография реальных объектов, 1877-м год


Первое в мире фоторужье, 1882 год

Его сконструировал французский ученый Этьен-Жюль Марей. С помощью Photographique Fusil или фоторужья впервые был снят фильм в 1882 году. Были сфотографированы движения птиц и мелких животных.

Первым рентгеновским снимком был снимок кисти жены Вильгельма Рентгена, 1895 год.

Первая съемка с высоты птичьего полета была проведена французским изобретателем Гаспаром Турнаш (Надаром) в 1858 году. Он фотографировал Париж с воздушного шара.

Однако сделанные им фотографии не сохранились, поэтому самым ранним на сегодняшний день аэрофотоснимком является фото «Бостон, как его видит орел и дикий гусь», снятый Джеймсом Уоллесом Блэком в 1860 году.

Самое старое подводное фото было сделано Уильямом Томпсоном в 1856 году. Во время съемки фотоаппарат был установлен на дне моря недалеко от Веймонта, Великобритания.

Сделана в Мексиканском заливе доктором У. Лонгли Чарльзом Мартином в 1926 году.

Катастрофа произошла в 1908 году. На боту находились летчик Томас Селфридж, он погиб, и изобретатель Орвилл Райт, которому удалось выжить.

Первая опубликованная цветная в России

…была опубликована в «Записках Русского технического общества» в 1908 году. Это был портрет Льва Толстого авторства пионера русской цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского. Вообще, он сделал первые цветные снимки предположительно еще в 1902 году.

Сегодня эти снимки преобразовали в gif-изображения и получили настоящий и привычный эффект 3D.

Продающая сигареты, искала способ повысить продажи. Чтобы сделать упаковку более привлекательной, он обратился к знакомому фотографу, Дердену Холмсу, с просьбой придумать что-нибудь цепляющее взгляд.

Фотограф предложил необычную идею: напечатать на пачках сигарет по два снимка рядом друг с другом, один - для левого глаза, другой - для правого. При этом изображение на одном снимке было чуть-чуть смещено в сторону, и при взгляде на снимки создавалось ощущение глубины фотографии, эффекта 3D.

Сделана в 1957 году американцем Расселом Киршем и представляла из себя обычную оцифрованную при помощи сканера фотографию. На ней изображен сын Рассела Кирша, снимок имел разрешение 176×176.

Самая первая фотография в космосе была сделана 24 октября 1946 года. Снимок был выполнен с ракеты V-2 с помощью 35-мм камеры с высоты 105 километров.

Первая фотография космической эры, 1950 год

Запуск ракеты Bumper 2 с мыса Канаверал в США в 1950 году.

Фото поверхности Венеры. Снимок сделан советским аппаратом «Венера-9» в 1975 году. На самом деле изначально фото выглядело так:

Полоски на изображении — дефекты телеметрии. Передача изображения продолжалась 53 минуты.

Снято американским аппаратом «Викинг-1» вскоре после посадки на «красной планете» в 1976 году.

, .

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации