Что такое педагогическая техника каковы ее составляющие. Индивидуальная педагогическая техника учителя

Введение

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Педагогическая техника и ее виды

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это — умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией — она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).

В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой— условие, необходимое для эффективной его работы.

Исходя из особенностей педагогической техники, как педагогического явления, выделяются две ее стороны: объективная, когда речь идет об общих приемах педагогической деятельности, свойственных всем руководителям, и субъективная (индивидуальная), когда рассматриваются умения и навыки конкретных людей пользоваться этими приемами. Иными словами, объективная область педагогической техники применительно к педагогической культуре представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная же (индивидуальная) проявляется в виде педагогических умений и навыков руководителя. В этом случае в ней можно выделить следующую структуру:

· приемы и способы организации профессионального обучения, различных воспитательных мероприятий;

· специфические элементы взаимодействия с подчиненными, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического взаимодействия, и способность к принятию рискованных педагогических решений и др.;

· технология изучения и учета личных качеств отдельных сотрудников и психологических проявлений групповой психологии, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов;

· приемы и способы использования современных информационных технологий для решения задач профессионального обучения и воспитания;

· способы и приемы педагогического учета и контроля эффективности решения педагогических задач, результатов различных мероприятий воспитательной работы, отношения сотрудников к исполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.

Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкования представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция». Их взаимозависимость В.К. Бабанский описывает так: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом». Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций. В то же время приемом может являться и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором наиболее эффективных приемов, с учетом определенных условий.

Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функционирования. Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике понимание психологической структуры педагогической деятельности руководителя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач. Сферу функционирования педагогической техники, например воспитания сотрудников, правомерно определить на основе условно выделенных этапов педагогической деятельности руководителя, т.е. в зависимости от этапов решения педагогических задач, наличия педагогического взаимодействия. Таких этапов три.

1) Этап подготовки к предстоящему решению педагогических задач, предполагающий моделирование взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса. На этом этапе правомерно говорить о технике подготовки к проведению профессионального обучения и воспитательным мероприятиям.

2) Этап непосредственного решения педагогических задач. Здесь речь идет о технике обучения, воспитания, общения и т.д.

3) Этап анализа результатов реализации педагогических решений. На этом этапе можно выделить технику анализа результатов решения педагогических задач, личного взаимодействия и др.

Педагогическая техника руководителя реализуется в процессе его профессиональной деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется сквозь призму личности руководителя и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к профессиональному обучению и воспитанию различных категорий сотрудников. Вместе с тем она тесно связана и зависит от личностных качеств самого руководителя, его мышления, знаний и стиля поведения.

1. Педагогическая техника обеспечивает реализацию целей и задач, связанных с профессиональной подготовкой конкретного специалиста. Профессиональные приемы в этом случае имеют целевую направленность на высокий результат в профессиональной подготовке сотрудников.

2. В процессе воспитания используются специфические группы приемов педагогической техники, обусловленные особенностями функционирования учреждения, организации, фирмы. В их число входят приемы психологической подготовки, развития интеллектуальных и физических качеств и др.

3. Регламентированное корпоративными правилами и нормативными документами право использования соответствующих приемов - распоряжений, указаний, поощрения и наказания.

4. Служебная обязанность руководителя - применять к сотрудникам, не выполняющим свои служебные обязанности, адекватные воспитательные воздействия. Руководитель наделен полномочиями старшего по отношению ко всем сотрудникам, поэтому отвечает не только за качество организации профессионального обучения и воспитания, но и за все, что происходит в результате их проведения.

5. Инструментовка приемов педагогического взаимодействия с сотрудниками с учетом восприятия их взрослыми людьми - субъектами педагогической деятельности. Субъект-субъектный характер отношений руководителя с подчиненными сотрудниками требует от него искусного владения приемами педагогического такта, проявления уважительно-доверительного отношения к ним.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика, пантомимика);

Управление эмоциями, настроением;

Социально - перцептивные способности;

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям. Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения; самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј - Ѕ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос — основное выразительное средство устной речи педагога,которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение кнам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фона-ционного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Овладеть техникой речи — значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произно-шение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе. Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические и неорганические, связанные с вялостью артикуляционного аппарата, нечетким произнесением согласных.

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.

Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых — отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата. Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.

Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое общение.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

Заключение

Педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Список литературы

1. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и методика проведения воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - № 4.

2. Калюжный А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части // Ориентир. - 2006. - № 8.

3. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. - Академия, 2007 г., 336 стр.

4. Окунев А. А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования. - Скифия, 2006 г., 464 стр.

5. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. - Перспектива, 2007 г., 120 стр.

6. Степанов П. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. - 2006 г., 64 стр.

7. Юрченко Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении // Ориентир. - 2006. - № 7.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Связь педагогической техники с актерским мастерством. Щуркова важнейшим слагаемым педагогического мастерства и педагогической технологам считает педагогическую технику: Без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии. Без педагогической технологии ненужным приобретением является педагогическая техника.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 3 (1 час)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас.

АС. Макаренко

Педагогическая техника.

1.Педагогическая техника.

Профессор Н.Е. Щуркова важнейшим слагаемым педагогического мастерства и педагогической технологам считает педагогическую технику: "Без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии. Без педагогической технологии ненужным приобретением является педагогическая техника".

В контексте педагогической деятельности педагогическая техника является одной из главных составляющих успешной творческой работы учителя, его мастерства.

Педагогическая техника — совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности.

В понятие педагогической техники входят три группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять собой, вторая и третья — с умением управлять другими. К первой группе относятся: социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения, К ней относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения.

Педагогическая техника — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя, слагаемое педагогического мастерства. Так, учебно-воспитательный проносе характеризуют следующие умения: любовь к детям и умение правильно воспринимать те явления, которые происходят в мире детей и каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение ставить реальные цели и соответственно им организовывать обучение и жизнь детей; требовать и доверять; быстро ориентироваться, и переключать внимание; играть с детьми, оценивать ситуацию с различных сторон; из многообразия педагогических фактов выделить главное, в случайном факте увидеть, существенное; в одной и той же ситуации пользоваться многообразием методов и приемов, точно передавать свое настроение, чувства и мысли словом, мимикой, движениями; умение взаимодействовать.

Связь педагогической техники с актерским мастерством.

Для педагогической деятельности важны не только разнообразные способности и умения, но и знания системы К.С.Станиславского в целом, поскольку она помогает понять сущность воспитательного взаимодействия, при-. роду творческого воздействия на отдельного человека группу людей, объясняет творческое самочувствие личности и пути управления им, помогает человеку в самовыражении и развитии. В частности, концепция системы K .С. Станиславского указывает на необходимость тренировки воображения, внимания, умения владеть своим телом, техникой речи и др.

Воображение. Актеру воображение требуется для того, чтобы уметь представить себя в обстоятельствах, предложенных автором, вообразить себя человеком, возможно, живущим в другом веке, с другими чертами характера, судьбой, с совершенно отличной от его собственной.

А для чего воображение необходимо педагогу? Воображение поможет создать нечто новое, свое: придумать урок и надолго сохранить его свежесть, суметь заинтересовать учеников, побудить их к активному действию. Богатое воображение поможет понять ученика, адекватно воспринять его мысли, чувства, переживания, эмоционально идентифицировать себя с ребенком, прогнозировать результаты той или иной ситуации и найти наилучш ee решение.

Внимание. Хорошо развитое внимание позволяет актеру быть сосредоточенным, достоверным, свободным.

Педагогическое внимание сродни вниманию артиста: оно помогает улавливать тончайшие нюансы окружающей действительности. Педагог по мельчайшим признакам способен предугадать педагогическую ситуацию и возможность возникновения трудностей у своего ученика. Педагогическое внимание потребуется и для того, чтобы уметь управлять аудиторией. При нетренированном внимании, как правило, возникают растерянность, беспомощность, зажатость. В таком состоянии трудно рассчитывать на творческий подход к делу.

Умение владеть своим телом, целесообразность и выразительность пластики. Для педагога, как и для актера, крайне необходимо научиться владеть своим телом, своими мышцами. "Вы не сможете себе представить, - писал К.С.Станиславский, — каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть и доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно парализованный; когда зажимы в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет поменять мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку". Способность снять напряжение освобождает от многих проблем в общении. Для педагога это также первостепенная способность.

Техника и культура речи. Одним из важнейших умений в технике речи является правильность дыхания. В первую очередь учителю необходимо освоить фонационное дыхание. Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых важных элементов искусства. От него зависят красота, сила, легкость голоса, мелодичность речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос, благотворно действует на здоровье, неумелое может лишить речь яркости, силы, вызвать голосовые заболевания.

Качество речи, неотъемлемое для людей "речевых профессий", каковой является и профессия педагога, это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произношения слов и фраз, безукоризненность произношения каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает говорящему точно и выразительно доносить свои мысли до слушателей. Невнятность дикции, присутствие какого-либо недостатка отвлекает обучаемых от содержания. Залогом успеха является четкая артикуляция, для выработки которой существует гимнастика губ и языка. Работа над дикцией и дыханием является, по существу, началом речевой постановки голоса. "Поставить голос" — это значит развить, обогатить природные данные, сделать "их пригодными для профессионального звучания. Педагог должен всю жизнь укреплять и развивать свой голос. Без "голоса" — вынужден будет поменять профессию.

Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики — орфоэпия. Слово "орфоэпия" по происхождению греческое и означает "правильная речь". Орфоэпические нормы, то есть нормы литературного произношения, складывались исторически вместе со становлением и развитием русского языка. В разделе "Орфоэпия" мы касаемся современных норм литературного произношения, которые являются обязательными для культурных людей.

Культура речи — это степень соответствия речи нормам литературного языка. Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. Учитель должен соблюдать следующие требования к речи: правильность и точность, логичностно и краткость, живость и выразительность.

Вторая и третья группы умений педагогической техники подробно раскрываются в главах 4, 5 — "Технология педагогического взаимодействия" и "Мастерство и технология педагогического общения".

Учение К.С.Станиславского оказывает неоценимую помощь педагогу в управлении собственным творческим самочувствием в процессе взаимодействия с детьми. Наиболее полезными являются следующие советы великого актера: психологическая настройка на предстоящее общение с учащимися (коммуникативное вдохновение), управление собой в процессе общения, например, преодоление неприятных ощущений, нетворческого настроения, применение метода физических действий по созданию определенного эмоционального состояния, постановка увлекательных творческих задач.

К.С.Станиславский выработал систему практических приемов актерской психотехники, успешно применяемую в формировании педагогического мастерства учителя.

Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., I 1987.

Изард К. Эмоции человека. — М., 1980,

Казанский О.А. Игры в самих себя. — М., 1994.

Капони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб., 1994.

Капони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб., 1995.

Кнебель М.И. Поэзия педагогики. — М., 1976.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1986.

Леви В.Л. Искусство быть собой. — М., 1977.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орел, 1994.

Основы педагогического мастерства / Под ред. А.И.Зязюна.-М.,1989.

Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т.- М, 1954. Т. 2, 3.

Учителю о. педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. - М., 1987.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

807. Педагогическая работа при прохождении практики по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности» 59.18 KB
Цель педагогической практики – ознакомиться с организацией учебного процесса в вузе, структурой и функциями его учебных подразделений, директивными и нормативными документами по деятельности вуза и организации учебного процесса, проводимыми в вузе научно-методическими работами
7872. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 17.48 KB
Социальная работа характеризуется составляющими социально-педагогической деятельности: непосредственной опосредованной которые имеют ярко выраженную адресность и локальность. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа Религиозные учебные заведения воскресные школы епархиальные гимназии духовные академии Сферы деятельности социальных работников: образовательные учреждения комиссии по делам молодежи учреждения здравоохранения сфера социальной защиты социальное обслуживание социальные приюты...
8858. Психология педагогической деятельности и личности учителя 17.25 KB
Психология педагогической деятельности и личности учителя. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
18162. Проблема педагогической интуиции, ее роль в психолого-педагогической работе со школьниками 150.14 KB
В условиях общих тенденций развития образования в современном мире высоких профессиональных требований к качеству знаний и умений поставили на повестку дня потребность в формировании творческой индивидуальности педагога включая развитие не только логики мышления и познания но и интуиции. Навыки и умения педагогической интуиции играют важную роль в преподавании всех учебных дисциплин в работе со школьниками. Проблема изучения интуиции в педагогической деятельности является чрезвычайно актуальной. Сегодня вопрос о необходимости развития...
20188. ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 207.39 KB
Социально-педагогическая характеристика неблагополучной семьи 1. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами так как именно в семье формируется и развивается личность человека происходит овладение им социальными ролями необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. В последние годы резкие перемены в экономике политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между...
1069. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства 597.81 KB
Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД), под которым обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности.
15084. Анализ состояния и перспективы развития деятельности ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» по повышению педагогической культуры родителей 143.75 KB
Теоретические основы формирования педагогической культуры родителей. Понятие педагогическая культура родителей: сущность и уровни критерии оценки воспитательного потенциала семьи. Технологические особенности формирования педагогической культуры родителей. Социокультурная среда как фактор развития педагогической культуры родителей детей старшего дошкольного возраста.
6390. Агрессия в СМИ как педагогическая проблема 75.27 KB
В последнее время у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы
6746. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО 11.66 KB
Слагаемые педагогического мастерства их характеристика. Общая культура педагога не только компонент педагогического мастерства но и своеобразный механизм на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя это средство педагогической деятельности основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества см. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения.
931. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет 496.06 KB
Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Лена Свидрик
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога

Думая о том, как стать хорошим педагогом, мы понимаем, что приходится работать над самим собой. Работа над собой – это труд, который занимает много времени. В этом труде педагог приобретает необходимые ему знания и умения.

Педагогу важно научиться владеть техникой речи, четко выражать свои мысли и чувства. В этом помогает ему умение управлять своим голосом, дикцией, дыханием, мимикой, пантомимикой. Так, можно сказать о том, что педагог настоящий артист в своей профессии.

Антон Семенович Макаренко (педагог) писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его – воспитывало».

Исходя из всего сказанного, мы можем сказать о том, что ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это приобретенные педагогом знания и умения, которые позволяют ему видеть, слышать, чувствовать своих воспитанников, и передавать им знания.

Юрий Петрович Азаров (писатель, доктор пед. наук) говорил, что:

1. Развитая педагогическая техника помогает педагогу выразить себя в своей педагогической деятельности, раскрыть все лучшие качества его личности.

Педагог, владеющий педагогической техникой, уже не отвлекается на поиски нужного слова или объяснение сказанного неудачно, он не мучается от потери голоса – все его силы уходят именно на творческий подход в деятельности.

Владея педагогической техникой, педагог может быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а так же сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. В решение таких проблемных ситуаций, педагог удовлетворяет личные потребности в своей профессиональной деятельности.

2. Педагогическая техника оказывает развивающее воздействие на качества личности.

Важная особенность педагогических техник состоит в том, что они формируются на индивидуальных особенностях педагога, как психологических, так и физических. Так, мы можем говорить о том, что педагогическая техника зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья.

Но если, педагог будет:

Работать над своей речью, у него будет развиваться мышление;

Работать над овладением методами саморегуляции, у него будет развиваться эмоциональная уравновешенность;

Постоянно использовать самонаблюдение, у него будет развиваться умение корректировать свои действия.

Хорошо, когда все умения педагога в области педагогической техники проявляются одновременно. Это помогает достичь наилучшего результата.

3. В процессе овладения педагогической техникой, педагог раскрывает все свои нравственные и эстетические позиции. Эти позиции показывают уровень культуры педагога (высокий, средний, низкий).

Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.

Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.

Из всего сказанного, мы можем сказать о том, что педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он применяет ежедневно в своей деятельности.

Публикации по теме:

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.

Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,.

Хочу познакомить вас с игрой, которая разработана по прицепу игры твистер, предназначена для проведения в игровой увлекательной форме диагностических.

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.

Игра основная форма организации педагогического процесса. "Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький). Приказом Министерства образования и науки.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией такжеумения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга. Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающимцелостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники. Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации