Основные требования к педагогической технике. Педагогическая техника как форма организации поведения педагога


Лекция 4. Педагогическая техника, ее компоненты.

1. Педагогическая техника.

2. Компоненты педагогической техники.

3. Знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой.

Основные понятия: педагогическая техника, мимка, пантомимика, техника речи, имидж педагога.

1. Педагогическая техника -- это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых , развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых , педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В-третьих , в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Все сказанное подчеркивает, что педагогическая техника важнейший инструмент педагога.

2. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика, пантомимика);

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

3. Педагогическая техника рассматривается как комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников.

Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Основой педагогической техники является профессиональные знания.

Сочетание умений и знаний педагога, их взаимосвязь способствуют гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога - в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. А.С. Макаренко говорил: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас».

Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание.

Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания - комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза - решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов на основании законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание - принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Можно выделить следующие профессиональные знания:

Знание своего предмета;

Знание психолого-педагогических дисциплин;

Знание методики обучения и воспитания;

Знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

Как целостная система, имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру.

Формирование имиджа учителя обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В Узбекистане понятие "имидж" стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия.

Понятие имиджа преподавателя тесно связано с таким понятием как авторитет. Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.

Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Вопросы.


  1. в чем сущность педагогической техники?

  2. какие компоненты включены в понятие «педагогическая техника»?

  3. что такое мимика и пантомимика?

  4. в чем сущность имиджа педагога?

  5. каким должен быть внешний вид педагога?

  6. как завоевать авторитет у учащхися?

Лекция 5-6. Педагогическое общение: стили и функции.

1. Общение как механизм взаимодействия людей

2. Функции и структура педагогического общения

3. Структура общения.

4. Стили общения.

Основные понятия: общение, взаимодействие, педагогическое общение, стили общения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, функции общения.

1.Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Культура речи и эффективность общения /Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М., 1996. С. 125

В процессе общения:

Передается и усваивается социальный опыт;

Происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

Формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

Происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека. Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами. Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания. Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения. Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

2.Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности; владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения; уважать, знать и понимать ученика, являясь организатором учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, II.А.Зимней, А.А. Реана и других.

Профессионально-педагогическое общение , как утверждает Д.А. Лобанов, представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности; оно выходит за пределы контакта «учитель--учащийся» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса.

«Педагогическое общение , -- отмечает А.А.Леонтьев, профессиональное общение преподавателя с учащимися на занятии или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива ».

Педагогическое общение , по утверждению М.В. Булановой-Топорковой, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющий характер взаимодействия педагога и учащихся.

Таким образом, педагогическое общение - это специфическая фирма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми

В педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции , несущие в себе основные черты человеческого общения.

Функции общения.

Педагогическое общение, по утверждению А.А. Лобанова, выполняет практически все основные функции общения, реализующиеся в повседневной жизни человека, и в то же время функции педагогического общения имеют только им присущие отличительные особенности.

Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед, учащимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практической деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

Воспитательная функция педагогического общения занимает центральное место в деятельности педагога, она предполагает приобщение учащегося к системе духовных ценностей, культуре общения с людьми.

Познание людьми друг друга. Педагогу необходимо знать индивидуальные качества; свойства физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого ученика, мотивацию к учению и труду; отношение к людям и самому себе. Но и учащимся также небезразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и человек. Для них важно, кто и как общается с ними. Ведь именно через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.

Организация и обслуживание той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой. Вплетенное в конкретный вид деятельности общение выступает способом ее организации. Через него педагог получает информацию об эффективности организации познавательной практической деятельности учеников. Поэтому в педагогическом процессе общение играет особую роль: даже обслуживая какую-либо главную деятельность и как бы выполняя вспомогательную роль, оно существенно влияет на качество этой деятельности.

Приобщение инициатора общения к ценностям партнера. Данный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. это процесс самоформирования инициатора общения, процесс созидания собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека.

Открытие ребенка на общение -- эту функцию педагогического общения выделяют в своих работах по педагогической технологии В. Ю.Питюков и Н.Е.Щуркова. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя.

Реализация этой функции связана с умением педагога «подать с детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить в своих мирных намерениях и благородных помыслах.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

3.Взаимодействие педагога и учащихся имеет определенные временные рамки, ограниченные продолжительностью занятия, того или иного мероприятия. Структура педагогического общения не сводится к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и другие виды общения.

В психологии общение рассматривается как процесс, выполняющий три основные функции -- коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

В структуре педагогического общения В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделяют несколько этапов.

1. Прогностический этап -- моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми.

2. Начальный период общения -- организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент начала взаимодействия с ними.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование
системы общения предстоящей деятельности.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в образовательном процессе, включающем в себя воспитание и обучение, строятся прежде всего на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных как личности и участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, т.е. наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого.

4.Н.В. Кузьмина подчеркивает, что остаться в профессионально - педагогической деятельности надолго, на всю жизнь, будущий
педагог сможет в том случае, если к началу самостоятельной pa-боты будет иметь развитые коммуникативные, организаторские навыки и научится ответственно относиться к делу Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога , его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: “За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!” Причём в высшей школе интерес в общении стимулируется ещё и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения . Оно предполагает увлечённость общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространённым типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание , характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешёвый авторитет.

Поддерживание благоприятной эмоциональной атмосферы тесно связано с чувствительностью педагога к объекту воздействия, с его умением реагировать на состояние группы в целом и каждого студента в отдельности.

Вопросы.


  1. В чем заключается суть общения? Педагогического общения?

  2. Какие функции выполняет педагогическое общение?

  3. Дайте характеристику основных стилей педагогического общения?

  4. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения.

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит не только от знания учителем излагаемого материала, но и от умения эту информацию преподнести. Педагогическая техника - это важнейший компонент мастерства преподавателя, позволяющий ему развиваться и совершенствоваться в своей профессии. Чтобы понять всю суть данного понятия, необходимо рассмотреть его более подробно.

Что такое педагогическая техника

Впервые данный термин появился в учебниках по педагогике и дидактике в начале прошлого века. С тех пор его исследованием занималось и продолжает заниматься множество ученых, которые так и не пришли к единому мнению по поводу точной трактовки этого явления. Но если объединить все труды великих педагогов, то можно сделать обобщенный вывод.

Так, педагогическая техника представляет собой тот набор средств, приемов и методов, который помогает преподавателю наладить контакт с воспитанниками и грамотно изложить информационный материал. Выражаться она может практически во всем, что делает учитель: в том, как он читает лекцию, как расставляет необходимые смысловые акценты, как привлекает внимание аудитории, настраивает ее на рабочий лад.

Педагогическая техника - это в какой-то мере стиль преподавания. Он основывается на определенных правилах, моральных нормах, которыми должен руководствоваться учитель. Однако в то же время у каждого педагога этот стиль индивидуален.

Компоненты педагогической техники

Первым преподавателем, попытавшимся описать структуру рассматриваемого нами понятия, стал А. С. Макаренко. Этот человек вошел в учебную литературу по дидактике как величайший педагог своего времени. Конечно, спустя годы у него появились последователи, и таких было немало. Сейчас же, по итогам накопленного опыта, выделяют следующие компоненты такого понятия, как педагогическая техника:

  • Перцептивные способности, выражающиеся в развитости памяти, воображения и наблюдательности.
  • проявляющиеся в умении налаживать контакт с аудиторией.
  • Внешний вид педагога (ухоженность, а также общий стиль).
  • Умение использовать вербальные (богатство словарного запаса, техническая грамотность) и невербальные (дикция, интонация и смысловые акценты)
  • К педагогической технике относится также способность управлять собой (контролировать походку, жесты, мимику, осанку).

Каждый из этих компонентов играет важную роль в учебном процессе, однако отдельно мы остановимся только на двух из них: внешнем виде преподавателя и его умении использовать вербальные и

Преподаватель и его внешний вид

Как говорится, человека всегда встречают по одежке, а провожают по уму. Данная пословица верна, с какой стороны на нее ни глянь. И в она играет свою роль. Ведь учитель - это не просто ходячая энциклопедия. В первую очередь это личность, которая передает опыт и знания своим воспитанникам. И для того чтобы ученики воспринимали преподавателя как авторитет, он должен выглядеть солидно, вызывая уважение.

Первое, что раскрывает сущность педагогической техники - это одежда. Она должна быть удобной, чтобы не сковывать движений преподавателя и не мешать ему выполнять основные технологические операции: передвигаться по аудитории, писать на доске и т. д. Кроме того, педагогу желательно подбирать гардероб в сдержанном, классическом стиле. В противном случае учащиеся будут отвлекаться на облик преподавателя, что воспрепятствует усвоению материала.

В гармонии с одеждой должны находиться и другие составляющие стиля педагога: прическа, макияж, аксессуары. Безупречно подобранные детали образа преподавателя станут отличным примером для учеников, разовьют у них вкус, а также вызовут симпатию и уважение к своему учителю.

Управление педагога своей речью

Вернемся снова к нашей пословице, толкующей, что ум является второй характеристикой, по которой нас оценивают. А так как педагогическая техника - это в первую очередь устное мастерство, преподавателю очень важно уметь корректно излагать свои мысли. Для этого учителю необходимо:

  • быть технически грамотным в материале, который он объясняет своим воспитанникам;
  • соблюдать правильность произношения текста;
  • излагать информацию в максимально простой и доступной форме;
  • украшать свою речь эпитетами и метафорами;
  • владеть богатым словарным запасом и хорошей дикцией;
  • правильно расставлять паузы и смысловые ударения.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Паузы необходимы для того, чтобы привлечь внимание слушателей и дать им время на осмысление сказанного. Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги. Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах. С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя. Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина.

Основные ошибки в педагогической технике

Недостаточное овладение мастерством преподавания приводит к снижению эффективности процесса обучения. Как правило, это вызвано такими ошибками в формировании педагогической техники:

  • монотонная, слишком быстрая речь без смысловых акцентов;
  • неумение регулировать свое психологическое и эмоциональное состояние (преодолевать гнев, волнение и т. д.);
  • отсутствие коммуникативных навыков, что мешает налаживанию контакта между педагогом и его учениками;
  • скудное использование жестов и мимики.

Приемы педагогической техники

Для того чтобы интересно и продуктивно провести урок, учителю недостаточно быть теоретически подготовленным к нему. Разнообразную подачу информации обеспечивают приемы педагогической техники. Они представляют собой методики, описывающие, каким образом и в какой форме лучше преподнести учащимся тот или иной материал. Известный в наши дни педагог Анатолий Гин представил миру книгу с описанием приемов педагогической техники. Их существует огромное количество, поэтому мы рассмотрим самые основные, так сказать, вкратце.

Организационные моменты

Чтобы настроить учащихся на рабочую обстановку, их необходимо слегка приободрить. Для этого в начале урока используются такие приемы:

  • Общение с аудиторией в немного шуточной манере. Это вызовет расположение группы к преподавателю и разовьет интерес к предстоящей теме.
  • Использование в качестве примера фантастических героев. Неважно, что это будет - человек или необычное растение, главное, чтобы учащиеся захотели включиться в урок.

Вводный опрос

Лучший способ начать новую тему - плавно перейти к ней от предыдущей. Все педагогические техники и технологии подразумевают, что фрагменты материала, изучаемые на уроках, должны быть взаимосвязаны между собой. Но для начала желательно провести небольшую разминку в виде:

  • небольшого опроса;
  • интеллектуальных соревнований.

Опрос можно провести в игровой форме. Например, преподаватель зачитывает утверждения, а ученикам предлагается определить, какое из них является ошибочным. Или же создается подобие известных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»).

Усвоение нового материала

Известно, что в ходе проведения лекции учащимися запоминается только малая часть услышанной информации. Поэтому преподаватель может применить дополнительные методы для лучшего усвоения изложенного материала:

  • самостоятельное составление каждым из учащихся;
  • подготовка перечня вопросов по теме лекции.

Это разовьет у учеников умение выделять главное среди большого объема информации. Кроме того, таким образом пройденная тема лучше закрепится в памяти.

Отработка полученных знаний

В данном случае больше проявляется ученическая активность, чем педагогическая. Техники СРС (самостоятельной работы студентов) используются во многих вузах для повышения эффективности образовательного процесса. Здесь уже идет речь о практическом применении теоретических знаний. Преподаватель может предложить учащимся любой из следующих вариантов работ:

  • создание небольшого проекта;
  • самостоятельное исследование;
  • решение задач;
  • выполнение упражнений на нахождение ошибок.

Из всего, что было сказано в данной статье, осталось только сделать логичные выводы. Бесспорно, педагогическая техника - это важный и неизменный компонент процесса обучения. На ее основе происходит преподавателя, без которого невозможно представить эффективную деятельность воспитателя и наставника.


Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением. Владение педагогической техникой позволяет учителю и воспитателю более эффективно решать задачи обучения, воспитания, осуществлять взаимодействие с учащимися. С помощью конкретных приемов и средств педагог может ярко, образно и выразительно донести до школьников, студентов свои мысли, чувства, гражданские и профессиональные ценности.

Техника в справочной литературе характеризуется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве» (Словарь русского языка; под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: Оникс, 2007. С. 559). В педагогических словарях педагогическая техника определяется как комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, помогающих ему добиться оптимальных результатов в работе (Загвязинский В.И.), как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий (Рапацевич Е.С.), как совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях (Коджаспирова Г.М.).

Термин «педагогическая техника» был введен в оборот педагогической науки и практики известным отечественным педагогом А.С.Макаренко в 20-е годы прошлого столетия. А.С.Макаренко подчеркивал, что «Педагогическое мастерство может быть доведено до большей степени совершенства, почти до степени техники» (Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. соч. в 8 т. Т.4. М., 1984. С. 368-369). Развивая эту мысль, педагог подчеркивал, что такие «пустяки»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть стали решающими в его профессиональной деятельности. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляды, повороты – все это нужно, и без этого не может быть настоящего воспитателя.

Большое внимание педагогической технике в профессиональной деятельности учителя уделял В.А.Сухомлинский. Выдающийся педагог-гуманист подчеркивал, что способность владеть собой, держать себя в руках, настроить себя на задушевный разговор с воспитанниками способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание В.А.Сухомлинский обращал на умение общаться с учащимися. «Я твердо убежден, - писал педагог, - что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учеником» (Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. С. 42).

В современной российской педагогике вопросы педагогической техники получили развитие в трудах А. Гина, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, Н.Е. Щурковой. Специалисты выделяют в педагогической технике две основные группы умений. Первая группа связана с умениями управлять собой, вторая – с умениями управлять другими людьми в первую очередь учащимися, воспитанниками. К умениям управлять собой педагоги-теоретики относят технику и культуру речи, включая постановку дыхания и голоса, дикцию, логичность и выразительность речи. Педагога-мастера отличает умение говорить грамотно, красиво и внятно, при этом, используя невербальные, в частности, паралингвистические средства: выразительно интонировать свою речь, точно выражать в слове мысли и чувства. Другим элементом педагогической техники является пластика. Пластика включает владение телом, в том числе умение педагогически, целесообразно использовать мимику, жесты, осанку, позу, движения в общении с воспитанниками. Выразительный взгляд, поощряющая или ироническая улыбка, точный жест, доброжелательная поза нередко оказываются в педагогическом взаимодействии более эффективными средствами общения, чем многословные пояснения или замечания.

Важную роль в педагогическом процессе играют умения педагога управлять своим эмоциональным (психическим) состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального (творческого) напряжения и оптимистический, доброжелательный настрой, организовывать для себя эмоциональный отдых. Эти умения обеспечивают учителю и воспитателю профессиональный самоконтроль, помогают в течение многих лет сохранять здоровую нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо также овладеть некоторыми элементами актерских и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с воспитанниками оказывать влияние не только на их ум, но и на чувства, наиболее полно передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Умения управлять собой связаны с социально-перцептивными способностями, которые включают внимание, наблюдательность, воображение, владение эмоциями, настроением. Педагогу важно уметь снимать излишнюю психологическую напряженность, занимаясь саморегуляцией, уметь создавать творческое самочувствие. И, наконец, важным компонентом в характеризуемой группе умений является умение учителя одеваться с учетом профессиональной этики.

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умениями воздействовать на личность и коллектив. Эти умения раскрывают технологическую сторону процесса воспитания и обучения. К ним относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, умение принимать педагогически целесообразные решения (Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001. С.73). Эти вопросы более подробно рассмотрены в учебниках по педагогике и по теории и методике воспитательной деятельности. В данном пособии мы сосредоточим внимание на характеристике умений, приемов и средств, которые необходимы будущему педагогу-воспитателю для эффективного управления собой.

Следует отметить, что во взаимодействии с обучающимися все умения учителя, преподавателя вуза в области педагогической техники проявляются одновременно. Речь сопровождается жестами, мимикой, движением. Непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д. Начинающему педагогу достаточно сложно управлять собой в педагогическом процессе. В классе он напоминает человека, который впервые сел на велосипед или за руль автомобиля: он не уверен, что надо сделать вначале, а что потом, забывает выполнить ту или иную операцию, теряется, нервничает, допускает ошибки. Хотя в теории, казалось бы, ему все достаточно хорошо известно. Со временем эта растерянность проходит, но при условии, что полученные педагогом в вузе знания и умения постоянно совершенствуются.

Особенностью педагогической техники является то, что все технические умения носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Выбор тех или иных приемов и средств педагогической техники существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, уровня его педагогической культуры, а также от состояния его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Однако, несмотря на личностное своеобразие в педагогическом процессе, учитель и преподаватель выполняют определенные профессиональные функции, поэтому в применении умений педагогической техники у всех педагогов имеется много общего. Все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности взрослеющего человека.

В связи с этим важно подчеркнуть, что уровень сформированности умений педагогической техники в значительной мере отражает уровень общей культуры педагога, педагогический потенциал его личности. Если речь педагога бедна и неряшлива, если он по всякому поводу дает волю своим эмоциям, отличается дурным вкусом, эстетической глухотой, то самые «правильные» слова и самые «нужные» мероприятия не окажут воздействия ни на ум, ни на чувства воспитанников.

Все сказанное дает основание считать, что педагогическая техника – это комплекс профессиональных приемов, умений и средств, которые позволяют учителю, преподавателю эффективно управлять собой, оказывать оптимальное воздействие на школьников, студентов в ходе учебно-воспитательного процесса, способствуют продуктивному решению задач обучения, воспитания и развития личности.

Педагогическая техника - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий - не гарантия высоких результатов.

Педагогическая техника включает две группы умений:

Первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,

Вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.

Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Таким образом, педагогическая техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать техникой тоже нельзя.

Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика и пантомимика),

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),

Социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.

Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.

Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.

Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.

В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.

В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, движения рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие ее выразительности. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.

Все эти ошибки мешают педагогу активно воздействовать на учащихся, поэтому одна из задач обучения в университете - ликвидация этих недостатков.


Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Ю.П. Азаров утверждал, что,

педагогическая техника помогает преподавателю:

Во-первых,


  • глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с детьми все лучшее, профессионально значимое в его личности;

  • освободить время и силы педагога для творческой работы,

  • позволить в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

  • позволить быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях,

  • привести к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.
Во-вторых,

  • оказывать развивающее воздействие на качества личности (в ажная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога; зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей).
Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление.

Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера.

Самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В-третьих,


  • наиболее полно раскрыть нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.
Компоненты педагогической техники.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:


  • владение своим организмом (мимика, пантомимика);

  • управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

  • социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

  • техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

  • дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

  • технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства.

Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Педагогу следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой.

Эстетика позы не терпит плохих привычек : переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия.

Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи педагога детьми тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 80% всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия детьми учебного материала зависит от совершенства речи педагога.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом.

В педагогической деятельности чрезвычайно важно:


  • говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу;

  • владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях.
Овладеть техникой речи - значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono -- звук).

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей.

Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени.

Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция - это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на:


  • органические (их исправлением занимаются логопеды);

  • неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений);

  • связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти);

  • нечетким произнесением согласных («каша во рту»).
Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

И в заключение приведем слова А.С. Макаренко «Мастерство воспитателя не является каким - то особым искусством… но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

Лекция №4.

^ О чем говорят человеческие жесты и мимика?
«Я задумался»

Человек, находящийся в раздумье, отсутствует в реальной действительности, он не слышит и не видит то, что творится вокруг, поскольку находится в мире собственных мыслей и фантазий. Следует заметить: когда человек размышляет или фантазирует, не растрачивайте важные аргументы впустую, он их все равно не воспримет, не услышит.

Необходимо помнить, что у человека, находящегося в раздумье, наиболее активной является зона головного мозга, поэтому он пытается акцентировать на ней наше внимание, как бы предупреждая: «Не мешайте – я думаю».

Для человека, который задумался, отвлекся от беседы, характерны следующие жесты: руки у лба в различных позициях, человек может потирать виски, почесывать затылок. У подобного рода жестов есть еще одно предназначение: человек таким образом пытается повысить эффективность работы головного мозга, настраивает свой «мыслительный аппарат» на решение трудной задачи.

Отсюда всевозможные поглаживания и почесывания.

Кроме жестов, задумавшегося человека выдает поза. Вспомните «Мыслителя» Огюста Родена: он сидит, опираясь щекой на руку. Если для вашего собеседника характерна такая поза, скорее всего он отвлекся от вашего разговора и думает о чем-то своем. Для того чтобы убедиться в своих предположениях, обратите внимание на его взгляд. Для человека, который находится далеко-далеко – в своих мечтах и фантазиях, характерен так называемый «взгляд в никуда»: отсутствующий, не сфокусированный.

По позе размышляющего человека можно приблизительно определить, о чем он думает. Если человек опирается на правую руку или потирает правый висок, значит, в его размышлениях задействовано левое полушарие мозга (по закону перекрестного распределения зон влияния мозга), которое отвечает за логические, аналитические способности человека. Следовательно, в данный момент человек занят анализом, его занимают вопросы, требующие детальных вычислений. Взгляд человека в этом случае может быть сосредоточен, сфокусирован на одной точке. Если человек опирается на левую руку, значит, задействовано правое полушарие мозга, которое отвечает за чувственную сторону человеческой натуры. Человек скорее всего философствует, фантазирует, его размышления лишены четкости, конкретности и не требуют анализа. Взгляд не сфокусирован на одной точке, а, напротив, расплывчатый, направлен в никуда.

Если вы заметите подобные признаки у вашего собеседника, то возможно, что он вас не слушает, а погружен в собственные размышления. Чтобы удостовериться в том, что он воспринимает информацию, вы можете задать ему какой-либо вопрос. Если ответа не последует, знайте, что ваш собеседник находится в глубоком раздумье. Нужно либо подождать, пока он очнется от своих размышлений, либо воздействовать на него: что-то громко сказать или дотронуться до него.
Как распознать жесты из категории «Мне интересно»

Важно понять, интересны ли вы собеседнику. Нередко вербальные признаки интереса являются мнимыми, и только с помощью невербального общения можно понять, насколько вы заинтересовали собеседника. Вербально собеседник может проявить интерес, задавая вопросы, уточняя детали, прося повторить. Но это, увы, не стопроцентный показатель интереса. Вопросы могут означать лишь нежелание вас обидеть, формальную вежливость, но не интерес.

Заинтересованный человек, как правило, достаточно скуп на жесты. Человек может быть настолько сконцентрирован на собеседнике или интересной информации, что старается не шуметь, дабы не упустить нить разговора. Недаром в классе или аудитории, где школьникам или студентам интересно то, о чем говорит преподаватель, стоит идеальная тишина.

Но есть иные невербальные способы определения заинтересованности собеседника. Человек, испытывающий интерес к происходящему, всем своим существом стремится приблизиться к источнику информации. Можно заметить наклон корпуса в сторону говорящего: слушатель стремится быть ближе к нему.

Бывает, человек так увлекается происходящим, что просто перестает контролировать свое тело. Он может забыть закрыть рот или широко раскрыть глаза – это мимические признаки, которые говорят о том, что человек удивлен, изумлен, находится в максимально заинтересованном состоянии.

Если же вам не удалось обнаружить у вашего собеседника ни одного из перечисленных «симптомов» заинтересованности, следует срочно поменять тактику – изменить тему разговора, повысить эмоциональность излагаемого, иначе ваше сообщение будет несущественным для вашего собеседника и не принесет нужных вам результатов.
Как распознать жесты из категории «Я вас уважаю»

Уважение – один из тех аспектов человеческих взаимоотношений, которого нужно добиваться всю жизнь. Бывает непросто определить, истинно ли уважение человека или ложно. Подают ли вам руку с желанием поприветствовать или в силу сложившейся традиции?

Жестов, обозначающих уважительное отношение, не так уж и много. Для того чтобы определить, как к вам относятся, обратите внимание на то, как человек с вами здоровается.

Рукопожатие – очень древняя традиция, которая раньше имела не только ритуальный смысл – поприветствовать вновь пришедшего, но и означала, что люди пришли на встречу друг к другу без дурных намерений, без оружия. Сейчас этот ритуал оброс иными значениями.

Человек, относящийся к вам с уважением, подает руку первым или одновременно с вами. Он

не пытается сразу же убрать руку: уважительное рукопожатие должно быть длительным.

Рука должна быть вытянутой, ни в коем случае не согнутой в локте. Таким образом, человек не должен доставлять вам неудобства, не должен заставлять вас тянуться. Скорее наоборот, он пытается создать максимально комфортные для вас условия.

Жестом уважения можно считать следующий: мужчина подает женщине руку на выходе из общественного транспорта. Он тоже может носить формальный характер, всего лишь означать, что человек знаком с правилами хорошего тона. Если это жест истинного уважения, тогда подающий руку человек должен смотреть на вас и пытаться поймать вашу руку.

Наклон головы – жест уважения. Обратите внимание на то, как человек наклоняет голову. Уважительный поклон может сопровождаться опусканием век (пошло от древней традиции приветствовать царских особ – они настолько величественны и могущественны, что люди даже не решались на них посмотреть, поэтому опускали веки).

В некоторых западных странах объятия – это невербальный способ продемонстрировать свое расположение и уважение к человеку, даже если между этими людьми нет близких отношений. Объятия допускаются уже после первой встречи, если люди нашли друг в друге родственные души. Это, по сути, сокращение дистанции между людьми до минимума. Иными словами, вы впускаете чужого человека в личную зону и вторгаетесь в его личное пространство. Происходит непосредственный контакт, который означает: «Я понял тебя, я принял тебя, я отношусь к тебе с уважением». В нашей стране, как правило, объятия приемлемы только между близкими друзьями и родственниками.
Как распознать жесты из категории

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации