Open Library - открытая библиотека учебной информации. Примеры ритуалов

Современный мир почти лишен ритуалов — по крайней мере в том виде, как мы традиционно их себе представляем. Те, что остались — например, ритуалы, которые вращаются вокруг праздников, в значительной степени потеряли свою силу и чаще всего не несут в себе никакого содержания, кроме заученного повторения. Тем не менее каждая культура в любой части мира в какой-то момент своего развития представляла собой сложную систему ритуалов и обрядов. Ритуалы были своего рода социальной технологией. Этот механизм мог решать проблемы, менять статус и приносить ощутимые результаты. На протяжении тысячелетий они использовались для того, чтобы проявлять и выражать эмоции, строить свою личную идентичность и идентичность племени или народа. Они несли эффект преобразования, помогали навести порядок в хаосе и ориентироваться в пространстве и времени. Ритуалы были смыслом жизни, тем тяжелее нам приходится сейчас, когда мы лишены правил, которые можно применять к различным ситуациям.

Что такое ритуал?

Профессор Кэтрин Белл, исследователь ритуалов и автор монографии, написанной по этому поводу, определяет ритуал, как «привычное действие, усвоенное настолько, что первопричина его может быть забыта». Самый простой пример ритуала — рукопожатие при встрече. Нет никакой реальной причины, почему захват чужой руки и встряхивание обязаны сопутствовать знакомству. Этот жест настолько укоренился в сознании, что мы даже не думаем о том, что можно с успехом заменить рукопожатие обычным кивком головы или парой приветственных слов.

С другой стороны, укоренившаяся привычка мыть руки, придя с улицы, не является ритуалом, так как существует четкое фактическое отношение между действием и желаемым результатом. Но и эта гигиеническая процедура способна стать ритуальной, например, в том случае, когда священник смачивает руки в купели для крещения. Этот жест является исключительно символичным, и именно символичность определяет суть ритуала.

Шесть неотъемлемых атрибутов ритуалов

Формализм. Это свойство кроется в количестве вариантов поведения, приемлемых в той или иной ситуации. Например, вылазка на шашлыки имеет очень случайный характер и вести себя там можно как угодно, не учитывая никаких правил. В то же время, званый ужин уже имеет ряд формальных правил, которые нельзя игнорировать. Таким образом, ритуал характеризует наличие моделей поведения, от которых нельзя отступать.

Традиционализм. Ритуалы очень часто складывались как деятельность, основанная на ценностях и поведении, которые были актуальны в момент создания. Эта связь с прошлым наполняет ритуал сакральным смыслом и обеспечивает участника чувством уверенности, за счет непрерывности традиции.

Дисциплина . Часто рассматривается как одна из наиболее определяющих черт ритуала. Этот признак можно охарактеризовать следующим образом: «дисциплинированный набор действий, с точным повторением и тщательным контролем». Для демонстрации признака можно вспомнить строй солдат на параде, когда каждый из участников имеет конкретный сценарий, из множества которых складывается общее действие.

Правила управления. Любой ритуал определяется набором правил. Профессиональный спорт — пример деятельности, которая может быть оценена как ритуал, так как правила четко регламентируют действия участников. Игра вообще имеет очень много общего с ритуалом, в то же время не имея собственной сакральности.

Сакральная символика. Ритуал может использовать повседневные и специальные предметы, задействовать определенные части тела, изображения и превращать их в нечто особенное и даже святое. Их сакральность указывает на нечто большее, чем простой набор функций предмета, тем самым придавая им абстрактную ценность. Так, ладан для церкви будет явным признаком ритуальной деятельности, в то время как благовония для дома ими являться не будут.

Аудитория. Ритуал во всех проявлениях имеет определенного зрителя. Это может быть бог, группа людей или сам человек, совершающий действие. Так ритуал приобретает определенные театральные черты, становится своего рода драмой, которая разыгрывается по известному сценарию.

Чем больше характерных признаков имеет поведение / событие / ситуация, тем сильнее оно противопоставляется хаосу повседневной жизни.

Масштаб ритуала не ограничен ничем. Они могут быть большими или маленькими, частными или государственными, личными или социальными, религиозными или светскими. Похороны, свадьбы, президентские инаугурации, церковные службы, крестины, братские посвящения, и племенные обряды — все это ритуалы. Рукопожатия, поздравления, приветствия и прощания, обеденный этикет и даже подготовка ко сну — все это может стать ритуалом, приобретя описанный выше набор признаков.

Куда уходят ритуалы?

Во многих традиционных обществах почти каждый аспект жизни был ритуализован. Куда же исчезли ритуалы в современной культуре? Культурологи называют просвещение главным врагом ритуального сознания. Осознание первопричин событий и повышение общего уровня образования привели к тому, что многие традиционные действия исчезли и десакрализовались. Во многом этому способствовало и уменьшение религиозности в обществе. Волшебная эффективность обрядов, таких как вкушение «плоти» и «крови» Христа или крещения, осозналась носителями как исключительно символичная. Тем не менее всплески религиозности и как следствие — ритуалов, наблюдаются по сей день в сложные моменты жизни, такие как война, стихийные бедствия или катастрофы.


Культурная ценность ритуала окончательно упала во второй половине двадцатого века, когда на первый план вышли личные свободы и индивидуальная ответственность. Сохранилась лишь одна из функций обрядов — идентификация принадлежности к определенной группе людей, народу или культуре.

Современные ритуалы

Процесс замещения старых ритуалов новыми идет непрерывно. Признаки обряда приобретают новые действия. Так, просмотр футбольного матча с пивом в компании друзей, можно назвать ритуалом нового типа, в котором есть все необходимые признаки. Точно также, утренняя зарядка может стать личным ритуалом, имеющим сакральное значение для конкретного человека. Почти все официальные мероприятия можно причислить к разряду ритуалов. Так, например, церемония вручения Оскара имеет все признаки обряда, и именно эта традиционность особенно ценится зрителями. Тем не менее полноценным ритуалом действие можно назвать лишь тогда, когда его формальность направлена на улучшение качества действия или его осмысление. Например, так происходит в разнообразных субкультурах, где погружение в формальность и традиции означает степень посвящения.

Несмотря на общий упадок ценности ритуалов, нельзя отрицать, что это та форма проявления культуры, которая ведет к упорядочиванию и структурированию человеческой жизни. Магия ритуала способна сделать очень и очень многое, не требуя взамен сиюминутного результата. Заведите себе пару небольших личных ритуалов и, возможно, это станет базой для более масштабных действий по улучшению жизни.

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.



9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".



3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Ты зачем все время пальцами щелкаешь?
- А это я крокодилов отпугиваю.
- Так они же здесь не водятся?!
- А потому и не водятся, что я их отпугиваю.
(Старый анекдот)

Всевозможные ритуалы являются неотъемлемой частью нашей жизни с самого рождения. Где-то ритуалы сближаются с привычками (вы целуете ребенка перед уходом на работу или проверяете замок на входной двери, ложась спать), где-то они становятся частью социально-группового фольклора (хирург никогда не примет «благодарность» до операции, вор не украдет колоду карт, летчики не любят фотографироваться перед полетом).

В большинстве случаев ритуалы безобидны, но порой они приобретают форму тяжелых навязчивых состояний, когда человек теряет связь с реальностью и совершает многократные бессмысленные действия. Но если это «ритуальное поведение» можно объяснить наличием у больного разного рода фобий, то что же заставляет психически здоровых людей совершать такие бессмысленные поступки?

Какие бывают ритуалы

Ритуалы можно условно разделить на две категории - положительные (или ритуалы помощи ) и отрицательные (или ритуалы избежания ). К первому типу относятся такие «магические действия», которые человек совершает с целью заручиться поддержкой неких «высших сил». Огромное количество положительных ритуалов можно найти в студенческом фольклоре, особенно в той его части, которая касается сдачи экзаменов и защиты научных работ: потереть зачеткой нос собаке пограничника на станции «Площадь Революции», высунуться в полночь в окно и что есть силы закричать «Халява, ловись!», положить под подушку все конспекты и учебники по предмету или засунуть в ботинок под правую пятку советский пятак.

Отрицательные ритуалы «помогают» избежать потенциальных неприятностей. Как правило, формулировки таких ритуалов звучат как жесткий запрет: не желать «спокойного дежурства» (у работников скорой помощи), не стричь волосы (у беременных), ни в коем случае не ронять кольца (у брачующихся) и так далее.

Немного истории: От древнего капища к деловому этикету

Любой адепт этой «домашней магии» скажет вам, что у всех ритуалов и примет есть реальная основа. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что основа эта достаточно хлипкая:

Само слово «ритуал» происходит от латинского ritualis - обрядовый. Для наших предков ритуальные обряды были, с одной стороны, своеобразным способом общения со сверхъестественными силами природы (например, обряды «задабривания» языческих богов), а с другой служили для «узаконивания» положения и отношений между соплеменниками (яркий пример - обряды инициации, существовавшие практически у любого народа). Многие из этих ритуалов канули в небытие, другие приобрели религиозно-практическую форму (перешли в церковные обряды), а третьи начисто утратили магический колорит и стали частью гражданского кодекса, делового этикета и дипломатического протокола.

На сегодняшний день ученым известно огромное количество древних обрядов и ритуалов. И кто бы мог подумать, что в 21 веке особенно широкое распространение получат наиболее кровожадные из них: например, в криминальной, военной и профессиональной среде ритуальное посвящение порой выглядит не менее жестоко, чем древнее жертвоприношение.

Исторические реалии

О таких ритуалах и приметах действительно можно сказать, что они имеют под собой хоть какую-то реальную основу, но и она со временем утратилась. Это, например, относится к поверью, что рассыпанная соль предвещает ссору. По мнению исследователей, эта примета возникла несколько сотен лет назад, когда соль была настолько дорогим продуктом, что из-за нее возникали не только ссоры, но и целые бунты.

Личный опыт

Не секрет, что человеческий разум имеет склонность к обобщениям. Этот механизм позволяет нам, когда мы оказываемся в незнакомой ситуации, не «изобретать велосипед», а использовать уже готовые схемы, выработанные в похожих ситуациях в прошлом. Но порой этот механизм играет с нами злую шутку: мы принимаем единичное событие за проявление некоего общего закона, действующего во всей системе. Иными словами, если вы с утра встретили соседку с полным ведром, а в обед вас повысили в должности, в вашем сознании может закрепиться ложная причинно-следственная связь. А так как человек - существо чрезвычайно общительное, мы тут же делимся опытом с соплеменниками, и наш частный случай быстро переходит в разряд неписанных правил.

Homo sapiens - человек напуганный

Почему же современный человек, которого не удивишь полетами на Луну и компьютерами размером со спичечный коробок, воспринимает так близко к сердцу наличие на дороге черных кошек? Попробуем выделить несколько характерных признаков, которые обуславливают столь сильное влияние ритуалов на нашу жизнь.

  • Ритуал - это бессмысленные действия
  • Основная цель любого ритуала - заручиться поддержкой «высших сил»
  • Ритуал - это надежда на чудо
  • Ритуалы не допускают никаких вариаций
  • «Сбыточность» ритуала - не обязательна
  • Ритуал - это настраивание на удачу

Подобно древним охотникам, которые рисовали на земле мамонта и символически протыкали его копьями, мы с помощью ритуалов создаем у себя определенный «настрой на победу». Ведь согласитесь, долгие спортивные тренировки, бессонные ночи над учебниками или многолетняя профессиональная практика - это конечно хорошо, но еще чуть-чуть уверенности в виде «счастливой рубашки» никогда не помешает.

Получается, что любой ритуал - это хитрая психологическая уловка, что-то вроде инъекции оптимизма и уверенности в себе. И хорошо, если на этом действие «волшебного элексира» закончится (пользу аутотренинга никто не отменял). Но не создаем ли мы у себя иллюзию, что с помощью простого набора действий и слов мы можем получить все, что угодно, а заодно избежать заслуженных неприятностей?

© Н. Аксенова, 2010 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.

Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

К наиболее известным и важным языческим обрядам, которые сохранились и после крещения Руси относят:

  1. Масленицу.
  2. День Ивана Купалы.
  3. Колядование.
  4. Ярилин день.

Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.

Масленица

Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.

День Ивана Купалы

Изначально праздник привязывался ко дню летнего солнцестояния, но само название, дошедшее до наших дней, получил уже в христианскую эпоху по имени Иоанна Крестителя. Этот эпитет на греческом звучит как «купатель», «погружатель», что вполне соответствует сути празднования – ритуальному омовению в открытом водоеме. Этот праздник очень наглядно демонстрирует причудливое совмещение христианских религиозных традиций с языческими, архаичными верованиями и обрядами.

Одной из главных традиций на Ивана Купалу являются прыжки через костёр. Считалось, что это способствует очищению, уберегает от хворей и позволяет защититься от злых духов. Очень важно было в ночь на Ивана Купалу искупаться в реке или озере, поскольку вода считалась очищенной от всякой нечисти и приобретающей некие волшебные свойства.

Ярилин день

Опять же в изначально языческий праздник, посвященный богу солнца – Яриле, с принятием христианства были добавлены некие мотивы о борьбе святых с языческим божеством.

В этот день древние славяне обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе, т.к. считалось, что она в этот день обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Колядование

Этот обряд, как правило, был приурочен к святкам и представлял собой обход всех домом в деревне группой молодых людей и девушек, которые исполняли шуточные песни или благожелания в адрес хозяев, получая за это ритуальное вознаграждение. Древнерусские землепашцы были уверены, что участие в святочных обрядах удваивает энергию плодородия и способствует увеличению урожайных сборов, приплоду у скота и обеспечивает общее благополучие в подворье.

С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди основных можно выделить:

  1. Крещение.
  2. Свадебные обряды.
  3. Погребальные обряды.

Крещение

Обряд крещения означал духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Ребёнка необходимо было покрестить на первом году жизни. Для каждого младенца назначались крестные родители, которые преподносили ребёнку икону его покровителя и православный нательный крестик. Называли новорожденного в соответствии с именем святого, упоминаемого в святцах.

К выбору крёстных относились очень ответственно: считалось, что они отвечают за ребенка и должны подавать ему достойный пример в такой же степени, как и биологические родители. После совершения обряда в церкви, устраивалось праздничное и щедрое застолье с присутствием всех близких новокрещёному младенцу людей.

Свадебные обряды

Для свадеб на Руси старались отводить определённые периоды в календарном году. Нельзя было жениться во время больших постов. Кроме того, редко играли свадьбы в период наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ.
К основным свадебным обрядам относили:

  • Сватовство.
  • Смотрины и погляд.
  • Сговор.
  • Свадебный поезд.
  • Венчание.

Без сватовства не обходилась ни одна свадьба. Это был важнейший этап, на котором семейство жениха принимало решение о том стоит ли уговорить отдать замуж за своего сына приглянувшуюся девушку. Причём, очень часто на этом этапе, мнением самих потенциальных молодоженов даже не интересовались, а увидеть друг друга жених с невестой могли разве что только на смотринах.

Если обе стороны всё устраивало, происходил свадебный сговор, в ходе которого, главы семейств, в прямом смысле, били друг другу по рукам, символически обозначая тем самым достижение принципиального согласия на брак между своими детьми. Во время сговора обсуждалась дата венчания, приглашенные гости, а также иные организационные вопросы.

Отказаться от заключения брака после сговора – означало опозорить себя и своего потенциального супруга. В случае отказа, «потерпевшая» сторона, была в праве потребовать возместить ей все убытки, связанные с этим действием.

В день венчания собирался свадебный поезд, представлявший собой нарядные брички, повозки или сани, во главе которого находился дружка жениха распоряжавшийся на маршруте.

Наконец, самым главным свадебным обрядом было венчание. После свершения таинства, в доме жениха молодых ждали родители, встречали их хлебом-солью и закатывали щедрый и весёлый свадебный пир.

Погребальные обряды

Главным смыслом всех обрядов, связанных с погребением усопшего, было желание облегчить ему переход из этого мира в царство Божие. Отпевание не могло быть совершено, если человек был не крещеным, совершил грех самоубийства или в течение года перед смертью не исповедовался или не причащался. На усопшего одевали нательный крест, облачали в чистые одежды и укрывали погребальным покрывалом. Музыка считалась неуместной, также как и цветы.

Считалось, что главное в этот день – молитва о прощении грехов усопшего. После предания земле покойного, родственники организовывали поминальную трапезу, которая сопровождалась соответствующими молитвами. Приносить еду на погост считалось недопустимым. По традиции продукты приносили в церковь и угощали прихожан. На 3, 9 и 40 день в церкви заказывалась поминальная панихида. Всё это время родственники скорбели по усопшему, одевались в платья темных оттенков

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации