Ловцы Покемонов что это такое? "ловец покемонов" получил условный срок за игру в храме.

Снисходительно смотрю на молодежь. В их возрасте мы охотились за стариком Лимоновым или Серегой Удальцовым на Триумфальной площади по 31 числам, бегали от ОМОНа с футбольными фанатами на Манежной. А теперь что? За покемонами бегают! Больные нормальные люди.

Вы наверняка слышали про покемонов. Не могли не слышать: весь мир сходит по ним с ума. Это такая игра, где надо ходить по городу, собирать виртуальных покемонов, тренировать их и сражаться с другими игроками. Особенность игры в том, что все это происходит в настоящем городе. То есть покемоны и другие точки в игре находятся на реальной карте реального города, а вам, чтобы играть, нужно по городу перемещаться и на эти точки приходить. Это называется "дополненная реальность", она всех и заразила.

В России игра официально еще не вышла, но люди все равно ее устанавливают, играют, заражают других. Масштаб бедствия огромный, это уже похоже на эпидемию. Сотни людей в любую погоду бегают по городу и ловят виртуальных уродцев. На больных уже начали делать деньги, что очень правильно: без лоха жизнь плоха.

Главное место сбора больных – сквер на Китай-городе. Здесь образовалась круглосуточная тусовка ловцов покемонов. В какое бы время суток вы ни пришли, обязательно их встретите. Смотрится это довольно странно. Почти 500 человек сидят и смотрят в телефоны.

Все началось с выхода новой игры Pokemon Go от Niantic. Ее феномен в том, что она заставила геймеров по всему миру вылезти из-за компьютеров и отправиться изучать свои города.

Игра поставила рекорд по количеству загрузок в App Store и позволила Nintendo войти в 20 крупнейших по капитализации компаний Японии. Это произошло за счет взлета акций на 90% за 8 дней с момента выпуска игры.

В 2013 похожего эффекта удалось добиться игре Ingress от Google. В ней нужно было находить порталы, находящиеся на месте городских достопримечательностей. Кстати, многие локации в игре с покемонами находятся ровно на местах порталов из этой игры.

Сам я игру поставил на несколько дней, посмотрел, что это такое и удалил. Счастливые люди, кто может себе позволить тратить время на какую-то хрень.

Как играть? Человек заходит в приложение, где видит себя в качестве ловца покемонов на карте города. Вокруг него – башни ("покестопы") и арены. На покестопах он получает приятные бонусы, помогающие ловить покемонов, а на аренах проходят его сражения с соперниками. Чтобы поймать карманного монстра, нужно ходить по карте города и смотреть на экран. Когда где-то рядом с человеком оказывается покемон, в углу экрана появляется подсказка. Процесс его ловли напоминает детскую игру "Горячо – холодно".

Но есть в игре одна интересная особенность, способная собрать в одном месте тысячи людей. Заключается она в том, что игроки могут сами создавать места притяжения покемонов. Для этого они поливают покестопы специальными "феромонами". Именно в таких местах и собираются толпы людей. В Москве феромоны действуют в Ильинском сквере на Китай-городе. В последнюю неделю там круглосуточно сидит толпа людей, и все они ловят покемонов! Игрокам не приходится ходить по городу, где покемон появляется где-то раз в 5 минут. Человек просто смотрит телефон, и новые монстры появляются вокруг один за другим. Новичок может прокачаться в таком месте до 4-го уровня за каких-то 30 минут, в то время как он потратит на это всю ночь, если решит гулять по городу.

В сквере на Китай-Городе покемонов ловят около 500 человек. Больные сидят на поляне стаями, общаются, знакомятся, делятся секретами игры. Кто-то играет на гитаре.

Приходят в любую погоду.


Фото: Филипп Киреев


Фото: Филипп Киреев

Многие заказывают на точку пиццу и приносят напитки. Наибольшей популярностью пользуется "Макдоналдс". Наиболее продвинутые пациенты приносят бухлишко...

У каждого второго с собой переносная зарядка, так как телефон быстро садится. Но приносить ее не обязательно – достаточно встать и громко крикнуть, что у тебя сейчас сядет телефон, и тебе обязательно кто-нибудь поможет.

Покемонов ловят все. Основная масса людей, конечно, студенты. Днем сидит много школьников. Но встречаются и люди постарше. Видел много офисных сотрудников, они приходят после работы. Один раз на поляне был замечен дедушка, он тоже ловил покемонов.

Конечно, коммерсанты не смогли оставить без внимания такое скопление больных: среди игроков начали ходить нормальные предприимчивые люди и продавать сувениры с покемонами. Продают кружки, кепки, значки. Вспомнил ассортимент "Союзпечати" 15 лет назад.

Но особой популярностью у игроков пользуются разноцветные надувные диваны! Как вы знаете, в Москве в последнее время с погодой не очень, и ловцам покемонов приходится сидеть на мокрой земле. Диваны эту проблему отлично решают. Продавец надувает их с помощью вытяжки в метро, а потом приносит на поляну с покемонами. Цвет дивана можно выбрать по цвету своей команды в игре. Стоит 1500 рублей.

Хитрые промоутеры раздают рядом во сквером бесплатные напитки. Люди начинают бежать за халявой, а фанаты игры думают, что рядом появился редкий покемон, и бегут вслед. Слышал истории про то, как владельцы магазинов покупают феромоны для покемонов и стараются привести к своей точке побольше людей.

Больные говорят, что играть в покемонов начали тогда, когда надоели "танки". Решили, что проводить время на свежем воздухе в компании друзей приятнее, чем дома за компьютером.

Один из игроков рассказал, что на этой точке он играет второй день, а до этого дошел до 17 уровня в Португалии, в городе Авейру. По его словам, несмотря на небольшие размеры города, людей на раздаче покемонов там собирается в разы больше. К тому же, там нет вейперов, и сидеть приятнее. Любителей "попарить" среди игроков действительно очень много.

Интересно, что до конца игры еще никто не доходил. Заявленный последний уровень – сороковой. Опытные игроки говорят, что можно собрать абсолютно всех покемонов, но такого случая тоже никто не может вспомнить. Аккаунты с прокачанными уровнями активно продают в социальных сетях. За 22-й уровень сейчас платят около 1000 рублей, а неделю назад за такой аккаунт могли дать несколько тысяч долларов. Ходят слухи, что аккаунт с 30-м уровнем можно продать за 450 евро!

Со стороны все это смотрится немного дико. Пока я разговаривал с очередной компанией ловцов покемонов, кто-то из самого центра поляны крикнул, что около Кремля появился редкий экземпляр. Практически все люди, сидящие на поляне, включая моих собеседников, резко бросились бежать в сторону Кремля. Кстати, от Китай-города до локации редкого покемона не было наземного перехода, но игроков это не смутило, и они перебегали дорогу, несмотря на поток машин.

Вообще, игроки не смущаются ходить по проезжей части.

Все это напоминает старые добрые несанкционированные митинги. Когда на Триумфальной 31-го числа все ловили старика Лимонова. То же самое: толпа журналистов бегает за оппозиционерами.

Бегут!

Вот так выглядят больные за охотой:

В один из забегов, когда больные добежали до заветной точки, оказалось, что покемон находится на стройке. Многих это не остановило, и они полезли через забор. Нет человека, преодолевающего трудности настойчивее, чем ловец покемонов, пробежавший за ним несколько километров.

А вот покемон появился на территории администрации президента.

Открою маленькую хитрость: уже появились приложения, в которых покемоны сразу нанесены на карту. Это значит, что можно не тратить время на поиски – их остается только собирать... Именно после того, как в приложении появляется редкий покемон, за ним начинают массово охотиться. Бегают игроки потому, что время нахождения редкого покемона на карте ограничено. Как правило, он не задерживается на точке дольше 5 минут.

В центре Москвы с ловлей покемонов нужно быть аккуратнее. Я уже говорил, что работает не стабильно, так что поймать покемона может не получиться.


Фото: Филипп Киреев

На вопрос о смысле этой игры внятно ответить мне никто не смог. Всем просто прикольно. Обычно все отвечают, что играют потому, что просто нравится бегать и охотиться в компании друзей.

Когда всё это прекратится, никто не знает.

Я во всей этой истории могу порадоваться за предпринимателей. Кто первый успеет выжать из этой эпидемии деньги – тот молодец. Фанатов можно доить бесконечно. Вот они сидят, тепленькие.

Игра Ловец покемонов предназначена для тех, кто никак не может поймать хотя бы одну из этих тварей и дошел до полного отчаяния.

Прохождение

Чтобы стать ловцом покемонов, пользователю придется действовать не совсем гуманными методами. Так что особо впечатлительным личностям, а так же представителям зоозащитных организаций настоятельно рекомендуется убраться подальше от мониторов. А последним и вовсе стоит заняться делом (лес, например, высаживать), вместо того, чтобы нарушать хрупкое равновесие природы, пользуясь благами цивилизации.

Итак, вместо поимки покемонов необходимо их расстреливать. Особый шик в том, что вид от первого лица. К сожалению, самого оружия не видно. На экране есть только перекрестие прицела, так что геймер имеет все шансы почувствовать себя не только ловцом, но и снайпером.

Процесс прохождения включает в себя несколько этапов. На первом из них ловцы покемонов должны будут отстреливать тварей возле лесной избушки. Придется проявить сноровку, ведь они очень шустрые и появляются в зоне стрельбы на короткое время. Второй этап будет проходить на другой локации. На этот раз это будет город, который подвергся безжалостному террору. И в конце всего этого придется сразиться с боссом. Одной пули ему будет мало, так что, придется изрядно постараться.

Владельцы смартфонов, увлекающиеся в 90-х анимационным шедевром из Японии, не понаслышке знают о популярном приложении Pokemon GO, которое поведало всему миру о том, кто такие покемоны, и превратило миллионы людей в отряды зомби-тренеров.

Почему их ловят?

Приложение «Покемон ГО» представляет собой игру для смартфонов с ощущением виртуальной реальности: выбрав пол персонажа – тренера монстров – игрок, путешествуя в реальном мире по просторам своего города, видит на экране телефона покемонов, «попадающихся» ему на пути. Чтобы развиваться в игре, тренер должен «ловить» монстров с помощью покеболов – красно-белых шаров внизу экрана, появляющихся при нажатии на покемона.

Удовольствие от игры заключается в инстинкте «виртуального охотника»: путешествую по городу, пользователи с азартом ищут пополнение своей коллекции карманных монстров. Наиболее редкие из них могут встречаться с периодичностью раз в месяц, появляясь в разное время в любой точке города.

Плюсы игры уже отметили критики и аналитики мирового геймплея: в отличие от стандартных приложений, Pokemon GO вынуждает даже закоренелых геймеров, «приросших» к компьютерному креслу, покидать пределы домашней зоны комфорта и активно передвигаться по местности. Тот факт, что покемоны встречаются только возле памятных мест города, добавляет популярности приложению. Тренеры со стыдом признают, что до «покемономании» не знали о географии 85% памятников и достопримечательностей местности.

Обратная сторона игры заключается в рассеянности игроков: наблюдая за экраном телефона, а не окружающей обстановкой, тренеры получают травмы или попадают в курьезные ситуации. Расстановка покемонов также периодически «дает сбой»: церковнослужители жалуются на попытки поймать покемонов во время богослужения в храме.

Зачем вообще их ловить?

Повышение уровня тренера в Pokemon GO невозможно без пополнения Покедекса – справочника пойманных монстров. За каждого нового персонажа игрок получает +500 к рейтингу. Чем выше уровень, тем больше шансов встретить редкого монстра с высоким уровнем СР – индексом покемонов, включающим в себя силовые характеристики, выносливость, способность атаковать и защищаться.

После 10-го уровня тренер может присоединиться к одной из команд и принять участие в сражениях между монстрами.

Битвы между персонажами игры совершаются на специально отведенных площадках – Гимах (Gym). Сильнейший покемон становится «владельцем» Гима – за это его тренер ежедневно получает бонусы. Уровень и защита Гима зависит от количества игроков, поместивших своих покемонов на Gym. «Вышку» могут контролировать только члены одной команды, сражаясь в товарищеских поединках, чтобы «прокачать» покемонов и усилить защиту Гима.

Чем больше покемонов поймает тренер, тем больше уровня он получит в игре. За каждого из них, помимо рейтинга, начисляются 3 конфеты и волшебная пыльца. Конфеты нужны для эволюции покемона в следующие стадии развития, пыльца позволяет «прокачать» персонажа. Пойманных монстров одного и того же вида выгоднее обменивать на конфеты у профессора - нажав на кнопку Transfer.

Как ловить покемонов

Секреты мастерства в игре Pokemon GO просты: удобная обувь, портативное зарядное устройство для смартфона и карта достопримечательностей.

Особых навыков по «успешной» поимке монстров не существует: программы, привлекающие редких покемонов, являются вирусными и приводят к блокировке аккаунта.

Проверенный способ приманивания монстров заключается в использовании бонусов игры: «Инсенс» и «Люр-модуля».

Incense представляет собой средство для привлечения покемонов, воздействующее на тренера. Получить приманку, как и все бонусы в игре, можно при достижении нового уровня или посещении Pokestop – покестопа, где игрок может «подкрепиться» покеболами, заработать +50 рейтинга и получить награду в форме приманок, восстановителей после битвы и яиц для вынашивания покемонов.

Lure-module является активатором, действующим только на покестопах. В отличие от Incense, привлекающей монстров только для тренера, который ее активировал, при использовании модульной приманки воспользоваться наплывом покемонов могут все пользователи, находящиеся вблизи места активации бонуса. Каждая из приманок действует в течение 30 минут вне зависимости от того, находится ли персонаж в игре. То есть использовать бонус целесообразно лишь в случае уверенности в том, что у тренера в ближайшие полчаса будет время на игру.

Приманки привлекают покемонов, увеличивая их количество на 50–300% на период использования.

В качестве дополнительного стимулирования игроков предусмотрены поощрения за успешные броски покебола:

В случае неудачного броска покемон может «сбежать» от тренера, - на экране появится облачко, ускользнувшее от игрока.

Приложение подсказывает тренерам о нахождении неподалеку от них потенциальных жителей Покедекса. В правом нижнем углу экрана располагается табло, в котором указаны ближайшие покемоны. Те персонажи, с которыми уже встречался тренер, будут видны игроку, а новые монстры на экране представлены в качестве тени, как в Покедексе. В первых версиях игры Покемон ГО рядом со значком монстра высвечивались «лапки», показывающие приближение или отдаление от персонажа: чем меньше лапок, тем ближе монстр. Но впоследствии это расширение убрали, так как информация отображалась некорректно, вводя в заблуждение тренеров. И даже сейчас, с приходом официальной версии, пользователи отмечают многочисленные «лаги» в приложении. В пиковые часы (дневное время с 12:00 до 16:00) сервера часто бывают перегружены, и тренерам приходится по 5–8 раз в час обновлять приложение, чтобы получать точную информацию о покемонах вблизи них.

Можно ли ловить в Кремле?

В связи с обострением споров вокруг ловли покемонов в общественных местах, пользователи приложения пытаются отстоять свои права и не желают быть наказанными за то, что «поддаются ностальгии».

Казачество России и Православная церковь выступают с предложениями о запрете ловли монстров в храмах и учебных учреждениях, ссылаясь на снижение нравственности молодежи и оскорбление чувств прихожан и учащихся.

А скандальные публикации о ловле покемонов в Кремле принудили пресс-секретаря Пескова высказаться по поводу «покемономании».

В интервью для журналистов Песков не дал четкого ответа о запрете Pokemon GO, уклончиво пояснив, что на столь важной для государства территории есть более занимательные для взора места и занятия. Но вслед за ответом пресс-секретаря в интернет поступили фотоотчёты с «места происшествия»: журналисты, активировав приманку, устроили ловлю карманных монстров в Кремле . Однако тренеры отметили, что без использования бонусов покемонов там не было (в отличие от Красной площади).

МОСКВА, 11 мая — РИА Новости. В Екатеринбурге осудили блогера Руслана Соколовского, которого обвиняли в возбуждении вражды и оскорблении чувств верующих. Подсудимый получил три с половиной года лишения свободы условно.

Суть дела

В августе прошлого года Соколовский разместил на своем YouTube-канале видео, где молодой человек играет в Pokemon GO в помещении екатеринбургского Храма-на-Крови. При этом ролик сопровождался нецензурной лексикой, стилизованной под церковные песнопения. В конце записи блогер высмеял основы христианства.

На видео молодой человек заявлял, что решил ловить покемонов в церкви в знак протеста против закона, запрещающего это делать. За подобные действия в религиозных учреждениях предусмотрен штраф до полумиллиона рублей или три года лишения свободы.

После этого СК возбудил в отношении молодого человека уголовное дело сразу по двум статьям "нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" и "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".

Позднее к обвинениям добавили новую статью — при обыске в его квартире нашли авторучку с видеокамерой, которая подпадает под понятие технического средства для негласного сбора информации. Оборот подобной продукции в России ограничен, ее покупка возможна только с санкции ФСБ.

Во время судебных слушаний гособвинение требовало признать блогера виновным и приговорить его к трем с половиной годам колонии. При этом прокурор заявила, что Соколовскому может грозить еще один процесс — часть материалов по делу была выделена в отдельное производство.

"По ним ведется проверка. Пока не известно, будет ли возбуждено другое дело", — сказала гособвинитель.

Приговор — виновен

Громкое дело рассматривал Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга. В четверг судья признала блогера виновным в возбуждении вражды и оскорблении чувств верующих.

Согласно решению суда, блогер оскорбил религиозные чувства не только христиан и мусульман, но и феменисток.

"Во всех представленных девяти видеороликах отмечен признак возбуждения национальной или религиозной вражды: по религиозному признаку — это верующие, священнослужители, мусульмане, по национальному, социальному — священнослужители, феминистки", — говорится в приговоре.

Кроме того, по мнению судьи, действия Соколовского были направлены на возбуждение ненависти к Русской православной церкви и лично к патриарху Кириллу.

Блогера также признали виновным в незаконном приобретении специального технического средства.

В результате суд приговорил Соколовского к трем с половиной годам лишения свободы условно. В прокуратуре заявили, что удовлетворены вердиктом.

"Приговором я доволен, потому что я остаюсь на свободе, и у меня есть возможность работать над проектами, которые мне Ройзман (глава Екатеринбурга Евгений Ройзман — ред.) предложил", — заявил сам блогер.

Ради денег и славы

Сам Соколовский во время слушаний отказался признать свою вину. По его словам, "привлечение к уголовной ответственности — это слишком сурово".

"В ходе заседания пояснил, что созданные им ролики были созданы с целью заработать и прославиться", — говорится в приговоре.

В последнем слове, с которым он выступил 28 апреля, Соколовский заявил, что шокирован предъявленными обвинениями.

"В моем случае нет жертв. Состав преступления сформирован по результату экспертиз. Я получил поддержку от многих. Может, я идиот, но не экстремист. Как говорят эксперты, моя вина не в отрицании бога, а в отрицании бога с помощью мата. Когда мат стал экстремизмом?" — сказал блогер.

Молодой человек также отверг претензии следствия.

"Я атеист, космополит и либертарианец. У меня нет своей религии и своей национальности. Я русский наполовину. Как можно меня обвинить в национализме? Я никому не мешал исповедовать какую-либо религию", — добавил Соколовский.

Извинения не помогли

В марте блогер извинился перед настоятелем храма "Большой Златоуст" Виктором Явичем, который проходил по делу свидетелем.

"Персонально ему принес (извинения — ред.), попросил прощения, если его обидел. Он (священник — ред.) сказал, что он его прощает и не хочет, чтобы его посадили в тюрьму. На строгом наказании он не настаивает", — сказал адвокат Соколовского Станислав Ильченко.

После этого глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской митрополии епископ Евгений заявил, что блогер извинился лишь перед одним человеком, а не группами населения, которых оскорбил.

"Если средство массовой информации публично высказало клевету в отношении человека, то суд обязывает так же публично, теми же средствами ее опровергнуть. В данном случае, я считаю, если б он лично оскорбил одного мусульманина, одного православного и одного инвалида, и у них троих попросил прощения, то, конечно, его мера покаяния соответствовала мере его преступления. В данной ситуации пока что… меня не впечатляет", — пояснил епископ свою позицию.

Священнослужитель отметил, что блогер должен был извиниться перед всеми, кто "был полит грязью его публичными выступлениями в интернете".

Три с половиной года условно — такой приговор вынес 11 мая Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга видеоблогеру Руслану Соколовскому. В августе 2016 года он снял ролик о том, как ловит покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови, а уже в сентябре был задержан по подозрению в оскорблении чувств верующих и экстремизме.

Обвинение требовало для Соколовского реальный срок, однако судья Екатерина Шопоняк назначила ему условный. Смягчающими обстоятельствами признаны молодой возраст Соколовского, положительные характеристики, отсутствие судимости и то, что он помогает своей больной матери. При этом суд обязал блогера удалить все видеоролики, оскорбившие верующих.

За что судили

Руслан Соколовский провел в СИЗО и под домашним арестом восемь месяцев. Процесс по его делу успел стать одним из самых громких за последнее время не только для Екатеринбурга, но и для России в целом. Это не первый суд по делу об оскорблении чувств верующих, но именно в «деле Соколовского» сошлись в одной точке видеоблогер, покемоны, РПЦ и даже феминистки — процесс был обречен стать показательным. Именно на екатеринбургский прецедент теперь будут ориентироваться все желающие возбуждать и вести дела об оскорблении религиозных чувств.

Чаще всего можно услышать: екатеринбургского блогера судили-де за «ловлю покемонов» в церкви — ведь и сама история Соколовского началась со снятой им на видео игры в PokemonGo в Храме-на-Крови. На тот момент о блогере мало кто знал, и многие запомнили его по новостным заголовкам именно как «ловца покемонов».

Между тем в основу обвинения легло не то, что блогер ходил по церкви со смартфоном и делал видеосъемку (даже верующие признали на суде, что таким образом блогер ничего не нарушил), а публичные выступления Соколовского, изобилующие нецензурной лексикой. Именно они были квалифицированы как «разжигание межнациональной розни и ненависти к верующим». Ровно по этой причине в деле фигурируют не один ролик (про ловлю покемонов), а целых девять, в которых эксперты обнаружили признаки «возбуждения ненависти». Более того, если верить материалам суда, протоколы на некоторые ролики были составлены еще в первой половине 2016 года — то есть за несколько месяцев до самой ловли покемонов в церкви.

Признаки экстремизма, как следует из обвинительного заключения, были найдены в роликах «В космос летал, чеченцев не видал» (возбуждение ненависти к представителям народов Кавказа), «Письма ненависти — феминистки» (возбуждение ненависти к феминисткам), «Патриарх Кирилл, ты…» (возбуждение ненависти к православному духовенству), «Идеальный православный брак» (возбуждение ненависти к лицам, исповедующим православие) и так далее.

В этих же девяти роликах эксперты нашли и признаки оскорбления чувств верующих. Так, в ролике про ловлю покемонов эксперты посчитали неприемлемым то, что Иисус Христос в нем назван как «редкий покемон». В этом же видео к оскорблению чувств верующих экспертами отнесено сочетание церковного песнопения с матом.

В ролике «Идеальный православный брак» Соколовский, по мнению экспертов, в издевательской форме отозвался об идее «непорочного зачатия».

В еще одном ролике — «Соколовского в тюрьму за ловлю покемонов» — чувства верующих, по мнению экспертов, оскорбило «наделение Христа свойствами зомби».

Кстати, в экспертном заключении по ролику про ловлю покемонов, которое было использовано обвинением, присутствует и такая формулировка: «публичное отрицание существования Бога». Это породило у общественности версию о том, что Соколовского на самом деле судят за атеизм. Впрочем, такую же версию озвучивал и сам блогер.

Во время судебных прений Руслан Соколовский был представлен гособвинением как ярый националист, а также ненавистник веры и обычаев других народов. По словам прокурора, своими действиями блогер покусился ни много ни мало на конституционный строй России. Под этим имелось в виду ущемление прав верующих на свободу совести.

Богохульство как преступление

Как следует из материалов дела, ключевой деталью обвинения стала экспертиза, проведенная по заказу следствия. Анализом роликов Соколовского занималась группа из пяти человек: два лингвиста, психолог, социолог и историк-религиовед Алексей Старостин, который проводил религиоведческую экспертизу. На тот момент Старостин возглавлял кафедру теологии Уральского горного университета, а уже во время процесса он стал заведовать кафедрой политических наук Уральского федерального университета.

Именно на заключение Старостина опиралось обвинение Руслана Соколовского в оскорблении чувств верующих. Но если со статьей «разжигание ненависти или вражды» ситуация относительно понятна — методики по выявлению экстремизма давно наработаны, вопрос лишь в том, кто и какие рекомендации использует при выявлении признаков «возбуждения ненависти или вражды», — то к статье УК, касающейся оскорбления чувств верующих, применительно к делу Соколовского возникло большое количество вопросов.

Так, на суде эксперт Старостин признался, что методики для проведения религиоведческой экспертизы пока не существует, и, делая заключение о роликах Соколовского, он ориентировался на закон о свободе совести. При этом в ходе процесса Старостин дал собственное толкование статьи 148 УК. По его мнению, эту статью можно уподобить законодательству, запрещающему богохульство.

«Законодательство о защите чувств верующих в древности называли законом о богохульстве. Оно не новое для обсуждения», — пояснил на суде Старостин. И признался, что к такому выводу он пришел по итогам «собственных размышлений», поскольку в законе не прописано, что такое оскорбление чувств верующих. Многие ответы Старостина начинались с фразы: «Я размышлял…»

Поскольку в законодательстве об оскорблении чувств верующих есть явный пробел в формулировках, Старостин пошел в своих «размышлениях» дальше и, ориентируясь на законы Российской империи и Средних веков, пришел к выводу, что отрицание Бога также является оскорблением чувств верующих.

Значит ли все это, что атеиста можно привлечь к уголовной ответственности? В суде на этот вопрос Алексей Старостин не дал однозначного ответа.

«Нужно смотреть, в какой форме дается отрицание (бога). Есть, например, атеистическая литература. Там есть ссылки и источники. Но когда это используется огульно — это содержит оскорбления чувств верующих», — заявил эксперт.

«Нужно смотреть, в какой форме дается отрицание (бога). Есть, например, атеистическая литература. Там есть ссылки и источники. Но когда это используется огульно — это содержит оскорбления чувств верующих», — заявил эксперт

В случае же с Соколовским, считает Старостин, оскорбление чувств верующих было в том, что блогер отрицал существование бога, используя нецензурные выражения. Эксперт посчитал это богохульством, поскольку «брань недопустима в религиях».

В итоге из всех заключений эксперта можно сделать только один прямой вывод — отрицать Бога, используя матерные слова, нельзя.

Обычные чувства

Еще одной спорной деталью на процессе стало само определение чувств верующих. Алексею Старостину и здесь пришлось прибегнуть к собственным размышлениям.

«Я представляю, что такое чувства верующих, исходя из десятилетнего общения с верующими», — сказал эксперт в суде, так и не предоставив более подробного объяснения термина.

Проблемы с определением собственных чувств возникли на суде и у самих «оскорбленных верующих», которые выступили за уголовное преследование Соколовского. Они не смогли выделить свои религиозные переживания в отдельное чувство — лишь сравнивали его с чувством любви (к Родине или матери).

И даже самый подкованный из верующих в юридическом плане — настоятель храма Большой Златоуст, советник митрополита по правовым вопросам иерей Владимир Явич в ответ на вопрос, что такое чувства верующих, лишь развел руками. «С правовой точки зрения, такого определения нет», — сказал на суде священник.

Зато завкафедрой религиоведения УрФУ Зоя Чернышкова, вызванная в суд защитой, прямо заявила: с научной точки зрения, отдельной категории чувств верующих не существует. Специалист пояснила, что верующий испытывает те же чувства, что и другие люди.

«Это обычные чувства, которые человек направляет на предмет святыни», — отметила религиовед.

Коллективное оскорбление

Между тем дело Соколовского построено не только на экспертизе (хотя она и занимает ключевое место), но и на показаниях оскорбленных верующих, которые проходят свидетелями. Ни одного потерпевшего в деле нет, хотя как минимум один ролик был адресован лично предстоятелю РПЦ — патриарху Кириллу.

Примечательна и другая деталь: бóльшая часть оскорбленных верующих являются прихожанами храма Большой Златоуст, хотя события с ловлей покемонов происходили в Храме-на-Крови.

Священники Златоуста и большая часть прихожан этой церкви пояснили свое присутствие в суде «переживаниями за место гибели царской семьи» и всю православную веру. Однако один из свидетелей, Олег Рукавишников, рассказал, что священник Большого Златоуста иерей Сергий Кунгуров сам организовал показ роликов Соколовского для паствы. Другой прихожанин, по фамилии Павлов, поведал, что Кунгуров лично знакомил его с роликами блогера.

«Потом отец Сергий пошел давать показания… А я безработный был и тоже с ним пошел», — рассказал прихожанин Павлов.

Кроме Павлова, вместе с Кунгуровым пошли давать показания еще несколько человек, чувства которых задели ролики Соколовского. До публичного кинопоказа никто из оскорбленных верующих про блогера из Екатеринбурга не слышал.

Один из свидетелей, Олег Рукавишников, рассказал, что священник Большого Златоуста иерей Сергий Кунгуров сам организовал показ роликов Соколовского для паствы. Другой прихожанин, по фамилии Павлов, поведал, что Кунгуров лично знакомил его с роликами блогера

Из показаний Рукавишникова и Павлова следует, что иерей Сергий Кунгуров целенаправленно знакомил верующих с роликами, которые могли их оскорбить. Из числа зрителей этого кинопоказа и сложился основной костяк свидетелей. Верующие, знакомые с порядками в Екатеринбургской епархии, полагают, что Кунгуров действовал не по своей воле. Тогда по чьей?

Одна из версий: распоряжение о массовом просмотре роликов мог отдать настоятель храма иерей Виктор Явич, который также выступал в суде как свидетель обвинения.

Между тем с момента открытия храма Большой Златоуст его настоятелем был священник Алексей Кульберг, который в прошлом году стал епископом Евгением и получил должность викария. В епархии он считается вторым лицом после митрополита Кирилла. Именно при Кульберге формировалась православная община в Большом Златоусте. Эту паству и получил в наследство иерей Виктор Явич. Впрочем, фамилия епископа во время процесса не звучала.

Между тем старший священник Храма-на-Крови, в котором и ловил покемонов Соколовский, протоиерей Максим Миняйло на суде признался, что не хотел принимать участия в процессе и пришел сюда под давлением своих прихожан.

Шпионская ручка

Всего в деле Руслана Соколовского 17 эпизодов, причем семнадцатый появился после обнаружения в жилище блогера шариковой ручки с видеорегистратором. По этому факту было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Однако и в этой части есть ряд нестыковок. Следствие утверждает, что запрещенный к использованию в России гаджет принадлежит блогеру. Основанием для этого обвинения стало то, что ручку нашли в съемной квартире Соколовского. Ни чеков, которые бы свидетельствовали о приобретении гаджета блогером, ни упаковки найдено не было.

Было ли что-то обнаружено в памяти гаджета, что свидетельствовало бы против подсудимого, следствие не уточняет.

Соколовский свою версию происхождения ручки раскрыл только на суде: ручку, утверждал блогер, мог забыть в квартире один из его друзей. Однако подсудимый не смог вспомнить каких-либо данных о своем приятеле, чтобы того могли вызвать в суд и допросить.

«Я и сам хотел приобрести эту ручку, чтобы пойти и разоблачать экстрасенсов. Я ее заказал даже, но оплатить не успел. Меня арестовали», — пояснял Соколовский в суде.

«Я и сам хотел приобрести эту ручку, чтобы пойти и разоблачать экстрасенсов. Я ее заказал даже, но оплатить не успел. Меня арестовали»

Кстати, в Уголовном кодексе не прописана ответственность за хранение подобного рода гаджетов. Доказательств того, что именно блогер купил и использовал «шпионскую» ручку, следствие не представило.

Блогер-космополит

Ни по одному из эпизодов в уголовном деле Руслан Соколовский себя виновным не признал. При этом он извинился перед всеми, кого могли оскорбить его ролики. На обвинения в экстремизме блогер ответил, что он космополит и для него все люди равны независимо от своей национальности. «Для меня нет ни национальностей, ни религий. Я считаю, что религия — это устаревший институт», — заявлял Соколовский в суде.

Вместе с тем, согласно отзывам друзей Руслана, его не следует воспринимать как горячего проповедника идей равенства и свободы. В общении с приятелями Соколовский старался не затрагивать этих тем. Своим мировоззрением он делился в основном с подписчиками своего блога.

Соколовский не скрывает, что религию рассматривал как одну из «злободневных тем» для своего блога, и не более того. Да и блогером Руслан, как выяснилось, стал не от хорошей жизни. Молодому человеку пришлось зарабатывать с 16 лет, чтобы обеспечивать себя и больную мать-пенсионерку. На видеоканал YouTube Соколовский пришел, увидев в этом возможность заработка. Но чтобы зарабатывать видеоблогером, необходимо поддерживать интерес подписчиков. Провокации и жесткие высказывания Соколовского должны были привлечь новую аудиторию. Но он не ожидал, что его роликами заинтересуются правоохранительные органы.

«Я пришел в храм. Пришел, постоял, но я не думал, что понесу за это какое-то наказание. Сейчас возбуждено несколько статей. Моя ошибка была, наверное, в том, что я высказывался о религии, используя мат. Я не буду больше повторять этой ошибки», — пояснил Соколовский на суде.

Манера выступления Соколовского в суде мало чем отличалась от того, что можно увидеть в роликах (за исключением, конечно, отсутствия нецензурной лексики). Возможно, по этой причине не все оскорбленные верующие принимали его извинения, считая их «кривлянием».

«Моя ошибка была, наверное, в том, что я высказывался о религии, используя мат. Я не буду больше повторять этой ошибки»

Судья Екатерина Шопоняк сочла доказанной вину Соколовского по всем 17 эпизодам дела. Зачитанный ею 11 мая приговор фактически воспроизвел обвинительное заключение со всеми выводами экспертов, привлеченных следствием.

«Проявил демонстративное неуважение к верующим и Иисусу, который назван редким покемоном», — говорится в приговоре. Оскорбительным для верующих признано и «наделение Иисуса чертами зомби». Более того, даже сама по себе «информация, отрицающая существование Бога», охарактеризована в приговоре как «оскорбляющая приверженцев христианства и ислама». «Наделение Иисуса чертами зомби» теперь официально считается преступлением.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации