Памятник затопленным кораблям в Севастополе (фото).

Памятник затопленным кораблям в Севастополе был воздвигнут более ста лет назад в честь событий, которые происходили в середине XIX века. Несмотря на давность событий, история появления монумента и очертания памятника знакомы не только жителям города, но и любому, кто хоть однажды побывал здесь.

Эмблема города

И флот - неразделимые понятия. Город на протяжении всей истории своего существования доказывал верность, преданность и любовь морю и кораблям. Но однажды морякам пришлось пожертвовать самым дорогим, что у них было. Ради спасения города военные уничтожили корабли, которые преднамеренно были расстреляны собственными орудиями и затоплены в фарватере бухты, тем самым создавая преграду на пути следования вражеских судов.

Город был спасен. В честь этого события жители воздвигли монумент. С тех пор памятник затопленным кораблям стал своеобразной визитной карточкой Севастополя. Во времена существования Советского Союза изображение монумента было на гербе города. В 2000 году оно появилось на флаге Севастополя.

Все значимые для города даты отмечались разными событиями, в том числе и выпуском почтовых марок, памятных знаков, на которых изображены исторические места города. Памятник затопленным кораблям является обязательным элементом всех подобных композиций.

Как было принято решение о создании памятника

В 1905 году вся Россия отмечала 50-летие знаменательного исторического события, когда в ходе Крымской войны был удержан Севастополь. Памятник затопленным кораблям, фото которого представлены в статье, является свидетельством уважения отважных защитников города, а также знаком особых почестей русскому флоту. К этой важной для истории России дате и был возведен монумент.


Надо отметить, что идея создания подобного памятника появилась намного раньше. Еще к 20-летнему юбилею обороны Севастополя ее участники предлагали увековечить память о подвиге, совершенном русскими моряками. Бухта затопленных кораблей в проекте монумента академика Микешина занимала основную позицию. Но позднее было принято решение воздвигнуть памятники в разных местах города, где тоже шли ожесточенные бои за его свободу, и идея создания грандиозного монумента в память затонувшего флота была на несколько лет забыта.

Лишь в 1899 году, когда Россия стала готовиться к празднованию полувековой даты обороны Севастополя, она была рассмотрена вновь. К 1901 году существовало два основных проекта памятника, но на рассмотрение и дальнейшее утверждение был отправлен лишь один из них. Монумент, выполненный по этому проекту, и по сей день напоминает потомкам о былой славе русских моряков.

Исторические события, предшествовавшие установке памятника

Во время ведения Севастополю пришлось не один раз обороняться от сильного противника. Защитники шли на любые жертвы, благодаря чему город всегда оставался свободным.


Чтобы спасти город от вторжения неприятеля с моря, было принято решение преградить путь военным кораблям. Для этого моряки затопили в фарватере сначала семь вышедших из строя парусников. После сильных штормов, которые бушевали на море и в бухте осенью и зимой 1854 года, преграду из парусников необходимо было снова укрепить. Для этого здесь же позднее были затоплены еще три купеческих судна. Десять затопленных парусников составляли первую линию обороны.
В феврале 1855 года было принято решение о затоплении еще шести судов, которые создали вторую линию защиты. В августе этого же года были затоплены остальные суда флота. По утверждениям историков, всего на дно бухты было отправлено 75 военных судов и 16 вспомогательных. Экипажи боевых кораблей отправлялись на сушу и там продолжали героическую службу городу и Отечеству. Заслоны, созданные моряками, нередко получали названия их

Город был недосягаем для сил противника. Спасительную роль сыграли как усиленный огонь с береговой линии бухты, так и затопленные корабли. В Севастополе всегда считалось, что в те суровые времена в защите города принимали участие не только люди, но даже суда флота. Благодаря совместным усилиям врага удалось остановить перед самым входом в Севастополь.

Как принималось решение о затоплении кораблей

Историки до сегодняшнего дня не дают однозначного ответа, когда речь заходит о правильности принятого решения. У инициаторов решения о затоплении кораблей были ярые противники, которые считали, что нужно вывести флот в открытое море, принять там бой и при этом победить или погибнуть.


Реальная же обстановка была такой, что победа в открытом бою являлась маловероятной. Противник значительно превосходил русский флот по численности судов, их оснащенности, техническому совершенству.

После долгих споров и мучительных раздумий было принято тяжелое решение о затоплении флота. Время показало, что жертва была принесена не зря - Севастополь не был занят врагом. Героический поступок русских моряков был высоко оценен командованием англо-франко-турецкого флота. Отмечалось, что если бы не это неординарное решение, то хорошо подготовленной армии противника не составило бы труда одержать победу над русскими.

Создатели монумента

Памятник затопленным кораблям в Севастополе в том варианте, который мы видим сейчас, был создан скульптором Амандом Ивановичем Адамсоном, архитектором Валентином Августовичем Фельдманом и инженером Оскаром Ивановичем Энбергом. Этих людей принято считать главными авторами монумента.

О. И. Энберг предложил идею возведения памятника не на суше, а в море, что являлось оригинальным и неожиданным решением. Оно было положительно воспринято многими соавторами проекта, а также высочайшими особами при Дворе.

В. А. Фельдман в результате работы над замечаниями, поступившими от членов специальной комиссии, заменил квадратную колонну на круглую и предложил установить ее на искусственной скале, выступающей из моря. А. И. Адамсон был привлечен к работе над монументом уже на завершающем этапе его возведения. Являясь признанным мастером монументального искусства, он внес неоценимый вклад в процесс создания памятника.

Кроме того, нужно отметить, что весь творческий коллектив, который создавал памятник затопленным кораблям в Севастополе, состоял из большого числа талантливых художников, скульпторов, инженеров, простых людей, исполнявших творческие задумки признанных мастеров.

Название памятника

За всю историю своего существования монумент имел 15 различных названий. Одни из них были официально зарегистрированы, другие предлагались народом и были известны как альтернативные.


Строительная комиссия, передавшая монумент городу, назвала его в акте как памятник затопления кораблей. В 1914 году был издан исторический путеводитель, где описывался весь Крым. Памятник затопленным кораблям уже значился в этом издании под тем названием, которое известно и сейчас. Сегодня это название монумента является самым распространенным и считается наиболее правильным.

Как выглядит композиция

Из прибрежных вод у Приморского бульвара на расстоянии десяти метров от берега поднимается искусственная гранитная скала. Ее высота составляет 9 метров. На ней возвышается изящная семиметровая колонна, которую венчает коринфская капитель. Бронзовый установленный на вершине колонны, обращен в сторону моря. Он держит в клюве якорь и венок из лавровых и дубовых листьев, собираясь опустить их в воду и тем самым отдать почести погибшим кораблям.

На восьмигранном пьедестале памятника есть надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». На барельефах, обращенных к набережной, изображены сцены боя и затопления судов. На плите можно рассмотреть карту Севастопольской бухты и линию затопления кораблей.
Со стороны моря изначально к монументу была прикреплена бронзовая мачта, выступающая из воды. В настоящее время этот элемент композиции утерян.
Затопленные корабли в Севастополе удостоены чести и памяти как настоящие герои. Этот факт еще раз подтверждает мысль о неразрывном существовании флота и города.

Расстрельная стена

Место, где установлен памятник затопленным кораблям в Севастополе, можно по праву назвать историческим. В ноябре 1905 года здесь же произошло еще одно трагическое событие. На берегу у стены были расстреляны матросы с крейсера "Очаков". Они были жестоко наказаны властями за поднятый бунт.

Стена, около которой произошла расправа над людьми, находится рядом с тем местом, где потомки вспоминают затопленные корабли. В Крыму эту стену называют расстрельной. О печальных событиях напоминает и установленные здесь якоря, которые были подняты с затопленной флотилии.

Судьба затопленных кораблей

Затопленный флот сделал Севастопольскую бухту непригодной для судоходства. Именно поэтому было принято решение об очистке фарватера. Работы начались в 1857 году. За два последующих года основная часть судов была поднята на поверхность. Некоторые из них удалось восстановить, но многие пошли на слом. Работы по очистке бухты от останков затопленных кораблей продолжались еще в течение более чем десяти лет.

В композиции декоративной что расположена напротив памятника затопленным кораблям, использованы старые якоря, которые были подняты со дна бухты. Фото затопленных кораблей в музеях города Севастополя нет, но имеются полотна русских и зарубежных художников, где изображены те трагические дни. Благодаря этим работам можно с большой долей достоверности восстановить историю.

Памятник и время

Более ста лет возвышается у побережья Приморского бульвара колонна памятника. Много невзгод пронеслось за это время - землетрясения, штормы, войны. Но все испытания монумент выстоял с честью.

Памятник затопленным кораблям, фото и материал о котором представлен в статье, не пострадал даже во времена Великой Отечественной войны, что является удивительным фактом. Ведь в тех местах, где стоит памятник, шли ожесточенные бои. Монумент хорошо просматривается с разных точек обзора, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии памятника.

Однако нужно отметить, что его приходилось неоднократно реставрировать. Специальные работы проводились в 1951, 1955-1959 годах. В 1989 и 2003 году тоже была проведена реконструкция отдельных частей памятника.

Чем привлекательна Севастопольская бухта

В мирные дни Приморский бульвар с памятником затопленным кораблям - это одно из самых оживленных мест в Севастополе. Сотни туристов и местных жителей приходят сюда ежедневно.

Невольно закрадывается мысль, что композиция, созданная в честь славы и мужества русского флота, обладает особой магией, способной противостоять любому врагу, темной силе. Возможно, это и притягивает сюда сотни людей.

Общепризнанным главным символом города Севастополя является памятник Затопленным кораблям. Его образ напоминает людям о событиях, произошедших в 1854 — 1855 гг. Во время Крымской войны обстоятельства сложились таким образом, что ради того, чтобы не допустить противника на территорию города, потребовалось пожертвовать практически всем Черноморским флотом. Память о героях, принявших такое непростое решение и сражавшихся уже не на море, а на суше, и хранит этот монумент.

Фото памятника:

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Важная информация:
Памятник был сооружен в 1905 году.
Высота монумента — 16,7 метра.
Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.

Становление монумента

Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Пьедестал монумента имеет восемь граней. Наверху выступающего в море сооружения — серая колонна в античном коринфском стиле. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.


Это интересно:
Монумент не уничтожило землетрясение, произошедшее в 1927 году, не затронули его и снаряды Великой Отечественной войны. С 1969 года изображение памятника Затопленным кораблям можно увидеть на гербе Севастополя.

Как добраться до музея

Находится достопримечательность в удобном месте, практически в самом центре города, недалеко от Приморского бульвара. Поэтому добраться до нее не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом (троллейбусы: No 3, 5, 7, 9, 12, 13, маршрутные такси: No 12, 16, 109, 110, 120). Выходить нужно на площади Нахимова. На личном транспорте необходимо ехать к центру города, остановиться можно на набережной Артиллерийской бухты, а дальше до набережной Приморского бульвара дойти пешком.

Памятник на карте Крыма

GPS Координаты: 44.618584, 33.524249 Широта/Долгота

В этом материале мы расскажем вам историю главного военного символа Севастополя – памятника Затопленным кораблям.

О каких исторических событиях напоминает монумент

Он был возведен в 1905 году, в 50-летнюю годовщину окончания Крымской войны. Летом 1854 года коалиция войск Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства блокировала русский флот в Севастопольской бухте. Вражеское объединение планировало взять город за неделю и триумфально завершить войну. Но острота инженерной мысли генерала Эдуард Тотлебена, мужество наших солдат, верная стратегия и тактика полководцев Нахимова и Корнилова не дали замыслам осуществиться.

Павел Степанович Нахимов придумал, как преградить путь в бухту французским и английским кораблям. В сентябре 1854 года на фарватере были затоплены 15 парусников – их устаревшие модификации. Изначально на дно опустили 7, но они пострадали во время разыгравшегося шторма. Затем потопили еще 2, а потом еще 6. Непогода разрушала подводное оборонительное укрепление, и защитникам города приходилось восстанавливать его, добавляя новые суда.

Мачты, скрытые водой, не давали вражескому флоту близко подойти к берегу и открыть артиллерийский огонь по нашим оборонительным укреплениям.

Исследователи военной истории страны осуждают это решение, но оно вовсе не было сумасбродным и необдуманным. Идея приходила на ум многим, в том числе контр-адмиралу флота, Владимиру Ивановичу Истомину.

Перед главнокомандующими стояла практически невыполнимая задача. Силы противника в несколько раз превосходили наши. Решение было правильным. Вражеский флот попытался пройти через препятствие, но был изрешечен береговыми батареями.

Интересно то, что находящиеся на воде русские суда не могли помочь в битве. Более того, перед сдачей города, они тоже были затоплены, но уже из других соображений: они не должны были достаться противнику. После завершения Крымской войны многие из них подняли со дна. Около 20 объектов было отреставрировано и возвращено на воду.

История создания памятника затонувшим кораблям в Севастополе

Высота стелы на гранитном основании достигает 16,5 м. Её установили рядом с площадью, которая носит имя прославленного генерала Крымской войны – Петра Степановича Нахимова. Это самая узнаваемая локация города, объект культурного наследия федерального и национального значения. В 2016 фото памятника погибшим кораблям набрало больше всего голосов в государственном конкурсе и было выбрано для новой денежной купюры номиналом 200 рублей.

Над проектом монумента и его материальным воплощением трудились скульптор А.Г.Адамсон из Академии художеств Петрограда, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер Ф.О. Энберг.

Адамсона ругали за излишний натурализм. У него получилось «оживить» герб страны. Большой двуглавый орел держит в клюве большой венок, левая часть которого лавровая, а правая – дубовая. В верхней части приколот внушительный морской якорь. В геральдике дуб – символ силы, доблести, славы, а лавр – победы, очищения, триумфа. Это сочетание есть и на большом гербе России. Якорь висит на цепи из 15 звеньев. Ровно столько корабельных судов было опущено под воду в стратегических целях.

Гордая птица увенчана императорской короной и андреевской лентой. На груди у него щит с Георгием Победоносцем. Это образ России, которая чествует своих защитников и героев. Запрещенная в советское время символика после революции уничтожалась повсеместно, но севастопольскую стеллу большевики не тронули.

Рьяные приверженцы новой власти возмущались и говорили, что царская корона оскорбляет память погибших во время обороны города. Они предлагали заменить её пятиконечной звездой и провести к ней электроосвещение. Сохранились письменные донесения членов партии, в которых этот вопрос выносился на повестку. Власть не стала вносить серьезных изменений. С короны убрали крест. Он был возвращен обратно только в 2003. После реставрации был установлен латинский символ веры, в то время как изначально там был Георгиевский крест.

Практически в первоначальном виде он успешно просуществовал весь советский период. Более того, в 1969 году фото памятника затопленным кораблям появилось на гербе Севастополя.

Но некоторые перемены все же произошли. В 1905 на гранитном пьедестале была не только стелла, но и корабельная мачта. Она хорошо видна на старинных дореволюционных открытках. Её могли видеть люди, пользующиеся морским транспортом. С берега разглядеть её было невозможно.

Через 50 лет она была утрачена. До 1975 на гранитном монументе сохранялись её остатки, примерно 80%. Люди, занимавшиеся реставрацией памятника, не были подкованы в судомоделизме. Они не обратили внимание на то, что одного элемента не хватает.

В 60-х годах архитектор Адольф Львович Шеффер сделал уникальный фотоснимок. Специалисты могут восстановить первоначальный облик объекта, ориентируясь на это изображение. Но некоторых деталей не хватало уже в тот период, когда было сделано фото. Исследование показало, что мачта была английского типа конца XVIII – начала XIX века.

Если смотреть на стелу с Приморского бульвара, можно увидеть барельеф. На нем в бронзе отлиты контуры затопленных кораблей. Это еще одно творение Адамсона. В правом нижнем углу внимательный взгляд найдет автограф скульптора и год создания бронзовой таблички – 1904. Вероятно, она была отлита в самом начале работ над главным символом обороны Севастополя.

Историк Владимир Салтанов предполагает, что люди, гуляющие по набережной города в начале ХХ века, легко могли разглядеть авторскую подпись. В то время памятник и сушу не разделяла водная гладь. Море было засыпано.

По странному стечению обстоятельств экскурсоводы редко говорят о нем. Упоминания в путеводителях сводятся к цитированию надписи, расположенной под барельефом. Иногда говорится, что на табличке изображена линия затопления парусников.

В годы Великой Отечественной войны стела чудом пережила фашистские бомбардировки. В неё не попал ни один снаряд. Это удивительное стечение обстоятельств. Разъяренные яростным сопротивлением русской армии немцы стремились стереть не желающий сдаваться город с лица земли. Первая мина между стелой и берегом упала 22 июня 1941, а 9 мая у его подножия догорал фашистский танк.

В 2007 году проводилась реконструкция. Памятник затонувшим кораблям был покрыт специальным восковым составов: фото главного символа Севастополя, сделанное в тот временной период, приведено ниже.

Воск должен был оберегать монумент от коррозии и придавать ему золотистое сияние на закате и восходе. Первые полгода все так и было, но потом состав стерся, и стела снова потускнела.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе на карте: как добраться

Бухта, где стоит монумент, находится в черте города. Если вы едете от ж/д вокзала или автостанции, садитесь на общественный транспорт и следуйте до остановки «Площадь Нахимова». Вам подойдут:

  • Троллейбусы № 1, 3, 7, 9.
  • Автобусы № 29, 32, 107, 109.
  • Маршрутки под номерами 4, 71, 109, 110, 112.

В Северной бухте можно сесть на теплоход. Вам подойдут все суда, идущие в Графскую пристань. Они забирают пассажиров каждые 10-15 минут. Первый уходит в 05:10, последний в 23:45.

Когда приедете в город, не удивляйтесь, если местные жители не смогут описать вам памятник правильно. Кто-то думает, что наверху стелы сидит чайка, другие считают – голубь, третьи уверены – самолет. Виной всему удаленность монумента от берега, некачественные путеводители и сувенирная продукция. Благодаря нашему материалу вы узнали все о главной достопримечательности Севастополя и теперь точно привезете домой её правильную миниатюру.

Памятник затопленным кораблям воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы спасти город Севастополь от атак противника с моря во время Первой Крымской войны. Этот памятник - настоящий символ города, расположенный на красивейшей набережной и привлекающий тысячи туристов

Рассказу об этом монументе я решил посвятить отдельный пост, так как он является лицом города Севастополя. Итак, начнем…

В паре метров от набережной Приморского бульвара, на утесе высотой в три метра, возведенном из грубых гранитных плит, высится острая коринфская колонна. Её украшает орел из бронзы с распростертыми крыльями, держащий лавровый венок. На памятной плите надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Полная высота монумента - 16,66 метров. Напротив от памятника затопленным кораблям, на стене набережной, находятся якоря с тех самых кораблей, которые были затоплены

Воздвигнутый в 1905 году к 50-летию первой героической обороны города, памятник напоминает об одном из печальных, но героических моментов той битвы:

После высадки в сентябре 1854 года войск союзников в Евпатории и разгрома русской сухопутной армии в сражении под Альмой, в Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной для вице-адмирала трагедией. Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.

У семи буйков, обозначивших точки последних стоянок, стали на якорь ветераны флота: корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, второй к южному - расположились фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли стояли строго с севера на юг, находясь между Константиновской и Александровской батареями. Все тяжелые корабельные орудия и порох сняли с кораблей и отправили на берег - все это могло пригодится при дальнейших сражениях. Ночью 11 сентября 1854 года корабли были потоплены. Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища. После этого команды затопленных кораблей, сошли на берег, пополнив оборонительные ряды севастопольских бастионов

Вот фото фарватера где были затоплены корабли


В приказе В.А. Корнилова от 11 сентября 1854 года утверждалось: "…печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но надобно покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла…"

14 ноября началась буря, давшая этой истории продолжение. Прежде всего, из Англии был отправлен в Севастополь пароход «Принц» с секретным арсеналом, минами и группой опытных водолазов для подрыва кораблей. Однако этот пароход во время ноябрьского шторма сам пошел ко дну у скал Балаклавы и, лежа на дне Чёрного моря, оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. Во-вторых, утонувшие в сентябре корабли были потревожены штормом, подводное заграждение было сильно нарушено – это послужило причиной создания второй линии кораблей, от Михайловской до Николаевской батареи. Поэтому в феврале 1855 года еще шесть старых суден - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - отправились на дно бухты. Остальные корабли были задействованы для артиллерийской поддержки сухопутных войск, часть из них перебазировались в госпитали.

Где располагались вышеописанные батареи? Константиновская батарея в форме подковы и по сей день находится на Северной стороне, у самого входа в Севастопольскую бухту. Каждый день ровно в 12 часов отсюда раздается, следуя старой морской традиции, пушечный выстрел:


Михайловская находится также на северной стороне бухты, немного подальше от входа в неё:


Некоторые батареи не сохранились: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а самая большая в то время в Европе Николаевская распростерлась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара. В августе 1855 года, когда русские войска по специально устроенному понтонному мосту перебрались через бухту с Южной стороны на Северную, на рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота… От истории сражений перейдем к истории самого памятника. Автор памятника длительное время оставался неизвестным. Только в 1949 году в Центральном историческом архиве Ленинграда был найден список творений знаменитого эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с назначением его членом Академии художеств. В этом списке находится и Памятник затопленным кораблям . Исследования доказали участие в создании этого памятника также архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Энберга. Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Почти все памятники Севастополя посвящены не только конкретным событиям, но и мужеству, славе, самоотверженности русских моряков. Памятник затопленным кораблям, ставший одним из самых узнаваемых символов города, подтверждает это.

1854-1855 годы – время Крымской войны и Первой обороны Севастополя, очень трудное для города и героическое одновременно. После того как союзная (франко-англо-турецкая) армия в составе 350 кораблей высадилась в Евпатории, было принято решение устроить на входе в бухту своеобразную баррикаду: затопить старые корабли и тем самым закрыть ее от неприятельских судов.

Решение это вызвало немало споров. Например, адмирал Корнилов считал, что необходимо разрабатывать альтернативный план, предполагающий отчаянный отпор врагу. Нахимов был не согласен с этим, поскольку союзные войска намного превосходили российские как в численности, так и в вооружении.

В споре победила точка зрения Нахимова и главнокомандующего Меншикова. К семи буйкам встали суда — ветераны русского флота, с которых сняли все орудия. В ночь на 11 сентября они были затоплены, позже, в ноябре-декабре, к ним добавились еще три судна, а в феврале затопили еще шесть кораблей. В августе 1855 года, когда защитники крепости вынуждены были оставить южную сторону, ко дну пошел остальной флот.

Интересно, что корабль «Три Святителя» не хотел уходить ко дну, несмотря на стрельбу по нему. По одной из легенд, моряки вспомнили, что на нем хранится икона, подплыли к судну и забрали ее. Лишь после этого корабль был затоплен.

Идея увековечить память об этих событиях появилась еще в конце XIX века, но реализована она была лишь в 1905 году, к 50-летию обороны. В создании знаменитого монумента принимали участие инженер Энберг, который и придумал выступающую из воды колонну, архитектор Фельдман, поставивший колонну на скалу, и скульптор Адамсон.

Композиция

Величественный Памятник затопленным кораблям (погибшим, затонувшим – эти варианты тоже используются туристами, но они не являются точными) представляет собой вырастающую из моря скалу с пьедесталом, на котором возвышается коринфская колонна с бронзовым двуглавым орлом. Склонившая голову птица держит в клюве венок с якорем, а на ее груди – щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца. Со стороны Приморского бульвара монумент украшает барельеф – трагическая сцена затопления кораблей.

Известен еще один факт, не имеющий отношения к обороне Севастополя, но очень интересный. Монумент установлен на устричной банке (отмели, когда-то населенной устрицами). В первой половине XIX века здесь находился ресторан «Поплавок», в центре которого располагался бассейн. Устриц из него доставали и готовили прямо при посетителях. Вообще, Севастополь был «устричной столицей» России: в городе работало три завода, и именно севастопольские устрицы поставлялись к императорскому столу. Более того, моллюски вывозились и во Францию, и для этого был создан первый в России вагон, оснащенный холодильной установкой.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации