Герб ссср 1924. Герб ссср

Нашел интересную статью о символике герс СССР. Текста много; если убрать слега циницеую манеру изложения, то есть много интересных мыслей
.

Но не орёл, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

С. Михалков

…А над ними засиженный мухами герб -
Страшный герб из литого свинца -
На нём кровью крестьянина залитый серп
И молот в крови кузнеца.

И. Кормильцев

Часть I.

Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела…

«Наутилус-Помпилиус»

А, давайте-ка, сначала поностальгируем! Итак, вспоминаем детство босоногое, урок патриотического воспитания накануне очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, вдохновенно-возвышенный голос Марь Иванны или как там её - вашу первую учительницу - звали с мистическим трепетом, акцентуированными паузами и полуэротическими придыханиями вещает: - Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, рассказ «Советский герб»:

Всё создавалось заново в нашей стране. И государственный герб тоже нужен был новый, какого ещё никогда не существовало в истории народов, - герб первого в мире государства рабочих и крестьян.
В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понёс его Владимиру Ильичу.
Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете и беседовал с Яковом Михайловичем Свердловым, Феликсом Эдмундовичем Дзержинским и ещё целой группой товарищей. Я положил рисунок на стол перед Лениным.
- Что это - герб?.. Интересно посмотреть! - И он, наклонясь над столом, принялся разглядывать рисунок.
Все окружили Владимира Ильича и вместе с ним разглядывали проект герба.
На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамлённые снопами пшеницы; внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лучам, был направлен меч.
- Интересно! - сказал Владимир Ильич, - Идея есть, но зачем же меч? - И он посмотрел на всех нас.
- Мы бьёмся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним из нашей страны и белогвардейцев и интервентов. Но насилие не может главенствовать у нас. Завоевательная политика нам чужда. Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война наша оборонительная, и меч - не наша эмблема. Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше пролетарское государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда. Когда будет провозглашено братство народов во всём мире, меч нам не будет нужен. Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч... - И Владимир Ильич тонко очиненным карандашом перечеркнул меч на рисунке. - А в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект, а потом посмотрим и ещё раз обсудим в Совнаркоме. Надо это сделать поскорей...
И он поставил на рисунке свою подпись.
Художник, который внимательно выслушал всё, что говорил Ленин, обещал скоро принести новый эскиз герба.
Через некоторое время, когда художник пришёл в другой раз, у Владимира Ильича в кабинете сидел скульптор Андреев. Ленин работал, принимал посетителей, а скульптор тихонько сидел на диване и делал в альбоме зарисовки. Он готовился лепить портрет Ильича.
Стали смотреть новый рисунок. Меча на рисунке уже не было, и герб был увенчан звездой.
Андреев смотрел вместе со всеми.
- Ну, как по-вашему? - обратился к нему Владимир Ильич, - Очень хорошо, только ещё кое-что...
Взяв карандаш, Андреев, с разрешения художника, тут же на столе перерисовал герб. Он сгустил снопы, усилил сверкающие лучи солнца, сделал как-то всё выразительнее. Звезда приняла строгую пятиконечную форму, и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал читаться более чётко.
Этот проект герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исполненный по замечаниям Владимира Ильича, и был утверждён в 1918 году.
Он был понятен всем трудящимся, которые защищали от врагов свою родную Советскую власть.
Пятиконечная звезда, которая сияет на вершине герба, стала эмблемой нашей армии - красноармейской звёздочкой.
Теперь наше государство стало могучим Союзом Советских Социалистических Республик. В гербе Советского Союза тоже есть серп и молот и золотые снопы в лучах восходящего солнца.
И в каждой республике есть свой герб. Солнце на гербах республик восходит из-за снежных горных вершин и из-за безбрежного моря. На каждом гербе лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и эмблема первого в мире государства трудящихся - серп и молот.

Разумеется, ставить под сомнение слова ленинского апостола не дозволялось - это приравнивалось к антисоветской агитации и пропаганде и каралось соответствующей статьёй самого гуманного в мире законодательства. А вопросов-то по прочитанному у любого человека, отягощённого интеллектом, возникало превеликое множество.

Например, почему в опусе Бонч-Бруевича непосредственный автор герба гравёр Петроградской типографии Александр Николаевич Лео не назван ни по имени, ни по фамилии, а фигурирует как анонимный «художник»? Как мог скульптор Николай Андреевич Андреев, начавший работу с Лениным в 1919 году, внести изменения в герб, утверждённый в качестве официального символа 10 июня 1918 года? Неужели Бонч-Бруевич не знал, что на воспетом им советском гербе первоначально красной звезды не было потому, как этот символ в качестве эмблемы Красной армии был принят только 18 июля 1918 года, то есть через месяц после утверждения герба? Ну, и, наконец, Бонч-Бруевич восторженно воспевает герб СССР, который, как государственное образование появится 30 декабря 1922 года, тогда как в 1918 году речь могла идти только о гербе РСФСР!


Эх, жаль, что я не профессиональный историк - непременно раскопал бы ответы на эти вопросы. Но, увы, в истории я совсем не разбираюсь…

Зато посвящён я в некие иные знания, которым в стройной архитектонике современных академических представлений места не предусмотрено. Например, в сакральную символику. И, честно говоря, разговор я завёл не ради Бонч-Бруевича, а ради, собственно, герба. А целью себе поставил проанализировать герб Советского Союза с мистической точки зрения, вскрыть его сакральный смысл (ну, действительно, не до конца же мне дней своих сказочки вам разжёвывать! ).

Позвольте, автор, - поспешит осадить меня докучливый читатель, изведавший на себе все способы промывки мозгов, изобретённые советской системой образования, - любая «сакральность» по определению своему подразумевает какие-то оккультные корни, а большевики-ленинцы себя позиционировали воинствующими атеистами. Разве могли оголтелые безбожники обращать взоры свои в какие-то нематериалистические сферы?

Отвечать начну, с вашего позволения, издалека: вся история коммунизма в России - это история лжи! Коммунисты рвались к власти под лозунгами выхода из империалистической войны и немедленного мира - и, дорвавшись, тут же развязали войну гражданскую, куда как более кровопролитную и ожесточённую. Коммунисты ратовали за отмену смертной казни - и создали репрессивную систему, каких свет не видывал. Коммунисты обещали крестьянам землю - и загнали их в колхозы, начисто лишив их собственности. Коммунисты декларировали свободу вероисповедания - и ввергли страну в пучину безбожия…

Да, действительно, люди, пришедшие к власти в России в результате октябрьского переворота, называли себя атеистами и были таковыми на самом деле. Только, вот, термин «атеизм » имеет два толкования:
1. отсутствие религиозных убеждений;
2. вера в отсутствие Бога.

Разницу почувствовали? В первом случае, человек просто не верит ни во что . Во втором - исповедует религию, главным постулатом которой является отрицание существования Божественного начала . При этом, отрицая конкретно Бога, атеистическая система верований вовсе не запрещает верить во что-то другое - в теорию Дарвина, например. Или найти Богу «заместителя», неуклюже пытаясь подменить понятие «Бог» понятием «Сверхразум». А можно, ссылаясь на несовершенство нашего мира, сделать из этого вывод, что на самом-то деле им - миром - правит не Бог, а дьявол - такое «мировоззрение» называется сатанизмом, но подоплёка у него всё та же - атеистическая, отвергающая Бога или уничижающая Его роль. Можно, обезумев от гордыни, поставить на место Бога себя - человека - тогда получится антропософия. Можно предположить, что роль Бога играли какие-то сильно продвинутые существа из иных миров - на этой мысли зиждется вся рождённая Эрихом фон Деникеном теория палеоконтакта. Ну, и, наконец, самая последняя атеистическая модель создана братьями Вачовски в небезызвестном кинофильме «Матрица», где Божественные функции выполняет всего лишь компьютерный симулятор.

Атеистами «второй группы», отрицающими Бога, но не гнушающимися мистицизма, и были поголовно большевики-ленинцы. РСДРП на 99% состояла из масонов. Чтобы далеко за примерами не лазить, возьмём проживавшего некогда в Рязани большевистского наркомзема Семёна Пафнутьевича Середу - руководство рязанскими подпольщиками он успешно сочетал с постом иерарха масонской ложи.

Хотя, разумеется, были среди большевиков и личности, связями с масонством себя не запятнавшие. Например, Соломон Моисеевич Урицкий, давший своё название одной из рязанских улиц. Он был хасидом и религиозные убеждения ему не позволили вступить не только в масонскую ложу, но даже в ленинскую партию. До самого своего бесславного конца от руки, кстати, соплеменника Каннегиссера, коммунистом он являлся лишь «в душе».

А Яков Михайлович Свердлов (Янкель Мовшевич Гаухманн), хоть и был пламенным коммунистом, но от веры отцов тоже не отрёкся и во всех анкетах в графе вероисповедание писал: иудей. Правда, иудеем он был относительным - из всего иудаизма признавал только каббалу и мог, например, назло единоверцам подать идею работать по субботам, нарушая шаббат - так появились «коммунистические субботники». То есть, даже из каббалы он выбрал самое «чернушное» её направление.

Сектантом-духоборцем был и Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, с цитаты из которого мы начали наше повествование. Феликс Эдмундович Дзержинский с юношеских лет увлекался спиритизмом и пробовал себя в качестве гипнотизёра.

А Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) был не только махровым жидомасоном, членом иудейской ложи «Бнайт брит», но и членом секты сатанинского толка иллюминатов. Обе эти организации внесут в дело «русской революции» неоценимый вклад: глава «Бнайт брит» американский банкир, патологический сионист и столь же патологический русофоб Яков Шифф, станет главным спонсором Троцкого, а у иллюминатов Лев Давидович позаимствует символ - пентаграмму - и главный праздник - магический Мэй-дэй, день следующий после Вальпургиевой ночи, 1 мая…

В «Бнайт брит» состоял, несмотря на явные нарушения психики и наркотическую зависимость, австрийский еврей Сигизмунд Фройд. Его бездоказательные умствования, благодаря поддержке братьев-масонов, будут «раскручены» как величайшая теория, объясняющая человеческую психологию, а методом психоанализа по Зигмунду Фрейду по сей день пытаются «лечить» свои комплексы экзальтированные особы. А иллюминаты, в отличие от других аналогичных тайных обществ, не допускавших в свой круг женщин, представительниц прекрасного пола, напротив, широко привлекали к своей деятельности. Одной из таких «привлечённых» стала Надежда Константиновна Крупская.

Поимённым списком остальных «верных ленинцев» и свидетельствами их причастности к тем или иным деструктивным культам загромождать свой рассказ считаю нецелесообразным - упомяну вкратце лишь о главном, о Ленине. Внук крещеного еврея (см. Википедию), разумеется, стать православным до мозга костей человеком не мог. Свою систему верований он определил для себя и для окружающих как атеизм, но было в этом ленинском индивидуальном атеизме что-то нездоровое. В своих письмах он похвалялся, что, работая с книгами, везде, где ему встречается по тексту слово «Бог», на полях напротив он пишет «сволочь» с восклицательным знаком. Как вы думаете, будет ли заниматься подобными вещами человек, искренне уверенный, что Бога нет? Выходит, что для Ильича слово это было не пустым звуком, раз, вызывало у него удушающий спазм раздражения. А, пытаясь оскорбить Бога, Ленин должен был быть уверен, что Он его услышит! Вот в Бабу-Ягу Ильич, действительно, не верил, поэтому с ней и не боролся… Одним словом, патологический какой-то получается атеизм по рецепту «самого человечного человека».

Не могу не удержаться от маленькой, но показательной иллюстрации ленинского атеизма. 1 мая 1919 года за подписью Ильича выходит постановление советского правительства «О борьбе с попами и религией»:

1 мая 1919 г.
№ 13666/2.

Председателю ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э.

УКАЗАНИЕ

В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин).

Постановление зарегистрировано за номером 13666-2! Совпадение? Или хорошо продуманное мистическое действо: датировка днём главного праздника сатанистов с нумерологическим подкреплением в виде регистрационного номера, скомбинированного из «чёртовой дюжины» и «числа зверя»? К тому же, из процитированного указания только круглый дурак не поймёт против какой конкретно «религии» оно направлено - ведь, ни мулл, ни раввинов «попами» не называют!

В первые 10 лет своего существования Советская власть и оккультизм жили душа в душу. Взаимная выгода такого тандема была очевидна: оккультные школы получали возможность развиваться в оранжерейных условиях, а у безбожной власти появлялся союзник в борьбе с Православием. Вот тоже специфика большевистского «атеизма»: он никак не затронул иудаизм (в годы антицерковного психоза в Москве, например, открылись две новые синагоги), мягко отнёсся к исламу (его списали к «пережиткам», которые надо не искоренять, а «изживать» постепенно) и только Русская Православная Церковь подлежала полному и немедленному уничтожению.

Не взирая на катастрофическую ситуацию в стране, на разруху и голод, у советской власти чудесным образом всегда находились средства на «господдержку» оккультных проектов разной степени сомнительности. В это время организуются, например, экспедиции Барченко на Кольский полуостров с целью поиска там следов Гиперборейской цивилизации, а Блюмкина - на Тибет, искать Шамбалу.

Причём, уже из личностей их руководителей явствует, какие структуры приняли непосредственное участие в обоих мероприятиях. Александр Барченко был креатурой лично Дзержинского, а Яков Блюмкин - это тот самый сотрудник ВЧК, что застрелил в 1918-м году германского посла Мирбаха, но не понёс за это никакого наказания, а преспокойно продолжил службу в органах. С ним в экспедицию увязался было Есенин, находившийся в тот момент в очередной «завязке», но доехал только до Закавказья, где «отстал» от экспедиции, предпочтя лаврам путешественника интрижку с батумской армянкой Шаганэ Тальян:

Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне,
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане…

(С. Есенин «Персидские мотивы»).

Обе экспедиции курировал Глеб Бокий - любимец Свердлова и «чёрный» оккультист, «прославившийся» ещё в Гражданскую тем, что обязывал подчинённых… пить кровь своих жертв. Свидетельство об этом донёс до нас не какой-нибудь белый эмигрант, которого можно было бы заподозрить в грязной клевете на людей с «горячими сердцами и холодными головами», а бывший сотрудник Бокия чекист Г. Агабеков в своей книге «Секретный террор».

«Талантам» Бокия после Гражданской нашлось достойное применение - он возглавил секретный отдел ОГПУ, занимавшийся вопросами оккультизма и магии. Как видите, в Советской России такие структуры существовали не только на страницах романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но и в реальности!

Вновь вынужден извиниться перед читателями, что отнимаю их время отступлениями, но факты просто вопиют: Бокий параллельно был и начальником Соловецкого лагеря особого назначения. Это он организовывал в бывшем монастыре - северной твердыне Православия лагерь смерти. И опять, как с постановлением №13666, давайте задумаемся, было ли это случайностью? Или каким-то силам очень требовалось замарать святое место кровью? Тогда, кому поручить исполнение столь деликатного задания, как не «чёрному магу» - любителю испить человеческой кровушки! Кстати, НИИЧаВо (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства) располагался, по Стругацким, в северном городке Соловец и имел в своей структуре отдел Оборонной магии - теперь аллегория понятна.

Практика оккультизма в 1920-е годы активно дополняется теорией. Опять же вопреки экономическим трудностям, как грибы начинают появляться сомнительного свойства «научно-исследовательские институты». Большинство из них скоро прекратит своё существование, но некоторые доживут даже до наших дней. Например, Институт Мозга.


Это сейчас Институт Мозга - серьёзное научное учреждение, оплот академической медицины, а на заре своего существования… Вы не задумались, почему он называется Институт Мозга (в единственном числе и с большой буквы ), а не Институт мозгов? Да, потому, что первоначально он предназначался для исследования одного-единственного мозга - понятно, ленинского. И цель имел вполне конкретную - «получение субстанции ленинской гениальности» . В духе средневековой алхимии формулировочка!

А поскольку на любую тему, хоть вскользь касающуюся «ленинианы», денег в стране Советов не жалелось, то дело пошло. В свободное от расплетания ленинских извилин время стали изучать психические феномены, такие как массовую истерию. ОГПУ подкинуло темку - применение гипноза для получения свидетельских показаний. Она разрослась в более масштабное направление - управление сознанием. А оттуда, уже один шаг остался и до психотронных разработок… Информация о них спорадически просачивается в СМИ, причём, публикации появляются не только в бульварных газетёнках, состоящих наполовину из ТВ-программы и на вторую половину из рекламных модулей, но и в официальных печатных органах, таких как «Российская газета», которые в «желтизне» никак не обвинишь - для иллюстрации приведу http://www.rg.ru/2006/12/22/gosbezopasnostj-podsoznanie.html .

Ну, и апофеозом большевистского оккультизма стало захоронение Ленина - хотя захоронением это назвать нельзя. Над трупом Ленина был выполнен типичный обряд некромантии, не использовавшийся в цивилизованном мире со времён египетских фараонов. Цель его - сохранение трупа, что по понятиям чёрной магии способствует удержанию его духа в этом мире. Определённой системой заклинаний-здравиц, типа «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» , духа можно энергетически «подкармливать», а другими заклинательными системами, менее известными широкой публике, использовать в своих целях.

Я, как врач-биохимик по основному образованию, обратил внимание на такой занимательный чисто с моей профессиональной точки зрения факт: по официальной версии бальзамирующий состав для трупа Ленина чудесным образом за три дня изобрёл Борис (Берл) Збарский. Однако, когда то же самое попытались в 1994 году автономно повторить бальзамируя Ким Ир Сена северо-корейские учёные, у них ушло на работу более полутора лет, несмотря на то, что технологии 1994 года разительно отличались от технологий 1924-го, которыми располагал Збарский. Волей-неволей закрадывается мысль, не подсказал ли кто-то Збарскому формулу?

Как, например, подсказали архитектору А.В. Щусеву идею усыпальницы для ленинского чучела. Будущего академика архитектуры консультировал некто Ф. Поульсен. В своих мемуарах Щусев пишет, что прообразами для мавзолея он взял алтарь Пергамского храма, гробницу Кира Великого и ступенчатую пирамиду Джосера (А. Абрамов «У кремлёвской стены»), однако, произвольно или непроизвольно максимального сходства Щусев добился не с этими объектами, а с месопотамскими зиккуратами (о них поговорим чуть позже ). Это и не мудрено, поскольку консультировавший Щусева Поульсен был как раз специалистом по архитектуре древней Месопотамии.


Мавзолей Ленина - типичное культовое сооружение в виде миниатюрной семиступенчатой пирамиды.

Одним словом, не успел Ленин остыть, а у неведомых нам сил, руководивших действиями похоронной комиссии уже нашлись средства, специалисты и «консультанты» из более чем экзотических областей. И, наплевав на желание покойного быть похороненным рядом с матерью, начхав на протесты супруги, большевистские некроманты разместили мумию с большим мистическим смыслом на Красной площади - в сакральном сердце России:

Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев (Книга пророка Исаии, глава 14, стихи 18-20).

…Я настрочил уже целую главу, а к основной теме даже не приблизился. Но столь обширное предисловие мне требуется для того, чтобы доказать, что советский герб - это не простой рисунок, а мистический знак, сакральный смысл которого не случайная комбинация, а результат кропотливого и планомерного труда красных чернокнижников.

Глава одиннадцатая
О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик
70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

В состав РСФСР входило 16 республик: Бурятская, Башкирская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Мордовская, Марийская, Северо-Осетинская, Татарская, Удмуртская, Тувинская, Чечено-Ингушская, Чувашская и Якутская.

С образованием СССР и переходу к ней от РСФСР исторической сути России как новой державы, был принят и новый герб. Именно по этой причине герб союза ССР стоит рассматривать как новый герб России.

Рисунок герба одновременно с проектом Конституции были приняты 6 июля 1923 года II сессией ЦИК ССССР, а уже 22 сентября 1923 рисунок герба был окончательно утверждён Председателем Президиума ЦИК СССР А.С.Енукидзе.

А уже 29 сентября образцы государственного герба начали рассылаться во все ЦИК союзных республик и представительства находящиеся за границей, ибо, по замечанию Г.В.Чичерина (Наркома иностранных дел), отсутствие государственного герба ставило наши представительства за границей в крайне неудобное положение.

Несмотря на новый статус, гербы союзных и автономных республик входящих в состав СССР были разработаны в таком же стиле и принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, конституция, официально признала и узаконила новый герб состоящий из серпа, молота на фоне земного шара в лучах солнца и обрамленного колосьями перевитыми красными лентами с девизом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", на шести языках русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском языках. На верху герба находилась пятиконечная красная звезда.

В 1936 на всенародное обсуждение был вынесен проект новой конституции и Герб СССР. Было подано огромное количество предложений и поправок к статьям затрагивающих герб и флаг СССР, часть из которых предлагали замену серпа и молота как устаревшие и практически не использующиеся орудия труда на машинную технику. Предлагалось заменить их на комбайн, трактор, самолет, отбойный молоток и электрическую лампочку или вместо звезды водрузить радиоприемник, а весь земной шар оплести проводами, а по бокам знамени крестьянку с книгой и рабочего с молотом. А девиз герба предлагалось писать не только на языках союзных республик, но и на немецком, французском, английском и китайском языках, тем самым поддержать трудящихся остальных стран, а вместо пятиконечной звезды разместить одиннадцати конечную – по количеству союзных республик.

Однако все эти кажущие на сегодняшний день нелепые предложения были отклонены, и в Конституции принятой 5 декабря 1936 герб был сохранен, прибавив только количество алых лент, обвивающих колосья, достигнув одиннадцати. Именно в новой Конституции была исправлена ошибка с неправильным изображением ручки серпа (утолщение вверх, было заменено утолщением вниз).

В 1940 году в состав СССР вошли Молдавия, Латвия, Литва и Эстония, но из-за Великой Отечественной Войны изменения в герб были внесены только в1946 году. К лентам с надписями уже существующими были добавлены ленты на молдавском, латышском, эстонском, литовском и финском языках. А девизы на туркменском, таджикском, азербайджанском и узбекском языках стали выполняться не на латинице и арабском, а кириллицей.

В 1956 году Карело-Финская ССР приобрела автономию в составе РСФСР и лозунг на финском языке с герба исчез. А в 1958 году был уточнен лозунг на белорусском языке. Именно в таком виде герб и сохранился без изменений вплоть до 1991 года. Один из ранних проектов герба 1923 года можно и сегодня увидеть в Москве на здании Центрального телеграфа: земной шар окружен колосьями, вверху красная звезда, по сторонам серп и молот.

Каждый человек, чтобы быть полноценным членом общества, должен любить свое Отечество, защищать его, знать и уважать его историю. Наша страна, Россия, является государством-продолжателем РСФСР в плане территориальных и имущественных прав, и одновременно – СССР в плане исполнения его обязательств по заключенным договорам.

Но не только формально Россия - продолжение СССР, ведь исторический процесс не заканчивается, и наши корни находятся в Советском Союзе, который был великой державой. Поэтому знать о флаге и гербе СССР – значит не терять связи со своим славным прошлым.

Как все начиналось

СССР был образован 29.12.1922 года, когда на конференции делегатами от четырех республик (РСФСР, Белорусской, Украинской и Закавказской) был подписан договор об этом. На следующий день, 30.12.1922, документ утвердили на I Всесоюзном съезде Советов глав делегаций.

Именно эта дата и является датой образования советского Союза. Однако правительство и министерства были сформированы лишь в июле 1923 года. С этого времени и началась работа над государственными символами – гербом СССР, гимном и флагом.

Описание


Герб СССР, фото которого приведено выше, - это официальный символ государства, который существовал с 1956 по 1991 годы. Он выглядит следующим образом. В самом его центре находится земной шар, обрамленный солнечными лучами и колосьями. Снизу, под солнцем на красной ленте, имеется надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В нижней части пучки колосьев обернуты продолжением ленты, на фрагментах которой также есть аналогичные надписи, но уже на языках республик, входивших в Союз. В верхней точке расположена красная пятиконечная звезда, у которой желтый ободок.

Символика герба СССР

Он символизирует добровольные союзы: рабочих и крестьянства; республик в едином государстве на равноправной основе. Международное значение герба СССР состоит в том, что он выражает идею равенства всех наций, интернациональной солидарности народов, входящих в СССР, с трудящимися людьми всей планеты.

Материки на гербе закрашены светло-коричневым цветом, а надписи сделаны золотыми буквами. Снопы колосьев на государственном гербе СССР призваны показать, что государство является жизнеспособным и процветающим. Солнце дарит свет идей коммунистического общества, предвещая светлое будущее для всех народов Земли.

История


Первый герб СССР был утвержден 06.07.1923 года высшим органом власти в 1922-1938 годах – Центральным исполнительным комитетом (ЦИК СССР). Его описание закрепили в статье 142-й Конституции, принятой в январе 1924 года. В период с 1923 по 1936 год девиз о присоединении пролетариев всех стран был отмечен на гербе на шести языках тех четырех республик, которые в 1923 году входили в СССР. Это русский, украинский, белорусский, армянский, азербайджанский и грузинский.

Но история герба СССР на этом не закончилась. В последующем, с изменением количества республик, входящих в СССР, изменялось и число лент и, соответственно, число языков, на которых был написан девиз. Начиная с 1937 года, картина изменений выглядела следующим образом:

  • с 1937 по 1946 годы – 11 лент;
  • с 1946 по 1956 годы – 16 лент;
  • с 1956 по 1991 годы – 15 лент.

Проекты


Президиумом ЦИК 10.01.1923 была создана комиссия, в задачи которой входила разработка герба и флага. ЦИК утвердил основные элементы символов СССР: серп, молот, солнце, девиз. В феврале этого же года на Гознак был передан заказ на создание герба СССР.

До сегодняшнего дня сохранились эскизы проектов ряда художников. Вот описание некоторых из них, а также и другие факты, касающиеся процесса создания герба.

  • Дунин-Борковский, будучи сторонником классического подхода, изобразил герб в виде щита с серпом и молотом.
  • На Центральном телеграфе в Москве сохранился ранний проект 1923 года: земной шар в окружении колосьев, красная звезда вверху, а серп и молот – по сторонам.
  • Существовал и пятиугольник с расположенными внутри него серпом и молотом, окруженными лучами солнца и индустриальными символами (проект Голядкина Д. С.).
  • Заведующий одним из отделов Гознака Андрианов В. Н. предложил внести в центр герба рисунок земного шара. Это должно было стать символом того, что в СССР может вступить любое государство. Близкими к замыслу Андрианова и к сегодняшнему изображению были эскизы Дрейера Я. Б. и Корзуна В. П. Окончательную целую композицию составил Андрианов.
  • Властные органы внимательно наблюдали за процессом. Так, Авель Енукидзе, бывший в тот момент секретарем Президиума ЦИК, предложил изобразить в верхней части герба вместо вензеля «СССР» звезду красного цвета.
  • Окончательный рисунок был выполнен художником Дубасовым И. И. В его первоначальном проекте девизы были помещены на ленте, находящейся в нижней части. Но потом было принято решение об их размещении на ленточных перехватах колосьев на шести языках.

Принятие и дальнейшие изменения

Рисунок герба был принят вместе с проектом Конституции 06.07.1923 г. на II сессии ЦИК. Окончательно же его утвердил Президиум ЦИК 22.09.1923 г.. На II съезде Советов 31.01.1924 была принята первая Конституция СССР, которой новый герб был официально узаконен. Как уже было сказано выше, в ней содержалось его описание.

В соответствии с Конституцией 1936 года, СССР состоял уже из 11 республик, так как Закавказская республика была разделена на три – Грузинскую, Армянскую, Азербайджанскую. Эти изменения отразились на гербе, где число лент было уже 11, о чем и было сказано в статье 143 Конституции.

Последующие уточнения

О3.09.1940 г. Президиум Верховного Совета принял решение о внесении изменений в герб СССР в связи с тем, что число республик возросло до 16. В это же время проводилась работа, связанная с подготовкой новой Конституции. 03.03.1941 г. был принят новый проект герба, предварительный. Однако препятствием для завершения работы явилась война.

Новый вариант герба был утвержден только 26.06.1946 г. На нем девиз был обозначен уже на 16 языках. К тем, которые уже имелись, были добавлены надписи на таких языках, как молдавский, латышский, эстонский, финский. Что касается республик Средней Азии и Азербайджана, то соответствующие им надписи были сделаны уже на кириллице.

Последние корректировки


После указанных уточнений были сделаны еще некоторые корректировки, которые состояли в следующем:

  • 16.07.1956 г. Карело-Финская республика стала автономной и вошла в состав РСФСР. Как следствие, 12.09.1956 г. одна из лент, с обозначением девиза на финском, была с герба удалена.
  • 01.04.1958 г. девиз на белорусском языке подвергся уточнению. Изменение внесли как в герб СССР, так и в герб Белорусской ССР.
  • Ленты с девизами располагались в соответствии с порядком перечисления республик в Конституции, в статье 13, где они, в свою очередь, соответствовали численности населения в них.

В разные периоды внесение уточнений и новые рисунки герба производились художниками, работавшими в Гознаке – Новским С. А., Крылковым И. С., Чернышевым П. М., Поманским С. А.

Положение 1980 года

31.03.1980 г. Президиум ВС утвердил положение о гербе, которое 25.06.1980 г. было закреплено законом. Согласно этому положению, герб являлся символом:

  • государственного суверенитета Советского Союза;
  • союза рабочих, крестьян, интеллигенции, рассматривавшегося как нерушимый;
  • братства и дружбы наций, народностей;
  • единства всего советского народа – строителя коммунистического общества.
  • на русском языке – в центре снизу;
  • по-украински, по-узбекски, по-грузински, по-литовски, по-латышски, по-таджикски, по-туркменски – с левой стороны, снизу-вверх;
  • по-белорусски, по-казахски, по-азербайджански, по-молдавски, по-киргизски, по-армянски, по-эстонски.

Гербы республик


Гербы были у всех республик, являвшихся союзными. Их описания имелись в Конституциях. В основу проектов этих гербов лег герб СССР, вследствие чего их главными элементами были также серп и молот, и девиз, написанный на языке соответствующей республики. Кроме того, имелось отражение тех особенностей, которые были присущи местной природе, культуре, хозяйству.

У автономной республики гербом являлся герб союзной, в которую она входила. К нему добавлялось наименование автономного образования на его языке, на языке союзной республики и на русском. Девиз выполнялся на языке автономной республики.

На сегодняшний день герб СССР, как и вся его символика, запрещен (наряду с нацистской) в некоторых восточноевропейских государствах на законодательном уровне. К ним относятся Украина, Грузия, Латвия, Литва, Польша, Венгрия. Нужно отметить, что запрет касается публичной демонстрации, за исключением использования в музейных, информационных и подобных им целях. Кроме того, Европейский суд запретил регистрировать торговые марки, предполагающие изображение герба Советского Союза.

Флаг СССР


Наряду с гербом был установлен и государственный флаг. Он выглядел так: красное полотнище прямоугольной формы, на котором у древка, в верхнем углу, были изображены золотые серп, молот и пятиконечная звезда, окруженная золотой каймой. Его ширина относилась к длине как 1:2. Однако первоначальная задумка относительно флага была иной. Об этом свидетельствует запись в статье 71 первой Конституции СССР, которая предполагала флаг СССР с гербом на красном или алом полотнище.

На сегодняшний день никаких свидетельств о том, что такой вид флага был утвержден, а также о том, что был начат его выпуск, не имеется. В связи с тем, что при изготовлении такого флага возникли трудности, 3-й сессией ЦИК 12.11.1923 г. было принято постановление, в котором описание флага соответствует тому, что указано в первом абзаце данного раздела. Окончательно флаг был утвержден в апреле 1924 года.

После распада СССР Российская Федерация 25.12.1991 г. в качестве государства-продолжателя и правопреемника заняла его место в ООН, без процедуры нового вступления. В Нью-Йорке, перед зданием ООН, вместо государственного флага СССР подняли флаг РФ. В тот же день флаг СССР был спущен в Кремле над резиденцией Президента СССР. На станции «Мир» был закреплен самый высокий советский флаг, который был на орбите еще целый год, а затем растворился в космическом пространстве.

Одновременно с принятием проекта Конституции 6 июля 1923 г. на II сессии ЦИК СССР принимает рисунок герба. Окончательно рисунок герба утверждается 22 сентября 1923 г. Председателем Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе. Конституция СССР, принятая 31 января 1924 г., официально узаконила новый герб.

Поначалу на гербе было шесть витков красной ленты. На каждом витке помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском языках. В середине 1930-х годов добавился виток с девизом на латинизированном тюркском, а русский вариант поместили на центральной перевязи. В 1937 г. число девизов на гербе достигло одиннадцати. В 1946 г. - шестнадцати. В 1956 г. девиз на финском языке был удалён с герба. До конца существования Союза Советских Социалистических республик на гербе оставалось пятнадцать лент с девизами (русский вариант на центральной перевязи).

Согласно статье 169 Конституции СССР 1977 г. герб СССР представлял собой земной шар в лучах солнца и в обрамлении колосьев. На его фоне изображены серп и молот. На гербе располагались пятнадцать лент с девизами на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба помещалась пятиконечная звезда.

Подробнее.

Первый государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923. Описание его было закреплено в Конституции СССР 1924 года. В 1923-36 девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был написан на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз СССР); далее, в соответствии с количеством союзных республик, менялось и число красных лент с переводом девиза на гербе. В 1937-46 - 11 лент, в 1946-56 - 16, с 1956 - 15.

Осенью 1922 года на Гознаке начала работу комиссия по выработке советской символики. (В те времена были созданы композиции первых советских марок и купюр.) 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР создал комиссию по разработке государственного герба и флага. Тогда же ЦИК определил главные элементы государственных символов союза: солнце, серп и молот, девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В феврале 1923 года заказ на создание герба был передан на Гознак. Сохранились эскизы проектов герба художников Гознака Д. С. Голядкина, Я. Б. Дрейера, Н. Н. Кочуры, В. Д. Куприянова, П. Румянцева, А. Г. Якимченко, И. Шадра. Интересный проект представил художник К. И. Дунин-Борковский - он как приверженец классической геральдики представлял герб СССР как геральдический щит с серпом и молотом.

Разработкой герба СССР занимались многие художники. Известно множество проектов герба.

Один из ранних проектов (1923) ныне можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве: земной шар окружен колосьями, вверху красная звезда, по сторонам серп и молот. Прорисовка герба выполнена В. Ломанцовым (1992) Проект Д. С. Голядкина - пятиугольник, в середине которого серп и молот в солнечных лучах, вокруг - индустриальные символы. Проект Я. Б. Дрейера - серп, молот, звезда, земной шар, ленты с девизом. Проект В. П. Корзуна уже весьма близок к утверждённому позже гербу СССР. В работу по созданию герба включился и заведующий художественно-репродукционным отделом Гознака В. Н. Адрианов (1875-1938). Именно он, как картограф, предложил внести в герб изображение земного шара. Последний должен был означать, что доступ в Союз открыт всем государствам мира. В общем вся композиция герба была составлена именно Адриановым. За работой над эскизом герба следили органы государственной власти. Например, секретарь Президиума ЦИК А. С. Енукидзе 28 июня 1923 года предложил наверху герба, на место вензеля «СССР», поместить красную звезду. Его ремарка «Вместо вензеля звезду» сохранилась на архивном рисунке В. П. Корзуна.

На заключительной стадии к работе над гербом был приглашён художник И. И. Дубасов, он и выполнил окончательный рисунок. В его первом проекте девизы помещались на красной ленте, закрывающей нижнюю часть герба. Затем было решено размещать девизы на 6 языках на перехватах ленты.

6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР приняла рисунок герба (одновременно с принятием проекта Конституции). 22 сентября 1923 года рисунок герба был окончательно утверждён Председателем Президиума ЦИК СССР А. С. Енукидзе. Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально узаконила новый герб.

Конституция СССР 1924 года содержала описание государственных символов в 11-й главе:

«70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках, упомянутых в ст. 34: „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Наверху герба имеется пятиконечная звезда».

В Конституции СССР 1936 года герб описан в Главе XII «ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА». Статья 143 гласила:

"Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

В конце 1920-х годов на герб был добавлен девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» по-тюркски. Русский вариант девиза переместился на центральный перехват ленты. Подобные гербы печатались на казначейских билетах СССР 1934 года выпуска. Надписи выполнялись на русском, украинском, белорусском, грузинском (национальный алфавит), армянском (национальный алфавит), тюрко-татарском (арабская графика), тюркском (латинский алфавит) языках.

По Конституции 1936 года СССР состоял из 11 республик (ЗСФСР была разделена на Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую Советские Социалистические республики). Лент на гербе тоже стало 11.

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября 1940 года решил внести изменения в государственный герб СССР в связи с изменением числа союзных республик и уточнением написания девиза на национальных языках. Велась работа по подготовке новой Конституции, и 3 марта 1941 года Президиум Верховного Совета принял предварительный проект герба, но завершению работ помешала война. Только 26 июня 1946 года Указом Президиума ВС СССР введён новый вариант герба, девиз на котором был воспроизведён на 16 языках союзных республик. К уже имевшимся надписям были добавлены девизы на молдавском, латышском, эстонском и финском. Причём надписи на языках среднеазиатских республик и Азербайджана выполнялись уже кириллицей.

16 июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР, вследствие чего Указом ПВС СССР от 12 сентября 1956 года шестнадцатая лента с девизом на финском языке была удалена с герба. 1 апреля 1958 года Указом ПВС СССР был уточнён текст государственного девиза на белорусском языке. Он стал звучать как: «ПРАЛЕТАРЫІ ЎCIX КРАІН, ЯДНАЙЦЕСЯ!». Изменение было внесено в герб СССР. Немного ранее, 21 февраля 1958 года, такое же уточнение по указу ПВС Белорусской ССР было сделано на гербе БССР.

Расположение лент с девизами на гербе СССР соответствовало порядку перечисления союзных республик в ст. 13 Конституции, установленному в соответствии с численностью населения.

Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик с 1958 по 1991

Уточнение и перерисовку герба в разное время производили художники Гознака И. С. Крылков, С. А. Новский, П. М. Чернышев, С. А. Поманский. 31 марта 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о Государственном гербе СССР. 25 июня оно закреплено Законом СССР. Согласно этому Положению:

«1. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик является символом государственного суверенитета СССР, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей страны, государственного единства советского народа, строящего коммунистическое общество.

2. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В верхней части герба - пятиконечная звезда. Надписи на Государственном гербе Союза Советских Социалистических Республик на языках союзных республик воспроизводятся на ленте, обрамляющей колосья, в следующем порядке: внизу в центре на русском; снизу вверх с левой стороны - на украинском, узбекском, грузинском, литовском, латышском, таджикском, туркменском; с правой стороны - на белорусском, казахском, азербайджанском, молдавском, киргизском, армянском, эстонском. В цветном изображении Государственного герба Союза Советских Социалистических Республик серп и молот, солнце и колосья золотые; водная поверхность земного шара голубая, материки светло-коричневые; лента красная; звезда красная, обрамленная золотой каймой».

Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик является символом государственного суверенитета СССР, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей страны, государственного единства советского народа, строящего коммунистическое общество.

Описание

Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ». В верхней части герба - пятиконечная звезда . Надписи на Государственном гербе Союза Советских Социалистических Республик на языках союзных республик воспроизводятся на ленте, обрамляющей колосья, в следующем порядке: внизу в центре на русском; снизу вверх с левой стороны - на украинском, узбекском, грузинском, литовском, латышском, таджикском, туркменском; с правой стороны - на белорусском, казахском, азербайджанском, молдавском, киргизском, армянском, эстонском.

История

После образования СССР , в 1922 году была создана Комиссия по выработке советской символики, которая работала на Гознаке (Главное управление производством го сударственных знак ов). 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР создал комиссию по разработке государственных герба и флага Союза ССР. Им были определены главные элементы герба: солнце , серп и молот , которые ранее присутствовали на гербе РСФСР, утвержденным В. И. Лениным , и надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - девиз международного революционного пролетариата.

В начале 1923 года художники Гознака представили множество эскизов будущего герба СССР. Был выбран один из проектов В. П. Корзуна, разработанный при участии В. Н. Адрианова. Для завершения работы над гербом был приглашен И. И. Дубасов, один из главных художников Гознака, чьи рисунки легли в основу большинства казначейских билетов и банкнот СССР.

6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР приняла проект конституции с описанием нового герба союзного государства. Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально утвердила герб СССР.

Первый государственный герб СССР в 1923–36 имел надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в СССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась на перевязях ленты в 1937–46 на 11 языках (упразднение ЗСФСР и включение ее республик непосредственно в СССР), в 1946–56 - на 16 (новые советские республики, вошедшие в Союз ССР в 1940 году), с 1956 - на 15 языках (включение Карело-финской ССР в состав РСФСР в качестве АССР).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации