Славянский ведизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Славянский Ведизм (Веда, Веды - Знание) - vg147

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Славянский ведизм [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Исторические аспекты славянского ведизма.

Славянский ведизм является важным аспектом для изучения в рамках истории религии. Славянский ведизм – это веками накопленный народный опыт облаченный в конву из удивительных мифов и легенд. Ведизм отличается необыкновенной чистотой помыслов. Славяне верили в силу природы. Именно природа являлась для них источником духовного развития.

Очень важно отметить, что приход христианства был воспринят не совсем положительно большинством населения Руси. Долгие годы существовало двоеверие. Именно отсюда и вытекает близость славянских ведических традиций и христианских. Однако суть славянского ведизма не до конца осмыслена учеными изучающими историю религий. Не все источники языческой славянской культуры изучены и поняты специалистами.

1. Славянский ведизм в истории религии

1.1 Понятие ведизм в науке о религии.

Ведизм – "ведать", т. е. "знать". Древние славяне жили по законам вселенной, они знали, что каждый человек – частичка чего-то целого, и были "растворены" в природе и обществе. Бог един и множественнен. Как, например, человек – это муж, огородник, рыбак, охотник и т.д. так и Всевышний – это Род, Сварог, Перун, Лада и т.д. Сначала Бог (Род) создал Любовь, а потом для Любви он создал небеса и всю поднебесную. Все, что существует во вселенной, рождено Богом, поэтому боги для славян были как родственникии, предки. Славяне относились к богам с любовью и славили их.

Одна из важнейших сущностей Бога – Трибог – имеет три подсущности – Явь, Навь и Правь. Явь и Навь – это реальное и мнимое, день и ночь, жизнь и смерть... Правь – правила взаимодействия яви и нави.

Не только в обычном общении, но и в науке встрчается небрежность в отношении употребления терминов "Язычество" и "Ведизм". Первый из них почти всегда употребляется вместо второго, хотя чёткость их разграничения по отношению к древнерусской вере необходима. Одно дело язычество в его общем понимании, например, язычество греков и римлян, которое вошло в искусство Европы Нового времени, и совсем другое "язычество" древних русов и славян, для которого имеется более точный термин – "ведизм". Различие заключается в том, что русское учение, весьма отточенное временем и потому – стройное, существовало на протяжении десятков тысяч лет, тогда как остальные народы, приходя на территорию русской Евразии, по образу и подобию русского ведизма создавали свои языческие учения (языческие – значит "народные"), в чём-то по образу и подобию русского, но со своими местными богами и без глубинного понимания отношений младших богов и Бога Всевышнего. Поэтому русский ведизм – это как бы "классическая" мифология основных жителей Севера Европы, а язычество – его вульгарная копия. Даже сам термин "Язычество" применительно к русскому ведизму считался вплоть до XIX века неприличным, и царская цензура его заменяла на различные синонимы, например, "древняя религия".

Между тем традиции подлинного русского ведизма как не изучались раньше, так не изучаются и теперь, так что данная путаница сохраняется и поныне.

В современном мире слово языческий воспринимается, как определение: "стоящий в опозиции к христианству". Да, язычество и христианство – это "кошка и собака". Причина их духовного разногласия очевидна. Язычество не существовало в течение десятков тысяч лет, как ведизм. Оно есть вырождение ведизма и уже не является учением. Это способствовало представлению о хаотичности бытия, жизнь-де, определяется произволом богов, которых есть великое множество и которые способны то ссориться, то дружить, жениться и изменять и т.п.

Язычество, по большому счёту, исповедует хаос в противоположность ведизму и христианству, которые говорят о космосе – о порядке, об иерархии. Вот например индуистская Веданта. Она говорит об Атмане, Едином духе. Все остальные индуистские боги есть лишь эманация Атмана. То же самое мы видим в русском ведизме: имеется Всевышний, остальные являются его ипостасями. Такой же – иерархический – принцип организации небесных сил исповедует христианство: Бог и Его ангелы. То есть, по большому счёту, ведизму и христианству спорить не о чем. Поэтому если какая-то третья сила желает столкнуть христианство и язычество – она легко это может сделать. Что и показывает история: сначала кровавые гонения на христиан в языческом Риме, потом – преследования уже язычников во всех христианских государствах.

Два ярких исключения имеются из этого мейстрима: Индия и Русь. Рерих, путешествуя по Индии и по Гималаям, поражался, сколь многие индусы почитают Христа не менее, чем своих богов. Христианская же Русь никогда не знала гонений на ведических жрецов. Не потому ли, что эти две ведические страны, никогда не знали язычества, т.е. вырождения ведизма. Мало того, во время "переходного" периода на Руси была смешанная вера. Многие христианские праздники приурочены к ведическим. Проходили божественные службы в одних храмах, были совместные религиозные символы: например – Рогволодов камень. Он есть не валун, а плита, то есть идол.

Ведизм – "ведать", т. е. "знать". Древние славяне жили по законам вселенной, они знали, что каждый человек – частичка чего-то целого, и были "растворены" в природе и обществе. Бог един и множественнен. Как, например, человек – это муж, огородник, рыбак, охотник и т.д. так и Всевышний – это Род, Сварог, Перун, Лада и т.д. Сначала Бог (Род) создал Любовь, а потом для Любви он создал небеса и всю поднебесную. Все, что существует во вселенной, рождено Богом, поэтому боги для славян были как родственникии, предки. Славяне относились к богам с любовью и славили их. Идейной основной русской ведической религиозной культуры является русский ведизм или праведизм праведная вера предшествовавшая ведизму Индии и Ирана. Это древнее монотеистическое вероучение – то есть вера в бытие Всевышнего духовные знания дошедшие до нас в виде народных православных традиций (православием вера русских людей именовалась и до крещения Руси) а также в виде устных преданий и в священных текстах.

Рассматривая ведизм, очень важно знать, что одна из важнейших сущностей Бога в славянском ведизме – Трибог – имеет три подсущности – Явь, Навь и Правь. Явь и Навь – это реальное и мнимое, день и ночь, жизнь и смерть... Правь – правила взаимодействия яви и нави. (Приложение 1)

Один из важнейших магических символов – колесо. В непрерывном вращении нет деления на прошлое и настоящее, времени нет, есть бремя. Человек бессмертен и умирая переходит в другой мир, чтобы вновь родиться через 3 поколения. В колесе существования действует закон кармы (закон причинно-следственной связи).

Эзотерические знания общины передавались из поколения в поколение обрядами инициации.

Про русских до сих пор говорят: "С крестом на шее, да с Перуном в голове"

В основе славянского ведизма лежала идея о том, что путь человека не является равномерным, человек умирает чтобы в следующем рождении скачком перейти на новый качественный уровень. Так душа ребёнка может оказаться душой великого героя, но важнее то, что ребёнок – это будущий взрослый. Забота о детях начиналась задолго до рождения, когда ребёнок рождался, ему давали скрытое имя, которое нельзя было произносить, чтобы никто не смог нанести вреда. Детей одевали в одежду со специальной охранной вышивкой-оберегом и начинали приучать к хозяйству и магическим ритуалам. Например, раз в году дети по утрам совершали магический обряд: они обходили каждый дом (за исключением домов умерших), осыпали дома зерном и произносили магические заклинания, обеспечивающие благополучие дома. Они старались не пропустить ни один дом, ибо это значило лишить дом благополучия и нанести обиду. Конечно, их "дар" требовал "отдара".

Переход детей во взрослое состояние тоже происходил скачкообразно в обрядах инициации. Такие обряды обычно сопровождались сменой имени.

Следует отличать русский ведизм и от иных вер ведического корня: всех разновидностей индуизма зороастризма и иных ибо русский ведизм – суть русская национальная разновидность ведической веры. Соответственно русская ведическая культура – это русская национальная разновидность ведической культуры. Русский ведизм интернационален по содержанию настолько насколько интернациональна сама ведическая вера и национален по образу языку и истоку.

1.2 Мифология славянского ведизма

Славяне – индоевропейцы. По языку и культуре они близки к другим индоевропейским народам. Индоевропейцы когда-то составляли единый этнос и имели единую религию – ведизм.

Религию древних индоевропейцев наиболее полно сохранили Ригведы, книга священных гимнов древних ариев, покоривших Индию во II тысячелетии до н.э. Частично веру ариев сберегла авестийская литература, священные книги древнеиранской религии – зороастризма. Религия древних греков также имеет ведический источник. В поэмах античных поэтов, в трудах историков можно найти немало важных сведений о ведической культуре.

Древние индоевропейцы имели единую историю, потому их мифы в основе своей едины. И именно эти мифы сохранили славянские Веды (так обычно называют все фольклорное наследие, все многотомное собрание славянского фольклора: песни, былины, легенды, сказки и т.д.). Славяне сохранили древнейший слой мифов – мифы о сотворении мира, о рождении богов, о борьбе богов, о Всемирном Потопе. Правда, время наложило на славянские мифы свой отпечаток, они дошли до нового времени в измененном виде.

В мифах древних славян, так же как в мифах иных индоевропейских народов, есть воспоминания об атлантах, погибших во время Всемирного Потопа. Есть и описания мифологического мира: Белого света, населенного людьми и животными, рая – Ирия, где живут боги и праведники, и Пекла – темного царства, где властвуют силы тьмы и томятся грешные души.

Древним славянам были известны атланты-титаны – древние великаны, жившие на Земле до Потопа. Память о них сохранилась в фольклоре: славянские титаны – это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов- -титанов.

Место, где разворачивается действие в славянских мифах, – это северное и южное Причерноморье, обширнейший ареал от берегов Каспийского моря и волжских степей до Приднепровья и Малой Азии. Эти территории в древности были освоены ариями – предками славян и других индоевропейских народов. Мифологическое время заключено в промежутке от III тыс. до н.э. до I тыс н.э.

Для древних славян, как и для других древних народов, место Ирия (рая) и Пекла (ада) было точно определенным. Рай помещался не только в небесах, а ад не только под землей. Древний человек различал "духовный рай", или "небесный рай" и Ирий, посаженный Богом на земле. Также он отличал ад подземный от местности на поверхности земли перед входом в пещеру, ведущую в Пекло.

И к Ирию, и к пекельному царству можно было приблизиться обычным способом – путешествуя по некому пути. Проникнуть же в рай, или в ад смертные не могли, это было доступно лишь богам и героям. Сохранились и рассказы о таких путешествиях, и мы воспользуемся ими, чтобы определить местоположение "земных" рая и ада.

Исходя из научных исследований славянской мифологии и Пекло, и Ирий скрыты под водой. Пекло – у Керченского пролива, а Ирий – сад Гесперид в Мраморном море.

Географические и исторические границы мифологического мира определены.

Конечно, мы не имеем достоверных свидетельств о существовании письменности в древнейшее времяречь идет о III-II тысячелетии до нашей эры. Hо это еще не говорит о том, что письменности не было. Есть основания полагать, что праславяне создали свою оригинальную систему письма – так называемую "узелковую письменность".

2 Славянский ведизм и христианство

2.1 Приход христианства на славянские земли

Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

Византийский писатель VI века определил мировоззрение славян следующим образом: "Славяне, говорит он, – не имеют понятия о неизменном порядке вещей и не признают его влияния на человека. Когда грозит им смерть, или они заболеют, или собираются на войну, то обещают, если вернутся в живых, принести жертву богу за свою душу. И если уцелеют, то приносят обещанную жертву и остаются в уверенности, что купили свое спасение этой жертвой". В этих словах выражается и определенный взгляд на мир.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую. Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

Мироощущение древних славян и вытекающая из него обрядность ярко обрисованы Б.А.Рыбаковым: "Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится … под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. В каждом овине, в таинственном свете подземного огнища, обитали души мертвых предков. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Лесные звери представлялись оборотнями, в большинстве своем враждебными человеку…".

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в международных отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: "А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь". ]

Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

Крупнейшей политической силой средневекового мира в Хв. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом "рабы да повинуются господам своим". Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.

Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной религии.

Русские люди значительно выросли духовно за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли (Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством (это вылилось в форме летописного рассказа "испытания вер") – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.

Наиболее понятными были догматы и теология христианства, которое славянская Болгария приняла от Византии на сто лет раньше. Болгарский язык был настолько близок к русскому, что болгарские книги не переводились, а просто переписывались. На Руси греками и болгарами велась миссионерская деятельность. Во всех городах Причерноморья, с какими приходилось иметь дело русским – Херсонесе, Судаке, Керчи, Тмутаракани господствовало христианство.

С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия).

Христианская церковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной частью в этот класс. В то же время она очень умело, во всеоружии разнообразных средств церковной литературы, искусства, театрализованного богослужения противодействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям вне закона божеского и человеческого.

Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены диплoматические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.

Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Греческая церковь располагала большим фондом богослужебной, богословской, исторической литературы и высокоразвитым искусством (архитектура, живопись). Для Руси благоприятным обстоятельством было то, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке (а не на греческом или латинском) и к концу 10в. создала большой запас переводов христианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, явившиеся "узлами прочности" церковной организации.

Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.

Уже в XI столетии, по свидетельству иностранцев, Киев соперничал по величине, многолюдству и богатству с Константинополем, слывшим первым городом Европы.[

Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым – христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга.

Двоеверием были охвачены даже образованные, просвещенные круги русского общества. Так, безымянный автор "Слова о Полку Игореве", одного из блестящих образцов древнерусской литературы, рассказывает, что его герой едет поклониться храму Пресвятой Богородицы в Киеве – в благодарность за чудесное избавление от плена; но одновременно упоминаются и древние языческие боги, которые также покровительствуют князю Игорю. Автор, являясь и язычником и христианином одновременно, не воспринимает еще разницы между теми и другими.

Крестьянство, неразрывно связанное всей своей жизнью с природой, продолжало, как и в старые времена, обожествлять ее. В заговорах (магических заклинаниях сил природы) обращения к обожествленной природе причудливо смешивались с молитвами к Христу и святым: "Господу Богу помолимся, и святой Деве, и святому Николаю, и святой Пречистой… и тебя прошу, красное солнце, и тебя прошу, ясный месяц, и вас прошу, зори-зореницы…".

В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.

Утратив свое первоначальное значение, пережитки языческих культур славянских земледельческих племен еще в конце 19 в. гнездились в глухих углах нашей страны. "Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси…" – писал в донесении папе римскому кардинал Д΄Эсте в XVв.

Однако было бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры. Связывать расцвет раннефеодальной Руси только с односторонним благотворным действием христианства является глубочайшим заблуждением.

2.2 Отражение влияния христианства на славянскую культуру

Наряду с прогрессивным характером христианизации существовали и побочные отрицательные последствия этого процесса. Пришедшее на Русь христианство подавляло предшествующую ему национальную культуру. Выстроенный ею идеологический барьер на многие века отгородил Русь от Западной Европы и стран Востока, что отрицательно сказывалось на развитие отечественной культуры. Однако в начальный период своей истории, русская церковь была еще недостаточно сильна, чтобы воспрепятствовать общению с "латинами", и должна была проявлять веротерпимость по отношению к католическому миру. На этом фоне не всегда благотворную роль играли тесные связи с византийской культурой, впоследствии пребывающей в состоянии упадка и застоя.

Однако крещение Руси, несмотря на подспудное "пульсирование" языческой восточнославянской культуры, определило характер культуры русского средневековья, как культуры христианской. Христианство византийского образца, впоследствии получившего название православия (т.е. истинной, единственно правильной веры, наилучшего способа прославления Бога), составило ценностно-смысловое "ядро" всей русской культуры. Архитектура и живопись, музыка и поэзия, историческое познание (в виде летописания) и философская мысль, естественно-научные представления древнерусских людей и технические изобретения, хозяйственно-экономический уклад и формы политической организации общества и внешних связей с зарубежными государствами – все было освящено христианской традицией, религиозными идеалами и ритуалами, авторитетом Библии и отцов церкви. И в этом отношении в древнерусской христианской культуре не было ничего принципиально отличного от христианской культуры западноевропейского средневековья.

Древнерусская культура предстает как единое нерасчлененное целое – в совокупности всех творческих усилий, независимо от времени их приложения. Подобная коллективность не встречается в западноевропейском средневековье (при известном типологическом сходстве всех средневековых культур между собой). Древнерусская культура обращена к внутреннему миру человека. Для нее характерен акцент не столько на познании мира, сколько на понимании его, извлечении человеческого смысла, постижении законов нравственной жизни человека

С принятием христианства происходит интенсивный процесс сближения собственных творческих традиций во всех областях культуры. Если окинуть взором все созданное в искусстве и литературе Руси за два с половиной столетия после принятия христианства (вплоть до татаро-монгольского нашествия), то окажется, что русские люди в эту эпоху жили исключительно напряженной духовной жизнью, создавали многочисленные, причем первоклассные, художественные произведения во всех отраслях искусства.

Поразительна не только активность, но и быстрота вхождения в сущность новой идеологии, овладения порой утонченной философской и догматической стороной, активное переосмысление и ассимиляция не только творческих навыков, но и образно-стилистических особенностей восприятия новой художественной культуры.

2.3 Конфликт христианства и ведизма в славянской культуре

Православие было создано и наследовано славянскими народами с родовых племенных времен. Христианство пришло из Византии и появилось позднее, когда с началом укрупнения началось разделение родовых племен на классы. На класс простолюдинов и касту вождей.

В народе высоко ценилась благородное, справедливое поведение и мудрость. Высоко ценилось разумение и понимание смысла. Ведизм и благородство – были центральными и наиболее важными направлениями в религиозной культуре славян.

Наличие ведизма порождало единство мировоззрения и укрепляло культуру, приводило к союзу: науки, философии и религии. Отход от ведизма породил конфликты с жизненным опытом, с наукой и философией.

Однако необходимо отметить тот факт, что принятая славянами сначала версия ведизма затем и христианства была наименее кровопролитной.

Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним. Выше уже говорилось о воздействии религии на народную, "непрофессиональную" культуру. Здесь укажем лишь на вклад православия в становление и развитие "грамотной" культуры, на формирование древнерусской литературы.

Когда слышишь словосочетание "Древняя Русь", то на память приходят размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на Нерли, величественный собор Софии в Киеве. Появление всех этих памятников связано с принятием православия. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета; "Палеи"; "Торжественники"; богослужебная литература – многочисленные "Часословы", "Требники", "Служебники", "Тропари", "Триоди" – Цветная и Постная; "Паремийники", "Лествицы", сборники христианских проповедей – "Златоусты", "Златоструи" и "Маргариты"; жития святых, а также некоторые светские произведения – повести, романы и исторические хроники. Из церковных книг древнерусские люди узнавали о новых нормах морали и нравственности, получали исторические и географические сведения, информацию о живой и неживой природе. Творения "отцов церкви" – Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и др. – органически влились в русскую духовную культуру. Образы, созданные ими, посредством книг прочно входили в русское искусство и послужили источником для поэтических откровений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. А. Фета, великого князя Константина Константиновича.

Древнерусские люди были довольно скромны в быту. Неприхотливы были их жилища, пища, которую они употребляли, проста одежда. Местом красоты был хром – именно там, среди прекрасных икон и фресок, находила приют и успокоение душа человека.

Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей – для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире I Крестителе. Именно он велел "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Ярослав Мудрый, сын Владимира, также приказал учить 300 детей. По мнению некоторых современных исследователей, это вполне могли быть школы высшего типа – своего рода университеты. В них получали знания по богословию, риторике, грамматике. Все больше и больше становилось на Руси людей, "насытившихся сладости книжной". Например, в Древнем Новгороде, как можно предположить исходя из анализа берестяных грамот, читать и писать умело почти все взрослое население.

Древнерусские люди, усвоившие учение Иоанна Дамаскина, считали, что человек состоит из двух субстанций – души и тела. Соответственно, у него есть два ряда органов чувств – чувства телесные и чувства духовные: есть "телесные" очи и "духовные"; "телесные" уши и "духовные". "Умные" очи устремлены к небесам, телесные – "вперены в землю". Подлинный, духовный мир человек может увидеть только "умными" очами, а раскрыть их могут книги. Поэтому именно книги и находились в центре древнерусской культуры. 9 Приложение 2)

Мысль о том, что искусство должно изображать мир, каким его воспринимает духовное око, созвучна не только древнерусской, но и современной культуре. Так, по мнению Ф. М. Достоевского, художник должен смотреть на мир "глазами телесными и, сверх того, глазами души, или оком духовным". Только такое постижение действительности может быть подлинной художественной правдой, реализмом в высшем смысле слова.

В летописи сохранились строки, правда, весьма лаконичные, о создании на Руси при Ярославе Мудром первой библиотеки. Ярослав собрал "писце многы", и переводили они с греческого на славянский язык, и "написали они книг множество", и засеял Ярослав "книжными словами сердца верующих людей". Эти книги – а число их было весьма внушительно – хранились в каменном Софийском соборе, и на них воспитывались поколения русских людей. Библиотеки были и в древнерусских соборах Новгорода, Полоцка, Ростова и многих других городов. Созданы они были и в монастырях одновременно с принятием Студийского монастырского устава.

Переводились книги не только с греческого, но и с латинского, древнееврейского, болгарского и сербского языков.

Древнеболгарский, или, как его еще иначе называют, старославянский, язык лег в основу языка русской культуры – церковнославянского языка. Многие церковные рукописные книги, созданные в Древней Руси, уже сами по себе могут считаться произведениями искусства: они украшены изящными миниатюрами, богатыми окладами, прекрасными заставками и орнаментом, золотыми и киноварными буквами, знаменующими начало "красной строки". Самой древней из дошедших до нас книг считается "Остромирово Евангелие", написанное в середине XI в

Заключение

Славянский ведизм очень важен для русской культуры. Необходимо изучать его особенности и традиции для понимания русского менталитета.

Приняв христианство, восточные славяне встали на равные позиции в отношении религии с ведущими мировыми державами того времени. Естественно, что Крещение Руси было непопулярным в народе шагом. Простые люди не хотели принимать новшества и долго оставались верными своим богам. Ведь приняв новых богов, а точнее бога, русские оставили себе элементы прошлой веры, превратив их в якобы христианские праздники (например, праздник сжигания чучела языческой богини увядания Морены – Масленица, отмечаемая в России и по сей день). И если об одной стороне медали – христианстве – мы знаем предостаточно, то о другой – язычестве – практически ничего.

Принятие христианства принесло как положительные так и отрицательные аспекты в историю славян. Однако славянский ведизм и христианство впитали особенности друг друга. Многие христианские обычаи имеют язычески корни.

Литература

1. Артемьева Т.И. Истки славянского ведизма- М.: Свет 2009

2. Асов Александр Боги славян и рождение Руси– М.: Вече, 2008 г.

3. Асов Александр Мифологический мир ведизма – М.: Вече, 2008 г.

4. Борис Александрович Рыбаков Язычество древних славян -М.: Приора 2000 (переиздание 2-е)

5. Викторов А.Ш. История русской культуры – М.: Прагма 1997.

6. Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002.

7. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. – М., 1992.

8. Златоструй. Древняя Русь. Х-Х1П вв. / Сост., автор. текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. – М., 1990.

9. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX начало XX вв. М.,Просвящение, 1994.

10. Карамзин Н. М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая. – Ростов -на-Дону: Издательство "Феникс",2004.

11. Кацва Л.А. Истрия России с древнейших времен до 19века, М.: "АСТ"2000

12. Лаврентьевская Летопись. ПСРЛ, т.1, в.1, Л., 1962 г.

13. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1, М., 1986, с. 61-82.

14. Лапшина М.Т. История славянской культуры- М.: Вече 2000

15. Никольский Н. М.. История русской церкви – М.: Политиздат 1983

16. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т. 1. М., 1938, с. 138.

17. Радугин А.А. Истлигии – М.: Alma mater.2004

18. Радугин А.А. Культурология – М.: Alma mater.2004

19. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси – М.: Просвящение 1987

20. Сахаров А.М., Муравьев А.В. Очерки русской культуры 9-17 вв. М., 1962. С. 217.

21. Тимощук Б.А. Восточные славяне. От общины к городам. МГУ, 1995.

22. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XXвв. – М.: Хронос 1996.

Приложение 1

Приложение 2

Мир глазами Славян

Приложение 3

Переход от языческого к славянскому

Мировоззрение славяно-ариев – это древнее систематизированное учение, пронизанное глубокими знаниями и опытом наших Предков, с вниманием и трепетом относящихся к окружающему миру, ведающих суть вещей и явлений. Вселенная в представлении славян многомерна и представляет собой структуру, в которой человек живёт в соответствии с основополагающими природными принципами, следуя природно-астрономическим ритмам. Поскольку наши Предки были неразрывно связаны с Природой, являясь её частью, и познавали естественные принципы изнутри, через себя, то и мировосприятие их было живым, динамичным и многомерным, как и сама Природа.

Ведизм

Мировоззрение древних славян отражает широчайший спектр понятий и образов, неразрывно связанных с вселенским космосом и ведической природой. Ведизм – это целостное мировоззрение, ведание основополагающих принципов гармоничного функционирования Вселенной, выраженное в представлении о взаимодействии космических сил, их множественного проявления в едином и единого во множественном. Это не мёртвый свод неких правил или ритуалов. Ведизм, веды – от слова ведать, соответствующие знания традиционно передавались веками устно, от учителя к ученику. Для простых людей на Руси для этого были Баяны, которые путём сказов, сказаний или с помощью песен в упрощённом виде передавали знание. Многие ведические знания зашифрованы в русских народных сказках.

Древних славян часто упрекают в многобожии те, кто не утруждает себя взглядом вглубь, довольствуясь поверхностной информацией. На самом деле по представлениям наших Предков Бог един, имя ему Род, и он проявляется во всевозможных ликах. Древние славяне Родом называли всю Вселенную, включающую в себя всех богов. Род не имеет обличия, ведь он есть всё сущее. Фактически Род – это древнейший архетип единого и безсмертного в пространстве и времени Творца, создавшего весь обитаемый мир, от Земли до звёзд. Все славянские Боги – это воплощения Рода , конкретные земные проявления тех или иных его качеств.

Понятие Единого Бога, проявляющегося во множестве, то есть «многообразие единого» противопоставляется понятию «много разного» как категории разрозненных элементов, не связанных в единое целое. Поэтому обвинение славян в многобожии безосновательно, потому как в нашем космогоническом мире нет места ничему случайному, отрывочному – в нём всё подчиняется незыблемым принципам Природы, тесно переплетено между собой и взаимосвязано.

Много слов произошло от корня "род": роды, родина, природа (то, что при Роде), порода (идёт по Роду), урод (тот, что у Рода). Кстати, слово урод у древних славян имело совсем иной смысл нежели сейчас - первый ребёнок в семье был урод, - у истоков Рода. Есть версия, что пословица «В семье не без урода» имела изначально смысл - не без первого ребёнка. И были, конечно же, родовые общины. Почитались старшие рода. Род – это опора для человека, без него человек никто. В целом если рассматривать - это род человеческий, род вместе с животным и растительным миром, вся Вселенная. Человек воспринимал раньше себя как единое целое со всей Вселенной.

Боги не отделялись от сил Природы. Наши Предки поклонялись всем силам Природы, большим, средним и малым. Всякая сила была для них проявлением Бога. Он был всюду - в свете, тепле, молнии, дожде, реке, дереве. Всё большое и малое было проявлением Бога и вместе с тем самим Богом. Древние русы жили в Природе, считая её своей частью и растворялись в ней.

В противоположность грекам древние русы мало персонифицировали своих Богов, не придавали им человеческие черты, не делали из них сверхчеловеков. Боги их не женились, не имели детей, не пировали, не бились и т.д., божества были символами Природы, её явлений.

Великий Триглав

Вселенная древних Славян сложна и многомерна. Уже многие тысячелетия назад древние Славяне имели стройную систему мировоззрения, которая базировалась на трёх главных факторах: ЯВИ, НАВИ и ПРАВИ. Явь рассматривалась как земная фаза бытия, Навь являлась небесной, или, как бы мы сейчас сказали, тонкой сферой жизни, а Правь выражала Единый Принцип Жизни, который пронизывал обе сферы бытия. И земная и небесная жизнь при этом имели одинаковый статус. На небе, как и ранее на Земле, славяне продолжали трудиться, но уже без врагов и болезней. Жили в окружении Богов, ощущая себя в кровном родстве с «великими родичами». И это составляло естественную, как жизнь зелёного побега, эволюцию, которая возрастала в своей божественности до абсолютной Красоты, и в конце концов создавала живую структуру славянского космоса.

Символом мира, в котором жили славяне, был Великий Триглав. Одна из глав была «белой как свет», - она выражала Явь – окружающий мир, как часто говорится в сказках - белый свет. Именно поэтому она имела белый цвет – цвет чистоты, радости, мира.

Правь – символизирует основной Принцип Мироздания, на котором зиждется Явь. Таким образом, она несёт славянам моральные, нравственные, качественные и мировоззренческие принципы, которыми они руководствуются в жизни. Правь в абсолютном выражении – это Истина, знание которое даёт возможность «одолевать силы тёмные и ведёт ко благу». За Правь нередко приходилось сражаться и проливать кровь, но тот, кто не боялся вступиться за неё, обретал вечную жизнь с Богами и вечную славу.

Навь – является символом Зимы и того мира, который существует до и после Яви, это запредельный Тот Свет, в котором обитают Боги и души умерших Предков. Наши Предки знали, что Явь естественно проистекает из Нави, и опять уходит в Навь, подобно тому, как после зимы приходит весна, и опять наступает осень. Вся палитра включает в себя следующие цвета: белый (Явь), красный (Правь), синий (Навь), голубой (Сварог), оранжевый (Перун), зелёный (Свентовид).

Олицетворение Триглава: Сварог-Перун-Свентовид .

СВАРОГ - это Дед Богов, Начальник всего Рода божьего. Род-Рожанич, дающий всему сущему Жизнь. Сварог - Бог Прави Яви и Нави - основополагающих принципов древней ведической философии, исходящей из триединства мира. Сварог является владыкой всего мироздания. Он - Источник Вечной Жизни, Начало-Начал, Вселенная-Осознающая-Сама-Себя. Понятие Деда Богов у славян доказывает древнейшее происхождение как этого образа, так и философии славянского ведизма в целом.

Второй лик Великого Триглава - ПЕРУН-ГРОМОВЕРЖЕЦ, Бог Битв и Борьбы, который ведёт верных по стезе Прави и вращает Сварожьи колёса Яви, колёса Жизни. Он - Бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразует Вселенную.

Третий лик Великого Триглава - СВЕНТОВИД, Бог Прави и Яви, Бог Света, посредством которого люди приобщаются к миру явному.

Художник Кукель Н.Г.

Обращаясь к цветовому исполнению знака, следует отметить, что Великий Триглав является отображением трёх времён года, трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев в древности, - это пора земледельческих работ (весна), пора cозревания и сбора урожая (охватывала лето и осень) и пора отдыха земли (зима).

Владыкой Весны здесь является Свентовид, в эту пору всё пробуждается, появляется первая зелёная трава - символ жизни. Поэтому цвет Свентовида - зелёный.

Перун - знак Огня, солнечный Бог, его стихия - Лето, цвет – золотой (жёлтый). Сварог – Бог Неба, имеющего голубой цвет. Это и цвет Нави, из которой Сварог сотворил Явь по замыслу Прави. В сфере времён года Нави соответствует Зима.

Таким образом, в знаке Великого Триглава нашёл отображение славянский земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.

Однако, как уже отмечалось ранее, образы древнеславянской философии отличаются многомерностью, и образ Великого Триглава не исчерпывается только указанными функциями. В его символе запечатлены также три основных стихии, почитаемые нашими Предками: ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем же сине-жёлто-зелёным трицветьем.

Сварог, как мы установили, соответствует голубому или синему цвету, цвету Неба и цвету Нави, где обитают Боги и души умерших Предков, ставших Перуничами и Сварожичами. Продолжая поддерживать связь с оставшимися на земле сородичами, они в трудную минуту приходят на помощь, давая мудрые советы во снах либо «материализуясь» в образах птиц, животных, людей. А в часы войны они нисходят целыми ратями с облаков на землю и помогают одолевать врагов. Зная об этом, живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей и в молитвах обращаются к ним со словами благодарности. Разве это не связь, как мы сейчас говорим, с Ноосферой?

Таким образом Сварга - это Воздух, это атмосфера и ноосфера, воздух физический, которым дышат, и воздух духовный, которым питаются души и помыслы.

Перун - стихия Огня. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией, ослепляет их искрами и нестерпимо ярким светом. В этот миг он принимает лик Индры - грозного беспощадного Бога-Воина. Однако для своих детей славян он является Защитником и зачастую выступает как Перун-Вергунец, покровитель урожая. Рассекая своим мечом тучи, он проливает на поля благодатный дождь. Первая утренняя молитва, которую творили славяне, была посвящена Заре, поднимающемуся Солнцу - Сурье и Перуну, огнище которого хозяйки разжигали поутру.

Цвет Перуна от жёлтого до оранжевого, соответствует цвету огня. И, подобно огню, Перун может быть неукротимым и ласковым, испепеляющим пожаром и домашним огоньком, на котором готовят еду. Самим пламенем ведает Семаргл, но возжигает его Перун. Он - Небесный Кузнец, Мастер, кующий мечи и раздувающий горнило. Это его небесный огонь принесла славянам на своих крыльях Птица-Слава.

Перун - солнечный Бог, Бог Лета, Тепла, Света, Огня, всего, что связано с активным жёлто-оранжевым спектром.

Свентовид - стихия Земли. Это возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение всего живого. Зелёный цвет - цвет жизни.

Именно весной славяне справляют свадьбу Отца - Сварога и Матери - Земли, детьми которых они являются, поют песни, радуются, подбрасывают к Сварге венки, сплетённые из цветущих трав. И Земля, оплодотворённая Сварожьим Небесным Быком, пролившим в её лоно серебряные дожди зачинает новую жизнь, вынашивая её в чреве, чтобы к осени разродиться плодами, злаками и прочими щедрыми земными дарами.

Стихия Земли неразрывно связана со стихией Воды и является её неотъемлемой составляющей, поскольку реки протекают по ней, озёра простираются на ней, моря - океаны примыкают к ней и дожди проливаются на неё.

Сварог и Земля глядятся в воду, чтобы быть многоплодными, и рождают сына Вергунца-Перунца, соединяющего Небо и Землю, поскольку он является владыкой Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь, Мать-Земля вздымает руки к небесам и молит сына послать дождь. И Вергунец проливает благодатные потоки на иссохшую землю, и она насыщается влагой и даёт урожай. Либо сам Сварог оглаживает белую бороду и таким образом посылает дождь на иссушенные земли.

Между тем все три лика - «ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА, ПОСКОЛЬКУ СВАРОГ ЕСТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРУН И СВЕНТОВИД». Таким образом, неразрывное единство и взаимоперетекание - вот сущность Великого Триглава.

Божественное начало у славян пронизывает весь Космос, начиная от воплощения в Великом Триглаве, через Триглавы прочие до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич), каждый из которых, тем не менее, занимал своё определённое место в божественной иерархии, являясь составляющими Единого и Неделимого.

Таким образом, ведическое мировоззрение основано на вникании в суть естественных природных механизмов и выстраивании своей жизни в соответствии с принципами из этого вытекающими.

В ведизме не надо верить в существование, например, Бога Солнца Ра, в его могущество и его жизненную силу. Достаточно посмотреть вверх, увидеть Солнце, почувствовать его энергию и увидеть влияние Солнца на жизнь. Не надо верить или не верить в Бога огня Семаргла – с огнём мы постоянно сталкиваемся в жизни. Не нужно ни во что верить, достаточно широко раскрыть свои глаза и сердце и тогда Природа поведает нам все свои живые тайны.

Силы, правящие мирозданием у славян, не были антагонистическими: Чернобог и Белобог – две стороны бытия, как день и ночь, они противодействуют, «сражаются по обе стороны Сварги», но в то же время являются силами, уравновешивающими мир. Так же и с образами МОРА/МОРОКА/ и МАРЫ - Богов Мрака, Зимы и Смерти: угасание, холод - одно из состояний вечного круговорота Вселенной, без распада нет возрождения, без смерти нет жизни. Все проявления в Природе - разновидности её естественного состояния. И это глубочайшее понимание божественных принципов было свойственно древним славянам гораздо более ясно, чем нам, оторванным от Природы, изнеженным «благами цивилизации», часто забывающим свою связь с единым организмом Земли и Космоса.

Мы, потомки ведающих славян, ещё со школьной скамьи были знакомы с Пантеоном греческих, римских, скандинавских, индоиранских, египетских и других Богов. С мифологией этих народов можно легко столкнуться в учебниках и книгах по истории Древнего Мира. Однако в этих книгах нет раздела о Древней Руси (почему? - информация для размышления). В большинстве книг царит мнение, что славяне, как цивилизованный народ, сложились только с принятием христианства, хотя исторические и особенно археологические данные свидетельствуют: наши Предки на протяжении многих тысяч лет сохраняли себя как нацию, берегли свой родной язык, культуру и обычаи, основанные на неразрывной связи с Природой, мужественно отстаивая свою территориальную и духовную независимость. Вокруг рождались и умирали великие государства, империи, а порой навсегда исчезали с лица Земли многие племена и народы, однако наши Предки, обладая глубоким пониманием основополагающих природных принципов и будучи неразрывно связанными с Природой, научились жить в ладу с Природой, став её частью, благодаря чему смогли через века передать нам огонь жизни.

Слава Богам и Предкам нашим

Часто можно услышать такие фразы как «Славянский ведизм», «Ведическая Русь» и т.п. Множество выпущено книжек с подобными названиями. Интернет просто кишит этой терминологией. Но что всё же это такое, Ведическая Русь? Авторы этих трактатов утверждают, что это Русь времён арийского расселения. Часто ведические, славянские корни находят в Греции, Египте и других странах. Авторы утверждают, что это собственно славянские племена, у которых была стройная ведическая картина мира. Некоторые авторы подразумевают под ведическими временами историю славян 40 тысячелетней давности. Некоторые считают, что эти времена были 3-5 тысяч лет назад. К слову, 40 тыс. лет назад жили неандертальцы. Говорить про стоянки древних людей можно, но про ведические цивилизации, летающие на звездных тарелочках, это уже клиника.

Поэтому некоторые ставят знак «=» между Атлантидой и славянской ведической цивилизацией. Показательны в данном случае картины Всевлода Иванова. Авторы, которые утверждают, что время расселения Ариев и есть ведические времена на половину правы. Да, можно назвать эти времена ведическими только для Ариев и в последующем перенявших их культуру индусов. Но, собственно, при чём тут Русская культура? Напомню, что этноним «Русский» правомерен с 12 века. Так, что абсурдно считать ведической Русью времена 12 века. Славянские же племена, даже если учесть мнение Рыбакова, можно датировать 2-4 веками н.э. То же далековато от даты расселения Ариев.

Вот и Артём Винокуров, считает, что Ведическая Русь «Это попытка на основании реальных, заимствованных или сфальсифицированных индоарийских мотивов в славянской и русской культуре и языке выдать средневековые верования славян за ведическую религию, а племена славян до Крещения Руси представить Великой Ведической Державой.

Однако ни археология, ни этнография, ни лингвистика подобных идей не подтверждают. Культурное единство праславян с ариями закончилось, как минимум, 2000-3000 лет до н.э. Русский язык сохранил какое-то количество корней санскрита (например, в названиях чисел), однако, в целом ушёл от него очень далеко. Да о каком языковом «единстве» с санскритом можно говорить, если даже древнерусский язык 10-12 веков мы поймём с трудом сегодня?».

Итак, на чём же базируются авторы этих теорий. Можно назвать нордическую теорию Дёмина и Гусевой. Они, безусловно, интересны, но их выводы не признаются официальной наукой. Это и описание полярной ночи в ведах, это и арийские топонимы гидронимы на территории России и многое другое. Но, эти теории хорошо описывают пути миграции Ариев с севера к Уралу, а потом в Иран и Индию. Естественно, они оставляли культурные следы, что и закрепилось в топонимике. Можно ли говорить о том, что Славяне и Арии один и тот же этнос? Но, и отрицать, что прямо или косвенно, арии повлияли на нашу культуру, мы не можем.

Итак, ведизм, который пытался нам преподноситься как славянский, к нам не имеет практически не какого отношения. И все Славяно-Арийские веды и их пророки, такие как Трехлебов, Левашов и Тюняев, которые пропагандируют славянский ведизм, жестоко обманывают своих последователей. Одно время даже выпускался журнал «Ведическая культура», который в последствии был закрыт.

Для доказательства своей правоты авторы беспощадно подделывают карты. Представляя своим последователям несуществующие карты некогда великой и обширной, то великой Скифии, то великой Тартарии. Карты, грубо сфабрикованы, или выдернуты из контекста. Последователи этих теорий утверждают о том, что ведическая империя была густо заселена русичами, и в последствии был многомиллионный христианский геноцид. Но, если бы, авторы, или их последователи хоть немного знали археологию и историю, то им было бы понятно, что говорить о таком населении это абсурд. Города были не густо заселены. Численность городов в ранее средневековье редко когда достигало 30 тыс. человек. Обычно это 3-5 тыс. человека.

Тема ведической Руси относится к разделу исторического ревизионизма. Говоря простым языком, ведическая Русь, это фантазии современных авторов.

И их значение привлекали внимание исследователей долгие столетия. Тот факт, что для кодирования вед использовался русский язык, установлен довольно давно, а вот сами тайны языка и по сей день все еще не раскрыты. В прежние времена для трактовки символов прибегали к помощи весталок, христианами окрещенных ведьмами. Веды - слово, происходящее от слова «ведаю», что отражает глубинное наполнение мировоззрения.

Общая информация

История славянских вед намного глубже, нежели экзотические индийские традиции, прижившиеся в современном обществе. Ведизм - это глубокая история нашего народа, отражающая особенности его духовности. Ведизм, как считается, является тем самым древнейшим учением, о пришествии которого к людям вещала Ванга.

Нет такой науки, которая могла бы объяснить, как зародились обереги, веды; значение этого мировоззрения также не поддается логическому научному восприятию и систематизации. В это мировоззрение входило представление о наличии некоторой высшей божественной сущности, а также о существовании иерархии среди богов. Выявление высшей сущности, значение для славянских народов, важность этого объекта для формирования духовности на уровне народа - все это не раз становилось объектом исследования выдающихся философ и ученых. В восемнадцатом столетии история Руси и веды были в фокусе внимания Ломоносова, Попова, веком спустя - Толстого и Замалеева. В девятнадцатом столетии работы, посвященные славянскому божественному пантеону, писали Судов, Осипов, иные видные деятели эпохи, но именно в тот период понимание высшего бога нарушилось.

Прошлое и настоящее

Отражающие историю славян до крещения Руси веды - традиция, трактующая божественную сущность неким абсолютом. В настоящее время она прервана, а многое утеряно и забыто. Поскольку знания уходили от людей постепенно, с веками все обширнее становились обсуждения, посвященные тому, каковы правильные имена, какие функции возлежат на богах. В ведах богам не полагалось личное имя, но всем им присуща была светоносность. Первое место в иерархии занимал огонь космоса, пламенный свет, проявлявший себя тысячами ликов.

Любой человек сталкивается с тьмой и светом. Среди людей принято выделять светлых, темных. Первым присущи русые волосы - именно их называют русскими. Они должны были нести свет, именно их называли ариями - отсюда и термин «славяно-арийские веды». Арий означает благородность. Слово, пришедшее к нам из санскрита, в последнее время забывается, скорее вспомнятся распространенные в прежние времена титулы, связанные со светом - «светлость». Изначально они отражали принадлежность человека к числу лучших. Ариец - это благородный человек, несущий свет и дающий своему миру благо. Светлый человек - противоположный темному, противостоящий злу.

Тайное и явное

Немало можно найти в наши дни книг о славяно-арийских ведах - эта тема интересует все большее число людей. Многие наши соотечественники хотели бы вернуться к корням, и ищут пути познания, получения информации. Веды - это одно из самых древних писаний на всей нашей планете. В древности люди стремились сохранить на будущее послания, которые помогли бы последующим поколениям. Они передавали через эти послания свои знания, делились пониманием добродетели, указывали, как можно сберечь дух чистым. Веды, созданные жрецами во времена зарождения учения, выводились очень тщательно, продуманно, аккуратно. До наших дней дошли вырезанные на металлической плоскости послания. Они были созданы так, чтобы не пострадать от ржавчины, не испортиться с годами и веками. В этих посланиях скрыта тысячелетняя мудрость, великие знания, не предназначенные для широкой публики.

Тесно связанные с историей древней Руси до крещения славянские веды - тайные божественные наставления, переданные человечеству, стремящемуся к свету и праведности. Они предназначались для сохранения духовности народа, стремившегося к гармоничному существованию с окружающим миром. Ведическое учение требовало от каждого человека осознавать уровень ответственности за деяния. И в наши дни ведическое учение позволяет осознать связь последствий и причин, познакомиться ближе с древней мудростью, коснуться чистой истины, на которую не повлияли кровавые диктатуры, столь сильно изменившие мир человека в последние века.

Нужно ли мне это?

В истории человечества веды - важный, но незаслуженно забытый шаг развития цивилизации. Как и в прежние времена, так и современному человеку ведическое учение может дать пищу для размышления, большой объем принципиально новой информации, обдумывание которой помогает преобразиться, стать лучше, повернуть свою жизнь к свету. Славянские веды в древности прятались от непосвященных, а затем уровень скрытности стал еще больше - и хранители древней мудрости, и правители стран стремились спрятать учение о свете. Первые старались таким образом сохранить его в целости, вторые - не допустить изменения жизни подчиненных к лучшему.

Считается, что через простые книги веды славян не поддаются познанию и осознанию. Это одна из причин столь скрытного хранения древней мудрости в течение долгих столетий. Считалось, что простые люди еще не готовы к обретению света, не способны познать божественные наставления, пока еще не пришло подходящее время. Даже доступные в наши дни веды полны пробелов, многое еще только предстоит расшифровать - таинственные символы и знаки оставляют простор для воображения и предположений.

Свое и соседское

Известны пришедшие со времен истории Древней Руси веды славян, арийцев. Кроме них, есть индийские веды. Славяно-арийское учение выгодно отличается понятным стилем и слогом. Те люди, что записывали веды столетия тому назад, стремились изложить смысл, исключив вероятность неправильного прочтения, поэтому не применяли витиеватые формулировки. Некоторые веды были доступны всем и каждому, и написаны они были так, чтобы даже маленький ребенок смог понять зашифрованную символами информацию. Через веды детей учили осознавать плохое и хорошее, различать наполнение своих поступков. Современный человек также может знакомиться с такими общедоступными ведами, тем самым войдя в число обладающих древним знанием людей. Не стоит недооценивать ведическое учение, корни которого - в славянских истоках.

Тесно связанные с историей России веды в наши дни доступны каждому, кто заинтересован в них. Достаточно лишь пустить ведическое учение в свою жизнь, тем самым став ближе к славянам. Считается, что это позволит привлечь удачу, познать счастье и найти гармонию в повседневности - а всего этого так не хватает простому человеку в наше время, в бешеном ритме жизни, наполненной сложностями и проблемами. Ведические книги упрощают воспитание детей, поскольку информация в них подается так, что даже маленький ребенок может осознать, что правильно, а как поступать совершенно нельзя.

Для каждого и для всех

Говорят, что немалый вклад внесли русские веды в историю человечества. Если современные люди откроют свои жизни для ведического учения, возможно, это станет путем возрождения нации, государства. Некоторые считают, что именно через веды можно вернуть силу в русских людей, возвысив национальный дух. Веды позволяют на привычное и понятное посмотреть с новой точки зрения, и даже очевидные вещи оказываются не столь банальными.

Веды славян - это путь повышения собственной морали. Человек, следующий такому учению, может быть примером для подражания и объектом для гордости будущих поколений. Славянские веды связаны с национальным самосознанием, гордостью, многими забытой и утерянной в перипетиях последних столетий. Некоторые говорят: ведическая книга должна присутствовать в любом доме, в каждой семье, и тогда постепенно все в жизни встанет на свои места, идеалы вернутся, а чужие идолы будут отринуты.

Связи и культуры

Отличаются ли славяно-арийские веды от индийских, насколько велики эти отличия и какое учение стоит ввести в свою жизнь? Эти вопросы в последнее время становятся все более актуальными, а для их освещения знающие люди выпускают статьи, книги, внушительные труды. Не секрет: сходства между этими двумя учениями и правда много, и во многом это связано с общей языковой базой. Среди прочих индоевропейских два самых близких языка, как говорят лингвисты - русский, санскрит, то есть тот язык, на котором говорили в Древней Индии. Исследование славянской религии показывает ее сходство с индуизмом. В обоих этих течениях наполненные высшим знанием книги именовали ведами. Стоит отметить: в алфавите наших предков третьей литерой была «веди». Некоторые сходства есть и в настоящее время, к примеру, наименование валюты: рупии и рубли.

Довольно удивительное сходство следует из индийских и славяно-арийских вед, отражавших устройство мира. С давних пор считалось, что далеко на севере есть загадочная Гиперборея, и Нострадамус говорил о русских как гиперборейской народности, явившейся из северных краев. В «Книге Велеса», дошедшей до наших дней, есть информация о переходе, совершенном славянами за двадцать тысячелетий до начала нашей эры из-за пришествия холода. Впрочем, современные раскопки окаменелостей также подтверждают: ранее на далеком севере климат был иным. Об этом свидетельствуют и исследования Ломоносова. Еще Плиний Старший писал о гиперборейцах, обитавших вблизи полярного круга. Он же говорил о связи этих людей и эллинов.

Лингвисты, географы и историки: работая вместе

Исследуя веды славян, нельзя не обратить внимание на удивительное сходство некоторых наименований, включая географические назначения. Так, Арктика - слово, образованное от санскритского «Арка», обозначавшего наше главное светило.

Не так давно организованные исследования подтвердили, что около четырех тысячелетий тому назад на территории современной Шотландии царил средиземноморский климат. В Арктике, как показали работы палеонтологов России, порядка 30 тысячелетий тому назад было довольно тепло. Трешников доказывал, что Ледовитый океан порядка 15 тысячелетий тому назад был зоной умеренного климатического пояса.

Особенный интерес веды славян привлекают на фоне географических исследований и анализа работ не только современных, но и написанных века тому назад. Так, Меркатор в 1569 изобразил Гиперборею как материк, сформированный четырьмя островными частями с горой в центре. О такой горе упоминается и в эпосе эллинов, и индийцев. Надежность работы Меркатора подтверждает нанесенный на карту пролив, официально открытый лишь в 1648, а в 1728 получивший имя в честь Беринга. Вероятно, Меркатор формировал кату, ориентируясь на древние источники.

Ряд русских ученых убежден: в водах самого северного океана нашей планеты действительно скрыта гора, вершина которой почти достигает слоя льда. Возможно, наравне с хребтами Менделеева, Ломоносова она затонула не так давно.

Если обратить внимание на составленную в 1531 карту Финея, там также присутствует Гиперборея. Есть она и на созданной в конце шестнадцатого столетия в Испании карте мира. Эта работа и по сей день хранится в национальной библиотеке Мадрида.

Географии и страны

Лингвисты, исследовавшие веды славян, русский и санскрит, предположили: русское слово «мир» имеет те же корни, что санскритское наименование Меру - горы, центральной точки Гипербореи. Мир - это и гармония, и цивилизация, и вселенная, в которой мы живем, а в индийской космологии метафизическая Меру пронизывает планетные полюса, представляя собой ось нашего мира. Вокруг нее вращается человеческий мир, несмотря на отсутствие физического проявления.

Проводя перекрестный культурологический анализ, сложно отрицать присутствие в прошлом северной развитой цивилизации. Впрочем, это не позволяет уточнить обстоятельства, при которых она исчезла, причины произошедшего. Зато с уверенностью можно говорить: в Гиперборее жили люди, славившие иерархию вселенной через божественность, именно поэтому они назывались славянами. Веды древних славян позволяют предположить: люди считали себя божественными солнечными потомками, Ярославами. Каким образом «арий» как термин пришел к славянам, пока установить не удалось, возможно, Яра и Арий - это одно и то же слово, видоизменившееся в разных культурах с веками.

«Книга Велеса»

Из этой книги, дающей довольно полное представление о ведах древних славян, известно, что сильное похолодание стало причиной для Яра увести выживших в южные края. Так с севера люди переселились в Уральский регион, откуда со временем перебрались к Пенджи - индийскому штату, сегодня именуемому Пенджабом. Далее под руководством Яруна они перешли в восточные европейские регионы. Впрочем, в древних индийских источниках эта история записана с немного иными именами, к примеру, Яруна назван Арджуной, что в переводе означает «серебряный» и близко к звучанию латинского наименования серебра. Некоторые связывают термин «белый человек» и Яра, Ария.

Веды славян, история древнего народа показывают, каким важным было для них явление божественности. Люди знали, что они зависят от некоторой внешней великой силы. И в Индии, и в России эти силы персонифицировались как божества. Ритуалы, которые практиковали славяне, были призваны связать человека и силу, обитающую в космической дали. Могущество сущностей было таким, что они могли услышать просьбу любого человека и благосклонно среагировать на нее. Стоит отметить: имена персонифицированных сил у славян и индийцев имели немало общего.

Все взаимосвязано

Веды и история славян наглядно показывают: для русского человека животворящий солнечный лик всегда значил очень многое, поэтому и был обожествлен. Именно исследование Солнца в древней культуре помогает познать многие особенности ведических традиций, в том числе сакрального наименования. Яр, Ярило - именно это имя закодировано в огромном количестве используемые в наши дни слов: вера, мера. Даже «дурак», тот самый Иванушка из сказок, тесно связан с этой ведической традицией - сакральный смысл этого имени обусловлен специфическим жизненным путем, который вынужден проходить былинный герой во всех своих историях. Философы, лингвисты, анализировавшие славянские былины и сказания, доказали: ведизм представляет собой сложную систему мировоззрения, объединявшую все общество древних славян. Из нее следовали приоритеты племени, правила поведения, духовные установки и особенности активности каждого отдельного участника общества.

Не менее значимым было слово «правь», отраженное также в наименовании религии - православие. Правь тесно связана с явью, навью. Ведуны прежних времен знали: бытие иллюзорно, многопланово, и истина - лишь только в божественных заповедях. Самым значимым из них считался закон, отражающий последствия и причины: пожнешь то, что было посеяно. Эта идея исключительно близка к карме, распространявшейся через учение брахманов в Индии.

Славяне, впрочем, знали «карну». Об этом термине говорит в своей работе Асов. Человек, живущий правдой, делает реальным мир своей мечты; правда представляет собой путь от божественного к настоящему. При этом славящий правду считается православным. Существовала в те времена и система, исключительно близкая к современной йоге, а само слово «йог» фактически - «гой», что обозначало славян в древнееврейском языке.

История и религия: тесная связь и ценность

Славянские веды - это не только важный источник представления о жизни в древние времена, это еще и культурный памятник, отражающий тысячелетнюю историю человеческой цивилизации. В настоящее время известно: все веды записывались на одном из трех материалов: дереве, пергаменте и металле. Выбор материала для записи основывался на особенностях текста. Сантиями назывались пластинки, вычеканенные из дорогого металла - чаще всего из золота, которому не страшна ржавчина. На пластинах чеканили сакральные тексты, затем скрепляли их между собой, получая специальные металлические книги. На пергаменте высокого качества писали харатьи, а тексты на дощечках называли волхварями. Считается, что наиболее древние из дошедших до наших дней - это сантии. Посвященные Перуну, они были написаны более сорока тысячелетий тому назад. Именно сантии поначалу именовали ведами, но анализ текста позволил увидеть упоминания об иных источниках, древних даже для авторов Перуновских сантий. В наши дни они либо канули в Лету, либо хранятся в сокровенных местах, а оглашены будут в отдаленном будущем.

Сантии призваны зафиксировать картину миру, в них записаны древние знания. Некоторые считают, что сантии можно корректно назвать архивом важнейших знаний человечества.

Харатьи преимущественно копировали сантии или содержали в себе выписки из первоначального учения. Они были более широко распространены, использовались жрецами для своих нужд. Наиболее древние сохранившиеся харатьи называют «Книгой мудрости», датируют 26 731 годом до начала текущей эры. Записать их было намного легче, нежели выковать сантии, поэтому обширные тексты, исторические сведения преимущественно фиксировали именно так. В легендах сохранилась информация о написанном на двенадцати тысячах подготовленных шкур волов сочинении «Авеста», гласившем о войне между арийскими народностями и китайцами с победой первых. Считается, документ сожжен руками Александра Македонского.

Это любопытно

Предполагают, что в «Авесте» было записано о «Сотворении мира в Звездном храме». Так называют факт мирной договоренности, которая простым людям стала известна как сотворение мира. Звездный Храм - это обозначение года, в котором документ составили. Каждые 144 года в соответствии с древним календарем повторяется именно он.

Согласно ведам, вселенские галактики сформированы эфиром, праматерией, умирающей по мере завершения жизненного цикла. Первые звезды в Галактике, как гласили веды, зажглись в центре - и именно здесь родилась жизнь, постепенно распространившаяся по космосу. Именно в те времена цивилизация была наиболее развита. Наше место обитания, по представлениям древних ведунов, входило в систему из 27 планет с Ярилом в центре, а также астероидов, из которых современные астрономы для многих не могут найти прототипов. Землю именовали Мидгардом. Предположительно, около трехсот тысячелетий климат на нашей земле был совсем не таким, как знаем его мы. Для записи этого документа, как предполагают, использовалась Руника - древняя рунная система арийцев.

Пожелав поближе познакомиться с древними ведическими учениями, стоит в первую очередь поискать «Веды Перуна». Это древнейшее сочинение восстановлено и переведено на понятный простому человеку язык. Считается, что хранители Инглиистической церкви - те люди, кому принадлежит заслуга по сохранению этих древнейших сантий, созданных около 40 тысячелетий тому назад.

Узнать о представлении арийцев о сотворении мира можно из харатьи. Довольно любопытный материал - сказание, посвященное Ясному Соколу, повествующее о чудесах, доступных людям прошлого. Несмотря на простую форму повествования, близкую к сказке, это многоплановое произведение, рассказывающее о высоком уровне цивилизации, бытовавшей в прежние века. Из этого сказа философы заключили: в прошлом арийцы, славяне были способны сознанием, мыслью управлять аспектами реальности.

Любопытным считается «Источник жизни», книга, посвященная легендам, преданиям давних пор. Таковые сборники существовали в прежние столетия, и в каждом древнем роде есть своя частица мира прошлого. «Книга Велеса», упомянутая ранее, не менее любопытна - написанный древними славянами текст рассказывает о мировоззренческой системе и исторических перипетиях славянских племен. Долгие тысячи лет волхвы дополняли и переписывали эту книгу, используя систему письменности, появившуюся до кириллицы. Написанная на божественном языке, «Велесова книга» хранилась на дощечках.

Переводчик «Велесовой книги» Валентин Гнатюк предлагает свою трактовку понятия «ведизм», связанную с реконструкцией древнеславянского мировоззрения.

Термин «ведизм» стал весьма популярен в последнее время. Однако разные люди вкладывают в это понятие совершенно разные смыслы. Для кого-то «ведизм» - это изучение и почитание наследия Индии, её древнейших книг - «вед». Кто-то называет «ведизмом» возрождение славянской древней духовности на основе индийского наследия (откуда родом знаменитые «Вышень» и «Крышень»). Иные говорят о том, что у славян якобы сохранились свои собственные «веды» и даже издают их.

Почему не все поймут «Велесову книгу»? Что такое «ведизм»? Как видели мир наши предки? Из каких элементов состоит «ведизм», по версии Валентина Гнатюка? Что означает глагол «ведать»? Что значит понимать свои собственные знания? Что бывает, если высокообразованный человек не умеет применять свои знания? Как нужно лечить людей, с точки зрения концепции «ведизма»? Как относиться к мировой политике - с точки зрения «ведизма»? Чем отличается славянская гимнастика от всех остальных? Зачем при тренировке тела создавать образы для своих мышц?

Валентин Гнатюк, переводчик «Велесовой книги»: «Велесова книга», она уже более конкретна, она описывает, вернее, не описывает, а она иллюстрирует событиями двухтысячелетней давности, переход славян и так далее. Но она иллюстрирует именно мировоззрение, то есть которое мы считаем, что правильнее всего будет назвать словом «ведизм». Почему? Потому что слово «ведать» некоторые приводят аналогию слова «знать». Это неправильно. Это гораздо более глубокое слово. Не все поймут «Велесову книгу», она написана сложным жреческим языком, даже в переводе. Поэтому мы сделали книгу «Славянский ведизм», где мы объясняем сущность мировоззрения наших предков в простых формах. Это как бы сжато.

Тут о великом треглаве, о философии, о храмах, об исторических событиях, которые, хронология «Велесовой книги» и так далее. Все это сжато здесь. Потому что маленькую книжку легче прочесть, и она написана современным языком, чтоб человеку было понятно. Это с такой целью написано. Ведизм. Ведизм это не обозначает знать, это обозначает триединство. А именно? Ведать – это обозначает иметь знание, то есть знать. Второе его часть – это понимать то, что ты знаешь. И третье – владеть, уметь применять на практике. Потому что я встречал людей с двумя, с тремя высшими образованиями. Но в отношении практики они были как дети. То есть три высших образования, все три у него – золотые дипломы. А в практической жизни никакой человек.

Его любой может обмануть, и он как-то беспомощен. Вот так вот встречается. Почему? Знать много, можно вогнать в компьютер много знаний. В любой библиотеке столько знаний находится. Но библиотека от этого не становится человеком и не становится, не умнеет. А человек берет эти знания, он должен понять их принцип, почему они эти знания такие. И как их можно применить на практике. Вот на основании вот этих трех составляющих, это и есть ведизм. Например, отношение к медицине, к здоровью человека. Если современная медицина рассматривает его со стороны вещественной: вот тело, вот химия, физика, лекарства делают, вот это, вот это. Тут лежит рядом книга «Путь к волхву», «Костоправ».

Это я ездил к одному из волхвов на Дальний Восток. Он конкретно лечил меня, в моем присутствии лечил многих людей, многих я к нему отправлял, лечились тоже по позвоночнику и разным другим болезням. Так он объяснял мне, что ведическое представление о человеке и о болезни рассматривается в комплексе. Нет отдельно. Например, такая болезнь, как сколиоз. Как лечат сколиоз те же самые современная медицина? Делают специальные аппараты, там пробивают эти позвонки, их вытягивают, выравнивают и так далее, и так далее. Но сколиоз от этого не проходит, человек остается инвалидом на всю жизнь.

Потому что любое изменение в человеке, оно комплексное. При том же сколиозе изменяется химическое состояние крови, положение внутренних органов, функционирование внутренних органов, изменяется психика, вплоть до зрения. Все, человек – это единая система, в нем нет отдельно чего-то. И так же мир наш един. В нем нет отдельно, как вот говорят: «События в Сирии, события у них в Сирии, у них в Америке, у них в Украине и еще где-то». Нет фактически, в мире нет и не может быть событий отдельно в какой-то стране. Они всегда связаны воедино. И правильно говорить: «У нас в Сирии, у нас в Америке, у нас в Украине», и так далее.

Потому что все это касается всех нас. И когда люди искусственно отделяются от этого, а искусственно можно что угодно отделить. Но в жизни этого нет, и приходится за это расплачиваться всегда. Поэтому ведизм – это умение применять знание и понимать это. Та же самая гимнастика славянская. Чем отличается славянская от других видов? Опять то же самое. Все основано на этот стержень философии – триединство Явь-Правь-Навь. То есть человек должен понимать, что он делает, какие процессы происходят в его организме. Вот он делает упражнение. Зачем он это делает? И какие процессы это упражнение вызывает в организме.

И плюс он должен давать образ. Тогда работает сознание, подсознание, тело – все в едином комплексе. Если это разделить, то ты думаешь о том, кто тебя обидел, или какой ты вчера фильм посмотрел, результат будет как от обычной физкультуры. Двигаешься – кровь приливает, очищается эти органы, куда приливает кровь. Но такой пользы, чтоб ты достиг больших успехов одновременно и в образности своего мышления, и одновременно в физическом, и одновременно свои мозги развивал – этого не получится. -

* Дополнительная информация:
На сайте « » вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. -

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации