В предложении, как единице связанной речи, все слова различаются по функциям и делятся на основные и второстепенные. Основные члены выражают ключевое оглавление высказывания и являются его грамматической основой. Без них предложение не имеет смысла и не может существовать.
1. Дабы выделить грамматическую основу всякого предложения , нужно обнаружить и подчеркнуть его основные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.
2. Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно неизменно стоит в исходной форме (именительном падеже либо инфинитиве) и, как водится, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее примерно всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» правда не неизменно лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не последователь резких мер. Прилагательным либо причастием: «кто?» сытый голодного не понимает; «кто?» отдыхающие ожидали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до крупна вышли в поле. Составным названием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой.
3. Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т.д. В зависимости от метода выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и трудным.
4. Примитивное глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало?» пришло своевременно. Комбинированное именное сказуемое состоит из 2-х частей (связки и именной части): он «что делал?» был строителем («был строителем» — сказуемое). Комбинированное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали?» перестали ссориться. Трудное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат неизменно «что делал?» хотел трудиться юристом. Последняя часть предложения («хотел трудиться юристом») является трудным сказуемом, так как только все слова в целом дают надобную информацию о подлежащем.
5. Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите примитивное оно либо трудное, состоящее из 2-х и больше примитивных. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от числа примитивных предложения , входящих в состав трудного. Скажем: мы припоздали, так как лил ливень. «Мы припоздали» и «лил ливень» — грамматические основы сложноподчиненного предложения .
6. Обнаружьте в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?», «что?» и определите слово либо словосочетание, которое на них отвечает. После этого от обнаруженного подлежащего задайте вопросы «что делает?», «каков он?» и обнаружьте сказуемое.
7. Если есть только один из основных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не надобно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день»; определенно-собственные, неопределенно-собственные, обобщенно-собственные и безличные (со сказуемом). «Займись делом». «Вас спрашивают». «Разумного человека распознаешь сразу». «Темнее».
8. При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.
На уроках русского языка школьники обязаны овладеть не только навыками грамотного письма, но и знанием видеть конструкцию предложения, выделять его члены. Для этого нужно обучиться выделять основные и второстепенные члены. Как обнаружить подлежащее в предложении? Каковы его основные знаки?
1. Раньше каждого, вы обязаны знать, что все члены предложения делятся на две группы: основные и второстепенные.Основные члены — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.Для того, дабы обнаружить подлежащее, испробуйте поставить к слову вопрос. Оно отвечает на вопрос именительного падежа («кто?» либо «что?»). Скажем, в предложении «Скоро придет весна» на вопрос «что?» отвечает слово «весна». Именно о ней говорится в предложении.Помните, что подлежащим является основный член предложения, тот, что обозначает, о ком либо о чем говорится в предложении. Эти слова традиционно выражаются формой именительного падежа.
2. Подлежащим могут быть имена существительные(почаще каждого), местоимения, причастия, числительные и даже неопределенная форма глагола. Так, в предложении «Жить — родине служить» подлежащим будет слово «жить». Оно является неопределенной формой глагола.Обратите внимание, что в данном предложении между основными членами стоит тире. Это происходит, в том числе, и когда подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.В предложении «Мы отменно передохнули» основным членом предложения, отвечающим на вопрос «кто?» является местоимение «мы».
3. В предложении, в котором есть глагол, подлежащее обнаружить проще. Им является слово, обозначающее того, кто делает действие.Разглядите предложение: «Дети с радостью кинулись к реке».Вы видите, что в нем есть глагол «кинулись».Определите, кто делает это действие. Это слово и будет являться подлежащим. Следственно, слово «дети» отвечает на вопрос именительного падежа, указывает на того, кто делает действие и является основным членом в этом предложении, а именно, подлежащим.
4. Подлежащим может являться и неделимое сочетание слов. Скажем, в предложении «Мужчина с ребенком плыли по реке» подлежащим является словосочетание «мужчина с ребенком».Обратите внимание на глагол «плыли». Он употребляется в форме множественного числа. Следственно и подлежащим будет не одно слово, о словосочетание. Это дозволяет сказать, что действие делает не одно, а два лица.
Видео по теме
Из школьной программы вестимо, что безличными именуются односоставные предложения, в которых указывается на действие либо состояние, возникающее и существующее самостоятельно от носителя состояния либо изготовителя действия.
Безличные предложения
дюже колоритны, коротки. Весомое значение они имеют в диалогах художественных произведений. Зачастую употребляются в разговорной речи. В тексте нередко такого рода предложения
ми выражены состояния природы, окружающей среды, самочувствие человека, его психическое и физическое состояние. Безличными предложения
ми легче сформулировать неосуществимость, неотвратимость действий, отрицание. Также, по словам Дитмара Розенталя, этим синтаксическим конструкциям присущ оттенок инертности, пассивности.По словам иного вестимого лингвиста, Александра Пешковского, с поддержкой безличных предложений дозволено выразить: — легкость действия. Такая конструкция помогает автору показать, что действие происходит само по себе, без усилий человека («Сеялось вольготно…»); — состояние, с которым человек сам не может совладать («Ей не сиделось на месте»);- внезапность поступка. Когда люди сами от себя не ждут таких действий («Вот к ним иду…», — само собою сказалось у Брыкина»);- время, когда действие совершается само по себе, супротив свободы человека. Какие-нибудь поводы, изредка неясные (отсель и безличная форма выражения), останавливают его, принуждают поступить по-иному («Ты что, не мог сказать?», — спросила Таня. «Да как-то не сказалось», — ответил он ей»);- работу памяти, ее прояснения и другие особенности организма («Внезапно голова заработала дюже ясно. Вспомнилось: ехал по выцветшему полю.»);- сердечные процессы, связанные с деятельностью воображения («Теперь вот грезится: заболевать бы недельки на две, на три»);- надежду человека во что-либо, не имеющую под собой оснований. Человек верит, т.к. хочет, дабы это исполнилось («Верилось отчего-то, что весна будет ранняя»);- работу мысли, совершающуюся самостоятельно от того, хочет человек думать об этом либо нет («А еще подумалось, что сейчас все пойдет по-иному»).Таким образом, всеобщее значение безличных предложений — заявление самостоятельного действия (знака), не соотнесенного с деятелем.
Видео по теме
При разборе предложения вначале нужно обнаружить его основу . Таким образом становится внятна конструкция фразы, а также нередко и то, где и как надобно расставлять знаки препинания. Следственно любому человеку, желающему писать грамотно, желанно уметь определять эту основу .
1. Определите, что собой представляет грамматическая основа. Почаще каждого она представлена подлежащим, выражающим объект либо субъект действия, и сказуемым, описывающим действие. Такие предложения именуются 2-х комбинированными. Односоставной основа становится в том случае, если в ней отсутствует один из 2-х элементов.
2. Обнаружьте в предложении подлежащее. Оно должно обозначать то, о ком либо о чем идет речь. Также оно должно отвечать на вопрос «кто?» либо «что?». Подлежащее может быть выражено разными частями речи. Почаще каждого это существительное, стоящее в именительном падеже. Также подлежащим может оказаться местоимение, причем не только личное, но и неопределенное, вопросительное либо негативное. Оно также должно стоять в именительном падеже. Если полагаемое подлежащее — это часть неразделимого словосочетания, скажем, «Уральские горы», то каждая фраза становится частью основы предложения.
3. Выделите в анализируемой фразе сказуемое. Оно должно обозначать действие, делаемое подлежащим либо над ним. Почаще каждого данный член предложения выражен сказуемым, о в этой роли встречаются и отглагольные прилагательные. Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в лице, числе и роде.
4. При выполнении письменного задания подчеркните подлежащее одной, а сказуемое — двумя чертами.
5. При нахождении нескольких подлежащих и сказуемых проанализируйте конструкцию предложения. Если вы видите перед собой два и больше самостоятельных в смысловом плане сочетания членов предложения, то речь идет о трудном предложении с сочинительной либо подчинительной связью. В случае, когда несколько сказуемых относятся к одному подлежащему и напротив, то перед вами примитивное предложение с расширенной основой. Впрочем такие повторяющиеся элементы все равно обязаны соединяться союзом «и» либо разделяться запятыми.
Видео по теме
Грамматической основой предложения называют его наиглавнейшую структурную часть, которая в существенной степени определяет толк каждой фразы. Грамматическую основу в лингвистике часто именуют предикативным ядром. Зачастую встречается и термин «предикативная основа». Это грамматическое явление существует во многих языках.
1. Определите, подлинно ли фраза, которую вам нужно разобрать, является предложением. Часть фраз в русском языке являются единовременно и предложениями, и высказываниями, но есть и такие, которые дозволено отнести только ко 2-й категории. В первом же случае во фразе дозволено выделить члены предложения либо же определить их синтаксические позиции. Как водится, высказывания, состоящие из нескольких слов, являются предложениями.
2. Обнаружьте подлежащее. Данный член предложения обозначает предмет, действие которого описывается в самой фразе. Подлежащее грамматически самостоятельно, оно отвечает на вопросы именительного падежа. Впрочем подлежащее может быть выражено и иной частью речи, которая в данном случае будет исполнять функции существительного. Следственно определите действующий объект, пускай даже он выражен не вовсе привычной частью речи либо существительным не в именительном падеже. Скажем, в предложении ««ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет «ВКонтакте». В то же время в предложении «Общественная сеть «ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет теснее слово «сеть».
3. Определите сказуемое. Оно обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы глаголов. Помните, что сказуемое не неизменно может быть выражено глаголом. Глагольное сказуемое может быть простым либо составным. Во втором случае в грамматическую основу входят оба глагола, то есть стоящий в индивидуальной форме и в инфинитиве. Сочетание подлежащего и сказуемого и является предикативным ядром.
4. Один из основных членов предложения может отсутствовать. При этом высказывание остается предложением, если дозволено определить позицию недостающего члена предложения. Изредка это дозволено узнать только по контексту. Скажем, участники диалога могут обговаривать чьи-то действия и отвечать на вопросы друг друга одним словом. Собеседникам ясно, о ком либо о чем идет речь, они могут только называть действия субъекта. В этом случае грамматическая основа есть, но она состоит из одного члена предложения. Скажем, если прежде собеседники разговаривали о общественных сетях, то один из них может задать вопрос, какая предпочтительнее. Результат «ВКонтакте» является предложением, от того что есть подлежащее и подразумевается сказуемое.
Обратите внимание!
В некоторых случаях частью грамматического ядра являются синкретные члены предложения. Они грамматически связаны и с подлежащим, и со сказуемым и могут единовременно являться подлежащим и, скажем, обстоятельством.
Полезный совет
Будьте исключительно внимательны в случаях, когда в предложении встречаются фразеологические циклы. Подлежащее может быть выражено таким циклом, и тогда в грамматической основе будет не два слова, а несколько, причем поделить их немыслимо.
Грамматическому разбору предложений уделяется крупное число времени на уроках русского языка, его непременно включают в программу итогового контроля. Школьникам нужно уметь верно определять грамматическую основу предложения, чай в случае ошибки все задание будет считаться невыполненным.
Вам понадобится
1. Наблюдательно изучите предложение. Помните, что определение грамматической основы — это первая стадия, с которой начинается его обзор. В любом предложении есть основа! В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, но может быть представлена лишь одним из них. Такие предложения именуются двусоставными и односоставными, соответственно. В трудных предложениях зачастую присутствуют две грамматические основы либо огромнее.
2. Обнаружьте в постигаемом предложении подлежащее и подчеркните его. Дабы не перепутать подлежащее и дополнение, следует помнить о том, что подлежащее отвечает на вопросы «кто? что?». Оно может быть выражено как существительным либо местоимением, стоящими в именительном падеже, так и другими частями речи: прилагательным, числительным, глаголом. В случае, если местоимение в предложении стоит в другом падеже, то с крупной вероятностью оно будет являться дополнением. Подлежащее может состоять из одного либо нескольких слов и подчеркивается при разборе одной горизонтальной линией.Ему горячо. (Подлежащего в этом предложении нет, сказуемое — горячо). Стены украшали прекрасные картины. (Картины — подлежащее, украшали- сказуемое). Сильнейший из детей стремительно прибежал к финишу. (Сильнейший из детей- подлежащее, прибежал — сказуемое).
3. Обнаружьте сказуемое и подчеркните его. Для этого нужно задать вопросы от подлежащего «что делает? какой он?». Почаще каждого сказуемое выражается глаголом, но, как и в случае с подлежащим, могут быть использованы другие части речи: существительное, прилагательное, наречие. Глагольное сказуемое может быть представлено одним либо несколькими словами. При разборе оно подчеркивается двумя параллельными горизонтальными линиями. Ученики не обнаружили тетради. (Ученики — подлежащее, не обнаружили- сказуемое). Умственная игра — шахматы. (Шахматы- подлежащее, игра — сказуемое). Стемнело. (Предложение состоит из одного сказуемого). Мне необходимо выйти на следущей остановке. (Комбинированное сказуемое — надобно выйти)
Для того дабы осознать грамматическую конструкцию предложения, нужно раньше каждого обнаружить его основу. Для этого используйте способы, разработанные лингвистами. При понимании основы предложения вы сумеете, скажем, верно расставить знаки препинания.
1. Узнайте, что собой представляет грамматическая основа. Это основные члены предложения — подлежащее и сказуемое, которые традиционно и составляют стержневой толк предложения. В некоторых случаях предложения могут содержать в себе только подлежащее либо только сказуемое, а также несколько слов, исполняющих идентичные функции основных членов предложения.
2. Обнаружьте подлежащее. Почаще каждого оно выражено существительным либо местоимением. В этом случае оно непременно стоит в именительном падеже и отвечает на вопрос «кто?» либо «что?». В редком случае роль объекта либо субъекта действия в предложении играет числительное либо даже целое словосочетание. Если вы видите в предложении имя собственное в именительном падеже, крайне видимо, что это будет подлежащее.
3. Определите сказуемое в предложении. Оно обозначает действие предмета, тот, что является подлежащим. В большинстве предложений сказуемое — это глагол, координированный с подлежащим в числе и роде. Также данный член предложения может выражаться глагольными словосочетаниями, отглагольными прилагательными и даже существительными. Глагол должен отвечать на вопрос «кто делает?» либо «что делает?», грамматически координированный с первой частью основы предложения.
4. Подметьте в предложении обнаруженную основу. Подлежащее подчеркните одной постоянной горизонтальной чертой, а сказуемое — двумя.
5. Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую конструкцию предложения. Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с ином грамматически и по смыслу, то это указывает на примитивное предложение. Наоборот, если они самостоятельны и имеют независимое значение, то перед вами предложения с двумя либо больше основами, между которыми есть сочинительная либо подчинительная связь.
Видео по теме
Обратите внимание!
Будьте внимательны, если в предложении есть слова «быть», «являться», «казаться». Подчеркнув только их, легко ошибиться и пропустить еще одну часть сказуемого.
Полезный совет
Слова «дозволено», «надобно», «невозможно», «нужно» входят в комбинированное сказуемое.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых
Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением - одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что же является ядром предложения.
Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов - подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:
Сумерки. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).
Небо меркло - грамматическая основа простого предложения.
Кто? мы - подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.
Мы что делали? плыли - сказуемое.
Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.
Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).
Охранять (инфинитив) природу - значит охранять Родину.
Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.
Девочка поет. Девочка пела. Девочка будет петь.
Вы будете в этом доме жить?
Мы не будем говорить о прошлом.
Пусть радуются дети всей Земли!
Пускай она пройдет в сад.
рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.
Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.
Ты должен рассказать мне об этом случае.
Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.
Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.
Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть) . Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.
Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.
Предложение - это наименьшая единица общения. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями.
Воды струились тихо.
Что? - небо. Это подлежащее, которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.
Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).
Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)
Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.
Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.
Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.
Давай обсудим наши планы.
Вы только начинаете жить!
Дождь перестал накрапывать, и выглянуло яркое солнце.
Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?
Собравшиеся хотели услышать старинную песню.
Все рады помочь тебе.
Греки считали, что мир есть гармония и ритмика.
Ртуть тоже металл.
russkiiyazyk.ru
Уже расходились хороводы; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).
Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?
Что говорится о небе? Небо что делало? меркло - это сказуемое.
Мы плыли - грамматическая основа.
Кто (местоимение) не работает, тот не ест.
Девять (числительное) делится на три.
Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.
Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое, которое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола. Такое сказуемое называется простым глагольным - ПГС.
Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:
Когда ты будешь завтракать?
Мой друг не будет рассказывать об этом.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.
Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:
Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:
Мы готовы незамедлительно выехать.
Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.
Вода у берегов озера была кристально чистая.
Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Подлежащее - это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего
Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного
Трое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительного
Сытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительного
Отдыхающие весело проводили время.
Дорогу осилит идущий .
Завтра обязательно наступит.
Далече грянуло ура .
Мы с друзьями выехали раньше.
Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глагола
Сочинять - моя стихия.
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры :
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
Смотрите также :
Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать - простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3 . Другой трудный случай - это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба - вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример : Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример : Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо
еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.
Подлежащее.
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.
— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;
У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.
— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
Лучший из учеников быстро решил эту задачу.
— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;
Что-то такое ничтожное завязано в платке.
— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).
Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).
Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).
Прожить по-барски – это дворянское дело
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами
Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно - подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения - Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман . Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман . А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.
Грамматическая основа - подлежащее и сказуемоеДля того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что - сказуемое. Итак, оба они - главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое - глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик - это гриб (существительное + существительное).
Односоставные и двусоставные предложения
Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член - односоставными.
Предложения с одной или несколькими грамматическими основами
В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния . Загремел гром . Мы идём в кино . А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк . Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.