Как социальный институт наука выполняет в обществе. Наука как социальный институт

Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.

Наука как социальный институт включает в себя

1. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;

2. разделение и кооперацию научного труда;

3. четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;

4. научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;

5. экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

3 группы социальных функций науки : культурно-мировоззренческая – предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования; как непосредственная производительная сила – создание каналов для практического использования научных достижений; социальная сила – двигатель НТП. Одним из важнейших открытий в области исследования науки как социального института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но иногда и противоречат друг другу.

Наука - это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

Совокупность знаний и их носителей;

Наличие специфических познавательных целей и задач;

Выполнение определенных функций;

Наличие специфических средств познания и учреждений;

Выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

Существование определенных санкций.

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Для современного институционального подхода характерен учет прикладных аспектов науки. Нормативный момент теряет доминирующее место, и образ «чистой науки» уступает образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения новых направлений научных исследований и научных специальностей, формирование соответствующих им научных сообществ, выявление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Исследования Мертона раскрыли зависимость современной науки от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. Было показано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей. Набор базовых ценностей варьируется, однако в настоящее время ни один из научных институтов не будет сохранять и воплощать в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения, так же, как и связь науки с паранаучными видами знания.

Институциональность современной науки диктует идеал рациональности, который всецело подчинен социокультурным и институциональным требованиям и предписаниям. Процесс институционализации включает в себя следующие компоненты:

– ответственную за производство нового знания академическую и университетскую науку;

– концентрацию ресурсов, необходимых для научных инноваций и их внедрения, – банковская система и система финансирования;

– легитимирующие инновации представительские и законодательные органы, например ученые советы и высшие аттестационные комиссии в процессе присуждения научных степеней и званий;

– институт прессы;

– организационно-управленческий институт;

– судебный институт, призванный разрешать или прекращать внутринаучные конфликты.

В настоящее время институциональный подход является одной из доминирующих инстанций развития науки. Однако он имеет недостатки: преувеличение роли формальных моментов, недостаточное внимание к психологическим и социокультурным основам поведения людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальных возможностей развития.

Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей, а также - одна из форм общ. сознания.

Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Наука как социальный институт на всех его уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей обязательных для людей науки (плагиаторы изгоняются).

Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

Совокупность знаний и их носителей;

Наличие специфических познавательных целей и задач;

Выполнение определенных функций;

Наличие специфических средств познания и учреждений;

Выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

Существование определенных санкций.

Взаимоотношения науки как социального института и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества и, в свою очередь, дает обществу то, что необходимо для прогрессивного развития последнего.

Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурными особенностями научной деятельности являются:

Универсальность (общезначимость и «общекультурность»),

Уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью, неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),

Нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),

Персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),

Дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),

Демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),

Коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Особенности развития науки на современном этапе:

1) Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой природы;

2) Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

3) Укрепление и всё более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного;

4) Внедрение времени во все науки, всё более широкое распространение идеи развития;

5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении;

6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта;

7) Ещё более широкое применение философии и её методов во всех науках;

8) Усиливающаяся математизация научных теорий увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности;

9) Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).

Наука как социальный институт.

Наука как познавательная

Деятельность

Наука как производительная

Сила и социальная технология.

Научное сообщество.

Наука как познавательная

Деятельность

Наука - это особая сфера культуры, связанная с выработкой, обоснованием и системной организацией объективных знаний о мире.

Знания вырабатываются в результате познавательной деятельности.

Познавательная деятельность может иметь

и эстетический ,

и этический ,

и религиозный ,

и непосредственный жизненно -практический характер.

Однако в наиболее теоретически развитом виде она предстает в научном познании.

Именно теоретическое знание, разрабатываемое наукой, является наиболее упорядоченным, логически строгим и эмпирически обоснованным.

Научному знанию присущи:

Изучение сущностных взаимосвязей и обобщенных закономерностей;

- рациональный характер построения научных концепций;

Высокая степень системной организованности;

Использование по возможности формализованных языков , логически обоснованных доказательств .

В научном познании существенную роль играют такие регулятивные принципы как

принцип соответствия ”,

принцип инвариантности ”,

«принцип верификации »,

принцип фальсификации ”,

принцип простоты ” и др.

Научные знания помогают человеку постигать мир и свое место в нем, добиваться успехов в профессиональной деятельности, упорядочивать жизненный опыт, разумнее выстраивать ценностные предпочтения, лучше представлять, что может ожидать впереди…

Наука как социальный институт.

Науку, как социальный институт , характеризуют:

1) Коллективное сотворчество;

2) Организационно-управленческая структура (разумеется, это характеризует и другие сферы культуры);

3) Экспериментально-техническая база;

4) Связь с производством. Конечно, для гуманитарных наук эта связь не столь очевидна, как для наук технических и естественных. Подобная связь проявляется в довольно многообразных формах (книгопечатание, изготовление художественных репродукций, изготовление красок, производство музыкальных инструментов, кино- и телеаппаратуры).

БСЭ. В 17 - начале 18 вв. в Европе наука стала обретать форму социальногоинститута . Именно тогда появились первые научные общества и академии, а также стали издаваться научные журналы.

На предыдущих этапах накопление и развитие научного потенциала шло в основном неформальным образом (сохранение опыта и традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения учёных).

До конца 19 в. Н. оставалась «малой », занимая в своей сфере относительно небольшое число людей.

На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки - крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда.

Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую ».

Современная наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами.

Она пронизывает не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу.

В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат.

… Возникновение «большой» Н. в первую очередь было обусловлено изменением характера её связи с техникой и производством.

Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству.

Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система «наука - техника - производство», в которой науке принадлежит ведущая роль.

В эпоху научно-технической революции Н. постоянно трансформирует структуру и содержание материальной деятельности.

Наряду с естественными и техническими Н. всё большее значение в современном обществе приобретают общественные Н., задающие определённые ориентиры для его развития и изучающие человека во всём многообразии его проявлений.

На этой основе происходит всё большее сближение естественных, технических и общественных Н.

В условиях современной Н. первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием Н.

Концентрация и централизация Н. вызвала к жизни появление общенациональных и международных научных организаций и центров, систематическую реализацию крупных международных проектов. В системе государственного управления сформировались специальные органы руководства Н. На их базе складывается механизм научной политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие Н.

Первоначально организация Н. была почти исключительно привязана к системе университетов и др. высших учебных заведений и строилась по отраслевому признаку.

В 20 в. широко развиваются специализированные исследовательские учреждения. Обнаружившаяся тенденция к снижению удельной эффективности затрат на научную деятельность, особенно в области фундаментальных исследований, породила стремление к новым формам организации Н.

Получает развитие такая форма организации Н., как научные центры отраслевого (например, Пущинский центр биологических исследований АН РАН в Московской области) и комплексного характера (например, Новосибирский научный центр). Возникают исследовательские подразделения, построенные по проблемному принципу. Для решения конкретных научных проблем, часто имеющих междисциплинарный характер, создаются специальные творческие коллективы, состоящие из проблемных групп и объединяемые в проекты и программы (например, программа освоения космоса). Централизация в системе руководства Н. всё чаще сочетается с децентрализацией, автономией в проведении исследований. Широкое распространение получают неформальные проблемные объединения учёных - так называемые невидимые коллективы. Наряду с ними в рамках «большой» Н. продолжают существовать и развиваться такие неформальные образования, как научные направления и научные школы, возникшие в условиях «малой» Н.

В свою очередь, научные методы всё более применяются как одно из средств организации и управления в др. областях деятельности.

Массовый характер приобрела научная организация труда (НОТ). Она становится одним из главных рычагов повышения эффективности общественного производства.



Внедряются автоматические системы управления производством (АСУ), создаваемые с помощью ЭВМ и кибернетики. Объектом научного управления всё в большей мере становится человеческий фактор, прежде всего в человеко-машинных системах.

Результаты научных исследований используются для совершенствования принципов управления коллективами, предприятиями, государством, обществом в целом.

Важное значение для Н. имеют национальные особенности её развития.

Они выражаются

В распределении наличного состава учёных по различным странам,

Национальных и культурных традициях разработки отдельных отраслей Н. в рамках научных школ и направлений,

В соотношении между фундаментальными и прикладными исследованиями в масштабе страны,

В государственной политике по отношению к развитию Н. (например, в размерах и направленности ассигнований на Н.).

Однако результаты науки - научные знания являются интернациональными по своему существу.

Воспроизводство Н. как социального института тесно связано с системой образования, подготовки научных кадров. В условиях современной научно-технической революции ощущается определённый разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в средней и высшей школе и потребностями общества (в том числе и Н.). С целью ликвидации этого разрыва в систему образования интенсивно внедряются новые методы обучения, использующие новейшие достижения Н. - психологии , педагогики , кибернетики. Обучение в высшей школе обнаруживает тенденцию приближения к исследовательской практике Н. и производства.

В сфере образования познавательная функция науки тесно связана с задачей воспитания учащихся как полноценных членов общества, формирования у них определённой ценностной ориентации и нравственных качеств.

Практика социальной жизни убедительно показала, что идеал Просвещения, согласно которому всеобщее распространение научных знаний автоматически приведёт к воспитанию высоконравственных личностей и справедливой организации общества, является утопическим и ошибочным. Этого можно достигнуть только путём коренного изменения общественного строя.

Изучение различных сторон Н. ведётся целым рядом её специализированных отраслей, куда входят история Н., логика Н., социология Н., психология научного творчества и т.п. С середины 20 в. интенсивно развивается новый, комплексный подход к изучению Н., стремящийся к синтетическому познанию всех её многочисленных аспектов, - науковедение.

Юдин СоцЭнц Прогрессирующая специализация научного деятельности ведет к тому, что для этого оказывается необходимой профессиональная подготовка.

Ее начинают обеспечивать социальные институты образования, с которыми у Н. устанавливаются интенсивные взаимосвязи.

В свою очередь составной частью науч. деятельности становится деятельность, направленная на воспроизводство социального института науки, на оформление, обобщение и систематизацию результатов науч. исследований, которые организуются по нормам учебного предмета.

Особо представлю концепцию Мертона.

Келле СоцЭнц.Он разработал концепцию науки как социального института, в рамках которого осуществляется науч. деятельность.

Этот институт обеспечивает компетентную оценку результатов научного труда и соответствующее этим рез-там вознаграждение ученого в виде признания, премий и т.д.

Принадлежность к институту науки требует соблюдения определенных моральных норм, образующих "этос" науки.

Но противоречивость складывающихся в ходе науч. деятельности ситуаций, конкуренция между учеными, борьба за приоритет делают их поведение амбивалентным.

Среди общих социальных условий, наиболее благоприятствующих развитию науки, Мертон называет демократию .

Чтобы доказать это, он изучал положение науки в фашистской Германии и показал, что духовная диктатура нацизма, его расистская идеология привели к упадку немецкой науки.

Наука как социальном институте

В современном мире наука предстает не только как индивидуальная научная деятельность ученого, но и как сообщество ученых, образующих в своей совокупности социальный институт.

Определение 1

Наука как социальный институт – это особая сфера организации деятельности, выражающая форму сознания ученого сообщества , и общественный институт, форма которого выработана в ходе исторического развития цивилизации.

Наука в рамках социального института организует особый тип взаимодействия между учеными, нормы научного труда. Наука здесь приобретает форму учреждения: исследовательского института или научной школы.

Можно выделить ряд функций науки как социального института:

  1. формирование общественного мировоззрения, картины мира;
  2. наука как производственная сила, создающая новые технологии;
  3. расширение применения научной методологии: использование ее для анализа общества и социальных отношений.

Институализация науки

Начало институализации науки относится к $XVII в.$ К тому времени, когда начинает формироваться наука как самостоятельное общественное явление. Наука становится основой производства и технологии. В это время в европейских странах появляются первые академии наук, начинают издаваться научные журналы.

Следующей вехой в истории развития науки как социального института стало создание научных лабораторий и научных институтов, оснащенных надлежащим техническим оборудованием. Наука превращается в «большую науку» и окончательно приобретает форму социального института. Она устанавливает связь с политикой, промышленным и военным производством.

Наравне с этим появляются научные школы, формирующиеся вокруг определенной теории или ученого. Это способствует воспитанию нового поколения исследователей и открывает пространство для дальнейшей генерации новых идей.

Кроме того, вместе с официальными сообществами в среде ученых формируются «неформальные» группы ученых, предназначенные для частного обмена опытом и информацией.

«Этос» науки

Р. Мертон, социолог науки, в $середине XX в.$ формулирует принципы, устанавливающие поведение ученого в рамка науки как социального института. Данные императивы составляют «этос» науки.

  1. Универсализм . Наука не предполагает личного знания. Результаты научного исследования объективны и применимы во всех аналогичных ситуациях, т. е. универсальны. Кроме того, этот принцип утверждает, что степень научного вклада и его ценность не может зависеть от национальной или какой-либо другой принадлежности.
  2. Коллективизм . Любое научное открытие является достоянием сообщества. Поэтому ученый обязан публиковать результаты своих исследований.
  3. Бескорыстность . Данный принцип направлен на искоренение из науки «нездоровой» конкуренции, жаждущей финансового обогащения. Ученый должен иметь своей целью достижение истины.
  4. Организованный скептицизм . С одной стороны, этот принцип подтверждает общеметодологическую установку науки, на основании которой ученый обязан подвергнуть объект своего исследования критическому анализу, с другой же стороны, в рамках самой науки ученые должны критически рассматривать результаты своего или предшествующего исследования.

Приращение знания и технологии

Наука как социальный институт подвержена схожим с социальными процессам. В науке возможно «нормальное развитие» и революции. «Нормальное развитие» предполагает постепенное наращивание знаний. Научная революция стоит на позициях смены парадигмы, общей системы научных методов и взглядов на свои фундаментальные основы.

Современное общество во многом зависит от науки. Она формирует у человека представление о мире и дает ему технологии для жизни в нем. В современных условиях научное открытие – это появление новой технологии. Уровень развития науки определяет степень технологической оснащенности промышлености. Технологизация науки является причиной многих глобальных проблем современности, в основном связанных с экологией.

Долгое время научными исследо-ваниями занимались отдельные энтузиасты из числа любознатель-ных и обеспеченных людей. К тому занятия наукой в течение длительного времени не требовали ни больших средств, ни сложного оборудования.

Но уже начиная с XVIII века наука по-степенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учрежда-ются академии, пользующиеся поддержкой государства. С даль-нейшим развитием науки происходит неизбежный процесс диффе-ренциации научного знания, который к середине XIX в., привел к дисциплинарному построе-нию научного знания.

На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институционализации.

Понимание науки как социального института .

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно зна-чимые функции. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках итальянский философ и историк Д. Вико (1668 - 1744). Свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера . Так, О. Конт (1798 - 1857) в качестве важнейших органов общества как социального организма называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство.

Понятие социальный институт предполагает:

Наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

Эти механизмы выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В соответствии с таким пониманием социальный институт науки - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являют-ся особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального институ-та - производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.


Одной из наиболее развитых концепций науки как социального института является концепция американского социолога Р. Мертона (1910 - 2003). Она ба-зируется на методологии структурно-функционального ана-лиза, с позиций которого любой социальный институт, - это, прежде всего, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения.

Наука как социальный институт - это сообщество, имеющее:

Представление об общности цели,

Самоорганизацию.

В этом институте отсутствуют :

Механизмы власти,

Прямое принуждение,

Фиксированное членство.

С точки зрения Мертона, цель науки как социального института - постоянный рост массива удос-товеренного научного знания.

Для стимулирования деятельности каждого члена научного сообще-ства исторически вырабатывается система поощрений и вознаграждений. Высшей формой поощрения является признание научным сообществом приоритета вклада в науку. Этот вклад удос-товеряется научным сообществом в различных формах (статья в журнале, доклад на конференции и т. д.).

Р. Мертон сформулировал также четыре императива, которые регулируют деятельность научного сообщества: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие.

Универсализм . Научные высказывания долж-ны быть универсальны, т. е. справедливы везде, где имеются ана-логичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана.

Коллективизм предписывает ученому передавать резуль-таты своих исследований в пользование сообществу, научные ре-зультаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние.

Бескорыстие предписывает ученому строить свою деятель-ность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет ника-ких интересов.

Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Ученый дол-жен быть готов к критическому восприятию своего результата.

Для того, чтобы научное сообщество, как сообщество ученых-профессио-налов, могло эффективно действовать, в нем должна быть развита эффективная инфор-мационная и коммуникативная инфраструктура , благодаря которой обеспечивается координация работы над умноже-нием одного и того же корпуса научного знания.

Основной формой организации научного сообщества в классической науке является научная дисциплина , как базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании облас-ти научного знания и сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспро-изводства соответствующей отрасли науки как профессии.

Высокая эффективность дисциплинарной организа-ции напрямую связана с постоянной интенсивной работой по под-держанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообщес-тве, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими инс-титутами и пр.).

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Превращение науки в один из социальных институтов общества совершается в историческом процессе ее институционализации - длительном процессе упорядочивания, стандартизации и формализации отношений по поводу производства научного знания.

Становление дисциплинарной структуры науки привело к тому, что задачи, которые реально осуществлял отдельный мыслитель, теперь решаются усилиями коллективного субъекта познания - научного сообщества, объединенного посредством определенных типов организации, отражающих специфику научной профессии.

В рамках такого типа организаций осуществляется научная коммуникация - профес-сиональное общение, т.е. научный обмен информацией и экспертиза полученных результатов.

В науке до XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в котором ученый излагал конечные результаты своих исследований, соотнося эти результаты с существующей картиной мира. Для обсуждения промежуточных результатов существовала переписка между учеными. Письма ученых друг другу нередко носили форму научных сообщений, излагающих результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Систематическая переписка велась на латыни - языке общения, доступном учёным разных стран Европы.

Так, человеком-академией Европы XVII в., который координировал и согласовывал деятельность ученых с помощью переписки, был французский монах Марен Мерсенн (1588 - 1648). Среди его корреспондентов - Декарт , Галилей , Паскаль и др. Его научная корреспонденция, изданная во Франции, занимает 17 томов. Так, Г. Мерсенн организовал переписку Р. Декарта, Бекмана и Г. Галилея по поводу задачи о свободном падении тел, в переписке с лучшими учеными Европы обсуждал проблемы природы звука, измерения его скорости, линии наискорейшего спуска и др. По словам известного английского исследователя Д. Бернала, М. Мерсенн был «главным почтамтом для всех ученых Европы, начиная с Галилея и кончая Гоббсом». Сообщить что-либо новое ему значило сообщить всему миру.

В XVII в. начинают формироваться организационно оформ-ленные объединения ученых Речь идет, прежде всего, о национальных дисциплинарно-ориентированных объединениях исследователей. Они формируют и общие средства научной информации - научные журналы, благодаря которым основную роль в научной коммуникации начинает играть статья .

Научная статья:

Существенно меньше книги по объему и излагает взгляды на частную проблему вместо целостной общей картины мира, как это делает книга,

Требует значительно меньшего времени на публикацию и ускоряет обмен научной информацией,

Будучи адресованной анонимному читателю, требует более ясной и четкой аргументации, чем письмо,

Становится важнейшим средством трансляции научного знания.

Научные журналы становились своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, возникающих рядом с традиционными объединениями ученых.

Со второй половины XVII в. образуются национальные ака-демии наук , предтечей которых стала Флорентийская Академия опытов (1657 - 1667 гг.), провозглашавшая принципы коллектив-ных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически - национальная академия наук), в 1666 г. - Парижская Ака-демия наук, в 1700 г. - Берлинская, в 1724 г. - Петербургская, в 1739 г. - Стокгольмская Академия.

В конце XVIII - первой половине XIX в. в связи с увели-чением объема научной и технической информации наря-ду с академиями начинают складываться новые ассоциации ученых: Французс-кая консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел (1795), Собрание немецких естествоиспытателей (1822), Бри-танская ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Формируются дисциплинарные научные сообщества - физические, хими-ческие, биологические и т. п.

В этот же период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, в том числе через университеты, первые из которых возникли еще в XII-XIII вв. (Парижский - 1160 г., Оксфордский - 1167 г., Кембриджский - 1209 г. и т. д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Однако в конце XVIII — начале XIX в. большинство существующих и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины. Формируются и новые центры подготовки специалистов в области технических наук, такие, как Политехническая школа в Париже (1795), в которой преподавали Лагранж, Лаплас, Карно и др.

Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работ-ника. Занятие наукой постепенно утверждалось в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфическо-го образования, имеющая свою структуру и организацию.

В XX в. можно говорить о стадии институализации науки как академической системы.

«Невидимый колледж».

В науке функционируют также орга-низационно неоформленные научные сообщества, наиболее распространенными формами которых являются «невидимый колледж» и «научная школа».

Понятие «невидимый колледж» введено Д. Берналом и детально разработано Д. Прайсом. Это форма существования дисциплинарного со-общества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей , имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Как правило, такие объединения возникают на основе развитых коммуникационных связей ученых, работающих над единой проблематикой.

«Научная школа» - это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине.

Выделяется два пути формирования «науч-ной школы»:

1) лидер «научной школы» разрабаты-вает научную теорию, получающую признание среди уче-ников; участники «научной школы» ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим об-ластям, на ее корректировку и освобождение от ошибок;

2) теоре-тическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности «научной школы»; хотя принципи-альная идея выдвинута лидером «научной школы», вместе с тем каж-дый ученый принимает собственное участие в формулировке те-оретической позиции «научной школы», которая обогащается и корректируется благодаря сов-местным усилиям ученых.

«Научные школы» выполня-ют важную научно-образовательную функцию, поскольку глава «научной школы» выступает в функции не только генератора новых идей, но и воспи-тателя молодых исследователей. При этом «научная школа» - это еще тесное и порой длительное взаимодействие учеников друг с другом, усваивающих не только образцы мышления, но и образцы поведения. Поэтому в рамках научной школы реализуется «эстафета» знаний и конкретных подходов к исследовательской деятельности.

«Большая наука».

В середине XX в. начался этап институ-ционализации науки, получивший название «большой науки». По мнению ряда ученых, наступление этой эры можно приурочить к созданию Манхэттенского проекта, как принципиально новой формы организации научных исследований. Этот проект, в реали-зации которого было задействовано около 150 тысяч человек, представлял собой долговременную государственную программу научных исследований и разработок, за-вершившихся созданием и испытанием атомной бомбы.

Наиболее характерной чертой «большой науки» является ее огосударствление, превращение в орган и инструмент го-сударственной политики . Экономическим стержнем государственной научной поли-тики является финансирование научных исследований. Так, в США сложилась гибкая и разветвленная сеть финансиро-вания науки, включающая правительственные контракты, гран-ты, налоговую политику, патентное законодательство, бюджетные меры.

Одна из сторон взаимосвязи науки и экономики проявляется в том, что глубокая интегрированность науки в систему современного общественного производства все настойчивее превращает науч-ную продукцию в товар, а ученого - в наемного работника. Остро встает вопрос о защите социального статуса ученого. Наряду с официально признанными государственными институтами науки (такими, как академии наук, научно-исследо-вательские институты и лаборатории) возникают неформальные организации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной основе.

Так, в США помимо действующей с давних пор Националь-ной академии наук организуются Американское физическое об-щество, Американское химическое общество, Американская ассоциация содействия про-грессу науки, которые представляют профессиональные интере-сы своих членов. В России действует Российское философское общество, Русское географическое общество, Российское общество социологов, Русское техническое общество и др. Аналогичные объединения ученых возникают почти во всех развитых странах.

Наряду с национальными неправительственными органи-зациями ученых возникают и международные, такие как Международная социологическая ассоциация. Среди них круп-нейшей является Всемирная федерация научных работников (ВФНР), основанная в 1946 г. Ее идейным вдохновителя-ми и организаторами были Ф. Жолио-Кюри и Дж. Бернал. ВФНР объединяет крупнейшие национальные организации ученых.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации