1 сущность процесса обучения. Сущность процесса обучения

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.3. Процесс обучения

Процесс обучения по своей сути является движением ученика путем познания от незнания к знанию, от неполного к более полному, более широкого и точного знания. В процессе обучения формируются познавательные, практические умения и навыки, происходит развитие и воспитание учащихся и студентов.

2.3.1 Сущность и структура процесса обучения

Процесс обучения является формой познания объективной действительности, овладение опытом человечества, взаимодействием преподавателя и ученика или студента.

Сущность процесса обучения.

Понятие «учебный процесс» охватывает все компоненты обучения: преподаватель, формы, методы и средства обучения, которые он использует; ученик, который работает под руководством учителя на уроке и самостоятельно дома; обеспечение учебного процесса наглядностью и техническими средствами.

Учебный процесс является активным взаимодействием между учителем и учеником, которая состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.

Преподавание - деятельность преподавателя в процессе обучения, во время которой он ставит перед учениками (студентами) познавательные задачи, сообщает новые знания, организует наблюдение, лабораторные и практические занятия, руководит их самостоятельной работой, проверяет качество знаний, умений и навыков.

Результативность его зависит как от умений и стараний педагога, так и от стараний ученика, студента по усвоению знаний, то есть от эффективности обучения.

Учение - целенаправленный процесс усвоения учащимися (студентами) знаний, овладения умениями и навыками.

В широком значении учения является овладением общественным опытом с целью его использования в жизни. Учитель может обучать непосредственно или опосредованно (через систему задач).

Структурно процесс обучения образуют следующие компоненты:

Целевой (формирование цели изучения материала на уроке, учебного предмета и образовательной цели учебного заведения);

Стимулирующе-мотивационный (побуждение учащихся (студентов) к активной познавательной деятельности, формирование у них соответствующей мотивации);

Операционно-действенный (подбор приемов, методов, форм и средств обучения);

Контрольно-регулирующий (контроль за усвоением знаний, сформованістю умений и навыков);

Оценочно-результативный (выявление уровня знаний, умений и навыков каждого ученика или студента, причин неуспеваемости и их устранение).

Реализация каждого компонента и их совокупности предполагает сознательное, целенаправленное взаимодействие преподавателя и ученика (студента).

Основные функции процесса обучения. Основными функциями процесса обучения являются образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательная функция предполагает усвоение учащимися, студентами системы научных знаний, формирования умений и навыков.

Знания - обобщенный опыт человечества о действительности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий.

Сформулированы они в понятиях, суждениях, умозаключениях, теоремах, концепциях, теориях.

Развивающая функция проявляется в развитии мышления учащихся, студентов, формировании воли, эмоционально-чувственной сферы, учебных интересов, мотивов и способностей.

Воспитательная функция направлена на формирование научного мировоззрения учащихся, студентов путем усвоения системы научных знаний о природе, обществе и человеке, воспитание нравственных, трудовых, эстетических и физических качеств личности.

Образовательная, развивающая и воспитательная функции реализуются через следующие факторы:

Использование содержания учебного материала для реализации этих функций преподаватель использует основной материал учебных дисциплин, дополняя его целой дополнительной информацией;

Отбор форм, методов и приемов обучения - осуществляется с таким расчетом, чтобы они поощряли к самостоятельному добыванию знаний;

Обеспечение порядка и дисциплины на уроке - полноценное обучение возможно лишь при условии высокой дисциплины;

Использование оценок - анализ ответов и мотивация оценок, которые выставляет преподаватель.

Личность преподавателя, его поведение, отношение к учеников, студентов - эрудированный, тактичный, доброжелательный преподаватель положительно влияет на их учебные результаты и поведение.

Перечисленные факторы тесно связаны между собой, что обязывает четко определять их образовательную, развивающую и воспитательную цель.

Процессы обучения и познания.

Методологической основой процесса обучения является теория познания, которая охватывает природу научного познания и его возможности, основные закономерности познавательного процесса, формы и методы познания человеком окружающей действительности, условия истинности познания.

Познание - процесс целенаправленного отражения объективной реальности в сознании людей.

Общим в процессах обучения и научного познания является их направленность на познание объективной реальности и осуществления по схеме: живое наблюдение объекта обучения или познания - осмысления существенных свойств, особенностей, связей этого объекта - применение полученных знаний на практике или в учебе или проверка знания, приобретенного в процессе познания на практике. Поэтому обучение можно считать специфической формой познания объективной действительности, приобретения общественного опыта.

Процессы обучения и познания имеют такие отличия:

Познание касается самого объекта познания, а в обучении возможно использование его наглядного или словесного изображения;

В познании открывают объективно новое, неизвестное, а в учебе ученик (студент) «открывает» для себя какую-то истину;

В обучении ускоренно узнают то, на что наука потратила годы;

Обучение предполагает и формирование умений и навыков, а познание - только раскрытие истины;

Практика в обучении помогает лучше понять и усвоить материал, а не служит критерием истины, как в познании.

Движущими силами учебного процесса являются его противоречия между:

Требованиями общества к процессу обучения, постоянно растут, и общим состоянием этого процесса, который требует постоянного совершенствования;

Достигнутым учениками, студентами уровнем знаний, умений и навыков и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения поставленных перед ними новых задач;

Фронтальным изложением материала и индивидуальным характером его усвоения;

Пониманием материала преподавателем и учениками (студентами);

Теоретической форме знаний и умениями применять их на практике и др.

Преподаватель должен уметь выявить в процессе обучения противоречия и использовать их для активизации познавательной деятельности учащихся, студентов.

Роль учителя в учебном процессе.

Центральной фигурой в учебном процессе является учитель. Он прежде всего выступает как организатор и руководитель познавательной деятельности учащихся, создает условия, при которых они могут наиболее рационально и продуктивно учиться (дисциплина, необходимая для эффективного усвоения знаний, психологический климат, чередование занятий, нормирования домашней учебной работы, постановка перед учащимися цели и задач). Контролируя обучения, он должен быть готовым помочь, когда у них возникают трудности. В то же время учитель является воспитателем, заботится о умственное, нравственное, духовное и физическое развитие учащихся.

Для полноценного процесса преподавания учителю нужно осознать общую цель образования и место своего предмета в ее реализации. Он должен глубоко, на современном научном уровне знать предмет. Осуществление межпредметных связей требует от него определенных знаний из смежных наук. Прочные знания по методике, психологии и педагогики является основой развития педагогического мастерства учителя. Для успешного преподавания учителю следует хорошо знать особенности учеников, которых он обучает.

Деятельность учителя в процессе преподавания складывается из планирования своей деятельности (тематического и поурочного), учебной работы, организации деятельности, стимулирования активности учащихся, текущего контроля за учебным процессом, его регулирования, корректировки, анализа результатов своей деятельности.

Успешное поурочное и перспективное планирование требует:

Определение системы категорий и понятий, которые есть выход ими в процессе овладения материалом программы;

Осмысление внутріпредметних и межпредметных связей дисциплины;

Отбора такого учебного материала, который в наибольшей степени способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, творческой активности и познавательной самостоятельности;

Выделение в содержании материала такой информации, которая обязательно бы вызвала у учащихся интерес, повышала заинтересованность и внимание, способствовала воспитанию волевых усилий;

Знание уровня подготовленности учащихся к овладению программой курса;

Продумывание системы наглядных пособий и дополнительной информации к каждому уроку, практических и лабораторных работ в соответствии с требованиями учебной программы;

Учет того, какой материал является самым трудным в процессе его усвоения; наличия по отдельным темам программы резервных часов за счет уплотнения более доступной информации для учащихся;

Обязательное определение объема знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть в соответствии слабый, средний и сильный ученики.

Поэтому, каким бы опытным ни был учитель, каждый урок, к которому он готовится, по-своему является первым в его деятельности.

Роль ученика в процессе обучения. Эффективность процесса обучения зависит от психологической подготовленности ребенка к учебно-познавательной деятельности. Такая подготовленность означает, что ученик осознает цель обучения, является физиологически и психологически готовым к нему; желает учиться и проявляет активность в процессе обучения; умеет сосредоточиться на учебной деятельности и имеет соответствующий уровень развития.

Педагог должен не только использовать положительное отношение учащихся к обучению, но и постоянно усиливать его. При этом следует помнить, что научные факты вызывают интерес у учеников, когда они видят их практическую значимость. Правильно организованная учебная деятельность сама является источником эмоций, желание преодолевать трудности, попробовать свои силы в овладении материалом. Высокая оценка роли научных знаний в обществе обогащает мотивационный фон учебной деятельности. Коллективный характер учебной деятельности создает благоприятную атмосферу іпрагнення занять соответствующее место среди сверстников. Положительное отношение к обучению рождается также из чувства собственного достоинства. Побуждают к познанию и успехи в учебе и справедливая оценка достижений.

Процесс усвоения знаний охватывает следующие звенья: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практике.

Восприятие - это отражение предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств человека. Для того чтобы этот процесс был эффективным, стимулируют психологическую готовность учащихся к обучению (создают мотивационный фон), формируют активно-положительное отношение к предстоящей познавательной деятельности, опираются на предыдущие знания и опыт, сосредотачивают внимание на объекте познания.

Осмысление и понимание учебного материала является процессом мыслительной деятельности, который направлен на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулирование теоретических понятий, идей, законов. Оно достигается путем анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.

Обобщение - это логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков явлений действительности. Обобщая учебный материал, учитель должен обратить внимание на существенные признаки предметов, явлений, процессов, подбирать варианты методов и приемов, которые наиболее полно раскрывают в них существенное.

Закрепление знаний, умений и навыков - это специальная работа педагога по реализации дидактического принципа прочности усвоения учащимися учебного материала. Для его закрепления важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение. Повторение должно быть целенаправленным, мотивированным, правильно распределенным во времени, рассчитанным не на механическое запоминание.

Применение на практике знаний, умений и навыков - это переход в учебной деятельности от абстрактного к конкретному, что достигается разнообразными упражнениями, самостоятельной работой на лабораторных и практических занятиях, в различных видах повторения.

Эффективность усвоения знаний зависит от мотивации учебно-познавательной деятельности. Ведь мотив обучения является внутренней причиной, которая побуждает ученика учиться, сказывается на качестве полученных им знаний.

Мотивы учебно-познавательной деятельности могут быть познавательными и социальными.

Познавательные мотивы заложены в самом процессе обучения: любознательность, интерес к знаниям, потребность в познании, стремление усовершенствовать свои интеллектуальные способности. Познавательный интерес может быть обусловлен содержанием учебного материала, активными формами и методами обучения, мотивировкой оценки успешности ученика и т.д.

Социальные мотивы учебной деятельности связаны с теми отношениями, в которые вступает молодая личность как гражданин общества. Это коммуникативные, утилитарные мотивы, а также мотивы, связанные с потребностью в самовоспитании.


Введение

Глава 1. Сущность процесса обучения

Глава 2. Закономерности процесса обучения

Глава 3. Принципы процесса обучения

Глава 4. Функции процесса обучения

Заключение

Использованная литература

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Рассмотрение сущности процесса обучения

· Изучение основных закономерностей процесса обучения

· Характеристика принципов процесса обучения

· Изучений основных функций процесса обучения

Глава 1

Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда (, стр. 203 – 204).


Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики.

Обучение - это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

■передаче информации;

■организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

■оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

■стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

■оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика по:

■ освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

■ самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

■ осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

■ овладение системами знаний и оперирование ими;

■овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

■развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

■овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах (, стр. 86 - 88).

Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

■различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

■запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

■ степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

■ темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

■ уровень образованности или профессионального мастерства;

■ готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию (, стр. 86 - 88).

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Задачи процесса обучения:

1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.

2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.

3. Развитие мышления, творческих способностей.

4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Признаки процесса обучения:

1. Двусторонний характер (Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).

2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

3. Руководство со стороны учителя.

4. Специальная планомерная организация и управление.

5. Целостность и единство.

6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.

7. Управление развитием и воспитанием учащихся.

Функции процесса обучения:

Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.

Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.

Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.

Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.

Противоречие - основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.

Объяснительно-иллюстративное обучение - учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Объяснение в сочетании с наглядностью - главными методами такого обучения являются слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.



Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура - цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т.д.

Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.

Понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы, если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.



Особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.

Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучение двусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого .

Сущность обучения проявляется в его функциях:

    формирование знаний, умений и навыков;

    формирование мировоззрения и сознательности;

    физическое, физиологическое и психическое развитие;

    профессиональное ориентирование;

    подготовка к непрерывному образованию в ходе практической деятельности;

Ведущая роль в обучении отводится педагогу. Он использует систему основных принципов, методов и форм обучения; контролирует и анализирует процесс обучения и его результат. Педагог также стимулирует активность обучаемых, оказывает им помощь в учении.

Обучение зависит от конкретных условий: политических, экономических, правовых, финансовых, от уровня профессионализма педагогов, от способностей и возможностей обучаемых, от состояния учебной базы.

6. Закономерности и принципы обучения.

Под закономерностями обучения следует понимать объективные, устойчивые, существенные связи между составными компонентами процесса обучения, которые носят преимущественно вероятностно-стати-стический характер, проявляются как тенденция, т. е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его основными компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами. Основными внутренними закономерностями процесса обучения являются:

    зависимость между взаимодействием педагога и обучаемого и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познава-тельная деятельность обучаемого, тем выше качество обучения);

    зависимость воспитывающего характера обучения от обучающей деятельности преподавателя (но в зависимости от условий это воспитательное воздействие педагога может иметь большую или меньшую силу, может быть положительным или отрицательным);

    зависимость прочности усвоения учебного материала от систематического повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал;

    результаты обучения (в известных пределах), прямо пропорциональные продолжительности обучения и обратно пропорциональные сложности и объему изучаемого учебного материала, формируемых действий;

    зависимость результатов обучения от педагогического мастерства преподавателя.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения. Принципы содержат практические указания по осуществлению обучения.

    Принцип научности предполагает отбор научного материала для содержания учебных дисциплин в соответствии с современным состоянием развития науки и уровнем развития обучаемых.

    Принцип наглядности – т.к. эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, то это требует широкого использования самой разнообразной наглядности (плакаты, рисунки, муляжи, специальная аппаратура и т.д.)

    Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний не хаотично, а в определённой системе.

    Принцип сознательности и активности – отражает необходимость формирования познавательной мотивации у обучаемых через их активную деятельность – решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях и т.д.

    Принцип доступности требует учёта особенностей развития обучаемых с точки зрения их возможностей и предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

    Принцип прочности предполагает, что знания обучаемых должны прочно закрепиться в их памяти, стану частью их сознания.

    Принцип связи обучения с практикой предполагает отбор учебных предметов, обеспечивающих связь обучения с жизнью и подготовку к жизни.

Каждый из принципов обучения реализует свои требования в процессе обучения через ряд дидактических требований, которые являются практическими нормами деятельности педагогов и обучаемых.

Все принципы необходимо рассматривать как единую систему, позволяющую педагогу отобрать содержание учебного материала, методы и формы обучения, создать благоприятные условия для развития обучаемых.

7. Методы и средства обучения .

Под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений).

Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения . В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. В зависимости от источника получения знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, семинар, лекция, работа с книгой ). Их основное назначение – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов.

Наглядные методы (демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, рисунков и т. д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач, и т. д.). Основное назначение – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер , значительно расширяющий возможности наглядных методов в обучении.

Практические методы (упражнения, практические и лабораторные работы). Главное назначение – получение учебной информации на основании практических действий, выполняемых обучаемыми или обучаемым в процессе проведения различных практических работ.

В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых по усвоению учебного материала выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод предназначен для организации усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на передачу учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т. д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

Репродуктивный метод способствуетформированию навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.

Проблемный метод применяется для раскрытия в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Деятельность педагога заключается в выявлении и классификации проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировке гипотез и демонстрации способов их проверки. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т. д.).

Частично-поисковый (эвристический) метод используется для постепенной подготовки обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает обучаемым как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки и т. д. Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахождения путей их разрешения.

Исследовательский метод позволяет решитьследующие основные задачи – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет обучаемым новые проблемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения.

Существуют иные классификации методов обучения, что объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения зависит от целого ряда условий : общих целей образования, особенностей изучаемого предмета, возрастных особенностей обучаемых и уровня их подготовленности, уровня профессиональных навыков педагога, материальной оснащенности, целей и задач конкретного занятия и др.

Педагогические средства – это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К ним относятся: учебно-лабораторное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения (ТСО), компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы и программы, учебники, учебные пособия, экзаменационные билеты и пр.).

Эффективность использования средств обучения достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуются в основном педагоги для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства применяются как в преподавании, так и в учении.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательский интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным считается 4 – 5 демонстраций за одно занятие.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации