Симонов юрий алексеевич большой театр. Оркестр московской филармонии, юрий симонов, александр романовский

Заслуженный артист РСФСР (22.10.1971).
Народный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист СССР (13.03.1981).

Уже в детстве проявлял интерес к дирижированию.
Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав 40-й симфонией В.А. Моцарта. В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968).

С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда, в 1962-1969 гг. - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 году он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года. Член КПСС с 1973 года.

Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 году дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди.

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил созданым им Малым государственным симфоническим оркестром СССР (1985-1989). После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993году руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилия», с 1994 по 2002 годы занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 годах с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года руководит Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

С 1978 по 1991 годы преподавал в МГК имени П. И. Чайковского (с 1985 года - профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также ряд других произведений.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.
В 2008 году Юрий Симонов возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ.
В 2009 году принял участие в V ежегодном муждународном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

театральные работы

Осуществил постановки опер «Псковитянка» (1971), «Руслан и Людмила» (1972), «Октябрь» Мурадели (новая ред., 1977), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1978), «Так поступают все женщины» Моцарта (1978), «Золото Рейна» (1979); «Революцией призванный» Лазарева (1979), балетов «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Гибель розы» на музыку Малера (1973).

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10.03.2011).
Орден Почёта (2001).
Премия Ленинского комсомола (1977).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год.
Офицер ордена Заслуг (Венгрия).
Командор ордена Звезды Румынии.
Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой».
II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия).
IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия).
«Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006).
«Дирижер и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017).

Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.

Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).

Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Концерты

Предыдущий концерт

Следующий концерт

Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

Юрий Симонов. Фото – Владимир Волков

Московская филармония при поддержке Министерства культуры РФ провела III Всероссийский мастер-курс для дирижёров профессора Юрия Симонова.

Мастер-курс прошёл с 16 по 28 июля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского и в Камерном зале Московской филармонии.

Музыкальное обеспечение мастер-курса осуществлял Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (АСО МГФ) (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Симонов) и концертмейстеры Виктория Иванова, Виктория Ефимова и Азалия Султанова.

На открытии мастер-курса выступил Генеральный директор Московской филармонии Алексей Алексеевич Шалашов, поздравивший всех с началом мастер-курса, и заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Казанской консерватории им. Жиганова Сергей Владимирович Фирулёв. Маэстро Юрий Симонов подробно рассказал о предстоящем мастер-курсе.

Отобранные по записям тридцать участников разбиты на две группы: «активную» (18 человек) и «пассивную» (12). «Активы» получили возможность в общей сложности 110 минут работать с оркестром, а до работы с оркестром дирижировать под контролем маэстро под два рояля. «Пассивы» могли присутствовать на всех занятиях и задавать Юрию Ивановичу Симонову вопросы.

В курсе принимали участие второй дирижёр АСО МГФ Игорь Манашеров и ассистенты главного дирижёра оркестра Димитрис Ботинас и Алексей Рубин.

В мастер-курсе приняли участие:

«Активная» группа:

Абдуллин Камиль (Уфа), Андрианов Александр (Нижний Новгрод), Батырхан Берик (Астана), Бекмаев Руслан (Ташкент), Вевер Григорий (Новосибирск, переведён из «пассивной» группы), Гараюсифли Фархад (Баку), Зангиев Тимур (Москва), Кузовлёв Виктор (Москва), Леонтьев Михаил (Санкт-Петербург), Мокеров Игорь (Москва), Никогосян Тиран (Харьков), Оводок Владимир (Минск), Руссу Дмитрий (Санкт-Петербург), Сорокин Никита (Санкт-Петербург), Тедеев Хетаг (Владикавказ), Цинман Николай (Москва, переведён из «пассивной группы»), Чуйков Алексей (Москва), Щуров Александр (Луганск).

«Пассивная» группа:

Абсалутинов Тимур (Саратов), Андреев Дмитрий (Санкт-Петербург), Афанасьев Евгений (Казань), Банаев Дмитрий (Москва), Лакунов Азамат (Нальчик), Макеев Сергей (Москва), Петросян Гурген (Саратов), Сакмаров Евгений (Казань), Шашкаров Денис (Казань), Шебалин Сергей (Новосибирск).

Из «активной» группы уехал раньше срока Расул Клычев (Туркмения), а по болезни не смог участвовать Ярослав Беляков.

В программу мастер-курса входили следующие сочинения:

Г. Берлиоз – «Фантастическая симфония». II часть «Вальс»;

Л. ван Бетховен – Увертюры к опере «Фиделио» и из музыки к драме И. В. Гёте «Эгмонт»; Симфонии № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», оп. 55 (II часть), № 5 до минор, ор. 67;

Ж. Бизе – Антракты к III и IV актам оперы «Кармен»;

Р. Вагнер – Увертюры к операм «Летучий голландец»; Увертюра к опере «Риенци»; «Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов», (редакция Э. Хумпердинка);

Дж. Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;

А. Лядов – «Кикимора», народная легенда, ор. 63;

В. А. Моцарт – Увертюра к опере «Похищение из сераля», К. 384 Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 492;

М. Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»;

С. Прокофьев – Симфония № 1 ре мажор «Классическая», ор. 25 (II и III части); Симфония № 7 до-диез минор, ор. 131 (I и II части);

С. Рахманинов – Симфония № 2 ми минор, ор. 27 (III часть); «Утёс», фантазия для оркестра, ор. 7;

Н. Римский-Корсаков – «Шехерезада», симфоническая сюита, ор. 35 (III часть); – «Садко», музыкальная картина, ор. 5;

Я. Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе А. Ярнефельта «Смерть», ор. 44;

Б. Сметана – «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя родина»;

Д. Шостакович – Симфония № 6 си мажор, ор. 53 (I часть).

Сочинения для мастер-курса отбирал сам маэстро Симонов – исходя из принципа возможно более широкого охвата наиболее типичных задач, с которыми дирижёр сталкивается в повседневной творческой деятельности. Большое внимание было обращено на работу над мануальной техникой.

Не менее важный аспект мастер-курса –практическое знакомство с незаигранными музыкальными произведениями.

В ходе работы с оркестром профессор порой сам становился за пульт и практически показывал наиболее коварные места партитур. Интересно, что маэстро не требовал, чтобы студент знал партитуру наизусть или много работал над ней предварительно. Он подчёркивал, что ему всё равно, знает студент партитуру досконально или хорошо читает её с листа. Важен творческий результат.

Нередко профессор прямо во время исполнения слушателем какого-нибудь сочинения корректировал динамику.

Со стороны было видно, как внимательно маэстро следил за работой каждого участника.

Программа была разбита на пять туров по 22 минуты работы с оркестром. В каждом из них работа шла над двумя произведениями. Сначала маэстро со студентом днём разбирал сочинения под два рояля в Камерном зале, а на следующий день шла работа с оркестром.

Последние рабочие занятия мастер-курса прошли на утреннем прослушивании с оркестром 27 июля как всегда с 10 до 14 часов. А в 15 часов состоялось вручение сертификатов об участии в мастер-курсе и официальное его закрытие.\

В церемонии закрытия мастер-курса кроме маэстро приняли участие заместитель генерального директора Московской филармонии Елена Сергеевна Зубарева и проректор по учебной части Саратовской консерватории им. Собинова Нелли Николаевна Владимирцева, зачитавшая благодарственное письмо Ю. И. Симонову, подписанное ректором Саратовской консерватории Александром Германовичем Занориным и ею – за проведение мастер-классов по дирижированию в Саратовской консерватории.

Но сперва Юрий Иванович провёл разборку утреннего прослушивания с оркестром. Как говорится, делу время, потехе час. Профессор Симонов констатировал, что все слушатели этого мастер-курса продемонстрировали рост профессионализма.

Характерно, что даже на церемонии закрытия профессор Симонов использовал каждую возможность дать слушателям мастер-курса конкретный совет. В частности, в этот раз он сказал, что любой дирижёр обязан хорошо знать все симфонии Бетховена. «Кто не может грамотно хотя бы протактировать симфонии Бетховена – тот не дирижёр».

Прозвучал ещё один чрезвычайно важный для молодых дирижёров совет – учиться хорошо дирижировать по партитуре плохо зная произведение. Конечно, хорошо дирижировать наизусть, но это чаще всего выливается в знание мелодии. При этом мало кто может запомнить детали и мелкие указания автора, смену гармонии и т. д. Для этого надо чаще слушать музыку с партитурой в руках, двигая при этом правой рукой. Юрий Иванович предположил, что многие ленятся это делать.

(Маэстро, вероятно, прав, но ленятся не все. Позволю себе одно отступление. Лет восемь назад в Большом зале консерватории В. Гергиев дирижировал Пятой симфонией Малера. На откидном сидении передо мной мальчишка слушал симфонию с партитурой на коленях! Это был участник сегодняшнего мастер-курса Тимур Зангиев, ему тогда было лет пятнадцать.)

Говоря о гала-концерте, Юрий Иванович призвал всех дирижёров, которым предстояло в нём выступать, к раскованности. Он рекомендовал – если они успели за эти двенадцать дней воспринять его советы мышцами, то могут использовать это умение на концерте. Но если их будет сковывать опасение, что маэстро будет недоволен их левой рукой, то он посоветовал наплевать на левую руку. Это уже не урок, а концерт – и от них ждут артистического наполнения исполняемой музыки. На концерте каждый должен быть самим собой, а не прилежным учеником.

Гала-концерт, завершивший мастер-курс, состоялся 28 июля 2017 года в Концертном зале им. Чайковского. Каждый из участников мастер-курса из группы «актив» выступил с оркестром Московской филармонии.

Гала-концерт показал, насколько возросло мастерство каждого из участников. Некоторых из них мне хотелось бы отметить особо.

Григорий Вевер в Музыкальном моменте Шуберта показал отличный вкус.

Приятно удивили вальсы: Берлиоза у Игоря Мокерова и Сибелиуса у Фархада Гараюсифли.

Тонко и интеллигентно прозвучал Славянский танец Дворжака у Никиты Сорокина. Ярко показал себя Берик Батырхан в увертюре к «Силе судьбы».

Владимир Оводок превосходно исполнил увертюру к «Царской невесте».

В вальсе из «Серенады» Чайковского добился изящества Николай Цинман, доказав правильность перевода его в группу «активов».

Тимур Зангиев (самый яркий, по моему мнению, из участников) блестяще завершил гала-концерт знаменитым вальсом Хачатуряна.

Программа заключительного гала-концерта участников мастер-курса

Михаил Леонтьев Бетховен – Увертюра к драме Гёте «Эгмонт» ор. 84;

Григорий Вевер Шуберт– «Музыкальный момент» № 3 фа минор, ор 94.(орк. переложение К. Сатова);

Алексей Чуйков Моцарт – Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 491;

Игорь Мокеров Берлиоз – Вальс из «Фантастической симфонии», ор 14;

Руслан Бекмаев Бизе – Антракты из оперы «Кармен»;

Фархад Гараюсифли Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе «Смерть», ор. 44;

Никита Сорокин Дворжак – Славянский танец № 10 ми минор, ор. 72;

Берик Батырхан Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;

Дмитрий Руссу Мендельсон – Свадебный марш из комедии «Сон в летнюю ночь», ор. 614

Виктор Кузовлёв Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке»;

Владимир Оводок Римский-Корсаков – увертюра к опере «Царская невеста»;

Хетаг Тедеев Лядов – «Баба-Яга», ор.56;

Николай Цинман Чайковский – Вальс из «Серенады для струнного оркестра», ор. 48;

Александр Щуров Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;

Тиран Никогосян Прокофьев – Larghetto и Gavotte из Симфонии № 1, ор. 25;

Александр Андрианов Рахманинов – Вокализ, ор. 34 (орк. переложение автора);

Камиль Абдуллин П. ЧайковскийПолонез из оперы «Евгений Онегин»;

Тимур Зангиев А. Хачатурян – Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

Особой благодарности заслуживает коллектив Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. В конце напряжённого концертного сезона музыканты двенадцать дней героически и успешно выдерживали нашествие восемнадцати молодых амбициозных дирижёров.

Оркестр показал, что он невероятно гибок профессионально и внимателен к дирижёрам, совершено разным по мануальной технике и степени музыкальности.

Владимир Ойвин

В 1956 переехал в Ленинград. Окончил специальную музыкальную школу при консерватории по классу скрипки у И. Этингон, Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969).

Лауреат II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966, VI премия).

В 1968 Юрий Симонов стал первым дирижером из СССР - победителем международного конкурса: IV конкурса дирижеров, организованного Национальной Академией Санта Чечилия в Риме. Сразу после этого успеха Евгений Мравинский пригласил молодого дирижера на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Одновременно в 1967–1969 Юрий Симонов - главный дирижер оркестра Государственной филармонии на Кавказских минеральных водах.

В январе 1969 Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а в феврале 1970, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером ГАБТ СССР и занимал этот пост почти шестнадцать лет (рекордный срок для этой должности). Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В качестве педагога-консультанта Ю. Симонов работал с молодыми дирижерами из других театров страны, стажировавшимися в Большом театре.

В 1979 Ю. Симонов возглавил камерный оркестр ГАБТ, составленный из молодых музыкантов, с которым с успехом выступал в Москве и городах СССР, открывал новый Концертный зал в Хабаровске, гастролировал за рубежом (Югославия, Румыния).

В 1985 Юрий Симонов создал еще один молодежный коллектив - Государственный малый симфонический оркестр СССР, в течение трех лет успешно выступавший на всесоюзной и зарубежной сцене (Венгрия, Польша, Германия, Италия).

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 он дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден», а четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Затем последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, в 1985 был удостоен звания профессора. В числе его учеников - Ю. Ботнарь, И. Головчин, Г. Ринкявичус, Е. Самойлов, А. Сиднев, В. Симкин, П. Сорокин, И. Сукачев, М. Тургумбаев…

С 2006 преподает в Санкт-Петербургской консерватории (его первый выпускник Димитрис Ботинис стал в 2011 победителем Первого Всероссийского конкурса дирижёров). Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 Юрий Симонов провел международные мастер-классы, организованные Московской филармонией.

Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 Юрий Симонов - художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более 200 программ в Москве. Состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Годы плодотворного сотрудничества связывают Ю.И. Симонова и с национальной газетой «Музыкальное обозрение». С оркестром Московской филармонии он принимал участие в проектах газеты: Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение–ХХ» (2009), Втором музыкальном фестивале «Кружева» в Вологде и Череповце (2010). Дважды - в 2006 и 2010 - маэстро был назван «Дирижером года» в рейтинге «Музыкального обозрения» «Персоны и события».

Большой резонанс вызвали статьи маэстро на страницах газеты в проектах «Мой Вагнер» (2013, совместный проект «Музыкального обозрения» и «Литературной газеты») и «Мой Верди» (2014), а также его воспоминания об известном российско-австралийском дирижере Владимире Вайсе.

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства за 2008. Награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации