Солнечная планета своими руками. Макет Солнечной системы: практическое знакомство с космосом

В школе часто задают такой проект: выполнить макет нашей галактики. ? Именно! Попробуйте сделать ее из простых подручных материалов, например, из картона. Увлекательный процесс не только совершенствует навыки труда, но и знакомит ребенка с основами астрономии. Ему следует проявить внимание, чтобы узнать планеты и расположить их в нужных местах. Набор «Звездный мир» поможет разобраться в этом вопросе.

Интересно будет создать динамическую модель – она одновременно иллюстрирует расположение астрономических тел и демонстрирует их движение. Как в реальности, картонные планеты вращаются по орбитам вокруг Солнца и вокруг своей оси. Используйте это пособие как наглядный материал для школы или детского садаоригинальная поделка вызывает живой интерес у детей!

Как сделать Солнечную систему своими руками: мастер-класс с фото

Что нужно приготовить для поделки:

  • гофрированный картон
  • ножницы и канцелярский нож
  • декоративный скотч
  • клей ПВА
  • иголки-гвоздики

Дополнительно вам понадобятся краски. Чтобы планеты выглядели более реалистично, распечатайте шаблон на цветном принтере.

ШАГ 1. Вырежьте из картона 9 кругов разного диаметра и раскрасьте каждый из них. Используйте насыщенные цвета, которые ассоциируются с космосом – черный, темно-синий, фиолетовый.

ШАГ 2. После того как краска высохнет, наложите круги друг на друга и скрепите в центре. Мы использовали часть палочки для суши; для этого также подойдет зубочистка или любой другой стержень.

ШАГ 3. Из декоративного скотча или цветной бумаги вырежьте звездочки и наклейте их на основу. Экспериментируйте с размерами и формами!

ШАГ 4. Вырежьте распечатанные изображения планет и наклейте их на картонные кружочки подходящего размера.

ШАГ 5. Закрепите их на основании с помощью гвоздиков. Шляпка втыкается в основание круга, а на иголку насаживается планета. Кольца Сатурна наклейте на тонкий картон и иголками соедините с их обладателем.

При изучении географии с маленькими детками, очень хорошо использовать какие-либо наглядные пособия в виде моделей, макетов. Особенно, когда эти изучаемые объекты являются чем-то не досягаемым (для кого-то горы, водопады и т.д.), и вообще представляют из себя нечто подобие абстрактного (например, космос), ведь даже у нас, взрослых, порой не укладывается в голове вся эта Вселенная, настолько это непостижимо, гениально….просто «Космос»!)))) Что уж говорить о детях, им, для усвоения подобного материала, для лучшего представления происходящего, очень могут помочь макет или модель, и родителям будет проще объяснить некоторые процессы, нежели на картинке (в книге и на плакате). В магазинах подобные модели стоят очень дорого, в интернете есть довольно много идей по созданию моделей Солнечной Системы своими руками. Но в каждой из них меня что-то не устраивало, то сам механизм, то размеры такого макета, то наглядность.
В итоге, в один момент, я сама придумала то, что мне хотелось, и стоило это удовольствие 0 руб. все необходимое нашлось дома. При всем при этом, смогла проявить свое творчество и учла все свои пожелания. А пожелания у меня, главным образом, были такие:
- наглядность
- размер макета (квартира у нас не большая, поэтому макет должен был быть маленьким)
- планеты должны крутиться вокруг Солнца и Земля вокруг своей оси
- название планет, чтобы малыш смог прочитать это.
Единственное, довольно сложно сделать планеты соразмерно друг другу, поэтому здесь все очень условно, думаю, вы поймете почему. Иначе бы мне пришлось делать маленькие планеты вообще в виде песчинок…
Получилось у нас вот что

Делали с папой совместно, он помог мне выполнить некоторые технические работы.
Если и вам хочется создать нечто подобное, я постараюсь в подробностях описать то, как это делалось и с помощью чего.
Для основания корпуса макета нам понадобится коробка, либо просто хороший крепкий гафрокартон. Я использовала коробку от МсП (комплекты в коробках я не храню, мне это не очень удобно и занимает много места, поэтому они идут в дело, надеюсь, Умница на меня за это не обидятся)))
Основание макета из внутренней части МсП , в которые вставляются карточки, как разделители. Если все то разобрать, то одна из частей выглядит так:


Если у вас нет такой коробки, то при помощи скотча, можно склеить из картона подобное.
Крышка позволяет регулировать угол наклона так, как мне удобно. Это будет низ макета и его задняя часть – опора.
Далее нам нужно вырезать по размеру: а) переднюю стенку (на ней будет прикреплен диск с планетами) б) диск по диаметру передней стенки (на нем будут располагаться планеты и солнце и он будет вращаться) в) боковые стенки (чтобы закрыть дырки по бокам), они будут в виде двух треугольников. Замеряем и вырезаем. Г) лицевая стенка – вывеска с названием макета (это нам закроет дырку (как раз в нее вставлялись карточки) и на ней мы сможем разместить надпись)
Выглядит это так


А если все собрать, то так. Вам будет понятнее, что для чего


В моем случае все части макета были из белого матового картона. Если у вас вдруг такого нет, а есть только глянцевый и цветной (с рисунками как на коробках бывают), то может возникнуть проблема с покраской. Краска плохо ляжет и будет просвечивать рисунок коробки. Нужно будет предварительно обклеить такой картон белой бумагой. И потом уже красить. У меня в дальнейшем на такой картон краска легла прекрасно.
Далее, накидываем примерно как будут располагаться планеты и какими они будут.
Для этого я воспользовалась книгами и изображением планет в них.


Нарисовала кружочки будущих планет на бумаге, подписала. Это пригодится для будущих слепков планет.


По тому же принципу расчертила круг, наметила места планет, орбит.


Красим. Я использовала простую гуашь в 2 слоя.
Лицевую сторону макета покрасила в черный, все остальное в синий цвет, чтобы было не очень мрачно.


После высыхания, зубной щеткой и желтой краской сделала брызги-звезды и кометы.


После высыхания, все по отдельности обклеила скотчем, так надежнее и не пачкается. Добавила золотых пайеток, это тоже звезды. Они на скотче.


Лепим планеты. Заводим соленое тесто. Берем, ранее нарисованные на бумажках планеты и соразмерно им катаем шарики из соленого теста, в два из них, сразу (!) вставляем алюминевую проволоку – в Солнце и в Землю. Складываем ее вдвойне, чтобы из них торчали по два хвостика.


Те планеты, которые без проволоки просто кладем на лист бумаги, рядом с подписанным для них названием (чтобы потом не перепутать кто есть кто), а те что с проволокой, протыкаем лист бумаги проволокой и ставим в стаканчик. Дня 2 так у меня сохло.


Чтобы низ тоже хорошо просох, переворачиваем все, я сложила в коробку из под яиц, чтобы не деформировались и поставила на батарею, еще на 1 день


Когда все высохло. Солнцу и Земле в дырочку, где входит проволока, капаем супер - клей, чтобы планеты в дальнейшем с них не соскочили.
Красим планеты. Использовала гуашь. За образец взяла карточки МнЛ . Смешивала краски, чтобы было похоже. Сушим.


На круглом диске отмечаем центр и при помощи циркуля рисуем орбиты. Каждую орбиту обводим маркером (у меня маркер для подписывания компьютерных дисков. Поверхность уже обклеена скотчем, поэтому простым маркером могло все размазаться, этим же нет).


И тут включился в работу муж. Прикрепляем Землю к намеченной орбите. В дырочку на круглом диске просовываем проволоку и с обратно стороны закрепляем так, чтобы потом планета могла крутиться вокруг своей оси. Соединяем круглый диск и квадратную часть (лицевые) макета. В центре шилом делаем дырочку. Насквозь вставляем Солнце. Оно будет служить стержнем всего вращения (весь этот круглый диск с планетами будет вращаться вокруг Солнца, а Земля, движение пальчиков еще и вокруг своей оси). Закрепляем хорошенько все с обратной стороны.


Заранее напечатала надписи для планет и название макета. Вырезала. Так как макет сам оч маленький, то и надписи маленькие, но Стас их читает без проблем и они не загромождают саму СС.


Приклеиваем все остальные планеты на их орбиты при помощи супер-клея. Надписи на скотч.


После этого, пояс астероидов я сделала в виде бисера. Приклеила на супер - клей (только аккуратно, не переборщить с клеем).
До этого я думала, что не обязательно делать красивой заднюю часть макета и она была не покрашена. Но это не дело. Ее тоже будет видно, поэтому покрасила тоже. Выглядит это так


Теперь можно собирать конструкцию. невидимые, внутренние части крепим на двусторонний скотч, внешние, для крепости, чтобы не развалилось еще в стыкал проклеим прозрачным скотчем.
Так, сначала прикрепляем лицевую часть


Надпись Солнечная система, закрываем дырочку.


Собираем боковые, треугольные части по тому же принципу.


Забыла еще сказать о ручке. Чтобы малышу было удобнее крутить диск, я сделала, выступающую ручку. За нее можно легко браться пальчиками.


И еще, забыла, сделала это потом, покрасила кольца у Сатурна. У Урана и Нептуна не стала их делать, т.к. где то их вообще не рисуют, а где рисуют – они очень тонкие.
Вот и все! Движением руки, крутим диск, и, соответственно, все планеты вокруг Солнца (само Солнце не крутится, стоит на месте, как стержень). Рассказать, как это происходит, о продолжительности года. Об орбитах. Можем пальчиками покрутить Землю вокруг своей оси и рассказать о смене дня и ночи. Посмотреть расположение планет, прочесть их название, об астероидах, что это и где они. Да, и я сделала 9 планет, где то их уже указывают 8. Какие планеты по размеру, по цвету, по составу. То есть, все, что угодно))!
Наглядно, компактно. Все довольны. Ребенок оценил. Нам отлично это помогло в изучении первой темы по географии – астрономии.
А теперь, еще раз, итог, во всех ракурсах.
Сзади


Сбоку


Спереди


И соразмерно со Стасом. Макет очень маленький.


А в этом видео Стас называет планеты на макете))

буду рада, если вам понравится и пригодится. А наш кружок «Очумелые ручки», или «Из отходов в доходы» будет продолжать свою работу. Потом еще что-нибудь смастерим. Всем пока!!!

Как же интересно детям познавать тему неведомого космоса. На уроках астрономии или посещая планетарий, дети знакомятся с устройством Солнечной системы. Дома такие занятия тоже можно продолжить и даже смоделировать маленькую модель данного кусочка Вселенной. В этом уроке пофантазируем с вами на тему лепки объектов Солнечной системы. Для начала следует вспомнить, что представляет собой Солнечная система. Это центральный объект – Солнце, который ориентирует вокруг себя восемь планет. Итак, начнем по порядку их перечислять и лепить.

Для лепки Солнца и планет нам понадобится:

  • набор пластилина;
  • спички.

1. Возьмите набор качественного пластилина для работы. Сразу невозможно сориентироваться, какие конкретно цвета пластилина нам будут нужны. В процессе работы можно смотреть на рисунок Солнечной системы и творить.


3. Наиболее приближен к Солнцу Меркурий – маленькая планета такого же огненного цвета. Чтобы создать шарик, смешайте оранжевый пластилин с небольшим количеством коричневого.


4. Для лепки агрессивной Венеры также понадобится смесь оранжевого и коричневого, но второго цвета в этом случае должно быть больше.



6. Налепите лепешку на голубой шарик и раскатайте (разгладьте) поверхность пластилина.


7. Сделайте маленький, но воинственный Марс из красно-черной смеси.


8. Подготовьте большой коричневый шарик и бежевые волосинки для создания Юпитера.


9. Эта планета самая крупная за счет необычной газовой атмосферы. Налепите бежевые полоски и еще прорисуйте кольца стекой, чтобы задать характерный внешний вид.


10. У коричневого Сатурна должно быть пылевое кольцо в виде юбочки.


11. Уран можно сделать из сине-серой массы.


12. Нептун должен быть синим.


13. Все планеты Солнечной системы готовы. Теперь осталось изучать космос. А чтобы собрать единую модель, прикрепите все планеты к Солнцу на спички.



Вот такой интересный астрономический урок лепки мы провели.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С пятого класса школьники начинают изучать Солнечную систему. Чтобы детям было проще понять, как располагаются и перемещаются планеты вокруг Солнца, учитель географии предлагает смастерить дома макет Солнечной системы. Рассмотрим самые несложные способы выполнения поставленной задачи.

Макет Солнечной системы своими руками – справка

Прежде чем приступить к моделированию, расскажите ребенку о Солнечной системе, пользуясь нашим конспектом:

  • В космическом пространстве по соседству с Солнцем – самого крупного тела Солнечной системы передвигаются восемь планет.
  • Четыре планеты находятся поближе к Солнцу – Меркурий, Венера, Земля и Марс, которые обладают крепкой оболочкой и видны невооруженным глазом.


  • Дальняя группа – планеты-гиганты. Они имеют газообразное строение и удалены от дневного светила. К ним относятся – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.


  • Кроме того – на небесном поле существует зона астероидов, у всех планет есть спутники, и в небе постоянно пролетают множественные метеориты, кометы, твердые частицы.


  • Закрепите теорию: понаблюдайте за ночным небом, найдите Полярную звезду, Большую Медведицу, полюбуйтесь на Луну и миллионы светящихся звезд на Млечном пути.


Макет Солнечной системы своими руками – доступный вариант

Перед началом работы посмотрите соотношение планет по размеру, чтобы не ошибиться с пропорциями (фото выше).

Вам понадобится:

  • Несколько газет
  • Туалетная бумага серого цвета
  • Флакон канцелярского клея
  • Фанера
  • Синяя быстросохнущая краска
  • Гуашь разноцветная

Приступаем:

  • Изомните руками газету в комок. Смочите его водой и скатайте мячиком.


  • Обмотайте полученную фигуру мокрой туалетной бумагой, скручивая колобок, затем обмажьте его клеем, распределяя жидкость по поверхности. Просушите шарики – на батарее или просто на воздухе, как позволяет время.


  • Пока сохнут заготовки, подготовьте небесную территорию – выпилите из фанеры круг, чтобы он соответствовал сделанным планетам и ребенок мог его отнести в школу без вашей помощи. Раскрасьте небосвод синей краской, а звездную россыпь – наметьте светлыми бликами.


  • Базируясь на природную окраску, сделайте Солнце желтым, Меркурий – серым, Венеру – желтоватой, Землю – голубоватой, Марс – пурпурный. Юпитер распишите оранжевым цветом, вкрапливая белесые и рыжевато-бурые полосы. Сатурн красьте светло-зеленой гуашью, Уран – бирюзовой, Нептун – густо-синей. Снова отправляйте материал на просушку.


  • Вырежьте для Сатурна из блестящей бумаги кольца. По ходу дела объясните ребенку, что эта планета окружена в области экватора плоскими кольцами, состоящими из льдинок, пыли, обломков камней.


Важно: планеты по отношению к Солнцу должны быть правильно зафиксированы. Точное их расположение смотрите – .

  • Закрепите готовые шарики на саморезах, вкрутив их снизу в фанеру.


Модель Солнечной системы готова, пятерка – обеспечена.


Макет Солнечной системы своими руками – упрощенный вариант

Принцип этого способа такой же, как в первом случае: нужно смастерить шарики и прикрепить их к твердой поверхности. Единственной различие – планеты делаются из пенопластовых заготовок.

Приготовьте:

  • Картонку
  • Разнокалиберные пенопластовые шарики (купите в магазине для творчества)
  • Краски, кисти, клей

Работаем:

  • Раскрасьте шарики и картонку-небосвод (ориентируйтесь на пункт второй)
  • Для Сатурна вырежьте два бумажных кольца, вклиньте между ними шпажки-распорки и склейте. Внутренние стороны палочек вставьте в шарик.
  • Покрасьте небо в темный цвет и нарисуйте на нем желтой краской траектории движения планет. После высыхания, приклейте шарики к картонной сфере или посадите их на зубочистки.


Отличный вышел макет, сделанный из простых материалов и своими руками. Да еще ребенок был на подхвате, который не только научился работать с бумагой, клеем, красками, но и получил интересные сведения о нашей Вселенной.

"Солнечная система " своими руками! July 29th, 2015

Каждый раз, когда наступают каникулы, после того, как я порадуюсь, что не нужно больше вставать спозаранку и собирать детей в школу, а потом мчаться туда, пытаясь не опоздать к началу занятий, я думаю, чем бы таким их занять, чтобы не было мучительно скучно. Конечно, самый простой и дешевый способ это всунуть в руки планшет, а уж там они найдут и мультики, и игры, и прочие развлечения. Но ведь не хочется так, хочется, чтобы развлечения были познавательного и развивающего характера. И тут без выдумки и непосредственного родительского участия не обойтись.

В апреле этого года, когда мы были на каникулах в Москве, компания Space Giraffe предложила протестировать детский творческий набор “Солнечная система” . Я радостно ухватилась за эту возможность, поскольку Аня давно уже вслед за папой Димой проявляет неподдельный интерес к теме космоса и всему, что с ним связано. Ее увлечение настолько сильно, что она уже успела заразить им Леву, который довольно быстро с ее помощью выучил названия всех планет.

В указанный день нам привезли набор в коробке внушительного размера. Дети радостно хлопали в ладоши и прыгали вокруг, пока я распаковывала ее. И были очень удивлены, что внутри ничего такого особенного не оказалось. Набор красок, картон-основа и полушария-заготовки, которым было суждено стать моделями планет. Все остальное - дело рук творца, в чье владение попадает такая коробка, и только от него зависит конечный результат.


Сначала нужно было подготовить основу-картон (60 х 40 см), закрасив всю ее поверхность черным цветом. Аня с готовностью схватилась за это задание и в процессе его выполнения немного порисовала, а потом радостно закрасила свои картинки. Сил завершить начатое у нее не хватило (они закончились через первые 10-15 минут) и докрашивала основу уже я (конечно, самое скучное всегда достается маме). Впрочем, мне даже понравилось))) Довольно приятно красить картон черной краской, это занятие оказало на меня релаксирующее воздействие (а что ее нужно многодетной матери в конце трудового дня?).


Раскрашивать планеты хотелось всем, даже маленькому Мише. Мишу мы аккуратно переключили на другие занятия, и стали делить планеты между Аней и Львом. Наибольший ажиотаж вызвали Солнце и Земля, наименьший - Меркурий и Марс (потому что совсем уж маленькие). Чуть было не случилась драка, в общем, красили Солнце попеременно))))


Пока модели планет подсыхали, Аня занялась нанесением на черный фон-основу орбит для планет при помощи белого мелка, а я зачитывала им о планетах, которые мы готовились размещать на основе, чтобы создать модель Солнечной системы, как только они будут готовы.


Например, о том, что время на разных планетах течет по-разному. Один день на Меркурии составляет 58 земных дней! А масса Солнца составляет 99% массы всей Солнечной системы. А еще то, что на Луне человек весит в 6 раз меньше, чем на Земле, из-за меньшей силы гравитации, и о том, что Сатурн - не единственная планета с кольцами из камней, льда и других частиц. Похожие кольца существуют и вокруг Юпитера, Урана и Нептуна, но только у Сатурна мы можем увидеть их с Земли.

Учитывая последний факт, мы решили не делать “кольца” ни к одной из планет (почему-то мы единогласно решили, что наша модель Солнечной системы в таком виде будет выглядеть гораздо гармоничнее).

Вот, что у нас в итоге получилось:


Выглядит модель Солнечной системы довольно впечатляюще. Яркая, познавательная, наглядная! А, главное, созданная своими руками)

Когда домой вернулся Д., Аня и Лев с гордостью демонстрировали ему плод своего труда. Улыбку папы Димы я заснять не успела, но, поверьте, он был счастлив!)))


Марина Столярова

“Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников.

Цель : создать макет Солнечной системы и на его примере показать, что Солнечная система - это система планет , в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце . Вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет.

Материал : клей канцелярский, ножницы, нитки для шитья разных цветов, воздушные шары, фольга, обруч, бросовый материал (коробочки бумажные, пластмассовые) .

1. Приготовить необходимый материал. Надуть воздушные шары разного размера в соответствии с необходимым размером солнечной системы (планеты, Солнце ) .


2. Вздеть в иголку нитку и пропустить ее через клей.

3. Каждый шар обмотать нитками и дать засохнуть клею.

4. После того как подсохнет клей, удалить воздушный шар из ниток, предварительно развязав его или лопнув.

5. Для планеты Сатурн из фольги или бумаги вырезать кольцо и приклеить в будущей планете.

6. На обруч намотать нити.

7. Из фольги вырезать звезды и кометы.

8. Из бросового материала изготовить корабль.

9. Все планеты, звезды и кометы развесить в соответствии с расположением планет Солнечной системы . Названия подписать.

10. Макет Солнечной системы готов .

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Здравствуйте дорогие коллеги! хочу показать вам мой макет "Планеты солнечной системы". Ведь скоро 12 апреля -день Космонавтики, а тема.

В преддверии Дня Космонавтики, я изготовила информативное наглядное пособие для пополнения материалов развивающей среды в детском саду.

Хочу представить вашему вниманию модель «Планеты Солнечной системы» своими руками. Космос очень велик. Кроме нашей Земли, существуют и другие.

По порядку все планеты назовет любой из нас. Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь.

Хочу представить вам макет «Планеты Солнечной системы» своими руками. Итак, для космического пространства нам понадобится: Рамка 30*50.

В преддверии юбилея дня космонавтики предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Планеты солнечной системы".Делайте вместе.

Актуальность темы исследования

Мы – жители планеты Земля. Планета Земля обогревается и освещается Солнцем. Кроме планеты Земля есть и другие планеты, которые входят в состав Солнечной системы. Все они представляют собой единый живой организм, который имеет свои законы и множество загадок. На уроке окружающего мира при изучении темы «Планеты», для того, чтобы лучше запомнить названия планетучитель предложил нам игру «Парад планет». Каждому участнику предлагалось взять модель своей планеты и занять свое место. Это помогло лучше запомнить названия планет. Но некоторые ребята продолжали путаться в названиях и месторасположении планет. И тогда я подумал, что если бы у учителя на столе стояла модель Солнечной системы, то ребята лучше бы усвоили и названия планет, и их расположение в космическом пространстве по мере удаления от Солнца. У меня возникла идея, попытаться сделать макет солнечной системы, тем более, что модели самих планет у нас уже были, чтобы и другие ребята легко запомнили учебный материал. Таким образом определилась проблема исследования.

Проблема исследования

Трудности, возникающие при усвоении и закреплении учебного материала.

Гипотеза.

Демонстрационный материал значительно повышает усвоение материала по изученной теме.

Предмет и объект исследования:

Предмет исследования – планеты Солнечной системы

Объект исследования – материалы и документы о Слнечной системе, существующие модели Солнечной

Цель:

Доказать эффективность влияния демонстрационного материала – модели Солнечной системы - на усвоение учебного материала учащимися.

Задачи:

Изучить информацию о Солнечной системе в глобальной сети.

Изготовить макет Солнечной системы.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Анализ полученной информации. Составление диаграмм исследования.

Глава 1. Общие сведения о планетах Солнечной системы.

1.1. Строение Солнечной системы.

С начала времен людей интересовало происхождение Земли, Солнца, звезд и планет. На протяжении веков люди обожествляли Солнце, Луну, планеты. Однако изучать небо они стали только примерно 5000 лет назад. Раньше думали, что Земля - неподвижный центр Вселенной, вокруг которого движутся планеты. Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, который обосновал представление о движении планет вокруг Солнца. Такая модель Солнечной системы получила название гелиоцентрической. В 17 веке. И. Кеплер открыл законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Изучение физических характеристик космических тел , входящих в состав Солнечной системы, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем в 1609 году телескопа . Так, наблюдая солнечные пятна, Галилей впервые обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.

В двадцатом столетии, когда человек полетел в космос, был совершен прорыв в изучении Солнечной системы . Современное представление о ней таково. Солнечная система включает в себя центральную звезду – Солнце, восемь вращающихся вокруг него планет и их спутники, множество малых планет, комет, метеоритов, межпланетную среду. Все планеты движутся вокруг Солнца против часовой стрелки и все кроме Венеры и Урана в том же направлении вокруг собственной оси.

Планеты вращаются по почти круговым орбитам в пределах почти плоского диска. Четыре меньшие по размеру и расположенные ближе к Солнцу называют внутренними планетами или планетами Земной группы. Эти планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс) состоят из металлов и горных пород . Поэтому их еще называют скалистыми.

Внешние, наиболее массивные планеты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) состоят в основном из гелия и водорода. Их называют газовыми гигантами.

Планеты Земной группы отделены от планет группы Юпитера поясом астероидов. Он располагается сразу за Марсом, вращается вокруг Солнца в том же направлении и содержит тысячи малых планет. Астероиды этого пояса представляют собой бесформенные глыбы размером от нескольких десятков километров до1000 км. По составу они схожи с планетами Земной группы. Самая крупная из этих малых планет – Церера(размер -1000 км.). За газовыми гигантами находится второе кольцо астероидов отделяющее Солнечную от других звездных систем (Пояс Койпера) . Оно содержит объекты состоящие из замерзшей воды, аммиака, метана. Самые интересные и крупные – Плутон , , , , и Эрида. Вот так, в общих чертах можно описать строение Солнечной системы.

    1. Планеты Солнечной системы.

За исключением Земли, все планеты Солнечной системы названы в честь древних богов. Пять видимых невооруженным глазом планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и) наблюдались людьми на протяжении всей человеческой истории, и в разных культурах их называли по-разному. Сегодняшние имена этих 5 планет пришли к нам из римской культуры. Римляне дали имена этим планетам опираясь на их движение и внешний вид.

Меркурий

Меркурий, самую близкую к Солнцу планету, начали наблюдать еще в 14 веке до нашей эры. Различные культуры, в разные периоды времени давали различные имена этой планете. Изначально планета была известна как Нинури, позднее ее стали называть Набу. В Древней Греции в разное время планета носила названия Стилбон, Гермаон и Аполлон. То название, под которым мы знаем планету сегодня, пришло от римлян, и связано с тем, что Меркурий быстрее других планет перемещается по небу. Меркурий - это быстроногий римский бог торговли.



Венера

Венера, являясь самой яркой на небе планетой, получила свое название в честь римской богини любви и красоты. К сведению, это единственная планета в Солнечной системе, которую назвали в честь женского божества. Поскольку на земном небе она – третий по яркости объект, то известна с древних времен.



Марс


арс, четвертая от Солнца планета, назван в честь древнеримского бога войны. Причина выбора такого имени очевидна – красный цвет планеты. Однако не все знают, что изначально Марс был богом плодородия, и лишь позднее стал олицетворяться с греческим богом войны Аресом. Из-за близости к Земле Марс чаще других планет упоминается в старинных свитках.

Сатурн


атурн, вторая по величине планета Солнечной системы, получил свое название в честь очень почитаемого среди римлян бога земледелия. По легенде, этот бог научил людей строить дома, выращивать растения и обрабатывать землю. Почему за небесным телом закрепилось именно это имя – непонятно, но, из-за активных войн римлян, название распространилось по Европе и Азии и стало общепринятым.

Юпитер

Юпитер , как и другие планеты, имел множество имен в различных культурах: "Мулу-баббар" в месопотамской культуре, "Суй-Син" в китайской, "Звезда Зевса" в греческой. Окончательное название самая большая планета Солнечной системы получила в честь верховного бога Юпитера, бога неба и света.


Все эти римские названия были приняты в европейских языках и культуре, а в последующем стали стандартами в науке. Оставшиеся три планеты: Уран, Нептун и теперь уже карликовая планета Плутон, в связи со своей удаленностью от Земли, были обнаружены значительно позже, поэтому имена им дали уже не римляне.

Уран и Нептун

Когда Уран и были обнаружены, было рассмотрено и использовалось несколько имен для каждой планеты, пока одно не стало стандартом. Уильям Гершель, открывший Уран, хотел назвать его в честь короля Георга III. Другие астрономы называли ее "Гершель" в честь открывателя. Астроном Иоган Боде предложил, что было бы целесообразнее использовать мифологическое имя Уран, которое гармонично впишется с пятью планетами, назваными в древности. Однако, несмотря на предложение, название Уран широко не использовалось до 1850 года.


Существование планеты Нептун было предсказано двумя астрономами (Джон Коуч Адамс и Урбен Жан Иосиф Леверье). Когда планета была обнаружена с помощью телескопов возник спор о том, кто должен назвать планету. Леверье хотел назвать планету в честь себя. Однако, было предложено название Нептун, которое стало стандартом, используемым учеными.

Земля

Земля – единственная планета названная не в честь древнеримских богов. В науке за нашей планетой закрепилось несколько названий. Название «Земля» (E arth ), происходящее от «грунт, почва», впервые обнаружено в английских текстах в начале 15в.. В латинском языке Земля произносится, как Terra(почва). Используется также имя Tellus. Русское название произошло от праславянского корня ЗЕМ – что означает «низ». Скорее всего, люди назвали свою планету, место своего обитания, по аналогии с почвой находящейся у них под ногами.



Кто же теперь отвечает за названия новых планет? С момента организации в 1919 году Международного астрономического союза (МАС), он отвечает за названия всех небесных объектов. Когда астроном открывает новый объект, он может подать заявление в МАС, а МАС в свою очередь подтвердит его или предложит свое имя.

Глава 2. Изготовление модели Солнечной системы.

    1. Анализ существующих макетов и конструкций Солнечной системы и выбор конструкции для модели.

Ежегодно миллионы школьников на уроках и в кружках изучают Солнечную систему. И, наверное, ребята не раз уже изготавливали макеты и модели Солнечной системы. Прежде чем определиться с конструкцией своей модели, я решил посмотреть что уже сделано в этом направлении. Проштудировав литературу и некоторые интернет-ресурсы, я нашел несколько видов моделей Солнечной системы изготовленных школьниками.

Плоская неподвижная модель.

Из картона или ДВП вырезается круг d-50-80см. На нем циркулем наносятся круговые орбиты восьми планет. На орбитах крепятся кружки из картона или пенопласта, изображающие планеты. Модель можно рассматривать на столе, можно повесить под потолок.


Трехмерная потолочная модель.

На леске прикрепленной к потолку повешено несколько проволочных коромысел. По краям коромысел на леске же прикреплены шарики - планеты.

Трехмерная неподвижная модель.

Солнце и планеты в этой модели выполнены из пенопласта. Планеты крепятся к Солнцу с помощью бамбуковых шпажек разной длины. Есть варианты модели – планеты и Солнце сделаны из пластилина, из папапье-маше.

Настольная трехмерная модель.

На подставке установлена стойка – винт с гайками. Планеты (шары от погремушек) с помощью проволок разной длины прикреплены к стойке.


Все эти модели интересны и заслуживают внимания, но также они имеют много недостатков. Основной – неподвижность элементов модели. А, ведь реальная система все время находится в движении – каждая из планет вращается вокруг Солнца по своей орбите и со своей скоростью. Например – Меркурий обходит Солнце за 88 земных суток, а Уран за 84 земных года. Да и ребятам, изучающим Солнечную систему, хотелось бы потрогать модель, повращать планеты вокруг Солнца.

Наиболее интересной мне показалась модель сделанная в промышленных условиях.


Я решил эту конструкцию взять за основу. Однако, мне показалось, что для такого размера планет. механизм их крепления довольно громоздкий. Он будет отвлекать внимание учеников от самих планет. Для своей модели я решил взять планеты большего размера, а механизм вращения более легкий. Конечно, без помощи взрослых мне с этой задачей не справиться. Поэтому помощником в изготовлении модели стал мой дедушка, Бакшаев А.В., а руководителем и научным консультантом – классный руководитель Рыкованова Г.В..

    1. Изготовление модели Солнечной системы.

2.2.1. Материалы и комплектующие для изготовления модели Солнечной системы.

Для изготовления модели Солнечной системы требуются следующие материалы и комплектующие изделия:

    Корпус старого потолочного светильника.

    Набор пластиковых шаров разного размера, изображающих планеты. Солнечной системы.

    Шарообразный плафон от настенного светильника.

    Отрезок полипропиленовой водопроводной трубы.

    Десяток тонких жестяных трубок.

    Медная проволока в оплетке,толщиной 1,5мм.

    Электрический шнур с электровилкой.

    Электрическая лампочка.

    Клей эпоксидный.

    Краска (цвет – желтый и серебро).


2.2.2. Этапы работы над моделью.

Э
тап 1. Берем основу старого потолочного светильника и с помощью гаечного ключа отсоединяем от основания стойки с патронами для ламп и креплениями плафонов. Самую длинную стойку (в заводском комплекте) устанавливаем в центре основания и получаем основу модели (подставка и стойка, на которой крепится макет Солнца). Основу красим в серебристый цвет.

Этап2. Шарообразный плафон от настенного светильника рашпилем подгоняем под крепление на стойке. Красим шар в желтый цвет.


Этап 3. На приготовленном куске полипропиленовой трубы отмечаем восемь отрезков по 2 см. длиной. По центру каждого отрезка сверлим отверстия. Затем с помощью трубореза разрезаем трубу с готовыми отверстиями на втулки. Исходя из размеров имеющихся макетов планет,определяем длины штанг для каждой планеты и изготавливаем их из жестянных трубок. Конец штанги вставляем в отверстие во втулке и закрепляем эпоксидным клеем. Эту операцию производим для всех восьми втулок.Если втулки надеть на центральную стойку получим механизм вращения штанг.

Этап 4. Из медного провода в пхв оплетке делаем стойки для установки макетов планет. Один конец стойки пропускаем в предварительно просверленные отверстия в макете планеты, а другой согнув под прямым углом вставляем в свободный конец штанги и закрепляем эпоксидным клеем.

Этап 5. Штанги в сборе (со втулками,стойками и макетами планет) надеваем на центральную стойку поочередно, в порядке расположения планет относительно Солнца.


Стойку устанавливаем на основание, к проводам в стойке присоединяем электрический шнур с выключателем и электрической вилкой.

В патрон вкручиваем лампу и надеваем плафон-Солнце. Модель готова.

    1. Анализ влияния демонстрационного материала (модели Солнечной системы) на усвоение учебного материала учащимися.

Для определения влияния демонстрационного материала на усвоение учебного материала мы использовали метод анкетирования. Анкетирование проводилось в 2 этапа. В анкетирование приняли участие – 26 человек, возраст опрашиваемых – 8-9 лет.

На первом этапе опрос проводился среди учащихся после изучения учебного материала без использования демонстрационной модели Солнечной системы. Учащимся было предложено ответить на 7 вопросов по теме «Планеты Солнечной системы»:

4. Какие планеты называют "скалистыми" или планетами земной группы?

На втором этапе учащимся было предложено ответить на те же самые вопросы, но после изучения демонстрационной модели Солнечной системы.

Результаты проведенных опросов приведены в Приложении 1. Для сравнения результатов двух проведенных опросов мы составили сводные диаграммы, см. диаграммы 1-7.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Сравнение результатов 2-х опросов

3. Какая планета исключена из списка планет Солнечной системы?

Диаграмма 4

Сравнение результатов 2-х опросов

    Какие планеты называют "скалистыми" или планетами земной группы?

Диаграмма 5

Сравнение результатов 2-х опросов

6. Какие планеты называют газовыми гигантами?

Диаграмма 6

Сравнение результатов 2-х опросов

противоположную от других планет?

Диаграмма 7

Сравнение результатов 2-х опросов

7. Что такое пояс астероидов?

Как мы видим из сравнительных диаграмм, см. диаграммы 1-7, показатели усвоения учебного материала учащимися с использованием демонстрационного материала – модели Солнечной системы – значительно улучшились. На основании этого можно сделать вывод, что демонстративный материал благотворно влияет как на усвоение, так и на закрепление пройденных тем.

Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Демонстрационный материал, в данном случае модель Солнечной системы, оказывает положительное влияние на качество усвоения учебного материала учащимися. Это отражено в сравнительных диаграммах.

    Задача проекта выполнена – создана модель Солнечной системы.

    Создание модели вызвало большой интерес учащихся класса к изучаемому предмету. Моими одноклассниками были подготовлены презентации:

    Парад планет. – Нефёдов Семен

    Скалистые планеты.- Кувандиков Шамиль

    Астероиды. Пояс астероидов. – Шелестюк Георгий

Учащиеся класса поработали с моделью Солнечной системы и расширили свои представления о планетах Солнечной системы. Гипотеза проекта подтвердилась - демонстрационный и материал действительно улучшает качество изучаемого материала.

Список использованной литературы

Анализируя существующие модели Солнечной системы, свой выбор я остановил на промышленной модели Солнечной системы, поэтому последующим этапом в определении конструкции модели был анализ подобных моделей выполненных в домашних условиях. Наиболее приближенной оказалась модель, представленная на сайте , её я взял за основу. Тем более, что одному мне с такой задачей было бы не справиться, а мой дедушка – Бакшаев В.А. – по профессии инженер. Он одобрил мой выбор и стал руководителем в практической части моего проекта. org интерактивная карта звездного неба

Приложение 1

Результаты анкетирования среди учащихся

1 ОПРОС

Приложение 2.

Что я знаю о Солнечной системе?

1. Сколько планет Солнечной системы?

2. Назовите все планеты Солнечной системы.

3. Какая планета исключена из списка планет Солнечной системы?

4. Какие планеты называют "скалистыми" или планетами земной

5. Какие планеты называют газовыми гигантами?

6. Какая планета вращается вокруг Солнца в сторону

противоположную от других планет?

7. Что такое пояс астероидов?

Подпишитесь на новости

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации