Древняя мебель - средние века. Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос Ренессанс приходит во францию

Романский стиль в интерьере сформировался в католических европейских странах в XI-XII вв. под сильным влиянием византийского направления в оформлении домов средневековой аристократии. В то время такой тип дизайна назывался «римский» и складывался на основе возрождающегося интереса к античному наследию. И действительно, романские интерьеры немного напоминают внутреннее убранство древнеримских вилл. С течением столетий романский стиль стал совершенно самостоятельным направлением.

В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма. Его характерные особенности проявлялись и в древнерусском зодчестве, и в архитектуре Италии, Англии или Франции. В Средние века создание внутренних интерьеров было доступно только немногим сословиям, поэтому основной упор делался на декорирование церквей и замков. В современном мире дотошное следование канонам романского стиля почти невозможно, да и уместным будет только в домах истинных поклонников средневековой тематики. Зато отдельные элементы применяются довольно часто для создания сдержанных и благородных помещений.

Романский стиль появился еще в 11 веке

Оформление в Романском стиле может многое сказать о хозяевах

Дерево в сочетании с камнем выглядит очень дорого и красиво

Это одно из древнейших направлений дизайна, поэтому его основные черты давно устоялись и легко узнаваемы. К ним относятся:

  • простота интерьера и отделки помещения;
  • минимальное количество предметов декора;
  • резная линия в форме зигзага для украшения помещения;
  • темная деревянная мебель;
  • обязательный элемент – статуи в античном стиле, бюсты мыслителей и поэтов древности;
  • крупные вазы, овальные зеркала, светильники и подсвечники из бронзы;
  • для отделки пола и стен используются керамическая плитка, деревянные панели, штукатурка, мозаика.

В Романском стиле очень мало элементов декора

Чаще всего для отделки пола используют плитку либо дерево

Особенности декорирования

Потолок можно выполнить в форме узоров

Мебель имеет простую и грубую форму

Для отделки стен используют камень либо штукатурку

Дом в романском стиле

Средневековые интерьеры больше подходят для декорирования коттеджей и загородных домов, в маленьком пространстве стандартных городских квартир трудно создать величественное убранство древнего замка. Зато при оформлении дома, еще на этапе его строительства можно учесть некоторые особенности, например, сделать толстые стены и полукруглые окна.

Само здание должно гармонично вписываться в окружающую природу, сочетать простой архитектурный облик с лаконичной внешней отделкой. При этом внутренне убранство дома выглядит совсем иначе: его выделяет на фоне других направлений элегантность и величественность. В силу богатых исторических традиций облик романского интерьера отличается некоторой монументальностью.

Не забывайте о том, что средневековая архитектура – это храмы, построенные для общения с богом, и крепости, созданные для защиты от врагов. Само предназначение архитектурных комплексов не предполагает витиеватого внешнего облика.

Романский стиль больше подходит для загородных домов и коттеджей

Внутренняя и внешняя отделка чаще всего отличаются

Отделка пола

Романский стиль в интерьере требует несколько скупой отделки напольного покрытия. Лучше всего подойдет для этих целей облицовочный камень или не слишком яркая мозаика. Поскольку такой пол получается довольно холодным (как в смысле его температуры, так и его внешнего вида), вполне допускаются различные ковры и даже шкуры животных.

В современных домах можно использовать плитку черного и белого цвета или паркет из темных пород дерева. В мозаичных узорах чаще всего встречаются зодиакальные знаки (Средневековье – период расцвета астрологии), звезды и геометрические фигуры в разных сочетаниях.

Чаще всего для отделки пола используют плитку

Дерево для отделки пола так же подходит для Романского стиля

Особой чертой Романского стиля является темное дерево

Декорирование потолка

Характерными для данного стилистического направления считаются высокие сводчатые потолки, цвет которых часто совпадает с цветом стен. Для оживления поверхности широко применяются:

  • деревянные вставки;
  • грубые подпорки;
  • фрески;
  • художественные росписи, вошедшие в моду еще в эпоху Ренессанса.

Обычно потолки в таком стиле высокие

Так же уместно использование деревянных вставок

Отделка стен

Как правило, дизайнеры советуют использовать материалы, имитирующие камень и создающие иллюзию, что комната находится в средневековом замке. Поэтому ни обои, ни краска не будут аутентичными. Зато выгодно будут выглядеть такие варианты оформления, как:

  • облицовочный камень;
  • деревянные модули;
  • бежевая, серая или светло-коричневая штукатурка.

Чтобы избежать монотонности стен, можно декорировать их фресками, гобеленами, светильниками, росписью, витражами из цветного стекла или картинами в массивных рамах, написанными в духе мастеров Возрождения.

Характерной чертой средневековых интерьеров является настенный орнамент с растительными узорами, фигурками животных, геометрическими фигурами, переплетенными искусными завитками.

Для отделки стен лучше всего использовать камень либо дерево

Стены можно декорировать различными предметами

Так же отделку можно провести штукатуркой

Как правильно выбрать мебель?

Аутентичная средневековая мебель вряд ли придется по вкусу современному человеку, привыкшему к комфорту. Столы и шкафы, сколоченные из грубых досок, диваны и стулья без тканевой обивки, нельзя назвать удобными. Для современного дизайна в романском стиле пригодны, пожалуй, только крупные сундуки или комоды, украшенные чугунной обивкой. Остальную обстановку комнат лучше просто стилизовать под Средневековье.

Стоит избегать причудливых форм мебели: только простые формы и плавные линии. Возможна отделка предметов меблировки железными деталями или окрашивание в белый, красный, коричневый или черный цвет.

Внешняя простота мебели может сочетаться с высоким качеством материала и красивыми украшениями: дорогие породы дерева, декорированные искусной резьбой причудливым растительным орнаментом, придадут аскетической средневековой атмосфере роскоши и элегантности.

Мебель лучше использовать из темного дерева

Обычно мебель используют без оббивки

Романский стиль в интерьере кухни

Если кухня небольшого размера, для создания удачного дизайна в средневековых традициях лучше совместить ее с гостиной или столовой. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. Холодильник должен быть либо стилизован под дерево, либо спрятан в шкаф, как и остальные предметы бытовой техники. Газовые плиты и посудомоечные машины вряд ли будут гармонично выглядеть на фоне каменных стен и потолочных сводов, стилизованных под архитектурные особенности старинных европейских замков и крепостей.

В обеденной зоне аутентично будет смотреть грубоватый стол, окруженный множеством массивных стульев. Для освещения пространства лучше использовать крупную потолочную люстру с лампочками, напоминающими пламя свечи.

На стенах обычно используют рисунки

Гостиную можно совместить с кухней

Керамогранит отлично подойдет для отделки

Оформление средневековой спальни

Центральный элемент внутреннего убранства романской спальни – массивная, широкая кровать, часто с балдахином. Если в древности балдахины имели важную практическую ценность в деле борьбы с насекомыми, то в наши дни они предоставляют возможность проявить свою фантазию и индивидуальность. Красивым способом украсить комнату станет покрывало из натуральной ткани, на котором расставлены многочисленные подушки разного размера.

Любая спальня – прекрасное место для использования текстиля даже в довольно сдержанном средневековом дизайне. Можно декорировать окна тяжелыми шторами из плотных тканей с ламбрекенами, кистями, фалдами. Не менее уместными будут и многослойные портьеры. Обязательными в декорировании являются подхваты для штор.

Свечи отлично дополнят стилистику комнаты

Кровать в комнате должна быть большой

Как оформить ванную комнату?

Ванная – поистине уникальное помещение для выбранного направления. Ее функциональное предназначение чуждо средневековой эпохе. В католических странах гигиенические процедуры считались ублажением плоти, едва ли не грехом, рыцари хвалились тем, что годами не снимали сапоги. Но такое противоречие не помешает современному дизайнеру выдержать ванную в романском стиле, применяя его основные черты.

Для ванной нужно выбрать большое помещение, в котором центральное место непременно займет ванна, выложенная плиткой или камнем. Для декорирования подойдут каменные мыльницы и дозаторы, подсвечники и подставки.

Современные условия жизни предъявляют определенные требования к комфорту, не всегда совместимые с романским стилем. Но его отдельные черты становятся все более популярными, превращают в очередной тренд дизайнерской моды.

Видео: Романский стиль

Романский стиль

Романский стиль (от лат. - римский) был первой художественной системой средневековья, и господствовал около 400 лет, охватив большинство стран Европы. В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия и просуществовал до конца XII в. Отголоски его форм прослеживаются в народной мебели многих народов и в конце XIX в.

В основу стиля легло византийское искусство, кроме того на формирования стиля сказалось влияние античных форм и искусство варварских народов. Получил свое название в XIX в. в связи с использование в нем римских элементов.

Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерна статичность и тяжелые закрытые формы.

В этот период основная масса населения крестьяне мебели как таковой почти не имели, постоянные войны и грабежи не позволяли благоустраивать жилище. В условиях натурального хозяйства мебель для собственных нужд изготавливали сами крестьяне. Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Это прием зародился во Франции. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.

Первое место среди мебели занимал сундук, который играл роль шкафа, стола, кровати, стула и дорожного чемодана. Во время поездок знатные люди перевозили в сундуках свое имущество. Первые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, как у первобытных народов. Потом их стали делать из необработанных досок с двухскатной крышкой, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Очень часто сундуки украшали коваными накладками, которые являлись также крепежными элементами.

Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

Сундук на ножках с коваными накладками

Французский сундук украшенный спиральными накладками. XIII в.

В храмах использовались более высокие сундуки с короткими ножками и дверцами, лицевую сторону украшали резьбой.

Сундук на ножках с ложными аркадами. XII в.

Сундук поставленный вертикально явился прототипом шкафа. Украшением романского шкафа служили розетки выполненные плосковыемчатой резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной окантовки.

Шкаф с кованой обшивкой

1- Стоячий шкаф с резными розетками. XII в.

2- Стоячий шкаф с прорезными драконами и резной розеткой, окованный железными полосами.

Позднее появились шкафы с отделкой архитектурными элементами.

Шкаф из ризницы храма. XIII в.

В качестве мебели для сидения использовали массивные скамьи или сундуки, отдельные стулья полагались только главам знатных семей. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить их на холодный пол. Стулья имели прямые или точеные ноги и прямые спинки. Обивка не применялась. Дополненные подлокотниками стулья превращались в кресла.

Кресло точеное. XIII в.

Стул резной. XII в.

Кресло резное норвежской работы. XIII-XIV вв.

Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому добавляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Кровати. Кровати представляли собой коробку с выемкой в средней части боковой стенки. Стойки ножек заканчивались точеными элементам. В изголовье устраивали высокую стенку с небольшим деревянным навесом.

Кровать деревянная из Тироля

Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватями появились балдахины, которые крепились к потолочным балкам или на специальный каркас.

Столы романского стиля имели простую конструкцию. В ранний период они представляли широкую столешницу установленную на двух козлах, столы были разборные. Более поздние столы стоят на двух массивных щитах скрепленных одним или двумя массивными брусками. Концы брусков выходят за приделы щитов и заклиниваются. Декоративное оформление сводится к фигурной форме боковых щитов.

Прямоугольный стол с одной проножкой

Прямоугольный стол с двумя проножками

Более сложными по конструкции являются столы с круглой и восьмигранной столешницей, которая установлена на подстолье столярной работы сложной формы.

Круглый стол

Восьмигранный стол

Для изготовления мебели использовали местные породы: сосну, ель, дуб.

В качестве декоративных элементов применяли: кованные железные накладки, ряды кованных гвоздей, роспись, плосковыемчатую резьбу, архитектурные мотивы. В орнаментах использовали растительные мотивы (стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья), геометрические формы, зигзагообразные линии, фигурки людей и животных, мистических животных.

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 176 с.: ил.

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

→ Дизайн


Мебель и оборудование интерьера в средние века


В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII-XVIII вв.

Византия - одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме (рис. 2.9). Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

Рис. 2.9. Византийское кресло, VI в. н. э.

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием (рис. 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел (рис. 2.10,6) на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа (рис. 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

Рис. 2.10. Романская мебель: а - сундук; б - стул; в - шкаф

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

Рис. 2.11. Примеры орнаментации романской мебели: а -ларь; б-стул

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

Рис. 2.12. Готический стиль в предметно-пространственной среде:
а - фрагмент интерьера храма в Амьене; б- кровать; б - готическое кресло

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное (рис. 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

Рис. 2.13. Мебель французской готики:
а - шкаф; б - кресло; в - сундук

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель (рис. 2.13 и 2.14). Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем (рис. 2.15).

Рис. 2.14. Готическая мебель в стиле Тюдор:
а - кресло; б- мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г - треугольное кресло; д - ларь из древесины дуба

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

Мебель (рис. 2.16) представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением - реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

Рис. 2.15. Индийская мебель: а - церемониальное кресло; б- кровать; в - табурет

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

Япония. Японский дом - это дом-комната (рис. 2.17), т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

Рис. 2.16. Китайская мебель:
а- набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б - парадная кровать; в - бамбуковое кресло

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, - обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели - стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

Рис. 2.17. Интерьер японского дома

Основные материалы в японском доме - полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами - толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205×199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20-40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками (рис. 2.18).

Характерная и центральная деталь интерьера - ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения - свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

Рис. 2.18. Мебель и оборудование японского жилого дома:
а - бумажный светильник; б- сервировочный столик; в- подставка для головы; г - рабочий стол с выдвижными ящиками; д- встроенное оборудование (токоно-ма); е - лакированный шкаф

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.

Романтики, мечтающие о путешествии в прошлое, пришли к достаточно оригинальному решению: учитывая то, что физически оказаться в средневековой Европе нереально, ничто не мешает стилизовать под замок собственную квартиру. Сегодня большой популярностью пользуется средневековый стиль в интерьере кухни.

Средневековый дух

Для старинной европейской кухни характерно наличие внушительной , не менее большой печи, которая одновременно играет роль очага, а также простых предметов мебели, не связанных между собой. Уникальный средневековый стиль в одной из «стратегически важных» комнат создается при помощи интересных орнаментов, стрельчатых окошек, арок и, разумеется, цветных витражей. При этом немаловажно помнить о соответствии требованиям современного дизайна.

Благодаря внедрению интересных элементов декора, кухня кажется не только уютной, но и надежной. Ключевой особенностью средневекового стиля является наличие выполненных вручную «ингредиентов» и подлинное мастерство.

К основным элементам стиля относятся:

  1. Полы и стены, выполненные из камня.
  2. Предметы посуды и фурнитуры, изготовленные из меди или олова.
  3. Наличие витражей и мозаики.
  4. Кирпичные стены.
  5. Насыщенная, глубокая цветовая гамма.
  6. Наличие современной кухонной техники, искусно «спрятанной» за дверцами выполненных из темного дерева шкафов.

Потолок

Средневековый стиль будет идеальным решением для комнаты с высоким потолком, который легко превратить в сводчатый шедевр. В старину потолки замковых кухонь были оснащены деревянными толстыми балками. Этот элемент присутствует и сегодня, а «ребра» каркасных арок принято «облагораживать» при помощи резных деталей. Орнамент подбирается с учетом вкусовых пристрастий заказчика и особенностей кухни.

Не менее важным требованием к средневековому стилю является наличие большого количества источников света. Для создания соответствующей обстановки рекомендуется остановить внимание на большой, .

Цветовая гамма

Представление о Средних веках как об исключительно мрачном периоде не имеет под собой оснований. Дизайнеры, живущие несколько столетий назад, работая над оформлением кухонного помещения, отдавали предпочтение оттенкам глубоких насыщенных цветов. В особом почете были сочетания оттенков:

  • красного;
  • синего;
  • янтарного.

Если вы питаете склонность к спокойным и теплым тонам, то лучшим решением будет «внедрить» в кухню или пепельные цвета. Немаловажно соблюдать натуральный контраст оппозиционных природных цветов. Так, выкованные вручную элементы и темное дерево эффектно смотрятся на светлом фоне потолка и стен.

При оформлении кухни достаточно широко применяются такие виды природного камня, как:

  • гранит;
  • мрамор;
  • известняк;
  • травертин.

В дизайне появится «изюминка», если природный камень будет сочетаться с предметами мебели, выполненными из массива ореха и с полами из вишни или черешни.

Стены и полы

Основным отличием от кухни в современном стиле в дизайне замкового помещения является следующее:

  • стены, выполненные из кирпича или камня, дозволяется украсить характерной росписью а-ля работы великого Микеланджело;
  • в зоне печки и мойки при помощи декоративного камня можно создать элегантные арочные окна или проемы;
  • идеальным решением для «замкового» стиля будет монтаж полов из керамической плитки или природного камня.

Также можно использовать темные или светлые обои со специфическим узором. Ярких, кричащих оттенков следует избегать.

Аксессуары

Ну какое же средневековье без причудливых подсвечников, статуэток и фигурных свечей? Это как раз те самые детали, которые способствуют созданию старинной атмосферы и являются интересной «изюминкой» помещения.

Кроме того, достаточно оригинально и свежо в стилизованной под европейскую старину кухне будут смотреться такие характерные элементы, как:

  1. Ручки на входных и мебельных дверях, выполненные из меди или бронзы.
  2. Смесители, изготовленные из меди или латуни.
  3. Декоративные решетки и светильники.

Средневековый текстиль

Отличным решением для «замковой» кухни будет внедрение тканей насыщенных, богатых цветов. Наличие полоски или стильного цветочного принта только приветствуется.

В случае если вам интересен цветочный декор, то выбор следует остановить не на нежных розах, а на более характерных для этих непростых и суровых времен «детях солнца» - подсолнухах.

Для кухонных штор великолепным выбором будет тяжелый бархат.

Мебель

Главным критерием для мебели является ее . Учитывая то, что для средневекового стиля характерно не только устремление ввысь, но и наличие строгих линий и даже некоторая грубоватость, кухонные столы должны быть высокими, а их ножки - длинными. Не менее высокие «длинноногие» стулья, напоминающие трон, придадут помещению своеобразное очарование.

Немаловажно, чтобы на средневековой кухне нашлось место следующим предметам мебели:

  • дрессуарам (открытым буфетам);
  • шкафам-креденцам;
  • витринам;
  • стульям-креслам с высокими спинками и специальными подставками для ног.

Характерные для того времени вырезанные на мебели рисунки, несущие в себе некий тайный смысл, также будут оригинальным решением. Цвет мебели должен быть приближен к натуральному.

Заключение

Как и , средневековое помещение предполагает наличие специфических элементов декора. Колоритная керамика и симпатичные чаши, выполненные из качественного стекла способны не только создать уют, но и привнести толику воистину средневековой атмосферы.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации