Вокальные упражнения для развития диапазона. Диапазон голоса – увеличь его креативно

Содержание:

Что может быть хуже бурчания на одной ноте? Скорее всего, речь, лишенная дикции. Вы хотите, чтобы ваш голос звучал мелодичнее и выразительнее? Тогда вам следует заняться упражнениями для развития интонации и . А также произносить сочетания гласных с сонорными согласными, меняя высоту тона и читать стихотворения с повышением или с понижением звучания строк. Максимально «раскачав» свой голос, вы сможете свободно играть со своей интонацией.

Что такое диапазон голоса?

Диапазон человеческого голоса представляет собой объем звуков. Это потенциальные возможности выступающего, будь то певца или оратора, брать те или иные ноты. Каждый с рождения обладает определенным диапазоном. Но вы можете его расширить на несколько тонов.

Регистр – это конкретное пространство звукового объема. Он бывает верхним, средним и нижним. Используется как отдельная возможность измерения данных голоса.

Можно ли расширить его границы?

Прежде всего, следует различать речевой диапазон и певческий. В обыденной жизни мы можем издавать различные звуки: начиная от едва различимого шепота и заканчивая пронзительными возгласами счастья и радости. Но такие звуки, низкие или высоки, вряд ли удастся воспроизвести в пении.

Если вы хотите узнать, как определить диапазон своего голоса, то есть несколько способов:

1. С помощью фортепиано

Это можно сделать дома, при наличии у вас этого инструмента. Подойдите к нему и начните распевать звуки: от низкого до высокого. Если вы не сможете взять низкие ноты, либо высокие – это предел возможностей вашего голоса на данный момент.

2. Визит к фониатору

Это более надежный и достоверный способ. Он проведет полноценную консультацию и расскажет вам, если ли смысл развивать свои возможности. Если да – то в сторону нижнего или верхнего регистра.

Существует ли самый большой диапазон голоса?

Всего насчитывается 8 октав. Татьяна Долгополова, певица Санкт-Петербурга, обладает самым уникальным голосом. Эти она прославилась и попала в Книгу рекордов Гиннеса. Пока, никто ее не может превзойти ее диапазон – пять октав и один тон.

У певцов современной эстрады средний диапазон в 2 октавы. Этого вполне достаточно для полноценного исполнения песен и до этого порога его можно развить.

Согласитесь было бы неплохо брать пример со звезд мировой величины. Например, диапазон певческого голоса Уитни Хьюстон имел 5 октав. Обладая великолепным голосом, певица, шесть раз за свою жизнь объехала земной шар. Ее восторженно ждали поклонники в любой стране. А неповторимый Фредди Меркури, диапазоном голоса в 3 октавы, очаровывал миллионы людей. Даже выдающая испанская певица Мария де Монсеррат Кабалье пела вместе с музыкальным коллективом «Queen». Талант такого рода, к сожалению, развить невозможно. Это бесценный дар матери-природы.

Фредди Меркури — лидер группы «Queen»

Голоса женские, мужские, детские

Среди детских выделяют альт и дискант. Для мужчин характерен бас (низкий), тенор (высокий) и баритон (средний). Отдельно стоит упомянуть сверхвысокий тенор-альтино и сверхнизкий бас-профундо. Для слабой половины человечества – контральто, меццо-сопрано, сопрано. Последовательность такая же, как и у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Самыми знаменитыми певицами современности, чьи оперные голоса сопрано поражали воображение и услаждали слух многих почитателей, необходимо отметить нашу соотечественницу Антонину Нежданову, гречанку Марию Каллас и итальянку Амелиту Галли-Курчи. Гораздо реже у певиц встречается контральто. Однако именно для этого голоса известный композитор Римский-Корсаков написал песни «Леля» из оперы «Снегурочка». Также партия Ольги в «Евгении Онегине» создана для этого плотного и невообразимо насыщенного женского голоса, который завораживает саму душу прилежного слушателя. Правильное дыхание является основой красивого вокала. Необходимо ему с раннего детства.

Работа с речевым диапазоном

Упражнение «Маляр»

Представьте, что вам нужно перекрасить известный Луксорский обелиск, что в Париже:

«Краской крашу обелиск:

И вверх и вниз, и вверх и вниз.

Вот и мой сюрприз»

Старайтесь произносить первые две строчки, махая правой рукой вверх-вниз. При этом каждое слово произносите на разной высоте. Третья строчка будет резюме.

Двигайте рукой свободно, легкими движениями. В начале мазки маленькие, только кистью руки. Затем движения становятся гораздо шире и уверенней, уже от локтя. Слова при этом становятся крупнее, голос выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх-вниз. Гласная становится шире вместе с поднимающимся и понижающимся голосом.

Упражнение «Подъем»

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идём в поход.

За горой нас солнце ждёт.

Наш подъём всё выше, круче.

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам на встречу солнце встало.

Небольшая рекомендация: Для овладения перспективой распределения высоты голоса, резко не повышайте голос. Рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки. Для этого высотные промежутки должны быть маленькими. Стоит помнить об опоре.

Упражнение «Колокола»

1. Сначала вам следует имитировать звучание большого колокола. При этом на самом низком регистре произносить: «БУМММММ».

2. После этого имитируйте звучание уже маленького колокольчика, произнося на самом высоком диапазоне голоса: «бим-бом-бим-бом».

3. Не задерживаясь поочердено произносите: «БУМММММ, бим-бом-бим-бом, БУМММММ, бим-бом-бим-бом».

Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости вашего :

Разбег… прыжок…

И вот лечу, головой «загиб кручу»…

Теперь мне надо опуститься…

Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение «Зарядка для голоса и тела»

Поставьте ноги на ширине плеч, делая вдох. На выдохе прочтите:

Ах, зарядку раз по двадцать

Наклонитесь корпусом вперёд, руки поднимите вверх. Повысив интонацию, читайте:

Выполняем рано по утрам

Наклонитесь еще ниже, руки поднимите выше. И прочтите гораздо выше

Чтобы быть скорей бодрее

Вдохните, находясь в этом положении и прочтите ниже:

Чтобы быть на шаг смелее

Поднимитесь немного выше, руки поднимите вверх и прочите ниже:

Чтобы стать во всем добрее

Вернитесь в исходное положение, прочитав при этом еще ниже:

Чтобы не было войны.

Забота о гигиене

Выступающему оратору или обычному человеку не следует сразу же выходить на холодный воздух после активного и живого выступления. А особенно, в сырую погоду громко и возбужденно с кем-либо разговаривать. Холодный воздух может попасть на слизистую голосовых связок, вследствие чего вы простудитесь.

Алкоголь и никотин отрицательно влияют на голос: он понижается, начинает хрипеть, теряет свою эластичность.

Примечательно и то, что голос имеет связь с процессами, происходящими в организме человека. На его тембр отражаются заболевания сердца и желудка, нервно-психические травмы. Испытывая страх или потрясение, человеческий голос начинает срываться, терять свою выносливость и чистоту. Для этого следует закаливать нервную систему, что благоприятно отразиться на психическом равновесии говорящего во время чтения. Носоглотку закаляют холодной водой, промывая ее с постепенным понижением температуры от 15 до 11-12 градусов выше нуля. Перед выступлением хорошо выпить теплого чая с лимоном.

Тем не менее, одна из лучших профилактик – ежедневная голосовая зарядка. Это могут быть упражнения на дыхание, способствующие укреплению диафрагмы. Разогревая голос, выступающий, не только подготавливает свои речевые мышцы к предстоящей речи, но и настраивает себя на веселое и приятное общение со слушателями.

Желательно перед выступлением выпить…не то что вы подумали! А чашку теплого чая с лимоном =)

Бубнение на одной ноте….. Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь. Поймите, микрофон требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко , вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду работу на радио .

Упражнение # 1 - «Колокола»

  • Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
  • Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
  • Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Упражнение # 2 - «Маляр»

Вот небольшое трёхстишие:

«Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, вверх и вниз Вот и выкрашен карниз».

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

Упражнение # 3 - «Лестница»

Перед вами небольшое стихотворение:

По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной Мы с тобой идём в поход. За горой нас солнце ждёт. Наш подъём всё выше, круче. Вот шагаем мы по тучам, За последним перевалом Нам на встречу солнце встало.

Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать каждую строчку так, будто вы шагаете по лестнице, в данном случае, диапазонной лестнице. Последнее слово этого стихотворения должны быть произнесено на предельной для вас высоте голоса. Маленькая рекомендация: Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

Упражнение # 4 - «Прыжок»

Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса. Вот текст, он же - литературное описание прыжка:

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб круч»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение # 5 - «Голосовая гимнастика»

  • Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите Ох, чечётку раз по сорок
  • Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше: Выбивай с утра, топор,
  • Наклонитесь ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше Чтоб встал скорей посёлок
  • В этом же положении – вдох, прочтите ниже К дому дом, к двору двор
  • Поднимитесь чуть выше, руки вверх и прочите ниже К новоселью новоселье
  • Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже К тыну тын, к дыму дым

Желаю всем успехов. Работайте, и у вас обязательно всё получится.

Юлиана Романова.

Если вы хотите расширить и улучшить свой вокальный диапазон, вы должны знать о нескольких основных моментах. Эта статья предназначена для тех, кто обладает основными техниками пения и имеет прочную начальную базу. Для расширения вокальных способностей необходимо владеть основными понятиями. Если вы не понимаете принцип работы голосовых связок, вы легко можете нанести вред своему голосу неосторожными действиями.

Приходилось ли вам когда-либо кричать весь день на стадионе и на следующий день после этого испытывать трудности с голосом? Все дело в том, что вы злоупотребляли своими голосовыми связками и повредили их.

Итак, давайте перейдем к советам.

1. Определите степень диапазона своего голоса.

Первое, что вам нужно узнать, прежде чем вы перейдете к расширению вокального диапазона – это степень диапазона голоса, которым вы обладает в настоящее время. Вокальный диапазон – это способность к пению без напряжения в течение продолжительного периода времени. Вокальный диапазон можно определить, начав с ноты «до» средней частоты и постепенно продвигаться вниз до тех пор пока ваш голос не потеряет своего четкого звучания. Различают следующие диапазоны: сопрано, альт, тенор и бас. То же самое можно проделать и с высоким диапазоном. Медленно продвигайтесь вверх до тех пор, пока вы не почувствуйте напряжение. После этого следует остановиться. Именно с этой точки и следует начать улучшать свой вокальный диапазон.

2. Ставьте перед собой разумные и достижимые цели.

Если вы будете знать степень диапазона вашего голоса в настоящее время, то вы будете лучше представлять себе, какого диапазона вы хотите достичь в будущем. Итак, на протяжении следующих нескольких месяцев регулярно каждый день старайтесь петь на пол-октавы выше и в скором времени вы сможете расширить свой вокальный диапазон.

Помните о том, что способность петь более высоким голосом не появится за один день. Для этого вам придется приложить немало усилий и не забывать тренироваться каждый день. Изменение диапазона голоса происходит точно так же, как накачивание мышц у спортсменов. Диапазон голоса можно изменять только постепенно придавая ему гибкость и силу.

4. Не забывайте о разминке.

Это лучший совет, которому нужно следовать, чтобы избежать повреждения голосовых связок. Нет ни одного профессионального певца, который бы не разминал свои голосовые связки перед концертом или, так как все профессиональные певцы прекрасно знают о преимуществах разминки и о недостатках отсутствия разминки. Только после разминки можно начинать работать над высокими нотами. Это конечно также относится и к нотам нижнего регистра. Хотя работать над нотами нижнего регистра довольно сложно, так как здесь нужно следить за дыханием и расслаблением.

5. Занимайтесь вокалом с педагогом или с программой.

На уроке вокала вам помогут найти лучший способ для укрепления и улучшения голоса, а также помогут защитить вас от неправильных методов. Кроме того в интернете можно найти множество программ с отличными аудио файлами, которые также можно использовать.

6. Упражняйтесь перед зеркалом.

Работая над расширением вокального диапазона, важно наблюдать за собой в зеркало. Вам нужно следить за осанкой, положением челюсти и груди. Во время упражнений ваша шея и плечи должны оставаться неподвижными, в противном случае это может свидетельствовать о том, что вы чрезмерно напрягаете свои голосовые связки.

7. Записывайте свое пение.

Ничто не может сравниться с записью своего голоса по четности. Прослушивая запись, вы сможете понять, как на самом деле звучит ваш голос.

Расширение вокального диапазона – умение, к овладению которым стремится каждый певец, и это умение вполне достижимо. Практика и старания, время и опыт помогут вам достичь поставленной цели по улучшению диапазона голоса.

Слушатель не до лж ен замечать вашего предела голосового диа па зона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых от тя жек. Т.е. повышая слово или строку, де ла ть понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить уд ар ное слово в последующей мысли. П от ом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его п ов ысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз… Подкрепляйте при об ретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы.

Упражнение "народный шквал"

Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:

Всё бл иже, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.


При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.

Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют "громче" - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.

Голос - очень индивидуальная "вещь". У одних он крепок от природы, у других очень капризен. Весь голосовой аппарат очень чувствителен к перегрузкам, охлаждению, к неумелому пользованию в сложных условиях. Нельзя диктору после активной работы сразу же выходить на холодный воздух, и идти, громко, возбуждённо разговаривая с кем-либо, особенно в сырую погоду. Холодный воздух будет попадать на слизистую оболочку голосовых связок, что приведёт к простуде.

Плохо переутомлять голос слишком большой работой. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и нарушает функцию желёз слизистой оболочки. Изменяется тембр. Голос понижается, начинает хрипеть и становится менее выносливым. На голос отрицательно влияет и никотин. Он вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, и нарушает процесс дыхания. У курящих дикторов возникает сухой кашель, что травмирует голосовые связки. Они теряют свою эластичность, появляются сипота, исчезает мягкость звучания, лёгкость.

Интересно то, что голос очень связан с процессами, которые происходят в организме. На его тембр отражаются болезни желудка и сердца. Сказываются нервно-психические травмы. От нервного потрясения, от переживания, страха, голос начинает срываться, иногда перестаёт звучать или теряет чистоту, выносливость, интонационную подвижность. Необходимо закаливать нервную систему, чтобы во время чтения ничто не могло нарушить психическое равновесие диктора. Носоглотку закаливают полосканием её холодной водой, с постепенные понижением температуры от 20 до 12-10 градусов тепла. Перед эфиром рекомендуется выпить тёплого чая.

Однако, самая лучшая профилактика - это каждодневная голосовая зарядка. Она должна состоять из упражнений на дыхание, упражнений, приводящих голосовой аппарат в свободное состояние, активизирующих работу диафрагмы, укрепляющих опору. Разогревая голос, диктор не только тонизирует мышцы речевого аппарата, но и приводит к психофизиологической настройке весь организм. И, таким образом, настраивает себя на радостный, творческий акт общения с аудиторией. Только так можно научиться говорить красиво и развить речь!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации