Российская ассоциация дислексии. «Я была почти уверена, что меня удочерили»

Как часто приходится слышать тревожные замечания взрослых о том, что их ребенок не хочет учиться, ленится, не любит читать, постоянно летает в облаках? Да на каждом шагу! А что, если причина вовсе не в лени? В России о дислексии знают мало.

Нашим педагогам привычней отмахиваться от неуспевающих школьников, мол, родителям надо больше с ними заниматься. Тем не менее, по данным зарубежных исследований, каждый десятый ученик — дислектик.

Что же это за страшный зверь? Википедия говорит: «Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению».

«Когда моей дочке было 11 лет, мы выяснили, что у нее дислексия — рассказала Мария Пиотровская, основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией журналу Forbes. — Первые четыре класса школы были сложными, никто не мог сказать, в чем дело, но твердили: «Девочка медленно читает, работайте над этим». Учителя рекомендовали заниматься со специалистами. Вскоре Пиотровская решила перевести дочь в небольшую частную школу, но результат был тот же — педагоги пожимали плечами и заставляли больше читать.

«Я видела, что ей сложно. У меня меньше и меньше оставалось времени на работу, мы много занимались», - вспоминает Пиотровская в той же беседе. — «Девочка старалась, только жаловалась, что болит голова, стала часто плакать и очень низко наклоняться при чтении. Пока в дом не пришел новый преподаватель языка - англичанин. Увидев ребенка, он сказал сразу, что у нее дислексия. Не врач, а именно преподаватель, иностранец, впервые произнес это слово».

Мария Пиотровская собрала команду профессионалов, которая занимается просветительской деятельностью в школах. И больше всего их удивляло, что наши учителя совсем не знакомы с таким явлением, как дислексия. А родители — тем более.

Поэтому, прежде чем обвинять своего ребенка в лени (он ведь может привыкнуть и начать соответствовать ожиданиям), попробуйте посмотреть на проблему с другой стороны.

Признаки дислексии

  • Очень плохо читает, уровень чтения не соответствует возрастному;
  • Имеет трудности с запоминанием и пересказом текста, а также с выявлением основной мысли;
  • Имеет очень плохой почерк; некоторые буквы пишет задом наперед;
  • Часто трет глаза, быстро устает, любыми способами пытается избежать выполнения домашних заданий и чтения;
  • После жалуется на сильную боль;
  • Близко подносит книгу к глазам;
  • При чтении пропускает некоторые слова.

Диагноз «дислексия» ставится специалистами, врачом-дефектологом и психоневрологом, не раньше 10-11 лет. Но с этим лучше не затягивать. Чем раньше родители задумаются о проблемах ребенка в школе, тем быстрее и эффективнее с ними можно будет справиться.

«Благоприятная» почва для развития дислексии закладывается уже в тот период, когда малыш только начинает пробовать слова и предложения на вкус. Если дошкольник пропускает буквы, переставляет слоги, добавляет лишние, а родители не обращают на эти особенности внимания, это может вылиться в дислексию.

«Восстановление требует длительного времени, — говорит логопед-дефектолог Инна Шмитке . — Ведь то, что не сформировалось за 5-6 лет жизни ребенка, за один день точно не сформируется. И родители должны быть готовы помогать специалисту в обучении ребенка: закреплять полученные навыки и переносить их в повседневное общение, а это гораздо сложнее, чем повторять за логопедом готовые образцы». В арсенале специалистов разрезная и магнитная азбука, различные речевые игры и еще масса простых секретов, способных завладеть вниманием детей-дислектиков.

В последнее время все более актуальным становится так называемая «дислексия развития». Когда родители стараются запихнуть в своих детей больше знаний, чем те физически способны переварить и осознать. Например, научить детей читать до 5 лет, или с 6 уже отправить в школу. Будьте внимательны к потребностям своих детей и избегайте сравнений с другими. Не стоит отрицать существование проблемы, лучше искать ее решение.

  • Среди дислектиков много творческих, очень талантливых людей. Это связано с тем, что у них правое полушарие развито больше, чем левое. Часто они мыслят образами.
  • В зарубежных школах ученики наклеивают на свои работы специальные стикеры, сообщающие учителям, что перед ними особенные дети.
  • Уолт Дисней мечтал стать журналистом. Из газеты будущего режиссера 111 фильмов, обладателя 26 статуэток «Оскара», миллионера и мультимагната выгнали за «отсутствие фантазии». Просто редактору надоело править ошибки в каждом слове Диснея-дислектика.
  • Американская певица Шер, чьи песни на протяжении 50 лет возглавляли рейтинги самых популярных в США, едва ли могла различить цифры 6 и 9, а читать толком так и не научилась. Ее случай оказался запущенным.
  • Ганс Христиан Андерсен писал настолько неграмотно, что издатели долгое время над ним просто смеялись. Но настоящий талант ничем не испортить… Он сочинял свои сказки в голове, и только потом изливал на бумаге. Из-за огромнейшего количества ошибок издатели долгое время возвращали рукописи будущему известному сказочнику.
  • Есть мнение, что и Леонардо да Винчи был дислектиком, поэтому делал свои записи слева направо (зеркально). Так ему было удобнее.
  • Западные звезды не стесняются сообщать, что у них дислексия, в отличие от российских. В нашей стране существует предубеждение, что дислектики — люди глупые и необразованные, что совершенно не соответствует действительности. Так, кроме уже названных, дислектиками являются (или являлись) Том Круз, Кира Найтли, Стив Джобс, Гай Ричи, Киану Ривз, Мерилин Монро, Орландо Блум, Квентин Тарантино, Дастин Хоффман, Энтони Хопкинс, Лив Тайлер, Стивен Спилберг и другие.

Личный опыт

Катя (@devochka_na_kolesax) рассказала о своей жизни с дислексией: «Диагноза у меня, как такового, конечно, нет, но с детства проблемы с восприятием букв. В школе могла писать слова без гласных. Хотя очень любила сочинения, и надеялась по ним получить 4/2 (последняя — за ошибки), а вместо оценок получала: «Катя, наверное, у тебя хорошее сочинение, но я не смогла прочитать ни слова». Читаю до сих пор по слогам, самый ужасный опыт — чтение на время. Зато, когда читаю, вижу больше, чем написано, но быстро устаю — 10 страниц воспринимается как 100. Пишу ужасно безграмотно, могу написать слово наоборот. Сложные слова практически не даются. Помню, с репетитором по английскому языку мы вместо иностранных слов учились выговаривать «микроволновка». В школе такие мои особенности никого не интересовали, лишь единицы знали. О дислексии сказал логопед. Потом мы нашли статью о дочке Леонида Парфенова, сравнили, и пазл сложился. Один мой учитель как-то сказал, что нужно пользоваться такой интересной «вещью». Я начала писать пьесы и даже достигла небольших высот. Так что это не болезнь, а особенность».

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях

Примерно каждый 20-й житель Земли страдает от нейрологического заболевания, вызывающего проблемы при чтении. Мы предлагаем вам этот тест-текст, в котором специальный скрипт эмулирует нарушения восприятия, характерные для дислексии. Ваш браузер должен поддерживать JavaScript.

Дислексия - специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015-м вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: "Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: "Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения".

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин "дислексия" обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз "Дислексия" подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Сначала я ошиблась с ответом на вопрос "Что такое дислексия?". Хотя мне казалось, что я его знаю - что-то вроде непреодолимой врожденной неграмотности при письме, за которую нельзя ругать.

Мария Пиотровская, учредитель первой в России Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Это дисграфия, - говорит мне учредитель первой в России Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская. - Дислексия же - это специфическое расстройство чтения и письма.

И открывает передо мною книгу. Нормального размера буквы на белой странице "плывут" и "смазываются". И "закручиваются", образуя какое-то странное сферическое пространство: в середине листа еще что-то можно разобрать, по краям - практически ничего. "Так ребенок с дислексией видит для нас с вами обычный текст, - говорит Мария. - Он будет тормозить, "зависать" над текстом, у него будет болеть голова. И не потому, что ленив или не умеет концентрировать внимание, а потому что он дислекс. Между тем учителя, видящие текст "нормальным", будут делать все, что привыкли делать: торопить, шикать на ребенка. Родители часто следуют их примеру."

"Когда ребенок говорит: "Мама у меня болит голова" и на градуснике 39, вы же не отвечаете ему: возьми себя в руки и иди в школу, - объясняет Мария. - Вы его ведете к врачам или укладываете в постель. Почему же дислексию мы воспринимаем как повод для волевого преодоления?". Мария Пиотровская, выслушивая замечания в адрес своей дочери от учителей хорошей частной школы в Подмосковье, и наблюдая, как та мучается над страницей учебника, решила понять, ЧТО ей трудно. И первое, что обнаружила: диагностов этой "трудности" в России почти нет - в поликлиниках сократили, а в вузах почти перестали готовить логопедов, а именно они первыми "ловят" дислексию.

Дислексия - это не ущербность, а чувство особого дара.

Мария Пиотровская - не однофамилица, дочь директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, и, как мне показалось, похожа на него упорством характера и силой личности. Она "включилась" в ситуацию на полную катушку и нашла лучших в стране ученых, занимающихся дислексией. Ими оказались Татьяна Черниговская, специалист в области нейронауки и психолингвистики, профессор Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии,автор книг "Дислексия и дисграфия у детей" Александр Корнев и доктор психологических наук, один из лучших специалистов нейропсихологического обследования детей Татьяна Ахутина. Теперь они партнеры и научные попечители проекта Марии.

Потом стало кристаллизоваться уникальное родительское сообщество. Заикнувшаяся в интернете об идее родительской ассоциации Мария начала получать письма от родителей детей с дислексией и познакомилась с огромным количеством родителей-героев. Особенно ее поразили отцы из Перми, по шесть-семь лет решающие трудности письма и чтения - по непонятной для них причине - родных детей, и героически вытаскивающие их из двоек-троек и презрительных приговоров школьного и взрослого сообщества.
"Я что-то должна сделать, - не только для себя, но и для них", - сказала себе Мария. И погрузилась в изучение мирового опыта.

Ей открылась невероятная картина - 10 процентов детей на Земле - дислексы. При отсутствии диагностики и помощи им они автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия - не заболевание, а особенность человека. Причем не понижающая интеллект и уровень развития личности. Среди людей с дислексией - на минуточку! - Стив Джобс, Джон Леннон, Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Кира Найтли.

В рекламных проспектах ассоциации представлен целый иконостас гениальных дислексов. Случаи Стива Джобса с Кирой Найтли, конечно, из серии научно установленных истин, но вот имена великих Бетховена, Моцарта и Леонардо да Винчи поначалу показались мне "припиской" в рекламных целях. Пока не проснулась мысль, а так и неразгаданные до конца загадки "Джоконды" - не следствие ли зрения дислекса, чей глаз непроизвольно закручивает любое изображение вихрем? Интересно, не дислексом ли был Ван Гог? И "закрученный как пламя, кипарис" не признак ли дислексии? Трудности Пикассо в освоении чтения и письма сейчас объясняют "скорее всего - дислексия". Получается, что дислексия чуть ли не признак гениальности? Но тому же Джобсу нелегко было стать гением. В школе ему все давалось трудно. Но повезло с учителем, понявшим, что ребенок способный, и стал уделять ему особое внимание.

Чтобы везло всем дислексам, Мария решила перевернуть восприятие дислексии: вместо насаждаемого детям чувства ущербности - чувство особого дара. "Дислексия - это подарок" - теперь их слоган. Когда она повторила его учительнице своей дочери, умной девочки с дислексией, та ответила "мамочки себе вечно что-нибудь придумывают".

Так - "смазанным" и "размытым" - дислекс видит текст.

Но зато Марии повезло встретиться с министром просвещения, и вместе с лучшими специалистами по дислексии подготовить ей 20 страниц предложений. После вмешательства Ольги Васильевой появился приказ Рособрнадзора и было принято около 10 важных решений по этому вопросу.

Созданной Марией родительской ассоциации уже два года. Но если учесть, что Международной - 69, а Европейской - около 30, то станет ясно, что Мария Пиотровская создает по сути "импортозамещающий" проект. Его цель - "дать детям с дислексией возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и таланты". Только "замещаются" в данном случае не сыры или томаты, а "гуманное отношение" и "гуманитарное развитие". Если раньше за хорошим образованием для ребенка-дислекса надо было ехать в Европу или Америку, то скоро его можно будет получить и в России. Выявить у ребенка дислексию, и добиться для него адекватных условий обучения - безусловно, социально значимое дело.

Дети с невыявленной дислексией, но обвешанные плохими оценками, заканчивают либо нервными расстройствами, либо девиантным поведением, с сожалением комментирует Мария. И выдвигает свои предложения - в каждой школе нужны логопеды (профессиональные стандарты для которых в России пока не разработаны), родители должны иметь возможность обратиться к нейропсихологу и неврологу. Хорошо бы иметь специальные "речевые" детсады. В клинике МЕДСИ уже создан, а в ЦКБ создается медико-педагогический центр, который Пиотровская готова всем рекомендовать (весь остальной опыт разбросан по разным центрам и не проверен экспертами). И для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.

Она мечтает, чтобы в отчетность школьных достижений - количество победителей олимпиад, отличников и хорошистов - был добавлен новый критерий: выявление детей с дислексией и программа особой работы с ними.

Она планирует решить проблему сначала хотя бы на уровне Москвы. Но вообще, если учитывать, что в Англии около 50 специальных школ, где могут учиться дети с дислексией, а в США около 250, то тут поле непаханое. Но Мария уверена, что когда-то и у нас на сайтах школ и университетов будет висеть пометка для школьников и студентов с дислексией "Позвоните тьютору" с номером его телефона.

В ассоциацию постоянно звонят родители, списываются через "Фейсбук" и "Инстаграм".

10 процентов детей на Земле - дислексы. При отсутствии диагностики они автоматически записываются в лодыри

В этом году в России впервые собралась первая серьезная международная научная конференция по проблемам дислексии.

Прошли мастер-классы в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Чечни, Ингушетии. Ассоциация дислексии совместно с Институтом русского языка имени А.С. Пушкина затеяли большой социологический опрос на эту тему. Готовятся методические пособия, начата разработка профстандартов для логопедов для минтруда… Сейчас ассоциация занимается не только проблемой дислексии, но и такими трудностями обучения как дисграфия, дискалькулия и т.д., а этим - по данным мировых статистических исследований, отличаются порядка 25 процентов школьников - с сохраненным интеллектом.

Я говорю Марии: "Вы - воин" - она кивает, и с улыбкой рассказывает, что дочка Ксения из-за этого в последнее время предпочитает рассказывать о школьных проблемах сначала отцу: "А то мама тут же пойдет разбираться"… И уже интересуется психологией. И может быть, будет талантливым психологом, ведь дислексия это одаренность…

Этой осенью Мария с дочерью ездили в Эрмитаж смотреть выставку Лейденской коллекции, музей снабдил ее табличками с текстом, понятным для людей с дислексией.

Памятка родителям

Если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально

  • - Сводите его к логопеду.
  • - Побывайте на приеме у невролога и нейропсихолога.
  • - Поскольку у дислексов есть звуки, которые они не слышат, поэтому их лучше не заставлять на уроках читать вслух.
  • - За логопедические ошибки и некрасивое письмо ребенку с дислексией не стоит снижать оценки.
  • - При сдаче экзаменов ребенку с дислексией нужно добавить дополнительное время, а также в особых случаях возможность использовать девайсы.
  • - Ребенку с дислексией правильнее давать звуковые, а не письменные задания - и лучше через наушники.

Дочь Михаила Пиотровского Мария достигла карьерной вершины в финансовой сфере, возглавив крупный банк, но в прошлом году бросила работу, чтобы основать Ассоциацию родителей и детей с дислексией - Виталий Котов поговорил с Марией о ее новом деле жизни.

Марию Пиотровскую журнал Forbes включал в десятку самых влиятельных женщин-банкиров страны, но полтора года назад председатель совета директоров банка «Ренессанс Кредит» решила оставить свой пост, а в октябре 2016-го учредила Ассоциацию родителей и детей с дислексией. До поры до времени ничто не предвещало такого развития событий, хотя и финансовая сфера не была ее изначальным выбором - как говорит дочь и внучка двух директоров Эрмитажа, вышедшая из семьи потомственных арабистов: «Окружение не давало возможности думать о чем-то другом, кроме востоковедения. В итоге я поступила на восточный факультет СПбГУ, где изучала арабистику и иврит. Одновременно я пошла на курсы экономического факультета, а затем окончила аспирантуру Финансово-экономического университета. В начале 1990-х буквально на моих глазах появлялись первые коммерческие банки. Казначейские операции, торговля валютой - все, связанное с этим, страшно интриговало».

В 1997 году Пиотровская переехала в Москву вместе с головным офисом «Дрезднер Банка», в котором к тому времени проработала несколько лет, а после кризиса 2008 года занялась сферой слияний и поглощений в группе «Ренессанс». И вот наступил момент, когда совпали два важных обстоятельства: Марии захотелось заняться чем-то общественно значимым и как раз в это время она узнала о том, что у ее дочери дислексия. Незнакомое слово произнес репетитор английского языка, нейтив спикер, который сделал такой вывод по ряду очевидных для него, но совершенно незамеченных никем из российских коллег признаков: Ксения низко наклонялась над книгами, обхватив голову руками, постоянно терла глаза, да и слишком часто жаловалась на усталость и головные боли после чтения. К признакам, очевидным для всех, относились оценки, которые сильно отличались от желаемых, - и это в семье, где принята была установка «нужно выучить на 6, чтобы получить 5». От незнакомого слова «дислексия» хотелось отмахнуться, как поступает сегодня в России большинство родителей - мол, не вешайте на моего ребенка ярлыки, он здоров. Но ни смена школы, ни нанятые репетиторы прогресса не давали, так что Мария начала искать специалиста, который объяснил бы ей, что это такое.

Дислексию часто называют болезнью гениев

Это теперь Пиотровская знает, что и желание сменить школу, которая почему-то не устраивает родителей ребенка, и слова педагогов о «лености» вполне сообразительного ученика, и оценки, не соответствующие его трудозатратам, - первые звонки о том, что стоит пройти обследование на дислексию. Как знает она и о том, что такая особенность восприятия информации, как дислексия, по статистике есть у каждого десятого человека, а по последним данным у детей она доходит до 30%: «Вдумайтесь в эти цифры - как минимум каждый десятый человек рядом с нами по-другому видит текст, по-другому пишет, слышит или считает». Выяснилось, что у каждого из этих явлений есть свое название: дисграфия, дискалькулия, дислалия, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Все вместе их принято обозначать термином «дислексия», под которым также понимаются и конкретные трудности с чтением. При этом все исследования говорят, что такого рода сложности с обучением, особенно в начальных классах, никак не связаны с интеллектуальными способностями, а скорее свидетельствуют об их более высоком уровне: у дислектиков больше развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за креатив и способность к аналитике.

«Дислексию вообще часто называют болезнью гениев, - говорит Мария. - Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Уинстон Черчилль, Генри Форд - в их числе. И истории этих людей показывают, как много упирается в поддержку родителей и учителей. Так, известно, что способности создателя Apple Стива Джобса заметила одна из его первых учительниц. Мне очень нравится история про Томаса Эдисона, которого отправили из школы домой с запиской, заставившей его мать заплакать.

Вслух она зачитала ему: „Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами“. Много лет спустя после смерти матери ставший знаменитым изобретателем Эдисон нашел это письмо. Там было написано: „Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома“.

А знаете, что сказки Ханса Кристиана Андерсена никто не хотел печатать - издатели просто отказывались их читать из-за катастрофического количества ошибок. Хорошо, что он оказался настойчивым. Миллиардер Ричард Бренсон, кстати, постоянно в своем инстраграме педалирует эту тему: I made of dyslexia - имея в виду, что он стал успешным человеком после того, как еще в школе выучил главный урок - не сдаваться».


Пиотровская тоже решила не сдаваться, несмотря на то что довольно быстро выяснилось: в России о дислексии толком никто ничего не знает. Есть несколько авторитетных университетских специалистов в Москве и Петербурге, работы которых переводятся на иностранные языки, но это никак не влияет на обучение школьников с дислексией. Вот в этот момент Мария и приняла два ключевых решения: перевести дочь на домашнее образование и основать организацию, которая могла бы заняться этой проблемой в масштабах всей страны.

При изучении вопроса обнаружилось, что в мировом масштабе проблема давно и прекрасно изучена - в Америке, например, Пиотровской довелось попасть на 67-ю ежегодную конференцию по проблеме дислексии с участием более тысячи педагогов, психологов и логопедов со всех Соединенных Штатов. За почти семьдесят лет существования они впервые увидели коллег из Москвы. Та же картина наблюдалась и на общеевропейской конференции, где Россия не была представлена.

По словам Пиотровской: «В российских школах детей с дислексией считают просто нерадивыми учениками - во время диктанта они, например, могут букву „у“ в конце слова заменить на „и“, отзеркалить буквы или поменять их местами в слове. И по формальному признаку это будет считаться ошибкой, снижающей общую оценку. В российской системе образования тот факт, что ты медленно читаешь, куда важнее быстроты ответов на вопросы и общего кругозора».

Специалисты говорят, что дети с дислексией часто оказываются умнее всех в классе, смешнее всех шутят и талантливее других выступают на концертах. Но для них 1/8 - это «восемь первых». Требовать от дисграфика проверить свои ошибки так же бессмысленно, как бесконечно твердить ребенку с гиперактивностью: «Сиди спокойно!» - а леворукого заставлять писать правой рукой. Дети с дислексией видят буквы прыгающими, из-за чего при чтении часто прикрывают один глаз рукой, а родители в ответ лишь проверяют у офтальмологов их зрение. «Они абсолютно нормальны, просто попадая в рамки системы, где все построено по принципу „запомнил - пересказал“, теряются, потому что это сугубо механическое участие в процессе, - продолжает Мария Пиотровская. - Зато как только требуется креатив, а не просто пересказ заученного текста - расцветают. В нашей школе нет справедливости: педагоги вроде бы понимают, что великолепно рисовать может лишь человек с определенными способностями, но при этом писать одинаково красивым почерком, по их же мнению, обязан каждый ученик».

Среди дислексиков и Агата Кристи, и Стив Джобс

Как выяснилось, исправление ситуации на индивидуальном уровне занимает не так много времени: дочь Марии, Ксению, которой сегодня тринадцать лет, обучили другой технике чтения - не привычной слоговой, а позволяющей воспринимать слова целиком, и в результате она теперь и читает быстрее, и воспринимает прочитанное куда легче. Но главное - изменилась самооценка и выросла уверенность в себе.

С изменением ситуации на федеральном уровне все немного сложнее. Стратегически Пиотровская хочет добиться продвижения трех законодательных инициатив: во-первых, введения ранней диагностики перед поступлением в школу, во-вторых, дополнительного обучения педагогов начальной школы с государственной сертификацией и, в-третьих, внесения изменений в требования к ЕГЭ: «Велосипед изобретать не нужно, он давно придуман - существует огромный международный опыт научных исследований, в США и Великобритании уже несколько десятилетий всех поступающих к школы тестируют на предмет наличия особенностей восприятия, для таких детей созданы специальные классы, а в последние годы им даже разрешают на экзаменах не только просматривать текст задания, но и прослушивать его в наушниках».

Сегодня Ассоциация существует на пожертвования частных лиц - как правило, лично столкнувшихся с проблемой, а среди ее партнеров - известные ученые, ГИТИС и с недавних пор - Государственный Эрмитаж. Как говорит Мария Пиотровская: «Михаил Борисович более чем с пониманием относится к проблеме - музей стал нашим попечителем не в рамках „родственных связей“: мы должны были еще доказать, что занимаемся полезным делом и работаем правильно». Программа, с которой стартует сотрудничество двух организаций, - изучение истории искусств в залах Эрмитажа, построенное не на текстах, а на визуальных примерах.

Среди других текущих проектов Ассоциации - подготовка списка типичных ошибок, которые допускают в русском языке дети с дисграфией и дислексией. К октябрю под руководством нейролингвиста профессора Татьяны Черниговской и двух крупнейших в стране специалистов по дислексии, нейропсихологов Татьяны Ахутиной, работающей в МГУ, и Александра Корнева, преподающего в Санкт-Петербургском медицинском университете, будет подготовлена методика для специальных курсов на базе Министерства образования - она позволит школьным учителям за шесть-семь часов получать навыки определения дислексии у детей и ведения с ними дополнительных занятий. Но самой амбициозной задачей является, конечно, изменение технологии сдачи ЕГЭ.

Каждый десятый человек рядом с нами по-другому видит текст, по-другому пишет, слышит или считает

Ну и, конечно, перед Ассоциацией стоит большая просветительская задача. Чем больше родители и учителя будут знать о дислексии, тем легче будет детям с ней справляться: «Одно дело, когда ты говоришь - с моим ребенком что-то не так, у него какая-то дислексия, а совсем другое - когда ты знаешь, что твой ребенок имеет некую особенность восприятия информации, которая есть также у Билла Гейтса и Тома Круза, и он, скорее всего, более креативен, чем другие дети, а возможно, даже и вырастет гением». Ассоциация старается донести до родителей и учителей простую мысль о том, что дислексия и другие особенности восприятия - это генетически заложенная в ребенке склонность, такая же, как цвет глаз или волос. «Учителя поначалу, как у нас водится, реагируют настороженно, а потом, когда понимают, что мы реально можем повысить успеваемость в классе, бросаются помогать», - делится своими наблюдениями Мария. Ассоциация проводит мастер-классы в школах и мероприятия в торговых комплексах «Мега», на которых рассказывает учителям и родителям о том, что такое дислексия, и объясняет, почему не замечать или игнорировать ее опасно: ребенок, погрязший в тройках в начальной школе, привыкший к упрекам в лени, в старших классах можно окончательно сорваться и уйти в депрессию. Кстати, британская Ассоциация приводит интересную статистику о количестве дислексиков среди преступников - не найдя возможности применить свой креативный талант в социуме, люди с дислексией начинают развивать талант криминальный.

В сентябре на сайте dyslexiarf.com появится база диагностических центров и сертифицированных репетиторов - вначале по пяти субъектам Федерации, включая Петербург и Москву. Учитывая амбиции Пиотровской, очевидно, что список этот будет постоянно расти. И если с каждым годом количество детей, которым вернули желание учиться, решив их проблему с дислексией, будет увеличиваться, то Ассоциация будет считать свою работу выполненной. А там, может, и собственные Биллы Гейтсы начнут расти как грибы.

Текст: Виталий Котов

Ваш ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги, а то и вовсе «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Числится в отстающих? Не спешите с выводами, не предрекайте, что если он будет приносить двойки, то кроме как в дворники его никуда не возьмут, и тем более не наказывайте ребенка. Возможно, к нему нужен особый подход.

Раньше таких детей причисляли к лентяям и неисправимым двоечникам и упрекали родителей за то, что они мало занимаются ребенком. Но как показывает практика, никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дают результатов, если у вашего ребенка дислексия.

123RF/racorn

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили на Западе. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в гораздо более выгодном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, более того, разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО представляет Европейская ассоциация дислексии, основанная в 1987 году в Брюсселе. У нас же пока нет не то что законодательной базы или специальных классов, но даже достоверная информация о дислексии не распространена широко, хотя, согласно проведенным исследованиям, каждый десятый житель планеты — дислексик и эта проблема касается огромного количества людей.

Дислексия: проблема или дар?

Дислексия , согласно Википедии, — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. А вот Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поистине поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Еще ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер , двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам.

123RF/mikewaters

И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками.

Но дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию.

Если обычный человек мыслит в первую очередь словами, то дислексик воспринимает мир преимущественно образами, причем с разных ракурсов: ему легче нарисовать , чем написать букву или слово.

Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

123RF/Inara Prusakova

Признаки дислексии

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Жалуется на головную боль после чтения.
  • При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При решении арифметических задач переставляет цифры местами.
  • Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

123RF/ Hanna Bondar

Если вы заметили такие признаки, необходимо незамедлительно обратиться к нейропсихологу или логопеду и провести диагностику. Тем самым вы поможете и ребенку, и себе, а также решите многие проблемы, связанные с обучением в школе.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности . Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться в первую очередь системы образования.

Где помогут

Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше».

Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации