Принятие конституции 12 декабря 1993 на референдуме. Принята конституция российской федерации

Российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г . Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию — республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990-1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993г.

Принятие Конституции РФ

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

В голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, это означало, что новая Конституция была принята. То обстоятельство, что в отдельных субъектах РФ участвовало в голосовании менее половины избирателей, а в нескольких субъектах РФ референдум не проводился или проект не получил требуемого большинства, не отменяет факта ее принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и международная практика исходит из того, что, если федеральная конституция принята без предварительного условия ратификации субъектами федерации, она действует и на территории тех субъектов, избиратели которых отклонили проект. Более того, если конституцию ратифицировало установленное число субъектов федерации, она действует и на территории тех субъектов, которые отказались се ратифицировать (так было в Германии, США).

Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев, Конституция РФ не идеальна (идеальных конституций не бывает), но она содержит базовые общечеловеческие ценности, на основе которых осуществляется прогрессивное развитие общества и государства и которые еще долгое время будут использоваться. Каковы бы ни были ее отдельные формулировки, Конституция — основной закон, и пока она не заменена или изменена, она должна неуклонно исполняться всеми.

Конституция РФ 1993 года: кратко

Конституция РФ — основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах:

  • верховенства Основного Закона;
  • прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т.е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

  • полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т.д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государствапринцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти:

  • законодательная;
  • судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления

Особенности Конституции РФ 1993 года

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более 200 лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.) Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция РФ существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

Конституция имеет классическую структуру , т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, это положение пока не реализовано.

В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

— это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не до конца претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года

В мировой практике существует несколько способов принятия новой конституции: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие всенародным голосованием (референдумом), парламентом. Указанные способы являются формами конституирования публичной власти.

Конституционный кризис в постсоветской России выявил различное видение конституции со стороны Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных депутатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993 г. Конституционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.

Президент в силу избрания его народом приобрел равнозначную с парламентом легитимность, более того, усилил се в результате августовских событий 1991 г. Противостояние нарастало, и Президент отверг путь диалога со Съездом народных депутатов и Верховным Советом (впоследствии он признал это своей ошибкой).

Конституционный кризис в конечном счете разрешился посредством применения силы вопреки положениям действующей Конституции РСФСР и решениям Конституционного Суда РФ. Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституционной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

Конституционное совещание состояло из 750 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов РФ; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания. В рамках Конституционного совещания работала Комиссия конституционного арбитража.

На Конституционном совещании обсуждался проект конституции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматривались проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией, многочисленные замечания и предложения граждан. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент предложил вынести ее на всенародное голосование, что стало возможным по результатам референдума 25 апреля 1993 г., поддержавшего данную инициативу.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 54,8%. Как видно из приведенных данных, многие избиратели (более 40%) не приняли участие в референдуме, да и большинство голосов, поданных за принятие Конституции, не являлось столь убедительным. В 17 субъектах РФ новая Конституция РФ не была одобрена. Такие результаты голосования отражали острое противостояние социально-политических сил российского общества в то время. Одобрение народом Конституции РФ фактически означало ее легитимацию.

В процессе подготовки новой конституции использовались разнообразные способы легитимации действий Президента по разрешению конституционного кризиса: обращение к доктрине естественного права, положениям международного права, к демократическим формам дискуссии как способам выбора стратегического пути развития. Использовался и авторитет Совета Европы.

Новая демократическая Россия, осознавая себя частью мирового сообщества, взяла твердый курс на уважение и признание общепризнанных принципов и норм международного права, европейских стандартов в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демократии и правового государства. Поэтому закономерным явилось представление проекта конституции РФ на экспертизу в Комиссию Совета Европы «За демократию через право», более известную под названием Венецианской комиссии, которая была создана в 1991 г. Основная цель Венецианской комиссии — оказание помощи новым демократиям Центральной и Восточное Европы по созданию политических и правовых структур, необходимых для функционирования плюралистической демократии, обеспечения прав человека и верховенства закона; для развития существующих демократических структур, перед которыми постоянно возникают новые проблемы в стремительно изменяющемся обществе. Комиссия в то время объединяла представителей 38 государств в качестве членов, ассоциированных членов и наблюдателей. Россия являлась ее ассоциированным членом. Члены Комиссии, назначаемые правительствами, выступают как эксперты в личном качестве. Как правило, это специалисты в области конституционного права, имеющие большой опыт работы в парламентах, правительствах, конституционных и иных судах.

В свое время в Венецианскую комиссию был представлен проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией. В феврале 1993 г. большая группа экспертов приезжала в Россию для его обсуждения. К сожалению, их работа, весьма полезная и конструктивная, не привлекла должного внимания народных депутатов.

Президентский проект конституции был представлен для экспертизы на очередном пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся в мае 1993 г. в Варшаве. Проект, доработанный и утвержденный Конституционным совещанием, обсуждался на очередных пленарных заседаниях Венецианской комиссии в сентябре и ноябре 1993 г.

Свои отзывы представили видные университетские профессора, члены парламентов, экс-председатель и экс-судьи конституционных судов: А. Ла Пергола, С. Бартоле (Италия), К. Экономидсс (Греция), Е. Озбудум (Турция), С. Ботушарова (Болгария), 3. Кедзя (Польша), X. М. Пименталь (Португалия), Ш. Бодуэн (Канада), Г. Хельгесен (Норвегия), Ж. К. Шольсем (Франция) и др.

По просьбе Комитета министров Совета Европы Венецианская комиссия приняла обязательство по углубленному изучению Конституции РФ, принятой всеобщим голосованием, в рамках сотрудничества между Россией и Советом Европы.

В российской печати и в других СМИ с критикой последних вариантов конституции РФ выступали историки, социологи, политологи, экономисты, которым вторили политически ангажированные юристы. Они, как правило, пугали россиян тем, что принятие новой конституции грозит им «роковыми последствиями». Вопреки этим утверждениям ни один из экспертов Венецианской комиссии не усмотрел в Конституции РФ закрепления модели личной диктатуры либо авторитарного режима. Эксперты отмечали, что Конституция РФ включает ряд фундаментальных принципов, типичных для демократической конституции, отражает специфические национальные особенности России и ее конституционные традиции.

Мнение Венецианской комиссии состояло в обшей положительной оценке Конституции РФ как соответствующей принципам демократического государства, основанного на господстве права и уважения к правам человека. Такая оценка Венецианской комиссии Конституции РФ послужила хорошим аргументом при решении вопроса о приеме России в Совет Европы.

В целом западными юристами был дан серьезный и обстоятельный анализ всех конституционных институтов: основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, взаимоотношений президента, правительства и парламента, судебной системы, местного самоуправления. Вместе с тем по некоторым пунктам эксперты сочли нужным сделать замечания.

Эксперты ставили и обсуждали ряд теоретических проблем конституционализма в контексте исторической и современной практики конституционного строительства, носящих дискуссионный характер, отмечали существование различных моделей тех или иных конституционных институтов. В числе таких проблем — вопрос о характере конституции: следует ли в ней подробно регламентировать общественные отношения либо достаточно лишь зафиксировать основные принципы с последующим «естественным развитием Конституции». По мнению экспертов, авторы Конституции РФ избрали промежуточную модель: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов — прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, президента, правительства, парламента, судебной власти. Отдельные положения, несомненно, явились результатом политического компромисса. Большим достижением, по мнению экспертов, явилось указание на прямое действие Конституции РФ, на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комиссия с удовлетворением отметила, что в Конституцию РФ вошли положения об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации как составной части правовой системы, что «является вызовом и главным нововведением», позволяющем международному праву оказывать прямое воздействие на внутренне законодательство.

Плодотворной является мысль экспертов о том, что теория разделения властей эволюционизирует, что данный принцип нельзя абсолютизировать, доводить до абсурда. Степень «герметичности» трех ветвей власти в каждой стране оказывается своеобразной, индивидуальной. Так, по мнению экспертов, в настоящее время велика потребность участия в осуществлении законодательной функции других ветвей власти, а сама законодательная власть не может быть лишена определенных контрольных полномочий по отношению к другим ветвям власти с учетом их специфики. Основная цель Конституции, по мнению членов Комиссии, заключается в том, чтобы достаточно четко регламентировать отношения взаимозависимости и сотрудничества между ними. Единственно самостоятельной и независимой, по мнению экспертов, остается судебная власть. Все это «создает хорошую основу для правового статуса личности», формирует фундамент подлинно демократического правового государства.

Рассматривая содержание главы «Федеративное устройство» и полагая, что стандартной формы федеративного устройства не существует и что федерация, которая не видоизменяется, может не соответствовать потребностям людей и развалиться, эксперты пришли к выводу, что Россия избрала модель централизованной федерации. Это объясняется особенностями современного этапа развития России.

При анализе глав «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации» эксперты справедливо отмечали, что форма правления «основана на новой и интересной концепции президентской власти» («полупрезидентское правление») и определяется в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеральной структурой Российского государства, нежели какой-либо иностранной моделью. Тут полезно вспомнить российских оппонентов проекта конституции, которые во что бы то ни стало стремились критиковать институт президента в Конституции РФ, сравнивая его с американским или французским образцами.

Довольно точно были поняты экспертами особенности института Президента РФ, которому отводится ведущая роль в сфере высокой политики в соответствии с его статусом гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основная функция главы государства — это охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указанные функции обусловливают «нейтральную власть» президента, выступающего в роли политического арбитра, который не вторгается в сферу судебной власти. Новизна конституции, по мнению экспертов, заключается в попытке найти оптимальное соотношение президентской и парламентской форм правления, что выявляет как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений президента, правительства и парламента.

Эксперты единодушно отмечали, что конституция закрепляет типичные для демократической конституции принципы организации и функционирования Федерального Собрания в качестве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации.

Исключительное внимание эксперты уделили судебной власти в силу ее роли в обеспечении принципа разделения властей, придания федерализму большей сбалансированности, жизнеспособности. Особо эксперты отмстили новизну положений о Конституционном Суде РФ, о гарантиях его независимости, о полномочиях, включая право давать толкование Конституции РФ.

Одновременно эксперты высказывали критические замечания и предложения по всем разделам Конституции РФ, подчас развернутые и обоснованные, ставили проблемные вопросы, с которыми можно будет столкнуться в будущем и над разрешением которых следует работать уже сейчас. При этом они неоднократно подчеркивали, что реальный смысл конституционных положений выкристаллизуется в ходе их применения, их реализации. При этом Венецианская комиссия придавала особое значение той роли, которую должен взять на себя Конституционный Суд РФ в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в функционировании и укреплении демократии и правового государства.

Экспертная и консультативная помощь Комиссии Совета Европы «За демократию через право» была полезной при окончательной доработке проекта конституции.

Легитимность конституции нельзя сводить лишь к формальному моменту — законному порядку ее принятия, т. е. предусмотренного ранее действовавшей конституцией (хотя и этот момент имеет серьезное значение). Главное в легитимности конституции — это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает.

Конституция РФ 1993 г. юридически оформила переход от советского тоталитаризма к новой общественной системе и новому конституционному строю и, учреждая демократическое правовое государство, в ст. 3 закрепила следующие нормы:

  • носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является се многонациональный народ;
  • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы;
  • никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Конституция РФ 1993 г. явилась выражением известного социального компромисса в расколотом обществе, переломным этапом на пути к гражданскому обществу и правовому государству, обозначив начало перехода от номинального конституционализма к реальному. Ее цели и идеи стали определяющими для политических сил, выступающих за обновление, качественную модернизацию общества.

Учитывая общественно-политическую обстановку в стране, предшествовавшую принятию Конституции РФ, нельзя было рассчитывать на ее всеобщее признание. Внимание политиков и ученых акцентировалось на ее недостатках, пробелах и противоречиях, на предложениях ее существенной корректировки, а то и на полном пересмотре.

Тем не менее процесс реализации и становления Конституции показали, что она стала фундаментом и инструментом примирения основных политических сил, установления известного баланса ветвей публичной власти, что обеспечивает мирное развитие гражданского общества и государственной системы, коренную модернизацию общественных отношений, поступательное движение в достижении целей, провозглашенных Конституцией РФ. Она приобрела характер рациональной легитимности.

Политическая оппозиция приняла участие в выборах новых органов публичной власти и тем самым признала Конституцию. Укреплению основ легитимности Конституции наряду с целями и принципами рыночной экономики, демократии, прав и свобод человека, реального федерализма и местного самоуправления служат и такие цели и идеи, как национальное возрождение, создание единого и сильного государства, воспитание патриотизма, утверждение режима конституционности и законности в обществе и государстве.

Конституция РФ явилась базой для установления политического согласия в обществе, стабильности и динамичного процесса развития экономики и демократического правления. Она создаст условия для дальнейшей консолидации общества, для конституционализации экономического, социального, духовного и государственно-правового развития.

Опыт конституционного развития начиная с 1993 г. убеждает в плодотворности поступательного совершенствования конституционных институтов президента, парламентаризма, независимого правосудия, усиления социальной роли государства, проведения конституционной политики уважения человека, его прав и свобод как высшей ценности, создания реального федерализма и местного самоуправления, в возможности реализовать весь демократический и правовой потенциал действующей Конституции.

Легитимность конституции — непосредственное условие ее реальности и стабильности.

Реальность конституции обеспечивается тем, что ее предписания исполнимы, гарантированы и реализуются в условиях демократии и правопорядка. В отличие от фиктивной реальная конституция гарантирует подлинное народовластие, права и свободы человека и гражданина, реальный федерализм и местное самоуправление.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти, в неуклонном се исполнении. Общественный компромисс, воплощенный в конституции, служит гарантией стабильности функционирования гражданского общества, государственной системы, конституционного строя.

Реальность и стабильность конституции объективно предопределены ее универсализмом , всеобщностью , т. е. высоким уровнем абстрактного опосредования общественных отношений, типологического выражения ее правового содержания. Именно это качество конституции как нормативного правового акта и тех ее институтов, которые она учреждает и регулирует, позволяет путем использования специфических конституционно-правовых средств и механизмов обеспечить развитие разнообразных общественных отношений и на этой основе совершенствовать все элементы правовой системы. В силу универсализма и всеобщности конституция воздействует на предмет всего национального права. Иными словами, конституция, помимо собственного регулирования общественных отношений, содержательно воздействует на все отрасли национального права, на все отраслевое (текущее) законодательство, на судебную и иную правоприменительную практику.

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону .

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом , является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией .

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом , или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений , составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом .

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. принята всенародным голосованием в ходе общероссийского референдума 12 декабря. Вступила в силу на всей территории РФ после публикации 25 декабря в «Российской газете».

Состояла из Преамбулы и двух разделов, в которых излагались основные принципы устройства нового российского государства. В отличие от Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР (1924, 1936, 1977) и Конституции РСФСР 1978 г. Основной Закон РФ 1993 г. основывался на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В Преамбуле утверждались незыблемость демократической основы власти в России, стремление к реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов.

Конституция провозглашала Россию демократическим Федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором политика «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Устанавливалась структура государственных органов: Высший представительный и законодательный постоянно действующий орган — Федеральное Собрание из двух палат: верхней (Совета Федерации) и нижней (Государственная Дума РФ)", высший исполнительный — Правительство Российской Федерации; высший судебный — Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды.

Глава государства — Президент — наделялся очень широкими полномочиями: определение направлений внутренней и внешней политики; назначение членов Правительства и представление его Председателя на утверждение Государственной Думы; назначение выборов Государственной Думы и право ее роспуска, если она трижды отклонит предложенную Президентом кандидатуру на пост главы Правительства РФ.

Основной Закон РФ 1993 г. гарантировал многопартийность, идеологическое и политическое многообразие, признавал светский характер республики, в которой ни одна религия не является государственной.

Конституция гарантировала демократическую избирательную систему на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования при выборах всех органов власти.

В обширной части Конституции фиксировались экономические и социальные права гражданина РФ: «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» в полном соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

В области национально-государственного строительства Конституция утвердила выравнивание статуса краев, областей и республик как субъектов федерации, признавала, что устройство страны основано на ее государственно- территориальной целостности, единстве системы государственной власти, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Конституция 1993 г. зафиксировала новые реалии, сложившиеся в РФ после развала СССР. Она ознаменовала собой завершение этапа демонтажа советской государственной системы и переход к этапу построения в России правового государства.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 239.

Конституция Российской Федерации является основным документом государства и главным источником национальной системы права. В ней провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, определяются основы общественного строя, форма правления и территориального устройства, а также основы организации центральных и местных органов власти.

Первой Конституцией в истории России стала Конституция РСФСР 1918 г. , закрепившая в стране диктатуру пролетариата и Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов как основную форму власти. В 1925 г. была введена в действие новая Конституция РСФСР, согласующаяся с положениями Конституции СССР, принятой в 1924 г. В 1936 г. была принята новая, так называемая «Сталинская конституция» СССР, что привело к внесению соответствующих изменений и в Основной закон РСФСР в 1937 г. Последней Конституцией советской России, действовавшей вплоть до распада Советского Союза, была Конституция 1978 г., основанная на положениях «Брежневской» Конституции СССР 1977 г. В 1989-2002 г. в неё был внесён ряд изменений, связанных с политическими трансформациями в обществе и с провозглашением суверенитета России. Распад СССР потребовал создания принципиально иного Основного закона, отражающего особенности нового государства - Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации. За неё проголосовало около 58 % участников референдума. Конституция вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 г.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В преамбуле подчёркивается, что Конституция принята многонациональным народом страны, и называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Первый раздел Конституции включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем государства, основные права и свободы личности, федеративное устройство страны, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Второй раздел включает заключительные и переходные положения, определяющие порядок введения Конституции, степень распространения её норм на органы власти, сформированные в предшествующий период на основе других законодательных актов, а также фиксирует преемственность конституционно-правовых норм.

Со времени принятия Конституции 1993 г. в неё были внесены поправки о новом наименовании субъектов Российской Федерации, об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации.

Инаугурационный экземпляр Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.

День принятия Конституции Российской Федерации - 12 декабря 1993 г. - является официальным национальным праздником России.

Лит.: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000; Конституция Российской Федерации. М., 2009; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// constitution. kremlin. ru/ .

См. также в Президентской библиотеке:

Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Государственную думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 21,7%, блок «Выбор России» - 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 11,46%, «Женщины России» - 7,51%, Аграрная партия России - 7,38%, блок «Яблоко» - 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) - 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) - 5,10%

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы

государственной жизни п о с т а н о в л я ю:

4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

ИТОГИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

Выборы в Государственную Думу впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.

Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).

Официальные результаты выборов:

Общее число избирателей, включенных в списки - 106.170.835

Число бюллетеней, выданных избирателям - 58.187.755 (54,81%)

Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках - 57.697.698

Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) - 53.751.696 (50.63% от числа избирателей) Недействительных бюллетеней - 3.946.002 (6.84%)

Величина 5-процентного барьера - 2.687.585 голосов

Против всех - 2.267.963 (4.22%).

Пятипроцентный барьер преодолели:

1. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 22.92% (59 мест)

2. Выбор России 15.51% (40 мест)

3. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 12.40% (32 места)

4. Политическое движение "Женщины России" 8.13% (21 место)

5. Аграрная партия России (АПР) 7.99% (21 место)

6. Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин 7.86% (20 мест)

7. Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 6.73% (18 мест)

8. Демократическая партия России (ДПР) 5.52% (14 мест).

По одномандатным округам ЛДПР провела 5 кандидатов, «Выбор России» - 24 кандидата, Аграрная партия - 16, КПРФ - 10, блок «Явлинский - Болдырев - Лукин» - 7, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2. Не преодолевшие 5% барьера на выборах по спискам «Гражданский Союз» провел в округах 10 кандидатов, РДДР - 5, блок «Достоинство и милосердие» - 3, блок «Будущее России - новые имена» - 2 и один депутат был избран от «Кедра».

Председатель Государственной Думы - Рыбкин Иван Петрович.

Было принято 464 закона, из них подписано Президентом - 320.

ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА

Даже беглый анализ избирательной статистики позволяет выявить ряд закономерностей. Выбор России и РДДР получили наилучшие результаты в мегаполисах (в первую очередь Москве, Санкт-Петербурге и на Урале). ЛДПР - в "горячих" пограничных (Псков, Белгород, Ставрополь) и наиболее удаленных регионах (Чита, Сахалин). Коммунисты - в сельских округах европейской части России (за Уралом представители КПРФ не выиграли ни одного мажоритарного округа). У АПР при очевидной близости к коммунистам гораздо меньше различий между географическими регионами и в то же время среди всех 13 партий, участвовавших в выборах, наибольший разброс электората. Среднеквадратичное отклонение составляет у аграрников 95% от математического ожидания, если брать в расчет все 225 округов, и 83%, если учитывать только "русские" регионы без национальных республик и автономных округов. Это очень высокий показатель. У следующих за АПР Выбора России, Яблока и РДДР в "русских" регионах отклонение составляет не более 50%. У ПРЕС в "русских" регионах разброс меньше 30% от средней, а все максимальные результаты достигнуты в республиках и автономных округах.

Обычно аналитики выделяют в России 4 типа электората: демократический (скорее все-таки либеральный), коммунистический (левый), патриотический (национально ориентированный) и неопределившийся ("болото"). Иногда выделяют еще специфический электорат партии власти. Однако собственно у партии власти электорат очень мал, а сторонники ПРЕС или НДР рекрутируются обычно из различных слоев населения. Еще один тип электората выделяют относительно редко, однако как раз с его определением нет никаких проблем. Речь идет об иноэтническом (нерусском электорате). Разумеется, внутри данного типа существуют весьма глубокие различия, общее же заключается в том, что федеральные политические партии не могут обратиться к иноэтническому населению, минуя местные элиты, как это они делают в большинстве "русских" регионов. Определить количество иноэтнического электората также несложно - около 10%. Обычно именно округа в республиках и автономных округах дают наиболее отличающиеся от средних по России значения. В 1993 г. такими территориями оказались Башкирия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Тува, Карачаево-Черкессия, Ямал и другие. Иноэтнический электорат представляет собой отдельную, весьма объемную и выходящую за рамки данного материала тему. Далее мы сосредоточимся преимущественно на "русских" регионах.

Попытки дать точное определение другим типам электората сводятся к банальным "сторонники реформ" - "противники реформ", что, во-первых, вовсе не является независимой переменной, а во-вторых, дает весьма низкую корреляцию с избирательными цифрами. Вообще говоря, категории "демократический", "коммунистический" и т.д. электорат не имеют точного определения и используются скорее на эмоциональном уровне. Математический анализ, однако, свидетельствует о глубоком расколе между избирателями либеральных (Выбор России, Яблоко, РДДР) и левых (КПРФ, АПР) партий. Отрицательная корреляция между ними достигает 0,76, что для идеологических партий, получивших вместе всего около половины голосов по федеральному округу, является чрезвычайно высоким показателем.

Подобное часто возникает при более устойчивых расколах - этнических, религиозных и т.д. Такие случаи можно наблюдать и в России - многие из титульных этносов российских республик практически не голосуют за ЛДПР, РОС или другие партии с устойчиво "державным" образом. Предположения о глубоком расколе между различными типами электората подтверждает и корреляция между либералами и ЛДПР (-0.75). Однако естественное в таком случае предположение о близости электората ЛДПР и левых вовсе не соответствует действительности. Корреляция ЛДПР и всех левых составляет 0,52 (средний уровень), а между ЛДПР и КПРФ всего 0,26 (слабая связь).

Графически полученные соотношения можно представить себе в виде почти равнобедренного треугольника, где "демократический" электорат равноудален от левого и ЛДПР-овского. Таким образом, функциональное определение либерального электората может быть следующим - это те избиратели, которые голосуя выбирают не из левых и левых национал-патриотов. Соответственно левый электорат это те, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за "либералов". Разумеется, данные определения носят всего лишь функциональный, а не строго научный характер. Разумеется, вовсе не все левые, тем более в 1993 году, голосовали за коммунистов и аграрников, и вовсе не все либералы за Выбор России, однако подобный подход позволяет с достаточной точностью определить количественные характеристики различных типов электората.

В отличие от левых и либералов, идентичность других типов электората выражена значительно слабее (это подтверждают существенно меньшие значения коэффициента корреляции между остальными партиями), однако дать им функциональные определения все-таки возможно. Национал-демократы - это те, кто, выбирая из некоммунистов и нелибералов, считает Россию национальным государством русского народа. В связи с запретом РОС, ФНС и других их союзников по Верховному Совету, этим избирателям оставалось голосовать по общефедеральному округу только за ЛДПР, что и сделали те, кто все-таки пришел на выборы. Этот тип электората в России вовсе не многочисленен, как иногда считается, - где-то в районе 15% и сосредоточен на русском Севере, в некоторых пограничных регионах и частично в Сибири. При голосовании сторонники национал-демократической идеи часто голосуют вместе с протестным электоратом. В отличие от коммунистов, где многие также голосуют протестно, но против очевидного врага в лице "демократов", протестный электорат голосует против всех больших идеологий - и против либералов, и против коммунистов, и против федеральной власти. На практике это приводит к поддержке либо региональных партий власти, либо партий с паллиативной, либо квазиидеологией. ЛДПР, Женщины России, отчасти ПРЕС и АПР стали основными получателями этих голосов. Размытость протестного электората не позволяет точно определить его количество, однако, по-видимому, это все-таки не более 15-17% с очень серьезными колебаниями во времени. Именно в этой категории избирателей в наибольшей степени прослеживается отказ от участия в голосовании.

В 1993 выйти за пределы своего базового электората удалось только ЛДПР. Главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что ЛДПР оказалась в глазах общественного мнения единственной партией, нескомпрометировавшей себя сентябрьским кризисом, что позволило либерал-демократам одновременно играть на разных полях. За ЛДПР в конечном итоге проголосовало большинство национал-демократов, значительная часть протестного электората, деморализованные сторонники левых и даже часть оппозиционных демократов.

В. Брутер. История современных российских выборов. Год 1993

“РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА!”

Результаты думских выборов шокировали кремлевских наблюдателей. Сохранились документальные записи того, как наиболее известные из них собрались в ночь с 12 на 13 декабря в телецентре "Останкино", где в прямом эфире, открывая бутылки шампанского, политический, артистический и интеллектуальный бомонд комментировал предварительные данные с избирательных участков. Передача, задуманная как грандиозная демонстрация победы Кремля, завершилась конфузом… Гости, приглашенные праздновать победу партий, поддерживаемых администрацией Бориса Ельцина, один за другим покидали студию. Седовласый шестидесятник Юрий Карякин в отчаянии бросил в микрофон знаменитую реплику: "Россия, ты одурела!”

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации