Пьеса на дне краткое содержание по действиям. М

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в ночлежке, находящейся на пустыре. Надо отметить, что весь сюжет этого произведения построен так, что у него кольцевое построение и в конце пьесы развязка наступает все на том же месте. Главные герои - это обитатели ночлежки, опустившиеся на самое дно жизни. Каждый из них пережил свою трагедию, переосмысли ее, но сделать ничего не попытался, оказавшись таким образом именно в этом нищенском месте, где выживает.

Уже в самом начале пьесы указывается место, где проходят все действия: ночлежка, пустырь. Обязательно указываются главные герои. Их немного, но образ каждого из них колоритен и интересен. Михаил Иванович Костылев, 54 года, хозяин ночлежки. Он старается не вмешиваться в то, что происходит в этом заведении, а всем хозяйством заправляет его жена, женщина властная и злобная. Василиса Карповна намного моложе своего мужа, ей всего лишь 26 лет. Здесь же в ночлежке живет и ее сестра. Наташу она ненавидит и желает жить со свету. А ненависть это родилась из-за того, что девушка моложе и краше ее, да и нравится она одному из молодых парней ночлежки, а ведь к нему сама хозяйка ночлежки питает чувства.

Все герои ночлежки разные, и разные жизненные пути - дороги привели их сюда, но у каждого из них была судьба, где стоял выбор, да и сейчас стоит такой выбор: оставаться человеком при любых обстоятельствах или же все-таки опуститься и не только материально, но и морально на самое дно жизни. Наверное, стоит остановиться подробно на каждом герои этой ночлежки, ведь первые действия пьесы как раз и рассказывает о том, как люди совершенно разного уровня оказались собранными в одном песте на пустыре.

Настоящий человек, человек-трудяга - это Клещ. Ему уже исполнилось сорок лет, но всю свою жизнь он проработал слесарем. Получал за свою работу небольшие гроши, но их едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Но неожиданно у Андрея Митрича заболела жена, ей требовались лекарства, поэтому приходилось занимать. Так Клещ и его жена Анна (ей едва исполнилось 30 лет) оказались в ночлежке, без средств к существованию и без возможности нормально лечиться. Когда Анна на протяжении пьесы умрет, то клещ перестанет работать и совсем опуститься на дно, куда выкинула его жизнь. И этому есть только одно объяснение: он потерял цель в своей жизни, ему больше не для кого жить.

Но в пьесе есть и другие герои - обитатели ночлежки. Сатин, ему около сорока лет, и он по своим рассуждениям мыслит, как философ. Именно он потом в пьесе вступит с Лукой в спор о том, что же лучше правда, даже если она горькая, или же все-таки ложь, ведь она может утешать и успокаивать.

Еще одним обитателем ночлежки является Байрон. Это мужчина около сорока лет. Еще совсем недавно он был богат, купался в деньгах и роскоши. Но его историю уже читатель пьесы узнает из первого действия. Барон влюбился в молодую девушку и сам того не заметил, как ловко она вместе с любовником его обанкротили и лишили всего. Так по собственной глупости он и попадает на самое дно жизни.


Актер живет тоже живет в ночлежке. Уже его прозвище говорит о том, что еще совсем недавно его жизнь была другая, и он блистал на подмостках театров, пускай даже и провинциальных.

К основным персонажам можно отнести и Ваську Пепла. Он вор, нравится Василисе, влюблен в Наталью, сестру хозяйки. Василиса постоянно подговаривает Ваську, чтобы тот убил ее мужа, а он из любовника тогда смог бы стать хозяином этой ночлежки. Но Ваське больше мила Наталья. Девушка в 20 лет из-за такой симпатии вора постоянно выдерживает побои и упреки своей сестры. Характером девушка спокойная и выдержанная, она никогда не скажет и слова в ответ на ругань свой сестры, терпит все, понимая, что идти ей больше некуда. И любви такой Васьки Пепла она вовсе не рада.

Жизнь в ночлежке немного оживляется, когда возвращается со своего рабочего места Квашня. Эта торговка пельменями не только ругается на своем рабочем месте, торгуя пельменями, но продолжает это делать и в ночлежке.

Есть в ночлежке и другие персонажи, но они уже не столь важны для основного содержания пьесы. Иногда ночлежку посещает и полицейский Медведев, но он не принимал никаких мер, даже если видел какой-нибудь непорядок. Этот мужчина 50 лет являлся дядей Костылевым.

Есть еще один герой ночлежки, он не основной, но он вносит некую волную в мертвое течение жизни ночлежки - это Лука, странник, который чудесным образом забредает на несколько дней на этот пустырь и останавливается, чтобы передохнуть, набраться сил и двигаться дальше. Но о нем стоит поговорить чуть позже.

В первом действии идет описание ночлежки, где она сравнивается с пещерой, темной и сырой. Обычная жизнь этого убогого помещения идет своим чередой: Квашня ругается с Бароном, пытаясь доказать, что женщина она свободная и замуж больше никогда не пойдет, даже за Абрамку. Барон пытается втянуть в этот разговор и Наташу, читающую книгу. Он отнимает у нее ее, и видит, что она называется «Роковая любовь». Это становится новым поводом для разговоров и ссор.

Вскоре в этот конфликт уже втянуты все обитатели. Анна просит открыть дверь, потому что ей очень душно и это становится новым поводом для конфликта. Клеща обвиняют в том, что он загубил свою жену. А тот в этот момент, не останавливаясь, продолжает работать, чтобы заработать хоть немного денег на лекарство для своей жены.

В это время появляется в ночлежке Костылев, он ищет свою жену. Он стучится в комнату Васьки Пепла, несмотря на то, что Василиса там. Получает сильный удар от вора за то, что не принес долг в семь рублей и приходится ему уйти не с чем. Васька, увидев, что Наталью обижают и смеются над ней, заступается за нею, и это сильно не нравится Василисе.

Васька начинает обсуждать с Бароном и Сатином, что такое совесть и вообще нужна ли она. Они даже не заметили, как Наталья вышла в сени и оттуда послышалась какая-то возня. Через время Костылев с трудом затягивал девушку в дом, пытаясь оттащить ее от жены, которая очень сильно ее избивала, приревновав к Ваське Пеплу. И в это время в ночлежке появляется странник Лука. Он о себе ничего не рассказывал, но во всех разговорах участвовал живо, а еще внимательно прислушивался, да присматривался.

Во втором действии пьесы «На дне» жизнь обитателей ночлежки немного меняется. Это связано с тем, что в их жилище появляется Лука, который проповедует утешительную ложь. Для каждого жителя этого места он находит слова и свою правду. Видя, как мучается Анна, умирая, он говорит о том, что умирать не страшно, а она даже должна стремится к этому. Ведь, по словам Луки в этом мире она мучается, а в другом, загробном, мире, она попадет в мир, где будут райские кущи, где будут петь прекрасные птицы, и где будет ей очень хорошо. Анна, конечно же, в это верит.

Но не только он так успокаивает Анну, но и других. Например, Актеру, страдающему алкоголизмом, он вселяет надежду, постоянно рассказывая ему о том, что существуют такие клиники, где алкоголизм лечат. И эта надежда вселяется в мысли в и душу Актера. Пеплу и Наташе он вообще предлагает сбежать из этого дома и найти такое место, где бы их поняли и приняли. Лука даже не сомневается, что это будет легко. Но ведь ни у Васьки, ни у Натальи нет денег хоть на какое-то существование.

Сатин и Лука вступают в спор о том, что же больше человеку нужно: правда, пускай и горькая, и страдающая, но все же правда, или все же утешительная ложь лучше всего, ведь она помогает верить в будущее и продолжать жить, несмотря ни на что, или даже спокойно умереть. Сатин старается доказать, что именно человек, сам, делает свою судьбу. «Человек! Звучит гордо…» - говорит Сатин. Он утверждает: «Че-ло-век!». Именно человек с большой буквы свершает чудеса в своей судьбе, но никто больше.

Когда же в конце пьесы Лука, так и не закончив спор с Сатином, вдруг исчезает, то многие обитатели ночлежки, поверившие ему, теряют то направление, по которому они хотели идти. Анна спокойно и умиротворенно умирает, а вот Актера, поверившего Луке, вскоре находят на пустыре, повесившегося прямо у входа в ночлежку. Его последняя надежда, вложенная в него Лукой, ради нее он жил последние дни, рухнула, и он решился на такой шаг, поняв, насколько его жизнь бессмысленна.

Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она представляет собой социально-философскую драму. Горькому удалось удивительно точно изобразить тяжелую жизнь социальных низов. Кроме того, автор поднимает важную философскую проблему. Что есть правда? Нужна ли правда всегда и везде или в некоторых случаях человеку лучше солгать? На эти вопросы он отвечает на протяжении 4 актов своего произведения. Краткое содержание "На дне" поможет разобраться в идейном и художественном наполнении драмы.

Композиция

Пьеса состоит из четырех действий. В отличие от пьес предшествующей эпохи, Горький не делит их на явления. Также он нарушает и характерное для классической драмы триединство. Единым остается только место действия - ночлежка. Промежуток времени, изображенный Горьким, довольно продолжительный.

Краткое содержание. "На дне" как социальная драма

Безусловно, пересказ этого произведения по большему счету позволит выявить лишь социальный пласт. Так как для того, чтобы понять его философское наполнение, необходимо обратиться не к действию, а к диалогам героев. Чтобы раскрыть свое отношение к таким философским категориям, как правда и ложь, Горький привлекает разные образы. "На дне" - это драма жизни, переданная через общение героев.

Акт 1

Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел - вор, которому легко достаются деньги. Клещ - слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание "На дне" не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель - Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.

Акт 2

Жители играют в карты. Безучастен лишь Лука и Анна. Она жалуется старцу на свою жизнь, она боится, что и после смерти ее ждут муки. Но Лука утешает ее, говорит о том, что "там" она будет спокойна, что смерть - это утешение для таких страдающих людей. Остальным жителям ночлежки нет дела до предсмертных мук Анны. Они слышат, что рассказывает Лука и обвиняют его во лжи.

Василиса тем временем предлагает Пеплу убить ее мужа, тогда она даст ему достаточно денег для того, чтобы он уехал с Наташей. Лука услышал этот разговор и советует Пеплу забирать любимую и ехать в Сибирь, ведь там он сможет начать новую жизнь. Актеру же странник рассказывает о городе, в котором есть клиника, где лечат от пьянства бесплатно, однако название этого города он позабыл.

Акт 3

Отношения в ночлежке обостряются. Клещ, Барон, Бубнов и Пепел обвиняют Луку во лжи. Клещ ненавидит всех и вся, он не хочет слышать ни правду, ни лживые обещания Луки. Правда в том, что у них нет жизни. Пепел и Бубнов утверждают, что врать человеку нельзя.

Лука рассказывает историю о праведной земле. Один человек верил, что такая земля есть. но один ученый открыл ему тайну, человек расстроился и повесился. Лука доказывает этим, что правдой вылечить душу нельзя, а ложью можно.

Это центральная проблема в пьесе "На дне". Характеристика монологов Луки, Пепла, Бубнова и Сатина помогает разобраться, на чьей же стороне автор. Однако мы узнаем это только в четвертом действии.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Василиса в ярости. Завязывает драка. Василиса обварила ноги Наташи кипятком. Пепел, который вступился за нее, в пылу драки убивает Костылева. Лука незаметно исчезает.

Акт 4

Четвертый акт является показательным для понимания идейного замысла пьесы "На дне". Горький именно здесь завершает исследование вопроса о правде. Жители ночлежки обсуждают происшедшее. В первую очередь их интересует исчезновение Луки и его поведение. Практически все сошлись во мнении, что Лука - добрый человек, который обманывал их из сострадания. Больше всех заступается за странника Сатин. Именно в его уста Горький вкладывает свою мысль о правде. Сатин произносит длинный монолог, в котором он оправдывает Луку, однако не соглашается с ним. Жители заводят песню и вдруг узнают, что Актер покончил жизнь самоубийством.

Монолог Сатина

Конечно, утверждающий гуманизм Сатина имеет смысл. Для обитателей ночлежки правда может стать толчком к совершению поступков, к тому, чтобы люди начали действовать, изменять свою жизнь. Лука же просто облегчал на минуту страдания, не давая возможности излечиться.

Сложную композицию драмы можно проследить, составив план.

"На дне": план по актам

1. Описание ночлежки, ее жителей.

2. Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появляется Лука.

3. Лука дает всем ложные надежды.

4. Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

5. Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.

6. Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

7. Актер совершает самоубийство.

План "На дне" показывает, что в пьесе происходят события, она довольна динамична, читать ее интересно.

Выводы

Пьесу можно рассматривать как социальную или философскую драму. Горький вводит ряд новшеств в жанр драмы, он усложняет действие, расширяет временные границы. Гимн человеку - так емко можно назвать пьесу "На дне". Горький вкладывает свою мысль об этом в уста своего героя Сатина. В начале 20 века данное произведение звучало особенно остро и злободневно. Ведь в подобных ночлежках проживала масса людей, каждый со своей сложной судьбой и безрадостным будущим.


В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний - не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, - люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки. Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны - 50-летний полицейский Медведев.

Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью. Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер - и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки.

Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх... Испортил песню... дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые...», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут...», - свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля - странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек - это звучит гордо!»

Год написания:

1902

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьесу На дне написал в 1902 году Максим Горький . По своему направлению в литературе пьеса относится к глубокой социальной драме. Когда пьеса вышла в свет, ее жанр был достаточно своеобразен и даже новаторским, а сам Горький охарактеризовал свое произведение На дне, чье краткое содержание вы найдете ниже, как "картину".

Интересно, что в пьесе отсутствует традиционный сюжет, как таковой, действие развивается благодаря диалогам и спорам, а не событиям. И очень важный момент: в пьесе На дне у Горького нет главных и второстепенных персонажей, каждый герой играет важную роль.

Читайте ниже краткое содержание пьесы На дне.

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твёрдого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актёр (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьёт Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьёт сестру. Сатин и Актёр (бывший актёр провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картёжники, Сатин ещё и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряжённый момент Лука фактически сбегает, оставив обнадёженных людей. Актёра это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актёра, то досадливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но ещё не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безнадёжности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актёр и Бубнов (резонёр-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обессилел, идёт к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут...» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в неё какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и учёном, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушёл и повесился (параллель с будущей смертью Актёра). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Краткий пересказ

«На дне» Горький М.Ю. (Очень кратко)

Д ействие первое

Действие происходит в ночлежке. Это подвал, похожий на пещеру. Большая русская печь, на которой возится и кашляет Актер, ему около сорока лет.

За пологом надрывно и болезненно кашляет Анна, тридцатилетняя женщина. Ее муж, слесарь Клещ, работает у наковальни в этом же подвале. Настя, девица двадцати четырех лет, читает за столом растрепанную книжку. Барон жует черный хлеб. Квашня, сорокалетняя торговка пельменями, стряпает.

Сатин (ему тоже лет сорок) валяется на нарах, он только что проснулся и «рычит».

День начинается спором, криком, дракой. Ссорятся, кому мести пол. Актер отказывается: ему, видите ли, нельзя дышать пылью. Он с гордостью заявляет:

— Мой организм отравлен алкоголем!

Барон издевается над Настей, отнимает у нее книжку и смеется над названием: «Роковая любовь».

Сердобольная Квашня предлагает Анне горяченьких пельменей, но та отказывается — зачем ей есть, она все равно умирает. «Отравленный алкоголем» Актер выволакивает чахоточную Анну в сени — воздухом подышать, душно в подвале.

Сатин никак не может вспомнить, за что его вчера били. Должно быть за то, что в карты играл. От нечего делать он произносит в пространство редкие и непонятные слова: «макробиотика», «трансендентальный». Был он когда-то телеграфистом, кем только ни был, умные книги читал, да все позабыл.

В подвал спускается пятидесятишестилетний Костылев, хозяин ночлежки.

Он ищет свою жену Василису, которая в два раза его моложе. Костылев лицемерно рассуждает о доброте, о Боге, упрекает Клеща в том, что он заколотил жену до смерти... Костылев жаден, все его рассуждения — комедия, в которую никто не верит.

Хозяин ночлежки стучит в дверь комнатушки, где живет молодой вор Васька Пепел. Муж подозревает, что его Василиса находится именно у Васьки. Ночлежники переглядываются:

— Он откроет, а она — там.

Но на этот раз молодой женщины у Пепла не было, обошлось.

Васька отправляет Костылева за деньгами, которые тот должен вору за краденые часы.

Ночлежники выпрашивают у вора деньги — кто пятак, кто двугривенный. Клещ угрюм: он испытывает мрачную гордость, что уж он-то с малых лет работает, а все остальные — «без чести, без совести...»

Сатин:

—Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать... Да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

Наташа, сестра Василисы, приводит нового постояльца — старичка по имени Лука.

Странник прислушивается к разговору о том, что честность нужна только богатым людям, а нищим совесть — только обуза.

Лука:

— Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают.

Добрая девушка Наташа, вот Анну пригрела у себя в кухне, проси Клеща быть поласковее с женой — ей ведь недолго осталось. Нравится она Ваське Пеплу куда больше своей замужней сестры, только Василиса — «баба лютая, своего не отдаст».

Жалуется Пепел на то, что «скушно бывает...». Тоска накатывает. Он пытается заставить Барона стать на четвереньки и лаять — за полтинник.

Барон:

— Сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя! Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе...

Я... бывало... проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью... кофе! Со сливками... Да!

Барон цепляется к «новенькому» — к Луке: «Ты, старик, кто такой? Странник? А документы у тебя есть?»

«Все мы на земле странники... — уклончиво отвечает старик. — Говорят, что и земля-то наша в небе странница...»

Афористичная, своеобразная, несколько лукавая речь старика привлекает к себе внимание, располагает душевно. Лука и Барон быстро примирились, сойдясь на том, что все бумажки (документы) — никуда не годятся.

Вваливается молодой пьяный сапожник Алешка, буянит. За ним — хозяйка Василиса, гонит сапожника прочь, говорит со всеми зло, придирается к тому, что не метено, грозится всех выгнать.

На самом деле она ищет Ваську, а того нет. Да еще Алешка раньше дразнил ее тем, что Васька хочет ее бросить, а Наташу взять себе. Василиса уходит.

Бубнов:

— Сколько в ней зверства, в бабе этой...

Настя:

— Озвереешь от такой жизни. Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее...

Опять споры-раздоры...

Лука находит в сенях метлу и подметает помещение.

Спускается в подвал и Медведев, полицейский, дядя Василисы и Натальи. Его скоро вызывает Костылев: Василиса Наташку убивает. Все бегут на шум, кроме Луки, который утешает Анну. Больная говорит, что он похож на ее батюшку — такой же ласковый, мягкий.

— Мяли много, оттого и мягок, — смеется Лука дребезжащим смехом.

Действие второе

В подвале идет игра в карты. Барон обыгрывает татарина, передергивая карты и пряча их в рукаве. Актер жалуется Луке, что пропил свою память.

Лука:

— От пьянства нынче лечат, слышь. Бесплатно, браток, лечат... Такая уж лечебница устроена для пьяниц... Даже рады, если пьяница лечиться желает...

Актер:

— Снова? Жить снова? Ведь я могу?

Лука:

— Человек — все может... Лишь бы захотел...

Утешает Лука и Анну: «Помрешь — отдохнешь. Потому что здесь — где здесь отдохнуть человеку? Господь скажет, отведите ее, Анну, в рай...» Полицейского Абрама Медведенко Лука величает «ундером», что тому очень лестно — он ведь пока не унтер-офицер.

Является Васька Пепел. Грозится забрать Наташку. Лука советует ему бросить здешние места и отправиться в Сибирь. Не ждать, пока арестуют и сошлют, а самому отправиться, новую жизнь начать. «Хорошая сторона — Сибирь! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике».

Пепел возражает: «Ты все врешь, старик!»

Лука:

— И чего тебе правда больно нужна? Она, правда, может, обух для тебя...

Появляется Василиса. Она вызывает Ваську Пепла на разговор. Он отвечает ей честно: «И жил я с тобой, и все... А никогда ты не нравилась мне... В женщине душа должна быть...»

Василиса отвечает, что в Ваське она любила свою надежду на то, что он «вытащит ее», избавит от постылого жить со старым нелюбимым мужем.

— Ты — не гвоздь, я — не клещи! — отвечает Василий.

Василиса просит Пепла избавить ее от мужа — не самому, пусть через товарищей.

Она останется полной хозяйкой, сосватает бывшему любовнику Наташку, денег даст... И пусть уезжают! Потому что не может Василиса младшую сестру видеть — срывается, бьет.

Появляется Костылев. Бранит жену нищей, свиньей. Васька встряхивает его за шиворот... Дело может дойти до убийства. Но тут на печи намеренно громко начинает возиться Лука. Это спасает Костылева от Гибели, а Ваську — от греха и ареста.

Лука советует Пеплу гнать Василису. Из речей старика становится ясно, что жизнь он прожил богатую и не всегда праведную. И «баб знал» много — «голова лысая из-за этих самых разных баб», и — как подозревает Васька — может, и пришиб кого...

В этот момент Анна страшно хрипит и Лука читает над ней поминальную молитву: «Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими...»

— Не люблю я покойников! — вздрагивает Васька.

— За что их любить? Любить надо живых, — откликается Лука.

Похожий совет он дает и Наташе:

— Ты покойников не бойся... Опасаться надо живых...

Возвращается подвыпивший Актер. Он вспомнил стихи, которые

Собирался продекламировать старику.

Это перевод Беранже:

— Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Актер мечтает найти лечебницу «с мраморным полом», излечиться — и начать новую жизнь. Вот только весны дождаться, настоящей весны...

«Фата-моргана! Наврал тебе старик! Ничего нет! Ни городов, ни людей... Ничего нет!» — кричит ему в ответ Сатин.

Действие третье

Ранняя весна. Только стаял снег. На засоренном разным хламом дворе сидят на бревнышках Настя, Наташа, Лука, Барон. Клещ лежит на куче дерева. Из подвального окна «выглядывает рожа Бубнова».

Настя рассказывает историю своей любви, где есть и встреча ночью в беседке в саду, и слова влюбленного студента «Ненаглядная моя любовь», и «леворверт»... Вот только имена она путает: ее Рауль в прошлый раз звался Гастоном...

Сожитель ее Барон смеется над ней: вся эта история вычитана из книжки «Роковая любовь». Но Лука уводит ее: «Раз ты веришь, что была у тебя такая любовь — значит, была...»

— Почему ты такой добрый, дедушка? — спрашивает заплаканная Настя.

Лука рассказывает ей историю. Сторожил он как-то дачу с ружьем. Залезли в окно двое с топором.

Под дулом разбойники топоры бросили. Лука заставил их наломать веток и... высечь друг друга. А они попросили хлеба Христа ради — уж и не помнят, сколько идут не евши. И не решились бы на грабеж, да кого ни просишь — никто не дает.

Лука накормил путников. «Хорошие мужики оба... Хоть и беглые каторжники...» Так они всю зиму втроем дачу и стерегли.

«Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит... А человек — научит... » — такой вывод делает Лука.

Рассказывает странник притчу. Жил один человек верой в праведную землю, где люди друг дружке помогают, все у них славно-хорошо. И все он собирался уйти в эту землю.

Только один ученый развернул географические карты, долго глядел и сказал, что на всей земле нет такой праведной земли. Нигде! И что же этот человек сделал? Ударил ученого по уху, а сам пошел домой — и удавился. Потому что нельзя без веры в лучшее жить человеку.

Вор Васька проникается этим рассказом: если бы не называли его сызмальства только «вором», так и жил бы он, может быть, иначе. Он зовет Наташу с собой, потому что она — «девица хорошая, строгая». А ему такая и нужна, чтобы направлять его на путь истинный и держать в узде его горячую натуру.

Лука вставляет свое словечко: «Не сомневайся, милая! Он тебя не обидит... Ты ему нужнее, чем он — тебе!» Костылев и Василиса велят Луке немедленно убираться вон — смущает он всех, покоя нет. И паспорта у него, бродяги, тоже нет.

Василиса опять кидается бить Наталью и опрокидывает ей на ноги кипящий самовар. Васька Пепел бросается на защиту — бьет Костылева и... Тот падает мертвым. Василиса вопит: «Вяжите его!»

Наташа дико кричит: «Василиса и любовник ее — они в сговоре!»

Действие четвертое

Снова подвал. Перегородки комнаты, где жил Васька Пепел, снесены. Там теперь живет татарин. Разговор ведется о Луке. Настя говорит, что полюбила старика за его умение внушить веру в хорошее. «Жалостливый он был...» — поддерживает ее Клещ. «Он был для вас — как мякиш для беззубых...» — насмехается Сатин.

«Старик хорош был... Закон в душе имел...» — говорит татарин. «Правды он не любил... Старик-то... Верно — какая тут правда? И без нее дышать нечем...», — вздыхает Клещ.

Сатин (ударяя кулаком по столу):

— Что такое — правда? Человек — вот правда! Он врал... Но это — из жалости к вам! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Красиво, вдохновенно. Возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Ложь примиряющая... Кто слаб душой — тем ложь нужна.

Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!

Сатин говорит, что как-то в беседе старик сказал ему, что все люди живут «для лучшего человека». Поэтому нужно беречь друг друга — и особенно ребятишек. «Человек — это великолепно! Это звучит гордо! Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Человек — выше сытости!»

И вновь в ночлежке поднимается плач, разгораются ссоры... Актер потихоньку выходит вон. Бубнов объявляет, что у него именины, и приносит спиртное.

Напиваются все, не исключая «будошника» Медведенко. Запевают песню: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно...»

На пороге возникает Бубнов:

— Эй, вы! Идите сюда! На пустыре... там... Актер...Удавился!

— Эх, испортил песню, дур-р-рак!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации