Коливо когда едят. Рецепт приготовления с фото - как сварить кутью из пшеницы с медом

Кутья является постным блюдом, которое принято готовить на Рождественский сочельник или для поминального стола. Сегодня ее готовят так же из риса и перловки. Считается, что чем сытнее будет блюдо, тем удачнее будет следующий год. Сварить рисовую кутью можно несколькими способами, но для хорошего вкуса необходимо учесть следующие рекомендации.

Как приготовить кутью из риса с изюмом – особенности блюда

  • Основной ингредиент для кутьи – крупа. Обычно она разваристая, но при этом зернышки должны оставаться целыми, а сама каша рассыпчатой.
  • Наиболее нежный вкус получается у блюда из риса с изюмом. Приготовить его достаточно легко, поэтому этот вариант кутьи наиболее популярный.
  • Перед тем как варить рис, его необходимо тщательно промыть от крахмала и рисовой муки. Затем отварить до полной готовности. Предварительно замачивать крупу не нужно.
  • Из сахара и меда сначала варят сироп, а потом уже добавляют к рису. Мед можно не разводить, а добавлять в готовом виде к крупе.
  • Сухофрукты сначала запаривают, затем просушивают, нарезают на кусочки и потом добавляют к рису.
  • Готовую кутью перекладывают в небольшую посуду. Сверху блюдо принято украшать орехами или изюмом.

Как приготовить кутью из риса с изюмом в кастрюле

Обычно варят кутью со сладким сиропом и изюмом. Приготовить ее не сложно, главное внимательно изучить рецепт и четко ему следовать.

Ингредиенты для блюда:

  • шлифованный рис – 1 ст.;
  • холодная вода – 2 ст.;
  • изюм – 150 гр.;
  • масло сливочное (не размягченное) – 40 гр.;
  • сахар, соль – по вкусу.

Рецепт приготовления:

  • Рисовую крупу необходимо хорошо промыть до тех пор, пока вода не будет прозрачной. Удобнее всего делать это при помощи сита, но вы можете промывать крупу в тарелке.


  • Рис переложите в кастрюлю, налейте холодную воду. Если вы будете использовать для варки кипяток, тогда объем воды необходимо сократить на четверть.


  • Когда рис начнет закипать, добавьте соль. После того как половина жидкости выкипит, накройте кастрюлю крышкой, убавьте огонь и готовьте крупу до готовности.


  • У вас должна свариться рассыпчатая крупа. Оставьте ее остывать до комнатной температуры.


  • Тем временем кипятком залейте изюм и оставьте на 5-10 минут, чтобы он распарился. Через указанное время слейте воду, пересыпьте его на бумажное полотенце. Так лишняя влага впитается в салфетку.


  • Изюм с сахаром необходимо обжарить на сковороде. Добавляйте к ним только сливочное масло. Если вы готовите постное блюдо, то этот процесс опустите. При этом сахар растворите в кипятке и просто добавьте к рису.


  • При жарке внимательно следите за состоянием сахара. Он должен растаять и приобрести светлый цвет карамели.


  • Сладкий изюм добавьте к рису и хорошо перемешайте его.
  • Подавайте кутью к столу небольшими порциями в маленьких пиалах. Для удобства необходимо положить рядом чайную ложечку.


Как приготовить кутью из риса с изюмом в мультиварке

Мультиварка уже стала одной из главных помощниц на кухне. С ее помощью можно легко и быстро приготовить поминальное блюдо.

Вам будут необходимы такие продукты:

  • рисовая крупа – 2 ст.;
  • холодная вода – 4 ст.;
  • изюм – 300 гр.;
  • мед – 2 ст. л.

Ход работы:

  • Главная особенность приготовления блюд в мультиварке – это соблюдение указанных пропорций. Поэтому для рассыпчатого риса вам необходимо четко придерживаться инструкции.
  • Крупу промойте в холодной воде, переложите в чашу. Налейте воду.

Важно! Для мультиварки используется специальный мерный стакан, который может отличаться объемом от обычной емкости.

  • Закройте крышку, откройте верхнее отверстие и включите мультиварку на режим «Рис». Эта функция предусматривает рецептуру приготовления именно этой крупы. Но если ее у вас нет, тогда выберите режим «Каша».
  • Пока каша варится, промойте под проточной водой изюм и затем запарьте его кипятком. При желании вместе с ним можно использовать любые сухофрукты.
  • В отдельной емкости разведите мед теплой водой или растопите его на водяной бане.

Важно! Не разбавляйте мед кипятком. Иначе все полезные свойства продукта пропадут. Также не рекомендуется разогревать мед в микроволной печи.

  • К сваренному рису переложите изюм, затем влейте мед и тщательно помешайте. Готовое блюдо переложите в небольшую тарелку и подавайте к столу.


  • Рисовая каша не должна быть похожа на клейкую массу. Поэтому при ее приготовлении соблюдайте пропорции воды и используйте для варки длинозернистый рис.
  • Если предварительно ненадолго замочить рис в кипятке, то зерна получатся мягкими и сочными.
  • Для кутьи используется мед только в жидком состоянии. Засахаренный продукт необходимо предварительно растопить. Для сохранения полезных свойств делайте это на водяной бане.
  • Крупный изюм и сухофрукты можно нарезать на небольшие кусочки или соломкой.


Чтобы кутья получилась вкусной и красивой важно придерживаться указанных пропорций. Это сделать не так уж и сложно, главное внимательно изучить рецепт. Приятного аппетита!

Еще один рецепт поминального блюда с рисом и изюмом смотрите на видео:

Рождественская — стародавнее ритуальное блюдо славян, которое является обязательным атрибутом свят-вечера. Кутья из пшеницы точно также, как и другие ее разновидности, к примеру, кутья из риса, пшена или других круп, готовится на Рождество и Крещенье. Помимо крупы для придания кутьи вкуса, в нее добавляют такие продукты как мак, изюм, мед, орехи, узвар, молоко, варенье, цукаты, сухофрукты, в результате чего она становится не только вкусней, но и сытней. Существует множество рецептов приготовления рождественской кутьи в разных странах.

Готовится классическая рождественская кутья из пшеницы с медом, маком и грецкими орехами. Интересно, что каждый из ингредиентов как постной, так и богатой рождественской кутьи имеет свое символическое значение. Так, пшеница символизирует воскресение души из мира мертвых, мед в свою очередь ассоциируется со сладостью, а значит, и со сладкой жизнью, мак в кутье выступает символом достатка, так как маковинок в головке мака очень и очень много.

Принято считать, что чем богаче и вкусней хозяйка приготовит рождественскую кутью, тем новый текущий год будет счастливее, успешнее и плодородней. А теперь давайте перейдем к рецепту и посмотрим, как готовится кутья из пшеницы на Рождество пошагово с фото.

Ингредиенты:

  • Пшеница – 2 стакана,
  • Мак – 100 гр.,
  • Изюм – 100 гр.,
  • Грецкие орехи – 200 гр.,
  • Натуральный мед – 3-4 ст. ложки,
  • Узвар – 1-1,5 стакана,
  • Сухофрукты: яблоки, груши, чернослив, курага – по желанию.

Кутья из пшеницы – рецепт с фото

Приготовлении кутьи начинается с замачивания пшеницы. Пшеницу помойте. Залейте теплой водой так. Чтобы она покрывала ее полностью. Оставьте ее на 5-6 часов, а лучше всего на ночь. Постояв в воде зерна пшеницы наберутся влагой и станут более мягкими, что значительно сократит время варки.

После того как крупа настоится определенное время, слейте воду. Вскипятите в кастрюле воду. На один стакан пшеницы потребуется примерно два с половиной, три стакана воды. Воду обязательно подсолите. Отваривайте крупу на медленном огне примерно один час. Во время варки перемешивайте.

Если нужно, подлейте немного воды. Пшеница для кутьи должна быть твердоватой и не переваренной. Если хотите получить более мягкую пшеничную кашу, увеличьте время варки.

Слейте воду, откинув пшеницу на дуршлаг.

Промывать ее в отличие от риса не нужно. Переложите крупу обратно в кастрюлю.

Теперь для кутьи подготовим остальные ингредиенты – мак, орехи и изюм. Мак залейте холодной водой. Откиньте на дуршлаг, застеленный марлей и дайте воде стечь.

Промытый мак всыпьте в кастрюлю с кипящей водой. Накройте крышкой. Подержите около 20 минут. Распаренный мак станет более ароматным и мягким. Снова откиньте его на дуршлаг, застеленный марлей. Для измельчения мака можно воспользоваться как делали это в старину ступкой или же перемолоть его в чаше блендера или в кофемолке. Добавьте мак в кутью.

Ядра грецких орехов обжарьте на сухой сковороде около 2 минут. Порубите их ножиком, но не слишком мелко.

Орешки должны чувствоваться в рождественской кутье из пшеницы. Добавьте рубленые грецкие орехи в кутью.

Помойте изюм. Отправьте его в миску с горячей водой. Оставьте на 10 минут. Слейте воду.

Изюм переложите в кастрюлю к остальным ингредиентам.

Теперь кутью необходимо перемешать и заправить узваром.

Узвар (взвар) – это не что иное, как концентрированный из сухофруктов, в который добавляется мед. В старину узвар готовили из домашних сушеных груш, яблок, слив, винограда, абрикос, шиповника.

Слово «узвар» происходит от глагола «заваривать». Подготовленные фрукты опускали в кипящую воду, а после кипения кастрюлю сразу же снимали с огня. В готовый горячий узвар необходимо добавить мед, после этого кастрюлю с узваром закрывают крышкой и остужают при комнатной температуре в течение 3-5 часов. Приготовьте узвар.

В горячий узвар добавьте мед. Перемешайте.

Влейте узвар в кастрюлю с кутьей.

Перемешайте. Количество добавленного узвара можно регулировать по своему усмотрению. Рождественская кутья из пшеницы с маком и грецкими орехами готова. Подавать ее на стол желательно после охлаждения, так как пропитавшись всеми ингредиентами, входящими в ее состав она станет намного вкусней. Думаю, что многие согласятся с тем, что на второй день любая кутья становится еще более вкусной, чем накануне. Желаю вам приятных и веселых рождественских праздников. Буду рада, если этот рецепт рождественской кутьи из пшеницы станет вам полезен.

Экология потребления.Еда и рецепты: Обрядовое блюдо русской (и не только) кухни, которое употребляется в пищу в дни Рождественского и Крещенского сочельников, т.е вечером в канун праздников Рождества и Крещения, после воздержания от пищи в течении всего дня

Обрядовое блюдо русской (и не только) кухни, которое употребляется в пищу в дни Рождественского и Крещенского сочельников, т.е вечером в канун праздников Рождества и Крещения, после воздержания от пищи в течении всего дня. Есть сведения, что кутью (коливо, сочиво) в прошлом употребляли в пищу не только в канун Рождества и Крещения, но и в другие дни, например как Пасхальное блюдо, но авторы поста решили не вдаваться в такие глубокие подробности и не очень выходить за рамки кулинарной составляющей этого блюда.. Следует только отметить, что кутья бывает поминальной.

Если в общих чертах дать определение этому блюду, то можно сказать, что блюдо состоит из зерновой, (реже) бобовой основы, смешанной с маковым, ореховым или миндальным соком (сочивом, от чего и происходит название, хотя, есть мнение, что название «сочиво» может происходить от др русского названия чечевицы – «сочевица») и с медом.

В сочиво (коливо, кутью) обычно добавляют самые разные орехи и сухофрукты, нарезанные или целые (как изюм), иногда орехами и сухофруктами украшают сверху (выкладывают крест и т.д..), присыпают (как в Греции) молотой корицей в тех же целях используя трафареты см фото …

ЗЕРНОВАЯ ОСНОВА МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОТВАРЕННОЙ КРУПЫ (ИЛИ СМЕСИ КРУП) ИЛИ (РЕЖЕ) ОТВАРНЫХ БОБОВЫХ.

Сочиво из риса, чечевицы, черной фасоли

Для приготовления зерновой основы используется:

Зерна пшеницы (замоченные на ночь и сваренные так, что бы зерно было сварено, но не потеряло форму).

Рис (рассыпчатый).

Перловая крупа.

Пшено (что бы получилась рассыпчатая каша).

Гречка.

Бобы (можно фасоль).

Чечевица.

Горох.

СУХОФРУКТЫ (которые следует промыть и, если сухие очень, замочить на непродолжитеьное время в горячей воде, а лучше в подслащенной медом горячей воде, эту сладкую воду можно будет использовать и в качестве пропитки для сочива (не всю конечно) :

Чернослив

Курага

Изюм черный или желтый

Вишня сушеная или черешня сушеная

Яблоки вяленые райские, только серцевину и косточки следует удалить, а яблоки нарезать мельче

Как оказалось в старину использовали и свежие фрукты, а не только сухофрукты.

ОРЕХИ используются самые различные – лесные (лещина, фундук) , грецкие, кедровые и т.д..

В КАЧЕСТВЕ ПРОПИТКИ (СОКА):

Маковое «молоко», миндальное «молоко», ореховый «сок» (авторы поста этого не делают и ограничиваются МЕДОМ или смесью МЕД+ВОДА.

Мед или сочетание мед+вода.

Иногда в сочиво (коливо, кутью) добавляют варенье, сахар..

Надо отметить, что хотя в старых рецептах при отваривании круп используется соль, но в наше время знатоки (правил..) настоятельно рекомендуют НЕ ДОБАВЛЯТЬ СОЛЬ при отваривании крупы.

Сочиво с вишней и изюмом

В сочиво можно добавлять либо целые орехи и фрукты, если они небольшого размера (например изюм, кедровые орешки), либо, измельчать ножом, если сухофрукты крупные, как чернослив или курага (как в рецепте батюшки Гермогена см ниже), либо орехи можно пропускать через мясорубку.

В некоторые виды сочива (колива, кутьи) добавляют ХЛЕБНЫЕ СУХАРИ (истертые, панировочные) - в афонском рецепте и рецепте батюшки Гермогена см ниже).В случаях, когда в сочиво (коливо, кутью) добавляют измельченные орехи, сухофрукты и хлебные измельченные сухари, то структура блюда получается менее рассыпчатой.

После того, как подготовлена выбранная зерновая основа, сварена крупа, подготовлены (измельчены) сухофрукты и орехи, приготовлен мед (или смесь меда и воды,) … следует смешать и выложить в блюдо, сверху украсить орехами или сухофруктами. Мед следует добавлять в отварное еще теплое зерно (рис, перловка, пшеница..) , что мы мед можно было перемешать без затруднений.

Сочиво (коливо, кутью) НЕ СЛЕДУЕТ СТАВИТЬ В ХОЛОДИЛЬНИК И СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЕЕ НЕЛЬЗЯ РАЗОГРЕВАТЬ.

Для сочива (колива) можно использовать смесь разной крупы (например отварной рис+(отварные зерна пшеницы или пшена)..или в отварную крупу добавить немного отварной фасоли и т.д

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ «КОЛИВО» , «СОЧИВО», «КУТЬЯ»

Сочиво со́чиво "сок, молоко из семян", "кушанье из семян", др.-русск. сочиво "зерно чечевицы", цслав. сочиво φακός, болг. сочиво́ "похлебка", сербохорв. со̏чиво "чечевица, бобовые", словен. sočȋvo – то же. Производное от сок (см.); ср. также чечеви́ца. Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера.

кутья́ "кушанье из риса или другой крупы с медом и с изюмом, употребляется на поминках; в церкви его святят; это кушанье едят также под рождество, в сочельник и др. праздники", укр. кутя́, блр. куця́, др.-русск. кутья, Феодос. Печ., Пов. врем. лет, Домостр. К. 8 и др. (Срезн. I, 1382), ст.-слав. коуциѩ (Супр.) Заимств. из ср.-греч., нов.-греч. κουκκί(ον), мн. κουκκιά "бобы" (Дюканж) от греч. κόκκος "зерно"; см. Ягич, AfslPh 9, 168; Корш, AfslPh 9, 514 и сл.; Фасмер, Гр.-сл. эт. 106 и сл.; Бернекер 1, 654; Мурко, WuS 2, 137. Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера.

Коливо сущ. (греч. κολύβα) - кутия,сочиво, пшеница или рис, сваренные и приправленные медом или сахаром, иногда смешанные с яблоками, черносливом, изюмом и проч.

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.

КОЛИВО, колево ср. поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с изюмом. зап.росток, побег, стебелек. В огороде на гряде три колива мяты. Толковый словарь Даля.

СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ КОЛИВА, СОЧИВА, КУТЬИ

В.ЛЕВШИН «РУССКАЯ ПОВАРНЯ» 1816 г.

КОЛИВО. Ячных или перловых круп разварить в воде очень мягко, когда поспеют, отвару большую половину слить, добавить миндальным или маковым, или конопляным молоком и пригреть, метая на огне.

Разваренныя таковым образом ячныя крупы подслащивают медом, и это называется кутья.

С. РАДЕЦКИЙ «АЛЬМАНАХ ГАСТРОНОМОВ» 1853 г.

Глава «СТОЛ ДЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО СОЧЕЛЬНИКА»

КУТЬЯ ИЗ ПШЕНИЦЫ С МАКОМ.

Перебрать вымыть и обланжирить нужное количество пшеницы, и когда закипит отлить на друшлак, перелив холодною водою, и сложив обратно в кастрюлю или горшек, налить водою, закипятить, покрыть плотно крышкою и поставить в горячую печку, на 4 часа; когда упреет до мягкости, вынуть из печки и поставить в холодное место, а потом перебрать и вымыть соответственное количество маку, истолочь в ступке в половину и выбрав в назначенную для кутьи посуду, положить меду, самую малость соли, размешать и класть по немногу вышесказанную холодную пшеницу, (перемешивать за положением каждой ложки) и если кутья окажется густа, прибавить немного холодной воды.

КУТЬЯ ИЗ РИСУ С МИНДАЛЕМ.

Перебрать, вымыть и обланжирить нужное количество рису, и когда закипит отлить на друшлак, перелить холодною водою, положить обратно в кастрюлю, и налив полное водою, сварить до мягкости; когда будет готов, выбрать друшлаковою ложкою в чашку, и остудить; отпарить и очистить от шелухи соответственное количество сладкого миндаля, (полагая на фунт рису ¼ фун миналя сладкого и 5 миндалин горьких), изрубить и истолочь оное в ступке до мелкаго состояния, а потом, вынув в назначенную для кутьи посуду, положить мелкаго сахару, размешать, развести немного водою, положить рис и размешать как должно, отпустить.

ШАМБИНГО «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КНИГА ДЛЯ МОЛОДЫХ И НЕОПЫТНЫХ ХОЗЯЮШЕК» 1860 г.

КУТЬЯ.

Пшеницы 1 фун. Кишмишу 1 фун. Крупчатаго меду ½ фунта.

Пшеницу вымочить и сварить с кишмишем, и когда пшеница станет мягка, откинуть на решето, чтоб вода стекла; положить обратно на блюдо, облить гретым медом, подать на стол.

КОЛОМИЙЦОВА 1891 г.

КУТЬЯ.

Взять:

Рису ½ фунта.

Сладкаго миндалю 1/8 фунта.

Горькаго 6 зерен.

Сахару мелкаго ¼ фунта.

Изюму кишмишу фунта.

Приготовление.

Отварить ½ фунта рису; когда закипит, откинуть на сито, дать стечь воде, облить его холодной водою, снова сложить в кастрюлю, залить на 8 пальца выше водою и дать увариться до мягкости. Между тем обварить ½ фунта сладкаго и 6 зерен горькаго миндалю, очистить, мелко истолочь, сложить обратно на блюдо, прибавить 1 ложку сахара, 1 ложку воды и размешать. Когда рис хорошо уварился до мягкости, слить с него воду, остудить, выложить на миндаль и размешать вместе, всыпав остальной сахар.

В это же время приготовить кишмиш, перебрать вымыть и, вскипятив один раз в воде, откинуть на сито и дать воде стечь, а кишмиш выложить в рис, размешать и подавать к столу.

К кутье подаются: мелкий сахар, вино, херес или лисеабонское, или миндальное молоко, с которыми ее кушают.

Кутья очень питательное кушанье и весьма вкусна с вином: ее преимущественно варят к обеду в рождественский и крещенский сочельники.

П.М ЗЕЛЕНКО «ПОВАРСКОЕ ИСКУССТВО» 1902 г.

КУТЬЯ. Сварить рисовую кашу, см№ 2060, остудить; очистить миндаль, изрубить, истолочь, смешать с мелким сахаром, прибавить чуточку воды, соединить с рисом, уложить на блюдо горкою, огарнировать кишмишем.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА

1 стакан риса

2 стакана воды

200 г изюма

100 г меда

Сочиво по рецепту батюшки Гермогена с сухарной крошкой

СОЧИВО БАТЮШКИ ГЕРМОГЕНА

1 стакан пшеницы

3 стакана воды

200 г меда

200 г панировочных сухарей

200г цукатов

По 100 г кураги, чернослива, орехов, изюма, мака.

Коливо в афонском греческом монастыре

АФОНСКОЕ КОЛИВО

Пшеница в зернах 1 стакан
Орехи лесные ~70 г.
Орехи грецкие ~ 70 г.
Миндаль ~ 70 г.
Изюм ~ 200 г.
Кокосовая стружка
Сахарная пудра
Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)
Сахарный песок (по вкусу)
И самый главный, монастырский по духу ингредиент. Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие, орехи и изюм, сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само Коливо надо готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора-двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была мягкой, но рассыпчатой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским прежметом, например тиарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровне границы используйте трафарет.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ рецепт XVI в. ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО НИФОНТА из «Записок Герберштейна» в переводе Малеина

«Как надо приготовлять Кутью? О. Взять три части вареной пшеницы, а четвертую риса, бобов и гороха, какже вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью же эту, по окончании похорон, должно вкушать в церкви». опубликовано

Основа для приготовления кутьи — вареные пшеничные и ячменные зерна, чечевица и рис. Зерна заправляются медом и маковым соком.

Традиция варить сочиво из пшеницы сохранилась там, где это зерно можно приобрести, — в деревнях, селах и небольших провинциальных городах. В больших мегаполисах чаще готовят (по ссылке — мастер-класс). Однако пшеница и здесь становится доступнее, я все чаще встречаю ее в в эко-продуктах и аптеках.

О традициях приготовления кутьи, отличиях между сочивом и коливом, из чего и как готовить сладкую обрядовую кашу, читайте в большой обзорной статье А на этой странице рецепт сочива из пшеницы, приготовленный в духовке.

Ингредиенты

  • зерна пшеницы – стакан
  • маковые семена – 3 ст. ложки
  • грецкие орехи – большая горсть
  • изюм – пол стакана
  • мед жидкий – 4-5 ст. ложек

Приготовление

Большие фото Маленькие фото

    Пшеницу хорошо промыть, поместить в миску, залить холодной водой на ночь, чтобы она впитала в себя влагу.

    Утром разбухшие зерна переложить в глиняный горшок или другую посуду с толстым дном. Влить 2-2,5 стакана воды, закрыть крышкой и убрать в духовой шкаф вариться-томиться. Температура должна быть около 150-160 градусов, а время томления примерно два часа. Можно сварить пшеницу на плите в кастрюле.

    В идеале в горшочке вода должна выпариться, а зернышки стать мягкими и покрыться красивым перламутровым оттенком. Соль при варке не добавляется. Посуду с готовой пшеницей накрыть, чтобы не остывала.

    Грецкие орехи порубить ножом не очень мелко, но это дело вкуса: кому-то больше нравятся измельченные в блендере или пропущенные через мясорубку.

    Крутым кипятком запарить изюм и мак на 20 минут.

    К пшенице всыпать орехи, разбухший и обсушенный на бумажной салфетке изюм.

    С мака слить воду и растереть его в ступке.

    Вмешать зерна мака в кутью.

    Выложить мед в сотейник, добавить 4-5 ст. ложек воды и на огне приготовить медовую заправку. Мед достаточно растопить, кипятить смесь не надо.

    Вылить медовую заливку в горшочек с сочивом и перемешать.

Подавать кутью из пшеницы в теплом виде вместе с узваром, компотом.

Мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?

О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков , клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».

***

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. , время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем , особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой ».

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

Постное блюдо на скорую руку

Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Очень тяжело расставаться

Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?

– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.

Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.

Помочь людям понять главное

А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.

Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в . Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

А придумывать причины не нужно

Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.

Всему свое время и место

Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – . И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации