Как развить логику и мышление у детей и взрослых.

Здравствуйте, уважаемые читатели! “Давайте рассуждать логически”, “Это же логично!”, “Ваши действия не поддаются логике…” — вы каждый день слышите подобные высказывания и сами нередко оперируете ними. А знаете ли вы, что такое логика и почему важно нею руководствоваться? Давайте разберемся с этим понятием.

Научное определение гласит, что логика — это умение правильно мыслить и рассуждать. Из этого следует, что логическое мышление — это процесс, во время которого мы делаем выводы и принимаем решения, руководствуясь конкретными фактами и знаниями, анализируя и осмысливая их.

Именно благодаря логике вы оцениваете любую ситуацию, без труда вычленяя самое важное из второстепенного. Она помогает находить связь между событиями, увязывая разрозненные факты в одну цепочку. При помощи логики вы ежедневно решаете десятки задач: от сложных производственных процессов до таких, казалось бы, элементарных, как выбор сорта хлеба в супермаркете.

Но вот парадокс — несмотря на то, что способность логически мыслить нужна не только в психологии, но и в самых различных ситуациях, многие не умеют делать это достаточно хорошо из-за чего совершают порой ошибки, даже не догадываясь об этом. Чтобы избежать подобных промахов, логическое мышление нужно тренировать и совершенствовать. Ежедневно уделяя немного времени занятиям, способствующим развитию логики, можно достичь отличных результатов не только у детей, но и у взрослых.

Без чего невозможно логическое мышление?

Для логического мышления нужны две составляющие: собственно мышление и логика.

  • Мышление — это процесс, во время которого человеческий мозг обрабатывает входящую информацию и устанавливает связи между явлениями, предметами и их свойствами. Чтобы сделанные выводы были верны и отвечали действительности, мышление должно соответствовать критериям логики.
  • Логика — это способ найти верное решение не опытным путем, а в результате анализа полученных ранее знаний. В процессе размышления важно не только детально разбирать малейшие нюансы конкретного предмета или явления, но и принимать во внимание другие аспекты. Например, его взаимодействие с окружающей средой.

В процессе рассуждения важно отказаться от субъективного мнения и эмоций. Когда вместо этого вы используете мышление, и логику, сделанные выводы отличаются обоснованностью и опираются на неоспоримые доказательства.

Логическое мышление делится на три вида. Овладев ими всеми, вы без труда сможете решать любые рабочие и жизненные задачи.

Образное

Образно-логическое мышления формируется в раннем возрасте. Примерно с полутора лет ребенок способен оценивать ситуацию и принимать решения, используя свое воображение.

Используя этот тип мышления, вы мысленно проигрываете заданную ситуацию. Здесь основную роль играют образы объектов и явлений. Во время размышления вы визуально представляете какую-либо ситуацию и ее особенности, воссоздаете в воображении характеристики предметов.

Абстрактное

В процессе абстрактно-логического мышления наравне с реальными объектами и явлениями используют и абстрактные образы, не существующие в природе. Абстрактные представления создаются человеческим мышлением и могут принимать форму понятия или же умозаключения.

Словесное

Словесно-логическое мышление предполагает не только умение делать выводы и принимать решения, анализируя события и процессы, но и навыки . Развивать этот тип логического мышления крайне важно тем, кому часто приходится , проводить презентации, читать доклады или вести дискуссии.

Как развить логическое мышление?

Некоторые пожимают плечами — зачем тратить время на развитие логического мышления, если этот навык необходим представителям таких , как математики, программисты, инженеры, философы и так далее.

Тем не менее, полагать, что всем остальным достаточно будет руководствоваться личным опытом и здравым смыслом весьма ошибочно. Порой решение рядовых бытовых задач также требует умения мыслить логически. Вот лишь некоторые преимущества, которые вы получаете, когда используете логику:

  • Вы легко ориентируетесь в нестандартных ситуациях
  • Вам требуется меньше времени на принятие верного решения
  • Вы не склонны поддаваться и обманывать себя
  • Вы точно оцениваете свои возможности
  • Вам не составляет труда исправить , допущенную вами или кем-то из окружающих
  • Вы способны убедить оппонента в своей правоте, используя правильные аргументы и доводы

Согласитесь, подобные навыки значительно облегчают жизнь любому человеку. А раз так, стоит выделить немного времени в ежедневном графике и посвятить его развитию логического мышления.

Хорошая новость — запас логики не отмеряется человеку при рождении. А значит, каждый желающий может научиться логическому мышлению и развить этот навык до необходимого ему уровня.

В ВУЗах студенты изучают основные аспекты логики, получают теоретическую базу, которую затем учатся применять на практике. Мы же с вами не будем погружаться в глубины теории, а рассмотрим самые простые методы, которые покажут вам, как развивать логику в домашних условиях.

Математика в помощь

Математика — наука, подчиняющаяся строжайшей логике. А потому неплохо вспомнить школьный курс и заставить мозг поработать над несложными примерами. Для начала можно вспомнить таблицу умножения. Естественно, вразброс, как это делала школьная учительница, проверяя ваши знания. Затем задачки можно усложнить. Например, складывая или вычитая в уме двух-, трех- и четырехзначные числа.

Настольные игры

Шашки, нарды и, безусловно, шахматы — вот тройка лидеров среди настольных игр. Выбирайте ту, которая вам по душе и совершенствуйте мастерство — это отличный вариант для тренировки логического мышления. Шахматы и шашки кажутся вам скучными? Не беда — есть и другие игры, которые заставят вашу логику работать в полную силу. Покер, Монополия, Мафия — найти игру по своему вкусу сможет каждый.

Логические задачи

Наверняка вы помните такие задания на развитие логики — чтобы найти верное решение, нужно хорошенько поломать голову и просчитать различные варианты. Если раньше подобными задачами вы не увлекались, не форсируйте события и не выбирайте задания повышенной сложности. Если вы потратите уйму времени, а найти решение так и не получится, вас постигнет разочарование и желания повторить неудавшийся опыт больше не возникнет. А потому начинайте с простейшего и постепенно увеличивайте уровень сложности.

Кроссворды

Еще один отличный тренажер для ума — это всевозможные кроссворды. Выбирайте те, что вам больше нравятся: классические, судоку, сканворды, японские графические головоломки или другие ребусы. Разгадывание кроссвордов хорошо стимулирует мозговую деятельность и заставляет вас использовать логическое мышление на полную мощность. Если вы уже достигли того уровня, когда даже самые сложные кроссворды щелкаются как семечки, можно попробовать составить свой кроссворд.

Почувствуйте себя Шерлоком

Помните, как легендарный сыщик с легкостью разгадывал любые тайны, просто анализируя факты и делая на их основании верные выводы? Вы можете попробовать сделать то же самое, изучив индукцию и дедукцию. Попробуйте угадать, чем занимается ваш новый знакомый, где провел отпуск коллега и куда направляется ваш случайный попутчик. Вы не только потренируете логическое мышление, но и развлечетесь.

Желаете узнать еще больше способов развить логическое мышление? Значит, вам просто необходимо прочесть книгу “Удивительная логика” . В ней вы найдете множество интересных фактов, а также оригинальные задания и тесты, которые помогут вам оценить нынешний уровень логического мышления и развить его.

Как научить ребенка мыслить логически?

Чем раньше вы начнете развивать логическое мышление у ребенка, тем легче ему будет даваться учеба в школе, а также решение различных житейских ситуаций. Чтобы занятия логикой не были скучными, их стоит проводить в игровой форме. Так ребенок проще усвоит уроки, и с нетерпением будет ожидать следующих занятий.

Логические задания для разных возрастов

Даже самые маленькие способны решать простейшие логические задачки. Ребенок в возрасте полутора — трех лет уже способен находить определенный предмет среди других объектов, а также различать цвета и выбирать заданный. Для детей в подобных заданий можно использовать цветные кубики, различные фигуры, а также любимые игрушки.

Детям постарше задания можно усложнять. Например, предлагать найти среди предметов одной категории объект, к ней не относящийся. Четырехлетний ребенок вполне способен отыскать яблоко среди овощей или определить, что салфетка, находящаяся рядом с ложкой, чашкой и тарелкой, не является посудой.

Задачи для дошкольников уже могут базироваться на основах математики. Также дети в возрасте пяти — шести лет знакомятся с понятием больше-меньше и успешно справляются с заданиями, где наглядно требуется определить неравенство.

Угадай-ка!

Загадки — один из лучших способов развить образно-логическое мышление у ребенка в возрасте от двух лет. Конечно, их сложность должна соответствовать возрасту малыша. Начинайте с простого и постепенно усложняйте задания. В поисках отгадки ребенок включает воображение, анализирует полученную информацию и сопоставляет ее со знакомыми ему явлениями или объектами.

Лего и компания

Редко встретишь ребенка, абсолютно равнодушного к конструкторам. Разумеется, у каждого свои предпочтения. Кто-то без ума от наборов Лего, из которых можно собрать целый город со зданиями, транспортом, людьми и животными. А кому-то по душе простые наборы блоков, из которых можно строить что подскажет фантазия. Детям более старшего возраста могут понравиться наборы, из которых нужно собрать модели сухопутного, воздушного или водного транспорта.

Поиграем?

Настольные игры хороши для тренировки логики как у взрослых, так и у детей. Конечно, презентовать малышу шахматы может быть рановато. Вместо этого вы сможете выбрать одну из игр, рекомендованных для соответствующего возраста. Хорошим вариантом станет тематическое лото или домино. Впрочем, и бесплатные игры дают отличные результаты. Научите ребенка играть в морской бой или крестики-нолики — такие баталии заставят его логику работать в усиленном режиме.

Собери картинку

Сегодня можно приобрести пазлы, предназначенные для самых разных возрастов. Малыши с удовольствием сложат уже знакомый им предмет из двух или четырех крупных деталей. А по мере взросления количество пазлов в наборе будет увеличиваться, а их размер становиться все мельче.

Если ваш ребенок только знакомится с пазлами, избегайте картинок с однородным фоном. Новичку будет сложно собрать голубое небо или бескрайние морские просторы. Отдайте предпочтение фрагментам из знакомых сказок или мультиков. А если у ребенка возникнут трудности, обязательно помогите и направьте его усилия в нужное русло.

Как видите, чтобы развивать логическое мышление, не обязательно штудировать учебники, предназначенные для университетов. Есть много приятных и увлекательных способов тренировать логику ежедневно, без особых затрат сил и времени.

А какие способы используете вы? Напишите об этом в комментариях и поделитесь своими методами.

Логика в переводе с классического греческого - это рассуждение. Казалось бы, все мы рассуждаем, следовательно, неотъемлемо от нашего ума. Однако операции с рассуждениями - лишь один из типов процессов понимания и познания. Размышляя над заданием, решая проблему, мы можем задействовать тот или иной тип мышления или сразу несколько.

У маленьких детей еще не появилась способность думать логически и абстрактно. Вспомните, как малышей учат считать: чтобы дать ребенку представление о несуществующей в природе цифре «3», ему дают потрогать три однотипных предмета. Ребенку понадобится усилие, чтобы отвлечься от несущественных различий между этими предметами (например, от того, что одно из трех яблок зеленое, а другое - красное) и объединить предметы в одну группу.

Следовательно, логическое мышление, в отличие от образного, оперирует абстрактными понятиями. Это особый вид процесса постижения, где используются готовые логические конструкции, понятия, суждения, и в конце концов вырабатывается умозаключение или вывод. Нельзя сказать, что использование такой конструкции обязательно приведет к правильному выводу. Неверно и то, что, если человек задействует воображение, будет мыслить эмоционально, образно или прислушается к интуиции, это приведет его к ошибочным умозаключениям. Хорошо использовать в процессе раздумий над проблемой все типы мышления, не забывая при этом о критическом подходе.

Наше понимание, отталкиваясь от конкретного случая, переходит к абстрактным логическим конструкциям и умозаключениям, чтобы, создав решение, перенести его вновь на этот конкретный, единичный случай. Таким образом, логическое мышление проходит через следующие стадии. Анализ, когда мы расчленяем определенную сложную ситуацию на составляющие характеристики или части. На данном этапе мы применяем способы индукции, дедукции и аналогии. позволяет сделать вывод - если нечто применимо к группе предметов, то оно применимо и к одному предмету данной группы. А индуктивный, наоборот, позволяет предположить, что какие-то базовые качества одного предмета распространяются на все предметы группы. Аналогия связывает конкретные предметы двух разных групп, похожие по каким-то своим свойствам.

Но логическое мышление простым не ограничивается. В своем процессе оно проходит через определенные стадии. Первая из них - поиск и определение причинно-следственных связей. Что породило это явление? Почему возникла эта проблема? Правильное установление таких связей - это уже залог успеха верного вывода. Вторая стадия - это отделение главного от второстепенного. «После» еще не значит «вследствие». Если мы примем второстепенное, частное как существенное, мы построим неправильное умозаключение. Далее идет оперирование с понятиями и суждениями - собственно, поиск решения.

Суждения могут быть ошибочными, стереотипными. Если принимать их без критического подхода, мы рискуем оказаться в тупике. На этом этапе мы абстрагируемся от нашего конкретного случая и мыслим глобально, оперируя словесными терминами. В нашем уме уже нет конкретного образа предмета, но есть лингвистические конструкции. Словесно-логическое мышление очень важно на всех стадиях решения проблемы: при правильной формулировке вопроса; при выявлении, что послужило причиной ее возникновения; при выявлении того, что именно нужно создать (или устранить) чтобы решить проблему. И, конечно же, для того чтобы понять, как применить свой абстрактный вывод к данной конкретной ситуации.

Неправильным будет считать, что способно полностью заменить или вытеснить образное, чувственное, интуитивное и ассоциативное. Человек поэтому и сильнее робота, что способен применять одновременно все типы понимания, помимо решения стандартных задач стереотипными методами. Наши эмоциональные установки (симпатии или антипатии), наша фантазия и воображение, ассоциации, которые позволяют нам мысленно сравнивать совершенно непохожие друг на друга вещи и понятия, иногда приводят нас к совершенно нетривиальным, алогичным, но удивительно гениальным выводам.

Многие, наверное, слышали, что жизнь становится намного проще, если .

Но как мыслить логически , и что нужно для этого делать знает далеко не каждый.

Начнем с самого главного: с понятия логики. Древние греки были настолько умными и продвинутыми, что современным людям еще долго придется осваивать то, что они там в своих древнегреческих полисах (городах-государствах) напридумывали.

Именно они и ввели в наш обиход термин «логика» и соответствующую ему науку об операциях и неких законах правильного (разумного) мышления. Следовательно, чтобы узнать, как мыслить логически , необходимо понять суть этих законов, правил логики.

Логика является формальной наукой, то есть для нее важно не содержание высказываний, явлений или чего бы то ни было еще, а их форма, структура, взаимосвязь.

Поэтому и все правила логического мышления основаны на построении правильной формы рассуждения.

Основное правило логического мышления: «правильность вывода заключается в том, что от истинных, верных посылок (того, на основании чего делаются выводы, умозаключения – факты, суждения о фактах, принципы, явления, события, высказывания и пр.) всегда следует истинное заключение.

Из чего можно сделать вывод, что логическое мышление может основываться только на реальных фактах, а не на гипотетических (предполагаемых) событиях. В противном случае вывод также будет предполагаемым, неоднозначным, неточным, условным.

Вторым правилом логики является двойственность природы. То есть каждое суждение может быть либо ложным (не соответствующим истине), либо истинным.

Такие правила позволяет нам получать новые сведения из уже существующих фактов, используя только логическое рассуждение.

Особенностью логического мышления является также неприемлемость всего иррационального (того, что выходит за рамки понятия разума: , интуиции, предчувствия и т.д.).

Поэтому в логическом мышлении используются только законы логики и ничего кроме них.

Попробуем освоить простейший закон логики: из двух истинных суждений получим истинный вывод.

Посылка № 1: «Яблоня – это дерево», Посылка № 2 «Некоторые яблони приносят плоды». Вывод: «Некоторые деревья приносят плоды».

Мы из двух разных суждений пришли к частному выводу. Такое умозаключение напрашивается из двух нам известных и истинных фактов. Яблоня – это действительно дерево. И некоторые яблони, правда, плодоносят.

Почему некоторые? Потому что молодые яблони не плодоносят, а бывают еще неурожайные периоды. Поэтому утверждать, что все яблони приносят плоды, мы не можем.

Конечно, логика содержит огромное количество запутанных, а иногда и противоречивых законов, которые на протяжении сотен веков открывали многочисленные ученые в надежде хоть чем-то удивить мир.

Чтобы как мыслить логически , всегда нужно начинать с простого. Разбейте всю имеющуюся информацию на малейшие детали и составляйте из них логический конструктор.

Так, 1. «Иванов – предприниматель». 2. «Все предприниматели ». Вывод: «Иванов зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность». С простыми суждениями работать несложно, главное – понять принцип логического вывода.

Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Некоторые люди обладают логическим мышлением, они могут просчитать нужные ходы и действия, предугадать, что может произойти в ближайшее время.

Если у человека не развито логическое мышление ему трудно будет просчитать необходимые шаги вперед и принять правильное решение.

Как можно развить логику? Что сделать, чтобы логическое мышление работало на вас?

Можно развивать логику разными способами используя разные упражнения, игры, используя советы и так далее.Логика переводится как мысль и умение рассуждать. Если вы хотите рассуждать и мыслить грамотно, то вам надо начать заниматься именно с рассуждения.

Возьмите какую-нибудь информацию и попробуйте порассуждать над ней, посмотрите на эту ситуацию с разных сторон, сделайте несколько выводов и попробуйте найти нужный и верный выбор. Потом возьмите другую ситуацию и попробуйте порассуждать над ней и найти правильные пути решения.

Таким образом, вы научитесь рассуждать и определять, как вам действовать в разных ситуациях.

Теперь можно заняться логикой этим качеством обладают люди, которые что-то открывают в жизни, но логика также нужна любому человеку неважно молодой он или старый, работает руководителем или простым рабочим.

В любом простом деле нужна логика, например руководитель должен логически мыслить, чтобы рабочий процесс двигался планомерно и предприятие стабильно работало.

Возьмем другую профессию, например человека, который моет пол, у него тоже должна быть логика, как встать правильно и в какую сторону двигаться и мыть пол, если этот человек будет делать без логики и мыть наоборот, то он просто будет топтаться по чистому полу, и затаптывать свои труды.

Если вы научитесь мыслить логически, то вы сможете:

    обходить стороной ошибки на работе и дома;

    всегда найти правильный выход из любой ситуации;

    правильно формулировать свои мысли и доносить их до слушателей;

    опередить лжицов и обманщиков среди людей;

    найти правильные аргументы и склонить на свою сторону большую часть людей;

    видеть свои ошибки и ошибки окружающих вас людей и сможете предотвратить плохую ситуацию;

    быстро и правильно находить нужные ответы.

Развитие логики при помощи игр и упражнений

Шашки

Простая и несложная игра, которая помогает развивать внимание, концентрацию, улучшает память и развивает логику.

Шахматы

Игра в шахматы сложнее, чем в шашки, но она хорошо учит логически мыслить и делать правильные ходы.

Сканворды, ребусы

Решая сканворды и ребусы, вы развиваете память внимание и логику.

Ассоциации

Придумайте любое слово и свяжите его с разными ассоциациями, чем больше вы придумаете разных ассоциаций к этому слову, тем лучше будет развиваться у вас логика.

Анаграммы

Чаще разгадывайте анаграммы, они помогают развивать логику и мышление.

Придумайте 10 разных способов использования предмета

Возьмите какой-нибудь предмет любой и придумайте 10 способов, где можно использовать этот предмет.

Например, карандаш.

Карандашом можно рисовать, чертить, рыхлить землю, использовать как закладку, использовать как указку, можно перематывать кассету в кассетном магнитофоне и так далее.

Посмотрите следующие слова и придумайте к ним десять способов использования: ваза, топор, вода, цветок, ковер.

Придумывайте разные словосочетания

Это упражнение можно использовать везде, не отвлекаясь на него специально, например, когда вы готовите кушать или идете на работу, придумывайте разнообразные словосочетания.

Например, мяч.

Прилетел мяч, забили мяч, голубой мяч, любимый мяч и так далее.

Старайтесь придумывать как можно больше словосочетаний.

Учитесь писать другой рукой

Если вы правша, то вы можете тренироваться писать левой рукой, а если наоборот вы левша, то пишите правой рукой.

Затем попробуйте написать одновременно двумя руками цифры и буквы.

Это очень интересное упражнение и выполнить его не просто, для выполнения потребуется тренировка и терпение.

Развивающие игры для развития логики

Игра 1 «Анаграммы»

Игра «Анаграммы» развивает мышление и память.

Главная суть игры быстро расшифровать анаграмму.

В этой игре на экране дано слово и внизу под словом даны четыре анаграммы. Надо быстро прочитать и найти нужную вам анаграмму.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра 2 «Визуальная геометрия»

Игра «Визуальная геометрия» развивает мышление и память.

В этой игре на экране показываются синие квадратики, их надо быстро посчитать, потом они закрываются. Снизу под таблицей написаны четыре числа, надо выбрать одно правильное число и нажать на него с помощью мышки.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра 3 «Буквы и цифры»

Игра «Буквы и цифры» развивает мышление и память.

Главная суть игры на поле находится объект, надо быстро указать его свойство с помощью кнопок «да» и «нет».

В этой игре на поле находится объект и задается вопрос. Читайте внимательно вопрос. При помощи кнопок «да» и «нет» расположенных внизу вы можете ответить на вопрос.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра 4 «Операции»

Игра «Операции» развивает мышление и память.

Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным.

В этой игре даны примеры, посмотрите внимательно на пример и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра 5 «Сложные геометрические переключения»

Игра «Сложные геометрические переключения» развивает мышление и память.

Главная суть игры на поле находится объект, свойство которого надо указать.

В этой игре на экране появляется геометрическая фигура или другой объект. Прочитайте вопрос на экране и ответьте на него с помощью кнопок расположенных внизу экрана «да» или «нет».Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 6 «Матрицы цвета»

Игра «Матрицы цвета» развивает мышление и память.

Главная суть игры показана матрица, состоящая из разноцветных ячеек, надо указать ячеек какого цвета больше.

В этой игре на экране показана матрица, она состоит из разноцветных ячеек. Посмотрите внимательно и скажите, каких ячеек больше. С помощью мышки можете нажать на квадратик того цвета, которого больше.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 7 «Упрощение»

Игра «Упрощение» развивает мышление и память.

Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию.

На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 8 «Быстрое сложение»

Игра «Быстрое сложение» развивает мышление и память.

Главная суть игры выбирать цифры, сумма которых равна заданной цифре.

В этой игре дана матрица от одного до шестнадцати. Над матрицей дано число, надо выбрать цифры, сумма которых будет равна заданной цифре.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 9 «Геометрические переключения»

Игра «Геометрические переключения» развивает мышление и память.

Главная суть игры на поле находится объект, надо определить его свойства с помощью кнопок «да» и «нет».

В этой игре на поле находится, объект надо определить свойства этого объекта и ответить с помощью кнопок, которые расположены внизу «да» или «нет».Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 10 «Буквы и цифры плюс»

Игра «Буквы и цифры плюс» развивает мышление и память.

Главная суть игры на поле находится объект, надо указать его свойства.

В этой игре на поле находится объект и написан вопрос, прочитайте этот вопрос и ответьте с помощью кнопочек расположенных внизу «да» или «нет».Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

Развивайте логику, мыслите логически и научитесь обладать логикой и применять в жизни. Желаем вам удачи.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации