Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). Реферат: Государственное управление в годы войны

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со- вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен- них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо- пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен- ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры- той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель- ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер- кулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз- ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол- нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по- становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст- вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ- ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек- тивность довоенных организационных форм построения совет- ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно яв- лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про- мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру- гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар- мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

hspace=12>С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК

Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер- сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо- роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой- ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива- ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го- ды войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня- тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто- вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет- ся уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста- новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от- ступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею- щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас- порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия

противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис- торической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное поста- новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп- ленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от- ветственность была распространена на членов семей военнослу- жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

Еще по теме Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941-1945):

  1. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
  2. Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК - ГПУ - ОГПУ) и милиции
  3. § 3 Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  4. 8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  5. Лекция 11.22. Реорганизация органов государственного управления на территории белорусских земель (середина 19 века)

Система учреждений, действующая на территории СССР в период Великой Отечественной войны, которая включала: Наркомат внутренних дел (НКВД), Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), Наркомат государственной безопасности (НКГБ).

10 июля 1934 г. было принято решение об образовании Наркомата внутренних дел СССР (НКВД СССР) как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. Наркомами были Г. Г. Ягода (10.07.1934 - 26.09.1936 гг.), Н. И. Ежов (26.09.1936-25.11.1938 гг.), Л. П. Берия (25.11.1938 - 29.12.1945гг.). В ведение НКВД был передан целый ряд самостоятельных отраслей и учреждений, в т. ч. конвойные войска, изъятые из органов юстиции исправительно-трудовые учреждения, количество которых к февралю 1941 г. достигло 528. Наркоматы внутренних дел были созданы также во всех союзных республиках (кроме РСФСР), а в областях — управления НКВД. В полном объеме в НКВД вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Вместо упразднявшейся судебной коллегии ОГПУ СССР было создано Особое совещание при наркоме, в состав которого кроме наркома входили его заместители, уполномоченный по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), нарком республики, на тер-ритории которой возбуждалось то или иное уголовное дело, и Прокурор СССР. Сначала полномочия совещания ограничивались правом применять во внесудебном порядке заключение в ИТЛ на сроки до 5 лет, ссылку под надзор на 5 лет и высылку из СССР. 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», по которому срок следствия был сокращен до 10 дней, обвинительное заключение вручалось подследственному всего за сутки до суда. Дело в суде рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование и ходатайства о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Аналогичный порядок был введен 14 сентября 1937 г. для рассмотрения дел о вредительстве и диверсиях. В результате обострения борьбы за власть в руководстве государства и партии в 1937-1938 гг. страна погрузилась в пучину политических репрессий, от которых пострадали все слои общества. Карательная составляющая аппарата НКВД являлась инструментом в проведении репрессий, но это не спасло НКВД от тотальной чистки. Были арестованы и расстреляны Г. Г. Ягода и Н. И. Ежов, все их заместители и помощники, начальники всех крупных тюрем и лагерей, ответственные за массовые репрессии. Подверглись репрессиям многие чекисты, работавшие в сфере разведки и контрразведки. 3 февраля 1941 г., в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и указом Верховного Совета СССР, из Наркомата внутренних дел был выделен Наркомат государственной безопасности. За НКВД СССР оставались функции охраны общественного порядка, социалистической и личной собственности, охраны государственных границ СССР, организация местной ПВО, содержание осужденных, военнопленных и интернированных и ряд других функций. В его подчинении оставались пограничные и внутренние войска, а также обслуживающие их особые отделы. На Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) (нарком — В. Н. Меркулов с 03.02. по 20.07.1941 г. и с 14.04.1943 г. по 04.05.1946 г.) возлагались задачи ведения разведывательной работы за границей, борьба с подрывной, шпионской, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР, оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветского подполья и охрана руководства страны. С началом войны противник сосредоточил на советско-германском фронте основные силы и средства своего аппарата разведки, контрразведки и диверсионных подразделений. Органам государственной безопасности пришлось вести сложную и напряженную работу по вскрытию и пресечению подрывной деятельности спецслужб фашистской Германии, обеспечивать безопасность народно-хозяйственных объектов, поддерживать бдительность, организованность и порядок в стране. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1941 г. на органы НКВД была возложена задача охраны тыла действующей Красной Армии. Для этой цели использовались войска НКВД, милиция прифронтовых районов и созданные в июне 1941 г. при территориальных органах НКВД истребительные батальоны, которые стали одним из звеньев в системе обеспечения государственной безопасности. С их помощью решались также задачи по борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника, розыску и захвату шпионов, охране предприятий, поддержанию общественного порядка в населенных пунктах. В дальнейшем 1350 истребительных батальонов общей численностью 250 тыс. человек пополнили действующую армию. В конце июня 1941 г., в связи с тяжелой обстановкой на фронте, правительство СССР возложило на НКВД формирование 15 стрелковых дивизий из состава пограничных и внутренних войск НКВД. Сформированные дивизии были переданы в действующую армию и приняли активное участие в обороне Ленинграда, битве под Москвой и многих других оборонительных и наступательных операциях. В июне 1942 г. органами НКВД были сформированы и переданы в Красную Армию еще 10 дивизий. На территории, освобождаемой Красной Армией, противник оставлял большое количество диверсионных групп для совершения диверсий на важных объектах, террористических акций в отношении военнослужащих, партийных и советских руководителей. Начиная с января 1942 г., по мере освобождения территории страны, органы государственной безопасности принимали меры к нейтрализации немецкой агентуры, ее пособников и предателей, активно сотрудничавших с оккупантами. В июле 1941 г., по решению ГКО и ЦК ВКП(б), НКВД и НКГБ вновь были объединены в один наркомат — НКВД СССР. Создание единого централизованного органа охраны государственной безопасности и внутренних дел позволило в тяжелый начальный период войны объединить усилия и направить их на борьбу с захватчиками, изменниками и дезертирами. В апреле 1943 г., в связи с изменением военной обстановки, Народный комиссариат внутренних дел окончательно разделился на НКВД СССР и НКГБ СССР. В первые дни войны при наркоме внутренних дел была создана Особая группа, на которую были возложены задачи разведывательно-диверсионной деятельности в глубоком и ближнем тылу противника, организация партизанского движения, руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника. При Особой группе была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. В составе ОМСБОН находилось более 25 тыс. бойцов, из них — 2 тыс. иностранцев. В составе бригады воевали лучшие советские спортсмены, в т. ч. чемпионы по боксу и легкой атлетике. ОМСБОН стал основой диверсионных формирований, забрасывавшихся в тыл врага. 3 октября 1941 г. вместо Особой группы, в связи с затяжным характером войны, оккупацией большинства европейских стран и значительной территории Советского Союза, а также необходимостью осуществления в более широких масштабах разведывательно-диверсионных мероприятий за линией фронта, был создан 2-й отдел НКВД СССР, имевший самостоятельные функции. На его базе 18 января 1942 г. было создано 4-е Управление НКВД-НКГБ СССР. За годы войны Особая группа (2-й отдел НКВД — 4-е Управление НКВДНКГБ СССР, в течение всей войны начальник П. А. Судоплатов) и ее войсковые соединения, выполняли ответственные задания Ставки ВГК, Штаба обороны Москвы, штаба обороны Глав-ного Кавказского хребта, ряда командующих фронтами. В тыл врага было направлено более 2 тыс. оперативных групп общей численностью 15 тыс. человек, обезврежено 2045 агентурных групп противника и ликвидировано 87 высокопоставленных немецких чиновников. Было проведено более 80 радиоигр дезинформационной направленности с абвером и гестапо, среди которых — операции «Монастырь», «Послушники», «Березино». На фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага и в противостоянии с вражеской агентурой погибло более 12 тыс. сотрудников органов государственной безопасности — НКВД, НКГБ и контрразведки «СМЕРШ».

Исторические источники:

Лубянка в дни битвы за Москву. Материалы органов госбезопасности СССР из Центрального архива ФСБ России. М., 2002;

Органы госбезопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. В 3 Т. М., 1995-2003.

Структура органов государственной власти и управления СССР характеризовалась в период Великой Отечественной войны (1941-1945) сосуществованием конституционных и чрезвычайных органов власти и управления. Появление последних было связано, прежде всего, с острой необходимостью принятия оперативных решений.

Среди неконституционных, чрезвычайных органов власти главную роль играл Государственный комитет обороны (ГКО), созданный 30 июня 1941 г. Он возглавлялся И.В. Сталиным, который незадолго перед войной стал Председателем СНК, а вскоре после начала войны возглавил Ставку Верховного главнокомандующего в качестве Верховного главнокомандующего, а также Наркомат обороны. ГКО состоял из пяти-девяти человек, которые были членами Политбюро ЦК В КП (б) и одновременно являлись заместителями Председателя СНК. Концентрация партийно-государственной власти и ее персонализация, таким образом, достигла своего апогея. ГКО принадлежала вся полнота власти в стране. Его постановления, согласно законам военного времени, подлежали беспрекословному выполнению всеми государственными органами и гражданами СССР. ГКО действовал через уполномоченных и существующие органы власти. В некоторых случаях для решения важных и специфических военных проблем (например, организации эвакуации) при ГКО образовывались специальные органы.

Значительное количество чрезвычайных органов в целях оперативного руководства специфическими областями государственной деятельности было создано при СНК СССР. Для руководства мобилизацией трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. При СНК союзных и автономных республик, областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1943 г. учреждается Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В ноябре 1942 г. создается Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко- фашистских захватчиков и их сообщников.

Чрезвычайные органы власти и управления появляются и на местах. Вся полнота власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военным советам фронтов, армий и военных округов. Военным властям предоставлялось право привлекать население к трудовой повинности, изымать для военных нужд личное имущество граждан, регулировать работу учреждений и предприятий, устанавливать нормы отпуска товаров населению, производить обыски и задержания подозрительных лиц, высылать в административном порядке «социально опасных» граждан. Военные власти издавали обязательные для населения постановления, за неисполнение которых виновные привлекались к ответственности в виде лишения свободы на срок до шести месяцев.

В некоторых прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны. Их председателями были первые секретари обкомов или горкомов партии. Туда входили представители местных советских, партийных органов, НКВД и военного командования. Местные комитеты обороны не только обладали всей полнотой прав местных советов, но и имели право объявлять города на осадном положении, вводить комендантский час, руководить строительством оборонительных сооружений, формировать части народного ополчения, осуществлять руководство промышленностью города. В случае объявления города на осадном положении военные органы получали право передавать виновных суду военного трибунала или же расстреливать на месте.

Тезис 5.

1941-1945 гг. Период Великой Отечественной войны

1.Государственный комитет обороны (ГКО) - высший чрезвычайный орган власти

2. Ставка Верховного Главнокомандования

3. Управление наркоматов обороны и флота

4. Управление по делам эвакуации при СНК

5. Главное командование партизанского движения

6. Одновременно функционировали органы гражданской власти

7. Глава правительства - Председатель СНК СССР

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах; ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки были управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия, НА. Булганин, Н.А. Вознесенский. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы. Кроме того, на местах создавались комитеты и комиссии. В 65 городах СССР в период 1941 - 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили пред- ставители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.



Для перебазирования промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации (председатель - Н.М. Шверник, заместитель - А.Н. Косыгин). Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов. Были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, а также перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.

Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.

Оккупация Донбасса и выход германских войск к Северному Кавказу чрезвычайно обострили проблему с топливом. Для обеспечения бесперебойного снабжения фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. было создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г. - Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.

В военные годы особенного внимания требовало военное строительство, т.е. обеспечение армии военнослужащими, кадрами. С начала войны мобилизация была проведена сразу по 14 возрастам (от 19 до 55 лет). В армии на первом этапе действовал институт военных комиссаров, а на уровне роты - политруков. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых - идеологический контроль и воспитание.

Тезис 6.

Местный аппарат управления

1. Уполномоченные ГКО

2. Комитеты обороны

3. Сохраняли свои функции Советы

Судебная система

Военные трибуналы

Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР - надзор за действиями трибуналов

Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков

В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР.

Деятельность военных трибуналов в дальнейшем использовалась в работе образованной по решению Президиума Верховного Совета в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с созданием соответствующих подразделений в республиках, краях, областях, городах.

По постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому в июле 1941 г., в стране на оккупированных противником территориях было организовано партизанское движение. В этом участвовали партийные органы, диверсионные группы и органы НКВД.

Тезис 7. Государственный аппарат в 40-50-е годы

Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР - двухпалатный высший орган власти, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей

Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в периоды между сессиями Верховного Совета

1946 г. - Совет народных комиссаров преобразован в Совет министров

1957 г. - отраслевой принцип управления промышленностью заменен территориальным

Созданы экономические административные районы во главе с Советами народного хозяйства (СНХ)

1963 г. - образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)

1965 г. - упразднены совнархозы. Осуществлен переход к отраслевому принципу управления промышленностью - восстановлены отраслевые министерства

В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.).

В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва.

Для придания системе управления более демократического вида и активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий. В них входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов.

Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР.

На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменениях в руководстве страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем был назначен Л.П. Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал Н. А. Булганин, Министром иностранных дел оставался В.М. Молотов, Председателем Президиума Верховного Совета - К.Е. Ворошилов.

Тезис 9. Контрольные и правоохранительные органы

1954 г. - Наркомат государственной безопасности преобразован в Комитет государственной безопасности (КГБ) - политическая полиция. Упразднены особые трибуналы («тройки»).

ГУЛАГ передан из МВД в Минюст

1962 г. - создается Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР

Глава правительства - Председатель Совета Министров СССР

Местный аппарат управления

конец 50-х годов - утверждены положения о местных (сельских и районных) советах

Советы всех уровней

1962-1963 гг. - все местные Советы разделены по производственному принципу на промышленные и сельские

1964 г. - вновь объединены

1971 г. - права местных Советов расширены

Март 1953 - февраль 1955 гг. определяется как период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат.

В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в начале

60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР (1963). Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечения функций ее отдельных звеньев. В итоге после смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призванная повысить эффективность общественного производства за счет широкого внедрения хозяйственного расчета и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил от руководящих должностей Н.С. Хрущева. Пленум признал нецелесообразным совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.

Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.

Модульная единица 4.2 Система государственного управления в Российской Федерации (середина 80-х гг. XX в. - 2006 г.).

Лекция № 10 Особенности государственного управления в СССР во второй половине 80-х гг. Государственное управление после августа 1991 г. Государственное устройство постсоциалистической России.

Тезис 1. Конституция 1977 г.

СССР - общенародное государство

Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР. Двухпалатный:

Совет Союза и Совет Национальностей

Верховный Совет - высший орган власти

Президиум Верховного Совета СССР - его роль возросла. Увеличилось число постоянных комиссий Верховного Совета (по 16при каждой из палат)

Глава правительства - Председатель Совета министров СССР

Конституция 1977 г. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи.

Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации