«Промывка мозгов.

Термин «промывание мозгов» - это относительно недавно возникший термин в языке, и до 1950 года его вообще не существовало. Более ранние стихийные формы принудительного подсознательного убеждения существовали ещё во времена инквизиции и применялись во время показательных судов против «врагов народа » в СССР . Это понятие тесно связано с развитием и распространением государственной пропаганды . Однако определенного термина не было до того момента, как эти более ранние методики не были упорядочены в Китайской Народной Республике (КНР) для их использования в борьбе против внутренних классовых врагов и иностранных захватчиков. До этого времени все описания сводились лишь к конкретным определенным методикам.

В Китае

Китайский термин xǐ năo (洗腦, что на китайском языке буквально означает «промыть мозги»), сначала применялся к тем методикам принудительного убеждения, которые использовались для искоренения так называемого «феодального» склада мышления китайских граждан, воспитанных ещё в дореволюционную эпоху. На Западе подобный термин поначалу использовался в США в 1950-х годах в период Корейской войны при описании тех методов, при помощи которых китайские коммунисты добивались глубоких поведенческих изменений в иностранных заключенных, чтобы подавить волю захваченных в плен к сопротивлению.

В США

Резюме характеризовало теорию промывания мозгов, как не доказанную с научной точки зрения. В ней также предлагалась гипотеза о том, что методы вербовки культа могли оказаться принудительными для некоторых подгрупп, в то время как другие подгруппы могли не использовать их. Затем 24 марта 1987 года АПА подала запрос для того, чтобы забрать свою подпись с этого резюме, посчитав заключение преждевременным, ввиду продолжающейся работы спецкомиссии DIMPAC. Однако резюме «судебного советника» было сохранено, так как лишь АПА забрала свою подпись из всех подписавшихся. Среди подписавшихся были учёные Джеффри Хадден, Айлин Баркер , Дэвид Бромли и Гордон Мелтон. «Правление Социальной и Этической Ответственности за Психологию» (Board of Social and Ethical Responsibility for Psychology ) 11 мая 1987 года отклонило доклад DIMPAC, потому что:

«представленная теория промывания мозгов испытывает недостаток в научной суровости и беспристрастном критическом подходе, необходимом для выводов АПА» , и в итоге решало, что «после обстоятельного рассмотрения дела, BSERP полагает, что мы не владеем достаточной информацией, чтобы принять твёрдую позицию по данной проблеме» .

После этого некоторые учёные, менее критически настроенные к НРД, сделали вывод о том, что АПА отклонила теорию промывания мозгов, и у неё не существует никакой научной поддержки (Интровайн, Бромли и Хадден).

Другие мнения

Социологи, которые изучают новые религиозные движения, например, Джеффри Хадден, согласны с общим суждением о том, что религиозные группы могут иметь значительное влияние на их членов, и что данное влияние могло появиться также при помощи идеологической обработки. В то же время многие социологи отмечают, что сходное влияние происходит адекватным образом во всех человеческих культурах, и некоторые утверждают, что влияние, проявленное в НРД, практически ничем не отличается от влияния в фактически каждой области человеческого поведения.

«Ассоциация Академиков Мира за Религиозное Образование», заявляет, что «…без идеологического зонтика теории промывания мозгов, придающего ему легитимность, депрограммирование - практика похищения членов НРД и разрушения их религиозной веры - не может получить никакого юридического или нравственного оправдания».

«Американский Союз Гражданских Свобод» (ACLU) (American Civil Liberties Union ) выпустил заявление в 1977 году , связанное с промыванием мозгов и контролем разума. В этом заявлении ACLU выступило против методов, «лишающих людей свободного осуществления религии». ACLU также отклонило идею о том, что заявление об использовании «промывания мозгов» или «контроля над разумом» само по себе может преодолеть право свободного осуществления религии.

В 1960-х годах, когда на Западе впервые возникли различные НРД, некоторые молодые люди внезапно приняли новую веру или верования, и поменяли своё поведение, которое заметно отличалось от их предыдущего образа жизни и воспитания. Иногда некоторые люди игнорировали или даже нарушали прежнюю связь с их семействами. Все эти изменения часто казались их родственникам очень странными и нарушающими прежний семейный уклад. Чтобы объяснять эти явления, теория провозглашала, что этим молодым людям сделали промывание мозгов в этих НРД, изолируя их от их родственников и друзей (например, приглашая их после учебного лагеря по окончании университета), устраивая программу лишения сна (встречи с наставником в 3 часа утра) и устанавливая практику громких и повторных пений.

Джеймс Ричардсон, профессор социологии и судебной практики университета штата Невада , утверждает, что если бы НРД действительно располагали какими-либо методами промывания мозгов, тогда можно было бы ожидать, что НРД имели бы небывало высокие темпы распространения в обществе. Между тем фактически НРД как раз и не имели столь высокого успеха в обращении новых членов, большинство сторонников участвовали недолгое время, а успех в сохранении членов был ограниченным. Это заявление было отклонено Ланджоуном, сравнившим различные движения между собой.

Социологи обратили внимание, что некоторые восточные религиозные группы, особенно индуистские и буддистские, открыто заявляют в своих доктринах о том, что их целью является стремление улучшить человеческий разум при помощи духовных упражнений. При проведении с разумом интенсивных духовных упражнений возникают определённые результаты, например, происходит изменение сознания человека. Во всяком случае, данные религиозные группы утверждают, что они не используют никаких принудительных методов, чтобы приобрести или сохранить новообращённых.

Переносное значение

Термин промывание мозгов (или чаще «промывка мозгов») также часто употребляется в обычной разговорной речи . Обычно это означает, описание давления и воздействия на убеждения и верования человека, общение с ним посредством манипулирования, убеждения, подмены фактов, вранья.

См. также

  • Когнитивная свобода - право на свободу сознания

Ссылки

  • Anthony, Dick. 1990. "Religious Movements and "Brainwashing" Litigation" in Dick Anthony and Thomas Robbins, In Gods We Trust . New Brunswick, NJ: Transaction
  • APA Board of Social and Ethical Responsibility for Psychology, Memorandum on Brainwashing: Final Report of the Task Force , May 11,
  • Bardin, David, "Mind Control ("Brainwashing") Exists" in Psychological Coercion & Human Rights , April 1994,
  • David Bromley, "A Tale of Two Theories: Brainwashing and Conversion as Competing Political Narratives" in Benjamin Zablocki and Thomas Robbins (editors), Misunderstanding Cults , 2001, ISBN 0-8020-8188-6
  • Hadden, Jeffrey K., "The Brainwashing Controversy" , November 2000
  • Hadden, Jeffery K., and Bromley, David, eds. (1993), The Handbook of Cults and Sects in America . Greenwich, CT: JAI Press, Inc., pp. 75–97
  • Hassan, Steven Releasing The Bonds: Empowering People to Think for Themselves , Somerville MA: Freedom of Mind Press, 2000. ISBN 0-9670688-0-0.
  • Hindery, Roderick, Indoctrination and Self-deception or Free and Critical Thought? Lewiston, N.Y.: E. Mellen Press, 2001. ISBN 0773474072
  • Huxley, Aldous, Brave New World Revisited . Perennial (2000); ISBN 0-06-095551-1
  • Introvigne, Massimo, ""Liar, Liar": Brainwashing, CESNUR and APA" on the CESNUR website, 1998. Retrieved 2008-03-02
  • Kent, Stephen A.: Brainwashing Programs in The Family/Children of God and Scientology , in Benjamin Zablocki and Thomas Robbins (ed.), Misunderstanding Cults , 2001, ISBN 0-8020-8188-6
  • Marks, John, "The Search for the Manchurian Candidate" , 1978
  • Richardson, James T., "Brainwashing Claims and Minority Religions Outside the United States: Cultural Diffusion of a Questionable Concept in the Legal Arena", Brigham Young University Law Review circa 1994
  • Melton, J. Gordon Brainwashing and the Cults: The Rise and Fall of a Theory . CESNUR: Center for Studies on New Religions (1999-12-10). Проверено 15 июня 2009.
  • Scheflin, Alan W and Opton, Edward M. Jr., The Mind Manipulators. A Non-Fiction Account . New York: Paddington Press, 1978, p. 437. ISBN 0448229773
  • Schein, Edgar H. et al. , Coercive persuasion: A socio-psychological analysis of the "brainwashing" of American civilian prisoners by the Chinese Communists . New York: W. W. Norton, 1961
  • Shapiro, K. A. et al. , "Grammatical distinctions in the left frontal cortex", J. Cogn. Neurosci . 13, pp. 713–720 (2001).
  • Singer, Margaret "Group Psychodynamics", in Merck"s Manual , 1987.
  • Wakefield, Hollida, M.A. and Underwager, Ralph, Ph.D., Coerced or Nonvoluntary Confessions , Institute for Psychological Therapies, 1998
  • West, Louis J., "Persuasive Techniques in Religious Cults", 1989
  • Zablocki, Benjamin: The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion . Nova Religio , October 1997, Vol. 1, No. 1: 96-121.
  • Zablocki, Benjamin, "Methodological Fallacies in Anthony"s Critique of Exit Cost Analysis" , ca. 2002,
  • Zimbardo, Philip, Mind Control: Psychological Reality or Mindless Rhetoric? in Monitor on Psychology , November 2002

Смотри также

  • Barker, Eileen, The Making of a Moonie: Choice or Brainwashing , Oxford, UK: Blackwell Publishers, 1984 ISBN 0-631-13246-5
Если Вы не задумываетесь о промывании мозга, а строите себе на даче дом и хотите провести там всё лето, то зайдите сюда и посмотрите какие тенты и навесы предлагает сайт tentony.ru

Термин «промывание мозгов» изобрёл журналист Эдвард Хантер во время Корейской войны для описания методики «перевоспитания», которую китайцы применяли по отношению к американским военнопленным. С тех пор данное понятие стало ассоциироваться с культами, которые очень часто использовали комбинацию психологических методов для того, чтобы держать в повиновении своих членов. По словам психолога Маргарет Сингер, в США насчитывается около 2,5 миллионов людей, которые являются членами культов, основанных на методах промывания мозгов.

Тем не менее, идея промывания мозгов всегда была противоречивой. Хантер был связан с разведывательным ведомством, поэтому было выдвинуто предположение, что ЦРУ популяризировало термин для того, чтобы объяснить гражданам страны стремительный рост популярности коммунизма того времени.

Песнопение

Песнопение является неотъемлемой частью многих мировых религий. Когда люди произносят одни и те же слова в унисон, их голоса сливаются в хоровое песнопение, от чего внутри возникает ощущение единства и групповой идентичности. Это, наряду с известными эффектами пения (снижение сердцебиения и релаксация), может заставить рассматривать опыт поклонения группы как нечто положительное.

Однако в культах постоянное повторение коротких текстов способно одурманить человека и ввести его в состояние транса. Повышенная внушаемость – отличительная черта такого состояния.

Повторяемые и длительные гипнотические индукции способны влиять на способность человека принимать решения и критически оценивать новую информацию, а продолжительные лекции и песнопение, используемые большинством культов, служат для изменения сознания.

Изоляция

В 1977 году Джим Джонс и около 1000 членов религиозного движения «Храм народов» решили переехать в изолированную коммуну в Гайане. 400-километровая полоса джунглей отделяла их от посольства США в Джорджтауне (столица Гайаны). Такая изоляция помогла последователям «Храма народов» отстраниться от ценностей внешнего мира. Джонс воспользовался этим, чтобы установить собственный ужасающий режим. Людей, которые сомневались в Джонсе, вводили в медикаментозную кому, пугали змеями, спускали на ночь в колодцы и так далее.

Изоляция оказалась действенным методом воздействия на последователей культа «Храм народов». Поскольку члены движения находились далеко от дома и подвергались жестоким наказаниям за непослушание, им ничего не оставалось делать, как следовать безумной логике Джонса, даже если это вызвало у них чувство неудовлетворённости и дискомфорт.

Зависимость и страх

Похищение Патрисии Херст (внучка Уильяма Рэндольфа Херста, американского миллиардера и газетного магната) членами Симбионистской армии освобождения, произошедшее в 1974 году, является классическим примером промывания мозгов при помощи зависимости и страха. Херст быстро превратилась из молодой светской львицы в грабительницу банка и стала членом террористической организации.

После того как девушку похитили, её заперли в комнате, где она подвергалась физическому и сексуальному насилию. Члены Симбионистской армии освобождения имели полный контроль над жизнью Херст. Зависимость от похитителей привела к возникновению хорошо известного Стокгольмского синдрома. Через несколько месяцев Херст уже была идеологически преданным членом организации и даже приняла участие в ограблении банка в Сан-Франциско.

После того как Херст была арестована, сторона обвинения отказалась признавать то, что её подвергли промыванию мозгов. Девушку приговорили к семи годам лишения свободы. Однако спустя два года президент Картер смягчил ей приговор на основании «унижающего достоинство обращения», которое она терпела после похищения.

Педагогика активности

Как учитель поощряет хорошее поведение и конформизм своих учеников? Ответ часто предполагает включение физической активности или спорта в процесс обучения. После активных игр или бега подуставшие дети менее подвержены желанию спорить и вызывать проблемы. Осознав суть данного феномена, создатели некоторых культов задались целью втянуть своих последователей в утомительную деятельность, чтобы иметь возможность контролировать их.

Педагогику активности и просто спорт отличает то, что режим или культ использует в своих корыстных целях повышенное настроение и чувство групповой идентичности, возникающие после физической активности.

Лишение сна и усталость

Сочетание сенсорной перегрузки, дезориентации и лишения сна негативно сказывается на нашей способности принимать правильные решения. Корпорацию "Amway" неоднократно обвиняли в том, что она плохо обращается со своими дистрибьюторами, лишая их отдыха в выходные дни, во время которых они до раннего утра прослушивают лекции в режиме «нон-стоп», а в коротких перерывах – громкую музыку в аккомпанементе с мигающими огнями.

Создатели культов часто используют в сочетании с лишением сна специальные диеты, содержащие пониженное количество белка и других важных питательных веществ. Как результат, члены культа всегда чувствуют себя уставшими и не способны противостоять диктату культовой идеологии.

Критика и самокритика

Во время Корейской войны американские солдаты, попавшие в плен к китайцам, подвергались сеансам «критики и самокритики», во время которых они должны были осуждать своих товарищей, обсуждать собственные ошибки и выражать неуверенность по поводу эффективности капитализма в США. Поначалу военнопленные не воспринимали эти сессии всерьёз. Однако со временем они начали в действительности сомневаться в своём патриотизме и необходимости войны.

Несмотря на некоторые ограниченные успехи, методы промывания мозгов, используемые во время Корейской войны, в целом были не особо эффективными. В конце войны всего 23 американских военнопленных отказались от репатриации. Китайцы перестали использовать метод критики и самокритики за год до окончания Корейской войны.

Бомбардировка любовью

Суть метода «Бомбардировка любовью» заключается в том, что новых или потенциальных членов культа некоторое время щедро одаривают вниманием и окружают заботой. Термин возник благодаря представителям религиозного движения «Дети Бога» и «Церкви Объединения».

Речь идёт о банальной социальной психологии, согласно которой мы склонны отвечать взаимностью на доброту и благородство других. Притворная любовь, поддержка и дружба, проявляемая по отношению к определённым членам культа, предназначена для создания чувства долга, вины и обязательства.

Люди попадают в культы через процесс «размораживания и повторного замораживания». На этапе размораживания потенциальный член культа начинает отказываться от своих старых убеждений и становится открытым к новым идеям. Во время стадии повторного замораживания культ укрепляет в нём это новое мировоззрение. Бомбардировка любовью является ключевым элементом этапа повторной заморозки – новички, которые принимают философию культа, вознаграждаются объятиями и комплиментами.

Мистическая манипуляция

Большинство культов основываются на «мистическом манипулировании», которое заключается в осуществлении лидерами культа контроля над обстоятельствами или информацией, чтобы создать впечатление, будто они обладают сверхъестественной мудростью, божественной милостью или магическими силами. Иными словами, религиозные лидеры позиционируют себя как безгрешных посланников Бога, чьё мнение всегда является верным и правильным, и поддерживают это посредством головокружительных трюков и чрезвычайных ухищрений.

Джордж Роуден, один из претендентов на роль лидера религиозной секты «Ветвь Давидова» (его соперником был Дэвид Кореш), эксгумировал труп, который он хотел вернуть к жизни, чтобы показать свои «некромантические способности». Он предложил своему сопернику сделать то же самое, однако Кореш заявил на него в полицию.

Полиция попросила предоставить его убедительные доказательства. Когда Кореш вместе со своими дружками попытался проникнуть в здание, где Роден держал труп, завязалась перестрелка.

Сам Кореш приписывал себе сверхъестественные способности и доказывал их своим последователям при помощи постановочных трюков.

Злоупотребление судовыми исками

Одержимые властью регулярно подают иски в суд на любого, кто публично критикует их, какой бы банальной ни была критика. Конечно, они могут позволить себе проиграть дело, в то время как обычный человек, подавший иск, часто оказывается неплатёжеспособным. Они просто не способны организовать эффективную юридическую контратаку.

Более того, большинство журналистов боятся осуждать культы из-за постоянной угрозы судебного иска. В 2003 году исследователю Рику Россу удалось получить в свои руки выдержки из документов, принадлежащих NXIVM, организации по самосовершенствованию, которую обвиняют в культовой деятельности. Росс распространил эти отрывки в сети, за что на него подали в суд. Сотрудники, которые покинули NXIVM, также столкнулись с кучей судебных исков.

Саентологи также известны использованием необоснованных судебных исков в качестве давления на оппонентов. Рон Хаббард написал в 1967 году: «Среди критиков саентологии нет ни одного человека, у которого не было бы криминального прошлого». Судебные иски используются для того, чтобы заставить критиков замолчать.

Владельцы американской кабельной и спутниковой телевизионной сети HBO наняли 160 адвокатов, которые должны были представлять их интересы в случае, если бы саентологи подали на них в суд после выхода документального фильма «Наваждение» (2015 год). Церковь, в свою очередь, устроила «жёсткую» кампанию против людей, которые снялись в фильме, и режиссёра Алекса Гибни.

Клише, ограничивающие мышление

Современное Западное общество, через поп-культуру прибегает к «клише, ограничивающим мышление», чтобы добиться власти и полного контроля над людьми. Посредством этих клише «самые серьёзные и сложные проблемы человека превращаются в краткие, сильно упрощённые, категорические фразы». Современные клише просто ограничивают человеческое мышление.

В 1949 году Джордж Оруэлл написал роман «1984», в котором деспотичное правительство создало язык «Новояз» с целью подавления способности мыслить иначе. Современное общество разработало набор фраз, и пользуется им, чтобы примитивизировать понятия и соответственно мышление.

До наших дней самым известным примером клише, ограничивающих мышление, являются фразы, которые говорил на суде нацистский чиновник Адольф Эйхман. В своей знаменитой книге об Эйхмане и «банальности зла» писательница Ханна Арендт пишет, что лидер СС часто употреблял в своей речи штампы и клише. Эйхман повторял, что хотел бы «заключить мир со своими бывшими врагами». Однако Арендт пришла к выводу, что фраза не имела смысла, поскольку он совершенно не понимал масштабы своих преступлений. Арендт утверждает, что во время войны «немецкое общество, состоявшее из восьмидесяти миллионов человек, было ограждено от реальности самообманом, ложью и глупостью».

Материал подготовлен для читателей моего блога сайт

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Тайны человеческого мозга Попов Александр

«Промывка мозгов»

«Промывка мозгов»

Считается, что первым технологию «промывки мозгов» стал использовать Джонатан Эдвардс, основатель христианского движения ривайвализма (от лат. revivo - воскресать). Скорее всего, он случайно изобрел эту технику во время религиозного «крестового похода» в Нортхэмптоне, штат Массачусетс, в 1735 году.

Убеждая собравшихся в том, что они грешники, Эдвардс сопровождал свою проповедь яркими сценами устрашающего характера, постепенно нагнетая напряжение. Так он обнаружил, что способен добиться от своей аудитории полного подчинения. Он сумел смоделировать условия, при которых старые постулаты жизни его слушателей оказались стерты, а их место заняли новые.

«Вы грешники! - проповедовал Эдвардс. - Вы обречены на вечные муки!». В итоге два его слушателя решили покончить с собой. Одного удалось спасти, но соседи «новообращенных» свидетельствовали, что те были настолько потрясены проповедью, что, хотя и обрели «вечное спасение», никак не могли простить себе предыдущей грешной жизни.

Дело в том, что «промывка мозгов» потому так и называется, что все старые убеждения слушающего оказываются стерты, после чего их место должны занять новые. Эдвардс переходил к позитивной программе только в самом конце проповеди, и потому те, кто не дослушал его выступление, оказывались целиком под воздействием негативной программы.

Через четыре года, в 1739-м, еще один ривайвалист, Чарльз Финни, использовал наработки Эдвардса во время проповедей в Нью-Йорке. Технология Эдвардса, разложенная на составляющие и гораздо более тщательно проработанная, применяется и по сей день. Она используется не только в религиозных культах, но и в тренингах по развитию личностных возможностей, в вооруженных силах Соединенных Штатов, в различных бизнес-тренингах, которые добрались нынче и до нас, и еще много где…

Принцип действия этой техники сформулировал академик Павлов, выделив три раздельные и последовательные стадии торможения (состояния, предшествующего гипнозу). Первая - фаза равновесия, во время которой мозг дает одинаковую реакцию и на сильные, и на слабые стимулы. Вторая фаза - парадоксальная, когда мозг начинает реагировать на слабые стимулы сильнее, чем на сильные. В третьей, сверхпарадоксальной фазе, реакции и характер поведения из позитивного превращается в негативный, а из негативного - в позитивный.

На первой стадии манипулятор воздействует на эмоции личности или группы людей, стремясь довести аудиторию до ненормального, повышенного уровня гнева или страха. Способность слушателей рассуждать в таком состоянии снижается, а внушаемость - повышается. Уже на первой мозговой фазе овладеть умами слушателей значительно легче, и можно заменить имеющиеся ментальные программы на новые. В сектах, помимо психологического воздействия, применяется еще и физиологическое: пост, регуляция дыхания, пение мантр, уменьшение количества сна. Также возможно воздействие световыми или звуковыми эффектами, необычным запахом благовоний или даже психотропными веществами.

Если вы хотите увидеть методики современной промывки мозгов на практике, посетите собрание секты или семинар сетевого маркетинга. Правда, этот способ вряд подойдет людям, которые не до конца уверены в своей психологической устойчивости. И там, и там вы увидите почти одинаковую картину: пока люди собираются, играет монотонная музыка, однообразный ритм которой очень близок к ритму сердца. Так что уже на предварительном этапе значительный процент посетителей (а оказываются на таких собраниях люди с внушаемостью выше среднего) впадет в измененное состояние сознания, так называемое состояние альфа. Человек в таком состоянии в двадцать пять раз более внушаем, чем находящийся в здравом рассудке - состоянии бета. Одна и та же музыка (или одинаковый ритм) звучит обычно на всех службах, и пришедшие мгновенно, без перехода, впадают в состояние альфа, подсознательно вызывая в себе те ощущения, которые они испытывали в прошлые разы.

Затем появляется ведущий и начинает лекцию отлично поставленным «голосом-метрономом»: он говорит чуть громче обычного, четко и в определенном ритме. Именно такой способ используют гипнотизеры, вводя пациента в транс: слова произносятся в ритме 45–60 ударов в минуту. При этом ритме речи достигается максимальный гипнотический эффект. В речи ведущего используются яркие, но жуткие образы: он говорит о болезнях, бедности, несчастных родственниках и прочих негативных вещах и событиях.

Затем, когда аудитория «созревает», начинается «позитивная» часть процесса. Ведущий рассказывает о том, как изменится ваша жизнь, если вы приобретете данный продукт (ну или уверуете в бога), как благотворно повлияет на вас этот выбор: вы станете здоровым, богатым и т. п. Потом, зачастую, из зала выходят очевидцы: «Я был очень больным, (бедным, толстым), но стоило мне начать потреблять и продавать этот продукт (или придти в секту), как все сразу изменилось в лучшую сторону!».

Выслушав несколько подобных историй, обычный человек начинает верить в то, что он-то уж точно сможет пустить свою жизнь в такое русло. Тут же к нему подходят помощники ведущего или менеджеры и предлагают или купить то, что было предложено со сцены, или, если это секта, поговорить «более обстоятельно».

В случае с сетевым маркетингом человек после недолгой беседы вынимает кошелек, а потом дома (в этот же вечер или через несколько дней, тут зависит от степени внушаемости) искренне удивляется: зачем же я это сделал, ведь я никогда не умел ничего продавать! С сектой все немного сложнее: человек должен придти еще несколько раз, с каждым новым визитом все сильнее запутываясь в тщательно расставленной «промывателями» мозгов сети. Со временем он становится своеобразным наркоманом, который уже не может, вернее, боится, жить без тех ощущений транса, которые он переживает на собраниях секты.

Друзья, если вы следите за моим фейсбуком, то знаете, что на прошлой неделе меня постигло большое личное горе. Так получилось, что одновременно с этим, я начала 40-дневную программу по “более здоровым” привычкам. И это меня просто спасло! После того, как я поделилась своим опытом, о том, каково это , я продолжала думать о причинах своих неудач.
И тут, в сотый раз проходя мимо студии йоги (хожу там минимум два раза в день, гуляя с собаками) и увидев открытую дверь, я почему-то решила войти. Оказалось, что буквально завтра они начинали эту программу, которая включала в себя “сколько угодно йоги” и групповые встречи. Я восприняла это как знак того, что мне это нужно и на следующее утро в 8 утра (прикиньте, в воскресенье), сидела на коврике в окружении 16-ти человек, моих новых партнеров.

Прочистить мозги

Когда пришла пора рассказать о том, какие у меня цели, сформулировалось что-то типа “Я забыла что такое нормальная еда. Последние полтора года я либо ем куриную грудку и белки, либо страдаю приступами переедания сладостей. Я хочу перефокусироваться с “похудеть” на “здоровые привычки”, прочистить себе мозги и найти единомышленников”. Это все правда. Я считаю “похудеть” ложной мотивацией и спрятала весы. Я хочу наслаждаться жизнью во всей ее полноте – неизвестно, сколько нам всем осталось той жизни и потратить ее на то, чтобы добиться “качества тела” лично мне просто смешно. Я это говорю не потому, что у меня “качество тела” никакое ха-ха-ха)), а потому что считаю, что главное для человека – гармоничное развитие, означающее в первую очередь духовный рост. А уже это должно повлечь за собой хорошие привычки, и не только пищевые.
С чего же начать? Поделюсь тем, что я узнала в первую неделю программы. Выбрасываем всю плохую еду из холодильника и с полок – переработанные продукты, сахар и все, что есть с сахаром, рафинированное масло, зерновые, кроме цельного зерна – тут все понятно.

Едим сезонные фрукты и овощи, фокусируемся на простых рецептах

Подбираем себе чтение, дающее вдохновение – может быть, что угодно. Главное, чтоб задевало, учило хорошему и давало надежду. Тут у всех свои идеи. Многие в нашей группе читают книгу Майкла Сингера “The Untethered Soul” (в русском переводе “Душа освобожденная”), кто-то будет читать “Жития Святых”, кто-то “5 Языков Любви” – это неважно. Просто нужно взять себе за правило читать что-то в таком роде каждый день, уделяя внимание своему внутреннему состоянию, хотя бы одна страница или два параграфа – пусть совсем чуть-чуть, главное – каждый день. Сама я ничего читать не начала в связи с событиями в моей жизни, но обязательно начну.

Обязательно ежедневная медитация – 5 минут утром или перед сном. Этим я занимаюсь почти год и медитировать вошло у меня в привычку. Благодаря медитации, я стала (наконец!) высыпаться – забытое мной за несколько лет расстройства сна чувство! Для рассказа о медитации нужен отдельный пост, но все знают, что мы должны концентрироваться на дыхании – вдох-выдох, вдох-выдох… Это непросто, я по совету моего психоаналитика, использую приложение для телефона. Их не очень много (гораздо больше гипноза), я остановилась на приложении Calm (на английском) оно частично бесплатное, я использую платную версию в районе 15 долларов за 4 месяца (примерно). В приложении собрана медитация на многие случаи жизни – тревога, благодарность, прощение, крепкий сон, вдохновение, концентрация… Есть и 21-дневный курс обучения техникам медитации. Так же можно выбрать как 5-минутную, так и 10-15-20-25-30-минутную программу. Иногда я медитирую сама – концентрируюсь на дыхании и делаю сканирование тела или перебирая четки, говорю мантру (обычно “любовь”).

Ну и глобальная задача – очищение своей жизни. Хотелось бы привыкнуть делать это каждый день. Не захламлять свой дом – меня просто поглотили журналы (стараюсь разбирать 2-3 в день, если что-то интересное, то вырываю, остальное выбрасываю). Разборка шкафов с одеждой – я приехала в Сан Диего с маленьким чемоданчиком и уже умудрилась накупить кучу барахла (и я молчу про косметику, очередной приступ). Некоторым важно разобрать свой почтовый ящик, ответить на письма и удалить ненужное. Конечно же, поддерживать в чистоте свой дом. Весь хлам вне зависимости от того, где он нас поджидает – ото всего, захламляющего нашу жизнь, исходит крайне негативная энергия и если каждый день очищать понемногу, мы станем спокойнее.

Так же я хожу на йогу. На прошлой неделе была 5 раз, постараюсь на этой неделе не меньше.

Конечно, это звучит по-детски: приобрести новые привычки. Но когда ты каждый день не просто выполняешь функции, а делаешь что-то для себя, для своей души и тела, для людей, ты становишься лучше. У меня сейчас очень обостренное чувство жизни, я хочу наполнить смыслом каждый день.

*На всякий случай мелкий шрифт: не упрекайте меня в незнании принципов йоги, я не адепт и не претендую, а всего лишь рассказываю о своем опыте. Надеюсь, это интересно.

Познакомьтесь с основами промывания мозгов нужно хотя бы для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием, поведением, идеями.

Если вы готовы к чему-то, то этого часто просто не происходит.

Для начала определимся с терминами.

Промывание мозгов — это воздействие на человека для того, чтобы он изменил свое мнение, поведения, верования, эмоции, вопреки своей воли и желания, и часто, в ущерб собственным интересам.

Упрощенное определение из википедии.

Промывка мозгов — это воздействие на сознание человека с целью изменить его мышление.

Промывка мозгов, из юридической энциклопедии

ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (англ. brainwashing) - методы и способы воздействия на сознание с целью изменить мышление человека, то, как он думает и во что верит, вопреки его воли и желания.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»).

Из юридической энциклопедии 2015 года:

Так китайцы называли метод воздействия на американских солдат, попавших в плен в Корее и содержавшихся в лагерях, управлявшихся китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. «Красные» китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.

После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло.

Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во время Второй Мировой войны. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.

Основные правила воздействия:

1. Переходить от очевидных утверждений к утверждениям менее очевидным. Если человеку в лоб заявить, что коммунистический режим лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет активно искать аргументы в пользу своих убеждений, его будет трудно переубедить. Начинать надо с тезисов, которые невозможно оспорить. Таких как: «в США есть безработица», «в США огромный разрыв между богатыми и бедными» и т.п.

2. Двигаться маленькими шагами. Никто не призывал американских солдат отрекаться от своих убеждений. Сначала военнопленный должен был согласиться с утверждениями, казалось бы, не имеющими большого значения: «Соединенные штаты несовершенны», «При социализме нет безработицы». После этого военнопленного просили объяснить, почему это так, потом составить список из десяти главных проблем американского общества и т.д.

3. Отсутствие давления при сохранении видимости свободы мнения. Убеждали военнопленных в чем-либо не с помощью насилия, а с помощью дискуссии. Когда пленный был недостаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм.

4. Контроль поведения. Поскольку это был лагерь для военнопленных, все, кто в нем содержался, подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Определенные часы были посвящены критике поведения, привычек и взглядов лично каждого - своего рода сеанс групповой психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе целый набор новых для себя ощущений.

Бывший военнопленный, один из тех, на ком была проработана технология промывки мозгов, так описал свои ощущения: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным - все будут смотреть на меня, как на преступника».

Книга «Промывание мозгов в красном Китае»

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

Правда: если вы знаете истину и реальные законы почему, что и как происходит, вам очень тяжело навязать ложную точку зрения.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

Правда:когда орет толпа это уплотняет смысл произносимого — вот, смотрите, все говорят.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям. У него будет иллюзия, что вы думаете также как и он.

Правда: не ведитесь на этот прием манипуляции.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

Правда: из врага иногда можно сделать друга. Ну или просто перестать враждовать. И для вражды всегда должен быть третий, кому это выгодно .

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

Правда: если есть два варианта и они оба вас не устраивают, ищите третий.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте, что небо красное до тех пор, пока все не признают этого.

Правда:это просто продавливание. Не стоит вестись на это.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

Правда: существует тысячи оттенков серого, белого, черного. И нужно видеть в них различие.

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Или просто убедите всячески избегать опасности и не смотреть туда — там опасно.

Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

Правда: не доверяйте тем, кто пытается убедить вас в том, что «там» опасно. Обычно все сильно преувеличено. Разберитесь сами, посмотрите, взвесте все независимым взглядом.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики. Завалите человека логическими аргументами.

Правда: истина проста. Ищите истинную причину поведения или происходящих вещей.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

Правда: изучайте разные точки зрения и основные законы жизни. Тогда вы сможете видеть истину.

Многие из этих приемов очень хорошо показаны в книге Джорджа Оруэла « », но об этом ниже.

Результат промывки мозгов

Результат промывки мозгов всегда один: человек не хотя, не осознанно изменил свое мнение так, как нужно было промывателям.

И высшее искусство — это когда «2 ⋅ 2 = 4» становится равным 5.

В противовес, другой метод. Предоставляются данные, законы жизни, которые приводят человека к другому видению мира, мироощущению. Но это основано на понимании жизни и ее законов. И человек тут свободен отказаться от идеи — прежде, чем он ее принимает он соотносит ее со своей жизнью, опытом. Если это правда, то он «берет это себе». По сути это — обучение.

Программа промывки мозгов от доктора Шейна

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Как противостоять промывке мозгов

Один из простых способов. Как только у вас возникают подозрения, что происходит что-то не так, вы можете взять лист бумаги и зафиксировать основные свои идеи, принципы, на которые идет атака. Опишите их, а также то, почему вы их приняли для себя.

Каждый день воскрешайте в памяти свое изначальное понимание ситуации. Это поможет вам удержать свое видение жизни, даже если вы находитесь под давлением.

Фильмы, которые стоит посмотреть

Посмотреть, но не подражать. Помните о законе бумеранга

Но, лучше знать и быть готовым к применению к вам таких технологий манипуляции, чтобы не вестись на удочку. Фильмы определенно относятся к категории 18+. Прочем фильм «Пила» гораздо страшнее и жестче.

Заводной апельсин

«Заводной апельсин» (или «Механический апельсин» — англ. A Clockwork Orange) - фильм 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика.

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

«Заводной апельсин». На малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» - «апельсин». Робот.

Подробнее о фильме «Заводной апельсин» на кинопоиске

Джордж Оруэлл, «1984»

Писатель Джордж Оруэлл закончил работу над своей главной книгой в 1948 году. Название романа « » — это скрытая отсылка к дате его создания (две последние цифры меняются местами).

Роман был написан в первые послевоенные годы, когда вся Европа пережила ужасы нацизма. В первую очередь писатель на страницах «1984» продолжил развивать те идеи, которые он положил в основу другой своей знаменитой повести — «Скотный двор », написанной несколько раньше.

Формулой свободы личности в книге становится формула «2 ⋅ 2 = 4», как символ здравого смысла: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре».

Но в конце «2 ⋅ 2» становится равным пяти. Это книга достойна прочтения.

Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре

StarCraft

Видео об истории мира StarCraft. Хоть это и фантастика, но вполне подходящий пример использования «промывки мозгов»:

3 средства от беспомощности

Полезная статья от Елизаветы Мусатовой

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги - удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие - даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию -
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней - депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля - все равно».

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.
Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно - это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу - и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности - маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее - вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей - все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание - там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье - новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.
Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C - Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

Итог

Теперь вы знаете, что и как с промыванием мозгов. Это — манипулирование людьми.

А манипулировать, по словарю, значит: скрыто управлять кем-либо против его воли. Более подробно о манипулировании можно прочитать .

И не забывайте поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Не забывайте про закон бумеранга : сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.

Использовались материалы:

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации