Перестройка в ссср и ее основные итоги. Причины провала перестройки

Последствия перестройки в СССР кратко

В 1985 году, когда новоизбранный Генеральный Секретарь Михаил Горбачев объявил о переходе на новую политику, общество снова ощутило эйфорию и жажду позитивных перемен. Тогда казалось, что в государстве общественные отношения выйдут на качественно новый уровень. Появилось такое явление, как политическая демократия. Экономика перестала быть под полным государственным контролем, началось зарождаться частное предпринимательства, а активная трудовая деятельность стала поощряться. Однако чтобы понять, какой характер могли носить итоги Перестройки в СССР , кратко описанные в этом разделе, достаточно будет упомянуть, что Хрущев, проводя Перестройку, решил сохранить свойственные строящемуся социализму социальные отношения.

Последствия Перестройки в СССР кратко можно оценить как катастрофичные для всего государства. Провозглашенные перемены не вышли за пределы бумажных документов. Составленная правительством программа не подразумевала установление механизмов, которые позволили бы реализовать поставленные задачи. Если в начале Перестройки население поддалось пропаганде, и восприняло идею с энтузиазмом, то впоследствии стало появляться все больше сомнений в состоятельности Коммунистической Партии - люди перестали верить, что она сможет изменить ход событий. Достаточно быстро люди поняли, что властные действия слишком далеки от реформации общества и экономики. В высших кругах началась борьба за власть, а в стране был существенно подорван производственный потенциал, сельскохозяйственный сектор стал менее эффективным, научный и технический прогресс остановился. К началу нового десятилетия индустриальная экономика государства, прежде державшаяся на денежных поступлениях от продажи нефти, была почти уничтожена.

Социальный статус работника попал под сомнение, а система контроля над всеми сферами экономики перестала функционировать. Подводя итоги Перестройки в СССР, кратко нужно упомянуть «заслуги» номенклатуры Советского Союза. Ее представители начали активное разделение собственности, дело доходило до открытых попыток осуществления государственного переворота. Разгромленный Центр уже не мог управлять огромным государством, и местные власти многих советских Республик, подбодренные всплеском националистических движений (не путать с нацистскими), начали действия, направленные на отделение от центра, которое завершилось развалом Советского Союза.
При этом изменения в самой стране проходили не естественным, буржуазно-демократическим путем. Говоря про негативные последствия перестройки в СССР кратко, основную вину можно возложить именно номенклатуру, действия которых привели к криминально-бюрократическому переходу в новое состояние. Если отделившиеся союзные республики, в основном, развивались своим путем, и столкнулись со специфическими кризисными ситуациями, то в центре Союза, на территориях, принадлежащих современной России, лишь спустя год после развала Союза стали сказываться такие негативные последствия Перестройки, как ослабшая эффективность производства, техническая отсталость. Кроме того хозяйская деятельность практически ничем не стимулировалась, финансовая система была дестабилизирована. Дефицит товаров, начавшийся в конце 90-ых годов, усугубился. Россия лишь спустя десятилетие начала оправляться от тех последствий, которыми по ней ударила Перестройка. Поэтому не удивительно, что к этой политике сегодня многие относятся крайне негативно. Хотя на самом деле корень проблем следует искать еще во времена брежневского застоя - именно тогда пассивная власть, пользуясь «нефтедолларами», и не желая модернизировать экономическую систему, способствовала развитию негативных тенденций, которые спустя годы так больно ударили по СССР и по странам, ставшим самостоятельными после его развала.
Среди прочих последствий Перестройки выделяется разрушение промышленности и аграрного потенциала. Кроме того, России пришлось создавать новые пути снабжения, поскольку инфраструктура, предусматривающая транспортную связь по всему СССР безо всяких границ, стала неэффективной. В этот период было прекращено производство отечественной бытовой техники и электроники, которое так и не было налажено вновь. Научный и технический прогресс остановился. Инвестирование во все отрасли государства замедлилось. Наукоемкие производственные объекты были закрыты, научно-исследовательская деятельность замедлилась, а из страны начался отток специалистов.
Таким образом, Перестройка практически добила ослабший Советский Союз, по одному из самых мощных государств в мире был нанесен сокрушительный удар изнутри, несмотря на то, что коммунистическая партия всегда предписывала искать врагов снаружи, из-за чего в стране развилась ксенофобия.

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО "ПЕРЕСТРОЙКИ"

Предпосылки коренных преобразований. К концу жизни Брежнев все больше стал перепоручать вопросы государственного управления ближайшим соратникам - главе КГБ Ю. В. Андропову, министру обороны Д. Ф. Устинову, секретарю ЦК К. У. Черненко и министру иностранных дел А. А. Громыко. В условиях почти постоянного отсутствия угасающего вождя на рабочем месте все ключевые решения принимались этими людьми с молчаливого согласия других членов Политбюро.

Отсутствие экономических стимулов к труду, разорительная гонка вооружений, огромные расходы на войну в Афганистане, нарастающее отставание от Запада в научно-технической сфере делали необходимым проведение экономических преобразований.

Разрыв между официальными лозунгами и реальной жизнью советских людей, растущее недоверие к коммунистической идеологии, падение жизненного уровня, отсутствие элементарных продуктов питания никак не согласовывались с обещанием Программы КПСС о построении коммунизма в СССР к 1980 году.

Война в Афганистане и размещение Соединенными Штатами ядерных ракет средней дальности в Западной Европе окончательно покончили с периодом разрядки международной напряженности. Значительно возросла угроза мировой войны.

Все это вызывало недовольство и тревогу в советском обществе. Руководителям государства необходимо было серьезно скорректировать как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Начало перемен. Ю. В. Андропов, пришедший к власти после смерти Брежнева в ноябре 1982 г., являлся типичным представителем "просвещенного тоталитаризма". Он был широко образован, от природы наделен теми качествами, которые притягивали к нему людей. Обладая незаурядным умом и политической одаренностью, Андропов был одним из немногих высших руководителей страны, известных своей скромностью, личным бескорыстием, даже аскетизмом. Он умел располагать к себе собеседника; писал прекрасные лирические стихи. Все это не мешало ему быть типичным представителем плеяды лидеров, воспитанных на марксистско-ленинских догматах. Андропов был весьма жестким человеком, для которого в принципиальных вопросах не могло быть уступок. В то же время, как и многие другие представители его поколения, несмотря на способность самостоятельно мыслить, он был порой неуверен в себе и даже боязлив в решении ряда политических проблем. В этом, видимо, заключалось главное объяснение той легкости и быстроты, с которыми Андропов мог идти на достаточно серьезные компромиссы. Неплохо разбираясь в людях, он, тем не менее, окружал себя далеко не самыми честными и способными из них. Оправдывалось это чаще всего все теми же тактическими соображениями и компромиссами.

Из состава ЦК при Андропове были выведены наиболее одиозные фигуры. Началась первая волна обновления кадров высшего звена. В числе членов Политбюро, укрепивших свои позиции при Андропове, был и М. С. Горбачев. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение прежних позиций. Лейтмотивом изменений и умеренных реформ, предпринятых Андроповым, стал девиз: "Так жить нельзя!"

Придя к власти уже совсем больным человеком, Андропов сумел вызвать к себе большое доверие и уважение в народе и оставил о себе славу реформатора. В одном из первых выступлений он честно при­знал наличие многих нерешенных проблем.

В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов умер, и главой КПСС и страны стал 73-летний К. У. Черненко. Человек старый и больной, он большую часть времени проводил на лечении или отдыхе. Несмотря на то, что в целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление Черненко не замедлило, а, наоборот, ускорило ее агонию и крах.

Курс на "ускорение социально-экономического развития" страны. М. С. Горбачев родился в 1931 г. в сельской семье на Ставрополье. С 15 лет он начал трудовую деятельность механизатором МТС. В 1955 г. поступил на юридический факультет МГУ. Настоящим потрясением для молодого студента явилось развенчание "культа личности" Сталина на XX съезде КПСС. Правда, Горбачев тогда еще не думал о критике самой системы. После окончания МГУ он перешел на комсомольскую, а затем и на партийную работу. В 1970 г. Горбачев стал секретарем Ставропольского крайкома партии и через год был избирай в состав ЦК КПСС. Своей карьерой он был обязан не только личным качествам (целеустремленности, напористости, высокой работоспособности), но и поддержке своего бывшего начальника и наставника - члена Политбюро и секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова. После его внезапной смерти в 1978 г. по неписаным законам партийно-номенклатурных передвижений именно Горбачев был назначен на пост секретаря ЦК по вопросам сельского хозяйства. С этого момента начался его путь к креслу лидера страны. В 1980 г. он стал самым молодым членом Политбюро. По поручению Андропова Горбачев занимался не только сельским хозяйством, но и широким кругом вопросов внутренней и внешней политики. Смерть Андропова сделала его фактически вторым человеком в партии и неизбежным кандидатом на пост генсека.

После смерти престарелого вождя в марте 1985 г. Горбачев был единогласно избран генеральным секретарем ЦК, одновременно став Председателем Совета обороны, и провозгласил начало "перестройки".

Единогласная поддержка была оказана ему высшими партийными руководителями потому, что, с одной стороны, необходимость перемен была очевидна и им, а с другой - они справедливо полагали, что выдвиженец Андропова продолжит начатую им линию. Поначалу так мыслил и сам Горбачев. На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС он выдвинул задачу "ускорения социально-экономического развития страны". Решить ее он собирался с помощью не только укрепления дисциплины, но и развития новых форм труда, опираясь на "человеческий фактор".

Антиалкогольная кампания. Первым практическим шагом нового руководства в обновлении общества стала начавшаяся в мае 1985 г. борьба с пьянством и алкоголизмом. Предполагалось в течение пяти лет вдвое сократить производство алкоголя, а также почти в 15 раз сократить сеть магазинов, торгующих этой продукцией. Эти показатели, однако, как и в пору других кампаний, были выполнены гораздо раньше - всего за год. Власти с удовлетворением констатировали "оздоровление образа жизни" советских людей, ссылаясь на сокращение производства и продажи водки и вина.

На деле же последствия антиалкогольной кампании нанесли огромный вред всем - и государству, и населению. Госбюджет недосчитался за первые три года этой кампании почти 67 млрд. рублей (около 111,6 млрд. долларов по официальному курсу). Сокращение производства алкоголя на 80% восполнило подпольное самогоноварение. Резко сократились запасы сахара, на который были даже введены талоны. В южных районах страны были вырублены уникальные виноградники. В 2,5 раза выросло количество наркоманов и токсикоманов среди молодежи.

Вскоре стало понятно, что кампания провалилась. Это было первое крупное поражение курса Горбачева, которого в бесконечных очередях за вином стали именовать "минеральным секретарем".

"Новая редакция" партийной программы. При отсутствии экономических стимулов к труду власти стремились пробудить в людях желание участвовать в изменении общества. А это требовало обновления обветшалой партийной идеологии.

В 1986 г. состоялся очередной, XXVII съезд КПСС. В числе традиционных вопросов он рассмотрел и проект "новой редакции" партийной программы. В его обсуждении приняли участие более 20 млн., а изменения по самому тексту предложили более 6 млн. человек.

Задача построения коммунизма была объявлена "несвоевременной" и отнесена на неопределенный срок (по существу, снята). В качестве главной партийной задачи теперь значилось "совершенствование социализма". Более общими, неконкретными стали и партийные установки. Единственным конкретным положением стало обещание обеспечить отдельными квартирами все советские семьи к 2000 году. Предполагалось также развивать функции трудовых коллективов в качестве "первичных ячеек прямой демократии". Но как было возможно сделать это при сохранении традиционной экономической системы (основанной на их бесправии), оставалось непонятным. Провозглашалась задача технической реконструкции экономики и перевод ее на интенсивные рельсы. Но никто не разъяснял, как и что нужно было сделать для этого. Впервые была поставлена задача "расширения гласности" в жизни общества и развития демократических институтов.

Тем не менее именно в проекте новой редакции партийной программы была сделана первая попытка сформулировать само направление тех перемен, которые собирался осуществлять Горбачев.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию , командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны.

СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий.

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведённого продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса.

Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества.


Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.

Цели перестройки.

Основой экономических программ стала стратегия ускорения, то есть использование всех резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить выпуск машин и оборудования. Однако о создании новых экономических стимулов для улучшения работы предприятий речь не шла. Поставленные цели планировалось достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей предприятий за хозяйственные нарушения.

Вводилась система государственной приёмки - вневедомственного контроля за качество выпускаемой продукции. Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое называло себя «детьми ХХ съезда». Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся ситуации.

Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в рамках сложившейся системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР . Этой точки зрения придерживался в то время и М.С. Горбачев.

Таким образом, для укрепления позиций страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике. Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.

Итоги перестройки.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики.

Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом.

Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом.

В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к распаду СССР.

  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.

    В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

    Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

    Причины перестройки:

      Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

      Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

      Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

      Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

      Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

    Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

    В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С.Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

    В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

    Началась борьба с «нетрудовыми доходами». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

    В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

    К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

    После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславская представили хороший п роект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

      Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

      Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

      Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

      Отказ от монополии внешней торговли.

      Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

    Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

    Посмотрим, какие же законы были приняты.

    В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

    С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

    Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

    В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

      Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

      Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

      Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

      Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

      Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

    По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

    В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности, и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

    В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка, в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

    У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки:

      Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

      Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

    Перестройка (1985 – 1991 ) – период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные перемены в жизни советского общества, их результатом стал отказ от коммунистического пути развития и распад СССР. Существует и иное определение: экономическая политика, направленная на ликвидацию застойных явлений в экономике (дефицит товаров, незаинтересованность в труде).

    Причины перестройки в СССР.

    Системный социально-экономический кризис, вызванный гонкой вооружений во внешней политике СССР, финансовая зависимость стран социализма от советских дотаций. Нежеланием менять командно-административную систему хозяйствования в соответствии с новыми условиями - во внутренней политике («застой»). Старение советской элиты; всевластие номенклатуры; жесткая централизация производства; дефицит товаров как широкого потребления, так и товаров длительного пользования.

    Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества. Эти перемены стал олицетворять М. С. Горбачев, ставшим генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года.

    Ход событий.

    Можно выделить ряд процессов, которые получают своё воплощение в эпоху перестройки в СССР . Первый из них – гласность. Гласность проявилась в ослаблении цензуры, в легализации плюрализма , когда в политике стали признаваться альтернативные, другие точки зрения на развитие СССР. Стало возможно беспрепятственное обсуждение политической, социально-экономической и культурной жизни страны. Следствием гласности стало появление множества партий-однодневок, альтернативных изданий и пр.

    Гласность привела к тому, что в марте 1990 г. была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Это привело к расколу КПСС на ряд партий. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая, партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РКП). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономической жизни.

    Следующий процесс – ускорение социально-экономического развития . Суть его была озвучена на апрельском пленуме ЦК КПСС в 1985 году. Ускорение понималось как большая интеграция науки и техники, децентрализация управления в экономике, развитие частного сектора экономики при господстве пока что государственного сектора.

    В сущности, речь шла о замене командно-административной системы хозяйствования смешанной. Ускорение привело к появлению законов «Об общих началах предпринимательства в СССР», «О кооперативах», «О государственном предприятии». Однако к ожидаемому эффекту эти меры не привели.

    Во внешней политике перестройка привела к так называемым «бархатным революциям» .Гласность и ослабление цензуры вскрыли не только социально-экономические проблемы и противоречия внутри лагеря социализма, но и рост националистических настроений в странах этого лагеря.

    В 1989 году рухнула Берлинская стена, Германия стала объединяться в одно государство. Завершилась Холодная война. В странах, где были социалистические режимы возникают режимы либерально-демократические, происходит рывок к рыночным и смешанным системам хозяйствования. Лагерь социализма окончательно распался в 1989-90 годах, когда страны соцлагеря объявили себя суверенными, возникает явление «Парад суверенитетов» .

    В 1990 году Ельцин становится главой РСФСР. 12 июня 1990 года – декларация о суверенитете РСФСР. Отныне Россия в независимой политике от других республик. 12 июня 1991 год – первые выборы российского президента. Ельцин переименовывает РСФСР в РФ. Возвращаются старые символы: трехцветный флаг, герб. Происходит суверенизация России (идет подготовка к будущей конституции РФ). Россия становится примером для других республик. В каждой республике появляются президенты, свой парламент (Съезд народных депутатов), верховный совет (правительство). Некоторые страны (Прибалтика) открыто заявили о выходе из состава СССР. Их объединяет критика Горбачева, его политику не воспринимают. Появляются антикоммунисты или, как они сами себя назвали, «демократы». Коммунистические партии были во всех республиках, появилось 15 государств. Конституция СССР не действовала. Горбачев предпринимает попытки силового воздействия на республики ради сохранения СССР, но ему это не удалось. Горбачев решает придумать новый советский договор. В марте 1991 года он проводит референдум и там поднимается вопрос о сохранении СССР. Более 76% населения проголосовало за сохранение Советского Союза, но в обновленном виде. В некоторых республиках референдума не было (Латвия, Литва, Эстония и Грузия).

    В апреле 1991 года состоялась встреча президентов в Ново-Огареве (Подмосковье). На этой встрече было принято образовать новый союз из 9 республик (Украина, Белоруссия, Россия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан), чтобы составить новый союзный договор. Его подписание назначено на 20 августа 1991 года . Но план сорван из-за августовского путча. Советские консерваторы задумали с помощью государственного переворота вернуться к прежнему Советскому Союзу (Янаев(вице-президент СССР), генерал Пуго (министр внутренних дел), Язов (министр обороны), Крючков (председатель КГБ)). Эти люди создали ГКЧП.

    19 августа - Горбачев арестован в Форос. В стране объявлено, что Горбачев из-за болезни не может исполнять свои обязанности, вместо него президентом становится Янаев. Были перекрыты все выходы из Москвы. Телевидение и радио были захвачены. Работал только один канал и многократно показывал балет и Лебединое озеро. По телевидению выступил Янаев, который провозгласил указ о ведении ЧП страны на 6 месяцев. В Москву вводятся войска, деятельность всех партий запрещена, проводить митинги и забастовки запрещено. Сопротивление путчу возглавил Ельцин. Он объявил, что действия ГКЧП незаконны, требовал вернуть Горбачева, призвал к всеобщей забастовке и к обороне белого дома (здание, где находился верховный совет РСФСР). В ночь на 20 августа путч сорван.

    Это привело к смене общественного строя в нашей стране. Распад СССР произошел в декабре 1991 г., в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей трех суверенных государств: России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

    25 декабря 1991 года М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий президента Советского Союза. Союз Советских Социалистических Республик официально перестал существовать.

    Итоги перестройки в СССР.

    1. Ослабление командно-административной системы хозяйствования и попытка ее трансформации привели к взрыву политических, социально-экономических и националистических противоречий, которые формировались на протяжении всего предыдущего развития СССР.

    2. Гонка вооружений и другие указанные выше предпосылки привели к неконтролируемым процессам во внутриполитическом развитии СССР.

    3. Все эти факторы привели к распаду СССР. Американский президент Рональд Рейган стал называть СССР - «империей зла».

    В стране давно назревал системный кризис, и он проявился. По мнению некоторых историков, причины распада СССР были заложены ещё при И.В. Сталине, когда люди были приучены повиноваться центру, который должен был иметь 90% власти и 100% авторитета. Не вина дальнейших лидеров СССР, что его у них не было.

    © 2024 ongun.ru
    Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации