Для работы важно использовать качественный инструмент: с таким и работать приятнее, и неисправности у него возникают значительно реже. Но всё-таки когда происходят поломки, нелишним будет знать, как их можно исправить самостоятельно.
Перфоратор – это тот инструмент, который всегда пригодится в хозяйстве. Он используется для бурения и сверления отверстий, незаменим для владельцев жилья, сделанного из железобетонных конструкций, так как дрель в таких условиях может оказаться бесполезной.
Для того чтобы самостоятельно починить перфоратор в случае поломки, нужно знать его устройство. И хотя есть несколько видов перфораторов, разные модели могут отличаться набором функциональностей или мощностью, но по конструкции и принципу действия они сходны.
Перфоратор состоит из:
Выбирать тип и марку перфоратора нужно, отталкиваясь от того, где и как часто будет применяться инструмент. Во всяком случае, лучше, чтобы он был качественным, тогда и поломок можно будет избежать. Однако важно знать признаки, по которым можно определить, что электроприбор скоро выйдет или уже вышел из строя. Эти признаки следующие:
Одна из частых поломок, с которой сталкиваются владельцы перфораторов, – это выход из строя патрона . Для того чтобы его разобрать, потребуется такой инвентарь: отвёртка, молоток, плоскогубцы и рожковый ключ.
Для начала необходимо на торце найти резиновую муфту и снять её и стопорное кольцо. После этого откроется доступ к рабочей муфте, которую нужно сместить и снять ещё одно стопорное кольцо. Для разжимания колец можно воспользоваться плоской отвёрткой. Следующим шагом будет извлечение пружины и фиксирующих шариков. Теперь нужно снять патрон, для этого можно воспользоваться тисками и зажать в них патрон, взять рожковый ключ и за лыски вращать шпиндель.
В случае, если при работе с перфоратором слетел патрон, это может означать, что корпус патрона в месте крепления пришёл в негодность. Для устранения данной проблемы достаточно заменить стопорное кольцо новым.
Бывают случаи, что во время использования из патрона вылетает бур . Тогда нужно разобрать патрон и определить, что могло стать причиной. Следует обратить внимание на следующие детали: шарики, ограничительное кольцо и фиксирующую пружину. Если какая-то из них испорчена, то нужно заменить её, тогда проблема решится.
Если при разборке патрона стало ясно, что внутренний цилиндр пришёл в негодность, то патрон нужно заменить полностью, так как он не подлежит восстановлению. В этом случае можно достать из старого все детали, которые ещё не износились, они могут пригодиться в дальнейшем, если в новом патроне износятся какие-то из этих составляющих.
После ремонта важно первое время при работе не давать сильных нагрузок, чтобы проверить работоспособность инструмента.
Если неисправность перфоратора связана не с патроном , а с его механической или электрической частью, то потребуется произвести полную разборку инструмента для выяснения причины поломки.
Для разборки можно ознакомиться с инструкцией или технической документацией к конкретной модели, однако следует знать, что стандартно механическая часть находится за патроном, а электрическая следует за механической. Для начала необходимо будет воспользоваться отвёрткой или шуруповёртом и выкрутить шурупы, на которых держится пластмассовый корпус. Количество шурупов зависит от модели. Провода, которые есть в наличии, аккуратно отсоединяются. Важно при разборе запомнить или записать последовательность соединения деталей, чтобы в дальнейшем не возникло проблем со сборкой. Обязательно следует ознакомиться с инструкцией, чтобы знать, где какие детали расположены, и их правильные названия.
Одной из часто встречающихся неисправностей бывает искрение щёток . Зачастую это происходит из-за износа самой детали, поэтому для устранения этой проблемы их нужно заменить на новые.
Ещё может возникнуть необходимость в снятии переключателя режимов работы, для этого нужно установить его в положении «удар» (чтобы стрелка указывала на изображение молотка) и повернуть его дальше ещё примерно на один сантиметр. Далее из гнезда освобождается рычаг и вытягивается на себя.
Если во время работы корпус перфоратора сильно нагревается, то, возможно, во-первых, не соблюдён режим эксплуатации, а во-вторых, причина может крыться в неисправности электродвигателя.
В случае если было определено, что поломка связана с электродвигателем , следует заняться его разборкой. Для этого нужно, следуя инструкции, определить, где находится электромотор, и отсоединить его корпус от редуктора. Понадобится открутить скрепляющие их шурупы. Из направляющей втулки вынуть ротор мотора, после чего станет возможным полный осмотр деталей электродвигателя.
Вооружившись мультиметром, можно проверить обмотки медного проводника, и если будет определено межвитковое замыкание, то придётся заменить якорь на новый. Нелишним будет проверить, не повреждена ли изоляция, и если такая проблема выявлена, то устранить её.
Иногда возникает необходимость в смене подшипников . Во время осмотра можно заметить, что если его прокрутить вручную, то он может издавать странные звуки типа треска или хруста. Это означает, что подшипник нуждается в замене. Для этого можно использовать специальный съёмник, он состоит из винтовой части и части, которая приспособлена для захвата гильзы подшипника. После демонтажа требуется установка нового подшипника, для этого обычно пользуются молотком из резины или дерева, лёгкими ударами которого нужно поставить подшипник на своё место. Важно не прилагать чрезмерных усилий, чтобы ось подшипника не сместилась относительно оси вала.
Также может возникнуть необходимость в замене кнопки пуска, для этого сначала снимается крышка, которая является корпусом для защиты внутренних деталей перфоратора. После этого контакты проводников, которые подключены к кнопке, отсоединяются, а сама кнопка вытаскивается из посадочного места. Теперь остаётся взять новую кнопку и произвести все вышеуказанные действия в обратном порядке.
Как видим, осуществить ремонт перфоратора своими руками – задача, с которой может справиться любой, главное - разобраться с устройством этого полезного в домашнем обиходе инструмента и следовать инструкции. А чтобы свести вероятность появления поломки к минимуму , требуется соблюдать некоторые правила:
К слову, отсутствие или недостаток смазки является довольно частой причиной поломки перфоратора. В инструкции к прибору должно быть указано, какие именно места и детали необходимо смазывать, а какие нет. Важно знать, что для редукторов должна использоваться жидкая смазка, которую нужно залить в специально предназначенное для этого отверстие, для остальных деталей можно использовать смазку более густую.
Благодаря соблюдению этих простых правил инструмент будет служить долго, а риск возникновения неисправностей будет сведён к минимуму . Но если всё же появится какая-либо неисправность, то, следуя рекомендациям выше, вы устраните её без труда.
Часто бывает так, что необходимо выполнить ремонт перфоратора. Следует знать, что это можно сделать и своими руками, если разобраться в конструкции.
Перфоратор по сравнению с дрелью, которая снабжена ударной функцией, обладает гораздо большей надежностью.
Каждый человек, который хотя бы раз работал с перфоратором, знает, насколько тяжело использовать данный инструмент. Владелец такого дорогостоящего инструмента хочет, чтобы устройство было качественным и выполняло свою работу на 100%. Стоит понимать, что от крупных поломок может уберечь правильное использование приспособления. Важно своевременно производить ремонтные работы. Малейший сбой должен стать причиной для беспокойства и подготовки к проведению ремонта.
Сбои могут быть следующими:
Принцип работы перфоратора заключается в том, что электродвигатель придает вращательное движение подшипнику, который преобразует это движение в поступательно-вращательное. Инструмент устроен так, что энергия за счет подушки воздуха будет передаваться поршню, который сможет передать энергию удара на бур.
Если какая-либо из вышеперечисленных проблем появится, то это значит, что инструмент понадобится отремонтировать. Данный процесс требует внимания, определения точной причины неисправности и знания, как ее устранить. Чтобы определить проблему, надо ознакомиться с конструкцией инструмента. Основные элементы перфоратора можно увидеть.
Следует понимать, что если перфоратор сломался, то самый простой способ — отнести его на ремонт в какой-либо из сервисных центров. Однако недостаток этого способа в том, что он требует больших временных затрат. Если знать, как разбирается инструмент, то работы по ремонту можно выполнить самостоятельно. Также можно будет сэкономить деньги, так как исключаются затраты на оплату услуг сервисных центров.
Разборка перфоратора выполняется следующим образом:
Когда перфоратор будет разобран, понадобится прочистить корпус, при этом не имеет значения, какая поломка произошла. В некоторых случаях мешают конструкции нормально функционировать грязь и пыль.
Элементы, которые нужны для выполнения ремонта:
Если знать устройство перфоратора, то можно с легкостью заменить сломавшуюся деталь. В большинстве случаев ремонт данного инструмента сводится к замене элементов, которые вышли из строя. К ним можно отнести:
Неисправности профессиональных устройств могут быть сложными. С некоторыми из них способны справиться исключительно высококвалифицированные специалисты. Часто встречаются такие проблемы: пробой обмотки, перемотка якоря и стартера. Данные неисправности возникают из-за пыли. Ремонт заключается в чистке и замене элементов. Время от времени нужно производить профилактику — раз в 2 недели рекомендуется прочищать приспособление. Особое внимание надо уделить выбору смазки.Если в наличии нет подобной смеси, то можно использовать масло для дизельных двигателей.
Другая причина поломки — износ щеток. Заменить их очень просто: следует разобрать перфоратор по схеме, которая была описана выше, найти изношенные щетки и установить на их место новые. Понадобится точно определить, какие из них подходят. Щетки могут быть угольными, графитовыми или угольно-графитовыми. Графитовые имеют долгий период службы, однако из-за твердости материала может повредиться коллектор. Угольные приспособления имеют непродолжительный период службы, однако отличаются хорошим контактом с другими элементами перфоратора. Если денежных средств, которые есть возможность выделить на замену щеток, не очень много, то рекомендуется использовать угольно-графитовые щетки.
Могут быть проблемы и с механическими деталями приспособления. Каждое устройство оснащается режимами переключения, которые часто выходят из строя. Чтобы устранить неполадку, нужно разобрать перфоратор, найти поврежденные элементы и заменить их. Важно лишь купить детали, которые соответствуют имеющемуся устройству. Такая же проблема может быть с патронами, которые подвергаются большим нагрузкам. В качестве профилактических мер можно промывать детали солидолом, чтобы защитить их от пыли и грязи. Если патрон неисправен, понадобится его заменить.
Чтобы определить причину поломки, нужно произвести разборку патрона. Разбирать нужно следующим образом:
Проблемы с патроном могут быть следующими:
Сборка патрона происходит в обратном порядке. В завершение нужно смазать конец бура.
Также может сломаться переключатель. Для его ремонта нужно разобрать деталь. Делается это таким образом:
Чтобы диагностировать поломку, нужно выполнить такие действия:
Профилактика является единственным методом, который позволит избежать большинства проблем в процессе работы инструмента. Большинство неисправностей перфоратора можно ликвидировать самостоятельно, однако если проблема не относится к тем, которые были описаны выше, то рекомендуется доверить проведение ремонтных работ специалистам.
Различные модели перфораторов имеют конструктивные особенности, отличающие их друг от друга - в зависимости от фирмы-производителя, мощности и функциональности инструмента. Однако, несмотря на эти отличия, все перфораторы содержат одни и те же узлы и системы, обеспечивающие выполнение их главной функции. К основным узлам перфоратора относятся: электродвигатель, редуктор, ударный механизм и патрон. Кроме этого, имеются вспомогательные системы и механизмы, расширяющие возможности перфораторов или делающие их эксплуатацию более удобной и безопасной - антивибрационная система, устройство "вариолок" (Vario-Lock - механизм фиксации инструмента в определенном положении), механизм ограничения глубины сверления, система удаления пыли, механизм переключения режимов работы и пр.
Горизонтальная схема размещения применяется, как правило, в легких перфораторах, вертикальная - в средних и тяжелых. Однако бывают и исключения. Тяжелый перфоратор Metabo KHE 96 при весе почти 12 кг имеет горизонтальное расположение двигателя.
Инструмент с горизонтальной компоновкой более компактен и удобен для работы в узких местах. Однако эта конструкция характеризуется повышенной ударной нагрузкой на двигатель и несколько худшими условиями его охлаждения.
Вертикальная компоновка обеспечивает лучшие условия работы двигателя (снижение ударной вибрации и эффективное охлаждение), а также более широкую амплитуду движения поршня и бойка благодаря возможности использовать вместо качающегося подшипника кривошипно-шатунный механизм с увеличенным ходом поршня.
Перфораторы с вертикальным расположением двигателя способны переносить более интенсивную работу, чем модели с горизонтальной компоновкой.
Различают два основных варианта исполнения ударного электропневматического механизма - с использованием качающегося ("пьяного") подшипника или кривошипно-шатунного механизма. Первый вариант применяется для легких и, частично, средних перфораторов, второй - для средних и тяжелых.
На рисунке ниже представлена схема перфоратора легкого типа. Его ударный механизм состоит из качающегося подшипника, поршня, тарана и бойка.
Устройство ударного механизма перфоратора: 1 - пьяный подшипник, 2 - поршень, 3 - таран, 4 - ударник (боёк), 5 - шестерёнка двигателя.
При работе перфоратора, вращение от электродвигателя передается на внутреннюю втулку качающегося подшипника. При этом его наружная втулка вместе с перпендикулярной осью, соединенной с поршнем, совершает колебательные движения. Между поршнем и тараном находится воздушное пространство, которое, благодаря поочередно создающемуся в нем повышенному давлению и разрежению, заставляет таран повторять колебательные движения поршня, нанося удары по бойку. Последний в свою очередь ударяет по инструменту, находящемуся в патроне. Таким образом, энергия электродвигателя трансформируется в ударную энергию инструмента.
Пневматический ударный механизм оснащен функцией самоотключения при холостом ходе. В то время, когда инструмент (сверло, бур, коронка) не прижат к обрабатываемой поверхности, таран сдвигается вперед, открывая в корпусе отверстие для входа и выхода воздуха. В результате этого компрессия и разрежение в рабочей воздушной полости не создаются, ударный механизм отключается, и перфоратор работает без ударов. При нажатии инструментом на обрабатываемую поверхность, отверстие перекрывается тараном, в воздушной полости возникает компрессия, и ударный механизм начинает функционировать.
В средних и тяжелых перфораторах, имеющих вертикальную компоновку двигателя, поршень приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом. Повышенная амплитуда движения поршней способствует более высокой мощности удара, которая у тяжелых перфораторов может достигать 20 Дж. Работа ударного механизма происходит аналогично тому, как было описано выше.
Устройство ударного механизма перфоратора: 1 - кривошипно-шатунный механизм, 2 - поршень, 3 - таран, 4 - ударник (боёк), 5 - насадка (бур, зубило и т.п.).
В конце статьи есть видео демонстрирующее работу ударного механизма .
На рисунке ниже показано устройство перфоратора отечественного производства Прогресс ПЭ-40/1050, мощностью 1050 Вт с вертикальным расположением двигателя и кривошипно-шатунным приводом ударного механизма. Вращение от двигателя через червячный вал передается на косозубую шестерню, на валу которой находится кривошип, приводящий в движение поршень.
В конце статьи есть видео демонстрирующее работу активной антивибрационной системы .
Кроме этого, за гашение вибрации может отвечать еще и рукоятка: снизу ее крепят к корпусу с помощью шарнира, а сверху через пружинный механизм. Под пассивной антивибрационной системой подразумевают обычные резиновые накладки на корпусе, которые также защищают и от проскальзывания руки. Однако надо признать, что толк от накладок не слишком велик.
В качестве предохранительных в перфораторах используются два типа муфт: фрикционные и пружинно-кулачковые. Первые состоят из дисков, в нормальном состоянии прижатых друг к другу и передающих вращательный момент. При заклинивании инструмента диски проскальзывают друг относительно друга, отсоединяя вал двигателя от патрона с насадкой. Фрикционная муфта используется, например, в моделях компании Metabo.
Многие фирмы используют предохранительные муфты пружинно-кулачкового типа. Они состоят из двух полумуфт, имеющих на торцах радиально расположенные выступы и впадины (зубья), которые при нормальном режиме совмещены. Прижим полумуфт друг к другу обеспечивается пружиной. Принцип действия пружинно-кулачковой муфты основан на проскальзывании полумуфт друг относительно друга в том случае, если момент сопротивления начинает превышать прижимающую силу пружины. При этом раздается характерный треск, сигнализирующий о том, что насадку заклинило.
Считается, что пружинно-кулачковая муфта надежнее фрикционной, однако и у нее есть серьезный недостаток. Он заключается в том, что в процессе работы кончики зубьев завальцовываются, что приводит к срабатыванию муфты даже в том случае, когда насадку не заклинило, а лишь возникло большое сопротивление. Некоторые умельцы справляются с этой проблемой тем, что подкладывают под пружину шайбу толщиной 3-5 мм, увеличивающую силу сжатия пружины и, следовательно, момент срабатывания муфты. Однако излишняя "жесткость" муфты тоже нежелательна, поскольку делает слишком сильным рывок инструмента при заклинивании насадки, который может привести к травмированию рук людей, работающих с перфоратором.
Для смазки редуктора применяется консистентная смазка, заправляемая в редуктор при первоначальной сборке и во время технического обслуживания или ремонта - в те моменты, когда осуществляется разборка перфоратора.
Видео демонстрирующее устройство перфоратора:
При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.
Для сверления отверстий в различных материалах, ломки стен, бурения горных пород и дорог предназначен перфоратор. Инструмент используется при больших нагрузках и со временем у него возникают неисправности. Можно заменить вышедший из строя перфоратор на недорогую китайскую модель. Но если у вас брендовый инструмент, то его жалко выкидывать. Чтобы не отдавать за устранение неисправностей половину стоимости перфоратора, можно это сделать самостоятельно. Ни один ремонт не обходится без изучения устройства инструмента и порядка его разборки.
Перфораторы имеют несколько классификаций. Это обусловлено различными сферами применения инструмента.
Количество режимов может быть от одного до трёх:
сверление. Перфоратор работает в режиме дрели;
сверление с ударом. Можно делать отверстия в кирпиче и бетоне;
отбойный молоток, то есть удар без сверления.
Типы приводов перфоратора:
Классификация по массе:
лёгкие. 2–4 кг. Мощность 400–700 Вт. Используются в быту;
средние. Около 5 кг. Мощность 700–1200 Вт. Профессиональные;
Типы патронов, используемых в перфораторах:
SDS+ устанавливается на лёгкие и средние перфораторы для работы бурами до 20 мм;
SDS max используется для буров более 20 мм, поэтому устанавливаются на тяжёлые перфораторы, имеющие большую мощность.
Классификация по расположению двигателя:
Независимо от функций и конструкций перфораторы имеют аналогичные основные элементы.
Устройство простого перфоратора с сетевым приводом
Сетевой шнур.
Кнопка включения.
Двигатель.
Редуктор.
У бочкового перфоратора те же основные узлы.
Устройство бочкового перфоратора с сетевым приводом
Ударный механизм перфоратора может быть выполнен в двух вариантах:
Качающийся подшипник ещё называют пьяным. Такой механизм используется в лёгких и средних перфораторах.
Кривошипно-шатунный механизм используется в тяжёлых перфораторах.
Разбирайте перфоратор последовательно. Внимательно осматривайте все детали. Даже если вы ищите проблему в одном узле, можете найти повреждённые детали в других узлах. При разборе инструмента следует чистить корпус от пыли и грязной смазки.
Начинайте с разбора патрона, чтобы он не мешал снятию корпуса редуктора.
Если из патрона не вытаскивается бур или другая оснастка, есть два варианта решения этой проблемы:
Второй вариант используется в крайнем случае. Если после нескольких ударов бур или зубило не удалось вытащить, прекратите. Можете повредить перфоратор. Разберите патрон и редуктор. Выколоткой попробуйте выбить оснастку. После такой процедуры, скорее всего, потребуется замена растровой втулки. Чтобы в дальнейшем не было такой проблемы, смазывайте конец оснастки.
В одних моделях перфораторов переключатель снимается поворотом в крайнее правое положение, в других - в крайнее левое. Рассмотрим крайнее правое положение.
Сборка осуществляется блоками. Сначала соберите мелкие запчасти в блоки, а потом соедините их.
Возьмите мультиметр, поставьте его в режим прозвонки и начните проверку с сетевого шнура.
У якоря сначала осмотрите коллектор и обмотку. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины.
Проведите диагностику мультиметром:
поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет;
определение пробоя на массу. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое;
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести на ремонт в мастерскую.
Проверка работоспособности статора мультиметром:
поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль - короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление;
проверьте отсутствие пробоя на массу, то есть замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.
Частые неисправности перфоратора:
При разборе узла внимательно осматривайте детали на наличие трещин и сколов.
Перед заменой пометьте проводки и контакты кнопки, чтобы не перепутать порядок подключения.
Щётки необходимо периодически проверять. При износе одной на 40% менять обе. Также, чистить щёткодержатели.
В перфораторе несколько подшипников. Для их демонтажа потребуется съёмник. В некоторых случаях необходимо снять стопорное кольцо. Если нет съёмника, подвешивают вал с подшипником и деревяшкой выбивают его. Сажают подшипник с помощью наставки из полипропиленовой трубки постукиванием по ней молотком.
Патроны в перфораторах меняются очень просто. Снимаете резиновый пыльник, стопорное кольцо, пластиковый пыльник, шайбу, прижимающую шарики, фиксирующие пластины, пружину. В разных моделях количество колец и пластин отличается. На их место ставите новый комплект.
Подготовьте плоскую отвёртку, чистую ветошь и смазку для редуктора, рекомендованную в инструкции.
Чтобы разобрать растровую втулку, нужно сжать пружину, снять стопорное кольцо и шестерню.
Растровая втулка в сборе и без шестерни
Ударный болт ремонтируется путём замены деталей или меняется полностью, если развалился на части.
Гильза изнашивается реже растровой втулки, но при частом перегреве инструмента она тоже выходит из строя. Из алюминиевого корпуса редуктора извлеките растровую втулку и гильзу. На её место поставьте новую.
Изношенная и новая гильза с бойком
Ремонт бочкового перфоратора имеет те же принципы, что и простой. Основное отличие в конструкции и количестве элементов.
Основное отличие бочкового перфоратора от простого в конструкции редуктора. Некоторые модели имеют ударный механизм с пьяным подшипником.
Бочковой перфоратор с пьяным подшипником
Но у большинства перфораторов кривошипно-шатунный ударный механизм.
Бочковой перфоратор с кривошипно-шатунным ударным механизмом
Все шестерни и подшипники необходимо проверять и смазывать. Изношенные менять. Чтобы разобрать такую конструкцию, нужно раскрутить болты на корпусе. Ствол выбивается из корпуса резиновым молотком. Подшипники снимаются съёмником.
Из-за неисправного бойка перфоратор перестаёт бить.
Чтобы перфоратор работал долго, следует соблюдать некоторые рекомендации:
перед закреплением оснастки смажьте хвостовик средством, указанным в инструкции;
после работы очистьте патрон и оснастку;
при работе с бетоном через каждые 2 см вынимайте бур;
если нужно высверлить большое отверстие, используйте буры разного диаметра, чтобы не сверлить сразу самым большим буром;
при большом объёме работы делайте перерывы, чтобы оснастка остыла. В перерывах можете очищать патрон;
регулярно проводите полный разбор инструмента для чистки и смазки.
Если у перфоратора появилась какая-либо неисправность, ознакомьтесь с инструкцией. Внимательно осмотрите инструмент. Если не сомневаетесь в себе, то произведите ремонт своими руками.
Исправно работающий перфоратор является прекрасным помощником в хозяйстве и на производстве. Этот универсальный инструмент, обладающий множеством функций, позволяет комфортно решать даже самые сложные задачи. Если перфоратор сломался, вовсе не обязательно сразу нести его в ремонт. Домашний мастер может самостоятельно разобрать и починить этот инструмент. Как отремонтировать перфоратор своими руками?
В отличие от дрели, а также ударной дрели, перфоратор обладает усиленной ударной функцией, что ставит его на порядок выше в тех ситуациях, когда необходимо применение значительного механического воздействия на обрабатываемые материалы.
Достигается это конструктивными особенностями устройства перфоратора. Прибор снабжён самостоятельным механизмом генерирования мощного пневматического толчка рабочего инструмента, и эта его способность освобождает мастера от применения физических усилий при сверлении и долблении бетона и камня.
Преобразование вращательного движения электродвигателя в поступательное колебание ударного механизма выполняется за счёт создания компрессии между поршнями. Это движение передаётся на ударник. Боёк, изготовленный из стали высокой прочности, в свою очередь, отправляет энергию сжатого воздуха непосредственно на рабочий инструмент - бур, зубило или лопатку. Такое устройство агрегата позволяет повысить мощность удара до огромной разрушительной силы - 20 кДж.
В зависимости от расположения двигателя различают дрелеобразные и бочковые виды перфораторов.
Бочковые перфораторы отличаются большими габаритами, но при этом имеют более совершенную систему охлаждения, что позволяет эксплуатировать инструмент длительное время без остановок. Приборы в виде дрели гораздо компактнее, они удобны при работе в стеснённых обстоятельствах, когда доступ к объекту ограничен.
Если в процессе эксплуатации становятся очевидными неполадки в работе перфоратора, следует отключить его от электропитания и произвести наружный осмотр. Если внешние признаки поломки не найдены, придётся разбирать корпус и искать проблему внутри.
Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре. В этом случае двигатель перфоратора не включается. Для его диагностики надо тщательно осмотреть кабель, соединяющий инструмент с сетью. Он не должен быть повреждённым, переломанным или оплавленным. Исправный сетевой шнур остаётся холодным во время работы. Если провод не в порядке, его следует заменить на равноценный. Сечение токопроводящих элементов должно соответствовать потребляемой инструментом мощности.
Универсальный диагностический прибор для электрических цепей
Условно все неисправности перфоратора можно разделить на две категории - механические и электрические.
О проблемах с электрической частью перфоратора свидетельствуют следующие признаки:
Для того чтобы выяснить и устранить причину всех этих явлений, перфоратор необходимо разобрать.
Самостоятельно приступать к разборке следует только при наличии соответствующих инструментов и оборудования. Для ремонта перфоратора своими руками понадобятся:
Кроме того, нужны будут запасные детали для замены, резиновые сальники и прокладки. Для смазывания шестерней механизмов понадобятся:
В случае самостоятельного ремонта электродвигателя кроме мультиметра потребуются:
Разборка перфоратора начинается со снятия патрона. Как правило, это патрон системы SDS-plus, который разбирается при помощи отвёртки с плоскими шлицами. При этом в патроне не должно быть бура или зубила.
Бывают случаи, когда бур заклинивает и достать его не так просто. Тогда нужно при помощи резинового молотка аккуратно обстучать патрон по окружности и залить несколько капель смазки типа WD-40 внутрь. По истечении нескольких минут повторить попытку, бур должен легко извлечься. После этого можно приступать к разборке самого патрона. Порядок действий:
Принципиальная схема устройства SDS патрона
Чтобы снять переключатель режимов работы, необходимо:
Переключатель вынимается в положении ниже «ударного»
Чтобы добраться до щёток коллектора и кнопки управления пуском, необходимо снять заднюю крышку. Для этого из пластмассового корпуса откручиваются (в зависимости от модели) два или три шурупа.
Если причина неисправности крылась в износе щёток, можно устранить её, установив новую пару. Рабочая длина щётки должна быть не менее 8 мм. Трущаяся поверхность - без следов окалины или сколов.
Отсоединение угольных щёток от коллектора
Кнопка пуска проверяется при помощи мультиметра. Нужно помнить, что система регулировки оборотов двигателя также расположена внутри пускового механизма. Если на корпусе кнопки видна оплавившаяся пластмасса, её следует сменить целиком, так как исправно функционировать она уже не будет.
После замены кнопки необходимо установить крышку корпуса на место, не забыть надёжно закрутить винты. Только после этого можно проверять работу перфоратора.
Чтобы разобрать электродвигатель, необходимо отсоединить корпус электромотора от редуктора. Между собой они крепятся четырьмя винтовыми шурупами. Если их открутить, механическая часть легко отделяется от пластмассового кожуха. Ротор мотора при разборке вынимается из направляющей втулки, освобождая доступ к редуктору. Соответственно, появляется возможность обследовать электротехнические детали двигателя.
Крепёжные винты соединяют две части корпуса
Мотор состоит из подвижного ротора и жёстко закреплённого статора. Ротор вращается под действием электродвижущей силы, возникающей на обмотках, состоящих из витков медного проводника. Осмотр обмоток заключается в том, чтобы определить целостность изоляции, отсутствие короткого замыкания между витками. Это делается при помощи мультиметра путём последовательных измерений сопротивления на ламелях. В случае обнаружения межвиткового замыкания якорь подлежит замене либо ремонту. Обмотки статора возможно перемотать самостоятельно в домашних условиях, используя специальный шаблон.
Статор, коллектор и щётки
Якорь же, как правило, меняется целиком, вместе с подшипниками и воздухозаборной пластиной.
Якорь электродвигателя (ротор) заменяется целиком
Для того чтобы определить неисправность редуктора, его нужно полностью разобрать. Для этого снимается пластиковый корпус, редуктор тщательно очищается от старой смазки. От корпуса редуктора отсоединяются:
Редуктор перфоратора в разрезе
Плавающий подшипник, именуемый также «пьяным подшипником», крепится в алюминиевом корпусе редуктора с помощью скобы, которую необходимо отжать при помощи плоской отвёртки. Освобождённый подшипник вынимается и при необходимости заменяется. Кроме того, следует обратить внимание на то, что внутри «пьяного подшипника» расположен игольчатый подшипник, на котором вращается шестерёнка привода. При работе перфоратора в режиме удара он испытывает большие нагрузки, и поэтому часто выходит из строя. Новый подшипник приобретается отдельно либо в сборе с промвалом.
Пьяный подшипник передаёт на инструмент ударный импульс
Растровая втулка содержит в себе ударный болт, который крепится внутри при помощи металлического стопорного кольца. По бокам втулки имеются два технологических отверстия, через которые осуществляется доступ к стопорному механизму. После снятия фиксации кольца ударный болт свободно вываливается из втулки. Внутри него находится непосредственно ударник, выполненный из высоколегированной стали.
При ремонте или замене ударного болта необходимо заменить также и уплотнительные резиновые втулки, которые обеспечивают герметичность механизма. Все детали ударника подлежат обильному смазыванию специальной смазкой.
В пластмассовом кожухе редуктора на выходе растровой втулки имеется ещё один игольчатый подшипник, который должен быть хорошо смазан.
Чтобы отремонтировать перфоратор своими руками, следует сначала определить внешние проявления неисправностей.
Если перфоратор при переключении в режим удара перестал бить, но при этом бур вращается, наиболее вероятно, что повреждён плавающий подшипник. Решением проблемы будет замена его новым.
Вторая возможная причина - нарушение работы ударного механизма. Часто при перегрузках в работе раскалывается стальной боёк, это приводит сначала к ослабеванию удара, а затем и к полному его отсутствию. Боёк необходимо заменить.
Третий вероятный повод - износ или поломка поршневой группы перфоратора. Заменить следует гильзу и поршень.
Если при нажатии кнопки пуска патрон в режиме сверления не вращается, предварительно причину можно определить по звуку. Если электромотор гудит, но не крутит патрон, скорее всего, что-то не даёт ротору вращаться внутри редуктора. Что случилось с двигателем, придётся выяснять, разбирая механическую часть инструмента.
Если же при включении двигатель не гудит, более вероятно, что произошла поломка мотора. Вскрыв крышку прибора, необходимо определить, что именно привело к такому явлению. Это может быть обрыв цепи питания, поломка кнопки пуска или короткое замыкание в обмотках катушек. При помощи тестера определяется конкретная причина и делается соответствующий ремонт.
Недержание оснастки перфоратора может случиться в процессе длительной эксплуатации. Бур или зубило, вставленное в патрон, не держится и вылетает во время работы. Таким инструментом не только невозможно продолжать долбление, это ещё и очень опасно - вылетевшее зубило может нанести травму.
Причина недержания оснастки кроется в износе или поломке патрона. Патрон необходимо разобрать и определить, в чём заключается проблема. Возможно, деформировались шарики, появилась выработка на ограничительном кольце или просела фиксирующая пружина. Обычно после замены испорченной детали патрон снова начинает функционировать нормально.
Искрение щёток - довольно распространённое явление при работе инструментом в условиях повышенной запылённости. Как правило, искрение является следствием выработки материала самих щёток. Исправить ситуацию поможет замена последних на новые, искры вылетать больше не будут.
Если же нет, причину нужно искать в обмотках статора или ротора. Вполне возможно, что большое количество пыли, проникающей в двигатель, привело к истиранию защитного лака, покрывающего медные проводники. А это влечёт за собой короткое замыкание. Наличие межвиткового замыкания проверяется электротехническими приборами (мультиметром).
Измерение сопротивления между ламелями производится мультиметром
Профилактическое обслуживание инструмента: замена щёток, смазка подшипников рабочего вала ротора и дополнительное покрытие лаком обмоток на катушках снизят вероятность поломок.
Кроме того, следует учитывать, что пыль может налипать на смазку подшипника, находящегося рядом с коллектором. Чтобы это предотвратить, коллектор обезжиривают при помощи тампона, смоченного в спирте или растворителе.
Если перфоратор во время работы чрезмерно нагревается, это явный признак нарушения нормальной работы электродвигателя. Прежде всего для предотвращения перегрева надо соблюдать режим эксплуатации прибора:
Если же температура корпуса не снижается, то нужно сделать ревизию электромотора. Ощутив характерный запах из-под кожуха инструмента, нужно немедленно прекратить работу и отключить прибор из сети. Разбирать его можно только после полного остывания.
Иногда бывает ситуация, когда на работающем перфораторе слетает патрон вместе с оснасткой. Это происходит вследствие износа крепления корпуса патрона на конце растровой втулки, которое представляет собой стопорное кольцо. При его поломке фиксация нарушается и во время толчка слетает резиновый пыльник, за которым следуют пружина и шарики.
Восстановить нормальную работу патрона можно установкой нового стопорного кольца. Делается это быстро и не требует никаких дополнительных приспособлений кроме обычной отвёртки.
Замену ключевых элементов лучше всего производить до того, как деталь приходит в негодность. Это предохранит инструмент от более тяжёлых повреждений, исправление которых обойдётся дороже и отнимет больше времени. Наиболее часто приходится выполнять замену:
Если во время профилактического осмотра на подшипнике заметны потёки смазки, он трещит или хрустит при прокручивании вручную, это значит, что его пора заменить. Демонтаж подшипника производится при помощи специального съёмника, состоящего из винтовой части и приспособления для захвата корпуса гильзы подшипника. Затяжка резьбы создаёт усилие, которое снимает подшипник с вала.
Съёмник приводится в действие вращением резьбовой штанги
Установка нового подшипника на рабочее место производится с набивкой резиновым или деревянным молотком. При установке важно не допустить перекоса оси подшипника относительно оси вала. Смазка на деталь наносится после установки.
Чтобы заменить кнопку пуска, необходимо снять крышку, закрывающую электрооборудование перфоратора. Затем следует отсоединить контакты проводников, подключённых к ней, и вытащить корпус кнопки из посадочного места. На это место установить новую кнопку, подсоединить контакты и собрать всё в обратном порядке.
Кнопка включает мотор и регулирует его обороты
Замена угольных щёток коллектора осуществляется электромонтажной отвёрткой. Если открутить крышку, появится доступ к щёткам. Каждая деталь поочерёдно извлекается из гнёзд щёткодержателя. В некоторых моделях различается устройство прижимного механизма, как правило, это спиралевидная пружина, которую надо во время замены снять.
Процедура замены патрона понятна из описанного выше порядка разборки перфоратора.
Все описанные процедуры по сборке и разборке механизмов перфораторов справедливы и для бочковой его разновидности. Однако существуют несколько нюансов, которые надо учитывать при его ремонте. Вертикальное расположение двигателя под прямым углом к ударному механизму несколько меняет порядок разборки. Так, для получения доступа к редуктору и поршню необходимо снять пластмассовую крышку, расположенную в верхней части кожуха инструмента. Это облегчает ремонт механической части прибора, если вдруг пропадает функция удара.
Доступ к электротехнической части такого перфоратора осуществляется после снятия нижнего кожуха. А замена щёток упрощена, так как по бокам стакана есть отверстия, через которые они легко снимаются.
Следует отметить, что многие профессиональные бочковые перфораторы не имеют режима сверления. Так как их предназначение в большей степени состоит в бурении и долблении тяжёлых бетонных поверхностей, они оборудованы патроном SDS-max с хвостовиком 18 мм. Принципиального отличия в устройстве патрона SDS-plus нет, но заметно отличаются размеры. L-образные перфораторы признаны более надёжными в эксплуатации и относятся к рангу профессионального инструмента.
Для того чтобы инструмент служил долго и исправно, нужно соблюдать простые правила.
Хранить перфоратор следует в сухом и тёплом месте. При длительной консервации рекомендуется упаковывать в полиэтиленовый мешок и картонную коробку. Не допускать попадания влаги на электрические детали, в том числе и конденсата из воздуха.
Кейс - лучшее место для хранения перфоратора
Осведомлён - значит, вооружён. Зная тонкости устройства механизма перфораторов, можно отремонтировать инструмент самостоятельно и в самые сжатые сроки. Однако если своевременно заглядывать под кожух перфоратора, чистить и смазывать механизмы, то вполне возможно, что к ремонту вовсе не придётся прибегать. Регулярное техническое обслуживание прибора поможет продлить срок его службы.