Дидактическая игра по математике для детей старшей группы ДОУ
Интеграция: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие
Цель: формирование умения конструировать из геометрических фигур
Задачи:
образовательные:
учить детей располагать геометрические фигуры согласно таблицам- схемам;
развивающие:
развивать глазомер, зрительную память, ориентацию в пространстве;
воспитательные:
воспитывать интерес к конструированию из геометрических фигур.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, самостоятельная деятельность детей, индивидуальные задания, использование художественного слова
Предварительная работа: занятия по ФЭМП по разделам "Геометрические фигуры", "Ориентация в пространстве", занятия по аппликации по теме "Панно из геометрических фигур", конструирование из плоского и объёмного конструктора в уголке "Юный строитель"
План:
1. Беседа о видах транспорта.
2. Конструирование по таблицам- схемам.
3. Дидактическое задание "Придумай сам"
4. Аппликационная работа.
5. Итог. Анализ.
Содержание работы:
1. Воспитатель:
Люди всегда верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки про Ковёр- Самолёт, Емелину Печь, Сапоги- Скороходы
, потому что всегда была необходимость куда- то перемещаться. Но это всё сказочный, ненастоящий транспорт, который "работает" только в сказке.
А в нашей жизни транспорт другой- это то, что перемещается на самом деле: ездит, плавает, летает, перевозит грузы, пассажиров. Если надо куда- то ехать, плыть, лететь, мы пользуемся транспортом.
Какие виды транспорта вы знаете?
Ответы детей:
- наземный: автомобиль, автобус, велосипед, мотоцикл...
- подземный: метро
- воздушный: самолёт, вертолёт, ракета, воздушный шар...
- водный: теплоход, лодка,катер, яхта...
2. Воспитатель: Я буду загадывать загадки про транспорт. Кто отгадает- получает таблицу- схему и складывает то, что он отгадал.
1) Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и грузы везёт?
Посмотрите- самолёт,
Он нам песенку поёт:
У- У- У
Скоро в небо улечу!
2) Дайте мне скорей ответ:
Вот пройдёт немного лет,
И с Земли быстрее света
К звёздам полетит... (ракета)
Вот под радугой ракета
Взмыла к небесам,
И такую же ракету
Я построил сам!
3) По волнам дворец плывёт-
На себе людей везёт.
4) Что за чудо- длинный дом,
Пассажиров много в нём,
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
5) А у нас в семье веселье:
Отмечаем новоселье.
Переехали за миг,
а помог нам... (грузовик)
6) Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею!
Я- блестящая такая
И, конечно, легковая.
По дороге мчусь стрелой-
Не угнаться вам за мной!
Познакомить детей с разными видами воздушного транспорта.
Расширить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с цифрой «3» как со знаком, обозначающим определенное количество.
Учить детей соотносить число и количество.
Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Продолжать учить детей определять положение предмета в пространстве относительно себя.
Совершенствовать навыки лепки из пластилина, рисования карандашом прямых вертикальных линий, закрашивания красками, наклеивании деталей изображения, создавая целостную композицию.
Развивать мышление, мелкую моторику, умение согласовывать слова и движения.
Вырезанные из цветного картона силуэты цифры «3», звездочки (флексика).
Картинка с изображением трех воздушных шаров разного размера, подходящие по размеру три корзины, вырезанные из плотной бумаги, раздаточные мелкие фигурки матрешек.
Воздушные шарики с фасолинами внутри (в одних шариках по одной фасолине, в других - много).
Картонные силуэты самолетов с наклеенными кругами разного цвета и размера, подходящие по цвету и размеру пуговицы.
Наклеенная на картон дорога, извилистая, переходящая в прямую, мелкие игрушки-самолеты.
Силуэтное изображение вертолета, вырезанное из плотного картона, прищепки.
Пластилин, карандаши, краски.
Лист бумаги с нарисованными вверху парашютистами и землей внизу.
Круги, вырезанные из салфеток.
Картинка с изображением вертолета из геометрических фигур, эти же фигуры, вырезанные из картона.
Бумажные самолетики для дыхательного упражнения.
Картонные крылья самолета для лепки.
Лист бумаги с нарисованными парашютными стропами, вырезанные из бумаги парашютисты, купола парашюта, солнце, вата, клей.
Картинка-фон с изображением трех самолетов с цифрами «1», «2», «3» на борту, цветные силуэтные фигурки парашютистов.
Бубны.
Аудиозаписи: «Самолет построим сами», фоновая музыка для подвижной игры.
Вот перед вами цифра три. Давайте наклеим на нее три звездочки.
С теплым воздухом шар.
А под ним корзинка,
Под ногами земля -
Словно на картинке.
К этим воздушным шарам нужно прикрепить корзины.
Сколько у нас воздушных шаров? Три. Можно сказать, что они одинаковые? Нет они разные. Покажите самый большой шар, средний, самый маленький.
Посадите в корзину с цифрой «1» одну матрешку, в корзину с цифрой «2» посадите две матрешки. А сколько матрешек посадим в корзину с цифрой «3»? три матрешки.
Потрогайте пальчиками и покажите мне шарик, в котором только одна фасолинка. А теперь покажите шарик, в котором фасолинок много.
Выложите пуговицы на круги-окна самолета. Подбирайте подходящие по цвету и величине.
Серебристый самолёт.
Только солнышко взойдёт,
Отправляется в полёты -
Взлёт-посадка, перелёты.
И до вечера с рассвета
Помогал он человеку.
Положите на ладонь бумажный самолет и подуйте на него - отправьте в полет. (Следить за тем, чтобы дети дули, не надувая щек).
- А теперь давайте вместе погудим, как самолеты: «У-у-у-у-у-ууу».
Чтобы летать самолётам нужно топливо. Топливо для самолётов хранится в специальных ёмкостях - канистрах. Посмотрите, у нас совсем закончилось топливо для самолётов. Давайте наполним канистры топливом.
Дети закрашивают желтой краской изображение канистры.
На листе картона наклеена извилистая, переходящая в прямую дорожка. Дети проводят по ней игрушечным самолетиком.
Кусочек пластилина делится пополам, из одной половинки прямым раскатыванием лепится колбаска, у которой загибается один край и защипывается - хвост. Сверху прикладываются картонные крылья, перпендикулярно корпусу самолета.
Самолет слепили сами.
Ввысь взлетим над облаками.
(Поднять самолет вверх)
Пронесемся над горами,
(Махи поднятой рукой с самолетом вправо-влево)
А потом вернемся к маме.
(Поставить самолет на стол)
Дети слушаю песню и играют на бубнах.
Чтобы отправиться в полет нужно сначала наполнить баки горючим.
Заведем моторы.
(Вращение руками перед грудью)
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло - вперёд.
Левое крыло - вперёд.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт.
Сделайте вертолету лопасти из прищепок.
А теперь давайте сложим вертолет из геометрических фигур.
Возьмите карандаши и проведите прямые линии от парашютистов до земли.
Дети складывают круг (из плотной салфетки) пополам, затем еще раз пополам.
Дети наклеивают бумажные купол парашюта, парашютиста, солнце и облако из ваты.
Вы видите, что на борту самолета нарисована цифра. Какая это цифра? Цифра один. Значит из этого самолета спрыгнет только один парашютист - возьмите фигурку парашютиста и приложите на картинку под самолетом.
(То же самое проделать с цифрами «2» и «3»).
«Все по кабинам» - добежать до стульчика и сесть на него.
«Прыжки с парашютом» - прыжки со скамейки на мат.
«Сложный полет» - пролезть под дугой.
Аппликация самолеты будет интересна детям в младшей группе детского садика, средней и старшей. Сооружать такие конструкции сложно, но интересно. Потратив немного времени и кропотливо потрудившись, ребенок будет доволен результатом своей работы.
Мастер-класс для начинающих, как сделать самостоятельно самолет из подручных материалов на бумаге, с подробным описанием всех этапов будет представлен в статье. Рассмотрим разные идеи и техники для выполнения заданий подобной тематики.
Для деток от 1 до 3 лет справится самостоятельно с этой работой будет трудно, им обязательно нужна помощь взрослых, которые подскажут и расскажут. Для младшей группы детского сада стоит подготовить следующие материалы:
Пошаговая инструкция:
В средней и старшей группах применяются более сложные техники аппликации с самостоятельным вырезанием из цветной бумаги трафаретов для работы.
Для композиции необходимымы:
Поэтапное выполнение:
Соорудить военный самолет ребенок может с помощью зеленой бумаги, как на фото. А также можно вырезать и доклеить еще красные звездочки. Выполнить такой рисунок хорошо в честь 9 Мая и подарить ветерану.
Делаются самолеты для дошкольников не только из бумаги, но и из других материалов: стружки карандаша, из пуговиц. Техника составления иная: рисуются контуры самолета на картоне, затем заполняются нужным материалом по форме.
Для работы потребуется:
На картинке будет несколько образов, сделать которые лучше разных окрасок. Попросите ребенка вырезать прямоугольник и треугольник. Первая фигура послужит кабиной, а вторая – носом самолета. Далее начните вырезание крыльев и закончите иллюминатором в виде кружочка.
Скрепите все детали и повторите проделанное для нескольких самолетиков. Работа получится интересной и познавательной, особенно если будет выполняться командно.
Вырезать быстрокрылые самолеты из бумаги и сделать их объемными будет куда интереснее. Для таких сооружений идеально использование распечатанных шаблонов, поэтому эти аппликации требуют подготовки.
Примеры трафаретов:
Соедините все детали вместе. Чтобы картинка смотрелась еще эффектнее сделайте одновременное несколько фигур:
От приходящих на консультацию родителей я часто слышу: с алгеброй куда ни шло, а геометрию вообще не понимает.
Профилактику такого положения надо начинать как можно раньше. И не делить детей по гендерному признаку. Придумать фасон платья – это тоже конструирование.
Мы уже говорили о конструировании из счётных палочек , строителя . Тема этой статьи: конструирование из геометрических фигур. Конструирование из геометрических фигур полезно начинать с 2,5-3 лет.
Родители обычно считают малышей этого возраста несмышлёнышами, но это не так. В этом благоприятном возрасте активно развивается творческое правое полушарие. Другого такого периода больше не будет.
Но, конечно, трёхлетке не дашь фигуры, чтобы он что-то там строил самостоятельно. С ним надо рядом сидеть и учить. К сожалению, сейчас модный подход купить побольше игрушек. Это называется "создать развивающую среду". И ребёнок ковыряется в них, превращая потихоньку в лом. Даже в детских садах забыли истину: обучение ведёт за собой развитие.
Материалы.
Играем обязательно в сказку. Взрослый выкладывает фигуру и ждёт пока ребёнок её скопирует. Сесть надо рядом, чтобы картинка не была для малыша "вверх ногами".
Сказка 1.
Выставляете игрушки на некотором расстоянии от места работы.
Складываем на глазах у малыша из своего набора картинку. Ребёнку надо скопировать образец.
Обсуждение.
Для первого занятия достаточно. Если у вас фигуры из бумаги, их можно приклеить. Получится отличная аппликация. Мама может нарисовать зверушек, предварительно спросив, кто где живёт.
Сказка 2.
На следующем занятии мишку заменяем другой зверушкой, например, ёжиком. Конструируем следующую сказку.
Ёжик также жил-поживал в лесу. У него был маленький домик. У ёжика была машина, на которой он любил кататься и по делам ездить. Однажды к ёжику прискакал зайка в гости. Смотрит ёжик, у него ничего вкусненького нет. Нечем друга угостить. Поехал ёж в большой магазин, а зайка дома ждёт. Ехал он мимо больших и маленьких ёлок. Купил ёжик пряников, баранок да капустки с морковкой и домой отправился.
Предложите малышу построить жилище. Если не помнит, снова сложите образец из своего набора геометрических фигур, а ребёнок пусть скопирует.
Постройте машинку и дождитесь, пока малыш её скопирует. Поехал ёжик на машине.
Сложим большой магазин и дорогу к нему.
Попросите его показать пальчиком, в какую сторону направится машинка. А куда ей ехать с покупками? (тоже показ пальцем)
Обсуждение.
Конструирование повторяем, заменив зверушек на кошку и мышку, обезьянку и прочих. Самое главное, чтобы новая пара была разного размера (большой-маленький). Дальше работает только фантазия.
Решили зверушки отправиться в путешествие. На машинке доехали до вокзала. А там погрузились в поезд. Долго ехали. Наконец увидели море. На море их ждала яхта...
И так далее. Отдых получился замечательный. Обратно полетели самолётом.
Вот примерно так в сказке и действиях можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в 2,5-3 года.
ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ Данные игры рассчитаны для детей от 8 месяцев Прежде чем приступить к занятиям, нужно усвоить несколько простых правил: Все задания должны предлагаться в виде игры, причем участвовать в игры должна и мама. Перед занятием проверьте, чтобы все было удобно и ничего не отвлекало от игры. Помните, что начинать любое занятие следует лишь после того, как малыш будет накормлен, спокоен и в хорошем настроении. Все предлагаемые для игры дидактические материалы должны быть яркие, красивые, интересные. Они не должны лежать в ящике с остальными игрушками. После каждого занятия обязательно все прячьте, чтобы ребенку они не надоели. Во время игры, не спешите давать правильный ответ. Пусть малыш подумает немного. Дайте ему столько времени, сколько потребуется. Наберитесь терпения. Возможно, стоит предложить ему следующее задание, а потом вернуться к не выполненному. Обязательно хвалите ребенка за успешно выполненное задание. Но не переусердствуйте. Не переутомляйте малыша. Играйте меньше времени (15-20 мин.), но чаще (2-3 раза в день). Будьте внимательны к ребенку и Вы обязательно узнаете когда нужно остановиться. И последнее, заканчивайте каждое занятие на позитивной ноте, независимо от результатов. Как изготовить и играть в игры с геометрическими фигурами. Вырежете из плотного картона различные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.). Каждой фигуры должно быть по 7 штук. Покрасьте круги, треугольники, квадраты и т.д. в цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Таким образом, у вас должно получится по семь разноцветных фигур каждого вида. Можно сделать фигуры различные не только по цвету, но и по форме: большие и маленькие. Такой незатейливый материал, поможет Вашим малышам выучить 7 основных цветов, фигуры и формы. Занятия, которые мы предлагаем помогут развить логическое мышление, усидчивость, память, внимание. Задание 1. Сложите полоску из различных фигур и попросите ребенка построить такую же. Образец можно оставить у него перед глазами. Задание 2. Сложите незатейливые узоры (круг, квадрат, треугольник, круг и т.д.). Попросите малыша продолжить этот узор самому. Задание 3. Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или ёлочку). Малыш с удовольствием будет повторять за вами или придумает что-нибудь сам. Задание 4. Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Попросите ребенка отвернуться и поменяйте какую-нибудь деталь (например, приставьте колеса другого цвета или другой формы). Пусть малыш назовет, что изменилось. Задание 5. Попросите малыша собрать в одну коробку или стопочку все круги, в другую все квадраты и т.д. Можно попросить разделить все фигуры по цветам или по величине. Задание 6. Постройте линию из фигур, например, 3 круга и 1 квадрат. Спросите что лишнее? Ответ - квадрат. Можно составлять такие зависимости как по форме, по размеру так и по цвету. Помните, что никто так хорошо не знает своего малыша, как Вы, дорогие мамочки, проводящие с ним большую часть времени.