Божественный отец ромула и рема. Ромул и Рем

Как и любой другой древний город, Рим таит в себе множество историй, связанных с его основанием. Родословную прародителей Рима ведут от древнего небожителя - Марса. Легенды об основании Рима утверждают, что именно влиянием бога войны объясняется неизменная воинственность римлян, стремление покорять другие народы и создавать империи.

Немного истории

Легенда о похищении сабинянок

По велению Ромула, новый город принимал в ряды своих жителей всех желающих. Возникновение Рима привело в его стены беглых рабов, разорившихся крестьян, авантюристов и изгнанников. Новый город испытывал острый дефицит женщин. Чтобы решить эту проблему, правитель Рима организовал праздник в честь урожая. В разгар праздника латиняне похитили жительниц соседнего племени - прекрасных сабинянок.

Это событие едва не закончилось войной, но похищенные женщины сумели примирить латинян и сабинян. Римляне и сабиняне заключи мир, и в течение шести лет Римом правили два царя - Ромул от латинян и Тит Таций от племени сабинян. После смерти Тация Ромул остается единовластным правителем и первым царем Рима пожизненно.

Вознесение Ромула

Легенда об основании Рима кратко говорит о смерти основателя этого города. В ней упоминается, что Ромул исчез при заседании сената. Наступившее солнечное затмение заставило народ разбежаться, оставив своего царя. Позднее патрициев обвиняли в смерти царя, но общенародное мнение свелось к тому, что Ромул был вознесен на небо. Римляне считали Ромула своим патроном-хранителем в виде бога Квирина. Алтарь патрона-хранителя Рима находился на Квиринальском холме.

Семь царей Рима

Царский период начался в 6 веке до н. э. и продолжался целое столетие. Отличительной его чертой было отсутствие преемственности и четкого порядка престолонаследия у римлян. Коротко о каждом из царей можно сказать следующее.

Краткие характеристики царей

Ромул отличался божественным происхождением. Считается основателем Рима. Создал Сенат. Разделил древний город на три части.

Второй правитель Рима - был выбран народом за талант, организаторские способности и умение проводить реформы. К его заслугам относят образование союза мастеров и ремесленников, введение нового календаря, в котором было 365 дней, упорядочивание религиозных культов, в частности запрет на человеческие жертвоприношения.

Тулл Гостилий в первой половине своей жизни был богатым землевладельцем. Став царем, обнаружил воинственные черты своего характера и стал вести многочисленные войны с соседями. В результате его правления площадь Римского государства была существенно расширена.

Анк Марций был внуком Тулла. Из-за своего тихого нрава чуть не лишился трона. Вынужден был постоянно отбивать атаки воинственных соседей, присоединил к владениям Рима несколько городов этрусков.

Тарквиний Древний - единственный царь Рима из племени этрусков. Владелец огромного состояния, он получил престол Рима. Взял в жены дочь предыдущего царя. Провел ряд войн с этрусками и латинами. Вел работы по преобразованию Рима. Именно при нем в городе стали функционировать водопровод и канализация, появились каменные мостовые, стали возводиться первые каменные частные дома.

Сервий Туллий был рабом, но получил хорошее образование. Получил трон благодаря жене Тарквиния. Провел ряд реформ в армии, разделил Рим по территориальному принципу, возвел массу Дал гражданские права плебеям, даровал свободу рабам. Пользовался всеобщей любовью.

Тарквиний Гордый - последний, седьмой царь Рима. Пришел к власти с помощью государственного переворота, злодейски убив Сервия. Существенно урезал права низших классов, отняв у плебса все дарованные ранее свободы. В итоге был изгнан вместе с сыновьями из Рима. Закончил свою жизнь в 510 г. при попытке вернуть себе власть.

Так закончилась первая, царская эпоха в жизни Вечного города.

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея — Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий, не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата, чтобы утолить жажду. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом. Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока Рем рассказывал свою историю Нумитору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, — пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.

Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. Братья вновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!» и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.

Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Прежде всего сам Ромул и его спутники прошли очищение священным огнем — каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Такой поступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась — так обозначалось местонахождение городских ворот. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Ромул, совершивший обряд основания города по всем требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем. И дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латински — Рома).

История рождения двух братьев Рема и Ромула (Remus и Romulus) – основателей Рима – окружена мифами, и сегодня историки разбираются: на самом ли деле существовали означенные исторические персонажи, и так ли начиналась история о Вечном городе? Далее мы кратко расскажем ту самую легенду о Ромуле и Реме!

Знаменитая легенда

Согласно легенде, мальчики родились у Реи Сильвии, жрицы храма Весты . Задолго до этих событий, дед близнецов, царь Нумитор, благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата.

Заручившись поддержкой недобросовестных советников Нумитора, Амулий решил свергнуть брата с престола и занять его место. Это и случилось поздней ночью: подкупленная стража открыла ворота дворца и повстанцы захватили царя Нумитора.

Помимо этого, был схвачен и убит сын царя. Амулий быстро разделался со всеми неугодными ему придворными и занял престол.

Оставалась еще племянница Амулия, дочь Нумитора – Рея Сильвия. Со временем она могла бы выйти замуж и родить детей, которые имели бы возможность претендовать на трон. Этого Амулий допустить не мог.

Судьба Реи Сильвии была определена сразу – ее отправили жрицей в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей, им суждено было на роду оставаться вечными девственницами. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.

Однажды отправившись за водой, Рея Сильвия встретила в одной из пещер мужчину – им оказался Марс – отец Ромула и Рема. Не всегда Марс был богом войны – изначально он считался у древних римлян и этрусков богом плодородия.

Благодаря чуду Рея Сильвия родила спустя время близнецов, крепких мальчиков.

Услыхав об этом, Амулий пришел в ярость. Он только-только укрепился во власти, и тут возникла новая угроза в лице предполагаемых наследников. Амулий приказал доставить всех троих – мать и ее детей – во дворец, а затем вывезти их к Тибру и избавиться.

Мать Ромула и Рема – Рею Сильвию – столкнули в воду , по легенде она не утонула, а стала женой речного бога (по другой версии Рея Сильвия была заточена в темницу, где и провела остаток своих дней).

Младенцев, которым было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.

Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.

Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.

В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго . Однажды детские голоса услыхал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции.

У пастуха и его супруги было свое дитя, но ребенок умер в младенчестве, а после долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес . Вернувшись к пещере, супружеская пара забрала близнецов и стала отныне воспитывать их как своих собственных. Одного из мальчиков нарекли Ромулом, другого – Ремом.

Мальчики росли крепкими и смышлеными детьми, быстро завоевав доверие местных жителей. Постепенно они создали свою команду, которая в случае необходимости защищала родные места, а порой и не гнушалась нападать на соседние деревни.

О самой величественной достопримечательности , истории строительства сооружения узнаете на страницах нашего сайта!

Путешествуя по красивейшему городу, вам обязательно пригодиться карта метро Рима – ищите ее .

Обзор самых комфортабельных отелей Рима в центре найдете в следующем материале: .

История их возвращения

Такая жизнь продолжалась до тех пор, пока один из братьев – Рем – не попал в плен. Схватившие Рема пастухи, как оказалось, служили никому иному, как свергнутому некогда царю Нумитору.

Бывший правитель Альба-Лонги остался жив , но жизнь его была отнюдь не сладкой. Но у него была земля, небольшое стадо и пастухи в услужении. Они-то и привели к Нумитору однажды захваченного в плен Рема.

Расспросив юношу и сопоставив факты, Нумитор догадался, что видит перед собой собственного внука, одного из пропавших сыновей его дочери Реи Сильвии.

Тем временем Ромул с отрядом отправился выручать брата. Ворвавшись в город, они проникли в царский дворец и убили Амулия. Нумитору была возвращена власть, и жители Альба-Лонги вздохнули с облегчением – уж больно жестоким правителем оказался Амулий.

Спустя несколько лет Нумитор посоветовал внукам основать собственный город и расширять его по мере возможностей.

Основание Рима

Вечный город был основан 21 апреля 753 года до н.э. Правда, связано это было с весьма печальными событиями.

Перед тем, как основать город, братья никак не могли договориться – на каком из семи холмов он будет находиться. Рем предлагал Аветинский, а Ромул – Палатинский, связывая его с событиями из их собственной жизни. Выбор склонился в пользу Палатинского.

Постепенно на холме стали появляться первые постройки – будущий Вечный город. Встал вопрос: чьим именем будет он назван?

Снова заспорили братья, но решили так – каждый из них сядет на своем холме и будет считать пролетавших коршунов: у кого коршунов будет больше, тот и будет считаться выигравшим спор. Так и поступили. Рем на Аветинском холме насчитал шесть коршунов, Ромул – на Палатинском – двенадцать. Братья было заспорили о нечестных подсчетах, но их спор прекратили те, кто пришел вместе с ними. Выходило, что основателем Рима мог считаться Ромул, и он будет строиться на Палатинском холме.

Ромул провел широкую линию на земле, словно очерчивая границы (померии) будущего города, и возвестил, что ни один горожанин без его разрешения не переступит границу. Рем заявил, что границу эту перейдет даже младенец, и в шутку перепрыгнул несколько раз через линию. Ромул пришел в ярость и в запале убил собственного брата – Рема, сказав при этом: «Так я поступлю с каждым, кто нарушит мой приказ».

Ромул дал городу собственное имя (Ромул – «Roma», город Ромула) . Был проведен длинный ритуал рождения нового города: Ромул и его соратники по очереди перепрыгнули через огонь, чтобы доказать, что их помыслы чисты; затем была вырыта яма, куда все по очереди бросили по комку земли, принесенной из Альба-Лонги. Этим они показывали, что связь с родной землей остается у каждого, и что Рим отныне будет также считаться их родным городом.

Так как Romulus считался основателем Рима, отныне он нес огромную ответственность за Рим и за всех его жителей.

Понемногу Рим разрастался, со временем появились постройки не только на Палатинском, но и соседних Аветинском и Капитолийском.

Правление

Romulus-правитель был озабочен тем, как увеличить население города. Так как основную массу жителей на момент основания составляли мужчины (притом, далеко не лучшие категории населения – беглые рабы, каторжники, бродяги), соседние поселения не спешили породниться с ними.

Поэтому правитель пошел на хитрость: во время городского праздника римляне просто захватили понравившихся женщин (в историю сей факт вошел как «похищение сабинянок»). Одна из сабинянок, Герсилия, стала женой самому основателю Рима, родив ему сына Авилия и дочь Приму.

Скандал тогда разгорелся нешуточный, вплоть до военных угроз со стороны соседних территорий. Долгая кровопролитная война, право за обладание лучшими землями , претензии на власть… Наконец, племена римлян и сабинян решили примириться.

Заключили меж собой соглашение два сильных правителя – Ромул и Тит Таций, правившие впоследствии вместе в течение шести лет (после смерти Тация в одном из походов Ромул стал единоправным царем). Сабиняне поселились на одном из семи холмов – Капитолийском.

Romulus становится первым, кто ввел новую систему правления – сенат . Свое многочисленное войско он делит на легионы, а из остального населения Рима выбирает лучших из лучших, дабы составить из них городской совет. Он называет их «отцами», потому что они заботятся не только о собственных сыновьях, но и о других жителях Рима.

Потомки будут называть их – патриции. Это будущие сенаторы, призванные решать основные вопросы жизнеобеспечения Рима.

Царь поделил жителей на патрициев и плебеев, задав тем самым задачи каждому из них – патриции решают вопросы насущные, плебеи занимаются земледелием и скотоводством. Однако каждый плебей был защищен законодательно, и каждый бедняк мог выбрать себе патрона – защитника (именно отсюда берет начало понятие патроната).

При Ромуле появляются свои праздники и обычаи. Убийство собственного брата (а Ромула долгие годы мучили угрызения совести за содеянное) послужило толчком к созданию Ромулом праздника Лемурий – в честь усопших.

Похищение сабинянок дает начало римскому обычаю похищать невесту перед свадьбой. А в честь женщин-сабинянок, которые примирили представителей двух племен – римлян и сабинян – Ромул установил праздник Матроналий.

Правил Romulus около 38 лет . Но во время одного из походов Ромул исчез. Случилось это при странных обстоятельствах: по свидетельству Плутарха, на месте сражения вдруг возникла странная туча, появлению которой сопутствовали ветры и вихри. Народ в панике бежал с поля боя, но после того, как туча рассеялась, Ромула не нашли – ни живым, ни мертвым.

Римская мифология приписывала Ромулу чуть ли не вознесение на небо. Но часть историков склоняется к версии, что в результате заговора в Сенате Ромул был убит своими же соратниками.

Но в 2007 году, при раскопках на Палатинском холме , была обнаружена пещера, где якобы и жили мальчики, пока их вскармливала волчица.

Вход в пещеру оказался настолько труднопроходим , что сначала исследования проводились при помощи небольшой видеокамеры.

Визуальные исследования показали наличие декоративной отделки на стенах пещеры, элементов мозаики и лепки.

Была выдвинута версия, что эта пещера служила убежищем и пристанищем для опальных близнецов, местом, где их выкармливала волчица.

Позднее народ Рима сделал из этого места святилище и поклонялся священной волчице.

Благодаря заботам Ромула, его руководству, Рим превратился из небольшого поселения на Палатинском холме в величественный город, который пронес свою славу через века – от древних времен до сегодняшних дней.

Вконтакте

Древние римляне, как впрочем, и все человечество, достигнув определенного уровня в своем культурном и нравственном развитии, невольно стали задумываться о своем прошлом. Но многие вопросы оставались без ответов. Пытаясь как-то объяснить неизвестное, люди делали предположения, где переплетался вымысел с достоверными событиями. Так стали появляться мифы и легенды.

Рим же, с его обширной историей, оставил нам в наследие множество тайн и легенд, связанных с его основанием и дальнейшем развитием. И как утверждает одна из легенд, основателями Рима были Ромул и Рем, являющимися детьми самого Марса - бога войны, особо почитаемого римлянами и считающих его родоначальником и хранителем своего родного города.

В честь этого события на Капитолийской площади в Капитолийском музее города Рима находится одна из самых известных скульптур мира - бронзовая волчица, кормящая двух младенцев. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н.э. этрусками - древним народом современной Италии. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира. И не было такого места в мире, где бы не чувствовалось влияние Рима, или, во всяком случае, где о нем не слышали и не знали.

На данный момент наше поколение знает гораздо больше, чем древние римляне об истории своего города. Способствовали этому археология и технический прогресс. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. По их, все-таки, предположениям первые поселения на территории современного Рима появились еще около 1000 лет до н.э. на Палатинском холме. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н.э. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим.

Но вернемся, все же, к легенде, являющейся одной из красивых и интересных в римской мифологии. Восстановим, так сказать, хронологию всех событий.


Эней и основание Альба-Лонги.


Для полноты картины, следует представить героя древнегреческой мифологии, сына Афродиты - богини любви, Энея. В ходе Троянской войны Троя была разрушена, поэтому Эней и уцелевшие жители города были вынуждены отправиться на поиски земель для основания нового города. В ходе долгих скитаний носило Энея и его спутников по морям и разным землям.

В Карфагене, куда забросила его насланная Герой (покровительница брака) буря, в Энея влюбляется основательница Карфагена - Дидона. Но влюбленным не суждено было быть вместе. Зевс - бог грома, неба и молний, повелел Энею покинуть Карфаген. Эней, не смея противиться велению бога, который правит всем миром, тайно уезжает из Карфагена. Обманутая Дидона, не в силах перенести утрату своего возлюбленного, так коварно предавшую ее, убивает себя.

Кстати, проклятья, посланные Дидоной вслед Энею, являются символом будущей вражды Рима и Карфагена.

Эней побывает в Сицилии, затем в городе Кумы, где получает судьбоносный совет прорицательницы Сивиллы - спуститься в царство мертвых. Последовав совету, Эней узнает о своем великом будущем и Римской империи.

В конце своего путешествия Эней и троянцы высадились на берег у устья реки Тибр. Так странники попали в царство Лаций, которым правил царь Латин (отсюда и название народа - латины). Он пообещал Энею руку своей дочери Лавинии. Эней, являющийся потомком Афродиты, легко смог очаровать девушку. Но препятствием их браку мешал царь рутулов Турн, которому также была обещана Лавиния. Состоялся поединок, в ходе которого Эней убил Турна и затем женился на Лавинии.

После смерти Энея, ставший правителем царства его сын Асканий (впоследствии принявший имя Юл), у подножия Альбанской горы основал город Альба-Лонга, в котором через много лет произойдут события, связанные с основателями Рима - Ромулом и Ремом.

Нумитор и Амулий. Борьба за власть.


Шли годы. Около 3-х веков прошло с момента прибытия троянцев в Лаций. Потомки Энея спокойно царствовали все это время, пока на престол не взошел четырнадцатый по счету царь Альба-Лонги Нумитор Сильвий, который получил власть после смерти отца на правах старшего сына. Амулий, младший брат Нумитора, был завистливым, коварным и жестоким человеком, мечтающий узурпировать власть в своих руках. Амулию удалось свергнуть Нумитора. Теперь вся власть принадлежала ему.

Боясь мести детей старшего брата, он убивает сына Нумитора, а его дочь, Рею Сильвию заставил стать весталкой - жрицей Весты (богиня, покровительница жертвенного огня и семейного очага). По законам того времени это обрекало Сильвию на 30-летнее безбрачие и невозможность иметь детей, которые могли бы претендовать на трон. Своего старшего брата Амулий не боялся. Тот был слишком слаб и дряхл, чтобы соперничать с Амулием, поэтому и остался жив.

Рождение Ромула и Рема.

Но все пошло не так, как предполагал Амулий. На четвертый год служения в священной роще к Сильвии явился Марс. Очарованный красотой девушки, бог войны овладел ею. Сильвия родила двух мальчиков-близнецов. Придя в ярость, Амулий приказал утопить младенцев в Тибре, а Сильвию посадить в темницу.

Раб, которому доверили убийство детей, положил их в корзину и пошел к реке. В это время разыгралась непогода. На Тибре полным ходом шло половодье. Ветер поднимал большущие волны, а вода все прибывала и прибывала. Раб побоялся заходить в воду и оставил корзинку у самой воды, думая, что уровень реки поднимется и корзинку с детьми унесет на середину реки, где они и утонут.

Спасение Ромула и Рема.


Воды реки действительно подняли корзину, и, о чудо, она зацепилась за куст, растущей на берегу, смоковницы. На плач малюток из леса прибежала волчица, которая накормила и обогрела близнецов. Молока волчицы братьям не хватало, и тогда на помощь пришли, а точнее прилетели, дятел и чибис, которые кормили малышей лесными ягодами. Все эти животные в дальнейшем стали священными для жителей Рима.

Затем близнецов нашел и забрал к себе домой царский пастух Фаустул. Его жена, Акка Ларенция, переживающая смерть своего ребенка, с радостью приняла малюток. Братьев назвали Ромулом и Ремом. И стали Фаустул с Ларенцией воспитывать близнецов как своих собственных детей.

Ромул и Рем возвращают власть своему деду.

Шло время. Близнецы подрастали. Братья помогали Фаустулу пасти стада, охотились, занимались гимнастикой и выросли красивыми, сильными и ловкими юношами. Иногда на стада нападали разбойники. И братьям приходилось сражаться не на жизнь, а на смерть. В этих схватках братья проявили себя как храбрые и отважные воины, за что и снискали всеобщее уважение и приобрели широкую известность.

Стада, которые пасли Фаустул, Рем и Ромул, являлись собственностью Амулия. У его старшего брата Нумитора, которого он оставил в живых, тоже были своя земля, свои стада и свои пастухи. Как-то раз между пастухами Амулия и Нумитора завязалась потасовка, в результате которой Рем попал в плен. Его доставили к Нумитору.

Рем заинтересовал бывшего правителя. Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Нумитор поинтересовался его происхождением, на что Рем поведал историю, которую он слышал от пастуха Фаустула. Сопоставив все факты, Нумитор догадался, что перед ним стоит один из его внуков, сын его дочери Реи Сильвии, которая к тому времени умерла. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. После этого братья твердо решили покарать Амулия. Вскоре они подняли восстание, в ходе которого ненавидящего всеми Амулия убили, а вся власть перешла к законному наследнику в лице Нумитора Сильвия, деда Ромула и Рема.

Основание Рима.

Через некоторое время Нумитор предложил братьям построить новый, свой город. Но где именно будет стоять город? Здесь мнения братьев разделились. Рем, по одним источникам, предлагал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, по другим - Аветинский холм. Ромул настаивал, чтобы местом основания города был непременно Палатинский холм.

Решили так: кто первый увидит знамение свыше, тот и определит место будущего города. Разошлись они по своим холмам и стали ждать. Вскоре Рем увидел шесть, кружащих над его холмом, коршунов, а Ромул - двенадцать, но все-таки чуть позже.

Кстати, позднее число двенадцать будут связывать с двенадцатью веками правления могущественной Римской империи.

Спор разгорелся с новой силой. Рем утверждал, что он первый увидел птиц. А Ромул настаивал, что увиденных им птиц было больше. Но все, пришедшие с братьями строить город, сочли доводы Ромула весомее. Теперь, когда спор был разрешен, следовало обозначить померии - границы будущего города. Считалось, что это сделает невозможным ни одному врагу никогда переступить границы города и войти в него.

Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Ведь Ромул, являясь основателем, теперь обязан отвечать за будущее города и мстить любому, кто будет поносить его детище и насмехаться над ним. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.

Город Ромул назвал в честь себя - Roma (Рим), город Ромула. Вот так был основан Древний Рим, а Ромул стал его первым рексом - так называли правителей Древнего Рима в, так называемый, царский период до основании Республики.


Похищение сабинянок.

В первое время основной проблемой, с которой пришлось столкнуться новоиспеченному правителю, была малочисленность населения города. С целью привлечения новых жителей и увеличения населения города, Ромул предоставил, примкнувшим к ним всем желающим, гражданство и права наравне с первыми, вместе с ним строивших Рим, переселенцами. Всех прибывших расселяли на землях Капитолийского холма. В город стали стекаться разорившиеся крестьяне, преступники всех мастей, беглые рабы, изгнанники и авантюристы.

Вот тут возникла новая проблема - отсутствие женского населения. Ведь соседские народы не хотели вступать в родственные связи с римлянами. Считалось постыдным связывать себя узами брака с разными проходимцами и бродягами, так быстро наводнившими Рим. Вот такая нехорошая слава была у города.

Поэтому Ромул пошел на хитрость. Спустя четыре месяца с момента основания города 21 августа, он решил организовать праздник в честь Конса (бог-хранитель, отвечающий за посев зерновых культур, запасы зерна и силоса) - Консуалии с разными играми и состязаниями. Всем соседям были разосланы приглашения на этот праздник, так что народу собралось немало.

В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам - ведь они пришли на праздник без оружия. Ромул тоже похитил одну из сабинянок - Герсилию, на которой впоследствии женился. Как утверждает легенда, именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения.


Война Рима с соседями.

События, произошедшие на празднике, сильно ухудшили, и без того не сильно дружеские, отношения Рима с соседними народами, которые пошли войной на Рим. Ромул со своим войском не только отбил все нападения, но и захватил города Ценин и Крустумерий. Слава его побед сопутствовала союзу с этрусками, которые заселили Эсквилинский холм. Так появились новые переселенцы, от чего войско Ромула стало только сильнее.

К тому времени соседские народы решили объединиться в борьбе против Рима. Основной силой были сабиняне, которые под предводительством Тита Тация пошли походом на Рим.

Вторгшись в римские земли, они осадили Рим. Но взять его никак не удавалось. Героические жители города самоотверженно защищались.

Существует легенда, что сабинянам удалось подкупить женщину по имени Тарпея, которая смогла тайно открыть ворота города и впустить сабинское войско. В награду предательницу ждало то, что носит каждый воин в левой руке. Но на левой руке были не только золотые кольца и браслеты, о которых мечтала Тарпея, но и тяжелые щиты. Так при входе в город каждый бросал ей браслет, а затем и щит. От таких «подарков» предательницу настигла кара и она погибла под тяжестью щитов.

Ромул и Таций заключают мир.

Завязалась битва. Но вдруг сражающиеся услышали плач и рыданья. Это похищенные сабинянки с детьми на руках выбежали на поле брани и стали умолять прекратить побоище. С одной стороны они обращались к братьям и отцам, а с другой к своим мужьям. Дрогнули сердца суровых воинов, опустили они оружие. Так был заключен мир между римлянами и сабинянами. Объединившись, два народа решили называться квиритами (копьеносными мужами), а правителями стали Ромул и Таций.

Шесть лет правил этот тандем. Много удачных походов совершили Ромул и Таций за это время. Последний их совместный поход был на альбанскую колонию Камерию, где в городе Лавиний Таций погиб. И Ромул стал единоличным правителем объединенных народов, а также первым царем Древнего Рима пожизненно.

Исчезновение Ромула.

Кончина или исчезновение Ромула окутана тайной. Возможно, его просто убили. Но по легенде Ромул сверхъестественным и невероятным образом исчез. Вот как описывает этот момент Плутарх (древнегреческий философ и биограф) в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий».

Считалось, что Ромул вознесся на небо 5 июля 717 года до н.э. После смерти римляне стали почитать Ромула как сабинского бога Квирина, который считался мирным образом Марса.

На этом легенда основания Древнего Рима заканчивается.

Рем
Remus
Капитолийская волчица , кормящая Ромула и Рема
Имя при рождении:
Род деятельности:
Дата рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Отец:
Мать:
История Древнего Рима

Основание Рима
Царский период
Семь царей Рима

Рождение и детство

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии , с играми , борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины) . В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Ромул - царь Древнего Рима

Устройство Ромулом римского государства

Основатели

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: «Здесь будет город».
«Город, как солнце» - ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий
Мы обрели наш древний почет».
Рем отвечал: «Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, - промолвил Ромул, -
Здесь будет дом наш, открытый всем».
«Но надо поставить ближе к дому
Могильные склепы» - ответил Рем.

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.

Дети Ромула

У Ромула была дочь Прима и сын Авилий , рождённые ему, по одной из версий, Герсилией .

Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля , в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином .

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города » Тит Ливий.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий .

Аналогии в культурах других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил . Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе . Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике . Наконец, легенда об убийстве Ромулом родного брата очень напоминает библейскую историю о Каине , убившем родного брата Авеля .

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

В случае с Ромулом его братоубийство произошло из-за борьбы за власть, и это сюжет повторявшийся многократно в течение всей истории Рима. В случае с Каином мы видим такую же зависть и злобу, возникшую на фоне собственной неудачи и успехов родного брата, принёсшего угодную Богу жертву. Интересно, что сразу после истории с убийством брата, Каин предстаёт в Писании строителем первого в истории человечества города.

Эта аналогия приходила на ум ещё античным авторам. Вот, что пишет о Ромуле Аврелий Августин (Августин блаженный) в своём труде «О граде Божьем» (2 часть, 15-я книга, 5 глава):

О первом основателе земного града – братоубийце, которому соответствовал по нечестию братоубийства основатель Рима.

Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4). Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов:

Первые стены, увы, обагрилися братскою кровью.

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они – злы...

В честь Ромула и Рема названы спутники астероида (87) Сильвия : Ромул S/2001 (87) и Рем S/2004 (87), открытые в 2001 и 2004 гг.

Примечания

См. также

  • Амала и Камала - дети, якобы воспитанные волками

Ссылки

  • Социально-экономические отношения и оформление римской государственности в царскую эпоху (2009). Архивировано
  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности (2009). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 2 апреля 2009.
  • Ромул и Рем. Основание Рима . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации