Защита природы, окружающей среды для детей. Загрязнение воздуха полезно для детей

Елена Мусина
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды»

Проектная деятельность

«Охрана окружающей среды »

Методический паспорт проекта .

Тип проекта - исследовательско - творческий.

По составу - участников - детско-взрослый.

Вид проекта - межгрупповой , долгосрочный.

Проблема - защита окружающей среды .

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей об охране окружающей среды .

Задачи :

1. Закрепить полученные дошкольниками знания по охране окружающей среды .

2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды .

3. Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир .

4. Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний.

Серия мероприятий.

o Занятие : «Как вести себя в природе» книга «Экологические праздники» Л. Молодова стр. 62;

o Чтение стихотворения «Прогулка» С. Михалков : чтение, решение проблемной ситуации.

o Посадка цветов на участок детского сада.

o Викторина

o Выставка рисунков.

o Литературно-музыкальная композиция с использованием стихов и песен

М. Пляцковский, Е. Птичкин «Не дразните собак» ,

Р. Рождественский»Земля наш дом», «Большой хоровод» ,

И. Мазнин «Давайте дружить»

М. Пляцковский «Не рвите цветы»

В Викторов, Д. Львов-Компанеец «Шире круг»

o Кукольный спектакль «О незадачливом мальчике и верных друзьях леса» стр. 73

o Презентация «Давайте будем беречь планету»

Конкретные ожидаемые результаты :

В ходе реализации проекта «Охрана окружающей среды » педагоги планируют достичь следующих результатов :

Ребенок :

1. Развитие активной речи детей .

2. Развитие навыков сотрудничества, партнерского общения.

3. Повышение познавательной активности у детей .

Педагог :

1. Повышение педагогической компетентности по охране окружающей среды .

2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.

3. Создание в ДОУ условий для развития у детей знаний об охране окружающей среды .

Участники : педагоги и дети логопедической группы №4

Литература :

Л. П. Молодова «Экологические приздники для детей

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы»

Т. А. Шарыгина «Какие месяцы в году»

Презентация «Земля –наш общий дом»

Земля наш родной дом и каждый отвечает за порядок в нем.

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Это грозит тяжелыми последствиями и человечеству и природе.

В наш век научно технического прогресса человек все больше и больше вторгается в природу : распахиваются новые земли, уничтожаются в леса, строятся Гидроэлектростанции.

Все это приводит к тому, что нарушается нормальная жизнь животных и растений, они вытесняются человеком из своих родных мест и гибнут, большой урон животному миру нанесла химическая охота, уничтожение лесов, поэтому сейчас очень остро стоит вопрос об охране природы , создании заповедников.

Природа сама пытается бороться с загрязнениями, например, растения очищают воздух от вредных газов и пыли. Одно единственное дерево бук вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько его требуется для 64 человек и так по своим возможностям, каждая травинка, лопух, крапива, кустарник , дерево

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности, все должны бережно относится ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе

На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников , растение - живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, там где много растений -легко дышится

Не повреждайте кору деревьев, поймите им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут

Не рви цветов в лесу и на лугу, ведь цветок в вазе- это пленник, приговоренный к смерти, пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех кто придет следом за нами, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов цветов

В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не вытаптывать траву и почву, народная мудрость гласит : «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек тропу, а 1000 пустыню

Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости, кострище это раны на почвенном покрове леса, для их заживления требуется 15-20 лет, от костра может возникнуть пожар

Не сбивайте грибы, даже не съедобные, тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес не понимает его, мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум, от этого птицы и звери покидают свои норы, гнезда, нужно ценить и охранять тишину , уметь слушать волшебные звуки леса

Не оставляйте в лесу после себя беспорядок помните, брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго т. к. нет на земле бактерий, способных его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар

Нас много ребята пусть каждый из нас хоть кустик для сада посадит сейчас

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни

Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоемы . В лесах, степях, горах разные звери, будем охранять наши леса , степи, горы

Рыбе- вода, птице- воздух, зверю-лес степь и горы, а человеку нужна Родина и охранять природу значит охранять Родину .

У детей сегодня гораздо больше возможностей, чем раньше, чтобы помочь спасти нашу планету от загрязнения и отходов. Благодаря интернету, у тебя под рукой больше ресурсов, чем твои родители в твоем возрасте могли бы найти в целой библиотеке. Прочитай эту статью, и ты узнаешь о некоторых интересных и полезных вещах, которые ты можешь сделать для нашей планеты.

Шаги

Дома

    Помоги с переработкой отходов. Программы по переработке становятся все более популярными и доступными. С их помощью можно очистить и переработать определенные виды отходов. Таким образом материалы можно заново использовать, а производителям нужно добывать меньше природных ресурсов. Помоги взрослым сортировать отходы и регулярно сдавать их на переработку. .

    • В разных районах существуют различные возможности для переработки отходов, поэтому выясни, что можно переработать в твоем районе, а что нет. Обычно по меньшей мере можно переработать бумагу, тонкий картон (например, пакеты из-под молока и сумки для покупок), тонкий металл (например, жестянки из-под газированных напитков) и стекло. В некоторых регионах возможно переработать плотный картон, пенопласт и другие материалы.
    • Организуй переработку. Убедись, что бутылки, стеклянные и жестяные банки достаточно чистые. Им не обязательно сиять чистотой, но в то же время они не должны быть наполовину полными. Затем рассортируй отходы по видам. Если у вас дома используются отдельные контейнеры для каждого вида отходов, тебе будет проще правильно рассортировать отходы для переработки. Даже если у вас дома таких контейнеров нет, все равно отходы можно сортировать, чтобы получить представление о том, какое количество материала каждого типа твоя семья использует каждый день.
    • Делай это регулярно. В зависимости от того, насколько большая у тебя семья, это может стать твоей еженедельной задачей, а возможно, тебе понадобится уделять этому немного времени каждый день.
      • Если специальная машина регулярно забирает отходы для переработки, не забудь заранее выставлять рассортированные отходы на улицу.
  1. Сократи потребление энергии. Энергия, которая используется в твоем доме для таких вещей, как горячая вода, кондиционер и электричество, производится на различных электростанциях, которые перерабатывают определенный вид топлива, чтобы превратить его в энергию. Некоторые виды топлива экологически чище, чем другие, например, гидроэлектроэнергия (энергия текущей воды) чище, чем энергия, получаемая при сжигании угля; но независимо от метода, извлечение энергии увеличивает нагрузку на окружающую среду. Внеси свой вклад в охрану огружающей среды, используя как можно меньше энергии.

    • Выключай свет и электронные приборы (например, телевизор и игровую приставку), когда ими больше не пользуешься. Однако, прежде чем выключить семейный компьютер, спроси родителей - иногда компьютер должен остаться включенным по различным причинам. В течение дня открывай шторы и жалюзи и используй естественный свет вместо электрического.
    • Поддерживай температуру в доме на умеренном уровне. Если у тебя дома есть кондиционер, попроси родителей установить его не ниже 22 градусов по Цельсию летом. Если у вас дома есть термостат, зимой не устанавливайте его выше 20 градусов (одеяла и теплая одежда не дадут вам замерзнуть, когда в доме прохладно.) Ночью поставьте термостат на 13 градусов в комнатах, в которых никто не спит.
      • Если вы живете в холодном регионе, не устанавливайте термостат ниже 13 градусов зимой, иначе трубы могут замерзнуть ночью.
    • Используй меньше воды. Принимай короткий душ вместо ванны, выключай кран, когда им не пользуешься, например, когда чистишь зубы. Даже такие мелочи идут в счет!
  2. Начни повторно использовать многие вещи. Попроси родителей купить 3-4 многоразовые сумки для покупок. Стоят они недорого, зато помогут сократить количество бумажных или пластиковых пакетов, которые вы приносите домой из продуктовых магазинов. Что касается твоих личных вещей, начни использовать в школе многоразовую коробку для ланча, если ты еще этого не делаешь. Она к тому же выглядят круче, чем бумажные пакеты. Попроси также многоразовую бутылку для напитков. Бутылка из металла или прочного пластика отлично подойдет.

    • Обязательно полоскай и стирай многоразовые сумки и пакеты для покупок примерно раз в неделю, чтобы они не стали грязными и сальными. Быстро потри их в раковине тряпкой или губкой и оставь на сушилке для посуды на пару часов.
    • Используй ненужные пластиковые пакеты в качестве пакетов для мусора в ванной или в своей комнате. Они прекрасно влезают в маленькие корзины для мусора, и таким образом отпадет необходимость покупать специальные пластиковые мешки для мусора.
    • Когда ты выбираешь пластиковую бутылку с водой, убедись, что она сделана без БФА (бисфенола А). Тогда ее можно будет использовать многократно. Бутылки из пластмассы с БФА небезопасно использовать в течение длительного времени.

    В саду

    1. Посади деревья. Поговори с родителями о пользе посадки деревьев. Лиственные деревья, посаженные рядом с окнами, обеспечивают прохладную тень летом, когда их листья зеленые; зимой их листья опадают, пропуская больше света в окна. В любом случае это поможет сократить расходы на электроэнергию. И любой сорт дерева прекрасно удаляет загрязнения, впитывая углекислый газ и перерабатывая его в свежий кислород, которым мы дышим.

      • Вместе с родителями посоветуйтесь со специалистом, чтобы подобрать деревья, которые вырастут до определенной высоты в вашей климатической зоне, не вызывая при этом проблем в саду. Практически для любой желаемой высоты и для любого климата существуют подходящие деревья.
      • Обязательно получи инструкции по уходу за деревом и регулярно поливай его после посадки. Заботься о саженце, и к тому времени, когда ты вырастешь, у тебя будет прекрасное крепкое дерево, которое выросло вместе с тобой.
    2. Реже подстригай газон. Некоторые взрослые очень сильно заботятся об имидже и не позволят тебе делать это на лужайке перед домом, но большинство из них не должны возражать насчет заднего двора. Выясни, как часто подстригают газон зимой и летом, и начни делать это примерно на неделю реже. Бензиновые газонокосилки очень сильно загрязняют воздух, поэтому чем меньше вы будете подстригать лужайку, тем меньше смога попадет в воздух. Это также поможет сэкономить на стоимости бензина.

      • Предложи подстричь газон в обмен на разрешение делать это реже. В любом случае это полезный навык: когда ты немного подрастешь, порой ты сможешь неплохо заработать, подстригая чужие газоны.
      • Если у вас дома механическая газонокосилка, не нужно волноваться о том, чтобы реже подстригать лужайку, поскольку они не производят загрязнений. Конечно, с ними гораздо труднее работать, чем с бензиновыми газонокосилками!
    3. Меньше поливай газон. Это может существенно сократить общее давление, которое твой город или населенный пункт оказывает на окружающую среду, особенно летом. В некоторых городах от домовладельцев даже требуется, чтобы они не поливали свои газоны в летние месяцы именно по этой причине. Конечно, недостаток такого подхода заключается в том, что к концу лета газон может стать коричневым и сухим. С другой стороны, у тебя есть прекрасное тому объяснение.

      • Зимой большинство лужаек вообще не нуждаются в поливе. Если твоя семья поливает газон круглый год, по крайней мере попроси их перестать это делать зимой.
    4. Используй экологически безопасные химические продукты. На рынке есть много удобрений, гербицидов (средств борьбы с сорняками) и пестицидов (средств борьбы с вредителями), которые помогают сохранить красоту сада; однако, при регулярном использовании в течение долгого времени некоторые из них опасны для окружающей среды. Постарайся выяснить, какие химикаты использует твоя семья, затем поищи в интернете «зеленые» альтернативы, которые не причиняют такого вреда окружающей среде. Покажи их родителям и попроси перейти на них.

      Запусти немного свой газон. Гербициды крайне часто используются на газоне, чтобы избавиться от неприглядных сорняков. Что бы ты предпочел: газон с парой одуванчиков или газон, покрытый химикатами? Укажи на это своим родителям и попроси их выбрать прополку, даже если газон в итоге будет выглядеть чуть менее безукоризненно.

      Выпалывай сорняки вместо того, чтобы распылять химикаты. Некоторые люди используют гербициды, чтобы избавиться от сорняков в саду или на клумбе. Поскольку земля там мягче, нет никакой необходимости в химикатах. Возьми садовые перчатки, тяпку и садовый совок, и выпалывай сорняки вручную каждые выходные. Это хорошая возможность провести время на свежем воздухе с семьей, и это гораздо чище и безопаснее, чем гербициды.

      Введи в свой сад полезных насекомых. Наряду с насекомыми-вредителями (как, например, тля), существуют и другие насекомые, которые лакомятся вредителями. В некоторых садоводческих магазинах можно заказать таких насекомых, например, златоглазок (которые любят есть тлю и к тому же красиво выглядят). Положись на природные средства защиты, и использовать пестициды придется гораздо реже.

      • Оставь полезных насекомых там, где ты их нашел. Во многих случаях в твоем саду уже есть насекомые-охранники. Например, садовые пауки едят всевозможных вредителей, и в то же время они абсолютно безопасны для твоих растений. Когда ты находишь таких насекомых, не избавляйся от них, пусть они тебе помогают.

      Семейные и школьные проекты

      1. Убери парк. Собери группу друзей или выбери день, когда вся твоя семья может пойти утром в близлежащий парк. Захватите несколько больших пакетов для мусора и садовые перчатки. Начните с парковки и пройдите вдоль каждой дорожки в парке, подбирая весь мусор, который найдете. Через пару часов ваш парк будет безукоризненно чистым!

        • Если ты видишь мусор не на дорожке, не надо колебаться – пойди и собери его. Если его трудно достать, найди ветку и подтяни его.
        • Когда ты это читаешь, возможно, это не выглядит как что-то захватывающее, но на самом деле это прекрасный опыт. Тебе даже может настолько понравиться, что ты захочешь делать это на регулярной основе и раз-два в год убирать парк снова.
      2. Присоединись к более масштабной операции по уборке. Если ты спросишь учителей и посмотришь местные новости, ты, вполне возможно, узнаешь, что существуют другие группы людей, которые проводят операции по уборке, подобные твоему проекту по уборке парка. В большинстве случаев эти люди рады, когда дети и семьи присоединяются к ним. Таким образом ты можешь поучаствовать в уборке пляжа, кемпинга или горной тропы. Быть частью большего движения очень вдохновляет.

      3. Присоединись к другим группам добровольцев. Любишь ли ты сажать деревья, расчищать тропы или просто распространять информацию об экологических изменениях в твоем родном городе, вполне возможно, существует местная группа, которая разделяет твои интересы. Обратись к ним и спроси, как ты можешь помочь. Если такой группы нет, почему бы не поговорить с родителями или школой о том, чтобы создать ее самостоятельно? В конце концов, невозможно быть слишком юным, чтобы изменить мир к лучшему.

        • Если твои друзья разделяют твои интересы, пусть они подпишут заявление, предназначенное директору школы. Если директор будет знать, что много людей заинтересованы в проекте, больше вероятность того, что он рассмотрит ваше предложение.
        • Одна из программ, которые многие школы могут использовать, но мало школ реально применяют, это программа изготовления компоста. Компост помогает сократить количество отходов. При компостировании отделяют пищевые отходы и садовый мусор, которые затем разлагаются и превращаются в почву. При достаточном интересе, программа изготовления компоста в твоей школе может иметь большой успех, так что начни распространять информацию и заручись поддержкой среди твоих одноклассников и их родителей.
      • Это руководство является лишь отправной точкой. Поспрашивай вокруг и поищи в интернете, что ты можешь сделать, чтобы помочь нам всем жить в более безопасном и здоровом мире.
      • Не забывай вознаграждать себя за всю твою тяжелую работу. Наслаждайся тем, что ты помог защитить: выходи на улицу, играй или исследуй природу при любой возможности. Если ты относишься к природе с уважением и заботой, ты сможешь ею насладиться в полной мере.

      Предупреждения

      • Всегда получай разрешение родителей, прежде чем предпринять что-либо новое. Последнее слово всегда остается за твоими родителями; если они не хотят, чтобы ты что-то делал, у них, вероятно, есть веские основания для этого. Уважай их; они тебя любят и всегда действуют в твоих лучших интересах, даже если иногда кажется, что это не так.
Когда вы думаете о многочисленных проблемах окружающей среды, вставших перед современным миром, какие способы их решения приходят вам в голову? Возможно, вы думаете о последних предупреждениях ученых касательно глобального потепления, об вымирающих видах животных и растений, об исчезновении лесов или о загрязнении воздуха и воды. Конечно, список угроз окружающей среде можно продолжать до бесконечности, и ваши дети, без сомнения, уже узнали о многих из них дома или в школе.

Многим взрослым может быть страшно изучать научные данные, подробно описывающие положение дел с охраной окружающей среды. Как же научить своих детей важности заботы об окружающей среде и не вложить в них представление о неизбежном конце света и вселенской катастрофе? Для начала обратите внимание детей на то, что может сделать для охраны природы ваша семья и ваши друзья. Если вы поможете своим детям озаботиться охраной окружающей среды с самого раннего возраста, они смогут увидеть, что их действия на самом деле играют важную роль, а если действовать заодно с другими людьми, можно сыграть важную роль в изменении и улучшении всего мира.

В статье приведены простые, легко выполнимые занятия с детьми, которые вы можете включить в свое ежедневное расписание и которые помогут им ответственно обращаться с окружающей средой.

Берегите воду

Знаете ли вы, что один человек расходует, в среднем, около 200 литров воды в день? Возможно, вы догадываетесь, что в ванной люди используют больше воды, чем в любой другой комнате в доме, или что капающий кран может пролить до 7500 литров воды в год. Но в то время как вы, скорее всего, знаете об этой статистике, ваши дети, вероятно, не имеют представления о том, сколько воды расходуется зря каждый день.

Как же научить детей беречь наши водные ресурсы? Подумайте над следующими предложениями:

    чистя зубы, умываясь или моя руки, выключайте воду, а не лейте ее постоянно;

    возьмите себе за правило сокращать время пребывания под душем (пользуйтесь таймером, если это необходимо);

    если настала очередь детей мыть посуду, не давайте им лить воду постоянно, когда они намыливают или споласкивают посуду;

    если вы просите детей помыть садовые дорожки, давайте им швабру, а не шланг;

    пусть весной и летом ваши дети поливают растения рано утром, чтобы избежать испарения и, соответственно, расходовать меньше воды;

    не выбрасывайте мусор в туалет, потому что при этом каждый раз приходится сливать воду.

Переработка отходов

По всей вероятности, теперь ваши мусорные ведра стали намного легче, чем несколько лет назад. Сегодня баки для вторсырья стоят уже во многих городах, и в большинстве домов тоже есть мусорные бачки с такими отходами, которые увозят специальные машины раз в неделю.

Ваши дети, возможно, тоже принимали участие в школьных программах сбора макулатуры и Всемирного дня охраны окружающей среды (отмечается ежегодно во всём мире 5 июня), которые пропагандируют защиту окружающей среды. Может быть, они даже помогают своей семье собирать и отправлять на переработку алюминиевые банки и пластиковые бутылки и получают за это деньги. Раз переработка мусора так распространилась в последние годы, что же еще можно сделать, чтобы сократить загрязнение окружающей среды?

Сократите количество отходов

Наверное, самое простое, что прежде всего может сделать ваша семья, - это сократить количество производимого вами мусора. Потому что та горстка мусора, которую производит каждый отдельный человек, складывается в огромные горы всеобщего мусора, и снижение количества вашего личного мусора может существенно повлиять на окружающую среду. Вам помогут следующие идеи:

    экономьте бумагу, пишите письма и делайте домашнее задание на двух сторонах листа;

    сделайте стопку бумаги для заметок, которую ваши дети смогут использовать для своих черновых работ, - это помогает использовать бумагу дважды;

    когда готовите обед, используйте многоразовую посуду;

    поощряйте детей использовать многоразовые контейнеры, а не полиэтиленовые пакеты, оберточную бумагу или алюминиевую фольгу;

    складывайте постриженную траву, листья и пищевые отходы в компостную яму у себя в саду, а не выбрасывайте их вместе с мусором, что тоже снизит объем мусора, отвозимого на городские свалки;

    покупайте вещи, сделанные из переработанной бумаги и других переработанных материалов;

    покажите своим детям, как много упаковочного материала пропадает впустую, когда вы покупаете индивидуально упакованные вещи, вместо того чтобы брать большие упаковки и затем раскладывать купленное по порциям в многоразовые контейнеры;

    покупайте перезаряжаемые батарейки и другие устройства, которые в конечном итоге менее вредны для окружающей среды и служат намного дольше обычных батареек;

    если вы находитесь в магазине и покупаете какую-нибудь маленькую вещь, положите ее себе в карман, в сумочку или в другой мешок с покупками, а не просите для нее отдельный пакет;

    берите с собой многоразовый пакет для покупок, который ваша семья может использовать несколько недель подряд, или просто хозяйственную сумку.

Вторичное использование старых вещей

Старая ненужная одежда, игрушки или предметы домашнего обихода могут получить вторую или даже третью жизнь, если начать их использовать не по назначению. Например, старая шина может стать отличной садовой клумбой, а рваная одежда может быть использована как тряпка. Части поло манных игрушек могут обрести новую жизнь в качестве материала для поделок. Вы также можете отдать еще пригодную вещь в благотворительное общество.

Переработка отходов вне дома

Многие люди аккуратно собирают мусор дома и совершенно забывают об этом вне его. Например, что вы делаете с пустыми пластиковыми бутылками и банками от газированной воды? Выбрасываете ли вы их в контейнер для переработки отходов, если таковой есть поблизости? Или просто отправляете в урну?

Напоминайте своим детям, что им надо всего-навсего удостовериться, что банка или бутылка пуста, положить ее к себе в рюкзак и потом, дома, выкинуть в контейнер для переработки отходов. Также вы можете посоветоваться с администрацией садов и парков вашего города, нет ли возможности поставить такие контейнеры в районах интенсивного городского движения. В некоторых садах и парках и на пляжах уже есть особые емкости для пластиковых бутылок и металлических банок.

Снижение загрязнения воздуха, замедление глобального потепления

Если ваши дети учатся в средних или старших классах, возможно, на уроках им уже рассказали о глобальном потеплении. Хотя может казаться, что предпринимать какие-либо меры по снижению количества выбрасываемых в атмосферу газов в состоянии только правительства и крупный бизнес, есть кое-что, что можете сделать и вы с вашей семьей, не говоря уже о том, что это поможет вам одновременно и сэкономить деньги. Например, можно предложить своим детям следующее:

    Если вам надо куда-то добраться, идите пешком, поезжайте на велосипеде или сядьте в автобус, вместо того чтобы ехать на машине. Может быть, вы живете достаточно близко к школе, чтобы ваши дети могли ходить в нее пешком? Можете ли вы договориться с соседями по очереди развозить детей на машине? Могут ли ваши дети пойти в гости к другу пешком или поехать на велосипеде, а не пользоваться машиной?

    Экономьте электричество (выключайте телевизор, свет, радио и другие электроприборы, когда ими не пользуетесь).

    Сажайте деревья и другие растения, чтобы помочь поглощению излишнего углекислого газа (они также обеспечивают тень и защиту от ветра, что помогает лучше сохранять в домах более или менее постоянную температуру и, следовательно, снизить расходы энергии на их отопление или охлаждение).

Меньше усилий - больше результат

Наши маленькие повседневные действия самыми разными способами могут иметь значительный положительный эффект на окружающую среду. Чтобы дети начали постоянно задумываться об окружающей среде, дайте им возможность видеть все, что вы делаете для ее защиты изо дня в день, и объясняйте, почему вы это делаете. Например, дети могут не понимать, почему использование энергосберегающих ламп или механической газонокосилки лучше для окружающей среды, пока вы им это не объясните. Покажите своим детям, что вы не разбрасываете мусор, и объясните, какое влияние загрязнение имеет на окружающую среду. Не выбрасывайте ненужные вещи, а отдавайте их в благотворительные общества. Будьте в курсе проектов по охране окружающей среды в своем районе, и, возможно, вы сможете посадить дерево или убрать мусор в местном парке вместе с детьми.

Конспект

интегрированного мероприятия

с детьми дошкольного возраста 5-6 лет

«Давайте вместе Природу сохраним…»

Разработала воспитатель

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 12»

Иванова Марина Александровна

Актуальность проекта

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если в реки и озёра поступают выбросы из различных заводов и фабрик, то вода становится загрязняются. Её нельзя пить, нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно бережно относиться.

В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд и т.д. Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель: Формировать осознанное отношении к природе, экологическую культуру у детей.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о живой природе;

Формировать у детей элементарное умение предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде;

Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи; - Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе.

Развивающие:

Развивать внимание;

Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, бережном отношении к ней;

Воспитывать у детей умения работать в группе, договариваться друг с другом, выполнять правила поведения в группе.

Материалы: глобус, аудиозаписи со звуками природы, загадки о природе, макеты растений и деревьев, гнездо с птенцом, игрушка ежик.

Ход мероприятия:

Воспитатель: А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас в стране? Сегодня Всемирный день охраны окружающей среды.

А что такое «окружающая среда»? (цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо).

Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями (показать на глобусе), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, . Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.

Воспитатель: Ребята, а можно ли купить чистый воздух, чистую воду, чистую землю?

Если денег накопить

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.

Воспитатель: Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?

Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.

Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в лес?

Да.

Воспитатель: На каком транспорте вы хотели бы отправиться в путешествие в лес ?

Дети: На машине, на самолете, на автобусе, пешком.

Воспитатель : Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. Для поездки нужно получить билеты, а для этого вы должны ответить на вопросы. Для этого я предлагаю вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.

Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает билет.

- Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

- Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

- У какого дерева белый ствол? (У березы.)

- Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

- Сколько ног у жука? (Шесть.)

- Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

- У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

-Волк дикое или домашнее животное? (Дикое.)

- Карась, щука, сом, окунь – это …(рыбы)

- У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

- Как назвать детеныша кабана? (Поросенок.)

- Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

- Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

- Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

- У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

- Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

- Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы. Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках.

Воспитатель с детьми встают в паровозик и двигаются по залу под музыку «Голубой вагон».

Воспитатель : Вот мы и приехали в лес.

Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?

Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно заболело и может погибнуть.

Воспитатель: посмотрите, у березки сломаны ветки и на коре повреждения. Чем же мы можем ей помочь? Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй, а веточки забинтуем.

Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.

Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет.

«Как нужно вести себя в природе»

Подходим к другому дереву .

1-я ситуация (под деревом гнездо с птенцом)

Воспитатель: - Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

- А в нем птенчик!

- Может, возьмем его домой, он такой маленький, беспомощный, одинокий.

- Мы будем заботиться о нем!

Воспитатель: Можно брать птенцов из гнезда?

Дети: Нет! Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

На поляне растет цветок

2-я ситуация

Воспитатель: Какой красивый цветок! Это ландыш!

- Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвем его и отнесем маме.

Воспитатель: Можно рвать цветы?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

А что такое Красная книга? (ответы детей)

Воспитатель: Почему она красная?

Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.

3-я ситуация (возле пня сидит ежик)

Воспитатель: - Ой, смотрите ежик! Давайте возьмем его в детский сад! Он будет жить у нас в живом уголке!

Воспитатель: Можно так поступать?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Воспитатель: А что еще запрещено делать в лесу?

Дети : Сбивать грибы, разводить костры, разорять муравейники, ловить насекомых, сильно шуметь

Воспитатель: Ребята, а почему нельзя шуметь?

Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.

Воспитатель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину. Давайте и мы с вами послушаем звуки леса.

Музыкальная пауза «Угадай, чей звук»

Воспитатель: включает аудиозапись со звуками природы.

Дети угадывают:

    шум дождя,

    пение птиц,

    шум ветра,

    стук дятла,

    кукушка

Воспитатель : Сейчас я отведу вас, ребята, на красивую полянку. Там растут такие красивые цветы!!! Но что же здесь произошло? (ответы детей)

Кто- то здесь отдыхал, не жалея лесной красоты! Трава вытоптана, выжжена, деревья поломаны, мусор кругом… Еще совсем недавно здесь было красиво! Разве так можно отдыхать в лесу?

Дети: Нет!

Воспитатель : Давайте наведем порядок на полянке!

Разделитесь на две команды. Соревнование «Чья команда соберет больше мусора»

Воспитатель: Вот теперь полянка стала чистой!

Воспитатель : Давайте составим памятку поведения в лесу. Чтобы люди, приходившие в лес, знали как себя вести.

Дети с воспитателем делают коллаж «Правила поведения на природе»

1 ребенок: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

2 ребенок: Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

3 ребенок: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

4 ребенок : Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

Итог занятия:

Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и будете активными защитниками нашей родной природы.

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Мы являемся составляющей частью всего живого, что есть на Земле. Особенно важна живая – ее красота волнует малышей, пробуждая их любознательность, развивая фантазию и воображение. Значение природы в формировании личности ребенка трудно переоценить. Поэтому очень важно с младенчества прививать детям любовь и уважение к природе, обучая их трудиться во благо природы и делать все от себя зависящее для ее сохранения. Ведь природа – это наш общий дом, о котором каждый из нас должен заботиться.

Звуки природы для детей

Природа многообразна и способов изучения природы также очень много. Дети на природе летом обучаются посредством игры, наблюдений, выполнения веселых и увлекательных заданий в виде квестов и т.п. Уместны для обучения рассказы, иллюстрации, сказки, поговорки и пословицы о животных и природных явлениях. Главное – чтобы вся информация подавалась в увлекательной форме, чтобы ребенок, которому трудно сосредоточиться, мог увлечься и заинтересоваться.

Важную роль в воспитании малышей играют не только животные, насекомые, растения и птицы. Звуки природы для детей также очень важны. В отличие от взрослых маленькие дети отлично распознают голоса окружающего мира. Для них является вполне естественным подолгу прислушиваться к шуму ветра, плеску воды и шороху листьев. Музыка природы для детей служит прекрасным способом успокоиться и расслабиться.

Наверняка Вы ловили себя на мысли о том, как много звуков нас окружает. А знаете ли Вы, что на Земле не найти и двух мест, где звуки были бы совершенно идентичными. Наша планета настолько уникальна и разнообразна! В рамках изучения звуков природы можно выходить в лес, к реке или на берег моря. Особенно хороши для детей звуки воды: они успокаивают и умиротворяют, навевая хорошие сны. Звуки леса также отлично убаюкивают детишек. Малыши прекрасно отдыхают, слушая пение птиц, шелест травы и шум ветра.

Детям в любом возрасте полезно слушать «разговоры» дельфинов. Их пение происходит на определенных частотах, положительно влияющих на нашу нервную систему. Дельфинотерапия показана детям, страдающим аутизмом и другими болезнями, носящими как психический, так и физиологический характер.

Конечно, не всегда у нас есть возможность выбраться в лес или поехать к морю, в таких случаях вполне подойдут записи звуков природы на телефоне или на компьютере. Включайте их ребенку на 20-30 минут перед сном, и малыш будет крепко и спокойно спать.

Вода в природе для детей

Вода является средой обитания большинства живых организмов на Земле. Она окружает нас повсюду: в почве, в воздухе, в небе, в растениях и в самом человеке. Такое явление, как вода в природе для детей естественно, но не очень понятно. Поэтому взрослые должны уделить этому вопросу особое внимание. Важнейшим понятием, связанным с природой, является круговорот воды. Но как можно доступно объяснить, как совершается круговорот воды в природе, детям? В каком возрасте это лучше всего сделать? Большинство педагогов считает, что чем раньше Вы будете рассказывать ребенку о тех или иных явлениях, тем лучше.

Самое важное – выбрать доступную форму. Малыши лучше всего понимают иллюстрации и все, что связано с образами, поэтому, объясняя круговорот воды, рисуйте, и как можно больше. Пользуйтесь яркими красками, простыми словами говорите о том, что вода изменяет свою форму и превращается в пар или в лед в зависимости от температуры. Расскажите о том, что вода очень нужна всем живым организмам на Земле, попросите привести примеры общения детей с водой (питье, купание, полив растений и т.п.) Более взрослым деткам можно уже читать иллюстрированные книги об этом природном явлении, просить самостоятельно изобразить, что происходит с водой в окружающей среде. Дети старшего возраста с увлечением будут смотреть телепередачи о различных природных явлениях, Вам останется лишь проследить за качеством изложения материала и поддержать дискуссию об услышанном.

Охрана природы для детей

Вне зависимости от возраста ребенка важной составляющей образовательной программы является охрана природы для детей. Как воспитать бережное отношение детей к природе? Все достаточно просто и сложно одновременно: нужно воспитать самих себя. Если ребенок с самого раннего возраста будет видеть, что его родители аккуратно убирают после себя мусор в лесу или на поляне после пикника, выбрасывают каждую бумажку в урну, а не на землю, разводят костры только в оборудованных для этого местах, он просто-напросто начнет подражать взрослым. Чем лучший пример Вы подадите, тем правильнее будет вести себя Ваше чадо.

Кроме этого, Вы можете приучить своего ребенка экономить воду, сортировать мусор, собирать макулатуру, использовать многоразовую посуду, ремонтировать и вторично использовать старые вещи и т.д. Чаще объясняйте ребенку, что труд детей в природе так же важен, как и труд взрослых, что для природы мы все равны, и она всегда благодарна за каждое посаженное дерево. Мы желаем Вам успехов в воспитании Ваших детишек!

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации