Славянская Богиня Берегиня — кто она? Славянская Берегиня – кто это.

На дальнем берегу небосвода, над вершиной Мер-горы, в звёздном храме Богов, горит священный огонь веры и любви. Этот живой Огонь поддерживает и охраняет великая Берегиня. Искры священного пламени разлетаются миллиардами звёзд по всей вселенной. Сколько лучей у волшебного огня, столько и звезд в небе, столько и чудесных воплощений Берегини. Она плывёт в небесной ладье, чтобы явиться на Землю, чтобы зажечь сердца людей светом божественной любви. Берегиня заботливо охраняет всё живое и сущее, и в небесах, и на суше, и в зелёных лесах, и в прозрачных реках, и в таинственных горах, и в каждом доме, в каждой светёлке. Нет ничего незамеченного великой Берегиней.

Посланница богов, Берегиня, поселяется у рек и озёр, наполняя течение вод священным духом, и чутко охраняет берега, ночью и днём. Особенно ей полюбились прибрежные берёзки и плакучие ивы. Там она превращается в красивую зеленоглазую девушку с длинными золотистыми волосами, и с венками из белых лилий. Некоторые одинокие путники и рыбаки иногда встречали у реки берегиню, качающуюся на берёзовых ветках.. И люди видели, как она расчёсывали свои прекрасные волосы волшебным гребнем. И пока она прикасалась к волосам волшебным гребнем, то в реках и ручейках сильнее струилась вода, заливая берега.. И когда убирала волшебный гребень с волос, то и потоки воды утихали...
Берегине подвластны все стихии и тайны природы. Она помогает людям, попавшим в трудное положение на реке, особенно тем, кто кроток и чист душой..

И в дремучем лесу Берегиня не дремлет. Заботливо оберегает там деревья, кусты и волшебные травы. Особенно она любит пахучие травы, полынь, любисток, мяту. Если кто-нибудь захочет порадовать Берегиню, то лучшим подарком для неё будут её любимые травы/ Берегиня по матерински заботится о зверюшках в лесу, их кормит, лечит, играет с ними…
Если на тропинке в лесу встретится добрый человек, то она это почувствует сразу, что он не чужой, и что он не причинит вреда природе. Такому человеку она будет всячески помогать, и выведет на дорогу к избушке лесника, и защитит от хищных зверей, и покажет поляну с вкусными ягодами и грибами, и направит его к целебному роднику, и ободрит в пути. А если добрый путник в лесу притомится, то она расстелет для него мягкую шелковую травушку-муравушку, и будет незримо присутствовать где-то рядом, оберегая его сон. А всякому, если кто в лес приходит с недобрыми мыслями, того Берегиня не пускает в тайны леса, и путает тропки, прячет лесное царство.

И в горах Берегиня обитает, как настоящая хозяйка, каждая тропка ей там родная. Оберегает горные полезные ископаемые и драгоценные камни, и подземные тайны пещер…Не каждому человеку она откроет секреты и сокровища гор, а только бескорыстной любящей искренней душе, тому, кто любит и чтит природу, как родную мать. Такому путнику она даст неутомимый прилив волшебных сил, наполнит его священным духом, зоркостью очей, чутким слухом, смелостью и вдохновением…

А ещё Берегиня незримо является на полях сражений, там, где верные воины защищают любимую родину. Берегия всегда на стороне благородного сердца, на стороне достойных рыцарей-защитников, тех, кто живёт по совести и любви. Берегиня не позволяет доброму защитнику погибнуть, и благословляет его к победе, она может создать вокруг воина волшебный защитный круг, пробить который бессильны вражеские злые копья.

"Текут реки большие на Руси.
И журчать они, полноводные,
пение древние о тех бояр,
которые не боялись к полям против готов выходить
и много лет драться за вольность русскую.
Те славные, ничего не берегли, ни жизни своей.
Так сказала им Берегиня"
(Из Велесовой книги)

А главная забота Берегини на Земле это защита семьи, мира, веры,добра.. В каждом доме, тереме и светёлке Берегиня внимательно наблюдает, всё ли там ладно, все ли здоровы и счастливы. Она радуется, когда в семье царит мир, справедливость, спокойствие, любовь, понимание, верность. И печалится, грустит, если видит раздоры и слёзы. Всех она хочет приласкать, приголубить, утешить, защитить, помирить.. Всем старается помочь, как любимым детям своим..
Древние славяне почитали и верили в Берегиню, считали её защитницей Рода и семьи, и всячески выполняли духовные заповеди богов.

С давних времён в домах славян всегда занимала печка. Для семьи печь - не только очаг тепла, она означала, как духовная хранительница добра и священного огня Берегини. По вечерам у печи собирались все члены семьи, и обретали покой, уют, радость, мир, прилив новых сил и надежд. Огонь в печи считали племенем любви, его поддерживали, чтобы никогда не угасал. Берегиня и сейчас постоянно заботится об очаге… Если видит, что огонь начинает потухать, то она, ласково улыбаясь, подкладывает ещё дров, чтобы любовь в доме была всегда неугасимой. У наших предков существовала традиция - если кто-то уезжал в другое село, то брали с собой огонёк от родного очага, и зажигали на новом месте, и всегда следили, чтобы в доме горели все лампадки. Священным огнём предки считали не только печь, а так же мамину колыбельную, дедушкину сказку, бабушкину вышивку, берёзку у родного крыльца, колодец во дворе… Верность, вера, любовь, сердечность, нежность, доверие - это тоже небесный огонь Берегини.

И тех пор на Руси, когда готовятся к свадьбе, то в семейном очаге пекут круглый хлеб. И жениха и невесту по традиции встречают с караваем. Сохранилась вера, что хлеб, испечённый в очаге Берегини, подарит счастье, плодородие и и долголетие молодой семье. В старину на Руси девушки, перед свадьбой, вышивали полотенца узорами, в которых изображались магические знаки Берегини. Такие вышивки считались оберегами. Такими же узорами украшали в домах ставни и двери, для зашиты семьи от колдовских чар.
А ещё, по традиции, передавались по наследству куколки-обереги, в которых, по вере, содержался дух Берегини. Этих куколок-Берегинь помещали в самых священных местах дома, и обращались к ним за советом и помощью. Наши предки верили, что Берегиня отзывается на каждую просьбу и помогает.

Берегиня и ныне присутствует рядом, и присматривается, как относятся к семье молодые жены, невестки, сестры. Тем женщинам, у которых доброе, мудрое сердце она передаёт им дар волшебства, и они сами тоже становятся берегинями. В простых домашних делах, и в приготовлении пищи, выполненной с любовью, благословением, и с молитвой за близких, пища делается волшебной, способной стать на благо семье, исцелить, прибавить сил, уверенности, радости. При уборке и мытье дома, берегиня прогоняет из дома все болезни и невзгоды, добавляет красоты, солнышка и уюта. При глажении белья, волшебница-берегиня привлекает удачу в дом, и любое дело и любая дорога в семье даётся легко. А те люди, которые берутся за ту же работу в сварливости, и с мрачными мыслями, то плоды их труда не приносят блага никому, и близкие в семье от этого страдают.

Берегине послушны облака в небе, её мольбы слышит ветер, и по её просьбе может остановиться ливень и гроза, когда её муж или дети в дороге. А так же она может призвать дожди в засуху, чтобы полить живительной влагой поля и огороды. Берегиня знает секреты волшебных растений, её понимают деревья, пчелы, бабочки и охотно дарят целительные плоды. Берегиня может успокоить хищных зверей, и они никогда не нападут на человека, и спокойно будут жить рядом. Там где проходит Берегиня, там пышнее цветут цветы, там сеется мир, согласие, доброта, любовь и радость.

День рождения Берегини наши древние предки отмечали каждый год 15 июля. В этот праздник девушки собирались на берегах рек, водили хороводы, заплетали венки из полевых цветов. Просили у берёзки благословения на счастливую семейную жизнь. Умывались волшебной росой при восходе солнышка, собирали лечебные травы. Роса, травы, цветы, собранные в такой день, обладают чудодейственной силой. В такой любимый в народе праздник веселились, пели песни, играли на гуслях. И молились Берегине о хорошем урожае, о здоровье, о благополучии семьи, просили о мире на земле.

Берегиня часто помогает героям разных сказок и былин в борьбе со злом, кто же это, собирательный образ защитниц рода людского или забытая ныне богиня?

Кто такая Берегиня у славян?

Берегиня защищала все живое от проявления злых сил.

В некоторых славянских народах Берегине поклонялись как духу-покровителю помогающему противостоять нечистой силе, в других источниках ими называли женщин - хранительниц рода. Также существует мнение что Берегиня - это стихийный дух воплощающийся в образе разных славянских богинь: , и других женских божественных образах.

Берегиня любит людей но покровительницей станет лишь для тех, кто живет по совести и не нарушает кона природы.

Деревом защитницы считается ива и береза, в русском фольклоре можно встретить образ березы как отожествление богини помощницы и защитницы.

Образ

Образ Берегини дошедший до нас из различных сказок или былин отличается в разных произведениях но имеет общие черты:

    умиротворенность и спокойствие;

    венок, цветок, птица, колосок в руках.

Часто ее описывали в образе юной светлой девой с голубыми глазами и светлым волосом. Встречаются описания в образе духа, прозрачной женщины спокойной и красивой.

Берегиню боялись злые духи, навки, упыри, кикиморы и другие существа несущие людям горе, болезни, смерть .

Славяне почитали богиню как защитницу рода, детей, семейного благополучия и приносили требы с просьбой о покровительстве деревни или семьи.

Какие образы можно встретить в разных источниках?

    Молодая светлая девушка с голубыми глазами;

    Зеленоволосая девушка;

    Женщина-мать, мудрая и добрая способная родить и вырастить большое количество детей, к ней обращались с молитвами о рождении здорового потомства.

Береза считается деревом Берегине, через березу люди обращались к ней.

Символ в обережной вышивке - ромб, ромб с точками, женщина с руками развернутыми к небу, а ногами в виде корней дерева.

Кроме вышивки, силой наделена кукла-оберег защищающая семью от любого негатива.

О чем просили славянки Берегинь:

    о рождении здорового ребенка;

    о зачатии и удачном течении беременности;

    о достойном супруге;

    о защите детей;

    о покровительстве путешественникам и воинам;

    о благополучии.

Считалось что духи с радостью откликались на просьбу людей живущих в ладу с природой и соблюдающих заветы предков.

15 июля

Особый день когда обращались к великой богини 15 июля, по старому стилю 2 числа. В этот день к Берегине обращались с просьбой послать богатый урожай. Кроме того, в этот день не принято было работать в поле. В этот день обращались к покровительнице и девушки желающие выйти замуж, просили любви, достатка, достойного суженного.

Берегиней считали женских покровительниц богинь: Ладу, Живу, Лель, Макошь.

Как обращались к Берегине славяне?

Символом богини считалась Русская березка. Поэтом все просьбы адресованные богине выговаривались березке. Для этого девушки выходили за околицу.

Кроме обращения к берегине славянские девушки и женщины растилали расшитые рушники по росе а потом обтирались собранной росой. Такой обряд заряжал женщину здоровьем и энергией, добавляло привлекательности и молодости.

Славянская культура полнится разными богами, духами и чудесами. На сегодняшний день доподлино не известно существовала ли такая богиня или это собирательный образ олицетворяющий мудрость, доброту и заступничество многих богинь и духов. Однако люди верят в силу оберегающих символов. По сей день сохранилась кукла-берегиня создаваемая для защиты домашнего очага и детей.

Берегиня - это богиня которая бережет и охраняет все живое. Богини оберегали людей от злых духов, предсказывали что будет в будущем. Берегини спасали людей от козней чертей, водяного и кикимор, помогая им добраться до берега. Спасали маленьких детей упавших в воду, они олицетворяли собой добрые силы природы. Они проявляли заботу о посевах и о своевременном дожде для них. Берегини божества плодородия и влаги, они они поливали росой поля из волшебных рогов. Но со временем люди перестали заботится и обегать природу, загрязнять воду чем обидели Берегинь и тогда берегини стали на охрану природы против них. Берегиня - божество среднего уровня , одно из первых, кому славяне начали приносить жертвы.

Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.

Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.

Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок.
Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

БЕРЕГИНЯ: ЛЕГЕНДА

Берегиня живет в воде отдавая предпочтение пустым и глухим местам, из редко выходит на где качается на деревьях которые растут возле берега. Предпочтение пышногрудая красавица отдает плакучей березе или иве. Если застать эту соблазнительницу врасплох можно увидеть ее следы которые остаются на мокром песке, а обычно Берегиня прячет их перерывая песок.
Выходит Берегиня на берег как одна так и с подружками. Вот здесь у них начинается веселье. Красавицы купаются, своими заманчивыми и соблазнительными голосами поют веселые песни, аукаются между собой, из цветов плетут венки которыми украшают свои прекрасные волосы. С играми, песнями и плясками водят хороводы.
Берегини любят во время плескания в воде у рыбаков путать сети. Портят плотины и жернова у мельников. Во время игры зачастую воруют у женщин пряжу и нитки. Увидев прохожего Берегини любят щекотать его после того как привлекут его внимание. В таких случаях помогает полынь если бросить ее им в лицо это отпугнет и успокоит их. Когда им становится скучно они завертывают за спиной у гусей их крылья одно за другое.

БЕРЕГИНЯ: ВОЛШЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - ГРЕБЕНЬ
Есть у Берегини волшебный предмет - это гребень. С его помощью она и сухое место может затопить. Гребнем Берегиня расчесывает свои шикарные длинные волосы таким образом она увлажняет себя, во время расчесывания по ней струится вода. Если ее волосы высохнут то Берегиня умирает, именно поэтому она никогда не отходит далеко от берега и живет в воде.
Любят Берегини вскружить головы молодым парням. А молодые красавцы не могут устоят перед манящим взглядом и чарами этих пышногрудых красавиц.

Берегиня - в славянской мифологии великая богиня, вместе с Родом породившая всё сущее. Её сопровождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.

Церковнославянские поучения против язычества перечисляют берегинь в числе второстепенных персонажей. Автор «Слова об идолах» упоминает берегинь вместе с упырями. Книжники упоминают, что берегинь было тридцать или «тридевять сестриц», что связывает их с сёстрами-лихорадками из апокрифов византийского происхождения.

Русалками берегинь считал ещё В. Даль в своём «Толковом словаре». С культом деревьев и растительности связаны и возможные реликты культа берегинь, зафиксированные этнографическими записями. В Каневском уездеКиевской губернии перегеней называли обряд, сопровождающий прополку свёклы, и главный персонаж этого обряда.

Берегиня – достаточно абстрактный образ. Очевидно, что это существо женского пола (с женской полярностью энергетики) и вполне добродушное, не несущее в себе ни капли негатива. Берегиня чаще всего изображается как молодая светловолосая девушка в простом платье светлых оттенков. Есть иные версии, гласящие о том, что Берегинями после смерти становятся сильнейшие ведуньи рода или добрые сердцем женщины, давшие роду немало славных потомков.

Возможно, под Берегинями наши предки подразумевали вид «добрых» русалок, не несущих для человека никаких отрицательных моментов. Культ Берегини был представлен берёзой - воплощением небесного сияния, света. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» - празднествах в честь берегинь (русалок).

Берегиня - славянская богиня, защитница и покровительница достойных

Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Богиня Берегиня, если верить славянским легендам, породила все живое на Земле. Она любит людей, однако защищает только достойных - тех, кто живет по совести и не нарушает законов предков.

Берегиня в славянской мифологии представлена довольно абстрактно, об этом божестве крайне мало информации. Берегиня никогда не выступала в роли богини, которая наказывает за неправильные поступки, как, например, богиня Макошь, которая карает людей, забывших о традициях предков. Богиня обычно изображалась как молодая девушка в светлом платье. Ивы же были связаны с русалками, ниже дано объяснение о связи водных духов с Берегиней.

День Берегини - 15 июля

День Берегины отмечается 15 июля, а если по старому стилю, то 2 июля. Он связан с практически ушедшим в прошлое праздником в честь этой славянской богини. В этот день полагалось обращаться к ней с просьбами о хорошем урожае, особенно, если шла речь о хлебе. В старину Берегиню просили уберечь семью от голода и дать много хлеба грядущей осенью.

В большинство славянских праздников работать нельзя. Поскольку береза считалась деревом богини-защитницы, на праздник Берегиня ей воздавались особые почести. Женщины и девушки, которые чтили эту богиню, выходили за пределы деревни, находили березу, кланялись ей и просили у нее счастья в любви, благополучия в доме, здоровья и защиты от недоброжелателей. Считается, что 15 июля Берегиня слышит всех, кому нужна ее защита и помощь.

Берегиня Покосница - кукла-оберег для детей и молодых девушек

Деревья очищали ткань от собранного с человека негатива, а также заряжали его силой Берегини. Со временем исчез культ Берегини, в легендах и мифах она осталась в роли духа-покровителя, который защищает людей, живущих достойно, обладающих чистой совестью и соблюдающих законы предков. Дух-берегиня уверен, что главным мерилом праведности человека являются его поступки и наличие совести.

Считается, что Берегинями становятся девушки, которые уже были просватаны, но погибли до замужества. С ними старались дружить люди, которые селились возле рек, в непосредственной близости от водоемов. При жизни в старину некоторых женщин называли Берегинями. В старину верили, что Берегиня Покосница передаст ребенку мудрость традиций древности, которые передавались из поколения в поколение. Постепенно формировались более четкие образы богов и богинь, приобретая конкретный облик. Поклонение берегиням стало сочетаться с поклонением Роду и Мокоши — покровителям плодородия.

Дело в том, что последние являются богинями или духами болезней и с берегинями не имеют и не могут иметь ничего общего

Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» — «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». Берегини – славянские богини природы., женские добрые духи – хранительницы природы и лесов. Они ворожат в диких нетронутых местах, а также поддерживают плодородие. Это воительница и защитница, живущая в лесах, ведущая дружбу со всеми живущими по берегам (второе название данного слова).

Совсем недавно берегинь вполне серьёзно считали связанными с берегом и даже называли береговыми русалками. Это некие безликие силы: берегини, упыри, навьи. Возможно, между ними даже не было четкого разграничения на благодетельных и вредоносных, они почитались с одинаковым рвением.

Берегиня неоднократно упоминается в сказках славян. Это Богиня, которая способна воплощаться в других славянских Богинях, а также в земных женщинах. Это подтверждает её вездесущую природу и могущественность. Силу Богини Берегини славяне признавали в обережных куклах без лиц. Существует особый праздник, посвященный берегиням и самой Богине Берегине.

Некоторые исследователи славянской мифологии полагают, что Берегиня у славян – это, скорее, собирательный и абстрактный образ некоей древней женской силы, направленной на помощь людям, живущим по чести и правде. Обожествление такой силы и её персонификация происходили неоднозначно и не у всех славян. Есть такие народы, у которых до сих пор Берегиня почитается как дух-покровитель.

В Богиню Берегиня превращается каждый раз, когда ей дают имена – Жива , Лада , Леля , Дана и другие. Так наши предки славяне представляли, что у женского исконного Начала есть множество форм, воплощений, аспектов. Поэтому Берегиня вполне могла быть какой-то Богиней, наделяя отдельную личность своими качествами, в то же время она могла быть стихийным природным духом.

Само слово «берегиня», по мнению экспертов, могло произойти как от «прегыня» – лесной холм, так и от «берег» – беречь, оберегать. В первом случае она служила защитой природы, а во втором – защитой людей от зла. Испокон веков верили люди, что Берегиня хранит рода людей, особо защищает маленьких детей и помогает сохранять поля, чтобы они достигли богатого урожая. Выделим также и три основные версии возникновения Берегинь:

  1. Берегини – женские материнские силы, изначально обретавшиеся только с Родом Прародителем, всячески помогая Ему творить. Впоследствии эта сила, разделяясь в себе, явлена была на Землю, чтобы помогать людям, хранить огонь очага в доме, оберегать от злых чар, колдовских сил людей, давать плодородие.
  2. Добрые русалки, выходящие из воды в белых длинных одеждах с распущенными волосами. Поверья славян наделяли их роковой судьбой, считая, что это были юные невинные девушки, погибшие раньше срока. Русалки одновременно являлись Берегинями, охраняющими урожай.
  3. Могущественные ведуньи, волшебницы, после смерти изъявившие желание оберегать часть природы, либо часть рода человеческого или какую-то семью. В этом смысле какую-либо Берегиню относили к навной Богине (из мира Нави).

Русально-обережная тема закрепилась у славян и по сей день. Но ради справедливости следует отметить, что берегинями считали еще и духов деревьев, рек, озер, лугов, полей, холмов, лесов, воздуха. Одновременно со всеми этими «регалиями» берегини наделяли своей силой женщин, вышедших замуж и становящихся хозяйками своего дома. Теперь и сегодня добрых жен, живущих по завету и кону славянских родов, именуют берегинями рода, либо берегиней мужа, семьи, своих детей.

Богиня Берегиня – что знают славяне?

Изображали Берегиню (или берегинь) следующим образом:

  1. Совсем юная девица в белых одеждах, со светлыми волосами и голубыми глазами.
  2. Сказочной красоты девушка с зелеными волосами.
  3. Красивая зеленоглазая женщина, дарующая славянкам плодородие и защиту.
  4. В вышивке изображали женщиной с поднятыми руками в знак защиты, ногами в виде корней, символизирующих устойчивость и силу от Рода.
  5. Символ – ромб с точками, другие ромбы, а также куклы-обережницы.

В литературных описаниях и изобразительном славянском искусстве Берегиню «рисовали» с покоем и умиротворением на лице. В ее руках непременно будет всегда либо цветок (или венок из трав и цветов), либо колосок, либо благородная птица. В некоторых сказаниях упоминается, что её люто боялись упыри, которые несут людям мор и смерть. Поэтому приносились ей требы для защиты семьи, дома и всей деревни. Ведь только она может остановить надвигающуюся злую силу.

В других случаях Берегиню почитали как Богиню–Подательницу всяческих благ.

Она могла одаривать богатствами, оберегать урожай, первые всходы, слыла хранительницей семьи и домашнего очага. Отправляя своих мужей на войну женщины сами выполняли роль берегинь – изготавливали своими руками с наговорами разные обереги, одежду и прочее.

Например, у западных славян и южных порубежных казаков было принято надевать рубаху перед боем, в ворот которого был вшит волос жены (или несколько волосков). Считалось, что с силою жены муж не пропадет на войне. Отождествляя Богиню с русалкой, сидящей на ветвях дерева, девушки ходили искать ее в лес по берегам речек. Они чаяли попросить доброго суженого, радости в будущей семейной жизни или здравия и силу на зачатие, рождение детей.

Другие же славяне верили, что Берегини – это природные духи, которых можно попросить о чем угодно. Если ты живешь по конам Прави (живешь по истине и не нарушаешь вселенских законов), тогда любая берегиня, которую ты призовешь, поможет тебе.

К Берегине обращались :

  • за сохранностью вкопанного в землю клада, накладывали заклятие духом берегини;
  • мастерили кукол, на которых наговаривали заговор с именами берегинь;
  • в дальнюю дорогу сопровождали родных, закликая берегинь рода.

Сегодня возрождение славянского исконного уклада жизни происходит не столь быстро, чтобы повсеместно люди смогли однозначно воспринимать Богиню Берегиню. С приходом техногенной цивилизации и ее последствий, все духи-берегини были оскорблены. Реки загрязнялись, леса вырубались (особенно, заповедные – фруктовые, реликтовые и леса сакрального значения) и прочее. После такого пренебрежения, многие берегини-духи ушли, оставив свои места на Матушке Сырой Земле, которые веками и тысячелетиями защищали.

Особый День Берегини

День Берегини почитается славянами 15 июля (в христианской традиции – Петрова Матка, либо Матушка Сырая Богородица). Почиталось дерево береза в этот день особо. В этот день откладывались все работы, особенно прекращали покос. Утром или днем в поле, в лес, на речку несли расшитые полотенца и угощенье. Все это раскладывается и предлагается как треба Богине Берегине рода, либо духам-берегиням. Молодые девушки и женщины очень любили затем умываться и этими полотенцами утираться. Считалось, что так им прибавляется больше сил, здоровья и красоты.

Богатство славянской культуры как раз и заключается в том, чтобы уметь представлять разнообразие этого мира, иных миров и всей Вселенной. Ничто в мире не статично – все движется и развивается. Ничто в мире не имеет однообразия – все многообразно. Славянская мифология признает, что Берегиня – образ собирательный, но имеет свою мощную персонификацию, выраженную в некоторых славянских божествах – богинях. Так, Берегиня появляется еще и в разных существах, духах, в людях и даже одухотворенных некоторых обрядовых, культовых предметах.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации