Обзор русской демонографии (6). Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Болотники

Болотник , которого также называют Болотный или Болотяник , – в славянской мифологии дух и хозяин болот .

Так сложилось, что болото всегда ассоциировалось с ненадежностью и скрытым обманом.

Бывает, что абсолютно ровная и крепкая на вид дорога может мгновенно превратиться в затягивающую пучину. А кочки, на которые страшно наступить, на самом деле могут выдержать не только человека, но даже крупное животное.

Наши предки, которым часто приходилось проходить через болота, верили, что место это мистическое. Да и как иначе объяснить, что, например, огромный лось спокойно преодолевает непредсказуемую местность, а человек, следуя буквально по его же следам, может завязнуть буквально сразу?

Болотник в мифологии древних славян

Древние славяне верили, что очень опасно приближаться к болотам с наступлением сумерек. В это время даже абсолютно несуеверный человек может услышать стоны, охи и вскрики. Это просыпаются и Болотник – мифическое существо, в славянской мифологии дух и хозяин болот .

Болотник очень суров, и терпеть не может незваных гостей. Больше всего он любит тишину и покой, поэтому каждый, кто его побеспокоит, рискует быть жестоко наказанным.

Болотник – славянское мифическое существо – чаще всего является людям как старик, весь перемазанный в зеленой жиже. У него большой живот, длинные руки или лягушачьи лапы, свисающие как плети, и выпученные глаза, как у жабы.

Рот у Болотника огромный, обрамленный длинной бородой, покрытой грязью, водорослями и улитками. Иногда встречаются упоминания, что у злого духа есть хвост, закрученный крючком.

Редко Болотник предстает перед людьми. Только когда находится в благодушном настроении и хочет пошалить. Тогда он притворяется кочкой. А когда человек наступает на него, резко выскакивает из воды. В таком случае у жертвы есть возможность спастись. Пока старик хохочет, можно успеть убежать.

Но чаще всего он сидит в болоте и хватает за ноги проходящего человека. Если Болотник вцепился в ноги мертвой хваткой, – шансов на спасение практически нет.

Древние славяне верили, что для обмана людей создал Болотник чарусу . Это очень красивая полянка со свежей травой и очень красивыми цветами. Растут здесь незабудки, лютики, но кроме них есть кувшинки и ненюфары. Именно по ним можно распознать ловушку.

Эти цветы только головки на поверхности держат, а корни их уходят в воду. Почва для этих растений не нужна. Красивая полянка чаруса скрывает под собой от людей грязь и бездну.

Ступит на нее уставший путник и сразу утонет в грязи болота. А ковер-чаруса поколышется немного и снова примет свое первоначальное состояние, ожидая следующую жертву.

Такое гиблое место определить можно и по поведению животных. Они интуитивно улавливают запах смерти и обходят чарусу стороной.

Народные поверья о Болотнике

Если у Болотника жертв достаточно, за пределы своей местности он не выходит. А вот если болото его находится вдали от людских троп, он может подобраться и поближе к людям.

По народным поверьям, нередко с Болотником сталкиваются обычные путники. Принимает болотный дух обличие старца и ведет вполне обычные, на первый взгляд, беседы, но только в это время он зачаровывает, сводит странника с тропы, уводит к своему болоту.

Только там он принимает настоящее обличье и начинает хохотать, радуясь, что сумел обмануть человека и заманить его к себе.

Нередко выходит Болотник и к рыбакам. Их он уводит за собой, забрав сети с уловом, или утянув лодку.

Чтобы защититься от злого духа Болотника, нельзя откликаться в лесу на незнакомые голоса, не стоит вступать в беседы с незнакомцами. А если встречи избежать не удалось, надо молиться Богу и просить у него защиты.

По преданиям, очень редко трогает Болотник группы людей. Поэтому намного безопаснее путешествовать по лесу компанией, чем поодиночке, и всегда лучше держаться вместе, не отделяясь от остальных.

.
.
Болотники и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами), - в славянской мифологии - спутники и помощники Лиха Одноглазого . От них добра не жди. Караконджалы, рогатые, косматые, безобразные, нападают на людей на болоте, ездят на них верхом до первых петухов. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину. Болотница – молодая женщина, увлекающая людей в болото.
«При гадании на перекрестке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против солнца и приговаривает: «Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чем моя судьба!» (Костр.).
Одно из описаний болотного – человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. Чаще болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характеристики, а также нечистая сила неопределенного, расплывчатого облика; болотные «хозяева» в народных воззрениях нередко смешиваются с лешими, водяными, а называются при этом чертями.
В Новгородской губернии полагали, что на болотах «живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей. Есть большое болото на реке Мологе. Раз рыбаки ловили здесь рыбу и пристали к берегу, за которым и было болото. Слышат, кто-то песни поет. Рыбаки закричали. Неизвестный откликнулся. Рыбаки пригласили его к себе, а болотный – это был он – взял за бечеву лодки и повез их вверх по реке. Рыбаки сперва смеялись, потом начали сердиться и ругаться; а болотный все везет и везет. Рыбаки не на шутку испугались и стали уже просить Бога ради. Тогда дух привязал опять лодку бечевою и скрылся».
В рассказе из Вологодской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией; говорят, что в нем много чертей живет. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос: «Где купить – по эту или по ту сторону болота?» За болотом лес подальше от селений и продается подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них все не ладно ладилось – то выгорят, то хозяин умрет, то скотина плохо ведется. То шалит над бревнами «болотный черт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».
Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото – опасное, неопределенное («ни вода, ни земля») место, излюблено нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте «селили» бесов, в Смоленской – водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает леший (на Урале кочечного, болотного лешего именуют «анцыбал»). Болото – типичное место действия рассказов о черте, что отражено и в поговорках: «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий черт свое болото хвалит»; «Не ходи при болоте – черт уши обколотит» [Даль, 1880]. .
.
.

БОЛОТНИКИ (Болотняники, оржавинники, багники, вировники, анцыбалы ) — духи болота — спутники и помощники недоброго Хорошего от них не жди. В иерархии славянских богов и духов Болотник высокого места не занимает.

СТИХИИ. Болотники — духи стихии

ДРУГИЕ ИМЕНА: Болотный хозяин,

КАК ЗАМЕТИТЬ И КАК БОРОТЬСЯ. Трудно заметить Болотника, разве что по пузырькам, которые иногда поднимаются вверх да еще по маленьким бледным огонькам можно догадаться о его присутствии.

Но уж если попал на болоте – не волнуйся, не трусь, не теряйся. Смелых да храбрых нечистая сила боится.

Помните, хотя красные глаза Болотника часто наливаются злобой и ненавистью к роду людскому, но за пределами болота его хозяин ничего не может сделать с человеком.

В ЛИТЕРАТУРЕ.

. И тогда говорят в деревнях

Неизвестно откуда пришедшие
Колдуны и косматые ведьмы:
«Это шутит над вами болото.
Это манит вас тёмная сила».

А.А. БЛОК «Болото - глубокая впадина

В ЛИТЕРАТУРЕ. Ну и пусть, заходился во мне кто-то другой. Пусть обманет, уведёт незнамо куда обросший листьями Леший, утопит Болотный Хозяин, порвёт безжалостный зверь!.. Убежала я в тот день далеко. От усталости помалу иссякла обида, я вспомнила, что надо было бояться. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

Разные лики Болотника на картинах — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

В Белоруссии к болотникам относится еще и Лозовой Дед (вместе с лозниками). Эта надводная нечесть живет в зарослях ив, что по над болотами растут. Лозники — бесы крохотные и игривые. Поиграют-пошалят, в воду окунут, но и ветки потом спасительные протянут.

Болотник запросто может монахом прикинуться и завести невесть куда. Кстати, о времени появления данной способности — времена христианства, поскольку раньше монахов на Руси не было. — Итак, не более 1000 лет.

ЛИТЕРАТУРА. Еще до полуночи он добрался до болота и натянул поводья перед неподвижной фигурой в черной монашеской рясе, подпоясанной тонкой пеньковой веревочкой. Глубоко надвинутый капюшон полностью скрывал лицо – если оно вообще было у этого существа

, болотник или болотяник , болотный дедко , шут болотный . Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего . Болотника представляли угрюмым неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличии от другой нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик.

В украинском фольлоре назывался болотяныком (укр.: "болотяник "). Считалось, что он утягивает в болото проезжающих или проходящих мимо людей, если они играют на сопилке . Болотяник может пригласить человека к себе, чтобы над ним подшутить:

Пяниця страшний був дячок. Допив ся він до того, шо лукаві стали його водить та в гості звать. От уговорює, уговорює його жінка: "Ти бі молитви читав "Да воскресний бог", або що. Так ні: "Ни дають, каже, читать: як стану читать, а вони по губах бють". Один раз вона його заперла, ни пуска ночу. От він вирвавсь і подавсь кудись. Встрівають його два господина, зовуть його в гості: "Ходім, брат, кажуть: сьогодні в нас вечір, так ти у нас побудиш". - От приходить: вилика така зала, хороша, музика грає. Прийшов він, посадили його, піднисли йому водки. Він випив і начинає танцювать по болоту скрізь. Танцював, танцював, приходить кінець вечіру; провожують його додому і подарили йому шляпу, що він зробив їм удовольствіє. Жона спрошує: "Де ти ето бил?" - "Та брати мине в гості звали, так оце в гостях був". - "А це шо ти вершу надів на голову?" - Це міні брати подарили шляпу".

Як у болоті, так і в очиреті - тамички чорти живуть.

Борисовська волость, Валуйскьий повіт, Вороніжська губерня // Знадоби до української демонології. Зібрав Володимир Гнатюк. Том ІІ. Випуск 1

Дьячок был страшным пьяницей. Допился он до того, что лукавые стали его водить и в гости звать. Вот уговаривает, уговаривает его жена: "Ты бы молитвы читал "Да воскреснет бог" или какую другую". Так нет: "Не дают, говорит, читать: как начну читать, а они по губам бьют". Один раз она его заперла, не пускает ночью. А он вырвался и куда-то подался. Встречают его два господина, зовут его в гости: "Идём, брат, говорят: сегодня у нас вечер, так ты у нас побудешь". Ну, приходит: большой такой зал, хороший, музыка играет. Пришёл он, посадили его, принесли ему водки. Он выпил и давай танцевать по всему болоту. Танцевал, танцевал, закончился вечер. Провожают его домой и подарили ему шляпу за то, что он сделал им удовольствие. Жена спрошивает: "Ты где это был?" - "Да вот братья в гости меня позвали, так в гостях был". - А чего ты вершу на голову одел?" - "Это мне братья шляпу подарили".

Как в болоте, так и в камышах - черти там живут.

Борисовская волость, Валуйский повят, Воронежская губерня // Знадоби до української демонології. Зібрав Володимир Гнатюк. Том ІІ. Випуск 1

В историях Полтавской области болотяник может приглашать повитуху на роды своей жены - достаточно распространённый тип историй, который встречается часто про нечистую силу в славянском фольклоре и про народ хульдре - в скандинавском. После этого он может наградить так, что повитухе не требуется работать, чтобы прокормить себя, но она обязана выполнить всё, что он ей говорит. В другой истории мужчина, ехавший по дороге, встречает болотяника сидящим в луже, мнущим кожу и поющим песню. После этого болотяник начинает шить обувь, но замечает человека, ныряет в болото и запрещает тому приближаться .

Болотные духи различных культур

Багник

в белорусской мифологии болотник , обитающий в багне - безжизненном торфяном болоте

Богинки

в поверьях западных славян страшные природные демоны в облике уродливых старух или бледных девушек

Болотник

в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясину

Болотница

по славянской мифологии сестра русалкам , живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной

Букавац

демоническое существо сербско-хорватской мифологии, шестиногий монстр с оленьими рогами

Дженни Зеленые Зубы

озёрная страшилка из фольклора графства Ланкашир, которая хватает непослушных детей своими длинными зелеными клыками и утягивает в омут

Дитя Красного болота

согласно локальной легенде, девочка с глазами цвета мутной воды, появляющаяся в окрестностях Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси

Железный человек

в фольклоре Полесья мифический железный великан, живущий в болоте или заболоченном лесу и охраняющий свою территорию от посягательств и незваных гостей

Ичетик

по славянской и коми-зырянской мифологии мелкий злой дух из рода

Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо В некотором царстве, в некотором государстве жили - были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали. Разнеслась вдруг в том царстве - государстве дурная весть: собирается чудо - юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города - села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их: - Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо - юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти. - Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом - юдом биться! Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом - солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек. - Здорово, добрые молодцы! - Здравствуй, дедушка! - Куда это вы путь держите? - Едем мы с поганым чудом - юдом биться, сражаться, родную землю защищать! - Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные. - А где же их достать, дедушка! - А я вас научу. Поезжайте - ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные. Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше. - Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С мечами - то нам куда сподручнее биться будет! Ехали они, ехали и приехали в какую - то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает. - Здравствуй, бабушка! - говорят братья. - Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите? - Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом - юдом сразиться, на свою землю не допустить. - Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела... Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь - дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней. - Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо - юдо через калиновый мост не пропустить. В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко. А Иван лежит в избушке - не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо - юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. Говорит чудо - юдо шестиголовое: - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну! Вышел тут Иван - крестьянский сын из - под моста и говорит: - Не хвались, чудо - юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его! Давай - ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела. Чуду - юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы. - Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудоюдо. - Дай мне передохнуть! - Что за отдых! У тебя, чудо - юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем. Снова они сошлись, снова ударились. Иван - крестьянский сын отрубил чуду - юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся. Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван: - Ну что, не видал ли чего? - Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала! Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул. Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подъезжает чудо - юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо - юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам! - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью! Выскочил Иван - крестьянский сын из - под калинового моста: - Погоди, чудо - юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет! Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда - юда шесть голов. А чудо - юдо ударил - по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо - юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось. Утром приходит средний брат. - Ну что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего? - Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал. - Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу. Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо - юдовы головы. - Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать! Застыдились братья. - Сон, - говорят, - повалил... На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван. - Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите. Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам! - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну - и праху его не останется! Вышел тут из - под калинового моста Иван - крестьянский сын: - Погоди, чудо - юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться! - А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда? - На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать! - Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной! Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду: - Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить! Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду - юду три головы. Чудо - юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали. Плохо пришлось Ивану: чудо - юдо свистом его оглушает, огнем его жжет - палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет... А сам посмеивается: - Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван - крестьянский сын. - Что за отдых? По - нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван. Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат. Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду - юду шесть голов. Чудо - юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат. В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду - юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи... Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, "а следом за ним и сами побежали. Иванов конь прискакал, стал бить чудо - юдо копытами. Засвистел чудо - юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать. А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду - юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину. Прибегают тут братья. - Эх, вы! - говорит Иван. - Из - за сонливости вашей я чуть головой не поплатился! Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили. Поутру рано Иван встал, начал одеваться - обуваться. - Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища! - Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать - обронил там. - Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь. - Нет, мне мой нужен! Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо - юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь еще чего? Смотрит - сидят в палатах три чудо - юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит: - Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся! Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха. Вторая говорит: - А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки! - И ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха. - А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать - отдохнуть - тут - то их и спалит огнем! - И ты хорошо придумала! - молвила змеиха. - Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу! Подслушал Иван - крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям. - Ну что, нашел ты свой кушак? - спрашивают братья. - Нашел. - И стоило время на это тратить! - Стоило, братцы! После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану: - Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим! - Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная. Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - пить не хочется. - Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки, крупные да румяные. Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала... - Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки! Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. - Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! - говорят братья. - Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает им Иван. Рассердились на него братья: - Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя! Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел. - Вот с вами то же было бы! - говорит Иван братьям. Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит: - Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер - все это чудо - юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли! Поехали братья дальше. Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть. Обрадовалась свинья - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала - снова помчалась в погоню. Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит... Подбежала свинья, остановилась - не знает, кого прежде догонять. Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда - юда да змеи в том краю повывелись - без страха люди жить стали. А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять. Вот и сказке Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо конец, а кто слушал - молодец

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации