Числительные обозначающие количество предметов называются. Имя числительное (целое, дробное, порядковое, количественное, простое, сложное, составное, собирательное)

Которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ) - отвечают на вопрос сколько? , порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый ), дробные (одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    Падеж 1 2 5 40 50 100 1000 300 оба(обе)
    И.п. один (первый) два (двое) пять сорок пятьдесят сто тысяча триста оба (обе)
    Р.п. одного (первого) двух пяти сорока пятидесяти ста тысячи трёхсот обоих (обеих)
    Д.п. одному (первому) двум пяти сорокa пятидесяти стa тысяче трёмстам обоим (обеим)
    В.п. одного (первого) два (двоих) пять сорок пятьдесят сто тысячу триста оба или обоих (обе или обеих)
    Т.п. одним (первым) двумя (двоими) пятью сорока пятьюдесятью ста тысячей тремястами обоими (обеими)
    П.п. одном (первом) двух (двоих) пяти сорока пятидесяти ста тысяче трёхстах (об) обоих (обеих)

    Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

    Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

    Разряды числительных по значению

    Выделяют количественные и порядковые числительные.

    Количественные числительные обозначают отвлечённые числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

    Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

    Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счётными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

    Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счётными существительными (две третьих конфет), так и с несчётными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевлёнными существительными.

    Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

    1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

    2) с существительными человек, лицо, ребёнок (пятеро людей, лиц, детей),

    3) с названиями детёнышей животных (семеро козлят),

    4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительныедвое, трое и четверо,

    5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре носка, т. е. две пары носков,

    6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

    Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос какой?.

    Разряды числительных по структуре

    По структуре выделяют числительные простые и составные.

    Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

    Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).

    Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцать), в которых элемент -надцатьявляется не вторым корнем, а суффиксом.

    Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах связано с методическими целями - обучением склонению сложных числительных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сот-Ø).

    Тем не менее логичнее подразделять числительные на две группы - простые (однокомпонентные) и составные (неоднокомпонентные). При этом в группу простых числительных надо объединить как непроизводные числительные (пять), так и производные (пятнадцать, пятьдесят).

    Грамматические признаки количественных числительных

    Единственным «полноценным» морфологическим признаком количественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, миллион, миллиардсм. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительныхдва, оба, полтора, причём у них противопоставлены две родовых формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

    Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причём в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - в основе (если принять такое разделение на морфемы, которое приведено в таблице).

    Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения.

    Особым образом склоняются числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста:

    Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у словсорокдевяносто, сто, полтора и полтораста различаются только две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

    Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III субстантивному склонению, т. е. как слово ночь, причём у числительного восемьпредставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

    У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (т. е. названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе части: первая как соответствующее простое числительное, вторая - по субстантивному склонению.

    Количественные числительные характеризуются особой сочетаемостью с существительными.

    Целые и собирательные числительные сочетаются с существительными следующим образом: в И. п. (и В. п. при неодушевлённых существительных) числительное является главным словом и управляет существительным, требуя его постановки в Р. п. единственного числа (при числительных два, три, четыре) или множественного числа (при числительных пять и далее). В остальных падежах главным является существительное, а числительное с ним согласуется, например:

    два (И. п.) стола (Р. п. ед.ч.)

    двух (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.)

    двум (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.)

    двумя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.)

    (о) двух (П. п.) столах (П. п. мн. ч.)

    Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

    В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и другие названия больших чисел.

    Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых согласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). В количественном значении форма множественного числа слова один сочетается с существительными, имеющими форму только множественного числа. Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (один-Ø, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъективные окончания. Другими словами, числительное один грамматически ведёт себя как относительное прилагательное.

    Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфологический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв-ых тысяч-Ø). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (тысяча - I склонение,миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа:

    И. п. тысяча тонн

    Р. п. тысячи тонн

    Д. п. тысяче тонн

    В. п. тысячу тонн

    Т. п. тысячей тонн

    П. п. (о) тысяче тонн.

    Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существительные. Их отнесение к числительным происходит только на основании их значения.

    В предложении количественное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

    Я купил пять книг.

    Грамматические признаки порядковых числительных

    Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числительные по адъективному склонению (слово третий - по смешанному: третий-Ø, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть:

    И. п. две тысячи второй год

    Р. п. две тысячи второго года

    Д. п. две тысячи второму году

    В. п. две тысячи второй год

    Т. п. две тысячи вторым годом

    П. п. (о) две тысячи втором годе.

    • В какой колонке выделенные слова обозначают:
      1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
      2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
      3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
    • Определите падеж выделенных слов.

    Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

    Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

    Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

    Имена числительные бывают разными членами предложения:

    Два да два - четыре .

    Разделите шесть на три .

    Мы живём на втором этаже.

    Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

    Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

    • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
    • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

    Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

    345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

    Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

    1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

    Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

    346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

    Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

    347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

    Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

    348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

    Расписка

    Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.

    Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Числительные отвечают на вопросы: сколько? или какой?

    Числительные делятся на количественные и , изменяются по и могут быть разными членами предложения (). В научной лингвистической литературе нет единой точки зрения в определении объёма слов, относящихся к числительным, также нет единого мнения в выделении семантических .

    Виноградов В. В. подчёркивает, что в современном русском языке категория имён числительных ещё не достигла той степени абстрактности, которая характерна для западно-европейских языков. По происхождению числительные являются разными частями речи.

    Некоторые известные отечественные лингвисты не считают имя числительное самостоятельной частью речи. Например, Пешковский А. М. относил слова четыре , пять , шесть к счётным ; четвертый , пятый - к счётным ; дважды , трижды - к счётным .

    Виноградов В. В., Гвоздев А. Н., Розенталь Д. Э. относят к числительным такие слова, как много , мало , немного , столько , сколько , несколько и др. Поэтому можно говорить о широком и узком понимании числительных как части речи.

    Узкое понимание числительного как части речи у Галкиной–Федорук Е. М.: «К имени числительному относятся только количественные числительные, порядковые - исключаются». В «Грамматике - 80» исключаются и .

    При широком понимании к числительным причисляются:

    1. количественные числительные (3 группы, как и при узком понимании);
    2. порядковые числительные: второй , десятый , пятнадцатый ;
    3. неопределённо–количественные слова: много , мало , столько , сколько .

    Существует еще одна проблема: куда относить порядковые числительные?

    I точка зрения:

    Востоков А. Х., Пешковский А. М., Виноградов В. В., авторы «Грамматики - 70, 80», Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что порядковые числительные - это : по значению выражают отношение к числу, имеют словоизменительную , и падежа также, как прилагательные. В предложении являются согласованными определениями. Кроме того, некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение: первый сорт , второй сорт , на вторых ролях .

    II точка зрения:

    Овсяннико-Куликовский Д. Н., Шахматов А. А., Гвоздев А. Н. рассматривают порядковые числительные как разряд числительных.

    Признаки, которые позволяют рассматривать порядковые числительные как особый разряд числительных:

    1. имеют числовое значение;
    2. имеют структуру (как и количественные числительные могут быть составными): сорок пятый , восемьсот двенадцатый ;
    3. тенденция к употреблению количественных числительных в значении порядковых: дом двадцать шесть - дом двадцать шестой .
    Категориальное значение числительного:
    1. обозначение отвлечённого числа: двадцать , тридцать ;
    2. количество предметов: три окна , шесть ламп ;
    3. порядок при счёте: первый , второй , пятый .

    Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

    В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

    Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

    Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

    II. Знакомство с новой темой.

    Откройте тетради и запишите дату.

    Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

    Слово учителя.

    Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

    Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

    Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

    Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

    Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

    III. Изучение нового материала.

    (Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

    Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

    1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
    2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

    3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
    4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
    5. Словарное слово – пьедестал.

    6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
    7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

      Глагол: утроить, удесятерить.

      Имя числительное: шестнадцать, четыре.

    8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

    – На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

    Карточка №1.

    Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

    Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

    Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

    Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

    – Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

    Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

    Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

    – Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

    – Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

    – Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

    – Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

    Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

    Физминутка.

    Раз – подняться, потянуться,
    Два – согнуться, разогнуться,
    Три – в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать,
    Шесть – на стульчик тихо сесть.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

    Деловой человек поднял голову.

    – Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

    Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

    Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

    – Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

    V. Итог урока.

    В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

    Блиц-опрос:

    1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

    2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

    3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

    4. Что обозначают количественные имена числительные?

    5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

    6. Что обозначают порядковые имена числительные?

    7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

    Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

    VI. Оценки за работу на уроке.

    VII. Домашнее задание.

    VIII. Рефлексия.

    Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

    Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации