Создание настроения при съемке натюрморта. Советы по съёмке натюрмортов для начинающих

В данной статье мы разберем основные правила, которые помогут вам понять, как правильно фотографировать натюрморт. И, вполне возможно, что данный жанр вас заинтересует. А ведь на самом деле профессиональная съемка натюрмортов имеет множество плюсов, которые многие недооценивают, к примеру, финансовая сторона дела. Такие фотографии часто заказывают для журналов, сайтов и другой продукции.

Приступим к работе и рассмотрим основные заблуждения начинающих фотографов. Для съемки натюрмортов, вопреки распространенному мнению, вам не потребуется студия. Достаточно обычного пространства вашего дома, а в качестве света для съемки используйте природное освещение из окна.

Так же знайте, что при создании натюрморта вам нужно учесть гораздо меньше деталей, чем при съемке пейзажа или портрета. А создавая будущий снимок, у вас есть множество возможностей выставить предметы в кадре и тратить на съемку столько времени, сколько вам необходимо.

Выбор объекта съемки

То, что будет на вашей фотографии целиком и полностью зависит от вас. Если посмотреть вокруг, то вы найдете множество интересных достойных вещей, которые заслуживают кадра. Вам не следует зацикливаться только лишь на классических темах натюрмортов, которые состояли из цветов и фруктов. То есть, если вам нравятся эти темы, то снимайте их, но не стоит думать, что это единственное направление натюрморта. В этом стандартном жанре особо сильно приветствуется нестандартное мышление!

Для успешной съемки натюрмортов вам необходимо выработать умение обращать внимание на мелочи. Так же необходимо уметь смотреть на вещи с разных ракурсов и под разными углами. Выбирая объект для съемки, постарайтесь избежать отражающих поверхностей, типа стекла и металла. Эти объекты могут искажать свет и портить кадр, но так же, вам следует знать, что именно с этими объектами можно получить самые лучшие кадры, только это намного сложнее.

Освещение для съемки натюрморта

Многие думают – для понимания того как правильно фотографировать натюрморт, необходим профессиональный студийный свет. Но, это совсем не так, вначале статьи я говорил, что для натюрморта вполне достаточно освещения из окна. Так же вам никто не запрещает использовать подручные средства и приборы.

Следует понять, что для подсветки натюрморта не нужен мощный, а значит дорогой свет, который может стоять на расстоянии нескольких метров от объекта съемки, как это необходимо в портретной фотографии. Достаточно нескольких десятков сантиметров и грамотного расположения. Используя искусственный свет, экспериментируйте с углами, так как прямое освещение в большинстве своем просто скучно. Если же у вас нет дополнительных приборов, но есть хорошо освещенное окно, используйте отражатель и создайте красивый рисунок. Вы удивитесь, сколько всего можно придумать с простыми источниками света!

Фиксация камеры и углы съемки

Скорее всего, при вашей работе, вам потребуется штатив, точнее со штативом будет удобнее и проще. Используя этот простой аксессуар, вы сэкономите кучу времени и нервов, ведь если вам не нравится какая-то деталь, то вы ее измените, а при съемке без штатива время и силы будут затрачиваться на восстановление предыдущей композиции. Так же с помощью штатива у вас появится возможность использования длинных выдержек. Вы сможете больше закрывать диафрагму, что позволит создавать более красивые и глубокие кадры.

Один из самых главных, хоть и простых уроков работы со штативом, который вам нужно усвоить, перед тем как фотографировать натюрморт, звучит так: штатив это помощник, а не ограничитель. Многим начинающим фотографам заимевшим штатив становится лень менять композицию или угол зрения. Они начинают выстраивать картинку вокруг фотоаппарата, прикрепленного к штативу, а не используют его как вспомогательный инструмент. Избегайте подобных ошибок!

Выбор фона

Если вам удалось найти красивый фон, то половина натюрморта у вас уже есть. Лучше всего, что бы фон был простым, но в тоже время красивым и не отвлекал глаз зрителя от главных объектов кадра. В качестве фона лучше всего использовать стены однотонной окраски, большие листы белой или аккуратно окрашенной бумаги, возможно, грубые однотонные ткани.

Композиция фотографии

Композиция натюрморта – это еще один важнейший момент при съемке натюрморта. Так как кадр статический, то вы можете заранее и качественно продумать ее. Обратите внимание, основные способы построения композиции – правило третей и золотое сечение.

Для создания успешного и интересного натюрморта следует учиться мыслить не стандартно. Так же стоит очень глубоко понимать то, что вы показываете, так можно разбираться, зачем и сколько пустого пространства в кадре. Как показать главный объект в выигрышном и интересном свете? Отвечая на эти и другие вопросы, вы сможете создать прекрасный снимок!

Так же, перед тем, как фотографировать натюрморты, вам стоит запомнить еще одну вещь. В этом жанре за нерезкие и смазанные кадра вам не видать прощения и не найти оправданий. У вас нет ограничения по времени и поэтому будьте бдительны и очень аккуратны.

Вдохновение натюрмортов

Последнее что стоит обсудить при съемке натюрмортов – это вдохновение. При выборе света, композиции объектов и прочего, вы можете просмотреть любимые фотографии и рисунки классиков, которые вдохновят вас на создание нового шедевра! Так же в фотографиях мастеров вы сможете найти ответы на многие свои вопросы, что так же очень полезно!

Удачных вам съемок!

Фотограф-натюрмортист рассказала “Морсу” о том, какие комнаты в квартире легко заменяют профессиональную студию

ОЛЬГА СИНЕГУБОВА
фотограф-натюрмортист

Говорят, натюрморт – это жанр, к которому фотографы приходят не сразу. Обычно начинают с природы, портретов, жанровой съемки. Когда вы поняли, что это ваше направление?

По образованию я эколог, но человек увлекающийся. Раньше серьезно занималась спортом, читаю, вяжу, пробую себя в разных видах творчества. Но фотография по-настоящему затянула. Началось это три года назад. Сначала я пробовала себя в самых разных жанрах, кроме, пожалуй, натюрморта. Я постоянно участвовала в интернет-конкурсах среди фотографов. Там я и узнала, что существует натюрморт в фотографии. С тех пор в основном снимаю только его.

Этот жанр не назовешь популярным и модным. В количественном плане он проигрывает всем остальным направлениям фотографии. «Продать» его труднее, чем портреты, предметную съемку, ню и love-story. Насколько он востребован?

Не могу согласиться с тем, что это не модно. Возможно, в Курске я одна снимаю в этом жанре, но на просторах интернета я вижу очень много отличных натюрмористов. Да и заработать на натюрмортах можно. Я, правда, не пробовала.

Помните свой первый натюрморт?

Конечно, помню, только это была скорее пародия на натюрморт. Тогда я не понимала, что это сложный жанр. Снимала его дома в спальне. Взяла предметы, абсолютно не сочетающиеся друг с другом. Что было дома, то и взяла: ваза с цветком, книги и зачем-то кепка. Сейчас даже смешно вспоминать.

Вы по-прежнему многие снимки делаете дома: не снимаете студию, не используете профессиональный свет. Это ваша принципиальная позиция или временное явление, пока не найдется достаточно средств для всего этого?

Да, я снимаю дома: на кухне, в спальне, на балконе. Отсутствие профессионального оборудования – это моя принципиальная позиция! Я считаю, что для эффектного натюрморта прежде всего важны чувство вкуса и такта.

Какие предметы чаще всего выбираете для композиций?

В основном я использую старинные предметы с историей (керосиновые лампы, глиняные кувшины). Всё это я нашла в деревне у бабушки. Я стараюсь не использовать современные вещи.

Ольга Синегубова проводит мастер-классы для тех, кто хочет работать в том же жанре, что и она. Занятия (опять же принципиально) проводит у себя дома. Редакция «Морса» посмотрела, в каких условиях создаются ее работы.

Backstage со съемки натюрморта с рябиной:

Результат:

Самое главное – это свет. Снимать нужно около окна, оно служит большим софтбоксом. Солнце не должно смотреть в окно, иначе будет слишком яркий, жёсткий свет. Не надо включать люстры и светильники. Можно подсвечивать отдельные предметы фонариком (если требуется).

2

Желательно использовать однородный фон (крашенный ватман, ткань).

3

Предметы в композиции должны не только сочетаться по цвету, но и быть правильно расставлены. Предметов не должно быть много. Правильное видение кадра – отсекать всё не нужное.

4

Использовать штатив.

5

Изучить элементарные настройки камеры. Выставлять индивидуальные значения для каждого натюрморта.

Дата публикации: 23.04.2018

О натюрморте часто думают как о чём-то статичном, представляя фотографии, похожие на классические завтраки гарлемской школы - восхитительные, но лишённые динамики. Современный же натюрморт наполнен движением: молоко проливается из чашек, шоколад взрывается, какао превращается в дракона, защищающего зефирки. Начать стоит, конечно, не с дракона, а с чего-то попроще. Например, с лимонного чая, где есть не только лимон, на который не вполне действует гравитация, но и движение пара, поднимающегося от чашки.

Оборудование и реквизит

Во-первых, нам понадобятся средства для крепления лимонов в воздухе. Это зажимы, о которых я расскажу позже, и что-то тонкое, чтобы закрепить непосредственно дольку лимона. В моём случае это длинные тонкие иглы для бусин. Можно взять зубочистки, шпажки, тонкие спицы, но иглой удобнее всего. Для очень лёгких предметов (чайных листьев или мяты) подойдут акупунктурные иглы.

Во-вторых, нам нужны предметы натюрморта: прозрачная чашка, лимоны, корица, сахар. Листья мяты, впрочем, будут выглядеть не менее удачно.

В-третьих, источник света. Скорость движения пара невысока, а лимоны будут неподвижно зафиксированы в «полёте», поэтому сцену можно снимать как с импульсным, так и с постоянным светом. Даже окна будет достаточно (если вы предпочитаете естественное освещение). Мне нравится контролируемый свет, поэтому я снимаю с двумя вспышками.

В-четвертых, средства для создания пара, о которых я расскажу ниже.

И, конечно же, не в последнюю очередь нам нужна камера. Я снимаю на Nikon D800 с объективом Nikon 105mm f/2.8 FX AF MICRO-NIKKOR. Также прекрасно подойдут, например, профессиональная D850 или любительская D5200. И, разумеется, штатив.

Зажимы

Необходимая вещь в хозяйстве практически любого предметного фотографа. Если вы снимаете падающие чашки, летающие печеньки, парящие чернильницы и прочую левитацию, вам, скорее всего, нужен не только клеевой пистолет, но и хорошее средство для фиксации этих предметов в правильном положении и под нужным углом. «Рука» от отражателя и проволочки - прекрасны, я не спорю, но не всегда справляются. Вот, что я пробовала и что мне понравилось.

Давайте посмотрим на специальный зажим Wimberley The Plamp II - мой любимый. Он состоит из сферических шарниров, которые, во-первых, хорошо держат свой вес (можно закрепить небольшой отражатель, и он не упадёт), а во-вторых, поддаются тонкой настройке (ложечка в кадре точно будет под нужным углом).

Придуман этот зажим для тех, кто снимает цветы, но используется всеми. Можно зажать что-то твёрдое, и оно будет жёстко закреплено, и что-то мягкое, например, стебель ромашки - и он не помнётся.

Также неплох зажим для ткани Starmag Double Flexi Clamp. Придуман для тех, кто занимается вышиванием и пэчворком. Шарниров нет, специальная подкладка для мягких вещей тоже отсутствует, настройка положения не такая тонкая, но вес держит хорошо (можно крепить даже предметы потяжелее), цепляется за стол крепко и в целом радует.

Кроме того, рассмотрим любой зажим с тонкой «гибкой» трубкой. Даже не подходите к ним! Настроить изгиб такой трубки практически невозможно: выпрямляется, падает, отказывается сотрудничать. Пытаться зафиксировать такую в нужном положении - всё равно, что пробовать распрямить проволоку с эффектом памяти, она возвращается к прежнему состоянию, как только её оставят в покое.

Пар

Ключ к съёмке пара - контровой источник света. Всё. Да, ещё холодное помещение и кипяток, но это само собой разумеется. Главное, что нужно помнить: пар и дым - очень разные вещи.

Я всеми руками за использование аромапалочек для получения дыма на фото - это и дёшево, и относительно безопасно. Дым-машина и сухой лёд есть не у всех, а благовония можно купить в любой лавочке с сувенирами. Проблемы начинаются, когда их используют, чтобы имитировать пар. Но пар - это частицы жидкости, а дым - частицы твёрдого вещества в воздушной среде. У пара обычно чуть более крупная фракция и совсем другая структура. На фото это заметно.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Если хотите снять пар над чашкой чая, лучше всего взять чашку с настоящим горячим напитком и подсветить её контровым светом (просто поставить камеру напротив окна, если вы снимаете с естественным светом), будет очень красиво. Если вашу модель так просто кипятком не полить, в дело может пойти отпариватель для одежды или нагретая в микроволновке стопка влажных ватных дисков. Но в большинстве случаев вам хватит обычного кипятка.

Композиция

Итак, с формальностями разобрались, можно приступать к делу!

Соберите несложную композицию с чайной чашкой как центром интереса. Оставьте много места в верхней части снимка - для пара и левитации. Разрежьте лимон на сегменты, каждый проткните длинной тонкой иглой или шпажкой. Закрепите эту конструкцию в воздухе с помощью зажимов, о которых я говорила выше, или подручных предметов вроде линейки, стопки книг и малярного скотча. На фото видно, что иглы не столько зафиксированы зажимами на самих держателях, сколько приклеены к ним малярной лентой - так было проще подобрать нужный угол. Закрепите вначале тяжёлые объекты (дольки лимона), а затем лёгкие (листья мяты или чая).

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Свет

Можно использовать любую привычную схему света, где выполняется одно условие: один из источников света должен подсвечивать пар сзади. Так он будет хорошо виден на снимке и даже слегка светиться.

В моём случае схема света выглядит так:

    Рисующий свет. Вспышка в стрип-боксе чуть позади сцены. Бьёт чай и лимоны напросвет. Мне нравится этот эффект на прозрачных объектах: они начинают светиться и получается очень красиво.

    Заполняющий свет. Можно поставить отражатель, но со вспышкой за большим диффузором мне нравится больше. Подсвечивает тени, делает видимыми чайные листья и звёздочку аниса слева.

    Чёрный флаг. На третьем фото видно обе вспышки вместе. Плюс, поставила маленький чёрный флаг (лист картона формата А6), чтобы закрыть полоску горизонтального фона за пустой чашкой - мне нравится, когда горизонтальной границы в кадре не видно.

Съёмка и обработка

Не забудьте сделать «пустой» кадр, где композиция уже есть, а лимонов и держателей ещё нет - так будет проще удалить последние. Проверьте, всё ли хорошо держится, переведите камеру в режим серийной съёмки, добавьте пар способом, который вам больше всего понравился и сделайте несколько снимков. Настройки, разумеется, подбираются в зависимости от вашего источника света и атмосферы, которую вы хотите передать. Мой EXIF выглядит так: ƒ/10, 1/100s, ISO 160.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Теперь надо немного поколдовать над картинкой. Обработка здесь минимальная, потому что мы всё сделали «на площадке». Снимайте в RAW. Такая съёмка в камерах Nikon позволяет гибко регулировать цвет и сохранять детали в тенях. Сконвертируйте файл из RAW, увеличивая насыщенность синего цвета, чтобы пар выглядел более контрастным рядом с дольками лимонов. Откройте самый удачный кадр из серии и «пустой» кадр в Фотошопе, положите «пустой» кадр поверх отдельным слоем и с помощью маски слоя (Layer Mask) и мягкой кисти просто закрасьте всё, что не должно быть видно. Заретушируйте видимые части игл в лимонах и листьях. Мне понадобилось добавить кадру еще немного блеска: сделать цвет чая теплее, убрать пылинки, чуть высветлить чайные листья на переднем плане. Та-да!

Если говорить о профессиональной съемки натюрмортов, то это еще и очень выгодное дело, так как такие фотографии используются во всевозможных журналах, каталогах и веб-сайтах. В работе с натюрмортами есть много преимуществ, которые часто недооцениваются. Сегодня мы расскажем вам некоторые основные правила о съемке натюрмортов и, возможно, этот жанр заинтересует вас.

Приступаем к работе

Вопреки распространенному мнению, вам не нужна студия или какое-нибудь место, для того что бы начать фотографировать натюрморты. Вы можете начать с простого использования пространства дома, вам на помощь может прийти свет из окна и простой фон.

Фотографируя натюрморт, для создания кадра вам потребуется учесть гораздо меньше деталей, чем при работе с пейзажами или при съемке моделей. Готовясь к съемке, и думая о будущей фотографии, у вас есть гораздо больше возможностей регулировать положение предметов.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон. Фотографируя, старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, такие поверхности могут искажать свет и портить кадр.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим. Если вы не можете себе позволить приобретение студийного осветительного оборудования, то сможете обойтись и подручными приборами. Помните, у вас есть полный контроль над съемкой, так что если вы хотите, найти помещение, в котором можете полностью избавиться от естественного света с помощью жалюзи или штор, вы сможете создавать оригинальные кадры с самостоятельно установленным искусственным светом. Если такой возможности у вас нет, создайте привлекательные фотографии с помощью натурального света.

Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы так же можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Использование штатива плодотворно влияет на съемку натюрмортов, с их помощью вы можете наблюдать за сюжетом. Так же, он поможет вам использовать длинные выдержки, и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, что бы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Определяемся с выбором фона

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, красивым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на фоне простого фона, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов, вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут, в качестве фона, хорошо будет смотреться черный бархат, или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей , подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.

Что бы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре кадра? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это сейчас не звучало, но поверьте, на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть практически уверенны в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.

В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать кадр, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовится к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.

При съемке натюрмортов, у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, что бы сфокусироваться. Для предметной фотосъемки вам отлично подойдет макро объектив, если такого вида оптики у вас нет, то можете просто попробовать снимать в макро режиме. В данном случае это может быть самый оптимальный вариант.

Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идеи, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.

Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.

Пришло время фотографировать!

Найдите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все, полученные ранее, советы и приступайте к работе.

Подготовьте требуемые компоненты натюрморта, зарядите и настройте фотокамеру, позаботьтесь об освещении и творите. Можно попытаться фотографировать с максимальной диафрагмой f/1.8, если у вас есть светосильный объектив, он поможет в достижении художественного размытия фона.

Представляем серию натюрмортов от фотографа Карины Сосновской из горда Минск. Карина снимает в жанрах архитектурная фотография и натюрморт. Ее стаж съёмки уже 8 лет. Другие работы Карины вы можете .

Карина комментирует свои съемки:

НАТЮРМОРТ — как составить композицию и фотографировать

В о все время жили люди, делающие мир своими руками красочнее, ярче, сочнее. Фотодело — одно из самых интересных в современном мире, а само фотоизображение является одновременно и объектом , и субъектом художественного постижения мира.

Сюжеты, которые мы видим на фотографиях, стали средством нашего самовыражения. И когда этим делом занимаешься много лет, то уже можно сказать: что вы фотографируете, то вы и получаете.

В фотографии, которой занимаюсь более восьми лет, для себя открыла все известные жанры. Например, пейзаж: да, очень даже замечательно оказаться в каком-нибудь экзотическом месте южных широт и тогда впечатления от увиденного через объектив фотоаппарта будут измеряться многими гигабайтами памяти.

Красочная жизнь растений , удивительный мир детей, способность выдержать тяжёлую фотосессию питомцев — всё это увлекательно в мире фотографии и было очень активно в моей жизни; помогала хорошей знакомой для её книги фотографировать множество растений — теперь очень спокойно смотрю на розы, ромашки и многие другие цветы и растения.

Но отдельно для себя выделяю жанр — натюрморт. Тут вы и только вы решаете, каким будет сюжет, какие предметы участвуют в съёмке, чего не скажешь о съёмке пейзажа — настраиваешься на одну погоду, а ветер и дождь могут поменять твои желания.

Про виноград

Композиция натюрморта — это не спонтанное решение; предметы обязательно должны быть объединены в одну историю.

Определяем главный предмет — в данном примере это корзинка . Гроздья винограда и клубок лозы раскладываем так, чтобы тёмная гроздь оказалась в центре, а клубок и светлый виноград по краям; так они не сливаются в один цвет.
Ещё у нас есть высушенный «хвост» клубка — перекидываем его через всю композицию и тем самым он повторяет ручку нашей корзинки.

Всё — композиция составлена. Теперь можем приступать с настройкам съёмки.
Очень важная вещь в предметной съёмке — это штатив. Обязательно трипод, с возможностью вращения в трёх плоскостях, с выходом центральной штанги и высотой съёмки от 40 см до 180 см.

Подойдёт штатив из семейства Slik.

Canon EOS 600D | f 22 | 30сек | ISO 100
Фото делаем в затемнённом месте. Затвор ставим на таймер, чтобы никаких дрожаний не передалось на фото. Зажимаем диафрагму на значении 22 — чем меньше диафрагма, тем больше резких деталей будет на снимке. Выдержку ставим 30 сек: почему так много — потому, что мы даём «выстреливающий свет» отдельной вспышкой на пару секунд, и таким образом достигаем лёгкого освещения композиции.

Но ещё, как вы заметили, фото имеет лёгкую размытость — здесь использовался диффузионный фильтр на объективе. Очень хорошо, когда фотоаппарат при съёмке подключён к компьютеру — сразу виден результат, и если что-то не получилось, можно, не нарушая всех установок штатива, фотоаппарата и композиции, переделать работу.
Иногда фотографирую первые кадры в монохроме: так лучше можно увидеть, как построены предметы , а потом уже в цветном формате видеть полный результат съёмки.

И ещё один важный момент: если серьёзно занимаемся фотографией , то обработка готовых снимков обязательно требует обработки в фоторедакторах. Пользуюсь «народной» программой Photoshop 5 версии. Бывает, что только на компьютере можно увидеть мелкий фотомусор — соринки и т.д.

Уходящее время

Очень долго подбирала предметы для этой композиции. Песочные часы в моей семье ещё с времён царя Гороха, а вот сфотографировать их в композиции никак не получалось.

Но помог, как всегда, случай. Ездила в гончарную мастерскую и под заказ попросила сделать кувшинчик, нарисовала, какой хочу, и мастер мне его сделал. Глина настоящая, высшего качества, обожжённая и без глазури, исключительно для сухих растений: если налить в него любую жидкость, кувшин превратится в комок глины .

Canon EOS 600D | f 19 | 30сек | ISO 100
Поэтому бережно храню его в льняном мешке. Вот уже к часикам был первый предмет готов. Но чего-то не хватало ещё — что только я сюда не подбирала: корзинки, тарелки, фигурки, ткани — ничего не шло. Но помогла подруга — привезла из Индии сувенирные плетения для дизайна: сделаны без швов и клея.

Так и появился плетёный «глаз» в этой композиции: понравилась его прозрачность и форма. Но хотелось сделать вертикальное фото, поэтому в кувшин поставила высокий сухоцвет двух вариантов: крупные и простые пружинки. Сфотографировала и вижу, что опять чего-то не хватает — ведь натюрморт уже имел своё будущее название «уходящее время».

Но, как у каждого фотографа, который делает предметную съёмку, есть большой реквизит сухих растений — так и появились высушенные цветы гипсофилы.

Всё составлено — можно фотографировать. Основной свет направлялся на нижнюю часть композиции и очень хотелось, чтобы кувшин тоже «получил» освещение. Схема была такая: поставила таймер на 30 сек, диафрагма 5 сек в темноте, потом 5-6 сек свет, потом снова темно 5-6 сек, потом свет на кувшин на 2 сек и темно до конца таймера.
Несколько было сделано кадров — этот получился таким, как я его задумывала.

С орехами

Сложная по элементам композиция. Есть стекло, керамика, текстиль, растения.

Отдельно по каждому предмету поговорим. Начнём со стекла. Обязательно до начала съёмки надо привести в порядок внешний вид стеклянных предметов — хорошо вымыть и просушить, потому что, поверьте, обязательно заляпанность будет видна и на фото, какое бы оно не получилось правильное, это будет очень заметно для зрителя.
Поэтому — моем стекло перед съёмкой обязательно!

Кувшин этот из той же гончарной мастерской, куда я приезжаю за такими предметами.
Плетёная тарелка попала ко мне в виде подарка от одной знакомой.

Растения — здесь есть ветка лаванды, спиральки индийские, сушёные лепестки тюльпанов и заготовленные ранее колосья. Хорошо их собирать в августе месяце — просто выезжаете за город и бережно с края поля (с секатором в руках) можно собрать хороший фотоматериал.

Canon EOS 600D | f 16 | 20сек | ISO 100
Собирать их нужно с большим количеством зерен, потому что за время сушки некоторая часть всегда осыпается. Я обычно собирают очень много. Свежие колосья надо поставить в стеклянный сосуд, но не на прямое солнце; и за месяц они очень хорошо высыхают.

Потом их складываем в 10-15 веток и обматываем льняной ниткой нижнюю часть — в таком виде они могут дальше вам прослужить не один сезон в фотосъёмке.

Джентльменский набор фотографа-натюрмортиста

В фотосъёмке очень популярен, и у вас, как у настоящего джентльмена в шкафу с галстуками, должна быть разнообразная цветовая гамма. Лучший текстиль для съёмки — это шифон, он окрашен в рисунок в двух сторон, что при съёмке очень важно, когда ткань раскладывается в композиции, ну и конечно европейского качества материал.

Фон композиции. Берём готовую раскрашенную ткань и с обоих краёв к ней фиксируем планки, тем самым она может ровно без складок держать ЗП (задний план).

Переходим к составлению предметов

Предметов много, и правильно их ставить надо не в одну линию, а на разном уровне. Кувшин ставим первый, ваза/стекло немного ближе к краю и тарелка за вазой позволяет её видеть. Тарелка держится на маленькой подставке для посуды. Теперь ткань раскладываем через всю композицию, не закрывая предметы, а края ткани выводим на боковые стороны.

В вазу насыпаем сухие цветы тюльпанов — наполнение на 1/2 позволяет и вазу выделить, и сухоцвет показать. Теперь уже можно орехи разложить: кладем их так, чтобы не мешали обзору предметов, но и не прятались за композицию.
Теперь можно фотографировать.

Хотелось выделить колосья светом и не затемнить всю композицию. Настроено было 2 боковых света: на колосья и на всю композицию. Фотографировала по схеме предыдущего фото: свет — темнота — свет.

В фоторедакторе photoshop сделала слой с непрозрачностью 15% и только третью часть слоя взяла для лёгкого рассеивая в зоне орехов.

В итоге могу сказать, что сделать случайную композицию хорошей и качественной невозможно — нужно очень продумано подойти к этому делу.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации